Что изучает география россии как наука
Сформулируйте, что изучает география России как наука.
Экономическая география изучает территориальную организацию человеческого общества.
Только география дает наиболее полные знания о природе, населении и хозяйстве того или иного региона нашей страны и мира в целом, она помогает прогнозировать и моделировать, те изменения природы, которые вызываются хозяйственной деятельностью людей. Без учета особенностей природы и населения нельзя определить политику развития региона. География обеспечивает контроль над состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу, дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.
На нашем географическом сайте собраны сведения о практически всех странах нашего мира: условия природы, хозяйственные характеристики, описание событий истории, численность населения, политическое устройство, столицах и крупнейших городах; представлены политические и физические карты, карта России, схемо-карты и расцветка флагов.
Материалы по изучению стран мира удобно разбиты по материковому принципу, отдельно выделены все части света: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Европа, Азия, Австралия и Океания, Евразия, Антарктида. Подробно описан Мировой океан и все его составляющие: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан и Северный Ледовитый океан, по каждому морю написана отдельная статья, представлены для изучения все крупнейшие реки мира. Отдельными статьями представлено изучение экологии, леса, типов почвы, вулканы, полезных ископаемых, понятие климат, описание климатических поясов Земли. Большой раздел описывает нашу родину – Россию: климатические зоны России, географическое положение России, агроклиматические ресурсы России, крупные природные районы России.
Сайт будет полезен школьникам в качестве дополнительного материала при изучении географии в классе, подготовке рефератов и докладов по разделам атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера.
. «Введение. Что изучает География России. Население и хозяйство». 9 класс.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1 . «Введение. Что изучает География России. Население и хозяйство». 9 класс.
обучающая: сформировать задачи курса экономической и социальной географии России; показать значение науки, как науки, в изучении окружающего мира; развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с источниками информации;
воспитательная : прививать патриотические чувства к своей Родине.
1. познакомить с названием курса географии 9 класса;
2. узнать, что изучает экономическая и социальная география;
3. познакомить с основоположником экономической и социальной географии;
4. познакомиться с содержанием учебника и его структурой;
5 узнать, какие задачи выполняет география?
6. повторить материал 8 класса географии.
Оборудование: Физическая и политико – административная карты Российской Федерации, у чебник, атлас, тетради.
Тип урока : комбинированный.
I. Организационный момент.
Приветствие, настрой на работу.
Здравствуйте ребята! Я поздравляю вас с началом учебного года и желаю Вам успехов в новом учебном году.
Тема сегодняшнего нашего урока. “Введение. Что изучает География России. Население и хозяйство».
— Это одна из древнейших наук, которая в разные периоды времени играла неодинаковую роль, вначале это носило чисто описательный и познавательный характер.
Вопрос: А чем занимается современная география и в чем её значимость для вас?
III. Актуализация и целеполагание.
— Вспомните, что мы изучали по географии России в прошлом учебном году? Назовите их? (реки, озёра, моря, равнины, горы. особенности природы).
— А как называется география, которая занимается изучением природы? (Физическая).
Курс географии 9 класса называется экономическая и социальная география России (население и хозяйство).
— Назовите синоним слова “социум”? (общество)
— Как вы думаете, чем занимается экономическая и социальная география?
— А как называется география, которая занимается изучением размещения населения и его хозяйственной деятельностью?( Экономическая)
Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число. Тема урока: “Введение. Ч то изучает География России. Население и хозяйство ”.
Заниматься в этом учебном году мы будем по учебнику «География России. Население и хозяйство», авторы В. П. Дронов, В. Я. Ром.
Помимо учебника на уроках нам будут необходимы атласы, к\к, тетрадь.
-Запишем в тетрадь значение понятия экономической и социальной географии. (Экономическая и социальная география – это наука, изучающая развитие и размещение население и его хозяйственной деятельности).
Экономическая и социальная география – это общественная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский. Запишем
-Основатель экономической и социальной географии, советский географии Н.Н. Баранский.
Чтобы успешно работать с учебником, нужно знать, как он построен.
Работа с учебником. ( Откройте учебники на странице 4).
Каждый параграф начинается со вступительного текста, содержащего его главную идею. Темы и параграфы включают определения и географические названия, которые нужно запомнить, выделены мелким шрифтом.
Текст в учебнике тесно связан с картами, схемами, рисунками, таблицами. При изучении материала по теме их нужно внимательно рассмотреть и проанализировать, поскольку они не только дополняют, но и заменяют текст учебника.
Завершают каждый параграф “Вопросы и задания’. Ответив на вопросы и выполнив задания, вы определите, насколько хорошо вы усвоили материал нового урока.
При ответе на эти вопросы рекомендуется обращать внимание на приложение в конце учебника.
На с. 277 – 280 вы найдёте краткий словарь терминов.
А сейчас рассмотрим, какие задачи выполняет наука география. 1.(На протяжении многих веков наука география собирала сведения и описывала вновь открываемые земли).
Современная же география занимается не только описанием, но и объяснением, прогнозированием, управлением и правильным размещением хозяйственных объектов. Итак, современная география должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять прикладные задачи.
VI. Закрепление изученного материала.
1).Что изучает экономическая и социальная география России?
2). Кто является основателем экономической географии России?
3).Какие задачи решает современная география?
4).Какие цели и задачи вы ставили перед собой на сегодняшний урок географии? Как они реализованы?
V . Домашнее задание стр. 3-4, принести атлас с к\к.
Работы у географов по-прежнему много: чем занимается сейчас одна из древнейших наук о Земле
По инициативе Русского географического общества с 2020 года в нашей стране отмечают День географа. История географической науки восходит к древним египтянам и античным грекам. За пять с лишним тысяч лет человечество успело детально изучить свой общий дом, и некоторым нынешним «недорослям» сложно понять, для чего нужна география, если давно существуют не только извозчики, но и сервисы «Яндекса». О современном состоянии и задачах одной из самых «заслуженных» сфер познания Земли рассказал в беседе с РГО доктор географических наук, член-корреспондент РАН, декан географического факультета МГУ имени Ломоносова Сергей Добролюбов.
— Сергей Анатольевич, чем занимаются географы в наш век, когда многим кажется, что всё на Земле давно открыто, описано и нанесено на карты?
— То, что мы называли географическими открытиями, почти закончилось. Но наука, и география в частности, не просто перечисление фактов: здесь есть остров, сюда впадает река. Это — закономерности, почему так получилось. География как раз исследует закономерности пространственной организации природных, природно-социальных, социально-общественных систем.
dobrolubov2.jpg
Конечно, очень сильно изменились методы географии и возникли новые тенденции, которых раньше не было, даже в XX веке. Это некая интеграция тех наук, которые мы называем географическими. Пошла «экологизация», человек гораздо больше стал задумываться о том, почему изменяется климат, изменяются компоненты природной среды, происходит её загрязнение, какие факторы, в том числе природные, приводят к ухудшению здоровья населения. Всё это — ответ на влияние человеческой деятельности на природную среду.
Чтобы говорить об оценках воздействия на природную среду, нам нужно много междисциплинарных характеристик. Раньше оценки делали в рамках отдельных наук — в географии есть гидрология суши, ландшафтоведение, география почв, океанография как часть океанологии, климатология и другие дисциплины. Междисциплинарный характер воздействий человека на природную среду требует комплексных подходов. Это экологические экспертизы проектов, влияния различных природных и антропогенных явлений на природу, социум и экономику.
na_severnom_sklone_hr._daneduk_v_rayone_veduchi.j_avtor_foto_kolbovskiy_e.yu_._.jpg
Кроме того, произошли серьёзные технологические изменения. Наука начинается тогда, когда есть цифры, есть количественные критерии. Раньше география страдала от того, что их было мало, было трудно достать информацию. Сейчас процесс получения информации вышел на новый уровень. В первую очередь это дистанционное зондирование при помощи спутников, а теперь ещё и беспилотных летательных аппаратов. Абсолютно новый уровень оценки информации о природной среде, температуре, содержании того или иного элемента с помощью всевозможных зондов, сенсоров. Новый уровень возможностей и точности приборов, которые дают нам, к примеру, значения концентрации природных элементов, загрязнений. Данные сейчас могут поступать в режиме онлайн, непрерывно. И компьютерная обработка, моделирование, которое всегда было в гидрометеорологии, но в другие географические науки проникало с трудом. Сейчас моделирование вышло на более широкий уровень. Это так называемое моделирование Земной системы: биохимические циклы внутри географической оболочки, потоки аэрозолей, течения в океане. Поскольку компьютерные модели развиваются уже на более высоком уровне, мы выходим на прогноз. Причём не на одну или две недели, а прогноз на десятилетия.
Долгосрочными прогнозами занимается, к примеру, Межправительственная группа экспертов по изменению климата. Неделю назад вышел новый обзор, над которым работало большое количество людей, связанных с географическими науками. И это как раз описание воздействия на природную среду в ближайшие десятилетия на основе ансамбля прогностических моделей.
— Получается, что у географов работы по-прежнему много?
— Много. Мы не забываем, что география состоит из множества наук. Это мы ещё про общественную географию не начали говорить. А ведь был не так давно доклад Всемирного банка, в котором дали прогноз, что могущество стран будет определяться в том числе и географическими факторами. Это тоже очень важный аргумент. Поэтому всё, что связано с общественной географией, тоже очень важно.
Это всевозможные вопросы, связанные с прогнозированием изменений в размещении экономики, какие-то большие инновационные инфраструктурные проекты, к примеру арктические. Их влияние и на природную среду, и на экономическую ситуацию.
Очень активно в последние десятилетия развивается рекреационная география. Проектирование рекреационных территорий, так называемая туристская дестинация — куда повезти людей на отдых. Это тоже задача географии. И она, кстати, сейчас активно решается в Арктике. В том числе за счёт отдыха на судах. Мы понимаем, что гостиницы строить дорого, а судно можно пришвартовать, на нём возить в очень интересные места и размещать туристов.
n.l._frolova_gornaya_praktika_gidrologov_v_shvecii.jpg
— Можно ли назвать географию структурной наукой, которая пронизывает все сферы деятельности человека?
— Безусловно! Особенно хорошо мы понимаем это сейчас, когда у каждого в руках мобильный телефон с глобальным позиционированием. У нас очень много вещей завязано именно на пространственное расположение того или иного объекта. Начиная с простой навигации для пешехода или для машины и кончая информацией, которая нужна каждому из нас. О загрязнении воздуха, например. Человек болеет астмой, ему идёт личный прогноз для конкретного квартала родного города: ситуация со скоростью ветра, замутнённостью атмосферы. Вся спутниковая информация, полученная при помощи моделей, приходит к нему и говорит: «Пожалуйста, сегодня останьтесь дома! Дым от пожаров в Якутии достиг вашего города, если вы страдаете таким-то набором болезней, лучше сегодня вам не выходить».
— А сколько существует географических наук внутри самой географии?
— Оценить очень трудно. Принадлежат ли они географии или как-то с географией соприкасаются, тоже сказать трудно. Есть система естественных наук, наук о Земле. Она довольно большая: науки об атмосфере, науки об океане и так далее. Это мы говорим только о физической части географии. Вообще говоря, в отличие от всего мира, в России география преимущественно физическая. В других странах она в основном общественно-политическая и экономическая. Так сложилось у нас с советских времён. Были большие планы, связанные с освоением далёких территорий, поиском и использованием полезных ископаемых, надо было строить новые дороги, смотреть, как эти месторождения влияют на окружающую среду.
А экономическая география в России развита в меньшей степени, хотя есть прекрасные учёные. Вопросы, связанные с размещением производительных сил, с влиянием и стоимостной оценкой того или иного нового проекта, должны решаться.
ekspediciya_nso_na_valday_.jpg
— Когда я был студентом, на кафедру экономической географии зарубежных капиталистических стран был огромный конкурс. Попасть туда было очень сложно. Сейчас на геофаке МГУ 15 кафедр. Какая из них самая популярная?
— Этот год ещё не показательный, на географическом факультете ведь распределение по кафедрам после первого курса. А на первый курс набирают уже на направления. Я могу назвать несколько кафедр, куда конкурс почти всегда большой, когда на втором курсе начнут распределять. Это у нас как отдельное направление, картография и геоинформатика. Очень популярно и высокий конкурс. Последние годы очень хорошо идут в геохимию ландшафтов и географию почв — очень сильная кафедра, возглавляемая Николаем Сергеевичем Касимовым. Хорошо идут на экономическую географию не только зарубежных стран, но и России. Люди понимают, что у них будет работа, которая принесёт стабильный доход и позволит сделать карьеру. Очень хорошо идут в гидрологи суши. Они всегда при работе, большие договоры. Если человек хочет заниматься фундаментальной наукой на хорошем уровне с моделированием, с удовольствием идут на метеорологию и климатологию. Сильные ребята пошли, победители международных конкурсов. На мою кафедру океанологии тоже хорошо идут. Именно последние несколько лет очень нужны океанологи в прикладных работах. Определённые участки наших северных морей требуют постоянной работы и моделирования тоже. Но и ряд других кафедр тоже, в общем, очень востребованные. Если человек хорошо учится, он может устроиться на работу, и у нас более 70% выпускников работают по специальности.
Кроме того, практически треть студентов остаётся в аспирантуре. Московский университет отличается от академических институтов тем, что у нас очень большой приём в аспирантуру. И это хорошо! Это позволяет повысить свой уровень, защитить диссертацию и уже точно знать, что ты хочешь в этой жизни. При этом необязательно оставаться в фундаментальной науке. При выпуске порядка 130 человек 45 у нас набираются в аспирантуру. Это в разы больше, чем в любой академический институт. Там — меньше десяти.
den_pervokursnika2020_1.jpeg
— Как сейчас молодёжь относится к профессии географа? Считается она романтической?
— Понимаете, сейчас народ очень приземлённый, хотя есть, конечно, и романтики. Кто-то и на романтику клюёт, но в основном люди начинают спрашивать о том, сколько будут получать после окончания, где смогут работать, смогут ли ездить по зарубежным конференциям или устроиться в зарубежные лаборатории, чему научат и какие навыки пригодятся для последующей работы. Конечно, с советскими временами трудно сравнивать.
Но не будем забывать, что у нас теперь ещё есть и конкуренты — Высшая школа экономики открыла приём 30 человек в год и 15 человек берёт МГИМО, по-моему. Но большая часть победителей олимпиад первого уровня захотела учиться на географическом факультете МГУ, в том числе все победители международной олимпиады этого года, окончившие 11-й класс.
natalya_frolova_satino.jpg
— Геофак МГУ остаётся главной кузницей географических кадров?
— Да! Несравнимо по размерам. И потом мы понимаем, что на пустом месте труднее что-либо создать. Здесь есть кадры, есть лаборатории. В новое надо вложиться, найти место для практик, ведь треть учебного процесса в географии — практики. Сначала — общая учебная, потом — учебная кафедральная, потом — производственная практика, когда ты работаешь в какой-то конкретной организации.
Несмотря на то что у нас ковид, в этом году мы провели полноценную общую практику первого курса — два месяца на полигоне в Сатино в Калужской области. Ни одного случая заболевания, мы брали только привитых или уже переболевших. Те, у кого были отрицательные медицинские показания, примерно 7–8% студентов, остались в Москве и проходили альтернативную практику.
— Какие базы есть у географического факультета МГУ сейчас? Раньше были, например, в Карпатах и Крыму.
— В Карпаты, как вы понимаете, уже давно никто не ездит. У факультета есть пять баз. Это база Азау на Эльбрусе в Терсколе, это база в Хибинах в Кировске, это база в Красновидово на Можайском водохранилище, база в Сатино в Калужской области под Боровском, и ещё есть небольшая база на юге Архангельской области. Плюс к тому мы используем для практик и другие организации. На Беломорскую биологическую станцию очень активно ездит несколько кафедр. Кто-то, как океанологи, ездит в Геленджик в Южное отделение Института океанологии, кто-то базируется в общежитиях филиала МГУ в Севастополе.
Потом есть маршрутные практики, когда берётся автобус и в течение месяца люди едут по меридиану или куда-нибудь на Урал. Например, экономгеография России. Туристы и ряд других кафедр ездят за границу. Но в этом году это было страшно трудно. Максимум, что удалось, — поездка в Грузию и Белоруссию.
varvara_mironova.jpg
— Недавно в России отмечали День Каспийского моря. На Каспии МГУ не собирается восстанавливать базу?
— У нас была база в Туралях под Каспийском. В 90-е годы она была заброшена. Там не очень понятно, что будет. Летом можно кого-то привезти, а что будет остальные 11 месяцев? Инфраструктурно это сейчас очень тяжело поддерживать.
Какие-то наши экспедиции ездят и в Баку, и в Астрахань. Зимние экспедиции в Дагестане прекрасно проводятся. Я сам когда-то начинал свою деятельность на втором курсе, на кафедре океанологии с зимней экспедиции по Каспию в течение двух недель. Мне очень нравилось это. Тогда это было из Баку, сейчас тяжелее — это другое государство.
Что изучает география России
Урок 1. География 8 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает география России»
Курс «География России. Природа» изучает природные богатства и ресурсы нашей родины. В нём представлен общий обзор природы России, а также подробно охарактеризованы природно-территориальные комплексы страны. Особое внимание уделяется вопросу охраны природных ресурсов и экологическим проблемам. Следует помнить, что с давних времён природа и люди очень тесно связаны между собой. Именно хозяйственная деятельность населения кардинально изменила окружающую среду и существенно отразилась на самом существовании человека. Каждый образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт и хозяйственную деятельность людей. Изучив этот курс, вы сможете узнать о том, как исследовалась и осваивалась Россия, об особенностях её рельефа и климата. Ваш кругозор относительно вопроса о географическом положении России существенно расширится, а изучая отдельные природные комплексы страны, вы совершите увлекательное путешествие по её просторам.
Россия – это самое большое по площади государство мира. Огромная многонациональная страна отличается удивительно разнообразной природой. Суровая красота арктических островов и побережий сменяется живописными пейзажами лесной зоны; по бескрайним равнинам текут величавые реки; вершины высоких гор покрыты ледниками. Богата и разнообразна природа России. В стране можно увидеть и следы древних оледенений, и грозную силу современных вулканических извержений, и глубочайшее озеро мира – Байкал, и самое мелкое из морей в мире – Азовское, и самую большую по площади зону лесов, и самые плодородные чернозёмные почвы. О многих природных особенностях России можно говорить в превосходной степени, так, например, Байкал – самое глубокое озеро мира, тайга – это самый большой лес Земли, Ключевская Сопка – самый высокий вулкан Евразии и так далее. Величие и красота природы России вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание поистине выдающихся произведений искусства.
Курс «География России. Природа» состоит из трёх главных разделов: «Особенности природы и природные ресурсы России», «Природные комплексы России», а также «Человек и природа».
В первом разделе «Особенности природы и природные ресурсы России» мы поговорим об особенностях рельефа и климата России, рассмотрим водные, почвенные и биологические ресурсы этой крупнейшей страны мира. Благодаря изучению данного раздела вы узнаете, что более семидесяти процентов территории России занято равнинами и низменностями. Западная часть страны находится в пределах обширной Восточно-Европейской равнины, которая характеризуется чередованием низменностей и возвышенностей. К югу от Восточно-Европейской равнины, на границе Европы и Азии, расположена горная система Кавказ. Здесь находится самая высокая точка России – гора Эльбрус. Высота вершины – 5642 метра. А на полуострове Камчатка, который находится в северо-восточной части Евразии, расположен самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка. Высота вулкана – 4750 метров.
Огромная территория России славится разнообразными климатическими условиями. В субарктическом климатическом поясе страны крайне холодные зимы. Именно здесь, в селе Оймякон, отмечена самая низкая температура воздуха во всём Северном полушарии Земли – минус семьдесят две целых две десятых градуса по Цельсию. Оймякон также известен всему миру как один из «полюсов холода» на планете. По ряду параметров Оймяконская долина – это наиболее суровое место на Земле, где постоянно живут люди.
Россия – одна из наиболее водообеспеченных стран мира. Байкал – это самое большое пресноводное озеро, которое расположено в восточной части России, а также самое глубокое на нашей планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Его площадь – тридцать одна тысяча семьсот двадцать два километра квадратных. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем. На карте России более двух с половиной миллионов рек. Большая их часть – относительно небольшие, длина их не превышает ста километров. Но есть и такие реки, которые поражают своими поистине шокирующими размерами. Обь – это самая большая река в России. Длина Оби составляет пять тысяч четыреста десять километров. В устье река образует Обскую губу и впадает в Карское море.
Обская губа – это самый крупный залив Карского моря. Длина залива – более чем 800 километров, ширина – от 30 до 80 километров. В Карское море также впадает самая многоводная река России – Енисей. Длина реки составляет 3487 километров. Стоит отметить, что Енисей располагается в горах Южной Сибири, где основная часть территории покрыта сплошной тайгой.
Благодаря пространственным различиям животный и растительный мир России очень разнообразен. Большую часть территории России занимает тайга. Это самый большой по площади лес на Земле. Здесь обитают бурые медведи, бурундуки, соболи, лоси и другие.
Второй раздел курса – «Природные комплексы России». В ходе изучения этого раздела вы подробно познакомитесь с природой регионов России. Рассмотрим некоторые из них. Восточно-Европейская равнина – одна из крупнейших равнин земного шара. Простирается она от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей – до Чёрного, Азовского и Каспийского. Поскольку большая часть равнины расположена в пределах России, то она также известна как Русская равнина.
Кавказ – горная система России, которая расположена к югу от Восточно-Европейской равнины, в области перешейка между Чёрным и Азовским морями – на западе и Каспийским морем – на востоке. Урал – географический регион России. Он расположен между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. Длина системы – более двух тысяч километров, а ширина – от сорока до ста пятидесяти километров. У восточного подножья Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, которая, в свою очередь, впадает в Каспийское море. Западно-Сибирская равнина – крупный регион России. Она расположена на севере Азии и занимает всю западную часть Сибири: от Уральских гор – на западе до Среднесибирского плоскогорья – на востоке. Это самая обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. Одним из наиболее крупных регионов России является Восточная Сибирь. Здесь можно встретить и арктические пустыни, и сухие степи, и тайгу, и своеобразные высокогорные ландшафты. И, наконец, Дальний Восток. Этот регион занимает тридцать шесть процентов территории России. Почти на четыре с половиной тысячи километров протянулся российский Дальний Восток вдоль северо-западного побережья Тихого океана и до морей.
Третий раздел курса – «Человек и природа». Изучая его, мы подробно рассмотрим влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Вы узнаете, как воздействует человек на природу. Задумайтесь! С чем связано ухудшение экологической ситуации в России, да и в мире в целом? Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной. Промышленные предприятия, крупные города, инженерно-технические сооружения являются главными источниками экологической опасности в стране. Приведём примеры негативного влияния деятельности человека на природу. Сооружение плотин нарушает пути миграции рыбы; при добыче полезных ископаемых нарушается почвенный покров, загрязняются подземные воды. Экологическая ситуация в мире требует от человека изменить своё отношение к природе, в связи с чем первостепенное значение приобретает экологическое воспитание и образование. Об этом и многом другом мы с вами поговорим, изучая раздел «Человек и природа».