Что изобрел котин ж я
Жозеф Котин: главный конструктор Танкограда
10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин ‒ разработчик самых мощных танков Великой Отечественной войны. Если танк Т-34 у всех на слуху, то о таких «крепостях из металла», как КВ и ИС-2, сегодня вспоминают гораздо реже. А ведь именно эти танки прорыва вызывали трепет у врага и во многом обеспечили победу.
Производство тяжелых танков было налажено на челябинском заводе-гиганте, получившем в народе название «Танкоград», главным конструктором которого до конца войны был Жозеф Котин. После победы ученый продолжал заниматься бронетехникой, создавал лучшие в стране трактора, участвовал в ракетной программе. О жизненном пути и важнейших разработках Жозефа Яковлевича – в нашем материале.
Из Харькова в Ленинград
Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение.
Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела.
В возрасте 29 лет Котин – уже руководитель танкового конструкторского бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде. Энергичное решение Котиным организационных вопросов ускорило работу коллектива. С 1938 года СКБ-2 занимается разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»). Позже к нему добавляется однобашенный танк с усиленной противоснарядной броней КВ («Клим Ворошилов»). Такие имена давались танкам не случайно – само название повышало ответственность разработки.
Танк-призрак
Танк КВ был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Военные использовали его на линии Маннергейма, и ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка. Однако пушка КВ оказалась недостаточно сильной для борьбы с фортификационными сооружениями противника. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью.
Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке
Еще одним преимуществом танков КВ, кроме усиленной брони, стал дизельный двигатель. До этого танки заправляли бензином, который легко загорался, уничтожая машину, а дизельный танк поджечь было уже не так легко. К началу Великой Отечественной войны котинские танки еще страдали некоторыми «детскими» болезнями, но даже в таком виде они вызывали трепет врага. Засвидетельствованы факты, когда один «Клим Ворошилов» сутки сдерживал половину танковой дивизии немцев или в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Под впечатлением от несокрушимости танка КВ немцы прозвали его «Призраком».
С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал.
Котин − генерал Танкограда
Уже через неделю после прибытия завода в Челябинск первые танки отправили на фронт. Из семи эвакуированных в город предприятий формируется танкостроительный гигант − Челябинский Кировский завод с неофициальным названием «Танкоград». Под началом Котина здесь ведется работа по усовершенствованию танков КВ, создаются модификации с несколькими орудиями (КВ-7), огнеметом (КВ-8), гаубицей калибра 122 мм (КВ-9). Разрабатывается самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооруженная 152-мм гаубицей.
Танки ИС-2, участвовавшие в штурме Берлина
Немецким ответом «Климу Ворошилову» стали принципиально новые танки «Тигр» и «Пантера». Советским танкостроителям нужно было что-то противопоставить технике врага. Новый танк прорыва получил название «Иосиф Сталин» (ИС). По бронезащите новая машина превосходила немецкие танки в полтора-два раза, а огневая мощь по сравнению с «Климом Ворошиловым» выросла в пять раз. Самой успешной стала модификация ИС-2, созданная под руководством Котина.
ИС-2 был самым тяжелобронированным и одним и самых мощных танков Второй мировой войны. Серийное производство машины началось в ноябре 1943 года. Основным назначением ИС-2 являлся прорыв хорошо укрепленных позиций противника и штурм захваченных городов. Первый бой новый котинский танк принял в апреле 1944 года и до конца войны продолжал совершенствоваться. ИС-2 отлично справлялся со своими обязанностями и хорошо зарекомендовал себя в войсках. Немецкое командование не советовало своим военнослужащим вступать в открытый бой с ИС-2, предпочитая нападения из засад. «Иосиф Сталин-2» стал настолько успешной машиной, что оставался на вооружении СССР, а затем России вплоть до 1990-х годов.
Создатель мирной техники
К моменту окончания Великой Отечественной войны коллектив Жозефа Котина разработал более 50 боевых машин. Под руководством самого молодого в Союзе генерала в течение войны Танкоград выпустил более 18 тысяч танков и самоходных установок.
В конце 1945 года Котин возвращается в Ленинград, где продолжает создавать танки и гражданскую технику. Огромный опыт разработки боевых машин удалось перевести в мирное русло: под руководством Жозефа Яковлевича был создан очень успешный трактор К-700 «Кировец» и трелевочный трактор К-12. Для покорителей Арктики был разработан уникальный вездеход «Пингвин».
Трактор К-700 «Кировец»
В военном деле эпоха танков сменялась эпохой ракет, и здесь Котин тоже проявил себя как незаурядный конструктор. Под научным руководством самого Сергея Павловича Королева на Кировском заводе на базе котинских разработок создаются первые в СССР подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. Последней работой Котина в качестве главного конструктора Кировского завода стал первый в Союзе подвижный ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной баллистической ракетой. В 1968 году Жозеф Котин становится замминистра оборонной промышленности СССР.
С 1972 года и до последних дней жизни Котин был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве.
По воспоминаниям современников, Котин был талантливым организатором и незаурядным политиком. Он был готов реализовывать любые идеи вышестоящего начальства, будь то танк на воздушной подушке или танк с газотурбинным двигателем. Настойчивый, работоспособный, глубокомысленный, хорошо знающий и любящий людей – так о нем отзывались коллеги. Работа Котина была по достоинству оценена государством: Жозеф Яковлевич был Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Его имя носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске, санкт-петербургская Академия машиностроения и горная вершина на Тянь-Шане.
Главный конструктор
Этот материал посвящается 111-летию со дня рождения Жозефа Яковлевича Котина — выдающегося советского конструктора военной техники, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, внёсшего огромный вклад в укрепление обороноспособности своей страны.
Начало большого пути
Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии в семье рабочего. В 1920 году семья Котиных переехала в Харьков, в то время бывший не только столицей Советской Украины, но и одним из крупнейших культурных и промышленных центров страны. Отец Котина Яков Антонович поступил на работу на один из харьковских заводов, а Жозеф пошёл учиться в городскую школу.
После окончания школы в 1923 году пятнадцатилетний Жозеф Котин начал свою трудовую деятельность: устроился на харьковский котельно-механический завод «Труд», где сначала работал учеником, а затем подручным слесаря. Во время работы на заводе «Труд» Жозеф Котин сделал своё первое изобретение — слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением. В то же время Котин учился на вечернем рабочем факультете, который закончил в 1927 году. После рабфака он поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года отличника учёбы студента 3-го курса Ж.Я. Котина по набору ЦК ВКП(б) откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА. Из воспоминаний друга Ж.Я. Котина Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск В.Н. Кашубы:
«Котин не только на редкость одарённый работник, он замечательный человек и товарищ. Я познакомился с ним лет десять назад, тогда он был слушателем Военно-технической академии имени Дзержинского и в свои 22 года пользовался всеобщим уважением и любовью. Я много разговаривал с людьми, которые работали и учились вместе с ним.
– Настойчивый, – говорили о нём, – работоспособный, хорошо знает людей. Мысль у него быстрая и глубокая.
И всё это верно. Я, пожалуй, не встречал работника с такой целеустремлённостью».
После окончания академии с 1932 по 1937 год военинженер 3-го ранга Ж.Я. Котин служил в Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (ВАММ) на различных должностях: инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе. В 1935 году он лично участвовал в оригинальной разработке и практическом применении методики десантирования плавающих танков Т-37А и Т-38 с самолёта на бреющем полёте.
Новое назначение
В апреле 1937 года Ж.Я. Котин был назначен начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе (ЛКЗ) в Ленинграде. Необходимо отметить, что в то время небольшой коллектив СКБ-2 едва справлялся с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-28, над проектированием новых боевых машин почти не работал и собственной опытной базы не имел. Возглавив бюро, Котин занялся решением организационных вопросов: прежде всего, добился от руководства завода выделения и оборудования помещений для лабораторий и мастерских, предназначенных для опытных работ. Используя опыт, полученный в ВАММ, он занимался совершенствованием методов проектирования, привлечением квалифицированных кадров, создал в СКБ-2 группу перспективных разработок, много внимания уделял организации службы технической информации. Всё это в итоге принесло щедрые плоды.
В 1938 году обновлённый коллектив СКБ-2 приступил к работе по проектированию и созданию нового тяжёлого трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием СМК, а затем и однобашенного тяжёлого танка КВ. Разработанный под руководством Котина танк КВ в декабре 1939 года Постановлением Комитета обороны при СНК СССР №443сс был принят на вооружение — это был первый отечественный серийный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием. В феврале-марте 1940 года под руководством Котина был создан танк КВ-2 с более мощным вооружением — 152,4-мм гаубицей М-10, предназначавшийся прежде всего для уничтожения фортификационных сооружений.
До начала Великой Отечественной Войны в СКБ-2, возглавляемом Ж.Я. Котиным, велись работы по усовершенствованию конструкции тяжёлых танков и улучшению их боевых свойств: были спроектированы и изготовлены опытные тяжёлые танки Т-150 и Т-220, велись работы над танком КВ-3. Кроме того, появились проекты лёгкого танка Т-50 и самоходной артиллерийской установки с 152,4-мм пушкой Бр-2.
Главный конструктор «Танкограда»
Сразу же после начала Великой Отечественной войны перед руководством Кировского завода была поставлена задача максимально увеличить выпуск танков КВ. Конструкторам СКБ-2 под руководством Котина пришлось проделать огромную работу по упрощению конструкции и технологии изготовления этих столь необходимых фронту боевых машин. Для круглосуточного обеспечения танкового производства в июле 1941 года весь руководящий состав СКБ-2 перевели на казарменное положение. Несмотря на многочисленные трудности, задача была с честью выполнена: выпуск танков КВ по сравнению с довоенным периодом вырос более чем вдвое. За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжёлых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года Ж.Я. Котину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
6 октября 1941 года приказом №51сс по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) Котин назначается главным конструктором только что созданного Комбината по производству тяжёлых танков («Танкограда»), объединившего в себе Челябинский Кировский завод (бывший ЧТЗ), Уралмашзавод и Уралтурбозавод. При этом за Котиным осталась должность главного конструктора Кировского завода. 9 октября 1941 года приказом НКТП №20К Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам.
После эвакуации в Челябинск коллектив СКБ-2 занимался в основном работами по дальнейшему усовершенствованию тяжёлых танков. В Челябинске под руководством Котина были созданы тяжёлый танк КВ-1с, огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.
В июне 1943 года Котин стал главным конструктором и директором Опытного завода №100 в Челябинске. Под его непосредственным руководством были разработаны и поставлены на серийное производство в ЧКЗ тяжёлые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122. В 1944 году он принимал непосредственное участие в проектировании тяжёлого танка ИС-3.
Несомненно, одним из наиболее значимых и ярких достижений Котина было создание тяжёлого танка ИС-2, достойно завершившего целую серию его конструкторских разработок, начинавшихся от танка КВ. ИС-2, по праву считающийся лучшим отечественным танком военного периода, получил высокую оценку у советских танкистов. «Гармоничное сочетание всех необходимых боевых качеств оказалось под силу лишь советскому танкостроению, — писал маршал бронетанковых войск А.X. Бабаджанян. — Вскоре после Курской битвы советские танкисты получили самый мощный танк второй мировой войны — ИС-2, созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Ж.Я. Котина».
Послевоенная деятельность
После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1945 года, Котин вернулся в Ленинград и был назначен главным конструктором СКБ-2 на ЛКЗ, а в феврале 1946 года — главным конструктором и директором филиала опытного завода №100. С 19 марта 1949 года Котин — первый директор и главный конструктор Всесоюзного научно-исследовательского института №100 (ВНИИ-100) по конструированию новых танков (с сохранением должности главного конструктора ЛКЗ). Послевоенная деятельность Котина в качестве конструктора также оказалась чрезвычайно плодотворной. Он руководил проектированием и разработкой многих боевых машин:
Кроме того, под его руководством был разработан ряд гусеничных шасси для артиллерийских установок и ракетных установок оперативно-тактического назначения.
Наряду с боевыми машинами конструкторский коллектив, которым руководил Котин, разработал и машины для народного хозяйства, такие как гусеничный трелёвочный трактор КТ-12, гусеничная машина «Пингвин» для арктических экспедиций и мощный колёсный трактор «Кировец», получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и промышленности.
Необходимо отметить, что кроме таланта конструктора Котин обладал редкими организаторскими способностями и умением правильно расставить своих подчинённых. Благодаря этому раскрылся творческий потенциал целой плеяды выдающихся советских конструкторов танков и самоходных артиллерийских установок, работавших под его началом: А.С. Ермолаева, Н.Л. Духова, Л.С. Троянова, Н.Ф. Шашмурина, Г.Н. Москвина и многих других.
В январе 1968 года Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, а с 1972 года и до последних дней жизни был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вместо эпилога
Работа Котина по созданию новых образцов военной и гражданской техники на протяжении всей его трудовой деятельности получала признание и высочайшие оценки со стороны руководства страны. Жозеф Яковлевич стал Героем Социалистического Труда, лауреатом четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946 и 1948 годов) был награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.
Из статьи, опубликованной в №2 научно-технического журнала Министерства оборонной промышленности СССР «Вестник бронетанковой техники» за 1980 год и посвящённой памяти Ж.Я. Котина:
«Созданные под руководством Ж.Я. Котина и освоенные в производстве образцы военной техники сыграли важную роль в обеспечении победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и в укреплении оборонного могущества нашей Родины в послевоенные годы, а образцы тракторной техники в значительной степени способствовали повышению производительности труда в народном хозяйстве. На всех постах Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый инженер-конструктор, ученый и организатор производства. Он успешно сочетал конструкторскую, производственную и организаторскую работу с большой государственной, общественной и научно-педагогической деятельностью. Он воспитал большой коллектив высококвалифицированных специалистов. Жозеф Яковлевич имел общительный, энергичный и жизнерадостный характер, отличался вниманием и чутким отношением к людям, пользовался большим авторитетом и уважением подчинённых».
Становление творческой личности
Еще в годы гражданской войны Харьков стал центром восстановления танков, которые оказались в стране в качестве трофеев. Символом профессионального труда харьковчан, которые возвращали танки к действию и передавали их в Красную Армию, стал построенный в 1921 году в Харькове танк-памятник. Поэтому, возможно, осматривая этот танк-памятник, Жозеф еще в двадцатые годы задумал сконструировать свою боевую машину.
Овладение науками студенту Котину давалось легко, и его как отличника в августе 1929 года отправили для продолжения учебы в Ленинград, в военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского.
Жозеф Котин так вспоминал об обучении в академии: «В академии был богатый танковый парк зарубежных машин разнообразных типов и назначения. Надо сказать, что отражали они не только уровень конструкторской мысли и технологии производства различных стран, но и самые противоречивые военные концепции». Поэтому академия стала научным центром по разработке, проектированию и производству бронетанковой техники.
Учась в академии, будущий конструктор с восторгом слушал лекции по истории танков и другой бронетанковой техники, творчески обрабатывал учебный материал. Его конспекты лекций еще долго служили ему в качестве справочных при выработке и защите будущих собственных идей и новых технических решений.
Главный конструктор танков
Когда началась Великая Отечественная война, был создан наркомат танковой промышленности. Заместителем наркома этого ведомства назначено Ж.Я. Котина. Необходимо было наладить массовое производство танков, ведь с первых дней войны фронт требовал их в очень большом количестве. Кировский завод круглосуточно продолжал выпуск танков, которые шли в бой непосредственно из цехов завода. В частности, если в течении первого полугодия 1941 г. Кировский завод выпустил 393 танка КВ, то за три первые военные месяцы из цехов завода вышло 492 танка. В сентябре 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков Ж.Я. Котин вместе с директором завода И.М. Зальцманом стали первыми среди танкостроителей Героями Социалистического Труда.
В течении 1943-1944 годов под руководством Ж. Котина разработаны и освоены в производстве тяжелые танки типа КВ-ИС и ИС. Танк ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т стал самым мощным танком Второй мировой войны.
Ко времени победного окончания Великой Отечественной войны на счету конструкторского коллектива, руководимого Жозефом Яковлевичем Котиным, значилось более 50 созданных боевых машин. 13 типов тяжелых танков и артсамоход, разработанных в годы войны, были освоены в производстве. Есть заслуга Ж. Котина и в том, что в течении войны на ЧКЗ изготовлено более 18 000 танков и САУ.
26 января 1946 г. конструкторам, в том числе Котину, за разработку нового образца тяжелого танка присуждена Сталинская премия. В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой ряда танков и САУ.
Создатель мирной техники
В Советском Союзе существовал порядок, при котором оборонные предприятия должны были выпускать также и изделия гражданского назначения. Поэтому логично, что уже после победного окончания Великой Отечественной войны коллектив Кировского завода, его главный конструктор Ж.Я. Котин получили в 1947 году приказ министра транспортного машиностроения В.А. Малышева изготовить рабочий проект и опытные образцы трелевочного трактора, крайне необходимого для лесной промышленности, которая должна была обеспечить лесоматериалами восстановительные работы послевоенного хозяйства страны. Трелевщик было создано менее чем через год после получения задачи. Можно было только удивляться, как Жозефу Котину, военном специалисту удалось глубоко постичь чисто мирное дело, понять специфику машинной обработки леса и сформулировать технические требования к машине, новой даже для самых лесозаготовителей. За это трудовой подвиг 2 июня 1948 г. Жозефа Котина было в четвертый раз награждено Государственной премией.
Разработки для транспортировки ракетно-ядерной техники
В 1953 году в Советском Союзе было создано новое Министерство среднего машиностроения, которое возглавил Вячеслав Малышев, бывший нарком танковой промышленности, министр тяжелого машиностроения. Общие дела В. Малышева и Ж. Котина, их дружба в предыдущие годы были основой такого обращения: «Жозеф, всю жизнь ты занимался танками, но эпоха танков миновала, оборона страны легла на плечи атомщиков и ракетчиков. Почему ты такой упрямый, почему не хочешь заняться новым делом? «
Почтение памяти
В Челябинске на доме, где жил конструктор, установлена мемориальная доска его имени, а также одна из улиц носит имя Ж. Котина.
М.Е.Ильченко, академик НАН Украины (Выступление на научных чтениях из цикла «Выдающиеся конструкторы Украины» в НТУУ «КПИ» 31.10.2013 г.)
«Он помог нам выиграть войну»: кем был создатель знаменитого советского танка КВ
От Харькова до Ленинграда
Жозеф Котин родился 10 марта 1908 года в небольшом украинском городке Павлограде (в настоящее время это территория Днепропетровской области) в семье обрусевших поляков. В годы Гражданской войны Котины переехали в Харьков, где 15-летний Жозеф устроился слесарем на котельно-механический завод. Там впервые и проявился его конструкторский талант: юный Котин усовершенствовал слесарные тиски и запатентовал своё изобретение.
Окончив местный рабфак, Жозеф по желанию родителей поступил в мединститут, но быстро понял, что его увлечение техникой сильнее. В итоге он перевёлся на автомобильный факультет Харьковского политеха, где после третьего курса его как одного из лучших студентов направили на учёбу в ленинградскую Военно-техническую академию РККА. Там Котин защитил диплом, посвящённый разработкам колёсно-гусеничного танка. После этого его вызвали на повторную защиту, где присутствовал сам Михаил Тухачевский.
Командующий Ленинградским военным округом обратил внимание на перспективного инженера-изобретателя и распорядился, чтобы тот остался работать в научно-исследовательском отделе академии. Через некоторое время Котина назначили начальником специально созданного проектно-конструкторского сектора.
Молодой инженер занимался новаторскими танковыми проектами и готовил диссертацию по десантированию бронетехники, но в 1937 году в его судьбе произошёл крутой поворот. Котин возглавил специализированное конструкторское бюро ленинградского Кировского завода — одного из самых больших в стране — и приступил к работе над новыми образцами танков.
В то время перед советскими инженерами стояла приоритетная задача по разработке многобашенной танковой техники, однако Котин параллельно работал и над однобашенной моделью.
Появлению танка КВ невольно способствовал сам Иосиф Сталин. В декабре 1938 года на совместном заседании Комитета обороны и Политбюро глава государства снял одну из башен с макета трёхбашенного танка СМК и поинтересовался у Котина, сколько она весит. Инженер ответил, что около трёх тонн. Сталин тут же распорядился обратить эту массу на броневую защиту.
Котин также рассказал вождю о своих однобашенных наработках и получил одобрение на их развитие. Так Советский Союз, наряду с многобашенным тяжёлым СМК, получил танк КВ («Клим Ворошилов»), оказавший огромное влияние на развитие бронетанковой техники не только в нашей стране, но и во всём мире.
Маршал СССР, чьим именем был назван танк, сыграл важную роль в судьбе Котина. Благодаря участию Ворошилова будущая жена конструктора Наталья Поклонова после двух неудачных попыток смогла поступить в военную академию, где и познакомилась с Котиным.
Первое детище конструктора — ещё «сырой» танк КВ — прошло боевое крещение во время Советско-финляндской войны в 1939 году. Танк участвовал в боях 17 декабря на линии Маннергейма. Мощности его 76-миллиметровой пушки не хватило для того, чтобы разгромить дот противника, однако сам танк остался неуязвимым для вражеской артиллерии благодаря своей непревзойдённой броне. Ещё одним важным достоинством КВ стал дизельный двигатель, риск возгорания которого был существенно ниже, чем у бензиновых аналогов. Через пару дней после боя КВ был официально принят на вооружение РККА.
Главный конструктор Танкограда
К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.
Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».
Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.
Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-миллиметровой гаубицей КВ-2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.
«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.
За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.
После войны
Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, а бронетехника отошла на второй план.
Тем не менее о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.
«Этот человек помог нам выиграть войну», — так говорил о конструкторе первый секретарь ЦК КПСС.
В мирное время Котин продолжил проектировать различную технику, используя свой колоссальный танковый опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов — К-700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К-12, используемый при лесозаготовках. Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.
В 1968 году Жозеф Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, дослужился до звания генерал-полковника инженерно-технической службы. В отставку из министерства Жозеф Яковлевич вышел только в 1972 году.
Родные Котина вспоминают, что он не был в отпуске 17 лет. А когда после войны руководство чуть ли не силой отправило конструктора в санаторий, он каждый день звонил на работу и умудрялся летать с отдыха на завод, чтобы лично устранить какие-то неполадки.