Что считается формой словесного творчества детей
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения, предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения.
Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей. Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс. Другие считают источниками творчества окружающую жизнь, искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога.
По определению, творчество — это деятельность, в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.Оно характеризуется двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.
Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.
Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.
Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания.
Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество.
Детское словесное творчество—это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение.
Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.
В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.
Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества: умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение.
В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества, непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.
Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, способствующие словесному творчеству.
Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, постоянное обогащение опыта впечатлениями из жизни. Этому способствуют прогулки, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, праздники, развлечения.
Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить, оказывающего положительное влияние на творчество ребенка.
Развитие воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.
Развитие наблюдательности.
Обучение на занятиях.
Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.
Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.
Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.
Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра).
Развитие словесного творчества возможно, если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.
На это направлены творческие задания: уточнять понимание смысла образных слов и выражений; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.
Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.
Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.
Творчество в дошкольном возрасте Проблемой развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой, ведь речь идет о важнейшем условии.
Консультация для педагогов «Формы работы по развитию словесного творчества дошкольников»
Елена Больных
Консультация для педагогов «Формы работы по развитию словесного творчества дошкольников»
Работая с детьми по теме «Словесное творчество дошкольников» я решила познакомить и поделиться с педагогами формами своей работы, используемыми мной.
Формы работы по развитию словесного творчества дошкольников.
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Развивающие игры и упражнения.
Они играют большую роль в работе по формированию ориентировки дошкольника в мире слов родного языка, так как они не только активизируют умственную речевую деятельность детей, но и помогают осознанно использовать выразительные средства в своей речи.
Планирую то, или иное упражнение, я ставлю перед детьми разные задачи:
-находить слова, характеризирующие только определённое действие;
-образовывать новые слова от слова – образца (родственные слова);
-сказать об одном и том же предмете определённое количество слов-синонимов, антонимов или слова определения, слова наречия;
-на развитие чувства ритма и рифмы;
-на развитие умений вести диалог;
-на развитие голосового аппарата;
-на формирование навыков творческого рассказывания, придумывание небылиц и перевёртышей.
3. Творческие задания
(на формирование творческих способностей детей, развитие фантазии).
— с использованием приёма фантастических гипотез (что было бы, если);
-придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, механизмов и прочее;
-на установление связей фантастических объектов с реальным миром;
-моделирование образа нестандартными средствами (цветами, листьями, обрезками и т. д.);
-оживление предмета (наделение его определёнными свойствами характера, нахождение образа, соответствующего определённому характеру).
4. Чтение художественной литературы.
Через чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм у детей воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства речь становиться непосредственной, живой и образной.
5. Игры-драматизации и игры-имитации.
Их роль неоспорима в развитии у детей способности понимать эмоциональное состояние героев литературных произведений по характеру движений, походки, особенности общения. А так же в развитии коммуникативных умений детей.
6. Творческие игры.
Игровое творчество развивается в поиске средств для выполнения замысла, изображения задуманного. В игре дети обозначают свои мысли и чувства, комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, зрелищ.
7. Пропаганда методов творческого развития детей среди родителей.
В работе с родителями использую наглядную агитацию, консультации, беседы, выполнение совместных творческих заданий, проведение открытых мероприятий.
Спасибо за внимание!
Инновационные формы работы по взаимодействию педагогов ДОУ с семьей «Инновационные формы работы по взаимодействию педагогов с семьей» Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями,.
Консультация для педагогов «Формирование у детей музыкально-игрового творчества» Консультация для педагогов. «Формирование у детей музыкально-игрового творчества» Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным.
Консультация для педагогов «Формы работы с семьей» Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, педагога-психолог, учителя логопед, медсестру, членов.
Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.
Консультация для педагогов «Влияние художественного творчества на речевое развитие детей» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи, поэтому проблема исправления.
Консультация для родителей и педагогов по развитию мелкой моторики у дошкольников Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровье сберегающих технологий, которая в свою очередь связано с речью детей. В. А. Сухомлинский.
Консультация на тему: «Формы работы педагогов с родителями в период введения Фгосдо в работу ДОУ». Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивноговзаимодействия с семьёй. Ведущей целью.
Мастер-класс по развитию словесного творчества у дошкольников Мастер класс занятие для разучивания стихотворения С. Есенина «Береза» Важным звеном в развитии у детей связной речи является словесное.
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается.
Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок Ребёнок дошкольного возраста очень чуток к слову. Об этом говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей.
Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников
Наиля Талгатовна
Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников
1 Что является предметом изучения методики развития речи? Выберите правильный ответ.
1. Процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия
2. Процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослого
3. Формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности
4. Процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста
2 С какой возраста начинается работа по обучению детей диалогической речи?
1. младший дошкольный возраст
2. средний дошкольный возраст
3. старший дошкольный возраст
3 Что не считается формой словесного творчества детей.
1. создание слов-неологизмов
2. сочинение стихотворений
3. чтение стихотворений наизусть
4. сочинение рассказов и сказок
4 Словообразование — это компонент. Выберите правильный ответ.
1. грамматической стороны речи
2. звуковой стороны речи
4. лексической стороны речи
5 В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только.
1. на основе врожденных способностей к языку
3. в процессе общения
4. в процессе развития интеллекта
5. в процессе предметной деятельности ребенка
6 Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
4. Чтение воспитателя по книге или наизусть
5. Заучивание с детьми на память
7 Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи?
1. Пальчиковые игры
3. Игры со строительным материалом
5. Дидактические игры
8 Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?
5. Речевой образец
Работа с родителями в соответствии с ФГОС до (научно-практическая конференция педагогических работников) Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Доклад «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» (научно-практическая.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОО Ионас И. В., Мещерякова С. Б. МБОУ ДПО «НМЦ», г. Кемерово Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников.
Конспект деловой игры для педагогических работников «Поле чудес» Цель: повышение основных компетентностей (профессиональной, коммуникативной, правовой, информационной) педагогов Учреждения, повышение социальной.
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Труд работников села» Цель: Знакомство с трудом взрослых в сельской местности. Задачи: Образовательные Закрепить названия овощей и фруктов, правильное.
Консультация для педагогических работников «Дети и дорожное движение» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ОД ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк Мария Викторовна Дети и дорожное движение. Скорость движения, плотность.
Консультация «Программа профессионального саморазвития педагогических работников ДОО» В современных условиях развития образования в России особенно актуальна проблема саморазвития педагогов. Ведь воспитать творческую, самодостаточную.
Мастер-класс для педагогических работников «Создание электронных игр-презентаций» Мастер-класс «Создание электронных игр-презентаций» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства воспитателей – участников.
Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус.
Словесное творчество дошкольников
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста
Словотворчество – это самостоятельное создание ребенком новых слов, составляющее одну из наиболее значимых особенностей в речевом развитии детей.
Словотворчество – одна из главных особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Реализация индивидуальности ребенка происходит именно в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Особая роль в развитии речи в дошкольном возрасте отведена творчеству.
Словесное творчество – одно из явлений речи детей, заключающееся в том, что в повседневном общении или играх дети могут спонтанно включать в свою речь слова такой структуры, которую не используют в языке окружающие люди, поэтому ребенок не мог ее имитационно усвоить.
Особое место в личностном развитии детей младшего возраста отведено процессу освоения культуры, в связи с чем, развитие словесного творчества ребенка может идти в процессе приобщения детей к различным видам социальной культуры. Безусловно, именно первые годы жизни сензитивные для становления речи.
Конечно, наличие творческой составляющей в речевом становлении ребенка обогащает и социализирует его с самого детства.
Словесное творчество детей представляет собой процесс создания ребенком новых для него слов, которые часто вызывают умиление у взрослых, характерный преимущественно для младших дошкольников. В возрасте 5-6 лет дети уже могут запомнить много основных оборотов речи, используемых взрослыми, потребность в формировании собственных новых слов у них таким образом отпадает. В связи с этим, детское словесное творчество может считаться результатом аналитики, логики и работы памяти.
Словесное творчество детей должно поощряться, а не считаться явлением, оказывающим на ребенка негативное воздействие. Необходимо стимулировать придумывание детьми новых уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых им слов. Словотворчество представляет собой естественный способ освоения лексического богатства родного языка, осмысление разнообразия грамматических форм. При активном словопроизводстве развивается речь и воображение, что говорит о творческом начале в детской личности. При небрежном и невнимательном отношении родителей и взрослых к детской речи, напротив, творческое начало угасает.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности и основные ступени развития словесного творчества детей дошкольников
Важная характеристика детского словесного творчества – ориентация ребенка на языковую систему. Активное использование всех возможностей системы в ситуации полного или почти полного игнорирования нормы – наиболее продуктивный и творческий путь в речевом развитии ребенка. Главное приобретение данного периода – развитие у детей тонкого языкового чутья.
У младших дошкольников есть необходимость назвать своим уникальным словом каждый новый объект. В среднем и старшем дошкольном возрасте на первый план выходит ориентировочная и экспрессивная функция. Ребенок приступает к обыгрыванию слов, созданию нескольких вариантов одного слова.
К возрасту 5-6 лет словесное творчество в детской речи угасает. Это объясняется снижением природного чутья к языку. Отмечено стремление детей говорить также, как говорят взрослые. Связывать угасание детского словесного творчества можно с прочным усвоением грамматических форм и свободным их использованием.
Изначально ребенок использует механизм словесного творчества непроизвольно и неосознанно, а с расширением когнитивно-языкового опыта он постепенно начинает намеренно использовать словесное творчество в разнообразных ситуациях общения.
Словесному творчеству помогает развитие детского художественного творчества, в котором принято выделять три этапа:
Основанием творческого рассказывания служит переработка и комбинирование представлений, в которых отражена реальная действительность, а на этой основе создаются новые образы, действия, ситуации, которые ранее не имели места в непосредственном процессе восприятия. Единственный источник комбинированной деятельности воображения – окружающий мир. В связи с этим творческая деятельность напрямую зависит от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, которые предоставляют материал для фантазии.
Речевое развитие состоит из:
Одно из основных условий успеха детей в творческой деятельности – непрерывное обогащение детского опыта впечатлениями из жизни. Такая работа может быть разного характера в зависимости от конкретного задания – экскурсия, наблюдение за трудом взрослым, рассматривание картин или альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
Что считается формой словесного творчества детей
В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова (СНОСКА: Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996), лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа (СНОСКА: Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.