Что изучает кубановедение кратко
Кубановедение
Кубанове́дение — школьный курс, преподаваемый в 1-11 классах общеобразовательных учреждений Краснодарского края России.
В рамках курса учащиеся изучают географию, историю, культуру и литературу Кубани, говоры народного языка, символику Краснодарского края, историю Кубанского казачьего войска.
Ссылка
Смотреть что такое «Кубановедение» в других словарях:
Краснодарский край — Координаты: 45°22′ с. ш. 39°26′ в. д. / 45.366667° с. ш. 39.433333° в. д. … Википедия
Кубань — У этого термина существуют и другие значения, см. Кубань (значения). Историческая область • Кубань Население русские, украинцы, адыги, армяне, ассирийцы, греки … Википедия
Головатый, Антон Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Головатый. Антон Андреевич Головатый Портрет войскового судьи Черноморского казачьего войска А. А. Головатого … Википедия
Балачка — Страны: Казачьи регионы России Общее число говорящих: около 500 000 чел … Википедия
Чепега — Чепега, Захарий Алексеевич Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарiй Олексiйович Чепiга 1725(1725) 14 января 1797 … Википедия
Чепега, Захарий Алексеевич — Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарій Олексійович Чепіга Войсковой Атаман Черноморского казачьего войска З. А. Чепега Дата рождения 1725 год … Википедия
Прикубанская низменность — Прикубанская низменность общее название низменного региона в Западном Предкавказье. Это почти идеально ровная поверхность, постепенно повышающаяся от нулевой высотной отметки у Азовского моря до 150 м у подножия Ставропольской возвышенности … Википедия
Что изучает кубановедение кратко
Ты живи и процветай, наш родной Кубанский край!
Кубановедение как учебный курс введён во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края с 1.09.2004 года в соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №018/889 от 27.05. 2004 «Об утверждении регионального БУП(а) Краснодарского края на 2004-2005 учебный год» и является средством реализации Закона Российской Федерации об образовании в части – единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Сохраним и приумножим традиции предков земли Кубанской
История – это наше прошлое. История — это фундамент, на котором мы строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Особенности изучения Кубановедения
Особенности изучения кубановедения
на местном краеведческом материале в начальной школе
Использование регионального компонента актуально во все времена. Современный урок кубановедения – это выход за пределы школьного кабинета, шаг за страницы учебника. Изучение предмета дает возможность получить целостное представление о географических, культурологических, экономичес-ких, политических особенностях Краснодарского края. Разноплановая информация о родном крае не только расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Предмет Кубановедение отражает важнейший принцип государственной образовательной политики – единство образования и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской федерации в условиях многонационального государства.
Всё то, что было в бездне дней, Не меркнет в памяти моей. И нет желанней ничего,
чем образ края моего. К. Бальмонт
К счастью, происходящие сегодня в кубанских школах перемены создают хорошие предпосылки для организации краеведческой работы учителя и учащихся.
Сущность школьного кубановедения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
Кубановедение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у кубанских школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Понятия «Отчизна», «Родина» в детском возрасте, как правило, ассоциируются с конкретным поселком, деревней, городом, в котором проживают учащиеся. Во всех школах Кубани с 1 класса в школе преподаётся предмет кубановедение. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.
Планируя каждый урок по кубановедению, наши учителя стремятся дать обширные знания учащимся о нашем Краснодарском крае, на более близкой и знакомой им почве, связывая материал с нашим селом,городом и тд. Учителя, работающие в начальной школе, знают, что первым разделом в тематическом планировании в 1-4 классах идёт знакомство детей с природой. О природе Краснодарского края написано много книг, составлено много презентаций, которые мы все используем в своей работе. Помимо этих общедоступных средств, мы имеем возможность ознакомить детей с природой, непосредственно совершая экскурсии во время урока.
КУБАНОВЕДЕНИЕ
ХАМЦОВА О. А., ТЕРСКАЯ И. А.
Жемчужины Кубани: учебное пособие
Пособие предназначено для младших школьников. В книге собраны сведения о самых замечательных местах нашего края. Они, словно яркие жемчужины, привлекают к себе внимание жителей и гостей Кубани. Это и красивейшие уголки природы, и места, связанные с историей края. Проектное задание «Моя жемчужина» позволит ребятам внимательнее приглядеться к достопримечательностям малой родины.
ЕРЁМЕНКО Е. Н. и др. Кубановедение. 4 класс: методическое пособие для учителя Методическое пособие включает в себя примерное календарно-тематическое планирование, рекомендации по организации деятельности учащихся, поурочные разработки с указаниями и комментариями к заданиям, рассматриваются особенности и структура учебного пособия «Кубановедение. 4 класс» (авторы Мирук М. В. и др.)
Кубановедение: программа для 1–4 классов общеобразовательных учреждений
Программа составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования. В её основе лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младших школьников знаний, использование их жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Реализация программы способствует приобретению учащимися знаний об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях, видах народного прикладного искусства, фольклоре и литературе Кубани, помогает сформировать бережное отношение к историческому и культурному наследию родного края.
Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1 класса
Учебное пособие поможет первоклассникам совершить первое знакомство с географией и историей края, обогатить словарный запас, оценить творчество кубанских поэтов и художников. Предлагаемые авторами вопросы и задания направлены на формирование универсальных учебных действий и развитие у школьников способностей к творческому мышлению. Содержание учебного пособия соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 2 класса
Учебное пособие продолжает знакомить ребят с их малой родиной. В ходе изучения предмета школьники учатся не только самостоятельно работать с новыми источниками информации, но и выполнять развивающие, обучающие, а также проектные задания. Содержание учебного пособия соответствует требованиям ФГОС, начального общего образования.
Кубановедение: учебное пособие для 3 класса
Учебное пособие составлено с учётом требований ФГОС начального общего образования в соответствии с программой по кубановедению для 3 классов. Методический аппарат ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода и формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Кубановедение: учебное пособие для 4 класса
Учебное пособие знакомит четвероклассников с географией, историей региона, а также с выдающимися кубанцами – просветителями, учёными, музыкантами, писателями и художниками. Цель пособия– развитие интереса к прошлому и настоящему своей семьи, станицы, города, края, формирование навыков исследовательской работы у младших школьников.
Кубановедение — самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно — климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край
Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно – климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край.
Целью курса является систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.
При изучении курса решаются следующие задачи:
– комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;
-формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
— содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
— развитие познавательного интереса;
— воспитание бережного отношения к родной природе;
— привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;
— выработка навыков саморазвития и самообразования.
Роль курса кубановедения предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населённом пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей России. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.
В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особую актуальность.
Содержание программы курса «Кубановедения» позволяет формировать и использовать в дальнейшей деятельности такие учебные действия как умение наблюдать, давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы и умозаключения, объяснять, классифицировать, ставить вопросы и защищать свои идеи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.
Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.
Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион.
Данный курс способствует формированию знаний родном крае, расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.
В качестве системообразующего служит тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип (5 кл.: с древнейших времён до IV в.).
Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: получение учащимися готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.
Предмет «Кубановедение» определяется его нацеленность на воспитания гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержание предмета «Кубановедение» и УМК к нему направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.
Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.
Важнейшие личностные результаты:
— воспитание патриотизма, любви к Родине,
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);
— осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;
— формирование нравственных представлений и этических чувств;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;
— воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
— развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
— в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
— в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
— осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
— умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
— желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
— обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
— формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
– усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета
— умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.
— в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
— в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
— в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
— в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета кубановедения и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
— умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
— умение использовать знания для адаптации и созидательной деятельности.
— воспитание российской гражданской идентичности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
— развитие коммуникативной компетентности;
— формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
— умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
— умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ.
Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов. Особенности культуры и быта древних жителей
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)
Тема 1. Древние собиратели и охотники.
Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).
Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика.
«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.
Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.
Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (Сочи), Гамовские навесы, Явора.
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема 3. Земледельцы и скотоводы
«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).
Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлок Каменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (Сочи); майкопская культура.
Работа с текстом «Весенний праздник».
Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов)
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры
Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.
Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребальною обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности.
Тема 5. Дольменная культура
Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены-погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные», составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов.
Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй.
Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда.
Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанье. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара).
Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)
Темы 7-8. Кочевники кубанских степей
Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.
Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы.
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал; курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифский культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы.
Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Бойкопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска.
Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Ьатуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской и др.; хуторов Бойкопонура, Греки и др. (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.
Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.
Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
Тема 9. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».
Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов
«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.
Работа с текстом «Бычья шкура».
Тема 11. Искусство и быт ковчегов и оседлого населения Прикубанья
Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племён, населявших Кубань в древности.
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10 часов)
Тема 12. Начало древнегреческой колонизации
Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (Керчь), Синдская гавань – Горгиппия (Анапа), Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик (Таманский полуостров). Греки и местное население.
Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.
Тема 15.Занятия жителей колоний
Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.
Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.
Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».
Тема 16.Боспорское царство
Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. ЛевконI Перисад I. Упадок Боспора в Ш в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ.
Работа с текстом «Битва на реке Фат».
Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища.
Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).
Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы » Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания
Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени
Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.
Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).
Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.
Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.
Следы античной архитектуры в Свято-Покровскам храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы).
Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов».
Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.
Итоговое повторение (4 часа)
Рабочая программа предусматривает проведение работ с текстом, количество которых, соответствует авторскому варианту.
На каждом уроке кубановедения осуществляется практическая направленность, в 5 классе будут оценены из 10 предложенных автором 10 работ с текстом.
Таблица тематического распределения количества часов