Что изучает биология 9 класс 1 параграф

Вопрос 2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
В процессе поступательного развития и по мере обогащения новыми фактами биология преобразовалась в комплекс наук, исследующих закономерности, свойственные живым существам, с разных сторон. Так, обособились биологические науки, изучающие животных (зоология), растения (ботаника), бактерий (микробиология), вирусы (вирусология). Строение организмов исследует морфология, функционирование живых систем — физиология, наследственность и изменчивость — генетика. Строение и свойства человеческого организма изучает медицина, в которой выделены самостоятельные дисциплины – анатомия, физиология, гистология, биохимия, микробиология. Но главное, что знания, получаемые каждой из этих наук, объединяются, взаимно дополняются, обогащаются и проявляются в виде биологических законов и теорий, которые носят всеобщий характер. Особенность современной биологии заключается в утверждении принципа единства главных механизмов жизнеобеспечения, осознании роли эволюционного процесса в существовании и изменениях органического мира, который включает и человека, признании первостепенной важности экологических закономерностей с распространением их на человека.
Современная биология не может развиваться обособленно от других наук. Каждый процесс или явление, характерное для живых систем, исследуется комплексно, с привлечением новейших знаний других научных областей. Поэтому в настоящее время происходит интеграция биологии с химией (биохимия), физикой (биофизика), астрономией (космическая биология).
Таким образом, современная биология возникла в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин и является комплексной наукой.

Источник

Что изучает биология 9 класс 1 параграф

Подробное решение Праграф § 1 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов

1. Что изучает биология?

Биология изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

2. Какие биологические науки вам известны?

Традиционно биологические науки группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — микроорганизмы и вирусы.

Области внутри биологии дал ее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам:

биохимия изучает химические основы жизни,

молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами,

клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки,

гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей,

физиология — физические и химические функции органов и тканей,

этология — поведение живых существ,

экология — взаимозависимость различных организмов и их среды,

генетика — передачу наследственной информации,

биология развития — развитие организма в онтогенезе,

палеобиология и эволюционная биология — зарождение и историческое развитие живой природы.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.

3. Каких учёных-биологов вы знаете?

Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон, Николай Иванович Вавилов, Томас Морган, Илья Ильич Мечников, Иван Михайлович Сеченов, Луи Пастер, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Антони ван Левенгук, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Иван Петрович Павлов и др.

Вопросы

1. Что изучает биология?

Биология изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

Современную биологию считают комплексной наукой, т.к. она сформировалась в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.

3. Какова роль биологии в современном обществе?

Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях. Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством сформировались в далёком прошлом. А в наше время они приобрели ещё большее значение.

Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.

4. Какая область человеческой деятельности называется биотехнологией? Как она связана с биологией?

Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами.

Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, биохимии, эмбриологии и клеточной биологии.

5. Какие современные профессии требуют биологического образования?

Задания

1. Выясните у ваших родителей, какие биологические знания они считают значимыми в повседневной жизни, какие они используют в профессиональной деятельности?

Наиболее значимыми биологическими знаниями можно считать связанные с медициной и сельским хозяйством, производством продуктов питания, охраной окружающей среды и др.

Профессия определяет область биологических знаний, используемых человеком.

Например: Медик. Для того, чтобы лечить людей нужно досконально знать как они устроены. Для студентов медицинских специальностей анатомия и физиология человека – это базовые предметы, без их знания овладеть врачебной специальностью невозможно. Кроме этого врач должен знать биохимию и генетику, зоологию и вирусологию, гистологию и иммунологию и др.

Спортсмен. Человек, который занимается спортом, должен иметь представление о том, как работает человеческое тело. Нельзя достичь высоких результатов без знания анатомии, физиологии и биохимии.

Источник

Что изучает биология 9 класс 1 параграф

Глава 1. Молекулярный уровень
4. Молекулярный уровень: общая характеристика
5. Углеводы
6. Липиды
7. Состав и строение белков
8. Функции белков
9. Нуклеиновые кислоты
10. АТФ и другие органические соединения клетки
11. Биологические катализаторы
12. Вирусы

Глава 2. Клеточный уровень
13. Основные положения клеточной теории
14. Общие сведения о клетках.
15. Клеточная мембрана
16. Ядро
17. Эндоплазматическая сеть. Рыбосомы.
18. Комплекс Гольджи
19. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды
20. Клеточный центр.
21. Органоиды движения.
22. Клеточные включения
23. Различия в строении клеток эукариот и прокариот
24. Ассимиляция и диссимиляция.
25. Метаболизм
26. Энергетический обмен в клетке
27. Питание клетки
28. Фотосинтез и хемосинтез
29. Гетеротрофы
30. Синтез белков в клетке
31. Деление клетки. Митоз

Глава 3. Организменный уровень
32. Бесполое размножение организмов
33. Половое размножение организмов
34. Оплодотворение
35. Индивидуальное развитие организмов.
36. Биогенетический закон
37. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем
38. Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
39. Анализирующее скрещивание.
40. Дигибридное скрещивание.
41. Закон независимого наследования признаков
42. Сцепленное наследование признаков.
43. Закон Т. Моргана. Перекрест
44. Взаимодействие генов
45. Генетика пола. Сцепленное с полом наследования
46. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость.
47. Норма реакции
48. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость
49. Основы селекции.
50. Работы Н. И. Вавилова
51. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Глава 4. Популяционно-видовой уровень
52. Критерии вида
53. Популяция
54. Биологическая классификация

Глава 5. Экосистемный уровень
55. Сообщество, экосистема, биогеоценоз
56. Состав и структура сообщества
57. Потоки вещества и энергии в экосистеме
58. Продуктивность сообщества
59. Саморазвитие экосистемы

Глава 6 Биосферный уровень
60. Биосфера. Среды жизни
61. Средообразующая деятельность организмов
62. Круговорот веществ в биосфере

Глава 7. Эволюция органического мира

63. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
64. Изменчивость организмов
65. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения
66. Борьба за существование и естественный отбор
67. Формы естественного отбора
68. Изолирующие механизмы
69. Видообразование
70. Микроэволюция
71. Основные закономерности эволюции

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле
72. Гипотезы возникновения жизни
73. Развитие представлений о происхождении жизни
74. Гипотеза Опарина-Холдейна
75. Современные гипотезы происхождения жизни
76. Основные этапы развития жизни на Земле
77. Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни
78. Развитие жизни в протерозое и палеозое
79. Развитие жизни в мезозое
80. Развитие жизни в кайнозое

Глава 9. Организм и среда
81. Экологические факторы. Условия среды
82. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы
83. Экологические ресурсы
84. Адаптация организмов к различным условиям существования
85. Межвидовые отношения организмов
86. Колебания численности организмов
87. Экологическая регуляция

Глава 10. Биосфера человека
88. Эволюция биосферы
89. Антропогенное воздействие на биосферу
90. Основы рационального природопользования

Источник

Вопросы по биологии 9 класс учебник Пасечник, Каменский, Швецов параграф 35

1. Что изучает наука систематика?

2. Какие систематические категории вам известны? Приведите примеры из курсов зоологии и ботаники.

Выполните лабораторную работу.

Изучение морфологического критерия вида

Цель работы: определить, можно ли только по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определённому виду.

1. Рассмотрите предложенные вам объекты.

1. Сделайте их морфологическое описание.

1. Какова основная цель классификации организмов?

2. Что такое вид и критерии вида?

3. Какие критерии вида вам известны?

4. Какова роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида? Приведите примеры.

5. Что такое популяция?

6. Почему биологические виды существуют в природе в форме популяций?

1. Составьте список известных вам видов растений и/или животных. Попытайтесь сгруппировать их по степени морфологического сходства.

Морфологический критерий. Сюда относятся такие растения:

К морфологическому критерию относят такие виды животных:

Экологические критерии. Сюда относят такие виды растений

К экологическим критериям относятся такие виды животных:

2. Объясните, почему нельзя выделить один универсальный критерий вида.

3. Изучив основной текст параграфа и познакомившись с дополнительным текстом, объясните, почему нельзя однозначно ответить на вопрос о количестве видов, живущих на нашей планете.

Источник

Биология — науки о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строе­ние и функции живых существ, а также их сообществ. Она вы­ясняет происхождение, распространение и развитие живых орга­низмов, связи их друг с другом и с неживой природой.

Живому миру характерно необычайное разнообразие. В на­стоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1 млн, видов животных, более 3 тыс. видов бак­терий и сине-зеленых водорослей, сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1—2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов — задача общей биологии.

Основные признаки живого. Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, т. е. является системой. Живые орга­низмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинст­ва неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный спо­соб описать жизнь — это перечислить основные свойства живых организмов.

1. Одна из наиболее примечательных особенностей живых
организмов — это их сложность и высокая степень организации.
Они характеризуются усложненным внутренним строением и со­
держат множество различных сложных молекул.

2. Любая составная часть организма имеет специальное на­
значение и выполняет определенные функции. Это относится не
только к органам (почки, легкие, сердце и т. д. ) и клеткам, но
и к внутриклеточным структурам и молекулам.

4. Организмы способны специфически реагировать на изме­
нения окружающей среды. Способность реагировать на внешнее
раздражение — универсальное свойство живого.

7. Для живого характерна способность к историческому раз­
витию и изменению от простого к сложному. Этот процесс назы­
вают эволюцией. В результате эволюции возникло все многооб­
разие живых организмов, приспособленных к определенным
условиям существования (см. форзац II).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *