Что изучает всемирная история кратко
История [Всемирная, Всеобщая]
История — это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом. История всесторонне изучает прошлое человечества, помогает узнать, как жили люди когда-то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытывали. У этой науки есть свои правила и законы.
Слово «история» пришло из греческого языка. Оно означает «рассказ о прошедшем, об узнанном».
Английский писатель конца XIX в. Роберт Макензи говорил: «История человечества — это летопись прогресса, летопись накопления знания и рост мудрости, постоянное движение от низшего уровня разума и процветания к высшему. Каждое поколение передаёт следующему унаследованные им сокровища, изменённые к лучшему его собственным опытом, обогащённые плодами всех одержанных им побед. »
Периодизация истории
Предмет изучения
Всеобщая история как область исторической науки занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процесса. Она изучает историю человечества от первобытности до современности, анализирует многовариантность общественно-политического, социально-экономического и культурного развития регионов, стран и народов мира в различные хронологические периоды и эпохи. Она освещает историческую реальность в конкретно-исторических и теоретических аспектах.
Историческая наука основана на прочном фундаменте сохранившихся до нашего времени фактов. И всё же для объективного суждения о событиях, происходивших в глубокой древности, этих фактов порой недостаточно. Да и письменные источники ушедших и близких к нашему времени эпох (летописи, воспоминания, официальные документы) подчас грешат противоречиями, субъективными оценками, неточностями, идеологическими искажениями. Анализируя источники и, следовательно, высказывая свои предположения, можно ответить на главные проблемы истории: что движет развитием человечества? какова роль личности в истории? как менялась повседневная жизнь людей? как развивались искусство, наука, техника?
Прошлое человечества тогда становится силой, когда оно тесно связано с его настоящим. Познавая историю человечества, можно лучше понять себя и своё место в живом и многосложном потоке современных исторических событий, свидетелями и участниками которых суждено быть каждому человеку.
Историография
В различных периодах развития общества существовало разное представление об истории.
В развитых обществах с сильной динамикой движение истории представляется от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Под историей чаще всего имеют ввиду именно историю цивилизованных обществ и подразумевают, что она берет начало около 4000 лет тому назад.
В традиционных (отсталых) обществах прошлое ставят выше современности. Стремление к нему как к образцу, идеалу ставится в качестве цели. В таких обществах преобладают мифы. В связи с этим их называют доисторическими обществами, т.е. они имеют исторического опыта.
Основные понятия истории
Основными понятиями исторической науки являются исторический факт и исторический источник.
Исторический факт
В зависимости от взглядов человека, его системы ценностей один и тот же исторический факт может получить различное толкование, приобрести разное значение. Ни одна из существующих теорий не может дать универсального и единственно верного объяснения событий и явлений прошлого. Вместе с тем различные подходы к изучению истории вовсе не означают отсутствия исторической истины: в процессе познания идёт постоянное движение к более точной картине развития человечества.
Исторический источник
Созданные и сохранённые человеком предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и многое другое несут информацию о далёком прошлом. Это — исторические источники. Учёные стремятся привлечь как можно больше таких источников, что позволяет достовернее воссоздавать исторический процесс. Сотни тысячелетий знания о прошлом передавали устно от поколения к поколению, они сохранялись, видоизменяясь, в памяти человечества в виде мифов, легенд, героических песен. Отделить вымысел от действительно протекавших в глубочайшей древности явлений и событий подчас не представляется возможным. Для учёного устное народное творчество — самая трудная, но, пожалуй, и самая увлекательная область исследования.
Периоды истории
Всемирная История разделена по периодам. Основные периоды мировой истории: Доисторическая эпоха, Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее время.
Русский учёный В. П. Алексеев считает, что появление человека берет начало с формирования семейства гоминидов и трудовой деятельности. Историю формирования человека он делит на историю первобытного периода и историю последующего периода.
Доисторическая эпоха
Древний мир
История Древнего мира начинается с появлением человека на Земле. Завершается этот период в 476 г. н. э., когда перестала существовать Западная Римская империя. Это самый продолжительный отрезок времени в истории человечества.
Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древности. Один из первых историков — Геродот — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышанные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.
Средние века
Средние века длились более тысячи лет — от крушения Западной Римской империи (476 г.) до конца XV в. Следует сказать, что границы исторических периодов не всегда можно определить с точностью до века, они достаточно условны. Так, например, завершение периода Средневековья некоторые историки относят к концу эпохи Великих географических открытий, длившейся с середины XVI до середины XVII в.
Новое время
Новейшее время
Новейшее время началось в XX в., и охватывает нынешний, XXI в.
История континентов и государств
Америка
Европа
Южная Азия: Индия.
Африка
Исторические государства
Методология истории
Принципы исторической науки
Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сообщить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Значит, слово «факт» имеет и другое значение — «правда», «истина». Но для историка недостаточно на основе фактов лишь назвать то, что произошло. Он должен установить, как и почему именно так происходили события в действительности. Кроме того, обязательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть назвать дату (день, месяц, год, столетие).
Изучая документы и вещественные источники, учёные восстанавливают исторические события.
На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно определить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Методы исторического исследования
Историко-типологический метод
Историко-типологический метод широко используется в источниковедении. В частности археологи применяют его при изучении исторических источников археологических культур, упорядочивая и сопоставляя типичные (однородные) артефакты.
Историко-генетический метод
Историко-генетические методы позволяют связывать во времени и пространстве формирование отдельных народов по информации, заложенной в генах человека. Генетический код у всех людей устроен таким образом, что у каждого имеются 23 пары хромосом, в которых хранится вся наследственная информация, доставшаяся от обоих родителей. При формировании хромосомы около половины берется от материнской хромосомы и около половины от отцовской. При этом одна мужская хромосома — Y целиком передается от отца к сыну. Через определенное количество поколений происходят её мутации и чем больше мутаций, тем древнее общий предок. Тем не менее, до конца не ясно, есть ли чёткая корреляция между скоростью мутаций и равными временными промежутками.
Лингвистические методы
Лингвистические методы изучают изменение структуры языков, позволяя делать выводы об этапах его формирования. Методика анализа базируется на предложенном в середине XX века американским лингвистом М. Сводешом (M. Swadesh) подходе «датировки с помощью языка» — глоттохронологии. Основной словарный состав языка изменяется примерно с одинаковой скоростью. Если два языка произошли от общего предка, то каждый из них через тысячу лет сохранит порядка 80% изначальной базисной лексики. Значит, для родственных языков можно рассчитать период их разделения. Метод глоттохронологии был признан большинством лингвистов до возраста 89 тыс. лет — потом слишком мало становится в разошедшихся языках общих слов, велика вероятность ошибки. В отдельных случаях общие слова разных языков объясняются заимствованиями, но сфера т. н. базисной лексики очень устойчива и меняется крайне медленно (например, лексический массив понятий, связанных с деторождением).
Исторические дисциплины
Узнать прошлое историкам помогают различные науки, среди которых:
Что изучает всемирная история кратко
Понятие всемирной истории. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).
Вспомогательные исторические дисциплины.
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.
К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
Предмет исторической науки — особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.
Объект исторической науки — историческая действительность, процесс, события, явления и фрагменты исторического развития, его действующие лица, вся совокупность условий, характеризующих жизнь общества и влияют на него, т.е. все, на что направлено познавательную функцию исторической науки. объект исторического познания очень близок к источниковой базы, но не тождественен ей. доминантным объектом исторической науки является сам субъект исторического процесса, то есть его движок, создатель, а в этой роли выступают люди и результаты их деятельности.
Периодизация всемирной истории: варианты и содержание
1) древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.
2) древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. при этом вектор истории практически отсутствует. такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека,
3) русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).
4) американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. тогда он выделил пять стадий экономического роста:
5) Антропологическая периодизация — периодизация этапов эволюции физического типа людей (архантропы, неандертальцы, кроманьонцы)
6) Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.
7) в российских учебниках по Всемирной (всеобщей) истории принята следующая периодизация:
Это конспект по теме «». Выберите дальнейшие действия:
Всеобщая история
Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История
Всеобщая история – это история всего человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени. Задача всемирной истории как науки заключается в том, чтобы познать взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.
Содержание
Всеобщая история есть история зарубежных стран и народов. Многими историками не делается различий между всеобщей и всемирной историей. Всеобщую историю обычно разделяют на национальную (этническую) и региональную. Первая изучает историю отдельных стран, государственных образований и народов, вторая объединяет историю связанных общими чертами культурно-исторического развития различных стран или народов. Сложность изучения региональной истории заключается в том, что понятие «исторический регион» весьма подвижно и не совпадает с устойчивым понятием «географический регион». В рамках всеобщей истории изучаются: история древнего мира, медиевистика ( история средних веков и раннего Нового времени), новая и новейшая история стран Европы и Америки, история южных и западных славян (славянове́дение), история стран ближнего зарубежья, а также история стран других регионов.
↑История древнего мира
Древнейшие очаги человеческой цивилизации, где возникли и первые государственные образования, находились в долинах Тигра и Евфрата (древняя Месопотамия), в долине Нила (Египет до завоевания его Александром Македонским). Их называют «первичными». Под это понятие попадают древняя Индия (Мохенджо-Даро, Хараппа) и Китай. Древнейшие культуры и государства Малой Азии и Закавказья, Мидия и Иран, Центральная Азия до греко-македонского вторжения, развивавшиеся чуть позднее, принято характеризовать как «вторичные». Они во многом заимствовали традиции более ранних обществ и культур. Уже в конце IV – III тысячелетии до н.э. на огромной территории от Средиземного моря до Тихого океана в районах, прилегающих к крупным рекам (Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы, Сыр-Дарья, Аму-Дарья), произошел переход от родового строя к ранним формам государственности. В Месопотамии, Египте, долине Инда зародились ранние городские центры, велось монументальное строительство (например, пирамиды древнеегипетских царей), появилась письменность (как правило, иероглифическая), что отличало более высокую «цивилизационную стадию» развития общества от первобытности с ее примитивными формами хозяйства и общественных отношений. Типологическое сходство с древнейшими обществами Древнего Востока имеют цивилизации Мезоамерики.
Значительное внимание историки древнего мира уделяют закономерностям развития античной цивилизации Греции и Рима, а также связанных с ними варварских обществ Северной Африки и Евразии. Одной из кардинальных проблем, стоящих перед антиковедением, включая отечественную науку, является становление и развитие полиса – основной социально-экономической, политической, культурной и хозяйственной составляющей жизни древней Греции. Не менее важна проблема греческой колонизации Средиземноморья и Причерноморья. Началом античной цивилизации принято считать появление царств Ахейской Греции, сложившихся на Балканах и в бассейне Эгейского моря около ХХХ в. до н.э. Гибель этих раннеклассовых обществ в XII в. до н.э. приписывают природным катаклизмам и приходом с севера дорийских племен. Их расселение на материке в XII-XI вв. до н.э. ознаменовало рубеж эпохи бронзы и железного века и стало прологом к новому этапу развития, а затем и расцвету древнегреческого общества и культуры. Начинают складываться первые гражданские коллективы, в которых всей полнотой политических прав пользовалась знать в лице родовой аристократии. В исторической науке этот процесс связывают с образованием и становлением полисов, которые стали основой жизни не только в древней Элладе, но и во всем античном мире.
Одной из массовых форм миграции греческого населения стала Великая греческая колонизация VIII – V вв. до н.э. Очаги греческой жизни и культуры возникли на огромном пространстве от Испании и Северной Африки до Ближнего Востока и северного побережья Черного моря. Под влияние греков попали племена степных и лесостепных районов Причерноморья, предгорьев Карпат, Северного Кавказа, Закавказья. Расселение эллинов на огромных пространствах и их контакты с варварскими народами способствовали прогрессу мореплавания, торговли, ремесла, военного дела, вели к относительной стабилизации внутриполитического положения в самой Греции. Формирование полисов в Греции и в колониях вызвало к жизни такой феномен политической власти как демократия, т.е. власть большинства.
Полисная жизнь, в целом замкнутая, не была однородной. Полисная структура развивалась и эволюционировала, так как зависела от постоянно изменявшихся форм и видов землевладения. Свободные члены гражданских коллективов полисов разорялись, многие из них лишались не только средств производства, но и источников существования, а зажиточная верхушка, напротив, обогащалась. Это приводило к образованию избыточного населения, которое оказывалось вне общественного производства и было вынуждено искать источники доходов на стороне. Создавались условия для развития наемничества и новых миграций. Эти явления, ставшие особенно заметными в IV в. до н.э., историки нередко связывают с так называемым процессом «кризиса полиса». Полисная структура начала истощаться, многие государства полисного типа, которые занимали в Греции ведущее положение, быстро теряли свои позиции. Этим воспользовалась Македония, которая установила гегемонию в Элладе и возглавила процесс распространения греко-македонской культуры на Восток.
После завоеваний Александра Македонского и падения Персидской империи –последнего оплота деспотической власти «восточного» типа, греческий полис распространился на огромное пространство от Восточного Средиземноморья до Центральной Азии. Этот период античной истории принято называть эллинизмом, начало которого фиксируется смертью Александра Македонского в 323 г. до н.э. Эллинистический период в истории Европы и Азии оценивается в науке по-разному: большая часть зарубежных исследователей склонна характеризовать его как культурно-исторический феномен. Отечественная наука выработала, как представляется, наиболее оптимальную точку зрения на сущность этого исторического явления. Его оценивают не как этап, связанный с кризисом рабовладельческой социально-экономической формации, а как этап в развитии рабовладельческого способа производства, который обусловлен взаимовлиянием греческих и восточных традиций в экономике, политике, культуре.
Историки древнего мира не отрицают рабовладельческой сущности греко-римской цивилизации, хотя и не настаивают на преобладании труда рабов в общественном производстве. В античном обществе существовало немало прочих групп населения, включая общинников и граждан, которые играли важную роль в процессе производства. В Риме и отчасти в Греции граждан наделяли землей и ремесленными мастерскими, давали возможность участвовать в общественных работах, предоставляли разные субсидии, аренду и т.п. И только в том случае, если потребность в труде возрастала, а сограждане не могли удовлетворить этот спрос, привлекали дополнительно рабов и пленных, обращенных в рабов.
Существенный вклад в изучение истории Древнего мира внесли такие исследователи как Жан-Франсуа Шампольон, Теодор Моммзен, Авдиев В.И., Блаватский В.Д., Дьяконов И.М., Кнорозов Ю.В., Латышев В.В., Машкин Н.А., Ростовцев М.И., Струве В.В., Тураев Б.А. и др.
Мы коснулись только общих вопросов, некоторые из которых подробно разработаны в науке, а другие требуют новых подходов и исследований. В кратком очерке невозможно выделить все проблемы, которыми занимаются историки древности. Поэтому мы ограничились только общими концептуальными вопросами, которые позволяют выделить общее и особенное в развитии древневосточных обществ и античной греко-римской цивилизации.
↑Медиевистика (история средних веков и раннего Нового времени)
Медиевистика (от лат. medium aevum – средний век) ‑ раздел исторической науки, изучающий историю Средних веков Западной и Центральной Европы (в широком смысле – мировое Средневековье в целом). Особые отрасли медиевистики составляют византиноведение и славяноведение. С 19 в. содержательная характеристика Средневековья как предмета изучения медиевистики тесно связана с понятием феодализм. Принятая ныне в большинстве стран периодизация истории относит к Средним векам период 5-15 вв. В советской историографии долгое время к средним векам относили также 16-перв. пол. 17 в., определяемые ныне как Раннее Новое время, тесно связанное со Средними веками и изучаемое отчасти медиевистами.
Рис. Византия 9 – 11 вв.
Рис. Карта Европы 9 в.
Рис. Карта Западной Европы 10 – 11 вв.
В США в кон. 20 – нач. 21 вв. основными центрами изучения истории европейского Средневековья и Ренессанса стали также Йельский, Гарвардский, Стэнфордский, Принстонский, Колумбийский университеты и университет Беркли. С 1962 г. регулярно собирается конгресс медиевистов в г. Каламазу (шт. Мичиган). К числу приоритетных направлений амер. М. относятся исследования в области экономики Средних веков (М. МакКормик и др.), церковной истории (П. Браун, Дж. Констэбл и др.), социальной истории и психологии (Т. Биссон, П. Гири, Б. Розенвайн и др.), Реформации и Контрреформации.
В современной французской медиевистике по-прежнему актуален спор «романистов» и «германистов» о происхождении средневекового строя, начатый ещё в 18 в. полемикой Ж. П. Дюбо с А. Буленвилье и Ш. Л. де С. де Монтескьё. В послевоенной французской медиевистике большое влияние приобрела теория «феодальной мутации» или «феодальной революции», сторонники которой придают решающее значение перелому, произошедшему в условиях оформления феодально-вассальной системы и политической власти крупных земельных собственников, возникновению рыцарства и замков. В последнее десятилетие 20 в. ведущие позиции стали занимать «анти-мутационисты». С их точки зрения, явления, которые принято считать характерными чертами феод. общества, в той или иной мере наблюдались уже в каролингскую эпоху. Отличительной чертой современной французской медиевистики является интерес к истории права вообще и его социо-культурному аспекту в частности (К. Говар, Ж. Шифоло), структурам семьи (К. Клапиш-Зубер, А. Геро-Жалабер, Ж. Баше), истории духовной культуры и Церкви. Важным направлением исследований остается изучение политич. истории и истории ср.-век. государственности (Б. Гене, Ф. Контамин, Ж.-Ф. Жене, Ж. Фавье и др.).
Становление М. как науч. дисциплины в Италии связано с деятельностью Л. А. Муратори, издателя многотомного свода исторических памятников («Rerum italicarum scriptores» Mediolani, 1723–51. Vol. 1–25) и автора многочисленных трудов по истории Италии разных периодов. Вскоре после объединения Италии в Риме был создан Итальянский исторический институт (1883, с 1934 – Итальянский институт средневековой истории). В 20 в. возник целый ряд научных центров международного значения: Фонд Дж. Чини в Венеции (1951), Институт истории раннего Средневековья в Сполето (1952), Международный институт экономической истории им. Ф. Датини в Прато (1967), Италяьнское общество изучения латинского Средневековья во Флоренции (1978), Центр изучения Средневековья в Палермо (1979). Итальянские учёные известны своими работами в области изучения культуры эпохи Возрождения (Ф. де Санктис, А. Сапори, Э. Гарэн, В. Бранка и др.), урбанистики, средневекового делопроизводства, торговли, мореплавания и колонизации (Дж. Луццатто, К. Чиполла, Р. Чесси, Ф. Мелис, У. Туччи, Дж. Пистарино и др.). Папский Грегорианский ун-т, Ватиканские архив и библиотека, институты Ватикана (Pontificio Istituto Orientale, Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana и др.) и папские академии наук ведут интенсивные исследования истории Церкви и католических миссий, рукописного наследия Средневековья.
Рис. Карта Западной Европы в 17 в.
Признанными классиками испан. М. считаются К. Санчес Альборнос и Мендуинья и Р. Менендес Пидаль. Испанские медиевисты изучают вопросы истории Вестготского королевства, мусульманской Испании, Реконкисты, институциональной истории, истории духовно-рыцарских орденов, взаимодействия христианской, мусульманской и иудейской культур. В последние десятилетия активно изучается аграрная история. При изучении раннего Нового времени особое внимание традиционно уделяется проблеме складывания абсолютной монархии и аппарата государства Нового времени. Центральное место занимают исследования Великих географических открытий, системы управления колониями, новых принципов международных отношений. Неизменным вниманием пользуется история культуры. Помимо университетских центров, изучение медиевистики поддерживает Высший совет научных исследований Испании.
Начало медиевистики как научной дисциплины в Дании и Норвегии связано с трудами Ауртни Магнуссона (1663–1730) и Я. Лангебека (1710–75). В 1767 в г. Трондхейм создано Королевское норвежское общество учёных, ставшее центром исторических исследований. В трудах представителей датской школы медиевистики изучалось главным образом общественно-политическое устройство средневековой Дании. В 20 в. исследовались проблемы истории крестьянства землевладения (Э. Аруп), экономики и поземельных отношений (Э. Ульсиг), политической и социальной истории, истории права (А. Э. Кристенсен, П. Йоргенсен). В нач. 19 в. сформировалась национальные школы медиевистики в Норвегии. В 20 в. внимание историков-медиевистов сосредоточилось на социально-экономической истории (Х. Кут, Э. Бюлль, А. Хольмсен, Т. Иверсен), истории средневекового права, политических институтов и учений (К. Хелле, С. Багге, П. Нурсенг, С. Имсен). В кон. 20 – нач. 21 вв. в центре внимания шведских медиевистов оказались проблемы развития властных институтов (М. Халленберг), форм собственности на землю (Ё. Дальбек), урбанистика, история торговли. Возрастает роль историко-философских отделений гуманитарных факультетов университетов в Упсале, Лунде, Стокгольме, Гётеборге, Умео.
Отечественная медиевистика развивалась в рамках общеевропейской традиции науки, сохраняя своеобразие национальной школы. Первый русский медиевист Т. Н. Грановский и его ученики (П. Н. Кудрявцев, С. В. Ешевский) работали в рамках распространённого в Европе политико-правового направления в изучении истории, при этом во многом предвосхитили набиравший силу позитивизм.
Позитивистское направление в отечественной медиевистике имело особый успех в области социально-экономической истории, которая со 2-й пол. 1870-х гг. заняла ведущее положение. К старшему поколению представителей этого направления принадлежали Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. М. Ковалевский, Д. М. Петрушевский, И. В. Лучицкий, В.Г. Васильевский. Отечественными медиевистами разрабатывалась общинная теория, особенностями которой были отказ от чисто юридического толкования проблемы происхождения общины и признание примата производственного фактора в этом процессе. В 1890-х гг. в отечественной медиевистике оформилось культурно-историческое направление.
Октябрьская революция 1917 открыла новый период развития отечественной медиеистики. Многие выдающиеся медиевисты покинули страну и эмигрировали. Жёсткие идеологические императивы в методологии определяли объект и манеру исследования, создавая веру в авторитеты и формируя неоправданный критицизм по отношению к западным и дореволюционным «буржуазным» исследованиям. После Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934 о преподавании гражданской истории важнейшими школами подготовки кадров отечественных медиевистов стали кафедры Средних веков в МГУ и ЛГУ. Со 2-й пол. 1930-х гг. и до кон. 1960-х гг. исследования в области социально-экономической истории оставались приоритетными, что объяснялось задачами разработки марксистской концепции феодализма.
В первые послевоенные десятилетия исключит. роль в разработке теории генезиса феодализма сыграл А. И. Неусыхин. В трудах Е. А. Косминского и С. Д. Сказкина было продолжено изучение общины и вотчины в условиях товарно-денежных отношений. В 1940-х-60-х гг. возобновилось исследование истории 16–17 вв.; были созданы труды по социально-политич. истории Франции (Б. Ф. Поршнев и А. Д. Люблинская), социально-экономич. и политич. истории Англии (С.И. Архангельский, В.Ф. Семенов) и Германии (М. М. Смирин). Началось изучение Крестовых походов (М. А. Заборов). Большой вклад в развитие медиевистики в целом вносило византиноведение. Тенденция к изучению преим. социально-экономич. истории была в известной мере уравновешена оформлением направления политич. и гос. истории. Историю государства раннего Средневековья всесторонне исследовал А. Р. Корсунский. Традицию изучения сословной монархии на англ. материале возродила Е. В. Гутнова. Сложились школы по изучению абсолютной монархии на англ., франц. и исп. материалах (С. Д. Сказкин, В. В. Штокмар, А. Д. Люблинская, Б. Ф. Поршнев, А. Н. Чистозвонов, В. Н. Малов и др.). Была начата разработка темы сословной монархии на франц. материале с акцентировкой социальной природы этой формы государства (Н. А. Хачатурян).
Кафедра Ленинградского унтиверситета (М. А. Гуковский, А. И. Хоментовская, Г. Л. Курбатов, А. Н. Немилов) сохранила и преумножила дореволюционные традиции в области культурной и духовной истории Средневековья. В Москве при содействии С. Д. Сказкина научным центром по изучению культуры Возрождения стала кафедра МГУ. В трудах Е. В. Гутновой и Ю. М. Сапрыкина поднимались проблемы крестьянского сознания и идеологии. Большой вклад в изучение социальной психологии и ментальности ср.-век. общества, его нар. культуры и господствующих представлений внёс А. Я. Гуревич. Сложилось целое направление по изучению истории культуры европ. Возрождения (Л. М. Брагина, М. Л. Абрамсон, А. Х. Горфункель, Л. М. Баткин, А. Э. Штекли, В. М. Володарский, О. Ф. Кудрявцев, М. А. Юсим, Н. В. Ревякина, С. М. Стам, Н. В. Девятайкина, В. М. Володарский, И. Я. Эльфонд, И. А. Краснова ).
Важным направлением отечественной медиевистики является история экономич. связей, торговли и торговых факторий, ср.-век. колонизации. Исследования в этой области осуществляет группа учёных под рук. С. П. Карпова, ведущих комплексное исследование истории регионов Средиземного и Чёрного морей как важной контактной зоны Востока, Зап. и Вост. Европы. Большое внимание уделяется разработке вопросов истории мореплавания, финансов и нотариата, денежного обращения Средневековья. Принципиально новым является системное привлечение материалов зарубежных (прежде всего итальянских) архивов и составление обширных баз данных источников. Печатным органом этого направления является периодич. издание «Причерноморье в Средние века» (с 1991, М.-СПб.). Большое внимание отеч. медиевисты уделяют «россике» – изучению материалов по истории нашей страны, хранящихся в зарубежных архивах и библиотеках. Важные результаты в этой области достигнуты Б. Н. Флорей, А. В. Назаренко, С. П. Карповым, Е. А. Мельниковой, А. В. Подосиновым, Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой, О. Ф. Кудрявцевым.
Органом, координирующим исследования отечественных медиевистов, является издание «Средние века». Проблемам М. уделяется большое внимание в академич. изданиях «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968, Л.), «Археографический ежегодник» (с 1958, М.), «Одиссей: Человек в истории» (с 1989, М.), «Казус: Индивидуальное и уникальное в истории» (с 1997, М.) и т.д.
↑Новая и Новейшая история стран Европы и Америки
Новая история – период в истории человечества, следующий за Средними веками и предшествующий Новейшему времени. При всём разнообразии существующих периодизаций часто началом Новой истории принято считать конец XV в. – время Великих географических открытий, рождения так называемого «нового государства», эпоху зарождения капитализма.
Эпоха новейшей истории охватывает период от окончания Первой мировой войны до наших дней. Она характеризуется исторически быстрыми кардинальными переменами в социально-экономической и политической жизни стран Европы и Америки. За неполные сто лет человечество пережило две самые кровопролитные войны в своей истории, осуществило грандиозный рывок в развитии производительных сил, обрело богатый и весьма разнообразный опыт социальных преобразований, столкнулось с неведомыми ранее угрозами человеческой цивилизации.
Очевидно, любая историческая периодизация имеет условный характер. На сегодняшний день в мировой исторической науке нет ни единой точки зрения на периодизацию всемирной истории, ни единых критериев этой периодизации, ни единых временных границ того или иного этапа.
Разумеется, историки за пределами нашей страны в подавляющем большинстве не придерживались и не придерживаются периодизации, увязанной исключительно с революциями при полном пренебрежении остальными факторами исторического развития. При всём разнообразии существующих периодизаций часто началом Новой истории принято считать конец XV в. – время Великих географических открытий, рождения так называемого «нового государства», эпоху зарождения капитализма. Впрочем, немало историков придерживается и других концепций. Так, например, знаменитый французский медиевист Ж. Ле Гофф в своё время выдвинул идею так называемого «долгого средневековья». С его точки зрения, «сохранность базовых общественных структур позволяет говорить о наличии неразрывных связей, скрепляющих европейское общество на протяжении пятнадцати веков, с IV по XIX в.». Значимый вклад в Новую и Новейшую истории внесли труды таких исследователей как Аббат де Сен-Пьер, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Жюльен Офре де Ламетри, Де Сад, Жан-Жак Руссо, Анн Робер Жак Тюрго, Арнольд Тойнби, Дэниел Белл, Мануэль Кастельс, Фридрих Энгельс, Вилли Брандт, Жером Бланки и др.
Ещё более сложно дело обстоит с определением окончания эпохи Нового времени. Хотя обычно этим рубежом принято считать Первую мировую войну, существуют и иные варианты, в том числе и завязанные на особенности национальных историографий. Так, во Франции в учебниках новейшее время (именуемое там «современной историей») принято начинать с революции XVIII в.
В СССР внутри Новой истории выделяли и ещё одну временнýю точку: 1871 г., год Парижской коммуны, которую именовали первым опытом диктатуры пролетариата. Таким образом, в советских учебниках Новая история делилась на два периода, и границей между ними считался 1871 год. После падения советской власти по-прежнему принято делить Новое время на первый и второй периоды, хотя граница между ними стала вариативна. Так, например, на историческом факультете МГУ первый период Новой истории включает в себя 1640-1815 гг., а второй период – 1815-1917 гг. Кроме того, постепенно в отечественную историографию проникает и точка зрения, давно уже высказанная западноевропейскими специалистами, о том, что удобнее и логичнее было бы делить эту эпоху на Раннее новое время и, собственно, Новое время. Сторонники этой точки зрения настаивают на том, что существовал своеобразный переходный период между Средними веками и Новым временем. С их точки зрения, политическая, экономическая, социальная жизнь в это время не даёт возможности однозначно идентифицировать его ни со средневековьем, ни с последующими эпохами. В Ранее новое время зарождается и начинает утверждаться капитализм, рядом с ремесленными мастерскими во множестве появляются мануфактуры, рождается абсолютизм, происходит «глобализация» мировых экономических процессов. При этом одни историки предлагают датировать раннее новое время XVI-XVII вв., а другие даже XVI-XVIII вв.
На настоящий момент выделение Раннего нового времени в нашей стране не получило широкого признания, хотя ряд учебных курсов в различных вузах уже построен, фактически, с учётом его существования.
Завершение Религиозных войн и ожесточённого религиозного противостояния, характерного для XVI и начала XVII в. вызвало к жизни явление, которое получило название конфессионализации. Это означало признание европейским обществом невозможности победы ни католицизма, ни протестантизма и переход к вынужденному сосуществованию представителей различных конфессий.
Другой важнейший процесс, который происходит в Новое время – это секуляризация сознания. Что бы ни лежало в основе повседневной жизни или восприятия исторического процесса – это уже не те ориентиры, которые дает церковь. Разумеется, подавляющее большинство населения Европы в это время составляют верующие, однако повсеместно происходит практическое (хотя порой и не юридическое) отделение церкви от государства и от образования. Правители перестают опираться на церковь, настаивать на том, что их власть – от бога.
Кроме того, в идеологии появляется и утверждается ряд привычных для нас представлений и идей, которых не было ранее. Это, прежде всего, либеральная идея примата человеческой личности, на основе которой развиваются парламентаризм, теория народного представительства.
Совершив идейный разрыв с миром Старого порядка, Французская революция XVIII в., с одной стороны, впитала и переработала те идеи, которые выдвигались ранее (в XVI-XVIII вв.), а с другой, – задала вектор идейного развития на последующие столетия. Либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм – те идейные течения, без которых трудно себе представить XIX и XX вв., все искали и находили свои истоки в эпохе Французской революции.
Средневековая наука в основной массе своей не была ориентирована на практику, не говоря уже о производстве. Именно наука Нового времени поставит во главу угла соображения пользы. В Новое время имеет место не просто ряд изобретений, которые улучшают человеческую жизнь – совершаются открытия, которые переворачивают представления человека о мире и изменяют его место в этом мире. Происходит Научная революция.
На смену неподвижной Земле, расположенной в центре Вселенной, приходит современная космогония. Паровой двигатель, появление пароходов и железных дорог, телеграфа меняют представления о возможном и невозможном, сами расстояния начинают восприниматься по-другому, земной шар становится меньше, другие страны – доступнее, появляется и развивается практика путешествий на большие расстояния, а затем и туризм. Революция в средствах сообщения принесла с собой не только бурное развитие торговли, не только существенно возросшую скорость перемещения в пространстве, но и совершенно иную концепцию жизни, управления государством.
Эпоха новейшей истории охватывает период от окончания первой мировой войны до наших дней. Она характеризуется исторически быстрыми кардинальными переменами в социально-экономической и политической жизни стран Европы и Америки. За неполные сто лет человечество пережило две самые кровопролитные войны в своей истории, осуществило грандиозный рывок в развитии производительных сил, обрело богатый и весьма разнообразный опыт социальных преобразований, столкнулось с неведомыми ранее угрозами человеческой цивилизации.
Рис. Карта фронтов Первой мировой войны
Таким образом, к началу периода новейшей истории в полной мере развернулся глубокий кризис всей традиционной структуры капитализма, росло движение за его кардинальное демократическое реформирование. Более того, в странах, особенно пострадавших в результате войны, и там, где к социально-экономическим противоречиям капиталистического и монополистического характера прибавлялись противоречия, связанные с наличием достаточно сильных докапиталистических отношений в экономике и в политической системе, возник острый революционный кризис, и были сделаны практические попытки выдвижения социалистической альтернативы капитализму, как это произошло в России, Германии и ряде районов распавшейся в годы первой мировой войны Австро-Венгерской империи.
Главным средством, которое было применено в большинстве стран Запада уже в период между первой и второй мировыми войнами, чтобы ответить на очередной вызов времени, стало решительное расширение роли государства, активное государственное регулирование экономики и социальных отношений, быстрое развитие экономической и социальной функции современного государства. Самой распространенной экономической теорией, обосновывавшей новые функции государства, стало кейнсианство. Его автор, крупный английский экономист Джон Мейнард Кейнс, опирался на уже имевшийся опыт государственного вмешательства в экономику и социальную сферу, который был накоплен в начале XX века и особенно в ходе первой мировой войны, когда в крупнейших капиталистических странах впервые была создана чрезвычайная система военного государственного регулирования. Основной постулат кейнсианства заключался в том, что для обеспечения стабильности капиталистического хозяйства государство должно навсегда отказаться от роли стороннего наблюдателя, «ночного сторожа» и активно вмешиваться в экономику, поставив своей целью эффективное стимулирование как производственного спроса, т.е. поощрения инвестиций предпринимателей, так и потребительского спроса, т.е. повышения покупательной способности населения. Государство может использовать при этом и прямые и косвенные методы регулирования. Теория Кейнса оказалась востребованной после самого глубокого в истории капитализма экономического кризиса 1929-1933 гг.
Но в 30-х годах была применена и другая модель государственно-регулируемого капитализма. Она была характерна для ряда стран Западной Европы, которые отличались значительно меньшей зрелостью индустриального развития, как, например, Италия, и тем более Испания и Португалия, либо оказались в особо трудных условиях, как Германия, потерпевшая поражение в первой мировой войне и сильнейшим образом потрясенная экономическим кризисом 1929-1933 гг. В этих странах не было глубоких традиций парламентской демократии, а уровень политической сознательности широких масс населения, особенно масс мелкой буржуазии, был относительно низким. В результате в этих странах была выдвинута реакционно-фашистская альтернатива нерегулируемому капитализму, ставшая разновидностью тоталитарного или авторитарного режима. Во главе государства становился узкий слой партийно-государственной бюрократии, приближенной к верховному вождю и в свою очередь подчинившей себе общество. Этот узкий слой номенклатуры осуществлял жесткое государственное вмешательство в экономику, а то и директивное управление ею. Террористическое подавление любого недовольства соединялось с проведением ряда мер в социальной области, рассчитанных на расширение массовой социальной базы режима. Эти меры в социальной области принципиально отличались от социальной политики стран парламентской демократии. В отличие от методов либерального реформизма, закреплявших за трудящимися и их организациями важные права, социальная политика тоталитарных режимов была политикой государственного патернализма, более или менее важных подачек массам, лишенным основных демократических прав и какой-либо возможности влиять на политику правящей клики.
Тоталитаризм XX века принципиально отличался от деспотических режимов прошлого и от авторитарных режимов. Главное отличие заключалось в способности правящей элиты подчинять своему идейному и организационному влиянию широкие массы населения, и таким образом создавать массовую базу режима. Жесткими методами и в сжатые исторические сроки тоталитарные режимы осуществляли индустриальную модернизацию. Они отличались друг от друга своими идейными постулатами, степенью подчинения масс, различным соотношением насилия и консенсуса в формах осуществления власти.
Рис. Карта фронтов Второй мировой войны
Вскоре после окончания Второй мировой войны вышли на первый план системные противоречия капитализма и социализма. Более того, они существенно обострились ввиду того, что бывшие союзники, став победителями, оказались перед трудной задачей обустройства нового миропорядка.
Эта революция развернулась во второй половине XX века. Ее «двигателями» стали ведущие капиталистические страны. Советский Союз достиг заметных успехов в ракетно-ядерной сфере и в освоении космоса. Научно-техническая революция открыла перед человечеством невиданные технические возможности и оказала серьезное влияние на все стороны общественной жизни. В ее основе лежало превращение науки в непосредственную производительную силу, тесно связав научно-технический прогресс с производством. Материальное производство все более уступало ведущее место производству информации, технологии, услуг. В итоге менялась и социальная структура общества. Индустриальные рабочие вытеснялись кадрами высокой квалификации и работниками сферы услуг. В последней четверти XX века в результате дальнейшего развития НТР ведущие капиталистичес кие страны вступили в период постиндустриального общества с информационной экономикой. Ее основной чертой является производство информации как главного и наиболее ценного продукта и товара на рынке. 70 % стоимости компьютерного чипа относится к информации о том, как его делать, и лишь оставшаяся треть приходится на материалы и производство. Внедрение новых технологий в экономику капиталистических стран приводило к расширению ассортимента и удешевлению стоимости товаров массового спроса. Как и в довоенные годы, этот спрос активно стимулировался государством. Послевоенный период характеризовался дальнейшим развитием системы государственно-регулируемого капитализма. В результате поражения в войне стран гитлеровского блока тоталитарная модель государственного регулирования экономики и социальных отношений ушла в прошлое. Подавляющее большинство стран Запада в послевоенные десятилетия развивалось на основе либерально-реформистской или близкой к ней социал-демократической модели. Государство использовало как методы прямого контроля над ключевыми отраслями экономики путем их национализации, так и методы косвенного контроля посредством бюджетно-налоговых и кредитно-финансовых рычагов. Свою лепту в регулирование экономических процессов, как и прежде, вносили крупные корпорации, а решающим элементом в процессе воспроизводства оставался основанный на конкуренции рынок. Это дает основание определить экономическую систему высокоразвитых стран Запада, сложившуюся во второй половине XX века, как государственно-корпоративно-конкурентный капитализм.
↑История южных и западных славян, историческое славяноведение, славистика
История южных и западных славян – это совокупность гуманитарных и общественных научных дисциплин, изучающих как широко понимаемое прошлое славянских народов, так и политические процессы в современных славянских странах.
Задачей исторического славяноведения является изучение проблем генезиса, расселения и миграции славян в догосударственный период их развития, а также практически всех аспектов истории отдельных славянских народов с момента появления у них устойчивых форм государственной организации. Это: экономическое развитие и экономическая мысль, все аспекты внутренней и внешней политики, общественно-политическая мысль, массовые движения, политические партии и общественные организации, широко понимаемая культура, церковная организация, межславянские связи и т.д.
Как часть всеобщей истории историческое славяноведение использует общие с ней методы исследования, базирующиеся на критическом анализе источников, а также данные вспомогательных дисциплин (сфрагистики, дипломатики, нумизматики, исторической географии и др.). Оно непосредственно связано с другими гуманитарными, общественными и естественнонаучными дисциплинами: археологией, славянской филологией, экономикой, политологией, правом, географией.
Хронологически историческое славяноведение охватывает период от середины первого тысячелетия н.э. до наших дней. На рубеже первого и второго тысячелетий н.э. многими из славянских народов были созданы различные формы своей государственности (царства, королевства, княжества). Однако не все они сумели ее сохранить надолго. Первыми были покорены более сильными народами словенцы, словаки и хорваты, затем последовало турецкое завоевание, покончившее с сербской и болгарской государственностью. В начале XVII столетия Чехия была включена в состав Австрии, а в конце XVIII века пала и Польша, являвшаяся на тот момент ядром второго по величине европейского государства Речь Посполитая. Рост национального самосознания и национально-освободительная борьба славянских народов, принявшая в XIX веке как политические, так и вооруженные формы, а также благоприятствуюшие их устремлениям изменения на международной арене способствовали восстановлению государственности у славян, начиная с первой половины XIX века. Сначала сербы и болгары, а в 1918 году чехи и поляки обретают независимость. Процесс создания славянских государств в основном завершился на рубеже ХХ и XXI веков. Лишь малочисленные народы кашубы и лужицкие сербы (сорбы) не имеют сегодня собственной государственности даже в форме территориальной автономии.
Начало становления славяноведения как науки относится к концу XVIII столетия, когда интерес к славянству начинает приобретать системный характер. Немалую роль в пробуждении этого интереса в Европе сыграл выдающийся немецкий историк культуры, философ, критик, поэт И.Г. Гердер. Но своим зарождением славяноведение как наука обязано Чехии. Отцом славистики по праву может считаться Й. Добровский, чешский филолог, лингвист, литературовед, фольклорист, историк и просветитель. Как историк он поставил вопрос о прародине славян и сформулировал кирилло-мефодиевскую проблему, до сих пор остающиеся актуальными темами исторической славистики, занимался средневековой историографией, выявлением и публикацией источников. Применявшийся им метод критической интерпретации источников позволял ему разделять легендарные и собственно исторические сведения. Не поддается оценке его воздействие на развитие славистики в других странах Европы, чему в немалой степени способствовало издание им главных своих трудов на немецком языке.
Постепенно предметом специального изучения становится история славян. Раньше всего в России это сделал выпускник Московского университета Ю.И. Венелин, посвятивший значительную часть своего творчества изучению истории болгар. Рубежным событием в развитие российского славяноведения стало создание в соответствии с университетским уставом 1835 года в Московском, Петербургском, Казанском и Харьковском университетах кафедр истории и литературы славянских наречий. В Московском университете ее в 1842 г. занял О.М. Бодянский. Хотя сам он преимущественно занимался изучением славянских языков и литератур, но одновременно читал курс истории славянских народов. Ряд его учеников впоследствии главным для себя научным поприщем избрали изучение славянской истории. Наиболее заметными среди них были прекрасный знаток источников А.Ф. Гильфердинг, избравший объектом изучения историю как древних, так и современных зарубежных славян, А.А.Майков, автор интересных работ по юридической и социальной истории южных славян.
Самостоятельной исторической дисциплиной преподавания славяноведение стало в России в 1860-е годы. В Московском университете это связано с деятельностью Н.А. Попова, который свои курсы по истории славян доводил до современности. Курсы по истории славянских народов нередко читались профессорами смежных исторических кафедр. Среди них особенно заметным был М.К.Любавский, автор многочисленных трудов по истории Великого княжества Литовского и средневековой Польши. Им же были изданы учебник «История западных славян», выдержавший до 1917 г. два издания, учебное пособие по истории Чехии. В целом можно сказать, что в течение XIX – начала ХХ века в России, в том числе и в Московском университете, славяноведение превратилось в самостоятельную область научных знаний, произошла его дифференциация, из фактически чисто филологической дисциплины оно превратилось в комплекс гуманитарных и общественных наук, со своим предметом исследования и источниковой базой.
Октябрьская революция 1917 г. в России задержала, но не остановила поступательного развития отечественного славяноведения. В условиях, когда новая власть исповедовала идеологию превосходства классового начала над этническим, традиционная проблематика славистики утратила свою актуальность, а вместе с ней оказывались невостребованными и старые кадры. Теперь в центре внимания исследователей оказались массовые народные протестные движения, восстания, революции, социально-экономические процессы, социально-классовая структура обществ и особенно рабочее и социалистическое движение. Это была абсолютно новая для славистики проблематика, разработка которой не имела традиции, была недостаточно обеспеченной в источниковом и историографическом плане, к тому же крайне политизированной. И все же на этом поприще удалось добиться некоторых результатов, хотя серьезные работы появились позже, уже после Второй мировой войны.
Перелом к лучшему произошел на рубеже 1930-1940-х годов. Его началом стало принятое весной 1939 года решение о создании кафедры истории южных и западных славян на историческом факультете Московского государственного университета и сектора славяноведения в Институте истории АН СССР. Основной задачей кафедры стала подготовка кадров для академических институтов, вузов, министерств и ведомств СССР, а также создание необходимых для учебного процесса учебников и учебных пособий. Двумя столпами кафедры стали профессора В.И. Пичета и чешский эмигрант Зд. Неедлы.
В других академических институтах общественного и даже естественнонаучного профиля славяноведение исследования велись в рамках секторов стран народной демократии. Их задачей было изучение главным образом текущих социальных, экономических и политических процессов в странах, в том числе и во всех славянских, которые после войны оказались в советском блоке.
Наличие необходимой организационной инфраструктуры и подготовленных кадров историков-славистов обусловило достаточно успешное развитие славяноведения в СССР со второй половины 1950-х годов, когда несколько ослаб идеологический и политический диктат т.н. директивных органов. С одной стороны, наблюдалось возрождение интереса к традиционным сюжетам славяноведения (происхождение славян, кирилло-мефодиевская проблематика, история церкви как общественного института, движение славянской взаимности и др.). С другой, формулировались новые темы из области истории общественной и политической мысли (например, аграризма), крестьянского движения и партий, правых и центристских политических организаций, отношений славян с неславянскими соседями. Появились серьезные работы по истории исторической науки (историографии) в славянских странах Количество новых тем росло, прежняя проблематика классовой борьбы в различные ее проявлениях постепенно отступала на второй план, советское славяноведение ликвидировало свое тематическое и методологическое отставание от мировой славистики, возникшее после 1917 года.
Последняя декада ХХ века была не лучшим временем для отечественной славистики. «Перестройка», распад советского блока, а затем и СССР, оформление в России новой политической системы лишили славяноведение прежнего заказчика. Резкое сокращение бюджетного финансирования привели к вымыванию из среды историков-славистов многих молодых, перспективных исследователей. Но в начале XXI века ситуация стабилизировалась, были восстановлены прежние международные связи, активизировалась работа международных комиссий историков при Историко-филологическом отделении РАН, появились интересные совместные издательские и исследовательские проекты, в том числе в области публикации источников, извлеченных из еще недавно недоступных архивохранилищ.
Славистика как каждая историческая дисциплина структурирует по нескольким параметрам. Во-первых, по хронологии. При этом историческое славяноведение делится на средние века, новую, новейшую и современную историю, иногда для западных славян выделяется также как подпериод позднее средневековье и раннее Новое время. Во-вторых, по истории отдельных народов – богемистика (история Чехии), болгаристика, македонистика, полонистика (история Польши), сербистика, сорбистика и т.д. В-третьих, по предмету исследования – политическая история, социальная история, бытовая история, экономическая история, история культуры, гендерная история и т.д.
↑История стран ближнего зарубежья
В политическом плане мы видим, что транзитный период далеко не завершен. Динамика изменений в пространстве между президентской и парламентской формой правлений по-прежнему неустойчива. В России и центрально-азиатских государствах мы видим заметное усиление президентской власти при одновременном декларировании политической реформы, связанной с более эффективным выстраиванием баланса между исполнительной, законодательной и судебной властью. В Казахстане, Таджикистане и Узбекистане эта неопределенность напрямую связана с фактором приемничества. В этих странах еще не было процедуры передачи власти в рамках некой легитимной формулы. Россия и Армения первыми на постсоветском пространстве такой пример продемонстрировали, но в достаточно причудливой форме, что особенно заметно на российских реалиях, где окончательно оформился политический дуализм. В то же время Азербайджан идет по пути центрально-азиатских политий, а Грузия и Украина пытаются сохранить «западную» модель демократических институтов на абсолютно советской базе отношений между властью и оппозицией.
Что из этого следует? Самый простой ответ заключается в том, что эпоха транзита так и не завершена ни в политической, ни в экономической сфере.
↑Рекомендуемая литература
История древнего мира
1. Машкин Н.А. История древнего Рима
2. Теодор Моммзен История Рима
3. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIIII-V вв. до н.э.
4. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта
5. Хрестоматия по истории древнего мира
6. История древнего мира. Т. 1: Ранняя древность. Т. 2: Расцвет древних обществ. Т. 3: Упадок древних обществ / Под ред. И. М. Дьяконова, И. С. Свенцицкой, В. Д. Нероновой. М., 1982 (1-е изд.), 1983 (2-е изд.), 1989 (3-е изд.).
Медиевистика
1. Словарь средневековой культуры
2. ВИЗАНТИЯ (БРЭ. т. 5). Большая Российская энциклопедия. Том 5.
3. Первое городское право Страсбурга
4. Второе городское право Страсбурга
5. Массария Кафы 1374 г.
6. Песнь о Ролланде
7. Салическая правда
Новая и новейшая история
1. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. Под ред. Адо А.В. М.: Высшая школа, 1986.
2. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов – 1918 г. Под ред. И.В. Григорьевой. М., 2001.
3. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время, 1918–1945 гг.: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 2006.
4. История стран Европы и Америки в новейшее время: 1945-2000 гг. Под ред. Язькова Е.Ф. – М.: «Простор», 2003.
История южных и западных славян
1. Актуальные проблемы славянской истории XIX и XX веков
2. Жила Л.И., Тесемников В.А., Никифоров К.В., Фирсов Е.Ф., Матвеев Г.Ф. История южных и западных славян. Т.2.
3. Горина Л.В., Полывянный Д.И., Макова Е.С., Прозоров В.Б., Дмитриев М.В., Хайретдинов Х.Х., Матвеев Г.Ф., Лаптева Л.П., Ненашева З.С. История южных и западных славян. Т.I.
4. Историография истории южных и западных славян. М., 1987.
5. Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период. М., 1999.
История стран ближнего зарубежья
1. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк.
2. Сидорович А.В., Коченов В.Г., Харитонова Н.И. и др. Постсоветское пространство. Евразийская идея в XXI веке: новый вектор развития
3. Садыхов Ф., Власов А.В., Караваев А. и др. Российско-Азербайджанские отношения. История и современность
4. Власов А.В., Солопова О.В., Цимбаева Е.Н. и др. Слово ученикам. К юбилею ректора Российского государственного гуманитарного университета Пивовара Е.И.
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.