Что изучает география высшего образования

Специальность «География» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Для того чтобы поступить на бакалавриат, во-первых, нужно иметь хорошие отметки в аттестате, так как они формируют средний балл вашего «диплома» о среднем образовании. Эта оценка непременно учитывается приемной комиссией.

Вторая задача – успешно сдать экзамены. Ни один вуз не может показать вам четкие границы, сказать о необходимом для поступления балле. Преподаватели могут лишь посоветовать, основываясь на результаты прошлых годов. Это происходит потому, что итоговая проходная оценка зависит от отметок в аттестате и по экзаменам конкретных поступающих; для каждого года – индивидуально. Именно поэтому так важно сдать тесты по указанным выше дисциплинам на «отлично».

Основная задача бакалавров этой специальности – изучение географии и ее разделов, а также использование данной науки на практике. Это и проектирование, и производство, и контроль, и администрирование и другие «формы» работы. Хозяйственное и административное управление, государственное и территориальное планирование, предпринимательская деятельность не обходятся без географических знаний. Каждый из нас ездит отдыхать хотя бы раз в несколько лет. И этим самым отдыхом тоже занимаются географы, специалисты по туризму.

Сроки обучения

Срок подготовки бакалавра по специальности «География» составляет четыре-пять лет в зависимости от выбранной формы обучения. «Очники» обучаются четыре года, любители других форм обучения (заочная, дистанционная, вечерняя, смешанная) – пять лет.

О специальности

Особенность данной специальности состоит в том, что она предоставляет студентам возможность изучать дисциплины различных циклов: от естественно-научного до социально-экономического. По мере обучения географы обучаются всему необходимому для участия в разнообразных дальних практиках, конференциях и научных исследованиях.

Лучше всего данная специальность подходит тем, кто увлечен науками о Земле, интересуется географией, однако еще не определился с конкретным направлением. Программа бакалавриата по географии включает в себя все важные разделы этой науки, позволяет ознакомиться с ними всеми в равной степени. Даная особенность предоставляет отличную возможность получить предложения от самых разных учреждений по разнообразным профессиям в будущем.

Учебный план и изучаемые дисциплины

Как и студенты, обучающиеся другим направлениям, будущие географы изучают дисциплины различных циклов, а именно: высшую математику, химию, политологию, правоведение, физику, информатику, иностранный язык, философию, экономику, социологию и т.д.

Естественно, не обходится и без профильных предметов. Как уже говорилось, специальность «География» «многопрофильная», она готовит специалистов в самых разных областях. Нужно быть готовым разбираться во всех разделах географии, а также к сдаче большого количества экзаменов. Студенты, которые предпочли данное направление как профильные предметы учат:

Получаемые навыки

Итак, помимо общих знаний во всех областях географии, вы также получите навыки:

Професии, связанные с географией: кем и где работать?

Бакалавриат по специальности «География» сулит неплохие возможности. Как минимум, вы можете продолжить обучение в магистратуре сразу на нескольких специальностях. Это отличный выбор для тех выпускников, которые желают связать свою жизнь с научной деятельностью. Более того, можно также пойти преподавать в школы, училища или колледжи.

Что касается трудоустройства, то здесь еще больше вариантов, Вы можете работать в:

Что касается зарплаты, то здесь трудно сказать однозначно. Минимум составляет 20-40 тыс. руб. – так зарабатывают сотрудники научно-исследовательских институтов или учебных заведений. Что касается представителей других направлений, то их «награда» за работу куда выше и зависит от конкретной должности (или хотя бы отрасли).

Выпускник сможет трудоустроиться:

Источник

Географическое образование

Полезное

Смотреть что такое «Географическое образование» в других словарях:

географическое разделение труда — исторически сложившаяся и меняющаяся во времени специализация географических таксонов различного ранга (городов, районов, государств и их объединений) на тех или иных видах экономической деятельности. Зависит от природных условий и естественных… … Географическая энциклопедия

Образование Древнерусского государства с центром в Киеве — Значение периода с VI по IX в. в истории восточного славянства В истории средневековой Европы до X в. было два момента, когда судьбы славян вошли в особенно тесное соприкосновение с судьбами других европейских народов и государств. Первый раз это … Всемирная история. Энциклопедия

Естественнонаучное образование — имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др. Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Русское географическое общество — (РГО) одно из старейших географических обществ мира. Важнейшая задача Русского географического общества объединить людей, неравнодушных к природе Родины. Общество основано в Санкт Петербурге по повелению императора Николая I, который 18 августа… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Королевское географическое общество — (совместно с Институтом британских географов) Основано 1830 Аббревиатура RGS IBG Покровитель Елизавета II Президент Сэр Гордон Конвэй Местоположение Кенсингтон, Лондон, Великобритания Количество членов 15,000 Веб сайт … Википедия

Королевское Географическое Общество — (совместно с Институтом британских географов) Основано 1830 Аббревиатура RGS IBG Покровитель Елизавета II Президент Сэр Гордон Конвэй Местоположение Кенсингтон, Лондон, Великобритания Количество членов … Википедия

Дошкольное образование в Великобритании — Дошкольное образование относится к детям в возрасте от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет в Англии и Уэльсе и 4 в Северной Ирландии). Содержание 1 Историческая Справка 2 … Википедия

Национальное географическое общество — Эта статья об организации. См. также National Geographic. Национальное географическое общество National Geographic Society … Википедия

Безымянское муниципальное образование (Энгельсский район) — Безымянское муниципальное образование Страна … Википедия

Источник

Какие предметы изучают на геофаке

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Профессий, связанных с географией, довольно много, и они очень разные. А всё потому, что данная дисциплина охватывает очень широкие области знаний: как естественно-научные, так и социально-экономические.

Какие же предметы входят в учебную программу географического факультета и позволяют сформировать у будущих специалистов столь широкий кругозор? Вы узнаете из нашей статьи.

Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс, чтобы первыми получать свежие новости из мира образования. И заглядывайте в специальный Telegram-канал, в котором мы собираем актуальные акции и скидки.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Географическая наука в вузах России

Специальность «География» представлена в 55 российских университетах. Среди них ведущие вузы страны:

Чтобы разобраться, что же изучают на геофаке студенты всех специализаций, мы решили посмотреть образовательную программу географического факультета МГУ. Здесь на 15 научных кафедрах обучают географов разных направлений подготовки.

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Диплом географического вуза станет преимуществом, если вы хотите работать в туризме

Что изучают на географическом факультете

Университетская образовательная программа для географов разрабатывается таким образом, чтобы будущие специалисты получили не только теоретические знания по всем направлениям, но и практические навыки. Это им поможет в дальнейшем успешно пройти геологические практики и экспедиции и определиться с более узкой специализацией, чтобы глубже исследовать интересующую область.

Для формирования таких фундаментальных навыков нужен основательный подход. Поэтому все предметы на географическом факультете разделены на четыре блока:

Гуманитарные дисциплины

География — это не только наука о природных явлениях, но и о человеке и его деятельности, поэтому все студенты естественно-географического и других профилей в обязательном порядке изучают гуманитарные дисциплины. Это позволяет сформировать широкий кругозор, понимать основы, на которых базируются академические знания, развивать критическое мышление и другие полезные soft skills. Среди них:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Фундаментальные естественные дисциплины

Естественные науки очень важны для любого географического направления. Ведь это необходимый инструментарий, который позволяет исследовать проблемные вопросы, решать профессиональные задачи и приходить к точным выводам. Поэтому изучение фундаментальных дисциплин всегда входит в образовательную программу географического факультета. Давайте перечислим некоторые естественно-научные предметы из этого списка:

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Часто географию выбирают люди, влюблённые в красоту природы

Фундаментальные общепрофессиональные дисциплины

Изучение разных разделов географии позволяет студентам получить нужный уровень знаний, теоретическую и практическую подготовку, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее привлекательную специализацию. Какие же предметы относятся непосредственно к географическому профилю знаний? Среди них:

Специализированные курсы по профилю подготовки

Помимо общеобразовательных и профильных предметов студент должен посещать специализированные курсы в рамках выбранного направления. Это помогает будущим географам погрузиться в нюансы будущей профессии и понять, насколько они готовы двигаться в этом направлении дальше.

Практические занятия на геофаке

Важная составляющая учебного процесса на географических факультетах — это полевые и научно-производственные практики. В МГУ имени М.В. Ломоносова они занимают более 25% от общего объёма всех занятий. Как правило, такие экспедиции проводятся летом на учебных базах или профильных предприятиях.

Студенты географических вузов могут отправится на практику не только в разные уголки нашей необъятной родины, но и за границу. А материалы, которые удастся собрать во время исследовательской экспедиции, часто становятся основой для написания курсовой или дипломной работы географии.

Практики по каким направлениям точно ждут студентов-географов:

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Географ может легко и быстро найти даже самую крошечную страну на глобусе

Прежде чем поступать в университет на географический факультет, уточните, по какой учебной программе проходит обучение и какие предметы оно включает. Это позволит изначально оценить возможные перспективы для профессионального развития и лучше подготовиться к вступительным экзаменам.

А если понадобится помощь в учёбе и написании разных видов работ по любым предметам, в том числе и контрольных по географии — смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Что изучает география высшего образования

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

ВЫСШЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Что изучает география высшего образования. Смотреть фото Что изучает география высшего образования. Смотреть картинку Что изучает география высшего образования. Картинка про Что изучает география высшего образования. Фото Что изучает география высшего образования

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение. География играет особую роль в жизни каждого гражданина, общества и государства в целом. Подразделяясь на различные виды, географическая наука особо выделяет социально-экономическую географию, которая, в свою очередь, состоит из отраслевых блоков: политическая, юридическая, историческая и др., выделенные согласно принципам научной классификации, но существуют и управленческие науки, изучающие процессы управления населением на определенных территориях: государствах, регионах, муниципальных образованиях. Считаем, что в существующую классификацию отраслей географической науки должна быть включена управленческая география, которая является, на наш взгляд, одной из важнейших отраслевых блоков социально-экономической географии. Роль и значение управленческой географии недооценено по ряду объективных и субъективных причин.

Управленческая география, находясь на стыке различных дисциплин, имеет тесные связи со многими общественными науками, в первую очередь – с теорией управления, историей, основами государственного и муниципального управления, региональной экономикой и управлением, туризмом, геополитикой, международным, государственным, муниципальным правом, что сделает её в случае включения в действующую классификацию географических наук, довольно интегрированной в общественную и научную жизнь. В то же время, управленческая география, войдя в систему географических наук, будет иметь целью изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов управления и взаимосвязей между элементами систем управления территориальными объектами, историю их возникновения и развития. Управленческой географии, на наш взгляд, необходимо войти не только в систему географических наук, но и следует занять достойное место в системе управленческих наук.

Укрепление межгосударственных, межрегиональных и межмуниципальных отношений, конечно же зависит от внешнеполитических факторов, но тем не менее это должно стать одним из направлений деятельности представителей высших должностей муниципальной и государственной службы.

Материалы и методы исследования. В основу исследования лег сравнительный теоретический анализ, анкетирование, обобщение научной литературы, анализ данных сети Internet.

Гипотеза: в России, как в стране богатой территорией, природными ресурсами, география и географическое образование должны быть наиболее развитыми, чем в странах с меньшей территорией таких, как Франция, Великобритания, Италия и т.д.

Цель – изучить структуру высшего географического образования в России и проблемы его развития и составить путеводитель по ВУЗам России, дающим географическое образование.

Задачи:

узнать о процессе становления высшего географического образования в России;

Сравнение высшего географического образования в России и странах Европы;

Узнать о роли социально-экономических направлений географии в управлении страной;

Выяснить, в каких вузах страны можно получить географическое образование социально-географической направленности.

Почему я выбрала данную тему. Ещё будучи в 9 классе, я заинтересовалась социально – экономическим направлением в географии, значением географии в управлении городами, регионами, странами. И решила, что буду обучаться в Калужском Государственном университете имени К.Э. Циолковского, но к сожалению в 2013 году университет отказался от направления подготовки География, направленность «Региональная политика и территориальное проектирование», и в 2016 г. по направлению подготовки Педагогическое образование открывается профиль «География и иностранный (английский) язык» (бакалавриат). Я была вынуждена искать другие университеты Центрального региона, в которых я смогла бы приобрести образование в интересующем меня направлении.

Обзор литературы.

За информацией по интересующей вопросу я обратилась к поисковой системе Интернета. На мой запрос «Высшее географическое образование в России» Яндекс выдал 17 млн. ответов, но в этих статьях говорилось о проблемах образования или истории вопроса. На сайтах ведущих вузов страны я нашла интересующую меня информацию в разделах «Абитуриентам». При сравнении высшего географического образования в России со странами Европы удалось найти только одну статью в издании МГУ «Вестник Московского университета» №1 за 2015 год Алексеевой Н.Н., Климановой О.А., Наумова А.С. «Сравнительный анализ высшего эколого-географического образования в России и странах зарубежной Европы».

Основное содержание.

Процесс становления высшего географического образования России.

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом университетов 1804, по которому на словесных факультетах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства.

Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, учебные

курсы географии были «подсобными» при подготовке историков и филологов. В странах Западной Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в конце 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению, в Германии — по геоморфологии, общей географии, сравнительному землеведению, географии населения. Значительное влияние на развитие географического образования в высшей школе оказал немецкий географ А. Гумбольдт. Французский географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе специальное высшее учебное и научное учреждение — географический институт. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе военного ведомства. В 1863 в русских университетах были созданы кафедры физической географии, в 1884 — кафедры географии и этнографии. В связи с этим в учебные планы университетов был введён ряд географических дисциплин — общая физическая география, география России, география материков, антропогеография, этнография, история географии и др.

Положение высшего географического образования резко изменилось после Великой Октябрьской революции. В 1918—25 в Петрограде работал Географический институт (ВУЗ), при котором в 1922 был создан научно-исследовательский институт географии, в 1923 такой же научно-исследовательский институт учрежден при Московском университете. К конце 20-х гг. в университетах радикально перестроены учебные планы и программы географических специальностей, особенно экономической географии; введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоятельные географические отделения, а затем географические и геолого-географические факультеты университетов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих географические факультеты, возникали новые кафедры. Типовая структура географических факультетов в университетах СССР включала специальности: физическая география, экономическая география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография. В СССР географов готовили университеты и педагогические институты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами географического образования являлись Московский, Ленинградский,

Киевский университеты и педагогические институты. В некоторых университетах имеются геолого- и географо-биологические факультеты. Студенты университетов на первых курсах получали широкую общегеографическую подготовку, на старших курсах изучали цикл специальных (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходили специальную практику (геологическую, геодезическую, комплексно-географическую в научно-исследовательских институтах, школах, экспедициях и др.), выполняли и защищали курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдавали государственные экзамены по общественным дисциплинам. Подготовка географов в педагогических институтах строилась без подразделения на узкие специальности. Значительное место отводилось изучению педагогических дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и педагогической практике. Многие педагогические институты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биологические, естественно-географические факультеты), истории и географии и др. В учебных планах всех педагогических институтов также предусмотрена практика полевая на учебных базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на географических специальностях 4—5 лет. В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск около 1,6 тыс. специалистов) и 77 педагогических институтов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск — 6,2 тыс. специалистов, в том числе около 300 с двумя специальностями), приём на географические факультеты (отделения, специальности) около 10 тыс. чел. Значительное место занимали специальные географические дисциплины в учебных планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних специальных учебных заведениях (топографических, гидрометеорологических, с.-х. и др.). В вузах, а также в АН СССР и в Академии педагогических наук СССР имелась аспирантура, в которой готовили научные и научно-педагогические кадры по географическим наукам. В наше время Российское географическое образование находится в глубоком кризисе: за последние 6 лет количество сдавающих географию и выбирающих географические ВУЗы резко снизилось: в 2009 году только по Калужской области географию сдавали 160 человек, а с 2010 года количество сдавающих резко снизилось до 60, в 2011 году – 25 человек. (Приложение 1)

Сравнение высшего географического образования в России и в странах Европы.

структура высшего географического образования в России, примеры университетов, дающих географическое образование

Когда я стала выбирать ВУЗы в Центральном регионе Российской Федерации, то обнаружила, что в России всего лишь 54 ВУЗа, готовящих по специальности «География». И я решила посмотреть, как дело обстоит в странах зарубежья, и заметила, что в странах Европы управленческая и социально – экономическая география, более развиты, чем физическая география, чего нельзя сказать о нашей стране. Чем же это обусловлено? Как происходит процесс образования в других странах?

Географическое образование в России осваивается на 3 ступенях (на примере Калужского Государственного университета имени К.Э. Циолковского):

Бакалавриат – 4 года обучения (5 лет обучения – специалитет) включает в себя:

комплексные экспедиционные и камеральные исследования по проблемам развития городов и территорий различного уровня,

проведение географических и экологических экспертиз и диагностики проектов различного типа

академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

проектные, изыскательские, производственно-экономические, маркетинговые, аналитические, экспертные, консалтинговые отделы, центры, бюро, департаменты и службы организаций;

Федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральные агентства по недропользованию, водных ресурсов, лесного хозяйства, Федеральная Служба по надзору в сфере природопользования, другие природоохранные ведомства и учреждения);

Федеральные и региональные учреждения Министерств и ведомств РФ, включая подведомственные им Федеральные службы и агентства (Министерства РФ: регионального развития; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий; экономического развития; транспорта; сельского хозяйства;

труда и социальной защиты; образования и науки; Федеральное агентство по туризму; Федеральная миграционная служба);

органы власти и управления Федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований;

образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также просвещения населения.

Аспирантура – 3-4 года обучения – включает в себя:

решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.

Сравнение российского географического образования с географическим образованием стран Европы

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. Крупными центрами являются старейшие университеты — в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Французская и испанская модели демонстрируют высокую степень унификации подготовки; специализация формируется только на двух последних годах обучения за счет курсов по выбору. Французский географ готовится как специалист

широкого профиля; предусмотрена сдача квалификационного экзамена, что позволяет выпускникам-географам преподавать курс географии и истории в средней школе.

Компания QS представляет ежегодно рейтинги высшего географического образования университетов по отдельным дисциплинам. В этом рейтинге представлены из 50 28 университетов Западной Европы: 18 университетов – британские, 4 из которых занимают первые места. Вообще, в данном рейтинге представлено много англо – язычных стран: США, Канада, Австралия и т.д. Несколько университетов немецких, японских, 1 университет – китайский. Россия не входит в этот рейтинг.

Вот несколько причин:

Замкнутость российского образования, его изоляция

Оценка таких критериев как: публикационная активность преподавателей, работа иностранных лекторов, трудоустройство выпускников

Академические показатели: соотношение преподавателей и студентов и т.д.

Можно сделать вывод о том, что высшее географическое образование англо – саксонских стран становится доминирующим. (Приложение 2.)

Если мы посмотрим на некоторые сравнения, то можем заметить, что принципиальное различие заключается в соотношении семинары/лекции. В России высока доля пассивного изучения выбранных предметов. В странах Европы лекции достаточно редкое явление в образовательном процессе: студент может прослушать от 3 до 8 лекций за весь цикл обучения. Высшее географическое образование в Европе основано на самостоятельном изучении географических дисциплин. Совершенно различны подходы к практикам. В России огромны полевые сезоны: от 2 до 10 месяцев. Также в России не развиты программы обмена. (Приложение 3.)

А теперь обратимся к подробной характеристике.

Великобритания. Курс географии читается в Оксфорде с 1886 г., в Кембридже — с 1888 г. До конца ХХ в. география в этой стране рассматривалась как комплексная область, интегрирующая природную и социальную ветви; тематика исследований определялась интересами и возможностями университетов. В наше время география и науки об окружающей среде преподаются в 80 университетах Великобритании, где преподаются более 1400 соответствующих программ; общее число студентов географов и экологов в стране превышает 30 тыс., еще 3000 человек учатся в магистратуре и аспирантуре.

У университетов Великобритании сложная организационная структура: в составе факультетов существуют географические школы и департаменты. Также структурные научно-исследовательские единицы представлены институтами, центрами, лабораториями. Например, на факультете географии в Кембридже существует несколько междисциплинарных исследовательских групп (“Население, здоровье и история”, “Экологические системы и процессы” и др.) с участием преподавателей, научных сотрудников,

докторантов; на их семинары приглашают студентов.

Выпускникам различных программ бакалавриата присваиваются степени бакалавра наук и искусств.

Так, в Школе археологии, географии и окружающей среды Университета Рединга реализуются 5 программ: по физической географии, социальной географии, комплексная программа по обоим направлениям, программа по устойчивому развитию и программа по окружающей среде.

В Университетском колледже Лондона существуют международные программы подготовки бакалавров по географии, предусматривающие обучение на последнем году во многих университетах мира (от Франции и Швеции до Австралии и Сингапура). В бакалавриате студенты получают широкую междисциплинарную подготовку и одновременно овладевают специальными знаниями в области географии и экологии.

Италия. География как самостоятельное направление существует в итальянских университетах с 70-х гг. XIX в. В то время в Италии был очень

велик разрыв между социальной и физической географией. Этому во многом

способствовала популярность работ П. Видаля де ла Бланша и других французских географов, которые уделяли гораздо большее внимание проблемам общества, нежели особенностям природы. Положение стало меняться со сменой парадигм в мировой географической науке в 70-е гг. ХХ в.В это время в Италии, вслед за другими странами, получили распространение новые направления географических исследований: количественная география, марксистская география, география восприятия (когнитивная география), гуманитарная география. В Италии, как в одной из первых стран, была создана образовательная программа, ориентированная на изучение проблем здоровья населения и организации здравоохранения – медицинская география.

В настоящее время обучение по географическим специальностям в рамках трехлетних программ очного обучения ведется всего в 5 университетах Италии: Сапиенца (направление “Географические науки”), Габриэле д’Аннунцио (направление “Территориальный анализ”); Флорентийском (направление “География человека и организация территории”); Миланском (направление “Гуманитарные науки, изучающие окружающую среду, территорию и ландшафт”) и Генуэзском (направление “Географические науки: территория, туризм, культурный ландшафт”). Докторантура по специальности “Физическая и экономическая география” сохранилась только в Университете Падуи, где есть три подразделения, в той или иной степени относящихся к географии: 1) наук о земле, 2) исторических, географических наук и изучения античности, 3) изучения территории, сельскохозяйственных и лесохозяйственных систем. Но в этом университете нет географического бакалавриата, а единственная географическая программа в магистратуре — “Местное развитие”.

Выводы по сравнению:

— Россия, как и ведущие европейские страны (Великобритания, Германия, Франция), имеет сложившуюся систему высшего географического образования, выстроенную на классических традициях, что составляет ее несомненное достоинство и хорошую базу для дальнейшего развития. Вместе с тем для российских вузов — по сравнению со многими рассмотренными зарубежными университетами — характерны бόльший консерватизм форм преподавания (преобладание лекций) и пока еще слабая восприимчивость к запросам общества и потребностям студентов.

Заключение. Безусловно, каждая страна нуждается в хороших управленческих кадрах и в их большом количестве. Как нам уже известно, в странах Европы существуют университеты с факультетами социальной и экономической географии. Развитие высшего географического образования в странах зависит от востребования географических кадров.

Таким образом, в небольших странах Западной Европы физическая география, как правило, практически не востребована по причине недостатка природных ресурсов. Но в этих же странах широко развита социально – экономическая география. В России же всё наоборот. Из – за огромной территории нашей страны мы должны уделять огромное внимание подготовке специалистов в сфере физической географии, но не забывать о социально – экономической. По моему мнению, необходимо развивать высшее географическое образование, привлекать выпускников в географические ВУЗы, предоставить места работы после окончания университета в зависимости от направленности обучения.

Также нужно преподавать географию и в университетах, подготавливающих работников высших органов власти, ведь география очень важна и в этой сфере..

Самым ярким примером неразумного использования земель, принадлежащих России стала продажа Аляски императором Александром II в 1867 г. за 7,2 млн долларов. В то время не были разведаны месторождения полезных ископаемых (например, золота (с тех пор с Аляски вывезено более 1000 т золота), сделавших эту землю значительно дороже цены продажи. Из-за неразвитости Российского географического образования Россия потеряла столь ценные земли для своего развития.

Также в 1956 году между Н.С. Хрущевым и Итиро Коно – членом японской делегации состоялась встреча, в которой решался вопрос о передаче Малой Курильской гряды. Хрущев обещал возвратить Японии эти земли, не осознавая их значения. Этот пример подтверждает то, что знание географии очень важно не только в освоении новых земель и разумном использовании природных ресурсов, но и в управлении страной.

География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики.

Качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике.

Большая Советская энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78467/Географическое

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *