Что изобрел цай лунь в 105 году
Цай Лунь
Цай Лунь (蔡伦) (50–121), китайский сановник династии Хань, изобрел бумагу.
До изобретения Цай Луня для записей в Китае использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т. д. Наиболее древние китайские тексты («цзягувэнь»), сделанные на черепашьих панцирях, датируются II тысячелетием до н. э. (время правления династии Шан).
Бумагу сначала делали из шелка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда, а позже стали использовать пеньку.
Что он сделал. Для начала он растер волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. После смешивания с водой образовалась масса, которой он заполнил форму (деревянная рама с ситом). После продолжительной сушки на солнце эту массу разглаживали с помощью камней. Так получались прочные листы бумаги. За это изобретение император пожаловал Цай Луню высокий титул и солидное вознаграждение.
После изобретения Цай Луня запустилась цепочка усовершенствования бумажного производства в Китае. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, естественные красители и т. д. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего ее растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.
А какова была судьба изобретателя столь судьбоносного изобретения?
Финал жизни великого изобретателя был печальным. Евнухи являлись активными участниками всякого рода придворных интриг. В одной из таких интриг при очередном императоре Цай Лунь потерпел поражение. Пришлось выпить яд…
Несколько веков технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. Но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде во время военной экспедиции к границам Китая захватил в плен двух китайцев — бумагоделов — и устроил с их помощью бумажную фабрику. Есть легенда, в которой изобретателем бумаги являлся некий раб. Самаркандскую бумагу стали делать в Багдаде, Дамаске и других городах Востока, который по уровню культуры превосходил Европу. Дамаск сделался центром вывоза бумаги в Европу. Бумагу в Средние века в Европе называли «дамасский лист». В качестве сырья для производства бумаги арабы стали использовать тряпье. Его очищали от грязи, сортировали, резали, варили, промывали, затем разделяли на волокна и, разбавляя водой, изготавливали смесь, из которой и получали бумажные листы. Другое сырье требовало и других приемов производства, поэтому арабы внесли ряд усовершенствований: человеческий труд заменили водяной силой, а ступы для разделения волокон — мельничными жерновами; в отливных формах вместо бамбуковых прутов и тряпичных переплетений стали использовать железную проволоку. Для проклейки бумаги использовали крахмал, изготовленный из пшеничной муки. Отдельные листы бумаги арабы склеивали, получая свитки длиной до 50 метров.
Только в XII в. собственные бумажные «мельницы» появились в Испании, Италии, Франции, а позже — и в других странах. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить ее лишь в XVI–XVII вв.
Гробница и мемориальный комплекс находятся в в уезде Ян провинции Шэньси (陕西省洋县龙亭铺) и являются объектом культурного наследия высшей категории.
Фамильный мемориальный храм и парк в честь Цай Луня находится в местечке Лэйян, города Хэнъян провинции Хунань( 湖南省衡阳市耒阳市 )
Что изобрел цай лунь в 105 году
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
1.6.7. Как Цай Лунь изобрел бумагу
1.6.7. Как Цай Лунь изобрел бумагу
Китайцы на протяжении нескольких тысяч лет считали варварскими все остальные страны. Китай является родиной многих великих изобретений. Бумагу придумали именно здесь.
До ее появления для записей в Китае использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т. д. Наиболее древние китайские тексты («цзягувэнь»), сделанные на черепашьих панцирях, датируются II тысячелетием до н. э. (время правления династии Шан).
Бумагу сначала делали из шелка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда, а позже стали использовать пеньку.
Цай Лунь (50–121), китайский сановник династии Хань, изобрел бумагу. Для начала он растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. После смешивания с водой образовалась масса, которую он выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце эту массу разглаживали с помощью камней. Так получались прочные листы бумаги. За это изобретение император пожаловал Цай Луню высокий титул и солидное вознаграждение.
После этого изобретения начался процесс совершенствования производства бумаги в Китае. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, естественные красители и т. д. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего ее растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы. Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.
Финал жизни великого изобретателя был печальным. Евнухи являлись активными участниками всякого рода придворных интриг. В одной из таких интриг при очередном императоре Цай Лунь потерпел поражение. Пришлось выпить яд…
Несколько веков технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. Но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде во время военной экспедиции к границам Китая захватил в плен двух китайцев — бумагоделов — и устроил с их помощью бумажную фабрику. Есть легенда, в которой изобретателем бумаги являлся некий раб. Самаркандскую бумагу стали делать в Багдаде, Дамаске и других городах Востока, который по уровню культуры превосходил Европу. Дамаск сделался центром вывоза бумаги в Европу. Бумагу в Средние века в Европе называли «дамасский лист». В качестве сырья для производства бумаги арабы стали использовать тряпье. Его очищали от грязи, сортировали, резали, варили, промывали, затем разделяли на волокна и, разбавляя водой, изготавливали смесь, из которой и получали бумажные листы. Другое сырье требовало и других приемов производства, поэтому арабы внесли ряд усовершенствований: человеческий труд заменили водяной силой, а ступы для разделения волокон — мельничными жерновами; в отливных формах вместо бамбуковых прутов и тряпичных переплетений стали использовать железную проволоку. Для проклейки бумаги использовали крахмал, изготовленный из пшеничной муки. Отдельные листы бумаги арабы склеивали, получая свитки длиной до 50 метров.
Только в XII в. собственные бумажные «мельницы» появились в Испании, Италии, Франции, а позже — и в других странах. Россия долгое время пользовалась привозной бумагой, а сама начала производить ее лишь в XVI–XVII вв.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ?
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ? (Материал М. Чекурова)Большая Советская энциклопедия 2-го издания (1954) утверждает, что «идею создания миномета успешно реализовал мичман С.Н. Власьев, активный участник обороны Порт-Артура». Однако в статье, посвященной миномету, этот же источник
17.5. Советские гравюры за китайскую бумагу
17.5. Советские гравюры за китайскую бумагу Древнекитайская девушка в пурпурном платье употребила Стратагему № 17 как риторическое средство самовыражения. Точно так же бывает и в современном Китае, например у Мао Цзэдуна:«Что касается вопросов культуры, здесь я не
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ?[26]
ТАК КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ МИНОМЕТ?[26] Большая Советская энциклопедия (1954) утверждает, что «идею создания миномета успешно реализовал мичман С. Н. Власьев, активный участник обороны Порт–Артура». Однако в статье, посвященной миномету, этот же источник констатировал, что «Власьев
Цай Лунь – изобретатель бумаги (из цикла «Великие люди»)
Одним из самых великих людей на планете был Цай Лунь. Об этом человеке слишком уж мало сохранилось сведений, но многие китайские исторические труды указывают, что именно Цай Лунь изобрел бумагу, и что он был не мифическим персонажем и не легендой, а реальной личностью.
Правда, неизвестно, как именно Цай Лунь пришел к своему великому изобретению, насколько высоко он сам его оценил, сколько сил потратил на то, чтобы получить бумагу, или же, быть может, изобретение бумаги было лишь случайностью.
Сейчас уже никто и не сомневается, сколь сильно изобретение бумаги повлияло на развитие человечества. Изобретение бумаги стало не менее важным новшеством для развития человеческой цивилизации, нежели, к примеру, изобретение колеса или укрощение огня. Именно изобретение бумаги более всего способствовало накоплению знаний и сохранению его, а также именно бумага сыграла важную роль в распространении информации – знаний и опыта по всему миру. Без бумаги человечество вряд ли достигло бы тех высот, на которых мы находимся ныне, и без бумаги человеческий прогресс был бы делом куда более долгим и трудным.
К сожалению, теперь мы не можем знать, как именно Цай Лунь пришел к изобретению бумаги, какие надежды возлагал на свое «детище». Известно только, что сам Цай Лунь был обыкновенным служащим китайского императорского суда. Еще известно, что где-то к 105 году Цай Лунь подарил императору Китая Хо Ди первые образцы бумаги.
Кстати, что удивительно, император Хо Ди очень высоко оценил заслуги Цай Луня и был очень доволен бумагой, так что даже наделил Цай Луня высоким аристократическим титулом и богатством.
А вот изобретение Цай Луня не забылось. Сначала бумага быстро завоевала Китай, а позже производство бумаги превратилось в весьма значительную часть доходов Китая, который стал продавать бумагу в страны Азии. Однако само производство бумаги держалось в секрете, пока арабские завоеватели в 751 году не захватили в Китае бумажные предприятия. А уже европейцы научились делать бумагу у арабов.
Бумага очень сильно повлияла на всю нашу цивилизацию, и пусть Цай Лунь остался в истории автором лишь одного изобретения, но все же это изобретение оказалось настолько важным, что, конечно же, бесспорно делает скромного служащего Цай Луня одним из самых Великих людей во всей истории человечества.
Другие великие из цикла «Великие люди»:
Поделиться самым интересным:
СОКРОВИЩА КИТАЙСКОГО КАБИНЕТА
Дабы преуспеть в работе
прежде следует отточить инструменты.
Китайская поговорка
Далее я постараюсь представить краткую историю каждого из этих четырёх драгоценностей китайского кабинета.
Сокровище четвёртое: БУМАГА (zhǐ, 纸)
Бумага является не только одним из сокровищ китайского кабинета, но и одним из четырёх великих изобретений, сделанных в древнем Китае. Это изобретение позволило распространяться знаниям по всему Китаю с невиданной до того скоростью. Бумага внесла огромный вклад в обмен знаниями и идеями между разными культурами.
В давние времена, еще до изобретения бумаги, для записи самой простой информации использовали различные средства. Одним из таких методов было завязывание узелка на веревке. Таким образом можно было запомнить, к примеру, сколько корзин зерна торговец может продать в кредит или сколько мешков зерна необходимо купить в следующий раз, когда определенный поставщик еще раз появится в этих местах. Среди других средств запоминания или записи информации можно вспомнить надписи на панцире черепахи или на плоских костях, которые вошли в историю под названием кости оракула, и это, конечно же, различные таблички из металла, в первую очередь, из бронзы, на которые наносили информацию методом, похожим на гравировку. Часто использовали листья и кору деревьев, шкуры животных, а также ткани. Но ни один из этих методов не делал искусство нанесения надписей более легким. Все эти методы служили просто для записи информации в символической или пиктографической форме. При помощи этих средств, конечно же, нельзя было записать какую-то историю или поэму. Кроме того, эти материалы вследствие их разнообразных недостатков не были совершенными.
Долгое время в Китае для записи информации пользовались бамбуковыми дощечками, соединёнными шнурком. Их много находят при археологических раскопках. На них писали с помощью кисти и туши, что и доказывает, что эти сокровища существовали значительно раньше бумаги. Бамбук был очень тяжёлым, поэтому учёным было неудобно работать с таким материалом. В это же время для написания книг использовали и шёлковые простыни, но шёлк был очень дорогостоящим материалом, тогда же начинают изготавливать бумагу из конопляного волокна, технология её изготовления была довольно примитивной, поэтому такая бумага встречалась крайне редко. Примерно со второй половины XXв. на территории провинций Шэньси и Ганьсу стали находить оборазцы бумаги, относящиеся в династии Заподная Хань. Хотя находка представляет собой грубую, рыхлую по стуктуре бумагу, тем не менее она свидетельствует, что уже в те далёкие времена китайцы умели изготавливать из растительных волокон бумагу в полном значении этого слова.