Что изучает кубановедение кратко

Кубановедение

Кубанове́дение — школьный курс, преподаваемый в 1-11 классах общеобразовательных учреждений Краснодарского края России.

В рамках курса учащиеся изучают географию, историю, культуру и литературу Кубани, говоры народного языка, символику Краснодарского края, историю Кубанского казачьего войска.

Ссылка

Смотреть что такое «Кубановедение» в других словарях:

Краснодарский край — Координаты: 45°22′ с. ш. 39°26′ в. д. / 45.366667° с. ш. 39.433333° в. д. … Википедия

Кубань — У этого термина существуют и другие значения, см. Кубань (значения). Историческая область • Кубань Население русские, украинцы, адыги, армяне, ассирийцы, греки … Википедия

Головатый, Антон Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Головатый. Антон Андреевич Головатый Портрет войскового судьи Черноморского казачьего войска А. А. Головатого … Википедия

Балачка — Страны: Казачьи регионы России Общее число говорящих: около 500 000 чел … Википедия

Чепега — Чепега, Захарий Алексеевич Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарiй Олексiйович Чепiга 1725(1725) 14 января 1797 … Википедия

Чепега, Захарий Алексеевич — Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарій Олексійович Чепіга Войсковой Атаман Черноморского казачьего войска З. А. Чепега Дата рождения 1725 год … Википедия

Прикубанская низменность — Прикубанская низменность общее название низменного региона в Западном Предкавказье. Это почти идеально ровная поверхность, постепенно повышающаяся от нулевой высотной отметки у Азовского моря до 150 м у подножия Ставропольской возвышенности … Википедия

Источник

Что изучает кубановедение кратко

Что изучает кубановедение кратко. Смотреть фото Что изучает кубановедение кратко. Смотреть картинку Что изучает кубановедение кратко. Картинка про Что изучает кубановедение кратко. Фото Что изучает кубановедение краткоЧто изучает кубановедение кратко. Смотреть фото Что изучает кубановедение кратко. Смотреть картинку Что изучает кубановедение кратко. Картинка про Что изучает кубановедение кратко. Фото Что изучает кубановедение кратко

Ты живи и процветай, наш родной Кубанский край!

Кубановедение как учебный курс введён во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края с 1.09.2004 года в соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №018/889 от 27.05. 2004 «Об утверждении регионального БУП(а) Краснодарского края на 2004-2005 учебный год» и является средством реализации Закона Российской Федерации об образовании в части – единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Сохраним и приумножим традиции предков земли Кубанской

История – это наше прошлое. История — это фундамент, на котором мы строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Источник

Особенности изучения Кубановедения

Особенности изучения кубановедения

на местном краеведческом материале в начальной школе

Использование регионального компонента актуально во все времена. Современный урок кубановедения – это выход за пределы школьного кабинета, шаг за страницы учебника. Изучение предмета дает возможность получить целостное представление о географических, культурологических, экономичес-ких, политических особенностях Краснодарского края. Разноплановая информация о родном крае не только расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Предмет Кубановедение отражает важнейший принцип государственной образовательной политики – единство образования и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской федерации в условиях многонационального государства.

Всё то, что было в бездне дней, Не меркнет в памяти моей. И нет желанней ничего,

чем образ края моего. К. Бальмонт

К счастью, происходящие сегодня в кубанских школах перемены создают хорошие предпосылки для организации краеведческой работы учителя и учащихся.

Сущность школьного кубановедения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Кубановедение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у кубанских школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Понятия «Отчизна», «Родина» в детском возрасте, как правило, ассоциируются с конкретным поселком, деревней, городом, в котором проживают учащиеся. Во всех школах Кубани с 1 класса в школе преподаётся предмет кубановедение. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

Планируя каждый урок по кубановедению, наши учителя стремятся дать обширные знания учащимся о нашем Краснодарском крае, на более близкой и знакомой им почве, связывая материал с нашим селом,городом и тд. Учителя, работающие в начальной школе, знают, что первым разделом в тематическом планировании в 1-4 классах идёт знакомство детей с природой. О природе Краснодарского края написано много книг, составлено много презентаций, которые мы все используем в своей работе. Помимо этих общедоступных средств, мы имеем возможность ознакомить детей с природой, непосредственно совершая экскурсии во время урока.

КУБАНОВЕДЕНИЕ

ХАМЦОВА О. А., ТЕРСКАЯ И. А.

Жемчужины Кубани: учебное пособие

Пособие предназначено для младших школьников. В книге собраны сведения о самых замечательных местах нашего края. Они, словно яркие жемчужины, привлекают к себе внимание жителей и гостей Кубани. Это и красивейшие уголки природы, и места, связанные с историей края. Проектное задание «Моя жемчужина» позволит ребятам внимательнее приглядеться к достопримечательностям малой родины.

ЕРЁМЕНКО Е. Н. и др. Кубановедение. 4 класс: методическое пособие для учителя Методическое пособие включает в себя примерное календарно-тематическое планирование, рекомендации по организации деятельности учащихся, поурочные разработки с указаниями и комментариями к заданиям, рассматриваются особенности и структура учебного пособия «Кубановедение. 4 класс» (авторы Мирук М. В. и др.)

Кубановедение: программа для 1–4 классов общеобразовательных учреждений

Программа составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования. В её основе лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младших школьников знаний, использование их жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Реализация программы способствует приобретению учащимися знаний об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях, видах народного прикладного искусства, фольклоре и литературе Кубани, помогает сформировать бережное отношение к историческому и культурному наследию родного края.

Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1 класса

Учебное пособие поможет первоклассникам совершить первое знакомство с географией и историей края, обогатить словарный запас, оценить творчество кубанских поэтов и художников. Предлагаемые авторами вопросы и задания направлены на формирование универсальных учебных действий и развитие у школьников способностей к творческому мышлению. Содержание учебного пособия соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.

Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 2 класса

Учебное пособие продолжает знакомить ребят с их малой родиной. В ходе изучения предмета школьники учатся не только самостоятельно работать с новыми источниками информации, но и выполнять развивающие, обучающие, а также проектные задания. Содержание учебного пособия соответствует требованиям ФГОС, начального общего образования.

Кубановедение: учебное пособие для 3 класса

Учебное пособие составлено с учётом требований ФГОС начального общего образования в соответствии с программой по кубановедению для 3 классов. Методический аппарат ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода и формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Кубановедение: учебное пособие для 4 класса

Учебное пособие знакомит четвероклассников с географией, историей региона, а также с выдающимися кубанцами – просветителями, учёными, музыкантами, писателями и художниками. Цель пособия– развитие интереса к прошлому и настоящему своей семьи, станицы, города, края, формирование навыков исследовательской работы у младших школьников.

Источник

Кубановедение — самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно — климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край

Что изучает кубановедение кратко. Смотреть фото Что изучает кубановедение кратко. Смотреть картинку Что изучает кубановедение кратко. Картинка про Что изучает кубановедение кратко. Фото Что изучает кубановедение кратко

Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно – климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край.

Целью курса является систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.

При изучении курса решаются следующие задачи:

– комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

-формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

— содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

— развитие познавательного интереса;

— воспитание бережного отношения к родной природе;

— привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;

— выработка навыков саморазвития и самообразования.

Роль курса кубановедения предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населённом пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей России. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.

В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особую актуальность.

Содержание программы курса «Кубановедения» позволяет формировать и использовать в дальнейшей деятельности такие учебные действия как умение наблюдать, давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы и умозаключения, объяснять, классифицировать, ставить вопросы и защищать свои идеи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.

Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион.

Данный курс способствует формированию знаний родном крае, расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.

В качестве системообразующего служит тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип (5 кл.: с древнейших времён до IV в.).

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: получение учащимися готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

Предмет «Кубановедение» определяется его нацеленность на воспитания гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Содержание предмета «Кубановедение» и УМК к нему направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.

Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.

Важнейшие личностные результаты:

— воспитание патриотизма, любви к Родине,

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);

— осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;

— формирование нравственных представлений и этических чувств;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;

— воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

— развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

— в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;

— в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

— осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

— умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

— желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

— обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;

— формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:

– усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета

— умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.

— в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

— в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

— в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

— в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета кубановедения и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

— умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

— умение использовать знания для адаптации и созидательной деятельности.

— воспитание российской гражданской идентичности;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

— развитие коммуникативной компетентности;

— формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.

В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

— умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

— умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ.

Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов. Особенности культуры и быта древних жителей

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)

Тема 1. Древние собиратели и охотники.

Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика.

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.

Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (Сочи), Гамовские навесы, Явора.

Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема 3. Земледельцы и скотоводы

«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).

Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлок Каменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (Сочи); майкопская культура.

Работа с текстом «Весенний праздник».

Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов)

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры

Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребальною обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности.

Тема 5. Дольменная культура

Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены-погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные», составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов.

Работа с текстом «Каменное святилище».

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй.

Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда.

Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанье. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара).

Работа с текстом «Тайны Литейщика».

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)

Темы 7-8. Кочевники кубанских степей

Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.

Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы.

Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал; курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифский культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы.

Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Бойкопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска.

Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Ьатуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской и др.; хуторов Бойкопонура, Греки и др. (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.

Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.

Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

Тема 9. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов

«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.

Работа с текстом «Бычья шкура».

Тема 11. Искусство и быт ковчегов и оседлого населения Прикубанья

Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племён, населявших Кубань в древности.

Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10 часов)

Тема 12. Начало древнегреческой колонизации

Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (Керчь), Синдская гавань – Горгиппия (Анапа), Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик (Таманский полуостров). Греки и местное население.

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.

Тема 15.Занятия жителей колоний

Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.

Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.

Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».

Тема 16.Боспорское царство

Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. ЛевконI Перисад I. Упадок Боспора в Ш в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ.

Работа с текстом «Битва на реке Фат».

Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний

Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища.

Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).

Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы » Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания

Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени

Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.

Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

Следы античной архитектуры в Свято-Покровскам храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы).

Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов».

Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

Итоговое повторение (4 часа)

Рабочая программа предусматривает проведение работ с текстом, количество которых, соответствует авторскому варианту.

На каждом уроке кубановедения осуществляется практическая направленность, в 5 классе будут оценены из 10 предложенных автором 10 работ с текстом.

Таблица тематического распределения количества часов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *