Что изучает генетика как наука на английском языке

Лучший способ начать изучать современную генетику, молекулярную биологию, генную инженерию и геномику

Если вы когда-либо хотели разобраться в фундаментальных основах современных биотехнологий, генной инженерии, биоинформатики и молекулярной биологии, детально понимать, что творится на передних рубежах этой удивительной и революционной в настоящий момент науки, быть сознательным свидетелем тех потрясающих научных открытий, современниками которых мы являемся, но не знали с чего начать — этот пост должен быть вам интересен.

В первую очередь я считаю своим долгом поделиться своей находкой — без сомнения лучшим курсом лекций в области естественных наук, который мне когда-либо доводилось слушать, а учился я немало. Этот курс просто невозможно слушать иначе, чем открыв рот от непрерывного удивления и восхищения как его концентрированным содержанием, полным захватывающих фактов, так ясностью и выразительностью с которой лектору удается очень просто, увлекательно и одновременно глубоко объяснять весьма сложные вещи.

Также я кратко отмечу информацию о иных курсах по этой теме, которые мне удалось найти. Надеюсь в комментариях увидеть рекомендации других членов нашего сообщества о том, с чего по их мнению лучше начать и чем продолжить образование в этой области.

Что изучает генетика как наука на английском языке. Смотреть фото Что изучает генетика как наука на английском языке. Смотреть картинку Что изучает генетика как наука на английском языке. Картинка про Что изучает генетика как наука на английском языке. Фото Что изучает генетика как наука на английском языке

Мое невежество в этой области давно не давало мне покоя. Я, в принципе, очень некомфортно себя чувствую, когда чего-то не понимаю. Но тут, прямо сейчас в он-лайн режиме происходит научная революция, СМИ ежедневно пестрят заголовками об ошеломляющих достижениях ученых, о которых вчера еще невозможно было помыслить, а я в понимании биологии не выхожу за рамки советской школьной программы, которую по большей части пропустил мимо ушей и успел забыть за долгие годы.

И вот недавно, я начал поиски образовательных материалов на эту тему. Искать долго не пришлось, я открыл Youtube и очень быстро наткнулся на курс генетики от MIT, который читал замечательный профессор Eric Lander. С первых же лекций я влюбился как в этого харизматичного человека, так и в тот предмет, которому он учит. Позже я узнал, что мало кто из его студентов мог устоять перед его чарами, руководство MIT особо отмечало его заслуги как в создании выдающихся курсов, так и в его уникальной способности заражать студентов своей очевидной любовью к биологии и генетике.

Эрик Лэндер — очень заслуженный человек. Математик по своему основному образованию, который позже переквалифицировался в генетика. Член национальной академии наук США с 1997 года. Лауреат многих престижных премий. Труды в основном посвящены биоинформатике, геномике и генетике. Со второй половины 1980-х годов занимается дешифровкой генома человека и применением её результатов в медицине. Один из руководителей проекта «Геном человека». Его группа секвенсировала треть генома человека.

Моему разочарованию не было предела, я был как перед разбитым зеркалом, которое представляет величайшую драгоценность, когда в нем можно увидеть целую картину, но в моих руках были лишь осколки, которые никак не хотели стыковаться вместе — многие из них были просто утеряны.

Потом каким-то чудом мне удалось найти этот курс целиком, с правильной нумерацией лекций, но картинка была ужасного качества. Но там, внизу, среди последних лекций были лекции како-то другого, очевидно, более нового курса. И тоже случайные куски без начала и без конца…
Однако, все, что нужно было сделать, это начать в поисковой строке Гугла набирать имя этого замечательного человека. В ответ на это всплывала подсказка: eric lander edx. И на второй строке поисковой выдачи лежит та самая “жемчужина”, которой я мечтаю с вами поделиться: Introduction to Biology — The Secret of Life

Это полный бесплатный курс со всеми необходимыми сопроводительными материалами, тестами и возможностью получить сертификат о его прохождении от MIT. Не просто информация, а настоящие знания, выложенные в открытый доступ.

Теперь, найдя, наконец, этот курс, я бесконечно счастлив, и могу наслаждаться интеллектуальным кайфом высшего качества. Профессор Лэндер рассказывает одну из самых интересных историй в мире, которая по напряженности превосходит современные сериалы типа WW, каждая новая лекция буквально взрывает голову. Он настоящий драматург. На первых лекциях казалось, что он просто знакомит нас с какими-то интересными фактами, но впоследствие это «ружье стреляет» — они вновь всплывают и становятся чрезвычайно важными в ином контексте.

Эрик Лэндер не просто знакомит своих студентов с научной фактологией, он в красках и лицах рассказывает захватывающие сюжеты из истории науки, которые приводили к великим открытиям в биологии. Учит их философии и методологии науки, интригуя, задавая вопросы, которые стояли перед учеными, заставляя студентов думать как те ученые, и придумывать самостоятельно те эксперименты, благодаря которым стало возможно знать то, что мы знаем сейчас. Или, например, придумывать эксперименты проверяемого предсказания, которые могут развеять наши сомнения в состоятельности тех или иных моделей, которые мы строим для объяснения экспериментальных данных.

Для понимания курса не требуется никаких предварительных знаний, хотя они и желательны в области биологии и химии.

Следует, конечно, сказать, что курс на английском языке. Я искренне сочувствую людям не знающим английского. Этот язык стоило бы выучить хотя бы ради того, чтобы познакомиться с этим курсом. Хотя и сам курс можно использовать как замечательный способ изучения английского языка. Для себя я давно пришел к выводу, что прослушивание лекций на изучаемом языке — лучший способ тренировки слухового восприятия языка. У Эрика Лэндера прекрасная артикуляция и очень ясное произношение. Множество вещей понятно из контекста.
На самом сайте edX есть только английские и китайские субтитры, но есть способ добраться до русских субтитров.

Конечно, есть курсы по биотехнологии и на русском языке:

А о такой замечательной платформе, как www.edx.org, к своему стыду и счастью, я узнал исключительно благодаря той истории, которую только что вам поведал.

Спасибо за внимание, и желаю прекрасного путешествия в мир молекулярной биологии!

Источник

Методическая разработка интегрированного урока: «Генетика» «Genetics». По предметам: биология и английский язык.

Что изучает генетика как наука на английском языке. Смотреть фото Что изучает генетика как наука на английском языке. Смотреть картинку Что изучает генетика как наука на английском языке. Картинка про Что изучает генетика как наука на английском языке. Фото Что изучает генетика как наука на английском языке

Предмет/Subject: Биология, English

Топ:Группа:Group: 310 СЭЗС/ BEBC-1

Дата проведения 11.02.2017 г.

Тема/Theme:«Генетика» «Genetics».

Тип/Type: Урок обобщения и систематизации знаний/ Repeat the learning material in practice.

Цели занятия/The purpose:

Обобщить и систематизировать знания по теме: «Основы генетики».

Образовательные:

— повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь работать с дополнительной литературой.

The educational purpose:

Развивающие:

Развить познавательный интерес и эмоции студентов, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

The developing aim:

Воспитательные:

Причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира; формировать умения работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательность и требовательность к себе и своим товарищам.

Up brining aim:

— To cultivate skills of educational work of pupils;

— To form responsibility;

— To form an objective self-assessment of pupils;

— To cultivate informative activity.

— To develop the tolerant.

Формы и методы организации работы:

Forms and methods of the organization of work:

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

Equipment and educational visual aids:

Содержание урока

Элементы/Элементтері

Время/Уа?ыты

Орг.момент/?йымдастыру кезе?і/ Organization moment

Биологическая разминка/ Biological warming-up.

Выполнение практической работы /Практикалы? ж?мысты орындау / Practical work

Самостоятельная работа/ independent work

Выдача домашнего задания /?й тапсырмасы/ Homework/

The plan of the lesson:

Этапы урока

Деятельность преподавателя биологии

Деятельность преподавателя английского языка

Деятельность

студентов

Опрос домашнего задания с элементами презентации.

Repetition of last material.

3.Повторение ранее изученного материала/ /Repetition of last material.

4.Биологическая разминка по проверке усвоения категориального аппарата

4. Выполнение практической

работы./ Do practical work.

5.Работа с тестами и их проверка. 3 варианта,

6. Станция 3 Применения знаний. Решение задач на многогибридное скрещивание.

7.Решение ситуативной задачи.

8. Обобщение по занятию.

Generalization of the lesson.

10.Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.Organization of homework and summing up lesson.

Приветствие на 2-х языках

Постановка целей урока на 2-х языках

Урок будет проходить в виде путешествия по станциям науки «генетика». Первая станция: историческая. Просмотр презентации, подготовленные студентами с целью визуального воспроизведения пройденного теоретического занятия

1.Роль Менделя и Моргана в развитии науки генетика

Вторая станция «Понятийная». Фронтальный опрос студентов.

Индивидуальный опрос на 2-х языках синхронно с показом презентации.

Опрос в игровой форме (составление лото) на 2-х языках на интерактивной доске

Терминологическая разминка (устно, фронтально)

1. Признак подавляющий развитие другого признака….

2.Каким по счёту является закон Менделя о доминировании….

3 Третий закон Менделя гласит…

4.Какой организм называется гомозиготным?

5.Каким символом мы можем обозначить гетерозиготный организм?

6. Что такое фенотип?

Задание 1. 1.Определите, сколько аллельных пар в предложенных генотипах: A) АаВЬ Б) AaBbccDd Задание 2. Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом в тетради. А) ааВВСс Б) ААВЬсс

Три варианта на 2-х языках.

1.Решение задач на моногибридное скрещивание

Инценирование сценки по определению отцовства.

На слайдах наследственные заболевания и на двух языках.

Для закрепления знаний студентов необходимо определить заболевания по картинке и объяснить причину заболевания.

Д\З: Творческое задание сообщения по наследственным болезням человека.

Сегодня, все работали очень хорошо и мы вас оценим следующим образом:

Greeting in 2 languages Purposes in 2 languages

Presentation for the purpose of visual reproduction of the theoretical lesson.

The first station is “Historical station”; students must prepare homework about the famous generic scientists.

The students, who prepare the presentation about the role of Morgan’s in genetic.

The next station is “term”.

Individual asking in 2 languages synchronously with presentation or display. Asking in a game form (drawing up a lotto) in 2 languages on an interactive board

Terminal training: the finish sentences

1. How many laws of genetic open Mendel? Сколько законов генетики открыл Мендель?.

2. What is a “gene”? Что такое “ген”?

3. What is the name of the place of deployment of the gene in the chromosome? Как называется место дислокациигена в хромосоме

4. The genotype is. Генотип-это….

Students do test in two languages.

Students look though the video about genetic and put necessary words in sentences. (5m)

Students listen the song about genetic and answer for the following questions.(3m).

Students must define the illness of Daune. The sum is to tell us what is their symptom.

All students work very good that’s why I shall put your good marks. H/m: to repeat this themes.Today, all worked very well and we will estimate you as follows:

Students greet the teachers.

Cтуденты подготовлены к уроку и отвечают на вопросы преподавателей на 2-х языках.

The students answered for the following questions.

Студенты вовлечены в учебный процесс, думают над предложенным заданием

самостоятельно выполняют практические и индивидуаль- ные задания.

Выполняют тестовые задания на двух языках.

Все студенты решают задачи на иногобридное и дигрибидное скрешевание и решают ситуации на двух языках.

Студенты инсценируют сценку в суде и дают правильный ответ на создавшую ситуацию.

Все определяют заболевания по картинке и отвечают на двух языках.

Источник

Русско-английский словарь терминов по генетике

Аберрация хромосомная (сhromosome aberration). Тип мутации, в результате которой происходит нарушение структуры хромосомы.

Автополиплоид (аutopolyploid). Растение, клетки которого содержат три или более гаплоидных наборов хромосом в ядрах.

Аденин (аdenine). Азотистое основание (6-аминопурин), входящее в состав нуклеотидов молекул ДНК и РНК, Одна из четырех «букв» генетического кода. Комплементарным основанием для аденина в молекуле ДНК является тимин, а в молекуле РНК — урацил.

Акроцентрическая хромосома (асrосеntric chromosome). Хромосома, у которой центромера расположена терминально (на конце), при этом хорошо различимо одно плечо хромосомы.

Аллель (а11еlе). Одно из возможных структурных состояний гена. Аллели возникают в результате генных мутаций и различаются по своему фенотипическому проявлению. У диплоидных организмов ген может быть представлен лишь двумя аллелями, локализованными на гомологичных участках гомологичных хромосом. Различают множественные аллели (multiple alleles).

Аллополиплоид (а11ороlур1оid). Растение с двумя или более гаплоидными наборами хромосом, происходящее от двух или большего числа неродственных видов. Хромосомы разных гаплоидных наборов не являются гомологами, обычно при амфидиплоидии наблюдается гомеология разных хромосом.

Аминоацил-тРНК (аminoacy1-tRNA). Комплекс аминокислоты, ковалентно связанной с транспортной РНК, участвующей в переносе аминокислоты к рибосомам в процессе синтеза белка.

Аминокислоты (аmino acids). Органические кислоты, содержащие одну или несколько аминогрупп. Из аминокислот в клетках синтезируются полипептиды и белки.

Амитоз (amitosis). Прямое деление ядра на две части без участия митотического аппарата (веретена деления). При митозе ядро перешнуровывается.

Амплификация (amplification). Увеличение числа копий посредством репликации определенного фрагмента ДНК

Анализирующее скрещивание (test cross). Скрещивание гибридной особи (анализируемой) с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, т. е. «анализатором». Потомки от анализирующего скрещивания обязательно несут один рецессивный аллель от «анализатора», на фоне которого должны проявиться аллели, полученные от анализируемого организма. Анализирующее скрещивание позволяет оценить величину рекомбинации и тесноту сцепления локусов в хромосомах.

Анафаза (аnарhаsе). Третья стадия деления ядра клетки. При митозе анафаза наступает, когда хроматиды хромосом разделяются и направляются к обоим концам ахроматинового веретена. При мейозе наблюдаются две анафазы. Во время первой парные хромосомы разделяются и расходятся, вследствие чего происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в два раза. Во время второй, как и при митозе, расщепляются хроматиды и расходятся к полюсам деления клетки.

Андрогенез (аndrogenesis). Мужской партеногенез: a) развитие эмбриона только из ядра мужской гаметы и цитоплазмы яйцеклетки; б) развитие гаплоидных эмбрионов из незрелых пыльцевых зерен в культуре пыльников in vitro. Антикодон (аnticodon). Группа из трех смежных нуклеотидов в молекуле транспортной РНК (тРНК), которые комплементарно связываются с тремя нуклеотидами кодона в молекуле информационной РНК (иРНК) в процессе синтеза белка.

Антимутаген (аntimutagen). Фактор, снижающий частоту мутаций (ферменты, расщепляющие химические мутагены, витамины и др.).

Анеуплоидия (аneuploidy). Геномная мутация, при которой наблюдается изменение числа хромосом, не кратное гаплоидному набору, вследствие утраты или добавления одной или нескольких хромосом.

Анеуплоиды (аnneuрloids). Клетки или организмы с увеличенным или уменьшенным числом хромосом, не кратным гаплоидному.

Апогамия (ароgamy). Развитие зародыша у растений без оплодотворения из клеток гаметофита (за исключением яйцеклетки) или из спорофитных клеток семяпочки.

Апомиксис, апогамогония (ароmixis, ароgamogony). Размножение растений, не связанное с половым процессом. В более узком смысле апомиксис включает партеногенез, апоспорию, адвентиционную эмбрионию, апогамию.

Апоптоз (арорtosis). Процесс генетически «запрограммированной» гибели клеток в процессе дифференцировки и преобразования тканей.

Аутбридинг (оutbreeding). Неродственные скрещивания между особями одной популяции. Например, у растений — это перекрестное опыление и оплодотворение между неродственными особями в пределах отдельной популяции.

Аутосомы (аutosomes). Неполовые хромосомы.

Аутосомное наследование (аutomal inheritance). Независимое от пола (не сцепленное с полом) наследование признака.

Ацентрическая хромосома (асепШс сЬготозоте). Хромосома, утратившая в результате делеции или транслокации центромеру. В процессе деления клетки такие хромосомы элиминируют.

Бактериофаги (bacterial phаges). Группа вирусов, способных размножаться только в бактериальных клетках.

Беккросс (Ьасk сrоssing). Возвратные (насыщающиеся) скрещивания гибрида (животных или растений) первого поколения с одной из родительских форм или аналогичной ей по генотипу формой для преодоления стерильности отдаленных гибридов или с целью усиления проявления желательного признака.

Белки (рrоteins). Высокомолекулярные вещества, в состав которых входят остатки а-1-аминокислот, соединенных друг с другом пептидными связями в длинные цепи. Все белки строятся из остатков 20 аминокислот.

Бивалент (bivalent). Две спаренные гомологичные хромосомы, конъюгирующие в профазе I мейоза. Их число в клетке равно гаплоидному числу хромосом.

Биополимеры (biopolymers) линейные биологические молекулы, построенные из множества повторяющихся субъединиц.

Биотехнология (biotechnology). Совокупность промышленных методов, использующих биологические агенты (микроорганизмы, растительные клетки, животные клетки, части и органеллы клеток: клеточные мембраны, рибосомы, митохондрии, хлоропласты) для получения ценных продуктов и осуществления целевых превращений. В биотехнологических процессах также используются такие биологические макромолекулы, как рибонуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), белки — чаще всего ферменты. ДНК или РНК необходима для переноса чужеродных генов в клетки.

Валентность ядра (valence оf nucleus). Число гаплоидных наборов хромосом в ядре (гаплоид, диплоид, трипло-ид и т. д.)

Веретено деления (spindle). Структура, состоящая из микротрубочек и ассоциированных с ними белков, участвующая в расхождении гомологичных хромосом или сестринских хроматид в процессе мейоза или митоза.

Вирус (virus). Мельчайший облигатный внутриклеточный паразит, способный к автономному размножению или размножению совместно с клеткой-хозяином в случае встраивания в её геном.

Взаимодействие генов (gепеs interaction). Различают аллельное — взаимодействие генов одной и той же аллельной пары и неаллельное — взаимодействие генов, контролирующих развитие одного признака.

Вырожденный код (degenerative code). Генетический код, в котором одна аминокислота может кодироваться более чем одним триплетом (кодоном).

Гаметогенез (gametogenesis). Процесс образования половых клеток (гамет) у животных, а также спор и гамет у растений.

Гаметофит (gаmetophete). Гаплоидное половое поколение в цикле развития растений. Различают два типа гаметофитов:

1) мегагаметофит зародышевый мешок, формирующийся в семяпочке цветка из мегаспоры (археспориальный) или соматической клетки (апоспорический);

2) микрогаметофит — пыльцевое зерно, образовавшееся из микроспоры, в структуру которого входят вегетативная и генеративная клетки.

Гаметы (gametes). Половые или репродуктивные клетки (яйцеклетки и спермин) с половинным, по сравнению с соматическими клетками, числом хромосом в ядрах. В результате слияния гамет (оплодотворения) образуется зигота, представляющая собой новое поколение и развивающаяся в дальнейшем в зародыш и семя.

Гаплоид (haploid). Клетка или особь (генета) с одинарным (моноплоидным) набором хромосом в ядрах (каждая хромосома гаплоидного набора представлена единственным экземпляром).

Гаплоидия (haploidy). Геномная мутация, при которой соматические клетки содержат одинарный (n) набор хромосом.

Гексаплоид (hехарloid). Авто- или аллополиплоидное растение, в соматических клетках которого содержатся ядра с шестью гаплоидными наборами хромосом.

Гемизиготность (hemizygosity). Состояние диплоидного организма, у которого присутствует только один аллель (одна доза) данного гена.

Ген (gene).

1. Участок молекулы ДНК, кодирующий синтез определенного полипептида или нуклеиновой кислоты, или обеспечивающий транскрипцию другого гена.

2. Дискретная единица наследственности, передаваемая из поколения в поколение гаметами.

Различают несколько типов генов:

а) структурные гены ядра, кодирующие последовательности аминокислот в молекулах полипептидов;

б) регуляторные гены, участвующие в процессах транскрипции и трансляции наследственной информации структурных генов;

в) цитоплазматические гены или гены митохондрий и хлоропластов, кодирующие синтез полипептидов в клетках.

Ген доминантный (dominant gene). Ген, преобладающий в паре аллелей данного гена; фенотипически проявляется в гомо- и гетерозиготном состоянии.

Ген рецессивный (recessive gеnе). Ген, подавляемый другим аллелем данного гена; фенотипически проявляется только в гомозиготном состоянии.

Ген-модификатор (modifier [gеnе]). Ген, который при взаимодействии с другими генами изменяет их фенотипическое проявление.

Ген-мутатор (mutator [gеnе]). Ген, повышающий скорость мутирования другого гена.

Генетика (gеnеtics). 1. Наука о наследственности и изменчивости живых организмов. 2. Наука о генах ядра и цитоплазмы, изучающая последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК, пути и способы транскрипции и трансляции генов в клетке, а также роль генов в наследственности и жизнедеятельности как отдельных клеток, так и целостных организмов.

Генетическая информация (gеnеtic information). Наследственная информация, реализуемая на нескольких уровнях. На молекулярном уровне — это наследственная информация, записанная в молекуле ДНК.

Генетическая карта хромосомы (gеnеtic mape of chromosome). Диаграмма, показывающая порядок расположения генов на хромосоме и расстояние между ними. Строится на основе результатов генетического анализа по частоте рекомбинации между генными локусами.

Генная мутация (gеnе mutation). Мутация, характеризующаяся изменением последовательности нуклеотидов участка ДНК.

Генная (ядерная) стерильность пыльцы (gеnеtic оr nuclea pollen sterility). Стерильность, обусловленная рецессивными генами ядра в клетках микроспор, вызывающими нарушение развития пыльцевых зерен.

Генная инженерия (gеnеtiс еngineering). Совокупность приемов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организмов (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы.

Генокопии (gеnосорies). Сходные изменения фенотипа, обусловленные мутациями разных неаллельных генов.

Геном (gеnоmе). Совокупность генов гаплоидного набора хромосом данного вида организмов.

Генотип (gеnоtуре).

1. Совокупность всех генов, локализованных в хромосомах и определяющих норму реакции индивида на условия среды.

2. Совокупность кодирующих последовательностей ДНК в геноме (транслируемая часть ДНК).

Генофонд (gеnе роо1). Совокупность аллелей особей репродуктивной части данной популяции.

Гетерогаметность (hеtеrоgаmеtу). Генотипически детерминированное свойство особей производить гаметы двух сортов, различающиеся между собой по составу половых хромосом. Пол, имеющий сочетание половых хромосом XY, формирует гаметы двух типов, несущие только Х- или Y-хромосому.

Гетерозигота (heterozygote). Особь, содержащая в соматических клетках разные аллели данного гена (например, Аа). Гетерозис (heterosis). Явление повышения жизнеспособности, продуктивности и ряда других признаков у гибридов первого поколения по сравнению с родителями.

Гетерохроматин (heterochromatin). Часть хроматина, сохраняющая, как правило, компактное (конденсированное) состояние в интерфазе и в процессе клеточного деления. Различают структурный и факультативный гетерохроматин.

Гистоны (histones). Белки хроматина, богатые основными аминокислотами (аргинин и лизин).

Гибрид (hybrid). Потомство, получаемое от скрещивания двух неродственных организмов (двух несходных генотипов).

Голандрические гены (hо1аndric gеnеs). Гены, расположенные в участках Y-хромосомы, не являющихся гомологичными таковым в Х-хромосоме. Передача голандрических генов всегда происходит непосредственно от отца к сыну.

Гологинические гены (hologynis gеnеs). Гены, контролирующие признаки, встречающиеся только у особей женского пола.

Гомеология (homeology). Неполное сходство хромосом, приводящее к тому, что такие хромосомы конъюгируют только частично.

Гомогаметность (homоgаmеtу). Свойство организмов производить гаметы одного сорта, не различающиеся по составу половых хромосом. Формируются гаметы одного типа, несущие только Х-хромосому.

Гомозигота (hоmоzуgоtе). Клетка или организм, содержащие в гомологичных хромосомах одинаковые аллели (гены) по любому из л оку сов генома. Генотип организма, гомозиготного по отдельным локусам генома, записывается как АА, aa.

Гомология хромосом (hоmо1оgу оf сhrоmоsоmеs). Идентичность структуры двух или большего числа хромосом в ядре. В гомологичных хромосомах одинаковые локусы расположены в определенной линейной последовательности.

Гомологичные хромосомы (hоmо1оgicа1 сhrоmоsоmеs). Пара хромосом, содержащая одинаковую последовательность генов. Гоносомы (gоnоsоmеs). См. Половые хромосомы.

Груз генетический (genetic 1оаd). Накопление в популяциях мутаций, снижающих приспособленность организмов к условиям существования.

Группа сцепления (linkage guoup). Группа генов, расположенных в одной хромосоме.

Гуанин (guanine). Пуриновое основание, входящее в состав нуклеиновых кислот организмов.

Дезоксирибоза (deoxyribose). Пятиуглеродный сахар, входящий в состав нуклеотида ДНК.

Дезоксирибонуклеиновая кислота, ДНК (deoxyribonucleic acid, DNА). Высокомолекулярный полимер, состоящий из чередующихся мономерных единиц — дезоксирибонуклеотидов. ДНК является видоспецифичным носителем генетической информации всех клеточных организмов и многих вирусов.

Делеция (deletion). Хромосомная (структурная) мутация, при которой утрачивается участок хромосомы. Денатурированная ДНК. ДНК, превращенная их двухцепочечной в одноцепочечную форму в результате разрыва водородных связей, удерживающих вместе две комплементарные цепи, под воздействием высоких температур, солей тяжелых металлов, сильных кислот и щелочей.

Дефишенси (defishensi). Делеция концевого участка хромосомы.

Дигибридное скрещивание (dihybrid crossing). Скрещивание особей, у которых анализируется наследование двух пар аллельных генов.

Дикий тип (wild tуре). Преобладающий фенотип или преобладающий аллель в природной популяции.

Диплоид (diploid). 1. Организм, в клетках которого содержатся два гаплоидных набора хромосом (2п). 2. Клетка, в которой каждая хромосома имеет гомолога (пару).

Дозовая компенсация (dosage compensation). Механизм, регулирующий экспрессию генов, сцепленных с полом, при ХХ-ХY- или ХХ-ХО-типах определения пола для равновесия генных продуктов у самцов и самок путем случайной инактивации одной из Х-хромосом в соматических клетках самок.

Доминантность генов (dominance of genes). Преобладание действия одного аллеля над другим в пределах локуса: доминантный аллель подавляет проявление рецессивного аллеля.

Дрейф генов (genes drift). Случайные колебания частот генов в малых популяциях (генетико-автоматические процессы).

Дуплекс (duplex). Одна из форм гетерозиготности у автотетраплоидов; генотип дуплекс-гетерозиготы по отдельному л оку су обозначают: ААаа.

Дупликация (duplication). Хромосомная мутация, при которой отдельный участок хромосомы повторен в ней дважды.

Евгеника (еugenics). Наука об использовании генетических принципов для улучшения наследственных качеств человеческих популяций, рас.

Единица карты (mар unit). Единица измерения генетического расстояния между двумя сцепленными генами, равная 1% частоты рекомбинации, или одной сантиморганиде (сМ).

Законы Менделя (Меndel’s rules (оr Меndel’s law). Закономерности наследования признаков, сформулированные Грегором Менделем в статье «Опыты над растительными гибридами» в 1865 г., известные в настоящее время как законы Менделя: 1. Закон единообразия гибридов первого поколения. 2. Закон расщепления гибридов второго поколения. 3. Закон независимого наследования признаков или независимого комбинирования генов.

Закон Харди-Вайнберга (Наrdу-Weinberg’s 1аw). 1. Закон, согласно которому частоты генотипов в популяции могут быть рассчитаны по частотам генов при условии случайного скрещивания. 2. Подчинение биномиальному распределению частот аллелей гена в свободно скрещивающейся (панмиктической) популяции; при частоте аллеля А равной р, аллеля а равной q (р+q=1) частоты встречаемости генотипов Аа и аа определяются уравнением р2+2рq+q2=1.

Зародышевый мешок (embryo sac). Мегагаметофит. женский гаметофит с редуцированным (или нередуцированным относительно соматических клеток) числом хромосом в ядрах. У покрытосеменных растений наиболее распространен (до 85% всех видов) 8-ядерный археспориальный зародышевый мешок (тип Ро1у§опшп).

Зигота (zygote). Диплоидная клетка эукариотических организмов, возникающая при слиянии двух гаплоидных гамет (яйцеклетки и спермия) в процессе оплодотворения.

Изменчивость (variability). Способность организмов приобретать различного рода изменения.

Импринтинг геномный (gеnоmе imprinting). Феномен, суть которого заключается в различной активности гомологичных генов в зависимости от их происхождения (материнское или отцовское).

Инбредные линии, чистые линии (inbred lines, риrе 1ines). Потомство высокого уровня гомозиготности. полученное путем длительного инбридинга и фенотипически сильно отличающееся от других линий и особей исходной популяции по комплексу признаков.

Инбридинг (inbreeding). Близкородственное скрещивание, приводящее к гомозиготизации генов потомства. Наиболее тесная форма инбридинга — самоооплодотворение.

Инверсия (inversion). Аберрация (тип хромосомной перестройки), при которой происходит двойной разрыв участка хромосомы и поворот его на 180° с последующим восстановлением целостности структуры хромосомы.

Ингибиторы (inhibitous). Химические соединения (природные или синтетические), подавляющие активность отдельного фермента или ферментной системы, тормозящие какой-либо биологический процесс, например, рост организма.

Индуктор (inductor). Эффекторная молекула, ответственная за индукцию синтеза белков и ферментов в клетках при воздействии на геном химическими или физическими факторами.

Индукция (induction). Воздействие на геном клетки, изменяющее состояние ее генов и приводящее к синтезу генных продуктов.

Инконгруэнтные скрещивания (incongruent crossing). Скрещивания между генетически отдаленными видами или родами растений, в геномах которых имеются структурно не соответствующие друг другу хромосомы или неодинаковое число хромосом.

Интерфаза (interphase). Период клеточного цикла между двумя митотическими делениями клетки.

Интерференция (interference). Влияние одного кроссинговера на хроматиде на вероятность кроссинговера на той же хроматиде. Положительная (отрицательная) интерференция означает, что первый кроссинговер снижает (повышает) вероятность второго.

Интроны (introns). Транскрибируемые участки гена, не содержащие кодонов и удаляемые из молекулы иРНК при ее процессинге. в большинстве генов эукариот (а таюке у архебактерий и некоторых вирусов). Интроны разделяют кодирующие части генов, называемые экзонами.

Информационная (матричная РНК), иРНК (messenger RNA, mRNА). Молекула РНК, содержащая информацию о последовательности аминокислот в белке; иРНК является транскриптом гена, кодирующего соответствующий белок.

1n vitro. Характеризует какой-либо биологический процесс, смоделированный изолированно от организма, в культуре. Буквально означает «в пробирке».

1n vivo. Характеризует данный биологический процесс в целом организме (буквально — в живой системе). 1S (1S-е1еmеnts, insertion sequеnces). Мобильные генетические элементы длиной 700-1800 п.н., перемещающиеся в разные участки (сайты).

Кариокинез (кагуоkinesis). Расхождение хромосом к полюсам деления в клетке (митотическое деление ядра).

Кариотип (кагуоtyре). Совокупность хромосом ядра организма данного вида, определяемая величиной, формой и числом хромосом.

Квадриваленты (quadrivalent or tetravalent). Группа из четырех гомологичных хромосом, конъюгирующих друг с другом в мейозе, или возникающая из негомологичных хромосом, вовлеченных в реципрокную транслокацию.

Клетка (сеll). Основная структурно-функциональная единица большинства живых организмов или целый организм (у одноклеточных).

Клеточный цикл (сеll сусlе). Последовательность событий, происходящих в клетке от начала одного деления до начала другого. Клеточный цикл включает в себя митоз и интерфазу.

Кодоминирование (соdominance). Аллельное взаимодействие генов, при котором у гетерозиготного организма фенотипически проявляются оба аплеля данного гена.

Создайте бесплатно анкету репетитора и Вас гарантировано найдут ученики.

Copyright © 2009-2021. All Rights Reserved.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *