Что случилось в чихачево ивановской области

Захват кладбища, снос надгробий и гроб под потолком в трапезной с устрашающей надписью

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

В Ивановской области продолжается противостояние церковных иерархов РПЦ и запрещенного в служении священника (пока еще!), схиархимандрита Иоанникия, организовавшего в селе Чихачево Верхнеландеховского района нечто вроде секты. Сам запрещенный клирик, правда, называет созданную им частную ферму обителью и даже монастырем.

Напомним, скандал вокруг схиархимандрита Иоанникия с новой силой разгорелся несколько месяцев назад, когда жалобы на его деятельность дошли до депутата Государственной думы, а затем и до Следственного комитета РФ. Но, как оказалось, противостояние опального схимника с РПЦ длится уже давно. И в этом деле много таких интересных подробностей, о которых широкой публике неизвестно. Некоторые из них изложены в открытом письме к запрещенному клирику схиархимандриту Иоанникию (Ефименко), которое написали члены Епархиального Совета Кинешемской епархии. Письмо большое, но оно стоит того, чтобы быть опубликованным полностью, поскольку приподнимает завесу тайны над скрытым от глаз общественного большинства внутрицерковным (более того – внутриправославным) противостоянием, противоборством, которое почему-то часто (как в этом случае) оказывается непримиримым. И невольно возникают параллели между тем, что творится сейчас у нас, в Ивановской области, и в «захваченном» скандальным схиигуменом Сергием Среднеуральском женском монастыре.

Итак, открытое письмо чихачевскому старцу, как его еще называют (орфография и пунктуация авторские):

Считаем своим долгом обратиться к Вам с открытым письмом, целью которого является забота о спасении Вашей души, а также попечение о людях, попавших в состояние духовной прелести.

Вы не признаете над собой никакой церковной иерархической власти, не прислушиваетесь ни к чьим советам, не имеете духовного отца, не признаете канонически обоснованного решения о запрещении Вас в священнослужении, продолжаете совершать таинства и, как можно ожидать, не признаете и извержение Вас из сана, если таковое произойдет, как Вы заявили об этом под видеозапись приехавшему к Вам журналисту. В Вашей жизни нет никакого другого ориентира, кроме Вас самого. При архипастырском визите к Вам Вы восклицали: «Что дала мне Московская Патриархия?!». Клирики принимают сан, чтобы отдавать христианскому свидетельству свои таланты, здоровье, силы и даже жизнь. Вы же использовали свой сан священника для того, чтобы культивировать значимость своей личности, введя в заблуждение тысячи людей.

Называя себя схимником, Вы самым очевидным образом презрели обет нестяжания, создав на принадлежащей Вам лично земле частную ферму, развернули масштабное строительство подъездных дорог, туристического «паломнического» жилья, захватили сельское кладбище, снеся десятки надгробий.

Те, кого Вы называете братьями и сестрами «Никольского монастыря», который канонически не существует, живут в рабских условиях, трудятся бесплатно на Ваших хозяйствах, о чем поступало и доныне поступает множество жалоб. Вы внесли разлад во множество семей, заставляя попавших под Ваше влияние людей оставлять родных под вымышленными предлогами.

Например, в Вашем личном деле есть жалоба. Некий мужчина сообщает, что его дочь уехала к Вам и живет в невыносимых условиях: «Я попытался уговорить ее ехать со мной домой. Она ответила, что без благословения батюшки она домой ехать не может, так как ей рассказывали, что кто-то уехал без благословения и разбился по дороге. Я пришел к выводу, что ребенок запуган… Паломники, в числе которых и моя дочь, живут в церкви, спят на полу на грязных матрасах. При входе в трапезную под потолком висит гроб с надписью: «Вот, что нас всех ожидает». Я спросил, в чем заключается ее послушание. Моя дочь ответила, что она здесь работает с 4 часов утра до 21 часа».

Еще в 2006 году архиепископ Амвросий писал Вам, беспокоясь о судьбе женщины, бросившей работу, своих старших детей и с младшими детьми уехавшей к Вам в село Чихачево. Он требовал от Вас прекратить запрещать приезжающим к Вам людям или лицам, уже живущим в селе, отдавать детей в школы и обращаться к врачам, что было Вами проигнорировано.

Вы понимали, что рано или поздно вопиющие нарушения церковных канонов приведут к Вашему запрещению в служении. Что же Вы решили? Построить «свой собственный храм», чтобы, как сообщала епархиальная комиссия, «принимать паломников «в своей церкви»». А тем временем в Никольском храме царила «мерзость запустения».

В 2010 году епархиальная комиссия писала о Никольском храме села Чихачево: «Общее состояние храма вызвало удручающее впечатление: храм не отапливается… в результате чего в нем очень сыро, покрытый чугунными плитами пол частично закрыт рваными кусками линолеума, во многих местах на стенах следы плесени. Но еще более удручающее впечатление у членов рабочей группы вызвал осмотр алтарей. Индитии престола грязные, сильно закапанные свечами. В качестве илитона используется протертый до дыр женский платок. Антиминс закапан, в нем множество мелких и средних частиц. Запасные Дары хранятся неподобающим образом. При открытии ковчежца из него выбежали около пяти мелких пауков. Грязные и липкие сосуды с елеем и Миро заполнены одинаковым подсолнечным маслом (цвет и запах вещества в обеих бутылочках идентичен). Из трех потиров только один чистый. В двух других на внутренних стенках большое количество осадочного вещества красного цвета, что, на взгляд членов рабочей группы, свидетельствует о том, что после Литургии Святые Дары не потреблялись длительное время».

Вскоре после схимнического пострига Вы стали именовать приходской храм «монастырем». Ивановскому епархиальному управлению пришлось еще в 2002 году направить Вам специальное письмо, где указывалось, что в селе Чихачево нет никакого монастыря или скита. Но Вы упорно, вопреки всему, на протяжении долгих лет внушали приезжавшим к Вам людям, будто возглавляете некий «Никольский скит», «Никольский монастырь» или «Никольскую обитель». В личном деле есть копия письма архиепископа Амвросия, направленного Вам 15 января 2003 года, в котором он вопрошает Вас о совершенном Вами самовольном постриге. Вы же не остановились, продолжили постригать в монашество людей, невзирая ни на их семейное положение, ни на духовное устроение.

Анализ Вашего личного дела показывает, что Иваново-Вознесенское епархиальное управление, различные епархиальные комиссии годами, из месяца в месяц, рассматривали всевозможные жалобы, недоумения, вопрошания, связанные с якобы существующей в Чихачево «Никольской обителью». Вы годами эксплуатировали человеческие страхи и неграмотность людей в вопросах веры. Вы также извлекали выгоду и из сотрудничества с многочисленными «паломническими службами», не имеющими никакой иной цели, кроме обогащения, Вашего и своего собственного. Страх, нажива, стяжательство – вот что в действительности, как выясняется теперь, составляло суть «духовной жизни» в Чихачево.

Вас неоднократно пытался образумить епископ Иваново-Вознесенский Иосиф, ныне митрополит и Глава Ивановской митрополии. Но все вразумления не приносили плода.

В 2012 году была образована Кинешемская епархия, и Вашим архиереем стал епископ Кинешемский и Палехский Иларион. Когда он, по долгу своего служения, впервые посетил Ваш приход, Вы встретили его как врага и, фактически, в грубой форме, выгнали. На протяжении восьми лет Вы ни разу не появились в епархиальном управлении и кафедральном соборе.

Ваш архипастырь ждал изменения Вашего отношения к служению все эти годы, уважая Ваш возраст. Однако за все это время Вы не удосужились хоть как-то измениться, не окинули свою жизнь критическим взглядом, не прислушались к словам епископа. В итоге за эти годы архипастырское терпение еще только более убедило Вас в собственной безнаказанности. Очень многие Ваши деяния свидетельствуют о том, что Вы давно шли к расколу с Матерью-Церковью. Например, Вы позволили иеромонаху Сергию (Режмерита) из Кишиневско-Молдавской митрополии, запрещенному в служении, продолжать кощунственно священнодействовать. Другие запрещенные клирики также находили прибежище в Вашем приходе. Учитывая допущенные Вами многочисленные канонические нарушения, Ваше дело рассматривается сейчас епархиальным судом, который может принять решение о лишении Вас священного сана.

Члены епархиального совета обращаются к Вам с просьбой: исправьте Вашу жизнь, покайтесь и испросите прощение у Бога за допущенные Вами ошибки. Неужели деньги и власть окончательно затмили Вам разум?

Вам должно в присутствии Вашего архиерея принести сердечное покаяние Господу нашему Иисусу Христу, испросить прощение и исправить свои многолетние грехи.

Члены Епархиального Совета Кинешемской епархии».

Источник

В Ивановской области возбудили уголовное дело в отношении батюшки из Чихачёва, к которому едут со всей России

Прихожане опасаются, что церковные власти могут увезти отца Иоанникия

Неожиданный и громкий скандал разгорается вокруг одного из самых благословенных прежде мест России – Свято-Никольской обители в селе Чихачёво Верхне-Ландеховского района.

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области
svetmirupc.ru

Всё это время батюшка, которому далеко за 80, был вынужден находиться со следователями, при нём разрешили остаться лишь одной из служащих обители.

Автор видео ошибается – в экстремизме батюшку не обвиняют, это было б уж совсем запредельным.

Впрочем, сейчас не удивило бы ничто: происходящее тут сегодня, на наш взгляд, из ряда вон и очень похоже на дурно срежессированный и ещё более дурно пахнущий спектакль, где силовиков, как кажется, используют «втёмную».

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

Отметим: небольшая группа местных мужичков на видео – практически вся «мужская сила» обители. Это будет иметь значение далее.

Батюшку обвинили в насильственном удержании людей

Это – официальная «версия», тот формальный повод, с которого всё началось. В миру. О поведении епархиальных служителей культа – позднее.

Точно и последовательно: что, почему и как – мы сейчас рассказать не сможем и домысливать не станем. Следком, первое лицо которого, после ГД-депутатского заявления, взяло дело на личный контроль, от подробностей воздерживается.

Тем, кто хоть раз тут бывал, абсурдность подобных обвинений очевидна. Чихачёво – не огороженная стеной крепость. Из всех ограждений тут – лишь «ворота», точнее, старенькие шлагбаумы на 2-х въездах.

Для машин – препятствие, для людей – конечно, нет. Не говоря о том, что днём эти «ворота» открыты, их всегда можно обойти – заборы тут отсутствуют вообще – или, наклонившись, пройти под ними.

И в любой момент уехать, благо приезжают сюда люди ежедневно и никогда не отказываются подвезти на обратной дороге.

Не поверят бывавшие здесь и в «психологическое давление» – напомним, в том числе утверждается, что людей тут вынуждают остаться запугиванием.

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

Известно, что люди, остающиеся тут на время, за «постой» не платят. Хотя – да, вносят свой вклад: занимаются уборкой, приготовлением пищи и т.п.

Но это и понятно – тут же не ol inclusive, который, кстати, как раз и стоит немалых денег! Да и служители церкви – отнюдь не гостиничный персонал.

Моют полы там с еловыми ветками или с песком, в том числе и прихожане, чистят картошку «по-монастырски», матушки строгие, никаких лишних действий. Батюшка отчитывает бесноватых, служит службы (…)

У верующих всегда так, всё в строгости! Причём уже стало гораздо больше послаблений.

Люди, вы чего творите? Сначала достоверную информацию найдите, а потом грязью поливайте! Вы на курорт что ли собрались ехать, когда про монастырь говорите?

— И с отцом Иоанникием беседовала, мудрый праведный человек, светлый!

Какие запугивания, что за глупости?! Он молится за нас и наших близких, и нам советует делать то же. И жить по заповедям. Отсюда с чистой душой всегда возвращаешься.

Мужа моего от алкоголизма избавил. Уж не знаю, как – мой ответил только «отругал меня»…

Никто не требовал переводить туда деньги, никто никогда не стращал и никого насильно не держал. Не закрути они всё эдак, я бы просто посмеялась на такие заявления!

Мне кажется, люди, которые утверждают подобное, большой грех берут на душу, прости их, Господи…

А вот ещё один рассказ, каких – великое множество.

Но сначала небольшая ремарка: нас там называют «Владимирской губернией». Впрочем, не удивляет. Однажды на федеральном канале репортаж из Иванова вообще сопровождался титром «Иваново. Московская область». Это – так, к слову…

Вообще, подобное рассказывают многие: при первой встрече старец сам сразу говорил им, с чем они пришли.

Как истинный батюшка, отец Иоанникий выслушивает всех. За кого-то обещает и будет молиться, кому-то даёт совет, причём иной раз его слова поначалу кажутся непонятными, и смысл раскрывается лишь позднее, удивляя провидением ещё более.

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

Одна из работающих при церковной лавке женщин рассказала, что старец посоветовал ей задержаться тут на несколько недель, каждый день за неё молился и – «отмолил» от онкологии.

Отметим сразу: никаких «богатств» у неё самой никогда не бывало, да этим тут никто и не интересовался. Квартиру она отписала взрослому сыну, живущему своей семьёй, а сама решила остаться здесь.

Ещё одна странность.

Из того, что известно сейчас, получается, что женщина из небольшого заштатного городка (да простят нас жители Родников, если их обидело такое определение, но, по большому счёту, и само наше Иваново – не ахти какой центр, см.выше) со своей проблемой обратилась не в правоохранительные органы, с чего начал бы каждый.

Она, почему-то и зачем-то, направилась к депутату Государственной Думы.

Причём ладно бы ивановскому – пусть и с огромной натяжкой, это ещё можно было бы хоть как-то понять. Но – нет: её «избранником» оказался единоросс из Санкт-Петербурга

Также он имеет 2 земельных участка: в 600 квадратов – в собственности и 502 в пользовании, под ИЖС.

Живёт в квартире, нанятой ему за бюджетные деньги как депутату ГД, площадью в 75,5 кв.м, но своя ж/п, конечно, тоже есть.

В собственности у него: жилой дом с надворными постройками – 75,5 кв.м, а также по 1/3 общей долёвки в квартирах 74,9 кв.м, 37,7кв.м и 46,2 кв.м.

В полной собственности – квартира в 99,5 кв.м и автомобиль Audi A8 L, стартовая цена сегодня от –7.534.000 рублей, с разбегом вправо в 2+ миллиона.

И если честно, становится даже жутковато: впечатление, что так любого из нас, каждый, образно говоря, сумасшедший может обвинить в чём угодно, и – ни за что, ни про что получишь уголовное дело с пугающими перспективами…

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

«Община схиархимандрита Иоанникия быстро идёт к расколу, заявили в епархии»

Таким претенциозным штампом озаглавили свою публикацию коллеги из РИА «Новости». Впечатление, что они никогда не бывали в Чихачёве, а основную местную информацию получают из одного источника.

От – пресс-секретаря Кинешемской епархии Андрея Ефанова, развернувшего, как кажется, в последние дни небывало бурную и не очень красивую, на наш взгляд, деятельность.

Тут попутно отметим пусть не дружелюбное, но, на наш взгляд, вполне корректное поведение правоохранителей, выполняющих свою работу. Дай Бог, чтоб провели её объективно и побыстрее оставили человека в покое.

Жители близлежащих районов тоже переживают за отца Иоанникия, пусть и бывают у него нечасто – уж слишком «на отшибе» находится обитель.

«Закулисье»?

А теперь – о «второй сюжетной линии», не мирской.

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской областиЧто случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

Чем пестрит интернет, мы уже поминали, и каждый без труда может убедиться в этом.

Живущие в районе прихожане рассказывают, что местные батюшки сразу прямо объявили старца сектантом. Люди также отмечают, что тем очень не нравится, когда прихожане, пусть редко, ходят в другую церковь.

Местные жители рассказывают, что и друг друга настоятели тут не жалуют. Как кажется, по той же причине.

А больше всего люди опасаются, что старца «куда-то увезут». Якобы некоторые представители епархии прямо заявляют, что у отца Иоанникия отберут приход…

***
И это уже произошло, даже назначили нового настоятеля – из Верхне-Ландеховского храма. Но поскольку тамошний игумен и прежнего своего прихода не оставит, в Чихачёве он будет служить 1 раз в неделю.

***
… и сошлют в монастырь, «и он тут же станет никому не нужен».

Это всё, включая публичные обвинения в «сектанстве» и прочем, происходит при условии, что епархиальный суд – ещё одно тяжёлое испытание, выпавшее на долю отца Иоанникия, которому конечно, очень трудно противостоять едва ли не всей дружно набросившейся на него епархии – ещё не состоялся и виновным его не признал.

И можем лишь согласиться с Ольгой Вознесенской, упоминавшейся выше:

. Казалось бы, трудно удивить чем-то в стране, где милиция десятилетиями преследовала одну из наиболее почитаемых ныне святых – Матрону Московскую. Однако то, что происходит сейчас в Ивановской области, кажется как минимум вопиющим.

И на наш взгляд, уж точно не делает чести местной епархии, которая, по нашему мнению, роняет сейчас тень на всю РПЦ.

Источник

Схиархимандрит Иоанникий из Чихачево извержен из сана

Москва, 26 августа 2021 г.

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение церковного суда о лишении сана схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из общины в селе Чихачево под Иваново, сообщают Приходы.ру. Извергнуть этого священника из сана в январе постановил церковный суд Кинешемской епархии, признав его виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда апостольских правил и правил вселенских соборов.

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви об извержении из священного сана схиархимандрита Иоанникия (Ивана Даниловича Ефименко)», — говорится в сообщении на епархиальном сайте.

23 октября 2020 года схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) был освобожден от должности настоятеля Никольского прихода с. Чихачево Верхнеландеховского района Ивановской области и запрещен в священнослужении вплоть до рассмотрения его дела в епархиальном суде. Несмотря на это, клирик продолжал совершать богослужения и Таинства. В начале ноября следственные органы возбудили уголовное дело по факту незаконного удержания людей на территории прихода.16 декабря члены епархиального совета обратились к нему с открытым письмом, в котором предупреждали, что следующим этапом будет лишение сана, и призывали покаяться, но ответа не последовало. 12 января 2021 года церковный суд Кинешемской епархии, рассмотрев дело схиархимандрита Иоанникия (Ефименко), признал его виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть из сана. Это решение подлежало утверждению Патриархом.

Источник

Еще один «старец» запрещен в служении. Кто такой схиархимандрит Иоанникий из Чихачева

Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть фото Что случилось в чихачево ивановской области. Смотреть картинку Что случилось в чихачево ивановской области. Картинка про Что случилось в чихачево ивановской области. Фото Что случилось в чихачево ивановской области

С чего все началось

Екатерина Рыбина сообщила, что ее мать пропала после того, как начала ездить в Свято-Никольскую обитель в селе Чихачево Ивановской области. Женщину якобы вывезли в Нижний Новгород, где заставили работать.

Рыбина написала обращение к депутату Госдумы Евгению Марченко.

Екатерина Рыбина отметила, что паломникам обители ограничивают свободу, заставляют продавать квартиру, прихожане не могут уехать.

«Родственники сотен людей в отчаянии, они не могут забрать своих родных домой, боятся обращаться в правоохранительные органы», — цитирует обращение РИА Новости.

Депутат Евгений Марченко направил запросы в Следственный комитет и Генпрокуратуру, чтобы ведомства проверили деятельность схиархимандрита Иоанникия в Свято-Никольской обители.

Кто такой схимандрит Иоанникий

По этим данным Ефименко Иван Данилович якобы происходит из старинного казачьего рода. Был пострижен в малую схиму под именем Иоанн. Получил благословение монаха Серафима из Троице-Сергиевой Лавры. После чего был направлен в Никольский храм деревни Чихачево. Там он служит около 35 лет.

Был возведен в сан игумена, позднее архимандрита. При принятии великой схимы получил имя Иоанникий.

Схиархимандрит Иоанникий известен в сети, как «чихачевский старец», который обладает даром провидения и исцеления. Некоторые турагентства и просто предприимчивые люди возят желающих автобусами на встречу со «старцем».

Что говорят в епархии Ивановской области

Епархия оценивает ситуацию в приходе как «нездоровую».

— Там идет — психическое, конечно, не физическое — принуждение к тому, чтобы оставаться в этой общине, принуждение к значительным пожертвованиям. Физически там никого не держат. Однако людям говорят, что «вы больны смертельной болезнью, и если вы отсюда уедете, то непременно умрете — а вот здесь, в общине схиархимандрита Иоанникия, вы можете излечиться от болезни», — заявил «Независимой газете» председатель отдела митрополии по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ протоиерей Андрей Ефанов.

По его словам, схиархимандрит Иоанникий находится в состоянии «уже почти полного разрыва с епархиальным архиереем, не посещает богослужения с его участием и сам их не совершает, не бывает на регулярной исповеди духовенства».

— Все идет к тому, что человек отходит все дальше от Русской Православной Церкви. Это постепенный процесс. Не то, чтобы он разорвал с церковью. Он поминает патриарха, поминает епархиального архиерея, но по духу его состояние все ближе и ближе именно к сектантскому, — отметил протоиерей Андрей Ефанов.

Он сообщил, что и раньше на общину поступали жалобы, но они были единичными.

Источник

Что случилось в чихачево ивановской области

Иллюстрации: Марина Маргарина / Медиазона

Осенью 2020 года в Ивановской области мир народной духовности столкнулся с миром Следственного комитета: в обители старца Иоанникия в деревне Чихачево прошли обыски. Следователи изъяли записи неусыпаемой молитвы, образцы воды из колодца и трапезной пищи, два миллиона рублей и два травматических пистолета. По версии следствия, в Чихачево насильно удерживают людей, их родственники считают, что там под видом православного прихода действует тоталитарная секта, верующая в скорый конец света и заставляющая адептов продавать имущество во благо общины. «Такие дела» и «Медиазона» пообщались с чихачевцами и их врагами.

Два травматических пистолета и два миллиона рублей

В Свято-Никольском храме деревни Чихачево уже больше сорока лет настоятельствует схиархимандрит Иоанникий. В Ивановскую область, где находится храм, постоянно тянутся вереницы автобусов с паломниками — некоторые верующие считают Иоанникия прозорливым старцем, способным излечивать болезни, предсказывать будущее и изгонять бесов.

Старцы — православные священники, наделенные, с точки зрения адептов, особым даром духовничества (духовного наставничества) и прозорливости (предсказания будущего как отдельного человека, так и страны, мира). Как правило старцы становятся основателями неформальных харизматических общин вокруг себя. Отношение официальной церкви к старцам неоднозначно.

За годы вокруг старца сплотились его последователи, которые обосновали в Чихачево некое подобие монастыря, хотя официально это место обителью никогда не было. Жители Чихачево ведут специфический образ жизни: не едят мясо, каждую ночь встают на службу, много трудятся в свинарниках и курятниках — но до последнего времени никаких претензий к приходу не было.

В октябре депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Марченко направил в Генпрокуратуру и Следственный комитет запрос с просьбой проверить деятельность схиархимандрита Иоанникия. По словам депутата, к нему обратилась жительница Ивановской области Екатерина Рыбина с жалобой, что ее мать Ирина Агапова переехала жить в монастырь и перестала выходить на связь. Нашли женщину в Нижнем Новгороде, где, по утверждению Рыбиной, ее заставляли работать.

Жительница Ивановской области настаивает, что послушников обители заставляют продавать квартиры, работать до изнеможения, запрещают уходить из Чихачево и общаться с близкими. «Родственники сотен людей в отчаянии, они не могут забрать своих родных домой, боятся обращаться в правоохранительные органы», — говорилось в обращении депутата.

Как рассказал нам Марченко, кроме Рыбиной к нему обратились и другие пострадавшие, потерявшие в Чихачево своих близких, но ее случай показался ему «более перспективным с точки зрения возбуждения дела».

«Основная проблема с этими сектами, что, например, родственники обращаются, когда человек уходит в секту, пропадает, а когда находят непосредственно самого потерпевшего, он отказывается давать показания, он говорит, условно говоря, вот этот вот старец в кавычках, он хороший, он святой, он там чудотворец, помог ему, и наотрез отказывается давать показания», — объясняет депутат.

Одновременно православный сайт «Ахилла» опубликовал серию изобличающих материалов о жизни в обители. Самый ранний текст, вышедший в сентябре, был анонимным письмом от лица женщины, которая тоже потеряла свою мать в Чихачево. Как писала авторка письма, пожилая женщина после визита к старцу поехала в обитель «потрудиться во славу Божию» на время отпуска и не вернулась. Иоанникий приказал ей уволиться с работы и остаться в Чихачево.

«Этот так называемый старец внушил ей, что она смертельно больна и сказал, что если она уедет оттуда, то непременно умрет. Это при том, что никакого диагноза у нее нет и не было. Поехала она туда в принципе здоровой женщиной. Но он так ее запугал, что она осталась там, работать в свинарнике», — говорилось в письме.

В Кинешемской епархии тоже рассказали нам, что к ним обращались родственники пропавших в Чихачево. Число таких обращений резко увеличилось в течение последнего года. «Жалобы и раньше бывали, но это было редкостью. Туда выезжал благочинный, и зачастую эти люди возвращались в семьи, это все решалось спокойно. А сейчас ситуация изменилась. Люди просто перестали ехать домой, возвращаться оттуда», — рассказывает представитель епархии.

2 ноября управление Следственного комитета по Ивановской области объявило о возбуждении уголовного дела по факту незаконного лишения свободы, совершенного в отношении двух или более лиц. По версии следствия, с июля 2018 года по 12 октября 2020 года «неустановленные лица, введя в заблуждение граждан о наличии у них смертельных болезней, создавая убеждение в невозможности их нахождения без угрозы для жизни и здоровья» вне пределов прихода удерживали потерпевших, запретив им покидать обитель и общаться с родственниками.

30 октября на территории прихода провели обыски. По информации СК, в доме настоятеля нашли документы об отчуждении недвижимости в пользу Иоанникия и «связанных с ним лиц», два травматических пистолета и два миллиона рублей. Пока старец проходит по делу в качестве свидетеля.

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

«Христос терпел — и нам велел»

На погосте вокруг Свято-Никольского храма Чихачево возвышается могила с большим деревянным крестом. У ее основания распласталась в земном поклоне покрытая с головы до пят в черное женщина, над ней крестится и покачивается в поясном поклоне юноша с двигательной инвалидностью, с каждым знамением сгибаясь все сильней.

Это могила схимонахини Епистимии (1916 — 2005), матери старца Иоанникия. С нее, по местной легенде, пошла Чихачевская обитель, она же наставила сына на его духовный путь. Место ее захоронения считается теперь чудодейственным — все оно заставлено свечками и цветами, а паломники, хорошо осведомленные или догадливые, спешат каждый поцеловать матушкин крест.

Основная часть старинного — XIX века постройки — Свято-Никольского храма запечатана с тех пор, как в конце октября Кинешемская епархия РПЦ запретила старца Иоанникия в служении, спустя несколько десятилетий его настоятельства здесь. Но и в передней его части можно полюбоваться на фрески позапрошлого века с Христом и Троицей. И на приделанный уже в этом веке к стене гроб с надписью «Алкоголик наркоман — вот что ждет нас всех» по бортикам.

Здесь же можно ознакомиться с уставом самопровозглашенной обители. Послушникам запрещено: иметь свои сигареты, выпрашивать их, курить, распивать чаи, разные напитки, выносить после трапезы пожертвованные продукты, просить у проезжающих что-либо привезти без благословения, прогуливаться по территории, выходить без благословения с территории, покидать послушание своевольно; имеющим телефон запрещено включать его, разговаривать по нему, играться с ним, по благословению необходимо сдавать его дежурным. Нарушители устава будут «незамедлительно благословлены в дорогу».

У паломников запретов меньше и касаются они поведения во время служб — нельзя сидеть, лежать, спать, ходить, передвигаться, выходить из храма, шуметь, доказывать, разговаривать и «тем более» смеяться; вкушать пищу, принимать таблетки, распивать соки и другие напитки, и даже наливать себе из стоящего у входа в храм резервуара святую воду, вырытого, как утверждается, преподобным Тихоном Лухским Чудотворцем. Так как службы нет, сейчас к нему выстроилась небольшая очередь из паломников с пластиковыми бутылками.

— Одна какая-то умная написала [статью на «Ахилле»]. Мать ее сюда приехала лечиться, батюшка сказал: оставайся, — обсуждает последние новости мужчина за 40 лет. — Она и осталась. Дочка приехала [навестить] — и узнала, что завещание записано не на нее. И она этот весь бунт затеяла.

— А батюшка-то реально чудеса творит, — замечает паломница чуть постарше. — Взрослая девочка, была сначала на [кресле-]каталке, потом на костылях, потом с палочкой [ходила]. Все выправилось — ей осталось только мышечную массу развить. Но это уже не от него зависит.

— Хорошим людям не дают работать, от кого толк есть. А у кого нет таланта, тому дают.

— Время перевернутое у нас.

— Уже лет сто у нас такое.

Основная очередь, примерно из тридцати паломников — около украшенного белыми наличниками дома старца, на прием к нему. Она разбита условно на три части — счастливчики, поместившиеся в прикрывающий от ноябрьского ветра предбанник, чуть менее везучие, кому места там не хватило, но попавшие на территорию, и большая масса, оставшаяся за оградой. Руководят потоком мужчина в черном подряснике Георгий — один из алтарников храма и организатор паломнических туров — и его коллега-турлидер Вера Лазарева.

В первую очередь пропускают москвичей с автобусного тура, потом — такой же, но поскромнее, тур из Арзамаса, в хвосте те, кто добирался самостоятельно. Заходят к старцу паломники строго по одному, если это не полная семья с детьми или не венчанная пара. Выходят то плача, то смеясь, то бормоча под нос молитву, то все сразу.

Передо мной в очереди добиравшаяся своим ходом москвичка Людмила с сыном Колей, хмурым юношей с задвинутой по брови шапкой. Он то и дело выходит из очереди и идет прочь. Мать кричит ему вслед: «Коленька! Коленька! Ну куда ты, вернись!» и чертит в его сторону много-много крестов. «Мама! Я вернусь! Я просто погулять!» — раздраженно отвечает тот и отходит до изгороди у ворот храма.

«Бесноватый он у меня. — виновато замечает Людмила, пока Коли нет, — Еще в армии чудить начал». А именно: шипел, фырчал, бросался на людей. Лечился в «Кащенке» в стационаре, где его кололи мощными антипсихотиками. Но две недели назад, после первой поездки семьи к старцу Иоанникию, случилось чудо, — в лечебнице собрался консилиум, и постановил постепенно снижать колину дозу антипсихотика, а впоследствии и вовсе отправить его полностью на домашнее лечение.

Мама очень обрадовалась — случилось то, о чем твердил ей и сыну старец! Что с антипсихотиков нужно постепенно сходить и замещать их молитвой, воцерковлением. Поэтому сейчас, рассказывает Людмила, они приехали за благословением Коле поступить в Православный Свято-Тихоновский государственный университет.

Коля возвращается все такой же хмурый.

— Скоро уже, Коленька, потерпи, недолго нам. А ты как думал будет?

Проходит три часа, старец принимает сначала Людмилу, потом Колю, затем сразу приходит моя очередь — выяснить, получил ли парень благословение, не получилось. Старец Иоанникий сидит в инвалидном кресле и выглядит действительно очень-очень старым, едва живым.

— Давно причащался, да?

— Летом последний раз.

— А до этого — в детстве, небось?

— Да. Я журналист. Прокомментируйте, пожалуйста, уголовное дело в отношении вас. Говорят, что у вас тут секта, у людей имущество отбирают.

Взяв долгую, в полминуты паузу, старец отвечает: «Христос терпел — и нам велел. Доказательств у них никаких нет, пусть представляют хоть что-то. Устал я очень, оставь меня». Последнее он произносит так измученно, что волей-неволей приходится подчиниться — но перед этим прошу благословения пообщаться с послушниками. Он дает его, вместе со сборником своих духовных советов и наставлений. Мы прощаемся.

«Это теперь Чихачево и есть»

Первый послушник, кого я оповещаю о благословении на общение, — бородатый крепкий мужчина Алексей, он представляется «самым старым трудником по продолжительности пребывания» — с 2010 года.

Разговор сразу заходит об уголовном деле: «В нем две потерпевших, одна у нас Агапова, которая в монашестве стала Марианной. Заявления от самой нее нет, заявитель дочь Агаповой — Екатерина Рыбина».

Перед тем, как уголовное дело было возбуждено, Рыбина писала депутату Госдумы Евгению Марченко — и Алексея удивляет, что это депутат от Санкт-Петербурга, «а не наш, ивановский». «Как она на него вышла, каким образом? Как она его выбрала из 450 депутатов?» — интересуется трудник.

Рыбина, утверждает Алексей, состоит на учете в психбольнице «Богородское» в Иваново — «и эта, грубо говоря, дура пишет туда-сюда, поднимает эту бучу». Ее мать Ирину (Марианну) Агапову же едва можно считать потерпевшей — уезжать из монастыря она не хотела сама, как и не хотела общаться со своей дочкой, рассказывает Алексей. «Мы ей сами, когда все это началось сказали: езжай домой, с дочерью уладь все, чтобы не было этих недопониманий — мол, держат тебя тут, не держат», — вспоминает мужчина.

12 октября Агапова покинула обитель, и дочь увезла ее на квартиру в один из городков Ивановской области, где она, если верить Алексею, живет под строгим надзором дочери. «Там ситуация интересная — только кто-то подходит к ее квартире, дочь сразу звонит в полицию. От нас один парень фрукты ставил у ее двери, так его вызывали потом в Следственный комитет», — сетует послушник.

Вторая потерпевшая — Марина Дорохова. В постановлении на обыск указано, что она насильно удерживалась на территории в то же время, что и Агапова, — с июня 2018 года по 12 октября 2020 года. Хотя, говорит Алексей, Дорохова покинула Чихачево задолго до 12 октября.

«За указанный период она жила у нас дай Бог полгода. И уехала отсюда полгода как. Уехала сама, по собственной воле. И она вообще не в курсе, что ее тут удерживали. И не в курсе, что является потерпевшей — мы у нее спрашивали», — возмущается трудник.

Во время обысков, рассказывает Алексей, Следственный комитет опросил в Чихачево около сорока человек, и «ни один человек это [незаконные удержания] не подтвердил». «В заявлении Рыбиной депутату [Марченко] было написано, что «запуганы сотни людей». У нас тут всего сорок человек, какие сотни людей?» — разводит насельник руками.

Из этих сорока человек около половины — женщины. Большинство из них работают на животном хозяйстве, как и потерпевшие Агапова и Дорохова — следят за курами, коровами и свиньями и готовят для них корма. Чаще всего обитатели этого места запрещают снимать их лица, можно только нижнюю часть тела: «По ногам не вычислить». Но на интервью соглашаются почти все.

«Пил сильно. Посмотрел в интернете какой-нибудь монастырь, чтоб помог. Нашел это место. Приехал сюда. Остался здесь. Здесь помогут. Батюшка поможет решить все мои вопросы, которые я сам не мог решить», — скупо перечисляет трудник средних лет на послушании дворника (ранее был на свинарнике, как обе потерпевшие, но выдержал только пять дней). Он ездит сюда уже три года, но навсегда не остается: каждый раз возвращается «в мир», снова запивает, понимает, что «проблема не решена еще», и вновь приходит в обитель.

Говорит, что приезжал и уезжал в любое время — насильно никто не держал. И что общается, видится с родными — «все слава Богу». Но предпочитает больше времени проводить здесь, чем «там». «В миру тяжелее. Здесь духовно легче. Там суета, там нервы. А физически — это все не самое главное», — говорит трудник.

О статусе этого места разговор непростой. Слово «община» насельник Алексей поправляет: «Кто сказал, что у нас здесь община? Официально в Росреестре мы зарегистрированы как приход Свято-Никольского храма Кинешемской епархии Русской православной церкви. Его настоятелем был отец Иоанникий, но указом буквально от 27 октября назначен новый — игумен Антоний. Сейчас он настоятель уже двух храмов — в Верхнем Ландехе и здесь, непонятно, как он будет все совмещать».

Раньше литургия была тут каждый день — точнее, каждую ночь, — но сейчас ее не было уже больше двух недель. 8 ноября у Свято-Никольского храма Чихачево был престольный праздник святого Дмитрия Солунского — но даже в этот храмовый праздник службы не было, только небольшой вечерний молебен. «Если уж в праздник не нашлось времени послужить — что говорить о других днях?» — сокрушаются трудники.

Второй указ епархии — запрет в служении отцу Иоанникию до церковного суда — не сильно изменил положение вещей. Старец продолжительное время не вел службы сам: в 2016 году ему ампутировали ногу, передвигается он на инвалидном кресле, а православный обряд обязывает священника делать это стоя. Но венчания, крещения, отчитки и другие таинства Иоанникий совершает, несмотря на запрет: «Господь не запретил».

«Батюшку спрашивают про других священников, про архиереев, патриарха, он говорит — вы про себя думайте, а не про других. Что кто-то там делал, вас Господь не будет спрашивать. А про власть он так говорит — какие мы, такая и власть», — чуть углубляется Алексей.

Неусыпаемая молитва транслируется из динамиков по территории Чихачево все полдня, что я нахожусь тут, — скорее всего и правда 24 часа. Разные мужские и женские голоса нараспев читают Евангелие и Псалтирь. Кто-то из паломников уверен, что эту запись производит сама обитель, но местные развенчивают: скачана из интернета.

«Когда идет служба, мы включаем службу, когда службы нет, включаем запись», — уточняет Алексей. Файлы изымал во время обыска Следственный комитет, рассказывает трудник, — на предмет, нет ли в них ничего гипнотизирующего. Также следователи изъяли образцы воды из колодца и образцы еды с кухни, — в поисках психотропных веществ.

Всюду в Чихачево иконы и другие изображения Николая II, новый храм назван в честь него же, в кормовом цехе — транспаранты с текстом песни исполнительницы антисемитского фолка Жанны Бичевской про грядущего Царя-спасителя. Но трудники уверяют, что никакого царебожества, веры в искупительную роль Николая II они не практикуют и почитают последнего царя как официально канонизированного Русской православной церковью мученика.

Основатель «Ахиллы» писал, что последние события удвоили, а то и утроили поток паломников — мол, автобус за автобусом едет поддержать любимого батюшку. Но местные уверяют, что ситуация обратная: «Людей стало меньше. Конечно, люди поддерживают [старца], приезжают, разговаривают с ним, но большого потока я не увидел». В день моего визита 8 ноября паломников было не больше полусотни.

«Когда общаешься, видно, духовный человек или не духовный. А тут видно — человек аскет. Человек, который Богом живет. Как раньше отшельники Богом жили. Иначе благодать ведь не дается. Только подвижничество дает жизни духовное измерение. И такой человек уже может направлять другого человека», — рассуждает трудник Евгений на послушании строителя.

Аскет он сам или нет, старец направляет послушников к жизни, лишенной удобств. Помимо ограничений поведения, это еще и жесткий режим. День, рассказывают местные, начинается в 1:15 ночи, в 2 часа — первая служба, вечерняя молитва, полуночница и причастие. После литургии — ежедневный крестный ход по территории обители, только затем — завтрак. И послушание — до 7 часов вечера (с обеденным перерывом), в 9 вечера — молитва и сон.

Евгений подтверждает — насельники не едят мяса. Из-за того, что соблюдают все православные посты и каждый день причащаются — а перед причастием не следует есть пищу животного происхождения. «У нас не монастырь, просто обитель, но ограничения как в любом монастыре», — подчеркивает трудник. Но не каждый монастырь проводит ежедневные причастия для всех монахов, а некоторые богословы считают «сверхчастые» причастия злоупотребительным явлением.

Обширные коровник, курятник и четыре свинарника с сотней свиней и двумя свиноматками при этом не производят мясо на продажу, уверяет Алексей, — «если бы мы что-то продавали, это можно было бы выследить». Свиней отец Иоанникий, по словам Алексея, завел четыре года назад, чтобы скармливать им пищевые отходы — когда продукты портятся и выкидываются на помойку, набираются грехи — «это только начало нашего животноводства». Евгений приводит такую версию: все это «на случай неурожая», чтобы если что можно было все равно накормить всех паломников. По сведениям издания «Проект», чихачевцы производят из этого мяса тушенку на одном из мясокомбинатов Нижнего Новгорода.

Указанные животноводческие хозяйства раскинулись на территории около 20 гектаров. Помимо них, есть несколько теплиц и поля, где выращивается картошка и сено. Можно насчитать несколько десятков построек; судя по Google Maps, с 2014 года появилось как минимум полдюжины новых. Обитель заместила собой деревню Чихачево — по переписи 2002 года в ней жил один человек, по данным переписи 2010 года — 37 человек. «Это теперь Чихачево и есть, по сути», — говорят трудники. Только в полутора километрах западнее сохранилось несколько обитаемых домов.

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

«Каким был, я уже не стану»

— Вы же видите, забора здесь никакого нет, да и как его провести? — обводит руками окрестности трудник Алексей, — Непонятно, как на такой территории можно кого-то удержать?

— Говорят, что психологически. Говорит батюшка: «В миру ты умрешь. В миру ты никому не нужен».

— Ну сказал я вам: «В миру умрешь», — спорит трудник, — А дальше че? Постоянно вам вбивать это в голову?

Подходим с ним к курятнику — его территория окружена защитной сеткой.

— Куриц все-таки удерживаете?

— Куриц все-таки да. Птица глупая, улетит — потом не найдешь.

«Начальница» курятника — интеллигентная, изящно выговаривающая каждый звук старушка Валентина — проводит нас по птичьим клеткам и в свою вполне опрятную, но тесноватую смежную с курятником комнату, украшенную десятком иконок, и с закрывающейся на ключ кабинкой посреди. «Вот здесь мы людей и держим», — говорит Алексей, видимо в шутку.

72-летняя Валентина «живет наездами» в Чихачево с 2017 года. Тогда у нее случились большие проблемы со здоровьем: «Я потеряла сон, у меня была сильная депрессия». Сперва Валентина приезжала, как и все паломники, на одну ночь, затем почувствовала, что ей каждый раз становится здесь легче — и стала оставаться подольше.

В 2020 году, когда до России дошла эпидемия коронавируса, Валентина поняла, что в квартире она не высидит — «сойду с ума и загнусь». Уже в июне она поселилась в обители, а старец доверил ей следить за курятником. «Здесь мое здоровье совсем поправилось. Решились проблемы со сном. Ушла боль из ноги. Я даже не надеялась, что смогу получить такое исцеление», — признается Валентина. Исцеление это произошло, утверждает она, без лекарств: «Это дома мне нужны лекарства. А здесь нет».

Старушка уверяет, что ни с какой дискриминацией и принуждением она в обители ни разу не столкнулась. «Полиция приходила, спрашивала: вас тут насильно заставляют работать? А я говорю: мне батюшка поручил курятник, а я по своим возможностям и желанию еще и огород взяла! И работаю здесь в свое удовольствие», — уверяет пенсионерка.

Валентина знакома с потерпевшей Ириной Агаповой. В последний день ее пребывания в обители она прибежала в курятник и сказала Валентине: «Я уезжаю домой. У меня проблемы с дочкой». Попросила телефон — позвонить сестре — но не дозвонилась и сразу после уехала.

В месте послушания Агаповой в свинарнике трудницы говорят, что почти не знали о ее сложных семейных отношениях: «Мы мало что вообще про своих рассказываем». «Она добрый человечек, несчастной она не выглядела. Наоборот, всегда улыбалась», — говорит трудница, наездами живущая в Чихачево с 2016 года.

«Очень хорошая сестра, работящая, чистоплотная. Никогда не отдыхала, все время работала, кормила поросят. Здоровая, нормальная. Верила в Господа, душой верила», — с некоторой грустью вторит другая трудница, улыбчивая пожилая женщина с кировским говором. История Агаповой — только повод для преследований обители, считает она, причина — то, что кому-то во власти просто «не по душе православие, вера-то ведь разная у всех».

Сама она пришла в скит из-за «духовной болезни» — а привело к ней, как ей уже после объяснил старец Иоанникий, грехи ее предков, накопленные за безбожные поколения. Отмолить их — уйдет и болезнь, поделился священник рецептом. «Вот мне и приходится отмаливать за семь поколений. Кому-то же надо [это делать]», — рассуждает женщина.

Обитель как особого рода лечебницу описывает и 39-летняя послушница свинарника Наталья, с 2012 года страдающая рассеянным склерозом. «Мне сказали, что это неизлечимо. Я плакала, когда узнала», — вспоминает женщина. С надеждой на исцеление она поехала в Троице-Сергиеву лавру, а оттуда, по совету другой паломницы, — к старцу Иоанникию, который «даже раковых больных исцеляет».

«Господь всегда так управляет, дает [знаки] — раз-раз-раз, все складывается. Батюшка меня тут оставил». Что сейчас с ее диагнозом, она не знает — говорит, совсем его не чувствует, да и в целом чувствует себя прекрасно, хоть и не принимает никаких лекарств, — отец Иоанникий не благословил. Он не всегда так настроен против медикаментов — например, благословил принимать их одну из сестер, у которой начались «сложности» из-за обострения болезни щитовидной железы.

— Думаю, меня батюшка не благословит на такое, ну и ладно. Я к лекарствам очень скептически отношусь.

— А если вам резко станет хуже?

— Я здравый человек. И врачи ведь тоже — от Бога. Знаете, бывает, что человек кидается в полное доверие Бога или полностью к врачам. А нужна золотая середина. Если буду себя плохо чувствовать — сначала к Богу, так батюшка говорит, — пособоруюсь, попрошу у Бога исцеления. Если она не приходит — обращусь к врачу. Бог даст хорошего врача и вылечит. Врач нужен, всегда нужен.

Жизнь в обители продолжается: буквально на днях тут у нового, еще неосвященного храма установили трехметровый металлический поклонный крест, вдобавок к деревянному в честь схимонахов, живших на этой земле много веков назад. Продолжаются послушания и работы насельников.

«Вот стиральная машинка, сними ее, — указывает на обернутый в полиэтилен прибор бородатый трудник, который провожает меня к выходу, — А то скажут, что мы все тут грязные ходим». Себя — и многочисленную строительную технику — снимать запрещает. «Напиши, что отняли храм у православных людей, храм отняли у паломников. Погибнет он, иконы погибнут — сгниют, потрескаются», — напутствует он на прощание.

Четверо в живых

В биографии схиархимандрита Иоанникия много белых пятен. Точно известно, что в миру священника зовут Иван Ефименко, ему 78 лет. Будущий настоятель храма родился в 1942 году в Днепропетровской области Украины. Чуть больше года Ефименко был трудником в Троице-Сергиевой Лавре. В 1979-м году он приехал в Ивановскую область, был рукоположен в сан священника, сразу поставлен в село Чихачево и служил там всю жизнь.

В епархии настаивают, что у схиархимандрита нет никакого церковного образования: «Он из 70-х годов, тогда такие вещи случались, были священники, которые не учились, но потом получали образование. Он решил не получать образование».

Психолог добавляет, что в бытность настоятелем они вместе с Иоанникием занимались реабилитацией людей с зависимостями.

«Он создал общину, которая стала заниматься, можно сказать, реабилитацией, людей потерянных, людей с наркотиками, алкоголиков. Они стали оставаться там на несколько дней, а то и долго. У него жило наркоманов до 30-40 человек. Так как это все закрепляется обычно за священником, который один раз поможет, другой раз поможет? и люди начинают ездить, возить знакомых, водить родственников, в конечном итоге, поток [паломников] увеличился до такой степени», — считает Махов.

Он рассказывает, что у Иоанникия была жена, правда, последний раз он видел ее в обители 15 лет назад. Супруга старца приехала в Чихачево вместе с мужем, жила в отдельном домике, работала на кухне и руководила помощниками. Махов говорит, что никогда не видел, чтобы жена разговаривала со старцем.

На паломнических сайтах повторяется скопированный текст о том, что свой род Иоанникий ведет от казаков. Дома у старца висит «Патент на офицерский чин» полковника от «Монархического казачьего братства святой Руси «Посольский двор»»

Иоанникий сделал пророчество на камеру журналистов телепрограммы «Русский Взгляд» в 2009 году.

«Будут бедствия по местам — это только… Что мы видим сейчас — это только начало, да еще и началом нельзя назвать. С каждым днем будет все больше, и больше, и больше… Вода будет уходить, наземная и подземная. С колоссальной скоростью. И не будет человека радовать эта жизнь», — говорил священник.

В интернете можно найти «полную версию» «откровения старца». Там говорится, что завершит Апокалипсис «моровая язва, повальная». «Сразу будут хоронить людей, а потом не в силах будут и хоронить. И города будут задыхаться в своем смраде».

Махов считает «пророчества» старца психологическим приемом: «Люди, о которых мы говорим, живут мифологическим мышлением. И это мышление, если вы возьмете психиатрию или психологию, помогает специалистам их вытащить из определенного состояния. Поэтому [можно] сказать им будущее, подтолкнуть их к этому будущему, что ты живи там, или наоборот, указать, что слушайте, там впереди тяжело, если вы сейчас не покаетесь, от вас зависит это будущее».

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

Господь не запретил

«До этого она была как все, знаете, что-нибудь приспичит — в церковь сходит», — говорит Инна, — У нее что-то случилось… Она зашла с одной какой-то мыслью, она сильно ее угнетала, беспокоила, а вышла с ворохом грехов, вот которые теперь все замаливает. И теперь у меня бабушка и утром, и вечером, и всегда на службе, и кто-то мимо шел в вологодской церкви и сказал, что у тебя такое состояние, вот тебе надо туда [к старцу]. Бабушка взяла у меня и уехала». Инна уточняет, что называет мать «бабушкой» в разговорах со своими детьми и иногда просто так.

4 ноября Вавилова уехала в монастырь в Чихачево и через некоторое время перестала выходить на связь. Ее дочь забила тревогу: обратилась в епархию, связалась с общественными деятелями и написала заявление в полицию. После этого мать начала изредка звонить Инне, но возвращаться домой женщина отказывается наотрез.

«Потому что не исцелилась, не излечилась, не знаю, не понимаю, — отвечает Инна на вопрос, чем мать объясняет желание оставаться в скиту — Еще там надо понаходиться ей, чтобы исцелиться-излечиться. Она вспомнила все грехи своей жизни и вот они ей мешают жить, она плохо чувствует себя из-за того, что она грешила всю жизнь».

Из скупых рассказов матери Инна поняла, что та работает в свинарнике, спит на полу, встает посреди ночи на службу. Последние дни у нее появился кашель и насморк, она стала хуже себя чувствовать.

«Она свято верит, что там ей хорошо. Тут ей плохо, а там в этих святых местах ей хорошо. Они там как рабы, бесплатная сила, Я, конечно, выжидаю время, потому что мне бы хотелось, чтобы мама сама вернулась. Потому что если я ее заберу силой и она в своей голове не выздоровеет, то я боюсь, что она у меня куда-нибудь снова сбежит. Ну вот я себе дала недели две. А так я поеду ее забирать, я не знаю, силой», — говорит Инна.

«Это совсем-совсем стандартная, со всеми атрибутами секта — с подготовкой к концу света, продажей имущества, голоданием, отказом от медицины. Логика такая: это лечебница, мы тут все лечимся, в том числе от неизлечимых болезней, лекарства вам не нужны, врачи тоже, только молитвы. Постоянно там звучат слова «только здесь». Ни в каком другом храме вам не помогут, даже в соседнем, хотя это вроде бы одна Церковь. Но там все неправильно, только здесь все правильно, только здесь вы можете спастись — не только душевно, но и физически. Буквально умрете по дороге, если уедете. А в других церквях молитва не такая сильная — тоже умрете, если будете туда ходить», — говорит она.

Важными частями этого давления, по мнению Анны, служат многочисленные бытовые лишения насельников «на грани физических возможностей», — отказ от мяса и полноценной гигиены, сна, отдыха. «Всем этим достигается эффект, когда человек вообще не понимает, где находится. Можно, конечно, говорить: вот, забора нет, уходи отсюда. Но когда человек лишен сна и нормальной еды и вообще понимания, где он находится, это не так-то просто сделать», — считает Анна.

Весной мать Анны все же вернулась домой, когда за ней по просьбе дочери приехали церковные чиновники. По ее словам, тогда старец «еще боялся епархию» и выгонял тех, за кем они приезжали. Теперь же Иоанникий епархии не боится и будет биться за каждую душу, полагает женщина. Анна уверена — в Чихачево людей специально настраивают против их родственников. Из-за всей этой ситуации у нее до сих пор напряженные отношения с матерью.

«Также у отца Иоанникия существует некий чин отчитки, это чин над людьми с определенными бесами. Такой чин существует, но его практика сейчас требует особого благословения епископа, которое в общем-то не дается, потому что много злоупотреблений в этом направлении. Поэтому вот мы видим одно из таких злоупотреблений, когда отец Иоанникий совершает этот чин без благословения, но при этом он его совершает точно также заочно. Человеку не обязательно присутствовать — и более того, ему даже необязательно об этом знать. То есть если кто-то из ваших родственников считает, что вы одержимы какой-то нечистой силой, то этот человек может подать, чтобы вас в течение месяца или более там отчитывали», — рассказывает представитель епархии, пожелавший не называть себя.

Неправильным церковные чиновники считают и ежедневные ночные литургии: «Ночью литургии не должно совершаться. Всенощное бдение должно совершаться продолжительное время ночью, а отец Иоанникий умудрялся еще и служить с большими сокращениями. Ну, скажем так, где-то в восемь раз сокращая богослужение».

По мнению представителя епархии, в Чихачево уже произошел церковный раскол, так как после запрещения Иоанникий продолжает проводить службы, не благословленные официальной церковью. С ним согласен и сам старец: «Ну конечно это раскол», — говорит он в одном из видео. Священник отказывается подчиняться церковным властям.

«Запретили мне [в епархии], Господь не запретил. Я не подчиняюсь запрету этому и ихним приказам. Как венчал, так и буду венчать. Как крестил, так и буду крестить. Пусть свергают [из сана], но Господь-то не свергает», — считает старец. В конце ноября его ожидает церковный суд. 8 ноября новый наместник Свято-Никольского храма отец Антоний Мазурин провел в Чихачево первую за две недели службу — небольшой вечерний молебен.

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

Невозможно терпеть

По мнению Махова, причиной уголовного преследования старца стало желание церковных чиновников заполучить имущество Иоанникия, который тот собирал исключительно ради благотворительности. «Епархия всегда на это роток разевала», — уверен он.

«А у него сил нет бороться, у него сейчас глубокий диабет, я так понимаю, на этой основе у него давление теперь жуткое. Те кадры, которые я вижу, он просто погибнет в ближайшее время», — говорит бывший настоятель.

«Что она под собой подразумевает 127-я статья — это удержание лица без его похищения. Вы отца Иоанникия видели когда-нибудь? Вы думаете он может кого-либо удерживать? Он человек, который имеет инвалидность, а также те люди, которые живут в обители — это добрейшей души люди, которые никогда никому зла не причиняли, а уж тем более не смогли кого-либо удерживать и даже таких намерений у них не возникало более в этом уверен. Я считаю, что такой человек никогда административного правонарушения не мог бы совершить, не то что преступления», — уверен адвокат.

На вопрос, почему церковные чиновники так долго не предпринимали никаких действенных мер по отношению к Иоанникию, там обращают внимание на то, что Кинешемская епархия существует всего восемь лет. По словам представителя церковного органа, последние шесть лет епископ Иларион неоднократно пытался вразумить старца, но тот не слушался.

«Пришло время, когда уже невозможно стало терпеть. Да, долго, шесть лет — это большой срок, но отец Иоанникий — пожилой священник и не хотелось принимать какие-то терминальные меры», — говорят там.

По мнению представителя епархии, не важно, какое решение примет церковный суд и станет ли Иаонникий обвиняемым.

«Дело не в этом. Проблема заключается в том, что пока люди едут туда [В Чихачево] за каким-то чудом, когда люди без особого духовного труда хотят исправить всю свою жизнь или жизнь своих родственников, их надежды приведут их в зависимость от того или иного. Сегодня Иоанникий, завтра Николай, Митрофан. Человек должен понимать, что его проблемы, кроме Бога и его самого, никто не решит».

Редакторы: Анастасия Лотарева («Такие дела»), Дмитрий Трещанин («Медиазона»)

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *