Что считается классом комплектом
«Класс-комплект» — повод для конфликта или для развития?
Могут ли дети разного возраста учиться вместе? Практика показывает: могут. Только нужно грамотно организовать процесс.
Класс-комплект — слишком «чиновничий» термин для образования. Обычно он идёт под руку со словом «оптимизация» и не вдохновляет на человеческий разговор. Так обозначают класс, в котором дети разных годов обучения занимаются с одним учителем в течение одного урока.
Многие федеральные СМИ отметили 1 сентября 2015 года новостью о том, что родители школьников посёлка Ламбасручей в Карелии бойкотировали праздничную линейку в знак протеста против оптимизации малокомплектных школ. При этом вскрылся целый ворох проблем, с которыми сталкиваются учителя не только посёлка Ламбасручей, но и других малонаселённых пунктов республики: недостаточное материальное обеспечение школ, плохие дороги, по которым ходит школьный автобус, неготовность районной администрации вести открытый диалог об образовании и многое другое.
Но с точки зрения образовательных технологий интересен другой момент. В связи с этой новостью часто приводится фраза родителей о том, что обучение в одном классе детей разных возрастов (то, к чему должна в данном случае привести оптимизация школы) — это препятствие для качественного образования. Это утверждение (или опасение?) возникает почти всегда, когда речь заходит о малокомплектных школах.
В наши представления о школе до сих пор успешно вписываются перо, чернила и строгое расписание классно-урочной системы.
Родители бьют тревогу, узнав о создании классов-комплектов. Юристы дают советы, как этого не допустить. Можно найти немало профессиональных форумов, где и учителя делятся своими бедами при работе с классами-комплектами. Кроме проблем с начислением заработной платы, они говорят о том, что невозможно следовать ФГОСу и давать детям достаточный уровень знаний, когда у тебя рядом сидят, например, пятиклассники и восьмиклассники: за один урок сложно объяснить две темы и уделить всем должное внимание.
Читайте также :
Тем временем, лидеры современного образования считают систему деления на классы по возрастам и годам обучения искусственной и далеко неидеальной. И это не открытие.
Разновозрастное обучение — это естественно
Классно-урочная система с дифференциацией детей по возрасту и году обучения — ответ на необходимость организовать массовое общее образование. Практически сразу после повсеместного распространения этот ответ стал подвергаться критике, а в середине XX века ряд педагогов высказали утверждение, подкреплённое различными исследованиями, что дети усваивают материал с разной скоростью, а значит, это вообще противоестественно — «тащить» группу детей по ступеням образования в одинаковом темпе.
Другая претензия к такой системе — изолированные друг от друга дети разных возрастов лишаются уникального социального и психологического опыта. В разновозрастных детских группах проще развивать ответственность, коммуникативные навыки, толерантность и другие полезные качества. Кроме того, в них легче решаются вопросы иерархии и распределения обязанностей.
Салман Хан, основатель всемирно известных онлайн-курсов «Академия Хана», представил в своей книге такую «Школу Будущего»: в её классах занимаются дети, каждый из которых находится на своём этапе учебной программы, поодиночке или группами они решают проектные задания или работают с новым материалом. Нет отстающих и «второгодников», потому что у каждого свой образовательный маршрут. Старшие и младшие учатся вместе, потому что каждому возрасту есть чем поделиться с другим возрастом. И это всё становится возможным ещё и благодаря современным технологиям — электронным учебникам, смартфонам и другим устройствам, которые позволяют освободить учителя от обязанности читать лекции. Освобождённый учитель становится наставником и помогает справиться с практическими заданиями.
Например, The Guardian опубликовал в 2013 году статью, посвящённую практике так называемого «вертикального обучения» в школах Великобритании. Суть этого обучения заключается в создании разновозрастных групп, в которых используется принцип «старшие учат младших». Английские колледжи используют такую модель для объединения учеников на занятиях по непрофильным предметам, которые не пользуются большой популярностью «на выбор»: музыке, изобразительному искусству и т.д.. Преподаватели отмечают, что старшие школьники после года совместного обучения становятся более ответственными, а младшие, переходя на следующий год, не так боятся контрольных и экзаменов, потому что им есть, с кем обсудить подготовку. Проблем с дисциплиной на занятиях становится меньше: старшие дети берут на себя функции учителя по части наведения порядка.
Российский опыт
В России с разновозрастными учебными коллективами целенаправленно работает «Общественно-педагогическое движение по созданию коллективных способов обучения» в Красноярском крае. «КСОшники», как называют себя участники этого движения, начали с того, что создали экспериментальную разновозрастную группу на базе обыкновенной средней школы Красноярска в начале 1990-х. Так они решили разобраться с проблемой низкой успеваемости ребят из неблагополучных семей, которые традиционной школе доставляли немало трудностей.
Это может быть интересно :
Разновозрастная группа была определена как сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста по принципу «каждый работает с каждым, все друг другу помогают». Вместо классов были сформированы сводные отряды по предметам, во время занятий использовались индивидуальная, парная и групповая форма работы. Интересно, что, движимый лишь энтузиазмом учителей, которые были заняты ещё и в основной школе, эксперимент просуществовал недолго. Но в результате остались методические рекомендации, основанные на личном опыте, которыми «КСОшники» готовы делиться с другими.
Сейчас на сайте этого движения можно найти многочисленные работы учителей-практиков и методистов о том, как организовать работу в разновозрастном классе без ущерба качеству образования.
В сельских школах работа с возрастными группами всегда была актуальной
Некоторые учителя сельских школ, изначально вынужденные работать с классами-комплектами в силу обстоятельств, самостоятельно открыли для себя потенциал такого обучения. Они отмечают, что оно способствует социализации учеников и развитию коммуникативных навыков, а ведь именно такого опыта детям в небольших посёлках и деревнях крайне не хватает, если учесть, что местное немногочисленное население в большинстве своём пожилое.
Такие учителя размещают в Интернете статьи о своих успехах и неудачах, сотрудничают с региональными педвузами для разработки адекватных методик, объединяются для того, чтобы учиться друг у друга работать эффективно в любых условиях. Главная сложность работы в объединённых классах, которую отмечают все — это сложность перехода от классно-урочной системы к новой парадигме. Нужно строить процесс на основе общения детей друг с другом, давать им больше самостоятельности, по-другому посмотреть на учебный материал.
Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать. Не предоставляя ученику такой возможности и пытаясь ему всё объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить.
Сосновоозёрская школа №1, между прочим, является авторской стажировочной площадкой для учителей сельских школ Бурятии, на которой Жаргалма Аюшеевна и коллеги на практике передают опыт работы с разновозрастными группами.
Всё время прихожу к выводу, что необходимы изменения в структуре учебников, необходима своя, как мне кажется, «семейная» система обучения и воспитания в таких школах, где учатся одновременно дети разных возрастов в одном помещении (классе). Мне кажется, эта организация детей – оптимальная для деревни.
Валерия Игоревна Кудряшова — директор и единственный учитель в своей школе. Кроме неё в образовательном учреждении работают только «печник да тётя Тамара, которая готовит школьникам завтрак».
В школе посёлка Кенг-Кюель, Якутия, учителя реализуют программу с внушающим названием «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».
Ученики неполной сельской школы в селе Большая Брембола встречают сотый учебный год своей школы.
Но новый взгляд на устоявшиеся вещи бывает необходим, ведь это естественно, что образовательная система подстраивается под изменения реальности. То, что эффективно работает в одних условиях, может оказаться бесполезным в других.
Статья «Особенности работы в классе-комплекте»
Особенности работы в классе-комплекте.
Самым важным условием работы учителя с несколькими классами является планирование работы с учётом ряда следующих особенностей:
Уровня подготовки каждого класса и навыков самостоятельной работы.
Необходимо учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала.
Урок в классе-комплекте имеет свою специфику. Структура урока состоит из двух чётко выраженных этапов: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная работа. Если в обычном классе за определённый промежуток времени проходит несколько этапов урока, то в классе-комплекте – один этап. Однако, во всех случаях работа должна быть завершена во времени и по содержанию.
Ещё одна особенность – объединение классов в совместной работе. На уроках математики – устный счёт, арифметический диктант. Возможна также совместная работа над задачей, когда каждый класс получает некоторые данные условия задачи (учитывая программные и возрастные особенности), заканчивают составление плана решения задачи, затем решают её. На уроках русского языка совместная работа может быть при фонетическом разборе слова, при словарной работе (например, учащиеся первого класса проводят слого-звуковой анализ слова, а учащиеся 3 класса составляют с этим словом словосочетание, предложение и т.д). Возможна работа над изложением по одному тексту, сочинение на одну тему; беседы по чтению. На уроках ИЗО, физкультуры, трудового обучения – общая тема урока. На уроках трудового обучения можно объединить ребят разных классов в разновозрастные группы, где старшие консультируют и помогают младшим. Но при этом дети занимаются изготовлением одного изделия.
Для плодотворной работы в классе-комплекте необходимо умело чередовать коллективную и самостоятельную работу, широко использовать опоры, памятки, схемы, карточки-помогайки и т.д. и обязательно – обратную связь.
Эффективно использовать в классе-комплекте работу с учеником-консультантом. Пока учитель работает с одним классом, ученик-консультант может провести словарный или арифметический диктанты в другом классе. В первом классе тоже могут быть консультанты. Например, хорошо читающие ученики помогают слабочитающим детям, также ученики-консультанты могут помочь своим товарищам решать примеры. Так как в классах-комплектах, как правило, небольшое количество учащихся, поэтому мы постоянно работаем в парах.
Самостоятельная работа – важнейший этап работы в классе-комплекте. Главное, надо организовать работу так, чтобы дети знали, как её выполнить и для чего это надо. В моём классе на уроках русского языка в начале урока обязательно идёт повторение пройденного материала или проверка домашнего задания. При этом участвуют все ученики класса. Каждый получает карточку с определённым заданием, и ученики уже знают, кто за кем выполняет работу, как выполнять, кто работает у доски, кто – в тетради. Такой вид деятельности очень эффективен.
Очень важно соблюдать темп урока, в том числе – темп самостоятельной работы разными учащимися (поэтому и здесь работают консультанты, помогая слабым). Каким образом? На отдельной парте лежат дополнительные карточки с заданиями. Учащиеся обычно без напоминания выполняют следующую работу после того, как справились с основной. Главное условие при самостоятельной работе – дифференцированные задания.
Продолжительность самостоятельной работы не должна превышать 15 минут. Чем моложе класс, тем подробнее должна быть проверка самостоятельной работы. В старших классах проверка выборочная. (Я часто проверяю на переменах).
Ещё опыт показывает, что нужны более частые переходы от одного класса к другому. Почему? Слабые дети нуждаются в помощи учителя. Я стараюсь давать задания маленькими порциями, чтобы дети справились с ними. На этапе самостоятельной работы слабый ученик может допустить ошибку и если вовремя не проверить, не подсказать, то это повлечёт за собой и другие ошибки.
Недостатки обучения в классе-комплекте:
Нехватка времени, невозможность использовать дополнительную информацию в том объёме, в котором хотелось бы. Мало времени отводится при работе с учителем.
Учебники не учитывают специфики организации учебного процессав классе-комплекте. Особенность стабильных учебников состоит в том, что они предполагают совместную работу учащихся и учителя. (Особенно трудно приходится при обучении учащихся первого класса).В классе-комплекте учащиеся, как правило. Ограничиваются прочтением заданий и сразу, опустив множество необходимых умственных операций, приступают к списыванию. В результате смысл выполненных упражнений теряется, а в знаниях учащихся могут образоваться пробелы. Довольно значительная часть заданий требует различного рода дополнений, уточнений, расшифровки и т.д.
Возрастает утомляемость ребёнка. Поэтому мы на уроке много двигаемся: помимо физминуток, переходим от одной парты к другой, к доске, к парте с карточками. Дети привыкли к такой динамике урока, поэтому общаются шёпотом, не мешают друг другу.
Нечётко выделяются структурные звенья уроков, устанавливаются неверные соотношения между ними, особенно, при объяснении нового материала, его закреплении.
Трудно осуществлять проверку самостоятельной работы. Иногда приходится проверять на переменах.
Если в комплекте первый класс, то основная часть времени на уроке отводится им. Из-за этого, в какой-то мере, ущемлены интересы учащихся другого класса.
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
В нашем варианте номер класса означает год обучения.
На региональном уровне есть нормативный документ, регламентирующий деятельность малокомплектных школ.
Департаментом Образования Вологодской области в мае 2005 года разработано инструктивное письмо «О формировании классов-комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ». (30.№ 03-02/1039).
Приводим его текст полностью
В связи с поступающими в департамент образования обращениями об условиях формирования классов-комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ разъясняем следующее.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» оптимальным является раздельное обучение обучающихся первой ступени разного возраста.
Допускается объединение обучающихся первой ступени в класс-комплект, при этом отдается предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один класс-комплект обучающихся 1 и 3 классов, 2 и 3 классов, 2 и 4 классов.
При необходимости объединения в один класс-комплект обучающихся двух или трёх классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников).
При составлении расписания и определении учебной нагрузки учителя следует учитывать, что:
— уроки обучения грамоте, русского языка, математики в обязательном порядке проводятся без совмещения классов,
— в условиях полного совмещения классов проводятся уроки физической культуры, трудового обучения, музыки, изобразительного искусства,
— обучение первоклассников осуществляется в условиях пятидневной учебной недели, только в первую смену, при обязательном проведении в середине дня динамической паузы, с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии.
Заработная плата выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, определяемое согласованными и утвержденными в установленном порядке учебным планом и расписанием занятий.
В настоящее время вопросы, связанные с оплатой труда работников системы образования Вологодской области, регулируются законом Вологодской области « Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», принятым постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 01.01.2001.№ 000. Органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано применять данный закон при подготовке нормативных правовых актов по оплате труда работников муниципальных учреждений.
Вопросы организации образовательного процесса в малокомплектной школе на начальной ступени образования рассматриваются в рамках образовательных курсов повышения квалификации учителей начальных классов « Системный подход к образовательному процессу в классах с малой наполняемостью». Курсы проводятся лабораторией развития начального общего образования БОУ СПО «Вологодский педагогический колледж».
Особенности организации учебно- воспитательного процесса в малокомплектной школе.
Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Специфика малокомплектной школы описана в ряде теоретических исследований (5;6). Особенности малокомплектных школ:
· низкая информационная насыщенность школ на селе;
· недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;
· недостаточное общее развитие сельских детей;
· низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
· отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
· недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.
Но и при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса, оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.(1).
В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
· личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
· практическую направленность учебной деятельности учaщихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе должны стать:
· мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);
· активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;
· увеличение индивидуального общения учителя с учеником;
· создание условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);
· более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков;
· всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;
· привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.
Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей.
Варианты комплектования классов (по материалам ).
При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:
· численность учеников в каждом классе;
· степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;
· опыт и квалификацию педагога;
· соблюдение педагогической преемственности в работе учителя;
· размер классной комнаты.
Рассмотрим некоторые варианты объединения классов в комплекты. Необходимо заметить, что в любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы.
Вариант 1. В комплект объединены 1 и 2 классы.
Положительно в данном варианте:
· первый класс является пропедевтическим;
Недостатком такого объединения является:
· неумение первоклассников и второклассников работать самостоятельно (слабо сформированы данный навык и навык по технике чтения);
· далеко не все дети (даже 2 класса) могут удержать в памяти и решать поставленную задачу учителем.
Вариант 2. В комплект объединены 1 и 3 классы.
· ученики 3 класса умеют работать самостоятельно;
Недостатком такого объединения является неоправданное увеличение объема и времени на самостоятельную работу третьеклассников со стороны учителя.
Не рекомендуется объединять в один комплект учащихся 1- 4 классов. И первоклассникам и четвероклассникам необходимо уделять много внимания. В конце года четвероклассники должны продемонстрировать знания и умения за весь период обучения в начальной школе. Первоклассники же совсем еще не самостоятельны и внимания им придется уделять много.
Примерное комплектование классов дано в приложении №1.
Режим учебной недели
В современной начальной школе распространены и пятидневная, и шестидневная учебные недели. При составлении расписания в малокомплектной начальной школе необходимо руководствоваться установленными требованиями, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах САН ПИН.
3.1. Проводить уроки одновременно с двумя, тремя классами, где в комплекте есть первоклассники, очень сложно, т. к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя и могут отстать в учении.
Выходом из такого положения для многих учителей стало увеличение числа ежедневных уроков за счет сокращения продолжительности каждого из них до 30-35 минут. За 30-35 минут работы с одним классом учитель сделает больше, чем за 45 минут совместных занятий, учебное время школьников при этом не увеличивается.
Расписание примерно выглядит таким образом:
Как видно из расписания, учащиеся школы начинают занятия не одновременно. Первые два урока учитель работает с одним (1) классом. В это время, как правило, идет подробное, неторопливое объяснение нового материала, формирование общеучебных умений и навыков, индивидуальная работа с детьми.
Ко 2-му или 3-му уроку приходят дети других классов, входящих в комплект, и учитель занимается одновременно с двумя-тремя классами. Затем ученики одного класса (1) уходят домой или в группу продленного дня. В условиях полного совмещения целесообразнее проводить уроки физкультуры, трудового обучения, музыки и изоискусства. Уроки математики и русского языка в большинстве случаев должны проводиться отдельно. В этом случае неделя должна быть для 2-4 классов шестидневной, уроки – 35 минутные.
3.2. О соединении предметов в расписании.
Режим учебной недели (расписание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т. д.
Однако многолетняя практика работы педагогов показала, что оправдывает себя однопредметное расписание.
Главное достоинство однопредметных уроков в следующем:
· учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой;
· осуществлять преемственность в обучении 1-2,2-3, 3-4 классов;
· уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся;
· учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы (особенно на однотемных уроках), использования современных образовательных технологий.
Приведем пример однопредметного расписания.