Что изучает глобальная экология

Глобальная экология

Глобальная экология как научная дисциплина находится в стадии формирования, ее границы точно не определены. Одни ученые считают ее разделом общей экологии, другие отождествляют с охраной природы, экологией человека, третьи (в том числе М. И. Будыко, И. И. Дедю) считают ее самостоятельной научной дисциплиной.

Связанные понятия

Экология — это область науки, которая стала бурно развиваться во второй половине XX века. В качестве отдельной дисциплины экология выделилась на рубеже XX века, и что она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды. Тем не менее, идеи экологии в какой-то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Урбоэкология (от лат. urbs — город), или экология города, — наука о взаимосвязи и взаимодействии во времени и пространстве двух систем — городской (её социальной, технической, энергетической, информационной, административной подсистем) и естественной. Урбоэкология является разделом экологии.

Экологические ресурсы — средообразующие компоненты, которые обеспечивают экологическое равновесие в природе, в том числе энергия, вещества и организмы.

Бурное развитие экологического образования и просвещения во второй половине XX, начале XXI вв. стало реакцией мировой общественности и специалистов на ухудшение экологической обстановки в мире, быстрое истощение природных ресурсов. Экологический кризис побудил человечество к поиску решения проблем загрязнения окружающей среды. По словам выдающегося учёного В. И. Вернадского важнейшая задача каждого жителя Земли состоит в том, чтобы научиться «управлять собой в отношениях с природой».Экологическое.

Источник

Урок № 45. Что изучает глобальная экология?

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Что изучает глобальная экология?

Если в начале своего становления экология рассматривала взаи­модействие организма и среды (аутэкология), затем популяции и среды (демэкология), то сейчас она превратилась в системную ком­плексную науку о структуре, функционировании и развитии биогео­ценозов или экосистем (синэкология), где предельно широкой эко­системой выступает биосфера (глобальная экология).

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экологияЧто изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

Одним из основополагающих принципов теории глобаль­ной экологии должен быть принцип «неизбежности прогресси­рующего антропогенного изменения природной среды».

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

Сегодня становится реальностью предсказание В. И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека превращается в геологическую силу, способную изменить мир, поставив его на грань экологической катастрофы.

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

В настоящее время истощаются естественные ресурсы суши и океана, уничтожаются различные виды растений и животных, происходит антропогенное нарушение биогеохимических циклов веществ, загрязнение всех компонентов окружающей среды, а также упрощение и деградация экосистем. Именно это и определяет исключительную актуальность проблем глобальной
экологии.

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

1.Что изучает глобальная экология?

2.Назовите основные задачи глобальной экологии.

глобальные экологические проблемы


Источник

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Смотреть что такое «ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» в других словарях:

Экология — (от эко. и. логия), синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Экология относится к числу фундаментальных (функциональных) подразделений биологии, исследующих фундаментальные свойства… … Экологический словарь

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — отрасль науки, исследующая отношение между человеч. сообществами и окружающей географич. пространств., социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производств, деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологич.… … Философская энциклопедия

Экология — (от др. греч. οἶκος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука) наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст… … Википедия

ЭКОЛОГИЯ — наука об отношении организмов и окружающей их среды (условий существования). Термин «экология» ввел в научный обиход Э. Геккель в 1866 г. На первых этапах экология развивалась как раздел биологии: экология животных (А.Ф. Миддендорф, К. Мебиус),… … Философия науки: Словарь основных терминов

Глобальная Сеть прогнозирования землетрясений GNFE — Глобальная Сеть Прогнозирования Землетрясений GNFE, Центр Управления. Содержание 1 … Википедия

Глобальная сеть по прогнозированию землетрясений (GNFE) — Глобальная Сеть Прогнозирования Землетрясений GNFE, Центр Управления. Содержание 1 Введение … Википедия

Глобальная сеть экопоселений — Глобальная сеть экопоселений глобальная ассоциация людей и сообществ (экопоселений), которые посвящают себя образу жизни «с учётом будущих потребностей», живя так, чтобы природные ресурсы восстанавливались, используя природосберегающие… … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ — недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности. Концептуальное… … Социология: Энциклопедия

Социальная экология (наука) — Существует несколько определений социальной экологии. Социальная экология научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой… … Википедия

Источник

М1.В3 Глобальная экология

Глоссарий

Абиотическая часть биосферы

Абиотическая часть представлена:

Почвой и подстилающими ее породами до глубины, где еще есть живые организмы, вступающие в обмен с веществом этих пород и физической средой порового пространства.

Атмосферным воздухом до высот, на которых возможны еще проявления жизни.

Аутоэкология

Биогеоценоз

(от био. греч. ge Земля и ценоз), однородный участок земной поверхности с определённым составом живых (биоценоз) и косных (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.) компонентов, объединённых обменом вещества и энергии в единый

Биосфера

та область Земли, которая охвачена влиянием живого вещества. С современных позиций биосферу рассматривают как наиболее крупную, глобальную экосистему, поддерживающую планетарный круговорот веществ.

Биотическая часть биосферы

Биотическая часть состоит из живых организмов всех таксонов, осуществляющих важнейшую функцию биосферы, без которых не может существовать сама жизнь: биогенный ток атомов. Живые организмы осуществляют этот ток атомов благодаря своему дыханию, питанию и размножению, обеспечивая обмен веществом между всеми частями биосферы.

Глобальная экология

это комплексная научная дисциплина, изучающая биосферу в целом. Основы глобальной экологии разработаны М.И. Будыко (1977), который ее центральной проблемой считает круговорот различных веществ в биосфере.

Глобальное потепление

процесс постепенного роста средней годовой температуры поверхностного слоя атмосферы Земли и Мирового океана, вследствие всевозможных причин (увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере Земли, изменение солнечной или вулканической активности и т.д.). Очень часто в качестве синонима глобального потепления употребляют словосочетание «парниковый эффект», но между этими понятиями есть небольшая разница.

Границы биосферы

Современная жизнь распространена в верхней части земной коры (литосфере), в нижних слоях воздушной оболочки Земли (атмосфере) и в водной оболочке Земли (гидросфере).

В глубь Земли живые организмы проникают на небольшое расстояние. В литосфере жизнь ограничивает прежде всего температура горных пород и подземных вод, которая постепенно возрастает с глубиной и на уровне 1,5—15 км превышает 100 0 С. Наибольшая глубина, на которой в породах земной коры были обнаружены живые бактерии, составляет 4 км. В нефтяных месторождениях на глубине 2— 2,5 км бактерии регистрируются в значительном количестве.

В океане жизнь распространена до более значительных глубин и встречается даже на дне океанических впадин в 10—11 км от поверхности.

Верхняя граница жизни в атмосфере определяется уровнем УФ — радиации. На высоте 25—30 км большую часть ультрафиолетового излучения Солнца поглощает находящийся здесь относительно тонкий слой озона — озоновый экран. Если живые организмы поднимаются выше защитного слоя озона, они погибают. Атмосфера над поверхностью Земли насыщена многообразными живыми организмами, которые передвигаются в воздухе активным или пассивным способом. Споры бактерий и грибов обнаруживают до высоты 20—22 км, но основная часть аэропланктона сосредоточена в слое до 1—1,5 км. В горах граница распространения наземной жизни — около 6 км над уровнем моря.

Демэкология

раздел общей экологии, изучающий структурные и функциональные характеристики, динамику численности популяций, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения

Задача глобальной экологии

разработка прогнозов возможных изменений биосферы в будущем под влиянием деятельности человека.

Источник

Раздел 1. Общая экология и ее основные категории

И.Ф. Рассашко, О.В. Ковалева, А.В. Крук
Общая экология
Тексты лекций для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология». – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 252 с.

Раздел 1. Общая экология и ее основные категории

Лекция 1. Предмет, задачи, цели, содержание экологии

1.3. Разделы и направления экологии

В экологии в соответствии с уровнями организации живого объективно выделяются разделы, изучающие органический мир на уровне особи (организма), популяции, вида, биоценоза, экосистемы (биогеоценоза) и биосферы (рисунок 1.2).

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

Рисунок 1.2 – Уровни организации материи (по Н. И. Николайкину, 2004)

В последнее время в экологии принято выделять разделы в зависимости от конкретного биологического объекта (экология растений, экология животных, экология микроорганизмов), среды, местообитания организмов (экология суши, экология озера, моря, экология почвы, гидросферы), уровня организации живого. Одним из разделов экологии является экология человека. В экологии человека выделяют два важных направления. Одно связано с влиянием природной среды и ее компонентов на антропосистему (все структурные уровни человечества, все группы людей и индивидуумы), другое вытекает из необходимости изучать последствия антропогенной деятельности.

Современная экология включает в себя следующие направления (рисунок 1.3). В состав современной экологии входят:

– общая (классическая) экология, изучающая взаимодействия биологических систем с окружающей средой;

– геоэкология (ландшафтная экология), исследующая экосистемы (геоэкосистемы) высоких уровней, до биосферного включительно; интересы геоэкологии сосредоточены на анализе структуры и функционирования ландшафтов (природных комплексов географического ранга), взаимоотношений их составных биотических и косных (абиотических, неживых) компонентов, воздействия общества на природные составляющие;

– глобальная экология, изучающая общие законы функционирования биосферы как глобальной экологической системы;

– социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа»;

– прикладная экология, изучающая механизмы воздействия человека на биосферу, способы предотвращения негативного воздействия и его последствий, разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов. Она базируется на законах, правилах и принципах экологии и природопользования.

Что изучает глобальная экология. Смотреть фото Что изучает глобальная экология. Смотреть картинку Что изучает глобальная экология. Картинка про Что изучает глобальная экология. Фото Что изучает глобальная экология

Рисунок 1.3 – Структура современной экологии

Одним из направлений современной экологии является экономическая экология, связанная с использованием природных ресурсов. Успешно развивается инженерная экология, решающая вопросы устранения отрицательных последствий вмешательства человека в природные сообщества.

При всем многообразии в современной экологии можно выделить три ветви: общая экология (классическая экология), геоэкология и прикладная экология.

Классическая экология изучает биологические системы, т. е. занимается исследованием органического мира на уровнях особей, популяций, видов, сообществ. В связи с этим выделяют:

аутэкологию (экологию особей) – (от греч. аutos – сам) – устанавливает пределы существования особи (организма) в окружающей среде, изучает реакции организмов на воздействия факторов среды. Аутэкология в качестве живой системы рассматривает отдельный живой организм – растение, животное или микроорганизм. Термин «аутэкология» был введен швейцарским ботаником К. Шретером в 1896 г.;

демэкологию (экологию популяций) – (от греч. demos – народ) – изучает естественные группы особей одного вида – популяции, условия их формирования, внутрипопуляционные взаимоотношения, динамику численности;

эйдэкологию (экологию видов) – (от греч. eidos – образ, вид) – изучает вид как определенный уровень организации живой природы. В этом направлении проведено еще недостаточно научных исследований;

синэкологию (экологию сообществ) – (от греч. sin – вместе) – изучает ассациации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, их взаимодействие с окружающей средой. Термин введен К. Шретером в 1902 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *