Что изучает география россии источники географических знаний
Конспект урока: ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (география, 8 кл)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний.
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.
Задание: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.
На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.
Учитель. Итак, что такое Россия?
Далее учитель приводит отрывок из воспоминаний Астольфа де Кюстина, который посетил Россию в 1839 году по приглашению Николая I, отмечая при этом, что иностранцы природы России не могут понимать.
Целесообразным будет сравнение со словами нашего соотечественника А. И. Ильина, отражающими диаметрально противоположное восприятие природы России.
«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов».
II. Получение новых знаний.
Объяснение роли географии в решении экономических, социальных и экологических проблем страны происходит в процессе диалога учителя с классом.
Необходимо познакомить с основными проблемами и задачами, решения которых прочно опираются на географическую базу (обострение проблем ресурсообеспеченности, охрана и преобразование природы; борьба со стихийными природными явлениями, их прогноз; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская география).
2. Затем учитель кратко характеризует методы географических исследований. Учащиеся фиксируют основные положения в тетради.
Тр адиционные методы:
4. Оставшееся время на уроке следует посвятить различным источникам географических знаний.
Учитель. Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.
Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.
Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.
Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт несколько заданий и вопросов:
1. Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от масштаба карты?
2. Для каких целей используют мелкомасштабные карты? Топографические карты? Туристические схемы?
3. Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? Докажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источники информации.
III. Подведение итогов урока.
Что изучает курс « География России »
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА УРОКА: Что изучает курс « География России »
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1) начать формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России;
2) рассказать об особенностях курса структуре учебника;
Методы и формы обучения: частично- поисковый и объяснительно- иллюстративный
Тип урока: изучение нового материала
Учебно-наглядный комплекс: карты России различного масштаба и содержания, справочники, книги, энциклопедии, карты.
Определение расстояний без непосредственных измерений
Измерение горизонтальных и вертикальных углов
Определение разницы высот точек земной поверхности
Определение направления магнитного меридиана
Измерение углов наклона
Измерение температуры: воздуха, воды, почвы
Регистрация и запись температуры в виде прямой
Измерение температуры воздуха и его влажности
Измерение атмосферного давления
Регистрация и запись давления воздуха
Определение направления и скорости ветра
Определение скорости ветра
Измерение количества атмосферных осадков
Регистрация продолжительности солнечного сияния
Измерение уровня воды
Определение направления и скорости течения
Взятие проб воды с различных глубин
Измерение глубины морей
Термины и понятия: компоненты природы России природные комплексы источники географических знаний
Имена: М.В.Ломоносов В.Н.Татищев В.А.Обручев А.Е.Ферсман
Справочно-информационный материал: приборы, применяемые в географических исследованиях
1.Организационный момент (1мин.)
Цель этапа: нацелить учащихся на урок, проверить их готовность к уроку
2.Рассказ учителя (10мин.)
Цель: познакомить учащихся с целями, задачами и особенностями курса географии
Основная цель географии в 8 классе – это подробное изучение особенностей природы, населения и тех отраслей хозяйства России, которые напрямую связаны с использованием природных ресурсов.
— Что называется природой?
— Какие компоненты природы вам известны?
— Как изменяются компоненты природы?
Для понимания природы необходимо связать все компоненты, то есть изучить взаимосвязанность их всех в природных комплексах.
Таким образом, этот учебный год будет посвящен изучению отдельных компонентов природы России и их взаимных сочетаний – природно-территориальных комплексов (ПТК).
Физическая география России изучает природу и природные ресурсы страны.
3.Фронтальная беседа (15мин.)
Познакомить со структурой учебника. Дать представление о значении географии в современной жизни, ее месте в решении хозяйственных проблем.
— Как построен курс географии 8 класса?
1) Структура учебника. Оглавление с.269
— Какие части курса, разделы, параграфы можно выделить?
— Найдите в учебнике приложения, статистический, информационный материал?
2) Анализ таблицы учебника:
— перечень видов данных;
— чтение, сравнение, анализ данных.
3) Дополнительные источники информации параграфов (схемы, рисунки, фото, графики, картосхемы).
-Какой вид информации является основным для каждого вида источника?
Схемы – взаимосвязь объектов. Рисунки, фотографии – внешний вид, внешние признаки. Графики – динамика развития. Картосхемы – расположение, размещение по территории.
4) Характеристика географических исследований.
Традиционные методы: статистический, картографический, исторический.
Новые методы: космический, диахронический (изучение истории географических объектов с момента его образования до настоящего времени), метод моделирования (искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях), исследовательский эксперимент (создание искусственных условий и их изучение), географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем)
Способы получения информации о природе: спутниковые наблюдения, аэрофотосъемка, датчик-автомат, корабли науки, экспедиции, стационарное исследование.
5) Беседа на тему «География в современной жизни человека»
— Какие хозяйственные проблемы позволяет решать география? (Планировать размещение объектов экономики: предприятий, заводов; осуществлять поиск месторождений полезных ископаемых; прогнозировать изменение численности и структуры населения)
— Почему география может дать полноценный прогноз, связанный с хозяйственной деятельностью человека? (Потому что география рассматривает хозяйственную деятельность человека в комплексе с природой, с трудовыми ресурсами)
— Назовите русских ученых, внесших свой вклад в исследование и описание природы России. (М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, В.А. Обручев и другие)
4. Индивидуальная работа учащихся с атласом (10 мин.)
Цель: познакомить учащихся с основными географическими источниками знаний
Знакомство с атласом. Характеристика отдельных карт по масштабу, содержанию, охвату территории, чтение легенды карт.
5. Подведение итогов (3 мин.)
Цель: обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
— Что означает комплексный подход к изучению природы?
— Как можно на практике применить знания о природе России?
— Перечислите основные источники географических знаний.
6. Домашнее задание (1 мин.)
Цель: разъяснить содержание домашнего задания
Введение, с.3. Провести анализ газеты (Географические объекты, города России; их положение на карте; хозяйственное значение)
Компоненты природы: рельеф, климат, внутренние воды, растительность, почвы, животный мир, человек и его хозяйственная деятельность
Задачи географии: описание, объяснение, предсказание, управление, создание новых объектов
Ломоносов М.В. (1711-1765) – ученый, энциклопедист. Основатель Московского университета. Придавал большое значение развитию географических знаний о природе России. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Ему принадлежат слова: «…Россия прирастать будет Сибирью…»
Обручев В.А. (1863-1956) – ученый географ и геолог. Внес вклад в изучение природы и геологического строения Евразии, особенности Сибири, Центральной и Средней Азии. Автор научно-популярных книг «Плутония», «Земля Санникова»
Ферсман А.Е. (1883-1945) – географ минеролог. Организатор многочисленных экспедиций на Кольский полуостров, в Среднюю Азию, на Урал для изучения полезных ископаемых. Основоположник применения авиации в географических исследованиях.
Изменение природного комплекса человеком:
1) строительство ГЭС – затопление земель, поднятие уровня грунтовых вод, заболачивание окружающей территории, изменение микроклимата;
2) осушение болот – снижение уровня грунтовых вод, обмеление рек, осушение торфяников;
3) распашка полей в степных районах – «пыльные бури», попадание почвы с удобрениями
и ядохимикатами в реки, «цветение» воды;
4) добыча нефти – загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, гибель растений и животных.
Конспект к уроку географии на тему: «Что изучает физическая география России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что изучает физическая география России? Источники географической информации.
Цель урока : сформировать представление об особенностях природы России. Объяснить какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.
Оборудование: Карты России: политико-административная, физическая; справочники, энциклопедии, картины.
Тип урока : вводный.
На доске эпиграф к уроку:
Человеку никак нельзя жить без Родины,
Как нельзя жить без сердца.
— Что такое Россия? Это наша страна. Это наша родина, «родная земля». Мы живем в самой большой по площади стране. Природа ее очень разнообразна. В России есть множество уникальных объектов. Это:
А) самое глубокое озеро мира- Байкал;
Б) самое мелкое озеро мира- Азовское;
Г) самые плодородные почвы- чернозем.
-Найдите на карте России озеро Байкал, Азовское море, вулкан Ключевская Сопка.
-Все любят свою Родину. Наша Родина –Россия. Нельзя любить не зная. Многие поэты написали прекрасные строки о России. Художники запечатлели природу России на своих картинах. (Учитель демонстрирует картины русских художников)
3. Источники географических знаний
-В 8 классе мы будем изучать природу нашей Родины. И первым нашим помощником в этом будет учебник.
-Без карт нельзя изучать географию. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты. (учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами )
-Информацию о природе России можно получить и из энциклопедий, справочников, хрестоматий.
4. Работа с картами
-Откройте физическую карту России. Найдите меридианы и параллели. Какие меридианы пересекают Россию?
-Какой город севернее: Воронеж или Самара? Москва или Новосибирск?
-Какой город восточнее: Ульяновск или Кировск? Рязань или Владимир? Тула или Москва?
-Для чего нам надо знать природу своей страны?
-География помогает решить многие проблемы, т.к. она одна рассматривает все явления природы во взаимодействии, комплексно.
-Приведите примеры: об изменениях природы при строительстве ГЭС, при осушении болот, распашке полей, при добыче нефти и т.д.( см. дополнительный материал)
При строительстве ГЭС происходит затопление значительных площадей земель. В зоне затопления попадают сенокосы, пастбища, сады, деревни, поселки, даже города.
Водохранилище, образующееся выше плотины ГЭС, поднимают уровень грунтовых вод, что ведет к заболачиванию окружающей территории на расстоянии 30-40 км.
В водохранилище идет накопление грязи, т.к. течение воды замедленно. Волны, образующиеся в водохранилище, разрушают берега. Водохранилище влияет и на микроклимат: охлаждая воздух летом, удлиняет период без заморозков ранней осенью, т.к. вода, накопившая тепло за летний период, медленно остывая, нагревает воздух в районе водохранилища.
При осушении болот прокладывают дренажные канавы, которые способствуют снижению уровню грунтовых вод, а, следовательно, к обмелению рек. Снижение уровня грунтовых вод ведет осушению торфяников и возможным пожарам. Особенно опасно осушение болот на холмистой местности. Снижение грунтовых вод на холмах приводит к гибели растительности.
При распашке полей в степных районах, где бывают часто сильные ветры, возникают «пыльные бури». Ветер поднимает рыхлую почву в воздух и переносит тысячи тонн почвы на многие километры.
Распашка почвы в долинах рек, также имеет отрицательные последствия. Весной при таянии снега или при ливнях сносится в реку почва, не скрепленная корнями растений, а также удобрения и ядохимикаты, которыми обрабатывали почву. Слой почвы попадает в русо, покрывает дно и закрывает выход источников грунтовых вод, питающих реку. Результатом является обмеление реки. Удобрения, попавшие в реку, вызывают размножение водных растений и водорослей, «цветение» воды.
При добыче нефти происходит загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, гибнут растения и животные. При фонтанном способе добычи нефть часто разливается на значительные расстояния, образуя «нефтяные озера». При транспортировке нефти по нефтепроводу возможен разлив нефти.
Река Обь, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины ниже по течению от города Ханты-Мансийска, очень сильно загрязнена нефтью. Рыба также имеет побочный запах, связанный с повышенным содержанием нефти.
Физическая География России. Источники географических знаний.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Описание материала..docx
Данный материал (конспект урока и презентационное сопровождение) разработаны для первого знакомства учащихся 8 класса с физической географией России.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями предмета и структурой учебника. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками; сформировать представление об особенностях природы России.
Объяснить, какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.
Выбранный для просмотра документ Урок 1. Физическая География России. Источники географических знаний.Филимонова Р.В..doc
Урок 1 Тема: «Что изучает ФГ России? Источники географических знаний»
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с особенностями предмета и структурой учебника. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками; сформировать представление об особенностях природы России. Объяснить, какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ТСО компьютер, проектор; мультимедийный диск 1С «География России: Хозяйство и регионы»; карты атласа.
-Из начального курса географии вы знаете, что наш предмет имеет 2 направления: физическая география и экономическая география (работа со схемой) (Слайд 4)
Работа с учебником.
В учебнике изложен полный учебный материал, а так же в нем помещены иллюстрации – карты, фото, графики, схемы, диаграммы – (рис., чертеж) – графическое изображение, наглядно показывающее количество величин (с.96 – столбчатые или круговые диаграммы, показывающие годовой ход t воздуха, осадков).
3. Изучение нового материала.
1-я тема – «Что изучает ФГ России? Источники географических знаний»
Эпиграф…. «человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
-Это наша страна. Это наша Родина, «родная земля». Мы живем в самой большой по площади стране. Природа ее очень разнообразна.
-Что же изучает ФГ России? (Слайд 6)- Т
— Какова же задача ФГ России? – Т (Слайд 7)
В России есть множество уникальных объектов. Вспомним их:
А) Самое глубокое озеро мира – Байкал;
Б) Самое мелкое море мира – Азовское;
В) Самая большая по S природная зона – лесная;
Г) Самые плодородные почвы – черноземы
— Откуда можно получить сведения о природе, о различных природных явлениях и процессах?
Эти сведения можно получить из различных ИГЗ. Этих источников много и для удобства их делят на группы ….(Слайд 8) Т
На форзаце в начале учебника показаны способы получения инфо о природе, которая тщательно обрабатывается, анализируется, обобщается и полученные сведения (инфо) публикуются, а далее используются по назначению (в образовании, исследованиях, прогнозировании тех или иных областях, проектировании).
Для вас основным источником географических знаний является учебник, но более подробную и достоверную инфо вы можете получить из карт атласа. Умея читать карту, используя легенду, можно узнать все о том или ином природном объекте или явлении.
Сведения, имеющиеся на картах, используют в своей работе люди различных профессий – учителя, офицеры, геологи, летчики, ученые, снаряжающие научные экспедиции, ну и вообще каждому человеку (путешествуя на машине, ваши родители обязательно берут с собой атлас дорог).
Наша задача – научиться отбирать нужные карты (ИКЗ) в соответствии с целью, т.е использовать по назначению.
Из курса «Географии материков и океанов» вы знаете, что все карты (а их не мало) делят на 3 группы:…(Слайд 9)
Проанализируем карты атласа – 1 из тематических карт в такой последовательности:
Карта растительности имеет масштаб 1: 30000…(в 1 см – 300 км) и относится к мелкомасштабным картам. Условные знаки на картах дают возможность определить х-р растительности на равнинных и горных территориях, расположение солонцов и солончаков, болот, песков, ледников, зимней границы плавучих льдов. Характеризуя растительность равнинных территорий, можно определить и характер растительности в различных природных зонах России.
Главное – вы должны понять, какую карты следует использовать для нужной информации.
Кроме того, что из карта можно взять интересующую информацию, по ним можно решать простейшие географические задачи (по карте своей местности можно составить маршрут похода, выбрать при этом коротки путь (безопасный путь)
— «Что изучает ФГ России?
— Какова же задача ФГ России?
— Откуда можно получить сведения о природе, о различных природных явлениях и процессах?
Конспект урока и презентация по географии 8 класс на тему «Что изучает география России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наша Россия, наша страна Автор: Ибрагимова Т.С.
Туристическая Россия 1 2 3 4 5 6
Русская природа в живописи
Источники: Ученик http://www.askgranny.com/wp-content/uploads/2011/05/Books-reading-2.jpg Художник http://storage_01.startwish.ru/images/2f/a2/4673/83713f0eebc839dbd444edbaeb9d5a109e96_o.jpg Военный http://img-fotki.yandex.ru/get/15514/200418627.55/0_117575_bf53aeeb_orig.png Сувениры сердце http://lvkr.ru/gk35t2.jpg Сувениры полоса http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Орел с лентами http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Турист http://s1.ziareromania.ro/?mmid=b7ac0cf3daa880bac Лапти http://www.allfanera.ru/files/productions/gallery/0/25/7.jpg Гармонь http://progress-muz.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/135_60.jpg Каравай http://rosyjskiwkrakowie.blog.pl/files/2013/10/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9.jpg Самовар http://gde.ru/images/img_ru/700/1160622.jpg
Выбранный для просмотра документ введение.docx
Урок «Введение. Что изучает курс География России»
Автор: учитель географии ГБОУ «Болгарская Кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича», Ибрагимова Татьяна Сергеевна
Урок актуализаций знаний и умений
Познакомить учащихся с особенностями курса «География России»
Познакомить учащихся с объектами изучения курса «География России»
раскрыть особенности УМК, структуру учебника;
продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий
Видео. «12 июня. День России.» http://www.youtube.com/watch?v=E7e9IUK0lVU
Видео «Гордись Великой Россией!» http://www.youtube.com/watch?v=HFRS_ph3aE4
План изучения материала
Ассоциации «Современная Россия»
Природа России в художественных произведениях
Туристические символы России
Государственная символика России
Объект изучения курса, источники географической информации.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, эвристическая беседа.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная
Государственная символика, физическая география России, источники географической информации
Знать/понимать задачи и предмет изучения географии России, приводить примеры источников географической информации
Строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Патриотизм.
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы организации взаимодействия на уроке
ДЖОТ ТОТС Ассоциации «Современная Россия»
Читает стихотворение Н.Забила.
Как велика моя страна,
Как широки ее просторы!
Леса и степь, и горы….
Раскинулась моя страна
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Велика и могущественна наша страна, для каждого она своя.
Напишите, с чем у вас ассоциируется современная Россия.
Организует беседу по ассоциациям.
Составляют ассоциации с понятием «Современная Россия»- 2 минуты.
1.Для нас Россия ассоциируется с……
2.Мощь России невозможна без….
3.Для меня Россия- это….
4.Я, как гражданин России обязан…..
Изучение нового материала
Просмотр видео иллюстраций художественных произведений, с аудио сопровождением.
Отгадывание загадок « Символы России» ( Приложение №1)
Государственная символика РФ, беседа (Приложение №2)
Предмет изучения географии России, структура учебника, атласа, источники географической информации.
Красота русской природы воспета многими поэтами, художниками, композиторами. Этими произведениями восхищаются во всем мире. Показывает видео.
Ежегодно Россию посещают миллионы туристов, которые желают познакомится с природными, культурными достопримечательностями, бытом многочисленных народов. В память о путешествии они покупают сувениры. Отгадайте загадки о символах сувенирах.
Для военных, спортсменов, политиков Россия ассоциируется с государственной символикой.
Итак, Россия-это Родина, страна, природа, люди и хозяйство. В 8 классе мы познакомимся с особенностями природы, в 9 классе- населением и хозяйством страны.
Знакомятся с произведениями искусства.
Отвечают на вопросы:
1.Что относится к государственной символике?
2. Что обозначает триколор российского флага?
3. Что изображено на гербе РФ?
4. Кто является главой РФ?
Прослушивают гимн РФ- видео.
Отвечают на вопросы:
1.Из каких источников мы можем узнать необходимую информацию о природе сраны?
2.Из каких разделов состоит учебник?
3.Какие темы мы изучим в первом, какие во втором разделах?
4.Какую информацию мы можем найти в атласе?
Первичное осмысление и закрепление изученного
Просмотр видеосюжета «Гордись Россией»
Мы граждане нашей страны, именно мы ответственны за благополучие Родины. Мы должны гордиться своей страной.
Написать мини-сочинение на тему « Что для меня Россия», нарисовать рисунок «Моя Россия»
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Антушева О.В. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой.- Волгоград: Учитель, 2007.-375с.
Государственная символика- Википедия.
Приложение №1 загадки:
Их в былые времена
Надевала вся страна.
Но теперь наденешь врятли
Ты из лыка липы………ЛАПТИ
Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь
Как хлеба и калачи
Мы тебя пекли в печи
Вот теперь гостей встречай
На столе стоит пузатый
Носик- кран его горбатый,
Запыхтит из носа пар
Тульский это- …..САМОВАР
И семейного единства
Вся из дерева…МАТРЕШКА
Символ города Москвы
Площадь там зовется Красной
Бьют часы на башне Спасской…. КРЕМЛЬ
Приложение 2. Государственные символы РФ.
Государственный герб Российской Федерации
Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.
Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.
В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.
Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.
Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.
Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.
Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).
Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения. Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу. Когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.