Что изучает внешнее строение животных
Интересы этого научного направления распространяются, кроме того, на сходство и различие растительных и животных организмов, определение условий их жизнедеятельности, поведение и образ жизни.
Предмет изучения и разделы
Зоология, как область знаний, неоднородна. Биологические дисциплины, входящие в ее состав, кратко можно охарактеризовать следующим образом:
Некоторые направления физиологии позволяют изучать патологические состояния, свойственные и человеку, что связывает эту дисциплину с медициной.
Только комплексное и всестороннее изучение вопроса дает возможность получить полное и объективное представление о животном мире.
Вот почему эти дисциплины получили такое распространение.
Направления зоологии
Животный мир крайне разнообразен.
В связи с этим возникла необходимость выделить ряд разделов, каждый из которых занимается своим классом объектов изучения.
Эту классификацию можно свести в следующую таблицу:
Раздел зоологии | Предмет изучения |
Протозоология | Простейшие одноклеточные организмы |
Планктология | Планктон |
Гельминтология | Червеобразные паразиты (гельминты); направление актуально в связи с проблемами лечения гельминтозов. |
Нематология | Круглые черви (нематоды) |
Артроподология, в которую входит и энтомология | Членистоногие (насекомые, паукообразные, ракообразные) |
Малакология | Моллюски |
Ихтиология | Рыбы |
Герпетология | Пресмыкающиеся, земноводные |
Орнитология | Птицы |
Териология | Млекопитающие |
Палеозоология | Ископаемые животные, которых можно назвать и доисторическими |
Внутри каждого из разделов разновидности живых организмов могут классифицироваться в соответствии со своими морфологическими особенностями.
Современное состояние науки позволяет детально изучить каждое из направлений и применить полученные знания на пользу человечеству.
1. Зоология – наука о животных
1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
Зоология – это комплексная наука, изучающая животных, их многообразие, строение, жизнедеятельность, среду обитания, историческое развитие, роль в природе и значение для человека.
В состав зоологии входят такие специальные науки, как морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология.
2. Рассмотрите рисунки 1 (с. 5) и 7 (с. 11) и назовите внешние признаки животных, обитающих в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организмах других животных.
Для каждой группы животных характерны специфические внешние признаки, обусловленные средой обитания. Для животных, обитающих в воде, это жабры, плавники, обтекаемая форма тела; для животных в воздушной среде обитания – крылья, перьевой покров, острое зрение; для сухопутных животных – крепкие лапы, шерсть или кожа, зубы, когти; для животных, живущих в почве – маленькие конечности или их отсутствие, острый слух; для паразитических животных – аппарат для присасывания к организму хозяина.
3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.
1) Рассказать о том, что на планете существует огромное количество животных.
2) Все они разные, различаются по внешнему виду, среде обитания, каждое животное имеет специфические черты, связанные с его образом жизни. Привести примеры.
4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?
Животные обладают признаками, которые отличают их от растений:
1) питание готовыми органическими веществами;
2) активное передвижение;
3) самостоятельная добыча пищи;
4) способность воспринимать раздражение и реагировать на него;
5) клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки;
6) в отличие от растений, которые растут на протяжении всей жизни, животные растут только в период «молодости».
5. Вспомните и назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных растений и известные вам способы борьбы с ними.
Саранча наносит огромный вред сельскохозяйственным культурам. Собираясь в колонии, эти насекомые могут уничтожать целые поля растительности. Основные методы борьбы с саранчой – перепахивание и обработка земли перед посевом, обработка полей химическими препаратами.
Зоология-наука о животных. Классификация животного мира
Урок 2. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Зоология-наука о животных. Классификация животного мира»
Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.
Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движения мамонта, оленя, носорога, лося, медведя и других животных. Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение.
Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания предпринял греческий учёный Аристотель в 4в. до н.э. В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, питание, линьку животных. Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ».
Разнообразие животных всегда привлекало исследователей природы. Учёные описывали животных в течение многих столетий, давали им названия. Знания о животных разных стран накапливались, поэтому возникла необходимость упорядочить эти сведения, систематизировать их. Так возникла наука систематика. Систематика не только описывает животных, но и даёт представление о родственных связях различных групп, что позволило расположить всех животных в определённой системе – классифицировать их. Наиболее научно обоснованную классификацию живых организмов предложил шведский натуралист Карл Линней в 1735г.
Карл Линней описал более 4 тыс. видов животных. Вы уже знаете, что основной единицей классификации Карл Линней выбрал вид. Каждому виду живых организмов он предложил давать двойное название, включающее название рода (первое слово) и видовой эпитет (второе слово). Например, карась золотой, слон азиатский. Для обозначения научных названий животных используется латинский язык. Например, золотой карась по-латыни Carassius carassius, а слон азиатский – Elephas maximus. Такой принцип названия видов живых организмов получил название бинарной, или двойной, номенклатуры.
Рассмотрим схему классификации животных. Сходные виды объединились в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды. Более высокими систематическими группами были определены классы и типы. Наивысшей единицей классификации является царство.
Таким образом, каждое животное принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.
Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и жизни человека, называется зоологией (от греческих слов зоон — «животное», логос— «учение»). Зоология подразделяется на несколько научных дисциплин: морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеозоология, этология, зоогеография.
Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует жизненные процессы, протекающие в них. Экология изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеозоология рассматривает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Систематика животных занимается классификацией организмов. Зоогеография исследует закономерности распространения животных по земному шару. Энтомология – наука о насекомых. Ихтиология – о рыбах. Орнитология – о птицах.
Всех животных делят на две большие группы — беспозвоночные и позвоночные. У беспозвоночных животных (моллюсков, червей, насекомых) позвоночника нет. Поэтому их и называют беспозвоночными. К позвоночным животным относят млекопитающих, птиц, рептилий, земноводных и рыб. Внутри их тела имеется костный или хрящевой скелет, который образует прочную основу тела. Один из отделов скелета называется позвоночником. Отсюда название этой группы животных — позвоночные.
Животные делятся также на холоднокровных и теплокровных. Холоднокровные животные не имеют постоянной температуры тела (все беспозвоночные, а также рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для теплокровных животных характерна постоянная температура тела. Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются птицы и млекопитающие.
Все животные делятся на одноклеточных, тело которых состоит из одной клетки, и многоклеточных, тело которых состоит из множества клеток. К одноклеточным, или простейшим, относятся инфузории, споровики, жгутиковые, саркодовые. Многоклеточными являются кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и хордовые животные (такие как рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). Сейчас кратко рассмотрим некоторые из данных групп.
Кишечнополостные — это беспозвоночные животные, имеющие мягкое тело с кишечной полостью внутри и щупальца вокруг рта. К ним относятся медузы, актинии, коралловые полипы. Кишечнополостные — жители водоёмов. Особенно много их в теплых морях и океанах.
Кольчатые черви имеют мягкое тело, разделенное на множество колец, или сегментов. Черви передвигаются, сокращая и расслабляя мышцы тела. Представителем кольчатых червей, с которым вы хорошо знакомы, является дождевой червь. Обитают на суше, в почве и в воде (например, пиявки).
Моллюски — это беспозвоночные животные с мягким телом, заключённым в раковину. Тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Обитают преимущественно в воде (беззубки, мидии, устрицы). Некоторые живут на суше (виноградные улитки, слизни).
Членистоногие имеют твёрдый хитиновый покров, который выполняет функцию внешнего скелета. Их тело обычно разделено на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Они имеют членистые конечности (отсюда и их название). Членистоногие включают 3 группы животных: ракообразных, паукообразных и насекомых.
К ракообразным относятся речные раки, морские крабы, креветки, омары, лангусты.
Паукообразные — это пауки, скорпионы и клещи. Некоторые из паукообразных выделяют паутину и изготавливают ловчую сеть.
Насекомые — наиболее многочисленная группа членистоногих. К этой группе относится около 70 % всех известных к настоящему времени животных. Это жуки, клопы, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи, пчёлы, осы, муравьи. Большинство из них имеют крылья и способны летать.
Рыбы — это холоднокровные позвоночные животные. Обитатели пресных водоёмов, морей и океанов. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро передвигаться. Тело рыб покрыто чешуей.
Земноводные, или амфибии, могут жить как в воде, так и на суше. Это — холоднокровные позвоночные животные. К ним относятся лягушки, жабы и тритоны. Взрослые животные живут в основном на суше, а их личинки (головастики) развиваются в воде.
Пресмыкающиеся, или рептилии, в отличие от рыб и земноводных, живут и развиваются на суше. Исключение составляют крокодилы и черепахи. Они живут в воде, но размножаются на суше, откладывая яйца в почву. К пресмыкающимся относятся змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Конечности у них короткие или вообще отсутствуют. Поэтому при передвижении их тело соприкасается с землёй (отсюда и название — пресмыкающиеся). Пресмыкающиеся — холоднокровные животные, поэтому живут в основном в тёплых регионах.
Птицы — позвоночные животные, тело которых покрыто перьями. Это — теплокровные животные. Передние конечности у птиц превратились в крылья, с помощью которых они летают.
Млекопитающие, или звери, как и птицы, теплокровные позвоночные животные. Их тело покрыто волосами, или шерстью. Они рождают детёнышей и вскармливают их молоком (отсюда название). Млекопитающие очень широко распространены на Земле. Некоторые из них хорошо летают (летучие мыши), живут в воде и на суше (бобры, ондатры) или только в воде (киты, дельфины).
Что изучает внешнее строение животных
1. Морфология. Изучает внешнее строение организмов.
2. Физиология. Иучает деятельность клеток, органов, систем органов.
3. Палеонтология. Изучает ископаемых животных и их изменения.
4. Зоология. Изучает животных, их многообразия и строения.
5. Животноводство. Изучает содержание и разведение крупного рогатого скота.
6. Анатомия. Изучает внутреннее строение организмов.
7. Экология. Изучает взаимоотношения жвиотных между собой.
8. Этология. Изучает поведение животных.
9. Анатомия. Изучает внутреннее строение организмов.
10. Дикие и домашние животные. Опылители растений.
Задание 2. Вспомните общие признаки всех организмов и признаки, отличающие животных от растений. Заполните таблицу.
Сравнение животных с другими группами организмов.
Общие признаки всех организмов | Отличительные признаки | ||
---|---|---|---|
Животных | Растений | ||
В природе | В жизни и хозяйственной деятельности человека |
---|---|
Опыляют растения, размножаются, разносят семена, распространяют их. Украшение природы. | Важное значение имеют дикие животные как объекта охоты, рыбаловство, продукты (мед, яйца, молоко, шерсть, лук, кожа, шелк). |
Задание 6. Объясните, почему некоторым животным поставлены памятники.
Памятник был поставлен собаке, так как собака много лет служила человеку, оберегала и охраняла хозяина, была помощником в охоте, предком собаки был волк, после чего собака была одомашнена.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Цели и задачи урока:
— познакомиться с дикими и домашними животными;
— раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека;
— познакомиться с принципами классификации живых организмов
Описание слайда:
Что изучает зоология?
Зоология – система наук о животных
Современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое.
Описание слайда:
Науки, изучающие животных:
Морфология- наука о строении организмов
Анатомия- наука о строении организмов
Физиология- наука о жизнедеятельности организмов
Описание слайда:
Науки, изучающие животных:
Энтомология изучает насекомых,
Ихтиология – рыб,
Орнитология– птиц,
Териология- млекопитающих
Описание слайда:
Царство Животные
К царству животных относится большое разнообразие живых организмов: рыбы, птицы, звери, черви, насекомые и многие другие.
Описание слайда:
Характерные признаки животных:
Все животные состоят из клеток, в которых имеется оформленное ядро, то есть относятся к ядерным организмам — эукариотам.
Для большинства животных характерно активное передвижение, которое им необходимо, чтобы добыть пищу, избежать опасности и т. д.
Все животные питаются готовыми органическими веществами, которые получают от съеденных растений, грибов, других животных. Поэтому все животные являются гетеротрофами.
Описание слайда:
Систематика животных
Чтобы ориентироваться в многообразии животного мира, используют классификацию животных по систематическим категориям (таксонам):
царство;
подцарство;
тип;
класс;
отряд;
семейство;
род;
вид.
Описание слайда:
Систематика животных
Пример:
Систематическое положение Аиста белого:
Царство Животные.
Подцарство Многоклеточные.
Тип Хордовые.
Класс Птицы.
Отряд Аистообразные.
Семейство Аистовые.
Род Аист.
Вид Аист белый.
Описание слайда:
Среды жизни животных. Местообитание
Описание слайда:
Среды жизни животных. Местообитание
Описание слайда:
Приспособленность животных к среде обитания
Описание слайда:
Взаимосвязи животных в природе
Описание слайда:
Закрепление:
О чем мы говорили сегодня на уроке?
Как называется наука, изучающая животных?
Чем животные отличаются от растений?
Какие среды жизни заселили животные?
Что такое местообитание?
Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?
Какие типы взаимоотношений среди животных вы знаете?
Описание слайда:
Домашнее задание:
Параграф 2,
подготовиться к обсуждению вопроса «Как связаны между собой сознание человека и охрана животного мира?»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Модуль «Мышцы, их значение. Работа мышц»
Проверочная работа по теме «Грибы» (5 класс)
Памятка для подготовки сообщения по биологии (5 класс)
Итоговый тест по биологии на тему «Мир биологии» (5 класс)
Технологическая карта по биологии по теме «Биологи защищают природу»
Презентация по биологии на тему «Биологи защищают природу» (5 класс)
Презентация по биологии на тему «Живые царства. Бактрии» (5 класс)
Презентация по биологии на тему «Как классифицируют организмы» (5 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438715 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- Что изучает внегалактическая астрономия
- Что изучает внешнее строение организмов