Что изобретено раньше велосипед летательный аппарат или паровоз
Частенько ошибочные представления о хронологии событий закрепляются в сознании чуть ли не целого поколения. К примеру, большинство из нас убеждено, что велосипед существует на свете давным-давно и не надо его изобретать, а вот паровоз, дитя технической революции, появился гораздо позже. Оказывается,
ничего подобного! Первый велосипед был изобретен в 1884году. За 60 лет до этого, в 1818-м, немецкий профессор барон Карл фон ДРЕЗ запатентовал двухколесный самокат с деревянной рамой, он выглядел в целом как велосипед, но у него не было педалей, отсюда и название – «машина для бега». Но даже если взять за точку отсчета самокат, паровоз появился все равно раньше! Первый прототип был сделан во Франции в 1769-м, а первый рельсовый паровой локомотив – в 1801 году.
В нашем сознании Гражданская война между Севером и Югом в США – событие далекой истории, а первое в мире метро – это практически современность в сравнении с теми баталиями. И снова заблуждение! Первая линия лондонского метро под названием «Metropolitan Railway» была открыта в 1863 году. В это время в США все еще активно шла война между Севером и Югом. Она закончилась в декабре 1865 года, когда была принята 13-я поправка к Конституции – об отмене рабства.
Еще один факт, который удивит многих. Черепаха Гариетта, которая умерла в 2006 году, когда-то принадлежала Чарльзу ДАРВИНУ– великому ученому, который, как подсказывает нам память, жил в XIX веке. Черепашка же родилась примерно в 1830 году на одном из Галапагосских островов. Дарвин подобрал ее во время кругосветной экспедиции. Черепаха была перевезена сначала в Англию, а затем в Австралию. В 2006 году Гариетта умерла от сердечной недостаточности в возрасте 177 лет. В таких случаях мы обычно говорим: вроде бы все понятно, но в голове не укладывается…
А как вам такое: компания видео- и компьютерных игр Nintendo и Эйфелева башня появились одновременно. Знаменитая башня во Франции была построена в 1889 году. Крупнейшая японская компания была основана осенью того же года, просто тогда, до эры компьютеров, она производила другую продукцию.
Они были первыми
Революция на транспорте (как впрочем, в промышленности и сельском хозяйстве) началась в конце XVIII века, когда в начале русский теплотехник Иван Ползунов, а затем англичанин Джеймс Уатт изобрели паровую машину. Именно паровая машина позволила создать транспортную самодвижущуюся единицу теоретически любой мощности, движение которой не зависит от направления и скорости ветра. В результате этого изобретения появились паровозы, пароходы и даже проекты паровых самолетов.
|
Первые в мире паровозы были созданы английскими изобретателями Ричардом Тревитиком в 1803 г. и Джоржем Стефенсоном в 1829 г. (рис. 2, а).
В России первые паровозы (рис. 2, б) сконструировали и построили на Нижнетагильском заводе в 1834 г. крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы. Для построенной в России в 1837 г. Царскосельской железной дороги протяженностью 26,3 км паровозы были закуплены в Англии и Бельгии.
Рис. 2.. Паровозы: а — Дж. Стефенсона «Ракета» (Великобритания, 1829 г.); б — Черепановых (Россия, 1834 г.) |
Первый в мире речной колесный пароход «Клермонт» построен в 1807 г. американским изобретателем Робертом Фултоном. Этот пароход был оснащен паровой машиной мощностью 20 л. с. (14,7 кВт) и имел длину 43 м. Он совершал регулярные рейсы протяженностью 150 миль по Гудзону от Нью-Йорка до Олбани. Спустя два года паровое судно было построено в Канаде, затем в Великобритании (1812 г.) и, наконец, в России (1815 г.). Адмиралтейским судостроительным заводом
(г. С.-Петербург) был спущен на воду пароход «Елизавета»
с паровой машиной мощностью 4 л. с. (3 кВт).
Первые российские пароходы (рис. 3) ходили под парусами.
В начале 30-х годов XIX века Ижорский завод
освоил производство паровых машин мощностью 240 л. с. (176,6 кВт). Это положило начало широкому использованию таких машин особенно на речных и морских судах.
В первой половине XIX века между Англией и Северной Америкой, а также между Англией и ее владениями в Индии организуются океанские пароходные линии. Построенный в Англии в 1853 г. пароход «Грейт Истерн» для транспортных связей с Индией имел длину 207 м, ширину 25 м, водоизмещение свыше 27 тыс. т. На нем были установлены паровые машины общей мощностью 7,5 тыс. л. с, или 5500 кВт.
Для сокращения сроков доставки грузов и пассажиров между Европой и странами Восточной Азии в 1859-1869 гг. был построен Суэцкий судоходный канал длиной 164 км. Его ширина 22 м, а глубина 7,5 м. К этому же времени относится начало строительства крупных паровых нефтеналивных танкеров.
На рубеже XIX и XX веков тоннаж мирового парового флота (13,5 млн. т) превысил тоннаж парусного флота (8,2 млн. т).
Первый, получивший практическое применение двигатель внутреннего сгорания, был сконструирован французским механиком Этъеном Ленуаром в 1860 г. Этот двигатель работал на горючем (светильном) газе и конструктивно мало отличался от паровых машин.
В 1867 г. немецкие изобретатели Н. Отто и Э. Ланген создали более совершенный газовый двигатель внутреннего сгорания, и спустя 11 лет Н. Отто построил первый четырехтактный двига-11-hi», в котором горючая смесь перед воспламенением подвергалась в цилиндрах предварительному сжатию. Временем рождения м томобиля и мотоцикла с бензиновыми двигателями внутреннего его рания стали 80-е годы XIX века. В 1885 г. немецкий изобретатель ИЗ г. Мангейма Карл Бенц сконструировал и построил трехколесную повозку с горизонтальным одноцилиндровым бензиновым двигателем. Она двигалась со скоростью 15 км/ч.
Его соотечественник Готлиб Даймлер изобрел более совершенный четырехтактный бензиновый двигатель, имеющий вдвое больший КПД, чем двигатель Карла Бенца. Он установил его на мотоцикле, а затем на четырехколесной повозке. Первые автомобили, созданные в Германии, изображены на рис. 4.
Рис. 4. Первые автомобили Карла Бенца и Готлиба Даймлера (Германия)
Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания не сразу занял ведущее положение среди средств наземного безрельсового транспорта. Продолжалось производство паромобилей, ставились опыты по созданию электромобилей. Лишь в 90-х годах XIX века возникла новая отрасль — автомобилестроение. Образовались компании «Мишлен», «Пежо», «Даймлер», «Фиат». К массовому производству автомобилей приступил в 1912-1913 гг. американский предприниматель Генри Форд.
Первый российский грузовой автомобиль был спроектирован и построен на Ижорском заводе в 1901 г. инженером Б. Луцким. Машина была оснащена бензиновым двигателем мощностью 12 л. с. (9 кВт) и имела грузоподъемность 5 т при ной массе 1,3 т. Ее скорость составляла 10 км/ч. Массовое производство автомобилей в нашей стране началось лишь с началом 30-х годов прошлого века.
19 век отмечен новой технической революцией на рельсовом и водном транспорте, вызванной использованием на подвижном составе электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания.
В России, несмотря на ряд практических предложений, электрические локомотивы не производили вплоть до начала электрификации ее железных дорог (1924 г.). Однако только в 1932-1934 годах были построены первые отечественные грузовой и пассажирский электровозы серии ВЛ-19 и ПБ.
Первый двигатель внутреннего сгорания с воспламенением тяжелого топлива от сжатия воздуха в цилиндрах был сконструирован и изготовлен в 1897 г. немецким инженером-изобретателем Рудольфом Дизелем и назван его именем. Он получил применение на теплоходах, тепловозах и автомобилях.
Идея оснащения судов дизельными двигателями принадлежит профессору Петербургского политехнического института Константину Боклевскому. Он выдвинул ее в 1898 г. Вскоре на речном танкере «Вандал» были установлены три дизельных двигателя с электрогенераторами мощностью по 120 л. с. (88 кВт) каждый. Они вырабатывали ток для электродвигателей, вращающих три гребных винта. В 1908 г. со стапеля Коломенского завода сошел первый в мире морской грузовой теплоход «Дело» с двумя двигателями суммарной мощностью 1000 л. с. (735 кВт). Затем в 1912 г. завод выпустил серию грузопассажирских теплоходов.
Почти одновременно в Дании был спущен на воду первый океанский теплоход «Зеландия» длиной 115 м и грузоподъемностью 4400 т. Однако переход с угля на дизельное топливо только начинался. В 1914 г. более 90% всех судов были оснащены паровыми машинами с угольным топливом.
Практически одновременно началась разработка проектов ПО применению дизельных двигателей на локомотивах. Такие проекты появились в Германии, Швейцарии, России. Ряд плодотворных проектов предложен группой российских теплотехников под руководством профессора Василия Гриневецкого в 1912-1913 гг. Проект тепловоза с газовой передачей был разработан инженером А.Н. Шелестом. В 1921-1922 гг. принято решение построить опытные образцы тепловозов с газовой, механической и электрической передачами. Заказы на постройку их образцов были размещены в Англии, Германии, а также на российских заводах. Первым построен тепловоз Щ эл 2 с электрической передачей (рис. 6). Затем в России построен образец магистрального тепловоза Щ эл 1 также с электрической передачей по проекту инженера Якова Гаккеля.
|
Тепловоз с газовой передачей так и не удалось построить в Англии. В конце XIX века получили реальное воплощение идеи создания летательных аппаратов как легче, так и тяжелее воздуха. К первым относятся управляемые аэростаты — дирижабли (рис. 7), ко вторым — аэропланы или самолеты. Рис 6 тепловоз Э-2 (Россия)
|
Конец XIX века отмечен также появлением первых безмоторных летательных аппаратов тяжелее воздуха — планеров. Их конструкторы сами были испытателями этих аппаратов. Многие их них погибли во время испытаний. Рис. 7. Дирижабль
В 80-х годах XIX века одновременно с планерами началось проектирование самолетов. В России первые проекты таких самолетов принадлежат Николаю Телешову, Николаю Кибальчичу, Константину Циолковскому. Однако самый крупный вклад в эту область внес наш соотечественник, замечательный ученый и инженер Александр Можайский. Получив в 1881 г. первый в России патент на разработанный им проект самолета (рис. 8), А. Можайский построил его на Красносельском военном поле под Петербургом.
|
Самолет имел фюзеляж с деревянными ребрами, обтянутыми материей, к бортам фюзеляжа были прикреплены крылья, также обтянутые материей, пропитанной лаком. Самолет был оснащен двумя паровыми машинами мощностью 7,5 и 15 кВт, изготовленными в Англии. В 1885 г. А. Можайский предпринял попытку испытаний самолета, закончившуюся аварией. Только спустя 18 лет братья Уилбер и Орвилл Райт (США) совершили пробный полет на созданном ими биплане с бензиновым двигателем. В 1919 г. немецкий инженер и промышленник Гуго Юнкере создал первый в мире цельнометаллический моноплан с крыльями, расположенными под фюзеляжем. Через 30 лет в США был построен первый реактивный самолет.
Большой вклад в развитие трубопроводного транспорта внес российский изобретатель и ученый Владимир Шухов. По его проекту впервые в мире была осуществлена перекачка по трубопроводу высоковязкого мазута с подогревом.
Частенько ошибочные представления о хронологии событий закрепляются в сознании чуть ли не целого поколения. К примеру, большинство из нас убеждено, что велосипед существует на свете давным-давно и не надо его изобретать, а вот паровоз, дитя технической революции, появился гораздо позже. Оказывается,
ничего подобного! Первый велосипед был изобретен в 1884году. За 60 лет до этого, в 1818-м, немецкий профессор барон Карл фон ДРЕЗ запатентовал двухколесный самокат с деревянной рамой, он выглядел в целом как велосипед, но у него не было педалей, отсюда и название – «машина для бега». Но даже если взять за точку отсчета самокат, паровоз появился все равно раньше! Первый прототип был сделан во Франции в 1769-м, а первый рельсовый паровой локомотив – в 1801 году.
В нашем сознании Гражданская война между Севером и Югом в США – событие далекой истории, а первое в мире метро – это практически современность в сравнении с теми баталиями. И снова заблуждение! Первая линия лондонского метро под названием «Metropolitan Railway» была открыта в 1863 году. В это время в США все еще активно шла война между Севером и Югом. Она закончилась в декабре 1865 года, когда была принята 13-я поправка к Конституции – об отмене рабства.
Еще один факт, который удивит многих. Черепаха Гариетта, которая умерла в 2006 году, когда-то принадлежала Чарльзу ДАРВИНУ– великому ученому, который, как подсказывает нам память, жил в XIX веке. Черепашка же родилась примерно в 1830 году на одном из Галапагосских островов. Дарвин подобрал ее во время кругосветной экспедиции. Черепаха была перевезена сначала в Англию, а затем в Австралию. В 2006 году Гариетта умерла от сердечной недостаточности в возрасте 177 лет. В таких случаях мы обычно говорим: вроде бы все понятно, но в голове не укладывается…
А как вам такое: компания видео- и компьютерных игр Nintendo и Эйфелева башня появились одновременно. Знаменитая башня во Франции была построена в 1889 году. Крупнейшая японская компания была основана осенью того же года, просто тогда, до эры компьютеров, она производила другую продукцию.
Частенько ошибочные представления о хронологии событий закрепляются в сознании чуть ли не целого поколения. К примеру, большинство из нас убеждено, что велосипед существует на свете давным-давно и не надо его изобретать, а вот паровоз, дитя технической революции, появился гораздо позже. Оказывается,
ничего подобного! Первый велосипед был изобретен в 1884году. За 60 лет до этого, в 1818-м, немецкий профессор барон Карл фон ДРЕЗ запатентовал двухколесный самокат с деревянной рамой, он выглядел в целом как велосипед, но у него не было педалей, отсюда и название – «машина для бега». Но даже если взять за точку отсчета самокат, паровоз появился все равно раньше! Первый прототип был сделан во Франции в 1769-м, а первый рельсовый паровой локомотив – в 1801 году.
В нашем сознании Гражданская война между Севером и Югом в США – событие далекой истории, а первое в мире метро – это практически современность в сравнении с теми баталиями. И снова заблуждение! Первая линия лондонского метро под названием «Metropolitan Railway» была открыта в 1863 году. В это время в США все еще активно шла война между Севером и Югом. Она закончилась в декабре 1865 года, когда была принята 13-я поправка к Конституции – об отмене рабства.
Еще один факт, который удивит многих. Черепаха Гариетта, которая умерла в 2006 году, когда-то принадлежала Чарльзу ДАРВИНУ– великому ученому, который, как подсказывает нам память, жил в XIX веке. Черепашка же родилась примерно в 1830 году на одном из Галапагосских островов. Дарвин подобрал ее во время кругосветной экспедиции. Черепаха была перевезена сначала в Англию, а затем в Австралию. В 2006 году Гариетта умерла от сердечной недостаточности в возрасте 177 лет. В таких случаях мы обычно говорим: вроде бы все понятно, но в голове не укладывается…
А как вам такое: компания видео- и компьютерных игр Nintendo и Эйфелева башня появились одновременно. Знаменитая башня во Франции была построена в 1889 году. Крупнейшая японская компания была основана осенью того же года, просто тогда, до эры компьютеров, она производила другую продукцию.
Кто и когда изобрел первый паровоз в мире?
Ричард Тревитик
Спустя 7 лет Тревитик разработал более совершенную конструкцию машины, способную двигаться со скоростью до 30 км/ч. Название «Catch Me Who Can» было дано этой модели не случайно: в Лондоне устраивались целые соревнования в скорости машины с лошадьми.
Последователи Тревитика
Еще один вариант паровоза был создан механиком Форстером и кузнецом Хэкуортом – их машина получила название «Пыхтящий Билли», что объяснялось громким шумом при выпуске пара. Конструкция получилось удачной, так как большую часть элементов воссоздали по аналогии с первой моделью Тревитика.
В 1813 году был построен паровоз «Блюхер», который придумал Джордж Стефенсон. Правда, ему пришлось потрудиться, чтобы его транспортное средство стало совершенным, и совершенство оно обрело только к 1816 году, когда был выпущен третий вариант, способный везти поезда весом до 50 тонн, развивая скорость 10 км/ч.
Черепановы
Черепановы стали первыми, кто создал паровоз в России, но их машина не оказалась востребована, а большинство моделей приобреталось за рубежом. К 1880 году количество паровых агрегатов в нашей стране значительно увеличилось, хотя их производство занимало только треть рынка. Но считается, что именно наши инженеры смогли разрушить монополию Англии на их производство. Эра паровозов длилась до 50-х годов XX века, а созданные транспортные средства эксплуатировались еще в 70-е годы. Сегодня увидеть первые паровозы можно разве только в музеях.