Что изобрел котельников е г
Глеб Котельников: создатель «небесного купола»
30 января 1872 года родился создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников. В 1910 году, став свидетелем первой авиакатастрофы в России, Глеб Евгеньевич твердо решил разработать средство спасения авиаторов.
Вряд ли тогда он мог представить, что в будущем с помощью парашюта будет возможно не только совершить прыжок с самолета, а даже посадить космический аппарат на Марс и Луну. Но именно конструкторские принципы и идеи, заложенные Котельниковым, во многом помогли развить российское парашютостроение до новых невероятных высот.
Спасение для авиаторов
Глеб Котельников родился 18 января (по старому стилю) 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова увлекались искусством: театром, живописью, музыкой. Мальчик с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Удивительно, но наряду с этим Глеб увлекался еще техникой. Например, в возрасте тринадцати лет он самостоятельно собрал работающую фотокамеру.
Глеб Евгеньевич с детства увлекавшийся техникой, не мог не заинтересоваться самым популярным в начале прошлого века изобретением – самолетами. В те годы в крупных городах России часто проводились показательные полеты первых отечественных летчиков. 24 сентября 1910 года Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Санкт-Петербурге. С показательными полетами выступал на своем «Фармане» знаменитый летчик Лев Мациевич. Во время последнего залета, взлетев на максимально возможную высоту, самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Глеб Котельников был очевидцем трагедии, и под впечатлением от увиденного, он решил непременно придумать какое-то средство спасения авиаторов.
В начале XX века пилоты уже использовали так называемые «спасательные купола». В виде длинных сложенных «зонтов» они были закреплены на самолете и применялись редко из-за своей ненадежности и сложной конструкции.
Всего за 10 месяцев Глеб Котельников придумал и разработал для летчиков средство экстренного реагирования. Оно представляло собой металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ранец. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Именно эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
РК-1: русский, Котельникова, первый
В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение – парашют РК-1 (русский, Котельникова, первый). В России это сделать не получилось, но вторая попытка во Франции оказалась успешной, и 20 марта 1912 года Котельников получил свой первый патент.
Вначале РК-1 испытывали при помощи автомобиля. После того как машина достигла максимальной скорости, Котельников дернул за спусковой ремень. Купол мгновенно раскрылся, и его сила торможения даже заставила заглохнуть двигатель. Позже парашют сбрасывали с аэростата с манекеном весом около 80 кг. Несколько десятков приземлений прошло со стопроцентным успехом.
С началом Первой мировой войны и использования военной авиации еще больше выросла необходимость использования пилотами средств спасения. Так началось промышленное изготовление парашютов РК-1.
В советские годы Котельников несколько раз модернизировал свой парашют, увеличивая его грузоподъемность. К 1924 году он изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 метров, который обеспечивал мягкую посадку грузу массой до 300 кг. Котельников придумал еще одно нововведение: он разделил стропы на две половины и прикрепил их к плечам. Парашютисты получили возможность маневрировать во время спуска. И эта идея изобретателя тоже используется до сих пор.
В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения государству. Дальнейшим усовершенствованием его идей занялись лучшие инженеры и конструкторские бюро.
Глеба Евгеньевича не стало 22 ноября 1944 года. Его могила на Новодевичьем кладбище в Москве является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов.
Новые высоты современных парашютов
Парашюты стали обязательными для всех летчиков с 1929-го, а год спустя в Москве появилась первая в России парашютная фабрика. Через пять лет начинает работу Государственный завод-комбинат по производству парашютов.
В 1946 году для разработки парашютно-десантной техники и снаряжения создается Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники, позже переименованный в НИИ парашютостроения. Сегодня институт входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех и является лидером парашютостроения России.
В институте было разработано около 5 000 изделий. Одним из важных направлений остается создание спасательных парашютных систем для экипажей летательных аппаратов. Сегодня институт выпускает целую линейку парашютов специально для ВДВ. К новейшим десантным системам относятся: парашютная система пятого поколения Д-12 («Листик»), парашютная система МКС-350-12М серии 2 для десантирования боевых машин десанта.
«В своем роде это уникальная разработка, в которой, несмотря на кажущуюся простоту, сконцентрированы лучшие достижения отечественного парашютостроения», – прокомментировал гендиректор Ростеха Сергей Чемезов.
Еще одним важнейшим направлением деятельности НИИ парашютостроения стало создание парашютных систем для космоса. Разработанные в институте парашюты обеспечили мягкие посадки космических аппаратов на Венеру и Марс, а также всех российских пилотируемых космических кораблей на Землю.
Конструкторы НИИ парашютостроения уверены, что и это не предел, и продолжают экспериментировать: с аэродинамическими свойствами, материалами – делая парашют еще более маневренным, надежным, а также способным обеспечить легкую посадку даже самым крупногабаритным и тяжелым грузам.
А знаете ли вы, кто изобрёл парашют? — Петербургский изобретатель: Глеб Котельников
Это рассказ о том, как шёлковый шарф стал «прообразом» парашюта, машина и манекен его испытали, а разработал его актёр и изобретатель… Гению и великому человеку посвящается публикация Санкт-Петербург центра.
Каждый из нас знает, что парашют спасает жизни лётчиков. Также его используют в военных целях, чтобы защитить свой народ и для многих других благих целей. А знаете, кто изобрёл ранцевый парашют? — Уроженец Санкт-Петербурга и, вы не поверите, актёр и изобретатель.
Благодаря нашему земляку Глебу Евгеньевичу Котельникову были спасены миллионы людей. В этой статье мы расскажем о вехах его жизни, самом интересном — его открытии, что натолкнуло и стало прообразом, а также о трагичных страницах и обо всём, что касается этого уникального изобретения.
Пробное и первое испытание парашюта
Испытание первого в мире ранцевого парашюта прошло успешно. На землю с помощью парашюта спустился Иван Иванович. И тут вы тоже можете очень сильно удивиться. А Иван Иванович ненастоящий.
Дело в том, что испытывали ранцевый парашют не с живым человеком, а на специально сконструированном манекена, которого Глеб Евгеньевич Котельников окрестил Иваном Ивановичем. Парашют РК-1 («русский, Котельникова, первая модель») изобретатель создал меньше, чем за год.
Однако с манекеном Иваном Ивановичем — это было не самое первое испытание парашюта. Первая «проба» была произведена с участием автомобиля 2 июня 1912 года. Парашют привязали к буксировочным крюкам и машину разогнали до максимальной скорости, а Глеб Котельников дёрнул за спусковой ремень. Результат был хорошим. Парашют мгновенно раскрылся и заставил машину остановиться, из-за резкого торможения заглох двигатель.
6 июня 1912 года года состоялись испытания парашюта в Гатчинском лагере Воздухоплавательной школы, возле деревни Сализи, ныне переименованной в Котельниково. И это было то успешное испытание первого в мире ранцевого парашюта Котельникова, в котором уже участвовал 80-килограммовый манекен Иван Иванович, снабжённый парашютом.
С его помощью испытали несколько высот. Его скидывали с аэростата и всякий раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей. Об этом писала «Петербургская Газета» в июне 1912 года. И, вот, что сказал в интервью сам изобретатель:
Мое изобретение является первым в мире автоматическим спасательным приспособлением. Конструкция его чрезвычайно проста, так как отказ от действия возможен лишь, как несчастный случай.
Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. Впервые парашют Котельникова испытал челолвек 5 января 1913 года.
Это был студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский. Он прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.
Дальше мы расскажем о жизни изобретателя и о том, что натолкнуло его на изобретение парашюта, что не менее интересно послушать, как и про первые испытания парашюта, о чём мы рассказали выше.
Жизнь и первый парашют Котельникова
Изобретатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 30 января 1872 года. Его отец был профессором математики и высшей механики, а мама страстной любительницей театра. Родители привили сыну свои увлечения. Глеб применил навыки, заложенные с детства, в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром.
Военный, чиновник, актёр и изобретатель
Глеб с ранних лет интересовался конструированием. Сначала это были модели и игрушки, но постепенно увлечение переросло в призвание. В 1894 году он окончил Киевское военное училище. Прослужив 3 года обязательной службы, он ушёл в запас. Затем служил акцизным чиновником в провинции.
Потом Котельников помогал организовывать драматические кружки, нередко сам играл в спектаклях, но не прекращал конструировать. Его очень тяготила должность акцизного чиновника. В 1910 году Глеб вернулся в Санкт-Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне.
Прообраз парашюта и трагедия
Его театральным псевдонимом был Глебов-Котельников. По легенде, петербургский актёр увидел в зале падение шёлкового шарфа, что натолкнуло его на мысль о парашюте. Также в это время он посещал Всероссийский праздник воздухоплавания. И это событие повлияло на то, что его будущая жизнь круто изменилась.
А трагедия, которая произошла с коллегой Котельникова, буквально заставила изобретателя вплотную приступить к разработке парашюта. В 1910 году погиб лётчик Лев Макарович Мациевич, который хотел показать великому князю Александру Михайловичу, на тот момент шефу российской авиации, — этакое из последних достижений.
Мациевич хотел показать максимальную высоту, на которую может взлететь самолёт. Восторг зрителей был неописуем, но это зрелище затем обернулось настоящей катастрофой. Самолёт не выдержал нагрузки и буквально развалился на куски. Лев Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы на территории Российской империи.
До изобретения Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Конструкция не была надёжной. К тому же, зонты сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Изобретения Котельникова
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл 19 июня 1912 года, — в районе деревни Сализи (ныне — Котельниково).
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2 в 1923 году, потом была разработана модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В 1924 году Котельников придумал грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограмм. К сожалению, применения он не получил. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
Память о Г. Е. Котельникове
После первой блокадной зимы Котельников был эвакуирован из Ленинграда. Глеб Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Его могила стала меккой для парашютистов. Около могилы Котельникова они привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов.
1 августа 1949 года деревня Сализи, где впервые проходил испытания парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта. В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова. Изобретателю установлена мраморная памятная доска в Санкт-Петербурге на доме, где он жил 1912—1941 годы, по адресу: 14 линия В. О., дом № 31, кв. 20.
В истории российской авиации Глеб Евгеньевич Котельников оставил огромнейший след, прославив свой родной Петербург и Россию. Во всех справочниках пишут:
Изобретателем парашюта в современном виде является Г. Е. Котельников, инженер из Санкт-Петербурга, который первым в мире создал ранцевый парашют. В 1912 году Котельников получив патент на это изобретение в России, Франции, Германии и США. Он впервые разделил все стропы подвески на две группы, расположил аппарат в ранце, крепившемся к лётчику, и применил полюсное отверстие в центре купола для выхода воздуха. Испытан 6 июня 1912 года в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы. В России первым спасся на парашюте Михаил Громов в 1927 году.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Какие ассоциации возникают у вас при упоминании об авиации? Самолет, летчик, парашют — наверное, самое популярное. А знаете ли вы о том, что ранцевый парашют спасает жизни летчиков благодаря нашему соотечественнику, Глебу Евгеньевичу Котельникову, и о том сложном пути, который прошел изобретатель, чтобы дать своему творению шанс на жизнь?
Отец парашюта
Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 18 января 1872 года. Он интересовался конструированием с самого детства — сначала это были модели, игрушки, но постепенно простое хобби переросло в настоящее призвание. Юноша получил хорошее образование, окончив в 1894 году Киевское военное училище. По окончании обязательного срока службы он получил должность акцизного чиновника и уехал в провинцию, однако это не помешало Котельникову продолжать заниматься любимыми делами — петь, играть на скрипке, организовывать драмкружки и даже самому принимать участие в постановке спектаклей. Отец — профессор математики и высшей механики, и мать — заядлая любительница театра — привили сыну свои увлечения и передали навыки. Их он чаще всего применял именно в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром. Акцизный чиновник — эта должность его тяготила. В 1910 году Глеб, к этому времени уже несколько лет удачно женатый, возвращается в Санкт-Петербург, где посещает Всероссийский праздник воздухоплавания, события на котором перевернули всю его дальнейшую жизнь.
Трагическая предпосылка
В сентябре (октябре по старому стилю) 1910 года на том самом празднике выступал летчик Лев Макарович Мациевич. В день трагедии он успешно завершил несколько полетов, и даже успел покатать несколько влиятельных особ. Мациевичу передали пожелание великого князя Александра Михайловича, который на тот момент был шефом российской авиации, — дескать, а покажи-ка ты нам, братец, что-нибудь эдакое, из последних достижений. Недолго думая, летчик решил показать максимальную высоту, на которую может взлететь самолет, однако что-то пошло не так: выступление оказалось зрелищным, только вот зрелище было настоящей катастрофой. Машина не выдержала нагрузки, и ровно в 18:00 начала буквально разваливаться на куски. О том, как это выглядело с земли, писал Лев Успенский в своих “Записках старого петербуржца” — несмотря на то, что на момент трагедии ему было всего 10 лет, обстоятельства того вечера надолго отпечатались в памяти будущего писателя:
… Одна из расчалок лопнула, и конец ее попал в работающий винт. Он разлетелся вдребезги; мотор был сорван с места. “Фарман” резко клюнул носом, и ничем не закрепленный на своем сиденье пилот выпал из машины…
… Я стоял у самого барьера и так, что для меня все произошло почти прямо на фоне солнца. Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка… Исковерканный самолет, складываясь по пути, падал то “листом бумаги”, то “штопором” гораздо медленнее, а еще отстав от него, совсем наверху какой-то непонятный маленький клочок, крутясь и кувыркаясь, продолжал свое падение уже тогда, когда все остальное было на земле…
Лев Мациевич — первая жертва авиационной катастрофы на территории Российской империи.
Слово Котельникова
Изобретатель тоже был в тот день на Комендантском аэродроме, и его в самое сердце поразила гибель Мациевича. Сокрушаясь, он сетовал в кругу друзей на отсутствие у летчика устройства, благодаря которому тот мог бы спасти свою жизнь. Но такого не существовало — и тогда Котельников решил сам его создать.
На тот момент вместо парашюта использовалась громоздкая, тяжелая и довольно ненадежная конструкция, напоминающая сложенный зонт, однако из-за веса она использовалась очень редко — практически никогда. Котельников даже не рассматривал создание чего-то подобного: его комната была завалена чертежами и расчетами для совсем другого устройства. Казалось бы — случайность, но именно случай навел его на мысль о том, в чем должна состоять суть парашюта: как-то, прогуливаясь по набережной, он заметил, как девушка достала из сумки нечто, свернутое в тугой комок — при порыве ветра он развернулся, превратившись в большую шелковую косынку. Почему бы и нет? Изобретатель добавил к предыдущим идеям и эту, и следующую, согласно которой стропы должны распределяться на обе руки летчика — тогда он сможет управлять спуском, корректируя место своего приземления. Решил он и проблему с “упаковкой”, выбрав оптимальный вариант — заплечный ранец, но не простой, а адаптированный под ситуацию, для которой он создавался. После нескольких попыток появилась первая модель, в которой на специальных полочках, оборудованных пружинами, лежал аккуратно сложенный парашют. На крышке ранца — защелка, от защелки — шнур с кольцом. Согласно задумке инженера, при необходимости достаточно было просто дернуть за кольцо, чтобы открыть крышку, а там уже пружины и ветер сделают свое дело — первые вытолкнут сложенный парашют и стропы, а второй поможет ему превратиться в полноценный прочный купол, который подарит авиатору шанс на спасение.
27 октября 1911 года Котельников получил привилегию № 5010 на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом. Еще одна попытка была предпринята во Франции в марте 1912 (патент № 438 612). Что же предлагал изобретатель?
Парашют РК-1 (“русский, Котельникова, первая модель”) он создал меньше, чем за год, и в июне 1912 года провел успешные испытания неподалеку от деревни Сализи, ныне переименованной в Котельниково. Однако первая “проба” была произведена с участием автомобиля: парашют, привязанный к буксировочным крюкам, прекрасно справился с задачей. Машину разогнали до максимальной скорости, и Котельников дернул за кольцо. Изобретение не подкачало: мгновенно раскрывшийся купол вынудил автомобиль не просто остановиться, а даже заглохнуть из-за резкого торможения. На четвертый день парашют испытывали уже в лагере Воздухоплавательной школы, расположенном примерно в той же местности. На этот раз вместо автомобиля участвовал 80-килограммовый манекен, снабженный парашютом: испытатели опробовали несколько высот, когда скидывали его с аэростата, и каждый раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей.
Идеально ведь, согласитесь? Если устройство на “отлично” выполняет свою функцию, почему бы не ввести его в обиход, почему не наладить производство и не спасти жизнь летчика, попавшего в беду? Как бы не так. Главное инженерное управление русской армии не приняло изобретение Котельникова — великий князь засомневался в его пользе, мотивировав свой отказ следующими словами:
Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!
Фраза в точности дошла до наших дней, потому что именно она стала резолюцией Александра Михайловича на ходатайстве Котельникова о введении парашютов в обязательное летное снаряжение. Каково? И это при том, что на всех испытаниях присутствовали как зрители, так и представители прессы, которые тоже оказывали (по крайней мере, пытались) давление на сильных мира сего, настаивая на необходимости применения парашютов.
Что делает Котельников? Этой же зимой при помощи коммерческой фирмы он выставляет свое детище на участие в конкурсе, который проводился в Париже и Руане. Показательным выступлением стал прыжок Владимира Оссовского с 60-метровой отметки моста через Сену. И на этот раз закон подлости обошел Котельникова стороной: студент Петербургской консерватории на глазах у изумленной публики плавно спланировал с моста, живой и здоровый, вопреки фразам злопыхателей, дескать, в момент раскрытия парашюта летчику оторвет руки, а если не оторвет руки, то уж ноги-то, при столкновении с землей — всенепременно. Это был триумф — изобретение признали. А что же родина? Родина вспомнила о Котельникове и его творении только в Первой мировой.
После окончания Киевского военного училища и службы Котельников был в звании поручика. В начале войны его отправили в автомобильные части, но в итоге он все-таки занимался своим делом: было принято решение о снабжении экипажей многомоторных самолетов РК-1, и их конструктор принимал непосредственное участие в создании нужного количества парашютов. Котельников не остановился на РК-1: в 1923 году был создан РК-2, а за ним и РК-3, уже с мягким ранцем. Были и другие модели, не менее удачные, но менее востребованные, как, например, грузовой РК-4, способный опустить до 300 кг.
В 1926 году изобретатель передал свою коллекцию Советскому правительству.
Первую блокадную зиму он встретил в Ленинграде, а затем был эвакуирован. Глеб Евгеньевич умер в Москве 22 ноября 1944 года. Могила конструктора на Новодевичьем кладбище — место, куда множество парашютистов приходят отдать дань уважения его памяти, и завязать на ветке ближайшего дерева ленточку для затяжки парашютов. На удачу.
Что изобрел котельников е г
С миниатюры на слоновой кости, находящейся в Гос. Третьяковской галерее.
Работа худ. Ю. В. Котельниковой.
Автор этой книги — русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников — впервые сконструировал ранцевый парашют свободного и автоматического действия. Но Котельников не был ни инженером, ни специалистом-авиаконструктором. Это был конструктор-самоучка, однако он создал такой парашют, которого не смогли создать даже лучшие специалисты за границей.
Его жизнь, его работы интересны не только парашютистам Советского Союза, но и советским детям, которые любят авиацию и следят за ее успехами.
Глеб Евгеньевич Котельников родился в 1872 году в семье профессора механики и высшей математики Петербургского Лесного института — Евгения Григорьевича Котельникова. Родители Котельникова любили музыку, театр, выступали иногда в любительских спектаклях. Все это воспринял молодой Котельников. Еще с детства он полюбил сцену и стал стремиться к ней.
Но, кроме театра, молодой Котельников увлекался техникой, мастерил разные игрушки, модели. Отец поощрял эти наклонности сына и старался развить их.
Один раз сын попросил отца купить ему фотоаппарат.
— Купи, купи… — ответил отец. — Купить, братец мой, все можно, если деньги есть. А вот ты сам попробуй сделать. Выйдет что-нибудь — куплю настоящий.
Сын знал, что просить отца теперь бесполезно. Отец не менял своих решений. Вместо того чтобы покупать себе завтраки в гимназии, Котельников стал копить деньги. Когда накопилось пять рублей, купил старый объектив. Долго работал Котельников, но аппарат все же сделал. Первый снимок сын торжественно преподнес отцу. Проверив этот фотоаппарат, профессор похвалил работу и выполнил свое обещание — купил настоящий.
Но вот в 1889 году семью постигло несчастье: умер профессор Котельников. Глеб Евгеньевич только что окончил гимназию. Жить на пенсию было трудно.
Котельников поступил в военную школу. Но ему не нравилась муштровка, казарменная дисциплина. Окончив школу артиллеристом, Котельников прослужил три года обязательной службы. Он тяготился службой в армии, видя бесправие солдат, грубость офицеров. Как только кончился срок службы, Котельников ушел в запас.
В 1898 году Глеб Евгеньевич уехал в провинцию, где служил акцизным чиновником. В провинции он помогал организовывать народные дома, драматические кружки. А иногда сам играл как актер-любитель. Он увлекся работой в театре, и когда возвратился в Петербург, то поступил в труппу Народного дома.
Так в 1910 году, на тридцать девятом году своей жизни, Глеб Евгеньевич стал актером Глебовым-Котельниковым.
В это время первые русские летчики показывали зрителям свои первые полеты. Люди тогда только что научились подниматься в воздух на аэропланах — машинах тяжелее воздуха. Русских аэропланов еще не было, и русские летчики летали на иностранных самолетах.
Актер Глебов-Котельников, с детства любивший технику, не мог равнодушно отнестись к этим событиям, волновавшим весь Петербург. Он ездил на Комендантский аэродром и там вместе с остальными зрителями следил за невиданными машинами, прислушивался к непривычному звуку от винта самолета.
Котельников не остался равнодушным свидетелем и тогда, когда он увидел гибель летчика Мациевича, который разбился насмерть, упав с аэроплана. Это была первая жертва русской авиации. Но она не прошла бесследно. Русский актер Котельников решил построить аппарат, на котором летчики могли бы опуститься на землю, если в воздухе произойдет авария аэроплана.
За границей тоже работали над созданием авиационного парашюта. И хоть это были специалисты-конструкторы, у которых были лучшие условия работы, однако их парашюты оказались слишком сложными, тяжелыми, громоздкими. Такие парашюты не годились для авиации.
Котельников построил модель своего парашюта и испытал ее. Это был легкий парашют, уложенный в ранец. Он всегда находился с летчиком. Парашют действовал безотказно.
27 октября 1911 года Котельников запатентовал свое изобретение «РК-1» (русский, котельниковский первый) и обратился в военное министерство.
В министерстве Котельникова приняли, выслушали, одобрили конструкцию, но отклонили «за ненадобностью».
Это была первая неудача. Об этой неудаче русского изобретателя узнал иностранец Ломач, в конторе которого продавали оборудование для авиации. Ломач пригласил Котельникова в свою контору и предложил помочь построить парашют.
Ломач построил два экземпляра парашюта «РК-1». Их испытания дали хорошие результаты. И все-таки в России парашютом не интересовались.
Но после испытания «РК-1» в России, за границей уже знали об изобретении Котельникова. А когда Ломач приехал во Францию, все с интересом смотрели на прыжки студента Оссовского с моста высотою в 53 метра в Руане.
А дальше события пошли своим чередом. Котельников узнал, что дела Ломача якобы пошатнулись и что он кому-то вынужден был продать оба парашюта. Конечно, эти парашюты попали в руки деловых людей.
И вот с 1913 года за границей стали появляться ранцевые парашюты, похожие на котельниковские.
Только в самом начале мировой войны военное министерство вспомнило о Котельникове и его парашютах. Теперь его вызвали и решили сделать для фронта несколько десятков парашютов.
Но ввести парашют во всей авиации, не удалось. Начальник российских воздушных сил полагал, что «парашют в авиации — вещь вредная».
После революции, в годы гражданской войны, парашютами Котельникова пользовались воздухоплавательные части нашей Красной армии.
В 1921 году по ходатайству Главного управления воздушного флота советское правительство премировало Глеба Евгеньевича.
Котельников снова начал работать, совершенствовать свой парашют. В 1923 году он выпустил новый, полужесткий ранцевый парашют «РК-2». Котельников первый разработал парашют-почтальон, который мог опускать на землю грузы. Он разработал коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов.
Котельников изобрел корзиновый парашют, где поворотом штурвального колеса отделяется корзина от аэростата.
Наконец, в 1924 году Котельников создал парашют «РК-3». Годом позже, в 1925 году, появился заграничный парашют «Ирвин», сходный по конструкции с котельниковским, но более тщательно разработанный. Ему было оказано предпочтение. Котельниковские парашюты, в то время еще не испытанные, были сделаны кустарно. Мы купили у Ирвина право на производство его парашютов. Но мы знаем имя того русского конструктора, который впервые разработал все принципы авиационного парашюта, которым мы пользуемся теперь.
Изобретатель-самоучка Котельников создавал свой парашют в царской России. В той технически отсталой стране он, конечно, не мог встретить ни внимания, ни поддержки, как не встретили этого Ладыгин, Яблочков, Попов, Мичурин, Циолковский и другие.
В своей книге Глеб Евгеньевич рассказывает советским детям, как люди научились строить парашюты и опускаться с ними на землю. Рассказывает он и о том, как он создавал свой парашют в те времена, когда царские чиновники считали парашют ненужным и даже вредным.
В нашей стране тысячи людей сейчас занимаются парашютным спортом, учатся владеть парашютом, прыгать с ним. Они знают, что парашют необходим и в обороне нашей родины и в их повседневной работе. А на смену нашим парашютистам, авиаконструкторам, летчикам подрастает новое поколение, которое должно знать и уважать работы этого конструктора-самоучки, чей парашют явился основой для лучших современных парашютов.