Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении

Тест с ответами по теме: «Общеупотребительные слова»

1. Выберите вариант ответа, где указано, чем могут ограничиваться слова в своём употреблении:
а) законом
б) желанием людей
в) профессиями +

2. Верно ли, что необщеупотребительных слов больше, чем общеупотребительных?
а) нет
б) да +
в) не изучено

3. Выберите вариант ответа, где указано верное утверждение:
а) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
б) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. +
в) Жаргонизмы — слова, вышедшие из употребления.

4. Выберите вариант ответа, где указано предложение, в котором используется фразеологизм:
а) Еды было с гулькин нос. +
б) Что посеешь, то и пожнёшь.
в) Лето было жаркое.

5. Выберите вариант ответа, где указано не верное утверждение:
а) лошадь, конь — синонимы
б) бить баклуши — фразеологизм
в) слинять — диалектизм +

6. Выберите вариант ответа, где представлен диалектизм, используемый в представленном ниже предложении:
Всходы ржи на юге нашей страны называют зеленя.:
а) зеленя +
б) всходы
в) ржи

7. Выберите вариант ответа, где указан синоним слова «всходы» :
а) растения
б) ростки +
в) посевы

8. Отметьте предложение, в котором есть необщеупотребитель­ное слово:
а) Если вы хотите связать свою мечту с космосом, надо много и честно трудиться.
б) Пантелей Прокофьевич вошёл в курень.+
в) И степь, раскинувшись широко, в тумане дремлет…
г) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

9. Выберите вариант ответа, где находится необщеупотребительное слово:
а) компьютер
б) похилять +
в) ослепительный

10. Выберите вариант ответа, где находится общеупотребительное слово:
а) финка
б) бурак
в) ослепительный +

11. Выберите вариант ответа, где указано, чем могут ограничиваться слова в своём употреблении:
а) территорией +
б) законом
в) желанием людей

12. Отметьте предложение, в котором есть профессионализм:
а) Многие явления в природе помогают предсказать погоду.
б) Лингвистика — наука о языке.+
в) Самым дальним предком бумаги был камень.
г) Наука ускоряет наше движение вперёд.

13. Выберите группу, к которой относятся диалектные слова:
а) Общеупотребительные слова
б) Слова ограниченного употребления+
в) Специальные слова

14. Что такое диалектизм?
а) Особые слова национального русского языка, распространённые среди обитателей определённой территории+
б) Слова, употребляемые неграмотными людьми из низших слоёв общества
в) Слова-разновидности сленга

15. Выберите речь, в которой используются диалектизмы:
а) Письменная
б) Бытовая+
в) Художественная

16. Выберите пометку для диалектизмов в словарях:
а) диал.
б) обл.+
в) рай.

17. Словарь, в котором описан большой пласт диалектных слов:
а) Толковый словарь Ожегова
б) «Толковый словарь живого Великорусского языка» Даля+
в) Толковый словарь Ушакова

18. Отметьте верное утверждение:
а) Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов.+
б) Фразеологизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
в) Фразеологизмы — слова, вышедшие из употребления.
г) Фразеологизмы — это новые слова.

19. Отметьте предложение, в котором используется фразеологизм:
а) Я всю неделю трудился не покладая рук.+
б) Ученье без уменья — не польза, а беда.
в) Карболка — кристаллическое вещество своеобразного запаха.
г) Лес, точно терем расписной…

20. Отметьте неверное утверждение:
а) вкалывать — диалектизм+
б) краеугольный камень — фразеологизм
в) вода — общеупотребительное слово
г) богатырь, геркулес — синонимы

21. Отметьте предложение, в котором есть необщеупотребитель­ное слово:
а) Необыкновенной красоты листок оторвался от дерева и кружит в воздухе.
б) Никнет трава от жары.
в) Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма.+
г) Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

22. Отметьте неверное утверждение:
а) плавать у доски — жаргонизм
б) правда-истина — синонимы
в) косинус — диалектное слово+
г) несолоно хлебавши — фразеологизм

23. Определите значение диалектизмов «мозговатый», «смышлявый»:
а) глупый
б) быстрый
в) умный+

24. Слово, которое не является диалектизмом:
а) утирка
б) брунжать
в) бренчать+

25. Определите, что свойственно южно-русским говорам:
а) Неразличение «о» и «а»+
б) Неразличение «д» и «т»
в) Неразличение «ы» и «и»

26. Отметьте предложение, в котором есть профессионализм:
а) На тёмном фоне елового леса отчётливо видны яркие кра­ски клёнов и осин.
б) Знающий и умелый человек свободен в выборе своего пути, в выборе профессии.
в) В крупинке хролофилла содержится крахмал, который продолжает расти в точках соприкосновения с хролофил­лом.+
г) Прежде чем поставить цветы в вазу, стебли их подрежьте ножом.

27. Отметьте верное утверждение:
а) Профессионализмы — это слова, употребляемые жителя­ми той или иной местности.
б) Профессионализмы — это слова, связанные с особенно­стями работы людей той или иной специальности.+
в) Профессионализмы — это общеупотребительные слова.
г) Профессионализмы — это слова, близкие по значе­нию.

28. Отметьте предложение, в котором используется фразеологизм:
а) У порога в дёжке квас.
б) Солнце светило тускло.
в) Я каждый день чуть свет встаю.+
г) Синонимы украшают нашу речь.

29. Отметьте верное утверждение:
а) Диалектные слова не фиксируются в словарях
б) «Рукотёрник» — сленговое слово
в) Диалектизмы относятся к словам ограниченного употребления+

30. Что такое диалект?
а) Акцент
б) Народный говор+
в) Народный словарный запас

Источник

Неправильное употребление слов

С ляпами плохого согласования слов и частей предложения мы немного разобрались в предыдущей статье, где встретились еще и с примерами неправильного употребления слов и выражений. Сегодня именно об этом и пойдёт речь.

№1
«И стройный стан, и пышный хвост!
И за нее ПОДНЯЛИ тост».

№2
«И нежных слов струящийся поток,
СКОЛЬЗЯЩИЙ по открытой нежной коже,…»

№3
Когда порой осенней ветрость-мгла
Терзала нервы, волком злобным воя,

№4
«…Льётся бережно пламя заката
На земли белоснежный покров.

По предметам скользит, озаряя
Бесконечные зимние сны….»

№5
«Подъезд был ПО-ДОМАШНЕМУ изгажен,
Лифт раскурочен, но не в этом даже
Особенность явления…»

№6
«Мой сероглазый облик русый»

№7
«Она летит откуда-то с небес,
Рождаясь по велению руки
Художника, несущего свой крест
ЗАПЕЧАТЛЕНЬЕМ ВРЕМЕНИ В МАЗКИ.

Она заметна одному ему,
И впереди трудов над ней не счесть.
Она возможна только потому,
Что ИСТОГО творца задета честь

И. с той минуты всё пошло не так.
(Нередкость в череде привычных дней).
Художник молча вытер свой ВЕРСТАК
И тихо ВЫШЕЛ. ВСПОМИНАТЬ О НЕЙ!»

№9
«Я кружева плету из слов,
За словом слово НАНИЗАЮ.
Узоры, пришлые из снов,
Сама порой не понимаю».

№10
«И забыв тревоги и печали,
Петь, плясать до самого утра,
А ГЛАЗА Б ТАИНСТВЕННО МЕРЦАЛИ
И манили в отблесках костра…»

№11
«ГЛОТОК ЛЮБВИ ОТ НАШИХ МУК,
Осталась горечь расставанья,
Не мил мне без тебя ДОСУГ,
Все мысли о тебе, терзанья.

СТРУНА НАТЯНУТА ДО БОЛИ,
Замкнулся круг, всему ВЕНЕЦ,
Потери нет, умру от горя…

весь мир, НЕ КАСАЮЩИЙ
Нас с тобой в любви..

И все ж, спасибо миру
За миг волнующей любви,
За легкую певунью-лиру,
За ПРИКАСАНИЯ твои. »

№12.
«Терпкий запах кроны можжевела,
МЕЛКИЙ И НЕЯРКИЙ ЦВЕТ олив.
Где ж та ветвь, что над землёй висела,
забытьЯ мгновения дарив?»

№13.
«Снежок на склонах шапки слОжил, (. )
Нет, не закончилась весна,
Когда в душе ручей вдруг ожил,
Когда мне стало не до сна…»

№14
«Больно мне, когда буровит ветер
Желтую, пропащую листву
И ночами часто он замечен
Бьет, когда дождями по стеклу.

Больно мне и боль невыносима,
От настойчивого скрипа в тишине,
Осень запоздалая, без грима,
Требует внимания к себе.

Больно мне, когда тревожит сердце
И щемит необъяснимая тоска,
Приглушила жизнь звучанье скерцо,
Отдает пульс болью у виска.

Больно от того, что некто лезет в душу,
Мысли, намотав на свой язык,
Грязным содержанием наружу.
Все равно мне, дама иль мужик.

Больно от наскучивших мгновений,
Их терЕбит поминутно час.
Если вдруг не спится. Не от лени.
Просто сны летают возле глаз.

Мир украсьте добрыми делами,
Дайте тем прощение душе!
И в людей обидными словами
Не бросайтесь.
Зло вернется скоро и вдвойне!»

На этом остановимся. С уважением, ваша Алкора

Источник

Общеупотребительные слова

Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Смотреть фото Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Смотреть картинку Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Картинка про Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Фото Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении

Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Смотреть фото Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Смотреть картинку Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Картинка про Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Фото Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите правдивые утверждения.

Варианты ответов
Вопрос 2

Выберите общеупотребительное слово.

Варианты ответов
Вопрос 3

Выберите необщеупотребительное слово.

Варианты ответов
Вопрос 4

Чем могут ограничиваться слова в своём употреблении?

Варианты ответов
Вопрос 5

Выберите слова, употребление которых ограничено территорией.

Выберите несколько вариантов ответа.

Варианты ответов
Вопрос 6

Укажите, где правда (ДА), а где ложь (НЕТ).

Варианты ответов
Вопрос 7

Выберите слова, употребление которых ограниченно профессиональной деятельностью человека.

Варианты ответов
Вопрос 8

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина. К какому типу лексики относится выделенное слово?

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Варианты ответов
Вопрос 9

Правильно сопоставьте слова с их характеристиками.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа.

Варианты ответов
Вопрос 10

Прочитайте отрывок из стихотворения В. Высоцкого. К какому типу лексики относится выделенное слово?

Источник

Урок 8 класс «Слова,ограниченные в в употреблении.Сленг в нашей жизни»

Урок-исследование в 8 классе

«Слова, ограниченные в употреблении.

Сленг в нашей жизни».

Цели урока: познакомить с явлением «язык в языке» на примере сленга;

формировать умения выдвигать гипотезу, проверять её, устанавливать закономерности, искать факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы и установленной закономерности;

развивать навыки исследовательской, сопоставительной, творческой деятельности, систематизации материала в единое целое;

прививать речевую культуру.

1. Проведение группой учащихся (2-Зчел.) предварительного опроса среди знакомых:

— Пользуетесь ли вы сленгом?

— Ваше любимое сленговое слово.

2. Запись данных об опрошенных людях:

— Наличие вкуса в одежде.

— Любимое времяпрепровождение (в семье, с друзьями). Оборудование:

Доска: тема, определение слова сленг на внутренней поверхности доски, нарисованы круги для диаграммы Венна.

Раздаточный материал: отпечатанные тексты с жаргонным и литературным вариантами отрывка «Слова о полку Игореве», стихотворение «Русский язык» И.С.Тургенева.

I. Организационный момент.

Учитель: Мы проводим не просто урок, а урок с элементами исследования. Почему мы проводим? Потому что исследователями вопроса, первооткрывателями будете вы. Запишите тему урока. Сегодня нам, я думаю, будет интересно не только ближе познакомиться со сленгом как языковым явлением, но и исследовать проблему его возникновения, использования и дальнейшей судьбы в нашей речи.

II. Столкновение с проблемой.

Учитель: Вы часто слышите от взрослых: «Как ты говоришь? Не используй сленг! Я тебя не понимаю, говори нормально!»

Оказывается, сленг раздражает некоторых людей, особенно взрослых. Но, больше того, он накладывает отпечаток и на внешность людей.

Как же выглядит человек, к которому обращаются с такими замечаниями взрослые люди? Как одевается? Какие эмоции у него преобладают? Юноша это или девушка? С кем он общается?

Ученик: Это наш ровесник. Нормально выглядит.

Ученик: Он некультурный, плохо учится.

Ученик: А по-моему, он знает, как надо, но не хочет говорить среди одноклассников очень грамотно. Тем более, иногда надо сказать коротко, передать эмоции в одном слове.

Учитель: Давайте проверим ваши версии, послушаем исследовательскую группу учащихся (ведь со стороны виднее) и составим устный портрет среднестатистического человека, пользующегося сленгом.

1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПРОСА

Ученик: Мы опросили ​ человека. ​ из них признались, что

одноклассники (14 лет), ​ ребят из 10 класса (16 лет) и ​ молодых

людей 19,21 и 23 лет. Чаще всего сленгом пользовались юноши

( ​ человек). Ребята, использующие сленг, в большинстве случаев

вели себя грубовато, развязно или очень напористо, эмоционально. В одежде преобладал молодёжный стиль. Иногда наблюдалась даже вызывающая небрежность, неаккуратность. Нам не встретился ни один учащийся в выглаженном костюме, с белоснежной рубашкой, говорящий на сленге. Чаще всего опрошенные ребята всё свободное время проводят в общении с ровесниками или в Интернет-клубе.

Учитель: Итак, нарисуйте обобщённый словесный портрет человека, использующего сленг в своей речи.

Ученик: Это энергичный молодой человек (реже девушка)

14-25 лет. По характеру чаще всего самоуверенный, резковатый, раскованный. Одевается несколько небрежно. Я даже представил себе пиджак, надетый на майку с жёлтым галстуком. Отдалённо имеет представление о высших ценностях, культуре поведения. Больше времени проводит в молодёжной среде, чем с родителями или людьми старшего поколения.

Хорошо, если в конце словесного рисования учитель вывесит предположительный готовый портрет человека, пользующегося сленгом.

2. ПЯТИМИНУТКА ПОНИМАНИЯ (создание мотивации научного подхода к проблеме).

1. Что я знаю по теме урока

2. Что я хочу узнать

4. Как применить в жизни полученные сведения

5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные

в конце урока или | в течение урока 1

Ш. Выдвижение рабочей версии исследования.

Учитель: Что же такое сленг? Для чего он служит? Нужен сленг или нет?

Учитель: Итак, запишем пока на доске вашу версию:

определённой среде, но неуместен в другой.

Работа с информацией состоит из нескольких классических этапов:

3. Обобщение и систематизация. Ознакомившись с тем, что знают о предмете исследования ученики, учитель даёт дополнительную информацию.

1. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОПРОСА.

Учитель: Обратимся к толкованию слова СЛЕНГ.

Открывается определение на доске.

Такое определение даёт «Энциклопедия Аванта+». Запишем его.

Молодая девушка пришла устраиваться на работу.

— Вот ваше рабочее место.

— А вы какое-нибудь ещё слово знаете?

— Не знаю. Знаю, что нипггяк.

О чём говорит этот анекдот?

Ученик: О низком уровне культуры, неразвитости литературного языка у девушки. Она не может подобрать нужные для ответа слова, так как у неё бедный словарный запас.

Учитель: Девушка не могла обойтись без сленга А мы можем? Что бы мы потеряли, искоренив сленг?

Ученик : Я думаю, ничего. Без него можно и обойтись.

Учитель: Можно ли заменить сленговые слова?

В работу с новым материалом плавно вписывается исследовательская работа ребят. Они учатся различать похожие, но не идентичные языковые явления, занимаются сбором уже известных данных и их систематизацией с использованием интерактивных методов (диаграмма Венна).

2. ЗАПОЛНЕНИЕ ДИАГРАММЫ ВЕННА.

— Для кого характерно использование (возраст).

— Цель создания «языков в языке».

— Негативная или позитивная лексика? Отношение окружающих.

— Допустимость в общении.

— Развитие письменной формы.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Молодёжный сленг и ненормативная лексика неравнозначны: сленг более толерантен по отношению к окружающим, преследует в основном другие цели. Однако это нелитературные разновидности языка, словарный запас в них маленький, к ним обоим наблюдается негативное отношение окружающих.

3. АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА, УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКОЙ.

А) Составление словарика сленга.

Учитель : А каков ваш сленговый запас? Попробуйте
проанализировать свою речь с этой точки зрения. Давайте выясним и

то, насколько вы можете владеть общеупотребительными словами, «переводя» опусы ваших сверстников.

Задание. Составить словарик сленга из тех слов, которые вы употребляете. Работаем в парах. Потом от пары вы выдвигаете 2-3 наиболее ярких слова для занесения их в общий словарь на доске. Обобщение собранных сведений в единый словарик (доска). Один из возможных получившихся вариантов, обобщённый.

Учитель может комментировать происхождение некоторых слов.

Баксы — наименование валюты США.

Западло — пакость, негативный отзыв о каком-либо лице.

Классный — положительная характеристика лица или предмета.

Классно — от классный.

Мелкий — презрительное наименование младшего.

Обалденный — высшая степень положительной оценки предмета, события.

Отпадный, отпад — высшая положительная характеристика лица, предмета или события.

Припереться — неожиданно прийти; прийти, когда не ждали.

Припухнуть — обнаглеть, много возомнить о себе, зазнаться; делать то, 1 что не положено по рангу.|

Тормозить — медленно, туго соображать.I

Улётный — высшая положительная характеристика лица или предмета. | Улёт — (от улётный) высшая степень положительной оценки предмета, | события.|

которой все придерживаются. Наш словарь несовершенен.1

Найдите сленговые слова, которые вы употребили и при толковании. Как их избежать?|

Ученик: Тупой, доставать. Их можно им убрать изI

многократно повторяющееся.I

К исследовательскому виду работы можно отнести и ​ 1

переводческую деятельность. На этом этапе учащиеся обращают внимание на скудность языкового запаса сленга, его бедность с точки | зрения языковых средств и делают под руководством учителя ​ 1

Учитель: Сленг существует в различных языках. В родственном украинском языке также развивается сленг.

Задание: перевести текст древнерусского произведения|

«Слово о полку Игореве» с украинского сленга на русский (или украинский) литературный язык, сравнить с оригиналом.

«Слово о полку 1 горев 1 м»

Учитель: Сравните с литературным вариантом данного отрывка. Изменился ли текст? Стал он богаче или беднее с точки зрения выразительности?

Ученик: Да, текст сильно изменился, стал более понятен, приобрёл плавность, красоту, раскрыл лексическое богатство.

Учитель’. С какими трудностями сталкивались при переводе?

Ученик : Самым сложным было подобрать нужные слова, они будто выскальзывали из головы. Словарный запас у нас не очень хороший.

Учитель: Теперь попробуйте «перевести» на сленг очень известное стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык».

Заслушиваются варианты учащихся.

правильному выводу задача учителя.

Учитель: Что потеряло при этом стихотворение и что приобрело?

Ученик: У меня ничего не получилось. Мне слов сленговых не хватило. Их мало.

Ученик: Что потеряло. Да всё потеряло! От него ничего не осталось. А было стихотворение! И сленгового варианта не получилось. Приобрело оно более жёсткий характер, стало какое-то колючее, грубое.

Учитель: Можно ли сленговым вариантом стихотворения восхищаться, как восхищались произведением Тургенева многие поколения?

Ученик: Нет, восхищаться им нельзя!

Учитель: В теме нашего урока есть фраза «Слова, ограниченные в употреблении». Кто должен ограничивать это употребление?

Ученик: Наверное, учёные должны устанавливать границы употребления.

Учитель: А признаться в любви вы смогли бы на сленге?

Ученик: Это уж точно нет.

Учитель: Вот именно! Все вы правы. Сленг не может быть объектом восхищения и подражания. От сленгового текста веет грубостью. И запас сленговых слов весьма ограничен, поэтому такой вариант языка не способен «украсить» нашу речь.

V. Выдвижение итоговой версии исследования.

Учитель: Вернёмся к нашей версии, выдвинутой в начале урока. Что теперь мы можем сказать? Опровергли мы её или доказали?

Элементом творческой деятельности является составление «вредных советов».

VI. Подведение итогов исследования.

1. «ВРЕДНЫЕ СОВЕ™» КАК ИТОГ ИССЛЕДОВАНИЯ.

доказательство от противного. ​ |

Ученики: Если вы сегодня утром

Не сказали слова «супер», Протянув «клешни» к «кормушке», Не дожить вам до обеда!

Если «тормоз ты по жизни»,

Чаще сленг используй в речи,

Обрастай, «братан», «хвостами»

На уроках красноречья.

И тогда ты будешь самый Лучший «чайник» на планете!

У читель: Как вы думаете, надо ли исследовать сленг и с какой целью?

Учитель обращает внимание на кроссворд из газеты (подобрать заранее), на анекдот с использованием сленга, написанный отдельно.

Объявление в библиотеке для новых русских:

«Братва! Толстых, в натуре, было несколько!

Если не в облом, называйте имя».

Скажите, исходя из всего, что мы узнали о сленге, с вашей точки зрения, нужен сленг или нет?

3. ПЯТИМИНУТКА ПОНИМАНИЯ.

Учитель: Чтобы подвести итог, ответим на оставшиеся вопросы таблицы и сдадим её.

Примерные ответы на вопросы таблицы:

■ ​ Геуп^Р^пьные и необщеупотребительные

(диалектные, профессиональные, жаргонные).

— Я догадываюсь, что такое сленг, знаю, что сленговые слова загрязняют лексику.

2. Что я хочу узнать?

— Откуда берутся сленговые слова?

— Чем отличается жаргон от сленга?

— Что это интересная тема.

это языковое явление, близкое к жаргону, арго. Оно делает речь некрасивой, грубой, засоряя её.

— Что сленг использовали и до нас.

— Мы часто не замечаем сленг.

4* Как применить в жизни полученные сведения?

— Не употреблять сленг в общении.

— Нужно знать, что, когда и с кем говорить.

— Можно следить за своей речью и знать точный смысл того, что ты говоришь.

5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные.

— Сколько примерно существует сленговых слов?

— А у взрослых тоже есть сленг, или они разговаривают на молодёжном жаргоне?

— Все вопросы оговорены.

Проектная деятельность (групповые и индивидуальные задания). Создание книги «Молодёжный сленг» со следующими разделами:

Источник

10 слов и выражений, которые раздражают тех, кто разбирается в нормах русского языка

Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Смотреть фото Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Смотреть картинку Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Картинка про Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении. Фото Чем не могут ограничиваться слова в своем употреблении

1. «Крайний раз»

В последнее время употребление слова «крайний» вместо прилагательного «последний» возросло в несколько раз. Всё дело в том, что люди видят в слове «последний» негативный оттенок. Практически никто не будет задавать вопрос «Кто последний в очереди?» или «Что ты делал в последний день недели?», но оправдана ли такая замена?

Слово «крайний» употребляли люди, чья профессия была связана с высоким риском для жизни, — летчики, альпинисты, подводники. Для людей этих специальностей слово «крайний», можно сказать, профессиональный сленг. Они старались исключить из своей речи слово «последний», чтобы их путешествие и правда не стало последним в жизни.

Но всем остальным филологи советуют не делать такую необоснованную замену и не бояться прилагательного «последний».

2. «Займи мне денег»

Это словосочетание всем сердцем ненавидят те, кто понимает, как нужно говорить правильно. Если ты хочешь взять у кого-то деньги на определенный срок, то есть в долг, нужно сформулировать просьбу так: «Одолжи мне денег» или же «Можно занять у тебя денег?» Нельзя просить кого-то занять тебе деньги, потому что слово «занять» имеет значение «взять взаймы», то есть, говоря максимально упрощенно, ты вкладываешь в эту фразу другой смысл.

3. «Оплатить за проезд»

Одна из самых распространенных ошибок в речи, особенно у людей, которые часто пользуются общественным транспортом. Запомни: проезд можно только оплачивать (ну или платить за него).

«Оплатить» — это переходный глагол, который может сочетаться с существительными в винительном падеже без вспомогательных предлогов. Так что не отягощай свою речь лишними словами и не своди с ума филологов.

4. «Оплата по карте»

Похожая ситуация обстоит и с этой фразой — помнишь про переходный глагол «оплатить»? Так вот, здесь ему тоже не нужны предлоги. Ты же не говоришь «оплатить по деньгам»?

Попробуй задать проверочный вопрос: оплатить что? (товар, услугу, покупку), оплатить чем? (деньгами, бонусами, картой). Так что, если вдруг тебе захочется сказать «оплата по карте», вспомни эту небольшую подсказку.

5. «Присаживайтесь»

«Присаживайтесь» звучит неуклюже, хотя многие из нас даже не задумываются об этом. Просто однажды вдруг возникло негласное правило, что вместо «садитесь» следует употреблять глагол «присаживайтесь». Некоторые объясняют эту тенденцию тем, что слово «садитесь» будто бы вызывает тюремные ассоциации.

Если начать разбираться в значении глагола «присаживайтесь», можно выделить такие определения: присаживаться — значит опускаться на полусогнутых ногах или сесть куда-либо на короткое время (пример: присесть на дорожку). Так что твое предложение присесть собеседник может воспринять не как вежливый жест, а как попытку сократить разговор, быстрее выпроводить его откуда-либо. Запомни: если хочешь вежливо пригласить кого-то сесть — говори «садитесь».

6. «Денежка», «человечек», «днюшка»

А также «винишко», «печалька», «вкусняшка» и другие слова, над которыми знатно поиздевались, прежде чем сказать (написать) их. Это интернет-сленг, который стремительно выходит за пределы Сети. Взываем к твоему здравомыслию: у тебя есть возможность остановить всемирное помешательство на уменьшительно-ласкательных суффиксах! Да, возможно, это неплохой способ показать свою доброту, но излишняя склонность к смягчению слов невероятно раздражает окружающих.

Дома или в компании друзей используй эти слова в тех количествах, которые позволяют тебе поддерживать отношения с близкими. А вот в присутствии знакомых или коллег лучше воздержаться от этого. Литературный язык, конечно, дружелюбен, но уменьшительно-ласкательными формами слов злоупотреблять не стоит. Не переходи границы.

7. «Скучаю за тобой»

Конечно, люди скучают по-разному: кто-то скучает «по вас», кто-то — «по вам», а кто-то и вовсе — «за вами». Но скучать нужно уметь правильно, и мы попробуем научить тебя этому нелегкому искусству.

Во многих словарях фраза «скучаю по вас» отмечена как устаревшая. Чего не скажешь о выражении «скучаю по тебе» — на сегодняшний день это самый бескомпромиссный вариант. К тому же вернемся к излюбленному методу проверки — к вопросам. Ты же скучаешь не за кем-то («за тобой») — скучать можно лишь по кому-то.

8. «Закончил школу/университет»

Так повелось, что школу, университет, техникум и другие образовательные организации «заканчивают». На деле же это одна из самых популярных ошибок, не более.

Глаголы «окончить» и «закончить» передают схожий смысл, но только в значении «доводить дело до конца, завершать что-либо». К примеру, ремонт можно и окончить, и закончить. Если же речь идет о завершении обучения, правильно будет говорить «окончил»: «окончил школу», «окончил курсы» и т. д. Если ты боишься запутаться, запомни, что выпускников поздравляют именно с окончанием чего-либо.

9. «Предоставленные неудобства»

«Приносим извинения за предоставленные неудобства» — слышал ли ты хоть раз в жизни эту фразу? Если да, то теперь ты знаешь, что мало просто извиниться — нужно еще и постараться сделать это грамотно.

Словосочетание «предоставленные неудобства» — это обыкновенная речевая ошибка, которую часто допускают из-за неверного употребления паронимов «доставить — предоставить».

Дело в том, что глагол «предоставить» имеет значение «дать какую-либо возможность». Можно предоставить какие-либо услуги или привилегии. Глагол «доставить» имеет сразу несколько значений: привезти/принести что-либо в определенный пункт («доставить пиццу») и оказать влияние на получение чего-либо («доставить неприятности»).

Неудобства нельзя предоставить. Правильно говорить: «Приносим извинения за доставленные (или причиненные) неудобства».

10. «Ты с Ростова?»

Стоит отметить, что никаких претензий к городу мы не имеем — речь идет именно об употреблении предлога «с».

Запомни: предлог «в» употребляется как антоним предлогу «из», а предлог «на» — антоним «с». То есть если кто-то едет «в» Ростов, то возвращаться он будет «из» Ростова. По аналогии: если кто-то уехал «на» Камчатку, то приедет он «с» Камчатки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *