Что изучает история казахстана

История Казахстана

Республика Казахстан находится в центре Евразии, и является одновременно европейско-азиатским государством. Большая часть страны расположена в Азии, а меньшая – в Европе. Такое географическое расположение повлияло на историю, формирование государственности и развитие Казахстана. Его территория уже в эпоху палеолита стала местом расселения первых людей. Сейчас через республику проходят важные торговые, экономические пути и маршруты, что позволяет связать Казахстан, как с европейскими, так и азиатскими государствами. Такой синтез прослеживается в течение всей казахской истории, которая очень насыщенная, динамичная, наполненная яркими событиями.

Периодизация истории Казахстана

Первобытная история

Миллион лет назад на территории современного Казахстана появились первые люди, которые заселили урочище Каратау. Это были собиратели, которые в течение палеолита осваивали соседние территории. На смену каменному веку пришли мезолит и неолит, оставившие следы пребывания людей в Казахстане. Эта часть Евразии стала одним из центров формирования кочевых цивилизаций. Древние племена приручили и освоили коня, научились делать изделия из камня, кости, металлов.

Археологи находят следы проживания в Казахстане племен, которые занимались разведением животных, земледелием, воевали с соседними племенами. В бронзовый век люди, заселявшие казахские степи, освоили боевую колесницу, которую можно найти на многочисленных наскальных рисунках. Их делали люди в святилищах и храмах, размещая колесницу рядом с пляшущими людьми, богами, верблюдами, быками. Это говорит о том, что этот транспорт имел особое значение в обществе древних казахов.

Представителей знати, в том числе воинов, племена хоронили в огромных курганах. К самым известным относятся:

Век железа

Его связывают, в первую очередь, с племенами скифов, которых греческие историки и философы называли скифами. Но в Азии, в том числе Персии и Китае, их звали саками и сэ. Эти племена были кочевыми скотоводами, прекрасно владели луком и стрелами. Они создали в Казахстане первое государственное объединение, возникшее в степях в 6 в. до нашей эры. Просуществовало оно три столетия, и распалось в 3 в. до н.э. Столицей был город Семиречье, что на юго-востоке современного Казахстана.

Саки были развитой цивилизацией, о чем свидетельствует наличие собственной мифологии, искусства, письменности. Изготавливали скифы-саки уникальные украшения из бронзы и золота, которые теперь экспонируются в музеях мира. Управляли саками цари, которые одновременно были и жрецами.

В 1 тыс. до нашей эры Казахстан, как и другие регионы Евразии, попали под влияние тюрков, которые вызвали изменение этнической ситуации.

Археологи установили, что казахские степи и долины стали местом постоянных междоусобных войн. В результате чего, началось расселение тюрков по Европе и Азии:

Период раннего средневековья

Казахстан располагался в центре миграционных процессов, которые в 5-7 вв. протекали в Европе и Азии. Поэтому неудивительно, что тут в период с 6 по 13 вв. постоянно возникали нестойкие государственные объединения. В частности, каганаты карлуков и тюргешов, протогосударства кимеков, кыпчаков, огузов.

В 13 в. в казахские степи пришли монголы. Они основали тут два улуса – Джучи и Джагатай, на основании которых потом сформировались такие государственные образования, как Моголистан, Ак-Орда, Казахское ханство. Общими чертами первых государств были:

Близость к Шелковому пути способствовало распространению в Казахстане новых религиозных течений – ислама, христианства, буддизма, которые вытесняли язычество. Но главные позиции удалось занять только исламу, о чем свидетельствуют многочисленные памятники истории и архитектуры. В степях прекрасно сохранились древние мечети и минареты, говорящие о том, что казахские племена приняли мусульманство в 8-9 вв. Также проникали новые веяния в культуре, танцах, живописи, архитектуре.

В 14-15 вв. закончились процессы формирования казахов, как отдельного народа.

Государство казахов

В начале 16 в. в степях современного Казахстана возникло первое государство казахов. Это произошло во время правления хана Касыма. В дальнейшем его преемники стали расширять границы государства – формировались жузы в Центральном, Западном Казахстане, в Семиречье. Этими объединениями управляли кланы, возглавляемые ханами. Правили они самостоятельно, но видимость единства Казахского государства постоянно поддерживалось. Но периоды спокойствия в стране уступали длительным междоусобным войнам за власть, территории, богатства.

Такое скачкообразное развитие – от спада к подъему – было характерно для большинства государств того времени, которые существовали в Европе и Азии. Когда наступали периоды относительной стабильности, правители Казахстана делали все возможное, чтобы укреплять границы государства, проводить реформы. Например, во второй половине 16 в. были кодифицированы нормы обычного права, определено государственное устройство ханства.

Тем не менее, удержать Казахстан от распада было сложно, поскольку не был сформирован единый торговый рынок, единая экономическая и политическая система. Этим пользовались внешние враги, например, монголы. Их представители заключали отдельные сепаратные союзы с казахскими ханами.

18 в.: «великое бедствие»

Самые частые нападки на ханство осуществлялись со стороны монгол-джунгар, которые проживали на территории между Алтаем и горой Тянь-Шань. Джунгары активизировали походы против казахов в начале 18 в., что вызвало массовые миграции населения из жузов, ухудшило внутреннее положение в середине Казахского ханства. Годами великого бедствия назван период в истории Казахстана, который начался в 1723 году и закончился в 1727 г. Это был пик борьбы казахов против джунгаров. Правители отдельных жузов предпринимали попытки объединиться, чтобы защитить страну от монгольского нашествия, но ситуация постоянно ухудшалась. В это время один из правителей казахов – хан Абулхаир, управлявший Младшим жузом, пошел на присоединение к Российской империи. Против этого решения выступали некоторые местные ханы, но в 1731 г. Младший жуз стал частью России.

Таким образом, на начало 1730-х гг. территория Казахстана оказалась разделенной на три части:

Теперь казахов от нападок монголов защищали российские войска. Постепенно власть России в казахских степях усиливалась и расширялась.

В 1770-х – 1780-х гг. стали вводится в жузах русские законы, традиции управления. В конце 1780-х гг. казахам разрешили расселяться дальше Урала и заселять регионы Заволжья. В начале 19 в. здесь была образована Букеевская орда.

В составе России: потеря самостоятельности

Остальные регионы Казахского государства были включены в состав Российской империи в течение 1820-х – 1840-х гг. Этому способствовали внутренние противоречия между жузами и ханами, а также проигрыш Британии борьбы за владение Средней Азией. В результате чего, Старший, а затем и Средний жузы были присоединены к России. Если казахские ханства сначала обладали относительной автономией и самостоятельностью во внутренних делах, то потом эти права были ликвидированы. Причиной этого была политика лавирования отдельных казахских ханов между Китаем и Россией. Так правители жузов стремились найти оптимальный вариант развития, старались сохранить феодальную государственность казахов и вести собственную независимую внешнюю и внутреннюю политику.

В 1822 г. российское правительство приняло решение о полной ликвидации ханской власти и образовании на месте Казахстана отдельного округа. Эти изменения были закреплены в документе «Устав о сибирских киргзах», который разработал М. Сперанский. На основании Устава осуществлялось управление казахами. Россия стремилась превратить новых подданных в земледельцев, что вызвало сопротивление казахского населения. Время от времени вспыхивали восстания и локальные конфликты, что вызвало только усиление власти Российской империи в этой части Евразийского континента. Во второй половины 19 в. сопротивление казахов было практически сломлено, и жузы стали управляться по русским законам.

Нахождение Казахстана в составе России имело следующие последствия для истории казахов и дальнейшего развития их государственных традиций:

Казахстан в 20 в.: от Советского Союза до независимости

В начале 1900-х гг. Казахстан был поделен на несколько областей:

Отдельно существовала Букеевская орда, которую включили в состав Астраханской губернии.

Ликвидация монархии, установление советской власти, образование Советского Союза отразилось на Казахстане, как и на других республиках, вошедшие в состав СССР. Указанные выше регионы были объединены в составе Киргизской автономной республики, что произошло в 1920 г. Спустя несколько лет название республики было изменено на Казахскую, которая в административном отношении делилась на несколько областей – Акмолинскую, Тургайскую, Семипалатинскую, Уральскую, Букеевскую, Сырдарьинскую, Жетысуйскую, одну губернию – Оренбургскую, одного автономного объединения – Каракалпакской.

Столицей новой республики стал город Кызыл Орда, который сейчас называется Алма-Аты. В середине 1930-х гг. автономная республика стала полноправной Казахской ССР в составе Советского Союза.

Одновременно с процессами административного деления проводилась активная индустриализация республики. В результате чего, Казахстан быстро превратился в крупный центр промышленности Советского Союза.

Во Второй мировой войне в Казахстан были эвакуированы предприятия практически со всего СССР, которые отвечали за снабжение продукцией оборонную и техническую промышленность Союза.

В середине 1950-х гг. в Казахстане стали развивать новую отрасль – космическую, благодаря чему тут был построен военный полигон Байконур. С него в 1961 г. был осуществлен запуск первого корабля с Ю. Гагариным на борту. С полигона и сейчас запускают ракеты и спутники. Сейчас Байконур до 2050 г. взят в аренду Российской Федерацией.

Во второй половине 20 в. осваивались и казахские степи, которые передавались на нужды сельского хозяйства. Это позволило республике занять ведущие позиции на мировом рынке поставок зерновых культур. И этот статус сохраняется за Казахстаном и сегодня.

Конец 20 в. – начало 21 в.

Как и многие республики после распада Советского Союза, Казахстан стал суверенным. Самостоятельность государство провозгласило в декабре 1991 г., за этим последовал период международного признания со стороны стран Европы, Азии, Соединенных Штатов.

В течение 1990-х гг. в Казахстане происходили важные изменения. Во-первых, страна стала членом многочисленных международных, европейских, региональных организаций, структур и объединений. Во-вторых, была введена валюта – тенге. В-третьих, принята конституция, перенесена столица в город Астану, проведена перепись населения. В-четвертых, ликвидирован Семипалатинский полигон.

В 21 в. Казахстан входил, как республика, которая находилась на стадии реформирования и постоянных изменений, налаживания контактов с соседними государствами. Руководство страны поддерживает развитие истории и национальной культуры казахов, возрождение древних традиций. В 2017-2018 г. президент страны принял решение о переводе казахского алфавита на латинский. Введение латиницы будет постепенным и затронет все сферы общественной и политической жизни страны. Современная внешняя политика республики направлена на расширение региональных связей, сотрудничество с Россией, Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, членами СНГ.

Источник

Что изучает история казахстана

В незапамятные времена на территории древнего Казахстана обитали первобытные люди, на смену им через несколько тысяч лет пришли различные племена и племенные союзы: саки, уйсуни, гунны, сарматы и другие племена.

Мы совершим путешествие по следам материальной культуры людей, побываем в древних пещерах, жилищах. Рассмотрим орудия труда, основные занятия, искусство и религию древних людей.

Наши предки совершили очень длинный путь в своем развитии от человекоподобной обезьяны до высоко организованных племен с богатой историей и самобытной культурой.

О жизни людей в прошлом мы узнаем по оставленным ими следам, которые называются историческими источниками. Исторические источники бывают трех типов: вещественные, письменные, этнографические.

Письменным источникам – оставленные древние знаки, письмена на камне, бумаге.

Народы и государства в каждом последующем цикле развития весьма отличаются от предшественников по особенностям и общественной жизни, по уровню знаний. Поэтому общество не стоит на месте, оно постоянно развивается.

Историю древнего Казахстана в 6 классе условно можно разделить на три эпохи:

· Первая эпоха – эпоха камня

· Вторая эпоха – эпоха бронзы

· Третья эпоха – эпоха железа

Происхождение человека

Человечество всегда волновала тайна своего происхождения. Древнейшие люди нашли простой ответ: свою родословную они вели от какого-либо животного окружающего их мира (медведя, змеи, орла, рыбы и т.д.). Но, начиная с ранних цивилизаций, верх взяла религиозная точка зрения, по которой первые люди либо появились из частей некоего божества, либо были сотворены творчеством какой-нибудь божественной силы. Не без влияния гончарного ремесла самым подходящим материалом для сотворения человека считалась земля или глина.

С точки зрения учёных ответ, даваемый религией на вопрос о происхождении человека, не является убедительным. Однако, предложить свой вариант ответа науке удалось только в XIX в. Благодаря смелости ума и гениальности Чарльз Дарвина, который сформулировал закон, по которому под воздействием окружающей среды у животных могут происходить небольшие изменения, порой совершенно незаметные, которые, помогая выжить и передаваясь потомкам, через сотни и тысячи поколений могут привести к очень сильным превращениям. Поэтому человек не был сотворён таким, каким он есть, а прошёл, ступенька за ступенькой, длинный путь эволюции.

Появление древнейших людей

1. Древнейшие люди, к которым относятся «южная обезьяна», «человек умелый», питекантроп, синантроп.

2. Древние люди – неандертальцы.

3. Современные люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

Человечество всегда интересует вопрос, когда и где возник человек?

Около 3 млн. лет назад на широких просторах африканских саван, в Таунге жили существа ископаемые человека. Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна», которая стала связующим звеном между обезьяной и древнейшем человеком.

Остатки скелетов ав­стралопитека нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Жили австралопитеки около 2,6 млн. лет назад.

Австра­лопитек был похож на обезьяну: тело покрыто гус­тыми волосами, нижние конечности длиннее пере­дних, ходил он на двух ногах. Руками он собирал плоды и коренья, держал предметы, выполнял про­стейшие движения.

Первы­ми орудиями труда древнейшего человека были палка-копалка, заострен­ный камень, дубина . С их помощью он добывал себе пропитание. Первые орудия труда человек в основ­ном изготавливал из камня. Они были очень гру­быми и примитивными. Так как орудия труда де­лались в основном из камня, ученые называют этот период «каменным веком».

Ученые называют первого человека «человеком уме­лым». Самые ранние его останки были найдены в Аф­рике, в Кении. Он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад.

Первые находки питекантропа относятся к концу XIX века, когда в 1891-1892 гг. голландский доктор Евген Дюбуа во время раскопок на острове Ява обнаружил древние человеческие останки (черепная крышка и длинные кости нижних конечностей).

Череп характеризуется примитивной структурой и сохранением ряда обезьяньих признаков: выступающие надбровные дуги, отсутствие подбородка, малая высота черепной коробки. Рост – 1,5 м. Выпрямленное положение, хотя и менее устойчивая походка на полусогнутых ногах. Нет прямых доказательств того, что питекантроп изготавливал орудия труда, так как с ним не найдено никаких остатков каменной индустрии.

Синантропы жили 500-200 тысяч лет тому назад. Обнаружены в 1927 г. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина, Китай. После первой находки были проведены масштабные исследования в пещере, в результате которых за 10 лет были обнаружены кости примерно 40 индивидов.

Ценность находки в том, что были обнаружены останки как взрослых мужчин и женщин, так и детей. Рост примерно 1,5 м, строение конечностей и туловища сходно с современным. Выпрямленное положение туловища при ходьбе.

Каменные изделия изготовлены, главным образом, из песчаника, кварца, а также отчасти кварцита, вулканических пород, роговика и кремня.

Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямоходящих».

Занятия древнейших людей. Охота, собирательство

Умели добывать огонь. Питались почти исключительно мясом, добываемым в результате охоты на крупных животных, широко был распространен каннибализм. Появились первые мистические (религиозные) верования: неандертальцы первыми из людей стали хоронить умерших, погребение было обрядом, зарождаются первые религиозные представления.

Жили люди не в одиночку, а группами (коллективами), которые ученые называют человеческим стадом. Все в стаде от мала до велика занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

Важнейшим занятием древних людей была охота. Существовало несколько способов коллективной охоты на диких животных:

Охота на диких животных была сложным, опасным занятием и очень травмоопасным. Поэтому люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей.

Глоссарий

Развитие – необратимые, закономерные, последовательные изменения в объектах и явлениях окружающей действительности

Эволюция – процесс развития человечества от простого к сложному

Персоналии

Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) – естествоиспытатель, создатель теории происхождения человека от обезьяноподобных существ. Основные труды: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека» (1871 г.).

Что изучает история казахстана. Смотреть фото Что изучает история казахстана. Смотреть картинку Что изучает история казахстана. Картинка про Что изучает история казахстана. Фото Что изучает история казахстана

Дополнительная информация

Происхождение человека. Отрывок из древнего вавилонского мифа : «. Когда небо было устроено и засияли на нем светила и звезды, принялся Мардук (верховный бог) за землю. Создал он сначала растения, сотворил многочисленных животных, потекли реки по лугам и полям, в зеленый покров оделась земля. Но не было никого в мире, кто почитал бы богов, никто не строил им храмов, не приносил жертв, не славил богов в молитвах и гимнах.

Обратился Мардук к богам и сказал: «Вот я соберу кости и кровь и сделаю человека, пусть он служит нам!»

И решили боги, что одним богом надо пожертвовать, надо принес­ ти его в жертву богам, чтобы из крови его сделать человека. Пал выбор на бога Кингу. И убили боги Кингу, собрали его кровь и принесли Мардуку. Смешал Мардук кровь Кингу с глиной и вылепил человека.

Так сделал Мардук небо и землю, сотворил на земле растения и животных, и сделал человека, и стали люди служить богам, чтобы боги имели покой. » (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.10)

Миф народов Центральной Америки

Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» – уговорились они. Сказано – сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было и были они неразумны.

И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», – решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.21-22)

Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

Миф североамериканских индейцев

Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.

Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не преврати­ лась в человека — предка рода Черепахи. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

«Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже. комки беспомощных существ со склеенными па льцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобны ие человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на :форменные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом от делила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурингой (хранительницей души). » (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)

Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задума­ли его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.24)

Облик древнего человека и его занятия.

В пещере Чжоукоудянь (в Китае) были раскопаны остатки лаге­ ря древнейших охотников (более 40 индивидуумов). Ученые иссле­ довали скелеты и пришли к выводу о том, что это были существа среднего роста и плотного телосложения, у них была малая высота черепной коробки, резко выраженный надбровный валик, отсут­ ствовал подбородочный выступ, были крупные зубы. Рядом с ними были найдены многочисленные разнообразные орудия, например, ручные рубила. Эти первобытные существа уже убивали таких круп­ ных животных, как олени, газели, дикие лошади и даже носороги. Слой золы в пещере достигает нескольких метров. ( Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.41)

Ho это была не обезьяна; сутулая фигура крепко стояла на ногах, а длинные, ниже колен, руки не опирались на землю по-обезьяньему. В одной руке странное существо держало камень с грубо заостренным краем, в другой — тяжелую дубину.

Озираясь и останавливаясь на каждом шагу, существо сделало несколько осторожных шагов в сторону дуба. Оно глубоко втягива­ло воздух широкими ноздрями плоского носа, стараясь уловить запахи, которые бы предупредили его об опасности. Но непод­вижный воздух ничего не сказал ему. Существо сердито оскали­лось, оглянулось и издало приглушенный, отдаленно напоминаю­щий членораздельные звуки крик. Тотчас же кусты орешника зашевелились снова: такие же сутулые и мохнатые фигуры молча скользнули в густой траве и сбились вокруг своего предводителя в тесную кучу…» (Радзиевская С. Рам и Гау. Казань, 1967, с.4-5. или Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С. 15-16)

Занятия древнейших людей

Крашенинников С. П. «Описание земли Камчатки»

«. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков.

Фольц В. «В девственных лесах Суматры».

«Двое других были заняты около толстого гнилого пня, который они прилежно рубили каменными топорами.

Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппе­титом жевали и глотали толстые личинки, иногда обеими руками кладя их в рот.

Миклухо-Маклай Н. Н. «На берегу Маклая»

Используемая литература и источники

1. Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.–96 с.

2. Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы:Атамура, 2006. –160 с.

3. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002. – 224с.

4. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.- – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 252с.

5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).- Алматы,1993. – 416с.

6. Археологические исследования в Казахстане. – Алма-Ата, 1973.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *