Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской

ГДЗ по истории 6 класс Агибалова учебник

Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть картинку Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Картинка про Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской

Авторы: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской

ГДЗ учебник Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. Издательство: Просвещение, серия: История. Всеобщая история. Состоит из 1 части с 288 страницами, согласован с ФГОС.

ГДЗ учебник полностью отражает главные события Средних веков. Содержит десять глав и 32 параграфа. Глубокое понимание и усвоение материала учебника очень важно для современного школьника, так как события прошлого всегда находят отражение в настоящем. Государство франков, христианская церковь, зарождение ислама, Византийская империя, крестовые походы, католическая церковь, государства Западной Европы, культура раннего Возрождения, славянские государства, народы Азии, Америки и Африки, наследие Средних веков – материал, который предстоит изучить ученикам на уроках истории. После каждого параграфа даны вопросы на фиксирование и самоповторение пройденного материала, а по окончанию главы – проектные работы, направленные на формирование творческих способностей и навыков автономной работы у учащихся.

Сайт ЯГДЗ выложил решебник ГДЗ, который содержит готовые решения ко всем вопросам данного учебника. Применяя его, дети смогут перепроверить свои ответы, найти недочеты, устранив их, тем самым углубив и закрепив свои знания.

Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть картинку Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Картинка про Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донскойЧто изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть картинку Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Картинка про Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской

Вам понравился решебник?

Средняя оценка 2.5 / 5. количество оценок 54

Источник

Рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс. Агибалова. Донской

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть картинку Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Картинка про Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской
Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть картинку Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Картинка про Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской
Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть картинку Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Картинка про Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донскойЧто изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Смотреть картинку Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Картинка про Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской. Фото Что изучает история средних веков 6 класс агибалова донской
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

Конституция Российской Федерации, 1993 г.;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

Фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»);

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по истории;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;

Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.;

Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru);

Основная общеобразовательная программа основного общего образования;

Примерная программа по учебным предметам по истории. М.: Просвещение, 2011;

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и другие]. — 2-е издание, доработанное. — Москва: Просвещение, 2014. — 144 страницы;

Требование к рабочей программе МБОУ «Новопавловский УВК»;

Образовательная программа МБОУ «Новопавловский УВК» утверждённая педагогическим советом №1 от 31.08.2015;

Учебный план на 2015 – 2016 учебный год МБОУ «Новопавловский УВК»;

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях — СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189, зарегистрированном в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);

Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.

Рабочая программа предполагает изучение курса всеобщей истории в 6 классе общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, конкретизирует основные положения его Фундаментального ядра, составлена на основе примерной программы и авторской программы Н. И. Шевченко издательство «Просвещение», 2014 г.

Программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 6 класса. В ней конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курса: «История Средних веков» (6 класс), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования.

Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

информационно-ориентировочную функцию, которая обеспечивает понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;

организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение высокого качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи изучения истории в современной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 6 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством программ реализуются три основные функции истории:

познавательно-развивающая, которая состоит в изучении исторического пути разных стран и народов, отражении всех явлений и процессов истории человечества;

практическо-политическая, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

мировоззренческая, формирующая представления об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Рабочая программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия — человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, ставится акцент на связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа предполагает использование в учебнике по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, нацеленного на выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсе всеобщей истории для 6 класса основной школы. Для поиска общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход должен быть основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание Примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритетного в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Этот подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:

принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое пиление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

принципе социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;

принципе альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Принцип альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечению мотивации, соблюдению преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживанию внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Основные ценностные ориентиры программы.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся научиться:

создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т. е. познакомить их с общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.

В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план (БУП) для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 28 ч. (2 ч. в неделю) на изучение всеобщей истории в 6 классе основной школы.

В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по отельным разделам, повторение всего изученного за курс «История Средних веков».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

различать причину и следствие исторических событий, явлений;

выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение (1 ч)

Введение. Живое Средневековье (1 ч). Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Тема 2. Становление средневековой Европы (VI – XI вв.) (4 ч)

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI – VIII вв. (1 ч). Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом.

Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папской области.

Возникновение и распад империи Карла Великого (1 ч). Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках (1 ч). Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX – XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Владения короля — его домен. Германия в IX – XI вв.

Англия в раннее Средневековье (1 ч). Англия в IX – XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Тема 3. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 ч)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами (1 ч). Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое государство. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств (1 ч). Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Тема 4. Арабы в VI – XI вв. (1 ч)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад (1 ч). Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.

Тема 5. Феодалы и крестьяне (2 ч)

Средневековая деревня и её обитатели (1 ч). Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.

В рыцарском замке (1 ч). Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.

Тема 6. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

Формирование средневековых городов (1 ч). Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Торговля в Средние века (1 ч). Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Тема 7. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (3 ч)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики (1 ч). Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви, её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы (1 ч). Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Садах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Повторение и контроль по темам: «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7» (1 ч).

Тема 8. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (6 ч)

Как происходило объединение Франции (1 ч). Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод (1 ч). Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.

Столетняя война (1 ч). Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна Д’Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны Д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии (1 ч). Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1 ч). Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв. (1 ч). Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика, борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч)

Гуситское движение в Чехии (1 ч). Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: папы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова (1 ч). Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилия. Вторжение турок-османов и Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 10. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч)

Образование и философия. Средневековая литература (1 ч). Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху.

Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии (1 ч). Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония (1 ч). Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарекая монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки (1 ч). Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки, и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Тема 12. Итоговое повторение (1 ч)

Повторение и контроль по курсу: «История Средних веков» (1 ч). Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры и целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви м феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *