Что считает главным простакова
Госпожа Простакова
История создания героя, прототипы
Кадр из ф/с «Недоросль». Простакова — актриса Элла Далматова
«Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности» — так Белинский писал о «Недоросле». Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная «Салтычиха».
Описание героя
Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.
Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что «девушки грамоте умеют». Свою безграмотность Простакова объясняет приличным «воспитанием»: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с «легкостью» решает задачи для сына и заключает: «Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…». Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: «Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань». Наконец, после показа уровня «образованности» сына довольная мать делает главное заключение: «Без наук люди живут и жили».
Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.
У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.
Простакова. Иллюстрация Н. Муратова
Роль героя в произведении
Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.
К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.
Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного «недоросля» – Митрофанушки.
Развитие героя по мере сюжета
Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: «Теперь-то я всех переберу поодиночке».
Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: «И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!». Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.
Отношение автора к герою
Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: «презлая фурия» с «адским нравом»; «от таких-то животных пришел я освободить [Софью]»; «бесчеловечие злой помещицы»; «нарушительница гражданского спокойствия»; «мастерица толковать указы!»; «госпожа бесчеловечная». Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Прототипы
Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову («Салтычиху»). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело «Салтычихи» долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.
Экранизации
В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль «Недоросль». Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна «облагородила» образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.
Наше краткое информативное видео — обязательно посмотрите для закрепления материала:
Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль, описание, характер
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль», описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофанушке, мужу, крестьянам и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии «Недоросль»
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль, описание, характер
«. Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию. «
«. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь. «
«. все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда. «
«. я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»
«. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. «
«. оттого-то у нас в доме все и избаловано. «
«. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. «
«. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы. «
«. Я уведомил уже о всех здешних варварствах. «
«. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. «
«. Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно. «
«. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. «
«. а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. «
«. Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости. » (Софья о Простаковой)
«. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. «
«. ур*д мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился. » (Простакова о своем муже)
«Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
«. К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. «
«. Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. «
«. пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится. «
«. конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. «
«. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. «
«. Ради сына готова драться хоть с отцом родным. «
«. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. «
«. Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли. «
«. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. «
«. какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. «
«. Бог велел нам взять на свои руки девицу. «
Критика об образе госпожи Простаковой
«. Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.
Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности.
Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет. »
(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г.)
(В. О. Ключевский, книга «Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофану, мужу, крестьянам и т. д.
Какая жизненная цель была у Простаковой из комедии Недоросль
Простакова-одна из главных персонажей «Недоросля». Ни одно событие, происходящие в комедии, не проходит без её участия. Само положение хозяйки дома обязывает её к этому,
Кто же такая Простакова? Дворянка, живёт в деревне, имеет крепостных, словом, типичный образец жены русского помещика. Она хозяйка дома и держит всё под своим контролем- от хозяйственных мелочей до собственного мужа, который ни в чём не осмеливается ей перечить.
Простакова неграмотная и необразованная и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия совесть и честность не знакомы героине. Простакова стремиться выглядеть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну Митрофану, который является главной отрадой Простаковой, образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но делает она это только из-за столичной моды и не заботиться о том, как и чему будет научен её сын.
Главное для Простаковой-её собственное благополучие и благополучие её сына. Она пойдёт на любой обман и подлость, используя все хитрости и уловки, только чтобы не потерять своё благосостояние. Она живет по своим устоявшимся принципам, главный из которых-беспринципность.
В образе Простаковой отражены двуличие, тупая бесчеловечная власть и невежество-все те качества, которые были присуще русским помещикам восемнадцатого века и выставленные на осмеяние в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Потому что художник четко отчетливоо и ярко изобразил картину
Ответ:
Што би она не ходила по сонцу.
«Иван Хлестаков чиновник из Петербурга»
Характеристика Простаковой
Одним из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — богатая помещица, властная, жестокая, деспотичная. Особенно ярко её тяжёлый характер проявляется в отношении к беззащитным слугам, над которыми она безнаказанно издевается. Болезненная, гипертрофированная любовь главной героини к сыну губит молодого человека, делает из него морального калеку. Характеристика Простаковой важна для понимания важности темы воспитания, которую автор выделяет в пьесе как основную. Невежественная, жадная и лицемерная, помещица прививает аналогичные качества своему сыну, но в итоге получает по заслугам.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — не указано, г-жа Простакова.
Возраст — не указан, женщина среднего возраста.
Род занятий — помещица.
Семья — супруг Терентий Простаков, сын Митрофан и родной брат Тарас Скотинин.
Социальное положение — дворянка, помещица.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, недалёкий и жадный отец.
Образование — необразованная женщина, не умеющая даже читать.
Внешность — не указана.
Характер — жестокая, лицемерная, циничная, жадная, корыстолюбивая, властная.
Положительные черты — отсутствуют, даже любовь к сыну является преувеличенной, болезненной.
Отрицательные черты — невежественная, невоспитанная, грубая, безжалостная женщина, которая в окружающих людях (за исключением сына) видит
плохое.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Цитатная характеристика
Описание Простаковой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Простаковой основан на том, что она является дворянкой, помещицей.
«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…»
Источник: Действие первое, явление 1
Во владении г-жи Простаковой — большое поместье и деревни с крепостными.
«…повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни…»
Источник: Действие пятое, явление 4
Г-жа Простакова — из рода Скотининых. После смертей в раннем возрасте многочисленных братьев и сестёр в живых остались только она и её брат Тарас Скотинин.
«Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!
Источник: Действие третье, явление 5
«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».
Источник: Действие четвертое, явление 7
Внешность
Портретная характеристика г-жи Простаковой основана на том, что она является женщиной средних лет. Простакова чувствует, что уже немолода.
Источник: Действие второе, явление 5
Черты характера и поступки
Г-жа Простакова является очень грубой женщиной, способной оскорблять окружающих людей без повода, только в силу своего тяжёлого характера.
«А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…»
Источник: Действие первое, явление 2
Простакова — жестокая женщина, в которой нет ни капли милосердия даже к больным людям.
Простакова ни во что не ценит слуг и всячески обижает их.
«…я холопям потакать не намерена…»
Источник: Действие первое, явление 3
«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!»
Источник: Действие пятое, явление 2
Простакова совершенно не ценит профессионализм и считает, что любой дурак сможет качественно выполнить сложную работу.
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
Источник: Действие первое, явление 2
Простакова не ценит своего мягкого, глупого мужа. Она помыкает им, способна унизить при посторонних людях.
«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».
Источник: Действие первое, явление 3
«Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь…»
Источник: Действие второе, явление 5
Г-жа Простакова — настойчивая женщина, которая непременно всё сделает по-своему.
«…что захотела, поставлю на своем…»
Источник: Действие четвертое, явление 9
«А я уж знаю, что делать… А мы свое возьмем».
Источник: Действие четвертое, явление 9
Единственным человеком, которого Простакова любит всем сердцем, является её 15-летний сын Митрофан. Он — её надежда и отрада.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».
Источник: Действие первое, явление 4
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
Источник: Действие четвертое, явление 8
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
Источник: Действие второе, явление 5
Будучи ограниченной, недалёкой женщиной, Простакова не видит особого смысла в образовании и в таком же духе воспитывает сына Митрофана.
«Без наук люди живут и жили».
Источник: Действие четвертое, явление 8
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
Источник: Действие второе, явление 6
«Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Простакова вынуждена нанять Митрофану учителей только потому, что это требование времени — дворяне должны быть грамотными.
«Да ныне век другой, батюшка! (К Стародуму.) Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить! Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда».
Источник: Действие третье, явление 5
«Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург: скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».
Источник: Действие третье, явление 8
Г-жа Простакова видит, что её сын не особенно смышлён. Вместо базовых научных знаний она предлагает ему собственный жизненный подход, который заключается в жадности и поиске личной выгоды.
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»
Источник: Действие третье, явление 7
«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
Источник: Действие третье, явление 7
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».
Источник: Действие третье, явление 7
Простакова — властная женщина, требующая не только от слуг и членов семьи, но и от всех окружающих полного повиновения.
«…я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»
Источник: Действие первое, явление 5
«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь».
Источник: Действие первое, явление 6
Простакова — жестокая, жадная помещица, которая забирает у крестьян последний кусок хлеба, не дает им спокойно жить и трудиться.
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Источник: Действие первое, явление 2
Г-жа Простакова — корыстолюбивая женщина, у которой главной ценностью являются деньги. Узнав о том, что бедная сиротка Софья неожиданно стала богатой наследницей, она спешит сосватать её за своего сына Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».
Источник: Действие первое, явление 7
«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
Источник: Действие второе, явление 2
Простакова — женщина крутого нрава, вымещающая свою злобу на беззащитных людях.
«…положить скоро границы злобе жены…»
Источник: Действие второе, явление 1
«…жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
Источник: Действие первое, явление 1
«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».
Источник: Действие второе, явление 5
Г-жа Простакова в силу своего небольшого ума и природной злости способна решать проблемы лишь с помощью драки. Чтобы решить вопрос женитьбы в пользу Митрофана, она затеяла драку с родным братом.
«…Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи… Сердце взяло, дай додраться!»
Источник: Действие третье, явление 3
Источник: Действие третье, явление 3
Г-жа Простакова полна лицемерия. Чтобы заполучить Софью в качестве невесты для Митрофана, она всячески пытается предстать в выгодном свете перед Стародумом.
Узнав о предстоящей расправе, г-жа Простакова полностью разбита. Она до последнего пытается оправдать себя.
«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»
Источник: Действие пятое, явление 3
«Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел».
Источник: Действие пятое, явление 4
Раскаяние Простаковой — лицемерие. Известие о пощаде пробуждает в ней страшный гнев, желание расправиться с беззащитными крестьянами.
Простакова не чувствует никакой своей вины в случившемся. Она искренне считает, что является полноправной хозяйкой человеческих жизней и только она вправе решать их судьбы.
За жестокость по отношению к людям Простакову наказывают по справедливости, отобрав у неё имение и крепостных крестьян.
«Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».
Источник: Действие пятое, явление 4
Потеряв власть над людьми, Простакова теряет смысл своей жизни. Но еще большим ударом для неё становится грубость и жестокость ненаглядного Митрофанушки, который отталкивает её.
«Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!»
Источник: Действие пятое, явление 5
«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Воспитание
Г-жа Простакова, несмотря на своё высокое положение в обществе, — неграмотная женщина, которая даже не умеет читать.
«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай».
Источник: Действие первое, явление 6
Простакову глубоко возмущает тот факт, что девушки её сословия получают образование.
«Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!»
Источник: Действие первое, явление 6
Своей безграмотностью и невежеством г-жа Простакова обязана отцу, который был категорически против образования.
«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».
Источник: Действие третье, явление 5
Г-жа Простакова — тёмная и недалёкая женщина, она не понимает, в чём заключается смысл географии, считая её «не дворянской» наукой.
«Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Примером того, как нужно устраиваться в жизни, для г-жи Простаковой служит её родной отец — человек безграмотный, невежественный, но очень жадный, скупой. Смысл его жизни заключался в накоплении денег, над которыми он в итоге и умер.
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?»
Источник: Действие четвертое, явление 8
Характеристика Простаковой другими героями
Митрофан (сын)
Митрофан заискивает перед матерью, зная, что она руководит домом, но на самом деле пренебрежительно относится к ней.
Митрофан, перенявший от матери все негативные качества, в итоге сам жестоко бросает её в трудную минуту.
Г-н Простаков (муж)
Будучи человеком мягким и безвольным, г-н Простаков во всём слушается жену, потакает её капризам, боится как-то ненароком её задеть или обидеть.
«В этом я тебе, матушка, и верил, и верю».
Источник: Действие первое, явление 3
Скотинин (брат)
Г-жа Простакова очень похожа на своего родного брата, Тараса Скотинина. Он замечает их общую склонность к насилию и жестокости по отношению к другим людям.
«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».
Источник: Действие первое, явление 4
Скотинин не церемонится с сестрой и, отстаивая собственные интересы, готов с ней драться.
Правдин
Дворянин Правдин, состоящий на государственной службе, замечает, какие бесчинства царят в поместье Простаковых. Он намерен прекратить издевательства над беззащитными людьми со стороны г-жи Простаковой.
«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже обо всем нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».
Источник: Действие второе, явление 1
Правдин замечает, что Простакова является ловким манипулятором, заставляя людей поступать так, как ей выгодно.
«Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком».
Источник: Действие второе, явление 3
Став свидетелем бесчинств Простаковой, Правдин выносит ей справедливый приговор. Он видит истинный характер помещицы и не становится жертвой её лицемерия.
«Злодеяние, которому я сам свидетель…»
Источник: Действие пятое, явление 3
«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства».
Источник: Действие пятое, явление 3
«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Источник: Действие пятое, явление 4
Правдин осуждает поведение Простаковой, но понимает, что в его основе лежит всепоглощающая, неразумная любовь к единственному сыну.
«Правдин (Митрофану) Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Софья
Софья подчёркивает неприкрытое лицемерие г-жи Простаковой, которая ранее никогда с ней не была ласкова, но с известием о её наследстве резко поменяла своё отношение.
«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
Источник: Действие второе, явление 2
Стародум
Стародум, прекрасно образованный мужчина, презрительно относится к г-же Простаковой, отвергающей просвещение.
«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Стародум видит все пороки Простаковой, однако он считает, что каждый человек имеет право на прощение.
«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».
Источник: Действие пятое, явление 4
Стародум, будучи мудрым, опытным человеком, понимает, что характер г-жи Простаковой так быстро не изменится, и она останется при своих жизненных принципах. Но он надеется, что со временем жестокая помещица сможет переосмыслить своё отношение к людям.
«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь».
Источник: Действие пятое, явление 5
«Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно».
Источник: Действие пятое, явление 5
Видя личную трагедию г-жи Простаковой, Стародум приходит к логическому выводу, что всему виной — её жестокость и самодурство.
«Вот злонравия достойные плоды!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Милон
Милон видит злонравную сущность г-жи Простаковой и искренне презирает её.
«И преступление, и раскаяние в ней презрения достойны».
Источник: Действие пятое, явление 4
Речевая характеристика госпожи Простаковой
Характеристика речи госпожи Простаковой полностью отражает сущность главной героини. Будучи необразованной, невежественной женщиной, она не способна выражать свои мысли грамотно, красиво, культурно. Её речь пестрит народными и просторечными словами и выражениями, которые подчеркивают её безграмотность: «арихметика», «первоет», «еоргафия», «так авось либо господь милостив», «ходишь, развеся уши».
Речь помещицы Простаковой, её манера выражаться ничем не отличается от речи необразованных, тёмных слуг и крепостных крестьян, прислуживающих ей. Последних она ни во что не ставит и, будучи женщиной злой и сварливой, постоянно оскорбляет. В обращении со слугами в речи Простаковой часто встречаются ругательства: «харя», «рыло», «каналья», «бестия», «остолбенела», «скот», «урод». Женщина уверена, что имеет полное право так обращаться с «холопями», что ещё больше подчеркивает её деспотизм по отношению к зависимым, беззащитным людям.
Все личностные качества г-жи Простаковой отражаются в её речи, которая, в зависимости от ситуации, способна меняться.
К крепостным обращается грубо, бесцеремонно, с ругательствами: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире…»;
Перед гостями-дворянами пытается предстать светской дамой: «рекомендую вам дорогого гостя…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Простаковой вместе!
Биография
Госпожа Простакова в девичестве носила фамилию Скотинина и принадлежала к древнему роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас.
Глава семьи, Скотинин, служил воеводой. Несмотря на высокий социальный статус, он был категорически против образования и смог привить своим детям отвращение к наукам, просвещению. При этом он был очень грубым и жадным человеком, и именно эти качества переняла героиня.
Став супругой дворянина Простакова, женщина полностью взяла власть в свои руки. Не видя никакого сопротивления со стороны мягкого, глупого и трусливого мужа, она стала настоящим тираном в поместье. Даже рождение долгожданного ребёнка, сына Митрофанушки, не изменило жестокий нрав помещицы.
Молва о жестоком обращении Простаковой с крепостными дошла до государственных чиновников, и после проверки ситуации на месте было принято решение о взятии под опеку поместье Простаковых. Известие о потере власти над слугами, а также жестокое предательство Митрофана морально подрывают героиню.
Образ Простаковой
Госпожа Простакова наделена автором исключительно негативными качествами: она груба, жестока, невежественна, лицемерна. Не встречая никакого сопротивления со стороны окружающих людей, она в полной мере проявляется свой деспотичный характер по отношению к слабым и беззащитным.
Такие качества, как жадность, невежество, жестокость достались г-же Простаковой от родного отца, который превыше всего ценил деньги и даже умер от голода над сундуком с монетами. Он был категорически против образования для своих детей, и Простакова даже в зрелом возрасте не понимает ценность просвещения.
Простакова стала собирательным образом тех помещиков своего времени, которые в силу своего воспитания имели узкий кругозор, боялись перемен, презирали образование и при этом считали себя «избранной», привилегированной кастой. Получая подобные жизненные ценности от родителей, они безотчётно передавали их собственным детям. Ярким примером тому стал Митрофанушка, который, полностью переняв грубость и жестокость матери, в итоге безжалостно бросил её в тяжёлую минуту.