Что считается доп оборудованием автомобиля
«В ГИБДД его развернули». Машину с допами могут не поставить на учет
Росстандарт разослал в адрес автопроизводителей письма с предупреждением о возможных проблемах при постановке машин на учет, выяснил Autonews.ru. В них, в частности, речь идет об установке дополнительного дилерского оборудования. Письма с информацией о том, что выпуск в оборот новых машин с конструктивными параметрами и характеристиками, отличными от зафиксированных в документации, не соответствует требованиям Технического регламента, получили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и в Объединении автопроизводителей России. Оба письма имеются в распоряжении Autonews.ru.
Как объяснили Autonews.ru эксперты из отрасли, письмо связано с текущей практикой дилеров продавать автомобили только с многочисленными и уже предустановленными дополнительными опциями. Из-за дефицита машин на рынке покупатели вынуждены соглашаться на то, что есть. При этом зарегистрировать автомобили, если все возможное дополнительное оборудование не указано в одобрении типа транспортного средства (ОТТС), в ГИБДД просто невозможно. Об этом, в частности, Autonews.ru сообщил глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
В своем письме Росстандарт обратил внимание на то, что новые автомобили продают через дилерские центры уже с установленным на них до передачи конечным потребителям дополнительным оборудованием. В ведомстве напомнили, что все конструктивные параметры и характеристики автомобилей нужно добавлять в ОТТС.
«В случае необходимости выпуска в обращение транспортных средств, относящихся к типу, на который оформлено ОТТС, имеющих конструктивные отличия от зафиксированных в ОТТС, необходимо подтверждение выполнения требований Технического регламента», — говорится в документе.
Речь идет об обращении в специализированные лаборатории, куда и сейчас водители приезжают, чтобы узаконить различный тюнинг и получить разрешение на регистрацию такого автомобиля в ГИБДД.
При этом, как уточнил генеральный директор одной из таких лабораторий Юрий Пархоменко, сейчас законодательство не предусматривает возможности сначала получить разрешение на установку всех дополнительных опций на новый автомобиль и только потом зарегистрировать его в ГИБДД. Однако если в ГИБДД обратят внимание на нестандартное оборудование, в регистрации откажут.
Что можно устанавливать автомобиль, а что — сначала регистрировать в ГИБДД
Все оборудование, установленное на новый автомобиль, который собирается продать дилер, должно быть указано в ОТТС. Только в таком случае регистрация машины в ГИБДД точно пройдет без проблем. Как объяснил Шапарин, разрешение на установку такого допоборудования регистрирует сам производитель, либо же его должен после установки узаконить собственник, обратившись сначала в испытательную лабораторию, а затем — в ГИБДД. Подробный список всего, что считается допами, указан в Техническом регламенте. [1]
Каждый производитель решает сам, на что получать одобрение самому, а что переложить на покупателя.Например, один производитель может зарегистрировать накладки на бампер как стандартное оборудование — тогда его можно ставить в автосалоне и не регистрировать в ГИБДД, поскольку такой тюнинг уже прописан в ОТТС. Другой же производитель делать этого не будет или выберет другие параметры.
По словам Шапарина и Пархоменко, дилеры ставят широкий набор оборудования, который обычно не прописан в ОТТС. К ним, например, относятся:
«В регистрации в спецлаборатории нуждается любой компонент, который добавлен в автомобиль и который не указан в одобрении типа. И при этом это не легкосъемная конструкция, которой считаются, например, рейлинги на крышу, — объяснил Шапарин. — Это, например, все дополнительная электроника, которую подключают к бортовой сети. Все это при желании в ГИБДД могут подтянуть под внесение изменений в конструкцию».
Шапарин подтвердил слова Пархоменко: водитель может сам установить любое нужное ему оборудование. Для этого необходимо пройти процедуру одобрения внесения изменений в конструкцию. Но сделать это в случае с автомобилем, который не выпущен в эксплуатацию, невозможно.
«Поэтому официально дилеры могут сделать так: отдельно продать клиенту допоборудование, не устанавливать его до регистрации в ГИБДД. После чего покупатель возвращается, устанавливает допы, едет в лабораторию и снова — на регистрацию в ГИБДД. Конечно, дилера такая длинная схема не устраивает. Поэтому без предустановленных опций машину не купить, а если в ГИБДД в регистрации откажут — это уже проблемы клиента, а не продавца», — объяснил Шапарин.
Продавцам пригрозили санкциями
О том, что ранее руководство ГИБДД запрещало регистрировать новые автомобилей, на которых стоит незарегистрированное допоборудование, напомнил Пархоменко. «Эта история не нова. Некоторое время назад такие меры точечно, но сработали. Гайки закрутили, дилеры испугались. А теперь все вернулось обратно», — считает эксперт.
Пархоменко также объяснил, что именно Росстандарт надзирает за тем, чтобы выпускаемая продукция соответствовала ОТТС и сертификатам безопасности.
«Вот дилер продает автомобиль, все оборудование должно соответствовать оформленным на него документам, — отметил Пархоменко. — Но формально это так и происходит. Дилеры придумали хитрую схему: по основному договору продают автомобиль, а опции проходят по другому, даже не дилерскому договору. А о том, что у клиента могут возникнуть проблемы, дилеры не говорят. Им проще продать машину сразу, потому что после регистрации в ГИБДД машины без допов клиент к ним может и не вернуться».
Пархоменко рассказал, что ему известны случаи, когда в ГИБДД отказывали в регистрации таких автомобилей. «Клиент согласился на дополнительное оборудование ценой в 2 млн рублей, а в ГИБДД его развернули, — поделился Пархоменко. — В такой ситуации выход только один — снимать оборудование и ехать снова. Ведь без регистрации ездить нельзя».
Эксперт уточнил, что, продавая автомобиль, который не отвечает требованиям безопасности, проблемы в первую очередь грозят производителям. Так, ОТТС вообще могут прекратить. Об этом же предупредили и в Росстандарте.
Согласно информации из письма, в случае выпуска в обращение транспортных средств, у которых конструктивные параметры и характеристики отличаются от зафиксированных в ОТТС, или хотя бы одна характеристика или компонент, в отношении которых установлены требования безопасности, не соответствует уровню требований, указанному в ОТТС, такие транспортные средства считаются не соответствующими требованиям Технического регламента.
Как предупредили Росстандарте, это может привести к ограничению или запрету выпуска в обращение таких автомобилей. Также возможен принудительный отзыв с рынка, включая требование об аннулировании ПТС.
Шапарин отметил, что в практике ведомства случаи принудительного отзыва случались. Например, в отношении корейских кроссоверов, у которых были проблемы с защитой бамперов и порогов. В качестве положительного примера он привел коммерческие автомобили Volkswagen, у которых все возможное дополнительное оборудование прописано в ОТТС.
Как заверил Шапарин, дилерам и автопроизводителям проблема давно известна. «Водители не сталкиваются с такой проблемой массово исключительно благодаря доброй воле сотрудников ГИБДД, — считает Шапарин. — Но после этого письма многое может измениться».
Что говорят дилеры про допы, которые не регистрируют в ГИБДД
В свою очередь директор по юридическому сопровождению ГК ABTODOM Таисия Тезапсиди заверила, что требования Росстандарта не относятся к оригинальному дооснащению, которое устанавливают дилеры и которое одобрено автопроизводителями.
«Для нас изменений нет — дилеры не могут вносить изменения в конструкцию транспортных средств до их реализации конечному потребителю. Если клиент заказывает дооснащение у официального дилера, ему предоставляется вся необходимая документация на дополнительное оборудование», — сказали в дилерском центре.
Руководитель проекта по дополнительному оборудованию «Авилон Мерседес-Бенц» Вадим Волков заверил, что в компании ставят автомобили на учет по дилерскому договору. «Все автомобили сертифицированы, проходят Гостехнадзор и безопасны для эксплуатации. Когда клиент приезжает покупать машину, то ставя ее на учет, видит во всероссийской базе отметку о том, машина прошла процедуру Гостехнадзора и полностью допущена к эксплуатации, все узлы и агрегаты прошли соответствующие испытания на безопасность», — отметил представитель дилерского центра.
Что именно относится к дополнительному оборудованию на автомобиле
Существует такое понятие, как заводская комплектация автомобиля. Это список опций, которые присущи конкретной модели автомобиля, они вписываются в сервисную книжку и дилерскую базу данных, благодаря чему, любой официальный дилер может по VIN-коду посмотреть штатную комплектацию того или иного автомобиля. В ней указывается цвет салона, набор опций одним словом полностью вся история автомобиля, с момента выхода с конвейера.
Угнанные автомобили очень часто находят именно по характеристикам комплектации. Если серийные номера перебивались, то список опций не будет соответствовать действительности и дилеры очень часто обращают на это внимание. Также, если Вы заказываете такую услугу, как выездная диагностика, то мастер всегда сверяет VIN-номер с тем, что имеется по факту.
Но существует такое понятие, как дополнительные опции, которые устанавливает непосредственно сам владелец автомобиля, после того, как он перешёл в его собственность.
Одним словом, все те опции, которые автовладелец устанавливает самостоятельно, в обход штатной комплектации транспортного средства. Тонировка автомобиля также относится к дополнительному оборудованию.
Но не забывайте, что дополнительные опции могут быть запрещёнными. Лебёдки, силовые бампера, лифт комплекты подвески, громкие звуковые сигналы, подсветка номерного знака и многое другое, сегодня находится «вне законна».
Поэтому, если Вы решили установить доп-оборудование на свой автомобиль, изменив его штатную конструкцию, то поищите в Яндексе характеристики данного оборудования и проверьте его на предмет отсутствия в реестре запрещенных. Ищите свежие публикации, поскольку законодательство постоянно меняется.
Допы, из-за которых ГИБДД не поставит машину на учет. Список и объяснение
Автомобилисты, которые доработали свою машину, часто сталкиваются с проблемами во время регистрации в ГИБДД. Инспектор отказывает в постановке на учет и отправляет писать заявление на внесение изменений в конструкцию. После чего собственники вынуждены ехать в лабораторию — проходить испытания и получать документы.
Причем часто речь идет не о гаражных кенгурятниках и спойлерах, чип-тюнинге мотора и изменениях в тормозной системе. Проблемы возникают даже из-за сертифицированных декоративных накладок на кузов и дисков другого размера. Нередко отказывают даже из-за оборудования, которое устанавливают официальные дилеры при покупке машины. Autonews.ru выяснил все нюансы про допы и узнал, почему из-за них возникают проблемы.
«Все это просто украшение кузова»
Первые сложности с регистрацией автомобилей, на которые в дилерских центрах ставят кузовные стайлинг-пакеты, начались пять лет назад. Тогда ГИБДД массово начала отказывать автомобилистам в регистрации таких машин и отправлять их в лабораторию за подтверждением безопасности в связи с внесением изменений в конструкцию. Дилеры столкнулись с тем, что готовые машины с сертифицированными допами уезжали от дилера, а потом получали проблемы с постановкой на учет. Тогда компании по установке дорогого европейского тюнинга начали помогать клиентам получать сертификаты в специальных лабораториях. Об этом Autonews.ru рассказал руководитель такой компании, пожелавший не называть своего имени.
«Первые проблемы возникли с дисками, аэродинамическими комплектами, накладками на капот, зеркалами и спойлерами, которые, к слову, не выходят за габариты автомобиля и никак не влияют на его безопасность. Все это просто внешнее украшение кузова», — рассказал поставщик допоборудования для дилеров.
При этом из-за нестыковок в документах (административный регламент МВД и техрегламент Таможенного союза) владельцев таких машин ждет серьезный квест. Дело в том, что внесение изменений в конструкцию автомобиля можно инициировать только когда машину уже начали эксплуатировать. А момент «эксплуатации» наступает не в момент выдачи ПТС, а только после регистрации автомобиля в ГИБДД. То есть фактически клиент, купивший, например, автомобиль с дисками большего размера у дилера, не может внести изменения в конструкцию. Сначала он должен купить машину в заводском состоянии, поставить ее на учет в ГИБДД и уже после вернуться к дилеру за понравившимися дисками.
Оборудование, из-за которого машину не поставят на учет | ||
Оборудование | Что говорит производитель | Что говорят в ГИБДД |
Декоративные накладки на кузов, включая зеркала и спойлеры | Официально сертифицировано в ЕС, не влияет на безопасность | Изменения в конструкции, которые нужно проверять в лаборатории |
Насадка на выхлопную трубу | Не меняет конструкцию, не влияет на экологический класс | Меняет конструкцию, меняет экологический класс |
Диски большего размера | Допустимы автопроизводителем и НАМИ согласно ОТТС | Не указаны на самом кузове, значит не испытаны |
Нештатный бампер | Официально сертифицировано в ЕС, не является частью силовой конструкции кузова, безопасно | Изменения в конструкции, которые влияют на безопасность кузова |
Дополнительный свет | Официально сертифицировано, не влияет не безопасность | Изменение конструкции, влияющее на безопасность |
Доработанная внедорожная подвеска | Официально сертифицирована в ЕС под конкретные марки и модели | Изменения конструкции, влияющие не безопасность |
«Многих клиентов эта процедура отпугивает. Для производителей серийного тюнинга ситуация патовая. Если поставить в ряд пять одинаковых автомобилей с нашим тюнингом, то они все будут идентичны. Но меня каждый раз заставляют проходить процедуры внесения изменений в конструкцию для каждого конкретного VIN-номера», — жалуется предприниматель.
По его словам, самым нелогичным является то, что ГИБДД регистрирует машины с опасным гаражным оборудованием, которое не видно человеческому глазу, а машины с европейскими сертифицированными карбоновыми накладками на кузов отправляют в лаборатории.
Декоративный бампер попал под запрет
Представители рынка тюнинга и стайлинга удивляются тому, что даже четкие определения конструкции автомобиля, указанные в документах, не могут повлиять на отказ в регистрации от ГИБДД. Например, в техрегламенте определение бампера дается как часть внутренней силовой конструкции кузова. А то, что люди в обиходе называют бампером, на самом деле — облицовка. Но в ГИБДД, несмотря на документы, считают иначе: машины с такими допами уезжают в лабораторию.
«Когда люди покупают китайские бамперы, никому до этого нет дела. А когда это дорогой декоративный бампер европейской фирмы — тогда есть вопросы. Сейчас нашим клиентам уже в автосалоне бренда предлагаем комплект документов для внесения изменений в конструкцию. На дорогах катается такое количество дичи, которое не идет ни в какое сравнение с серийным сертифицированным европейским и японским тюнингом. Когда мы это видим, то становится жалко своих сил и денег на эти бумаги и испытания», — пожаловался собеседник Autonews.ru.
По словам предпринимателя, чиновники и МВД не хотят сделать единую процедуру, позволяющую честным игрокам рынка пройти регистрацию прозрачно и просто.
«Сейчас для клиента это уже упирается в четыре визита в разные инстанции. Каждый раз нужно отстоять в очереди и, как правило, заехать на площадку. Удовольствия тут мало», — добавил источник.
Странные истории с дисками
Самые частые проблемы во время регистрации возникают у автомобилей с дисками, размер которых больше заявленной цифры на наклейке в проеме двери. Производители называют это правовым нигилизмом на местах со стороны сотрудников ГИБДД. Дело в том, что обычно в основном документе описания автомобиля (ОТТС) четко прописан применимый размер резины. Например, для Toyota Land Cruiser это 285/60 R18 или 285/50 R20. То есть производитель и НАМИ указывают, что допустимо ставить диски диаметром от 18 до 20 дюймов.
Как правило, эта информация дублируется на наклейках в проеме двери. Но на базовых версиях автомобиля в наклейке двери указаны только R18. И как только собственник приезжает в ГАИ на 20-х колесах, у него возникают проблемы. Для инспектора ГИБДД, как правило, наклейка на кузове важнее официальной документации института НАМИ и компании Toyota. Такие же ситуации возникают и у моделей других марок.
Где искать одобренные допы
Некоторое время назад в Youtube появились ролики, где юристы рассказывали, как купить машину без навязанных дилерских допов. Речь шла, например, о нештатной сигнализации, защите картера и сетке на решетке радиатора. Клиентам предлагали взять машину с допами, рассказать о них во время регистрации инспектору в ГИБДД, получить письменный отказ в постановке на учет из-за внесения изменений в конструкцию, и затем поехать к дилеру и вернуть деньги за допы, сняв их. Autonews.ru отправил запрос в МВД, где попросил указать, действительно ли дилерские допы могут стать причиной отказа в регистрации.
Представители МВД в ответе указали, что дилер может вносить такие изменения в конструкцию, так как является уполномоченным представителем автомобильной компании-производителя.
«Данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства, руководстве по его эксплуатации либо может быть получена из источников, обладающих официальной информацией об автомобилей, в случаях отсутствия указанных документов.
К таким источникам могут быть отнесены: изготовитель автомобиля, представитель изготовителя или иное уполномоченное ими лицо (например, официальный дилер), а также орган по сертификации или испытательная лаборатория. Таким образом, установка дополнительного оборудования не является внесением изменений в конструкцию», — объяснили в МВД России.
Как раз после этого к Autonews.ru обратились представители компаний, специализирующихся на установке допоборудования, с просьбой разъяснить, чем их доработки, сертифицированные автопроизводителями, отличаются, например, от установки защиты картера.
«Идеальный пример — это компания Jaguar Land Rover. Есть модель Discovery, у которой допы внесены в ОТТС, и это огромный список. Можно ставить кенгурятники и лебедки официально, это допущено автопроизводителем. Если брать логику ГИБДД, то сертифицированный тюнинг у дилера — это тоже дилерские допы», — возмутился один из представителей отрасли.
Штрафуют машины за нештатное оборудование, это законно?
Происходит следующее: сотрудники ГИБДД останавливают автомобили, которые выделяются на дороге, и обнаруживают в них изменения, которые установил владелец и которых не было в автомобиле с завода. Далее выписывают штраф по ст. 12.5 ч. 1 — 500 рублей — и постановление на повторное прохождение техосмотра. В противном случае автомобиль автоматически снимается с регистрации через 10 дней.
Все было бы хорошо, если бы это касалось исключительно автомобилей, которые после модификаций несут угрозу безопасности на дороге, например с установленным газовым оборудованием. Но под наказание попадают автомобили, у которых:
Я хочу купить зимние нештатные колеса, но теперь не могу оценить степень законности их использования.
Буду благодарен за ответ письмом или в вашем журнале!
На самом деле никто не запрещает вносить любые изменения в конструкцию автомобиля. Но их надо узаконить, чтобы избежать штрафов.
Расскажу, как это сделать.
Что написано в законе
Закон не запрещает вносить любые изменения в конструкцию машины. Штрафуют владельцев таких машин не за сам факт внесения изменений. Эта норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП: в этой статье написано о несоблюдении определенных условий при эксплуатации автомобиля. Вносить любые изменения своими силами или на СТО закон не запрещает.
Если водитель вносит изменения в конструкцию автомобиля и не получает на них разрешения, ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля при изменении собственника либо аннулировать имеющуюся регистрацию до устранения недостатков.
Нет, менять запасные части автомобиля на аналогичные можно без ограничений. Обязательное разрешение нужно получать только на определенные существенные изменения: например, изменение типа кузова, установку нештатных колес, замену галогеновых лампочек на ксеноновые. Полный перечень изменений смотрите в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Абсолютно точно запрещено без согласования:
Это неполный список запрещенных изменений. Полный — в приложении № 9 к регламенту Таможенного союза.
Зачем нужны такие ограничения
Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения. Газобаллонное оборудование, установленное вашим знакомым слесарем в гараже, может взорваться, прикрученный на саморезы к кузову нештатный бампер может отвалиться, машина на нештатной резине может непредсказуемо повести себя на дороге. Как себя поведет нештатная подвеска — вообще никто не знает, она может развалиться на ходу.
Владельцам авто кажется, что ничего серьезного они не изменяют, — ну подумаешь, поставили колеса размером побольше. Но колесная арка рассчитана на определенный размер резины. Только при таком размере производитель гарантирует, что колесо не будет цепляться за элементы кузова. Иначе гарантии нет. Представим, что машина на высокой скорости попадает в яму на дороге колесом нештатного размера. Подвеска отрабатывает нормально, но резина рвется от контакта с внутренней частью крыла. Хорошего в этом мало.
Есть еще скрытые минусы, которые напрямую к безопасности не относятся. Например, пробег автомобиля считается по числу оборотов вала коробки передач, фактически — по числу оборотов колеса. Нештатные колеса большего или меньшего диаметра будут искажать данные по пробегу. Это скажется и на сроках обслуживания автомобиля. Но этого может и не случиться — если все сделано правильно.
Как правильно внести изменения в конструкцию транспортного средства?
Первый — сделать все самостоятельно. Нужно найти ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая проведет предварительную техническую экспертизу автомобиля и выдаст заключение о возможности установки дополнительного оборудования. В ГИБДД нужно получить предварительное разрешение на изменение конструкции, установить оборудование, пройти техосмотр, получить диагностическую карту и снова пройти экспертизу — на этот раз уже на безопасность.
Второй путь более простой, но более затратный. Нужно найти станцию техобслуживания, которая сотрудничает с аккредитованными лабораториями. Эта станция техобслуживания не только выполнит сами работы, но и узаконит все изменения. Единого реестра таких СТО не существует — искать придется самостоятельно.
Единого ценника на работы тоже нет: каждый мастер устанавливает цену сам, руководствуясь платежеспособностью клиента. Например, оформление газобаллонного оборудования в разных регионах может стоить от 7 до 10 тысяч рублей — и это только за оформление, без учета самой установки. Для юридических лиц цены на порядок выше. Оформление газобаллонного оборудования на коммерческий автобус, например, будет стоить от 20 тысяч рублей.
Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях или это будут траты по принципу «понты дороже денег». На мой взгляд, для водителя личного автомобиля будет эффективна только установка газобаллонного оборудования — с ним вы будете тратить на топливо на 30% меньше. В этом случае при больших пробегах окупится как само оборудование, так и оформление изменений в конструкцию автомобиля.
Итак, если вы хотите внести изменения в конструкцию автомобиля, вот последовательность шагов:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Иван, меня вся статья очень расстроила, очень неквалифицированные предположения и заявления уровня профановского я.дзена. Отмеченный Вами момент меня покоробил как математика.
Поверхностная статья с необходимым автору количеством символов.
«Зачем нужны такие ограничения
Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения.»
Нет. Это такой же узаконенный отъём денег как и СРО и навязанные аттестации рабочих мест и прочее. Тот кто ставит силовики, нулевики, лифт и ГБО как правило разбирается в вопросе и обращается в достойные компании по переустройству. Швеллер, приваренный к раме не становится безопасней после оформления, однако санкции за неуплату и любой силовик за деньги согласовывается.
Ксенон для колхоза уже не продаётся нигде. Светодиодная замена куда актуальнее.
«Устанавливать в кузове и салоне специальное несъемное оборудование, не предусмотренное заводом-изготовителем. Например, разные силовые бамперы, лебедки, самодельные элементы подвески, нештатные колеса, так называемые шнорхели — устройства на воздушный фильтр, напоминающие паровозную трубу.»
1. Все перечисленные элементы ставятся не в кузове и не в салоне.
2. Лебёдку в бампер невыпирающую за переднюю часть (номер) можно ведь? А сзади в междурамье на пикапе? А на эвакуаторе за кабиной? А по статье нельзя.
3. Слово «шнорхель» уместнее заменить на «увеличенный воздухозаборный патрубок». Труба выводит коптя, а шноркель забирает прихрюкивая.
«Посчитайте, получится ли сэкономить на вносимых изменениях «
А для экономии ли они делаются? Кому-то для эстетики, кому-то для увеличения проходимости, кому-то для увеличения грузоподъёмности или пассажировместимости есть несчитаемые вещи.