Что изучает анатомия и физиология человека назовите
Что изучает анатомия и физиология человека назовите
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
Анатомия и физиология как наука. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом»
План: Положение человека в природе. Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости тела человека. Анатомическая номенклатура. Конституция человека, морфологические типы конституции. Определение органа. Системы органов.
В результате освоения дисциплины «Анатомия и физиология» : СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Что изучает анатомия. Что изучает физиология. Части тела человека. Отделы головы, туловища, конечностей. Полости тела человека, в которых расположены органы. Анатомические термины: верхний, нижний, передний, задний, медиальный, латеральный, проксимальный, дистальный, внутренний, наружный, поверхностный, глубокий. Конституция, определение, типы конституции (гипертонический, астенический, нормостенический). СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека
Свойства организма: размножение рост развитие изменчивость обмен веществ раздражимость умирание
Анатомия человека (от греч. anatome — рассечение, расчленение), – это наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и влиянием окружающей среды. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды. Анатомия и физиология как науки
Физиология человека – это наука, изучающая механизмы функционирования организма (и составляющих его органов, клеток и тканей) в его взаимосвязи с окружающей средой. Физиология изучает деятельность живого организма в целом, зависимость ее от влияний внешней среды, а также работу отдельных органов и систем. Анатомия и физиология как науки
Гиппократ Леонардо да Винчи У. Гарвей Краткий очерк истории развития анатомии
М. В. Ломоносов Ж. Б. Ламарк Ч. Дарвин
И. И. Мечников К. Линней
Методы изучения организма человека Методы исследования строения человеческого тела Исследование трупного материала: вскрытие (рассечение, расчленение) распиливание вымачивание макроскопия микроскопия инъекционный метод метод коррозии (разъедания) гистология цитология Исследование живого организма: осмотр тела и его частей пальпация перкуссия аускультация рентгенография рентгеноскопия и т.п. эндоскопия, эхолокация (УЗИ) компьютерная томография магнитно-резонансная томография антропометрия
Методы изучения организма человека Экспериментальные методы: наблюдение экстирпация наложение фистулы катетеризация денервация и пр. моделирование процессов Инструментальные методы: ЭКГ ЭЭГ миография Биохимические методы Методы исследования физиологических процессов
Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция). Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым: · молекулярный · клеточный · тканевой · органный · системный
Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью. Механизмы самоудовлетворения: · врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов) · приобретенные (сознательное поведение, психические реакции) Структуры удовлетворения потребностей: 1. исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная) 2. регуляторные (нервная и эндокринная)
Части тела человека шея туловище верхние конечности нижние конечности голова
Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.
Оси и плоскости тела человека Предназначены для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга Исходное положение тела: человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед Плоскости: сагиттальная – срединная (медианная) (расположена вертикально и ориентирована спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела), делит тело на правую и леую половины фронтальная – вертикальная, ориентирована перпендикулярно к сагиттальной, отделяет переднюю часть тела от задней (по своему направлению соответствует плоскости лба) горизонтальная, ориентирована перпендикулярно сагиттальной и фронтальной и отделяет расположенные ниже отделы тела от вышележащих Две половины тела — правая и левая
Оси и плоскости тела человека Оси вращения: вертикальная, направлена вдоль тела стоящего человека (по этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод), совпадает с продольной осью, которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве или вдоль конечности, или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими размерами фронтальная (поперечная), по направлению совпадает с фронтальной плоскостью, ориентирована справа налево или слева направо сагиттальная, расположена в передне-заднем направлении (как и сагиттальная плоскость).
Анатомическая номенклатура 2. Анатомические термины для обозначения положения верхней и нижней конечностей: проксимальный отдел (ближайший к туловищу), находится ближе к туловищу дистальный отдел – удаленный от туловища ладонный – находящийся на стороне ладони – поверхность верхней конечности относительно ладони подошвенный – находящийся на стороне подошвы – поверхность нижней конечности относительно подошвы
топографические линии грудной клетки
Анатомическая номенклатура 3. Анатомические термины для определения проекции границ органов на поверхности тела (ориентированы вдоль тела): передняя срединная линия – вдоль передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами задняя срединная линия – вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков окологрудинная линия – по краям грудины, среднеключичная (сосковая) линия проходит через середину ключицы (совпадает с положением соска молочной железы) передняя подмышечная линия – от одноименной складки в области подмышечной ямки средняя подмышечная линия – от самой глубокой точки подмышечной ямки задняя подмышечная линия – от одноименной складки лопаточная линия проходит через нижний угол лопатки околопозвоночная линия – вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков)
Конституция человека типы телосложения человека: долихоморфный ( от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brdchys — широкий), имеющий короткое широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный ( от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).
мезоморфный (промежуточный) тип (нормостеник) Морфологические типы конституции долихоморфный тип (астенический) брахиморфный тип (гиперстеник)
Система органов – это комплекс органов с общим: происхождением развитием строением функцией Системы органов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация к занятию по дисциплине «Анатомия и физиология человека» специальность Лечебное дело
Номер материала: ДБ-1453309
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
(ГБПОУ «СОМК»)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контролирующий блок
(задания в тестовой форме)
По дисциплине
ОП.03. Анатомия и физиология человека
Специальность
Лечебное дело
СПО углублённой подготовки, очная форма обучения
Екатеринбург 2020г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры
от «18 » марта 2020 г.
Г.А. Никитина
Ф.Ф. Беляева, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж»;
Е.В. Плешкова, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
Содержание
Для самостоятельной подготовки студентов к промежуточной аттестации, предлагается ознакомиться с банком тестовых заданий.
Инструкция для выполнения задания: из предложенных вариантов тестовых заданий выберите один правильный ответ.
Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека
1. Анатомия изучает:
1. форму, строение и развитие организма
2. функции живого организма, его органов, тканей, клеток
3. взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой
4. влияние жизни и труда на здоровье человека
2. Физиология изучает:
1. форму, строение и развитие организма
2. функции живого организма, его органов, тканей, клеток
3. взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой
4. влияние жизни и труда на здоровье человека
3. Плоскость, которая делит тело на правую и левую половины, называется:
4. Плоскость, которая делит тело на переднюю и заднюю части называется:
5. Плоскость, которая отделяет вышележащие области тела от нижележащих, называется:
6. Точка, расположенная ближе к середине тела:
7. Точка, расположенная дальше от середины тела:
8. Точка, расположенная на конечности ближе к туловищу:
9. Точка, расположенная на конечности дальше от туловища:
10. Отдел тела, включающий голову и шею:
11. Отдел тела, расположенный ниже пупка:
12. Ось, проходящая через тело человека сверху вниз:
Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии.
1. элементарная живая система, состоящая из цитоплазмы и ядра
2. совокупность жидкостей организма, находящихся внутри него
3. общность клеток и межклеточного вещества, объединённых единством происхождения, строения, и функции
4. общность клеток, имеющих различное происхождение, обладающих способностью к фагоцитозу
2. Классификация тканей по группам:
1. эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная
2. защитная, обменная, секреторная
3. защитная, опорная, трофическая, пластическая
4. опорная, обменная, защитная
3. Различают виды эпителия:
1. покровный, железистый
2. коллагеновый, эластический
3. гиалиновый, эластический, волокнистый
4. гладкий, поперечнополосатый
4. Однослойный плоский эпителий содержат:
5. Многослойный плоский ороговевающий эпителий содержат:
6. Мерцательный эпителий встречается в:
7. Рыхлая волокнистая соединительная ткань содержит волокна:
1. покровные, железистые
2. коллагеновые, эластические
3. гиалиновые, эластические, волокнистые
4. гладкие, поперечнополосатые
8. Различают е виды хряща:
Науки, изучающие организм человека
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.
Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.
Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных. Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.
Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:
2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.
Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.
Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).
Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.
Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.
Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.
Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.
Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.
Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.
Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.
Становление наук о человеке
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».
Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.
Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.
Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.
Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.
Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.
И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.
Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.
И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.
Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.
И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.
И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.
А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.