Что считается агитацией на выборах
Особое внимание в избирательном законодательстве уделяется информационному обеспечению выборов, включающему в себя информирование избирателей и непосредственно саму предвыборную агитацию. Последняя, в свою очередь, способствует гласности проведения выборов, а также осознанному волеизъявлению граждан.
Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с законодательством о выборах.
Размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иными способами информационные материалы должны подаваться в доступной для избирателя форме, не нарушать равенство кандидатов и, что самое главное, быть достоверными и объективными.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предвыборной агитации посвящена 7 глава, которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». Федеральный закон определяет предвыборную агитацию как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».
В качестве предвыборной агитации может рассматриваться не любая деятельность в избирательном процессе, а лишь та, которая имеет своей целью побудить избирателей голосовать «за» или «против» кандидата, избирательное объединение, причем данная деятельность должна носить систематический, последовательный и публичный характер.
Представляя собой составную часть избирательного права и процесса институт предвыборной агитации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Прежде всего сюда относятся: Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы «О средствах массовой информации», «О статусе военнослужащих», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О рекламе», «О полиции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а на уровне субъектов Федерации законы о муниципальных выборах.
Право на предвыборную агитацию представляет собой относительно самостоятельное правовое явление.
Выделяют следующие основные признаки предвыборной агитации:
1. призывы голосовать за кандидата или кандидатов, список кандидатов, либо против него (них);
2. выражение предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению, за исключением случаев опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
3. описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;
4. распространение информации, где преобладают сведения о каком-либо кандидате или кандидатах, избирательном объединении в сочетании с положительными или отрицательными комментариями в их адрес;
5. распространение информации о деятельности кандидатов не связанных с их профессиональной деятельностью или исполнение ими своих должностных обязанностей;
6. деятельность, способствующая созданию позитивного или негативного отношения избирателей к какому-либо кандидату, избирательному объединению, выдвинувшего кандидата или список кандидатов.
Важно отметить, что перечисленные в пунктах 2-6 признаки предвыборной агитации, признаются таковыми, если указанные действия совершаются средствами массовой информации неоднократно и с целью вызвать у избирателя желание голосовать за вышеназванных субъектов.
Избирательное законодательство устанавливает следующие основные формы проведения предвыборной агитации:
— на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях;
— посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
— посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
— иными не запрещенными законом методами.
Избирательное законодательство Российской Федерации выделяет следующие основные виды предвыборной агитации, каждая из которых имеет свою специфику. Например, агитационные публичные мероприятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реализовываться в виде выступления, интервью, пресс-конференции, предвыборных дебатов, «круглых столов», показа телеочерков, видеофильмов о кандидате. Агитационные печатные материалы могут изготавливаться и распространяться в виде листовок, плакатов, письменных обращений к избирателям, брошюр, буклетов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитационные материалы без использования средств массовой информации применяются сравнительно редко.
Избирательным законодательством Российской Федерации выделяются следующие виды предвыборной агитации, которые осуществляются через средства массовой информации:
— выступление – личное обращение кандидата к избирателям с изложением предвыборной программы;
— интервью – ответы кандидатов, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные журналистами в ходе личной встречи;
Предвыборная агитация, по своей сути предоставляющая широкую возможность субъектам правоотношений участвовать в агитационном процессе, выделяет две группы субъектов права на предвыборную агитацию, которые занимают различное правовое положение.
К таким разновидностям относят общий и специальный субъекты предвыборной агитации. К первой категории субъектов избирательное законодательство относит всех граждан Российской Федерации, обладающих избирательными правами.
К числу специальных субъектов права на предвыборную агитацию избирательное законодательство причисляет – кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.
Правовое положение субъектов агитационной деятельности при ее претворении в жизнь также различно.
Например, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права:
— право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации;
— право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов;
— право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.
В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности; предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
Субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Не допускается изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласования с автором. Журналисты, другие творческие работники, а также должностные лица средств массовой информации, являющиеся кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
Действенным инструментом определения электоральных настроений граждан при подготовке к предвыборной агитации является проведение социологических опросов общественного мнения, их политических приоритетов и взглядов. Опубликование в средствах массовой информации результатов таких социологических опросов с одной стороны может способствовать ознакомлению избирателей с предпочтениями и настроениями электората, с другой оказать влияние на формирование убеждений и конкретной позиции избирателей.
Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в избирательную комиссию муниципального образования списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В средствах массовой информации предвыборная агитация начинается по завершении регистрации кандидатов.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке.
Порядок предоставления эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам регулируется избирательными законами.
Средства массовой информации не вправе допускать публикации, передачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации кандидатов. Они обязаны предоставить возможность опубликовать, передать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судебную ответственность этих средств массовой информации и их должностных лиц.
При осуществлении предвыборной агитации в форме проведения агитационных публичных мероприятий закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.
Государственные органы и органы местного самоуправления должны предоставлять всем кандидатам помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на безвозмездной основе для проведения предвыборной агитации.
Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность при проведении агитационных публичных мероприятий.
Субъекты агитационной деятельности вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности и для проведения агитационных публичных мероприятий.
Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов является одной из наиболее распространенных форм предвыборной агитации. Правом выпуска таких материалов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты.
Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением избирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.P>
Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны на территории каждого избирательного участка оборудовать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и знакомиться с информацией. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам равной площади для размещения таких материалов.
Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов без согласия собственников, а также на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий у входа в них и в помещениях для голосования запрещается.
Граждане Российской Федерации вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. При этом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.
Однако, при проведении агитации избиратели могут пользоваться не всеми её формами, предусмотренными законом. Например, избиратели не имеют права выпускать печатные агитационные материалы, права доступа к средствам массовой информации. Данные ограничения для избирателей обусловлены тем, что оплата теле- и радио эфирного времени, печатной площади, агитационных печатных материалов должна осуществляться исключительно из средств избирательных фондов кандидатов.
Финансирование предвыборной агитации осуществляется исключительно из средств избирательных фондов. Факт признания обязательности финансирования предвыборной агитации исключительно из средств избирательного фонда является принципиально важным фактором в первую очередь для обеспечения равенства прав граждан, избирателей и непосредственно самих кандидатов.
Законодательство России о выборах предусматривает определённые ограничения при проведении предвыборной агитации, выражающиеся в качестве требований о недопустимости злоупотребления правом на проведение агитации. Так, например, запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, предвыборная агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности и иные формы злоупотребления свободой массовой информации. Данные меры берут своё начало из конституционных норм.
При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей в любых формах.
В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
За нарушение порядка и правил проведения информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации могут наступать разные виды ответственности участников избирательного процесса, среди которых можно выделить и уголовную (статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации), административную (статьи 5.5, 5.8-5.16, 5.48-5.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовую (получающую отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации), дисциплинарную (которая предусмотрена для нарушителей избирательного законодательства из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, а также работников других ведомств), конституционную (статья 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации») ответственности.
Что считается агитацией на выборах
Статья 62. Предвыборная агитация
1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);
2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального закона);
3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).
3. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
Ст. 62 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 09.03.2021.
3) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 43-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.
3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 43-ФЗ)
4. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных федеральным законом формах.
5. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;
7) международным организациям и международным общественным движениям;
8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;
9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
8. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в части 8.1 настоящей статьи, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:
1) использования политической партией высказываний кандидатов, включенных ею в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам;
2) использования обнародованных высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;
3) цитирования высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах), обнародованных иными политическими партиями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
1) использование политической партией изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9.2. В случаях, указанных в части 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.
(часть 9.2 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
Ст. 62 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
9.3. Агитационный материал кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал политической партии, выдвинувшей кандидата (в том числе в составе федерального списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что политической партией выдвинут (в том числе в составе федерального списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
(часть 9.3 введена Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
10. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов), избирательных фондов кандидатов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий, их региональных отделений, избирательных фондов кандидатов запрещается. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных фондов политических партий, их региональных отделений запрещается. Допускается оплата расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательных фондов ее региональных отделений на изготовление предвыборных агитационных материалов, размещаемых выдвинутым этой политической партией кандидатом на каналах организаций телерадиовещания и в сетевых изданиях.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети «Интернет» и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.
12. Политическая партия, выдвинувшая только кандидатов, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном соответствующем региональном государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети «Интернет» и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая зарегистрированному кандидату (зарегистрированным кандидатам) в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата (избирательных фондов зарегистрированных кандидатов).