Что изображено на картине витязь на распутье
Описание картины «Витязь на распутье» В. Васнецова
Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.
История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.
В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.
ОПИСАНИЕ КАРТИН ХУДОЖНИКА ВАСНЕЦОВА РЫЦАРЬ НА РАСПУТЬЕ
Знаменитый сегодня на весь мир русский художник Виктор Михайлович Васнецов работал в стиле русского реализма. И все же он оказался новатором, создавая картины на сюжеты русских сказок. Вот и в картине Виктора Васнецова Витязь на распутье перед нами появляется былинный герой. Известный художник так любил Древнюю Русь, настолько проникся духом седой героической старины, что его полотна вовсе не воспринимаются как нечто фантастическое, нереальное или декоративное. Картины живописца очень гармоничны, достоверны, на них смотришь как на историческое свидетельство былых времен.
Картина Виктора Васнецова Витязь на распутье – мощная энергетика полотна
Эта известная русская картина Витязь на распутье была закончена в 1882 году. Былинная тематика всегда привлекала художника, и вот наступил такой момент, когда она целиком захватила его, завладела умом и сердцем русского мастера кисти. Эта тема диктовала особое развитие творчества, и мастер, рискуя навлечь на себя осуждение коллег по цеху, уходил от острых социальных проблем современности, погружаясь в мир русских былин, мир древней отчизны. Одним из свидетельств напряженной самозабвенной работы является энергетически мощная, тревожная картина Витязь на распутье.
Описание картины художника Васнецова Витязь на коне на распутье
Приходя в этот мир, мы решаем множество задач. Один из наиглавнейших, роковых вопросов каждой человеческой жизни – это проблема выбора пути. Этот вопрос в произведении живописца приобретает особое звучание. Картина великого русского художника Виктора Васнецова Витязь на распутье о многом способна рассказать.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
На живописном полотне Витязь стоит на перепутье. Он хорошо вооружен, под ним богатырский конь, и олицетворяет герой Васнецова активную мужскую силу. Но не гордо возвышается в седле воитель, нет, стоит он в глубокой задумчивости перед чародейским камнем-предсказателем. На изображении поникла голова витязя под тяжестью фатального пророчества, и не в силах смириться с неизбежным, стоит он, опечаленный, погруженный в тяжкую думу. Тропа меж белых камней убегает на запад, где садится солнце, окрашивая небо в золото и огонь. Ночная тьма уже ползет по земле, отдаленные пологие холмы, заросшие непроходимыми лесами, уже мрачны – такой мы видим природу на полотне В. Васнецова Витязь на распутье.
Сокровенный смысл картины живописца Виктора Васнецова Витязь на распутье
На картине мы видим как один стоит витязь в широком поле, и спутники его – лишь черные вороны, магические птицы, сопровождающие души умерших в загробное царство. Кажется, эти замшелые камни лежат здесь целую вечность, и только череп человека и лошади на переднем плане полотна напоминают о бренности человеческой жизни. Атмосфера полотна живописца Витязь на распутье тревожит, распаляет воображение, нагнетает тоску, волнение. И хоть витязь стоит на распутье, дорог, кроме узкой протоптанной кем-то тропинки, как символ выхода из трудной ситуации, не видно. Может быть потому, что известный русский художник В.М. Васнецов своей картиной Витязь на распутье хотел сказать о неотвратимости предначертанного.
Смотреть на видео рассказ про сказочные картины художника Васнецова
Витязь на распутье
О работе:
У этой работы, созданной по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники», — долгая история. Первые наброски к ней были сделаны ещё в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием «Витязь» на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности.
В 1882 году он написал для С. Мамонтова, который уже приобрёл к тому времени его работы «Ковёр-самолет» и «Бой скифов со славянами», новую версию картины. Она выросла в размерах, получила иное композиционное решение, «прониклась» монументальностью. Новый вариант (но не последний, известны ещё две законченные картины с таким же названием) и стал «каноническим». Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную «фантастику» и совершенно реалистические детали. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи — в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В. Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: «Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Устало опущенное копьё подчёркивает глубину раздумий витязя. При этом весь строй картины подсказывает единственно
возможное для него решение.
На камне написано: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Другие надписи («Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти») Васнецов, по собственному признанию, частично стёр или спрятал подо мхом.
Череп и кости, написанные рядом с камнем-вещуном, добавляют напряжённости фабуле этого произведения.
Васнецов В.М. «Витязь на распутье». Описание картины
Виктор Васнецов | |
Витязь на распутье . 1882 | |
Холст, Масло. 167 × 308 см | |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург | |
(инв. Ж-4214) | |
Медиафайлы на Викискладе |
«Витязь на распутье»
— картина Виктора Васнецова.
История
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии. |
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Варианты
Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины[1].
Год | Илл. | Название | Размер, техника | Местонахождение | Примечание |
1877 (?) | Витязь на распутье | Холст, масло. 99х160 | неизвестно | Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой «вариант». Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года | |
Витязь на распутье | Холст, масло | Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых — нахождение неизвестно | |||
Витязь на распутье (эскиз) | Холст, масло | неизвестно | Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале «Мир искусства», т. 1, 1899, стр. 3[2]. | ||
1878 | Витязь на распутье | Холст, масло 79 × 147 | Серпуховский историко-художественный музей | Отсутствует в списке Моргуновых | |
1882 | Витязь на распутье | Холст, масло. 167, 299 | ГРМ | ||
Витязь на распутье | Холст, масло. 87х150 | Коллекция профессора П.М. Горшкова, Ленинград (на 1961 год) | Эскиз или повторение итоговой картины | ||
1882 | Витязь на распутье (эскиз) | Холст, масло. 69х106 | Дом-музей В.М. Васнецова | ||
1919 | Витязь на распутье | Холст, масло. 85х146 | Собрание И.И. Дедова, Москва (по данным на 1961 год) | Повторение итоговой картины, но в ином колорите. Внизу справа подпись «В. Васнецовъ 1919» | |
1919 | Витязь на распутье | Холст, масло. 98х176,5 | Екатеринбургский музей изобразительных искусств | Авторское повторение[3] | |
1920 | Витязь на распутье | Холст, масло. 58,5х106 | Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси | Внизу справа подпись: В. Васнецов 1920 |
Сочинение по картине Витязь на распутье Васнецова (5, 6 класс описание)
Виктор Михайлович известен своими работами на весь мир. Васнецов писал, как сказочные картины, так и былинные. Автор часто писал картины на военную тематику. Он очень часто прославляет русских витязей. Они явно вдохновляют его. В картинах Виктора Михайловича можно увидеть философский смысл. Автор рассуждает о добре и зле, войне и мире. Данные вопросы волнуют каждого человека на протяжении всех веков.
Данную картину Виктор Михайлович писал в течении целых пятнадцати лет. Это полотно призывает зрителя к размышлению. Витязь находится на распутье, перед ним стоит очень важный выбор, который определяет всю его судьбу. Атмосфера, которой пропитана картина не сулит ничего радостного.
Витязь погружён в собственные мысли, он ясно понимает, что любой путь, который бы он не выбрал, принесёт ему множество испытаний и лишений. Но богатырь не ищет лёгких путей, к этому ему не привыкать.
Витязь расположен спиной к зрителю, мы не видим какие эмоции на его лице, скорее всего, он спокоен. Вряд ли что-то может напугать храброго воина, который со многим столкнулся в своей жизни. На всаднике виднеются боевые доспехи, он всегда готов встретится с неприятелем. На голове витязя железный шлем, в руках копьё, за спиной щит и колчан. Воин абсолютно спокоен и уверен в себе. Он всегда морально готов к бою.
Вероятно, богатырь долго ехал. Сейчас у него наконец появилась возможность передохнуть ненадолго. Теперь воин расслаблен. Конь шёл медленно, витязь не торопил его. Неизвестно искал ли воин этот камень или случайно набрёл на него, но дальнейших путь и направление теперь зависит только от богатыря.
Камень, стоящий посреди дороги, очень старый. Многие путники стояли возле него, теперь наш витязь погружён в раздумья. Камень покрыт вмятинами и чёрными пятнами. Текст уже недостаточно чёткий, но его можно разобрать. Время берёт своё.
На данной территории летают чёрные вороны, они нагоняют жуть. Конь прошёл многое: многие войны, сражения и повреждения. Но сейчас он не спокоен. Но, несмотря на всё, он ждёт решения своего хозяина. Конь пойдёт туда, куда его направят.
Описание №2
Как часто в народных сказках витязь оказывается перед нелегким выбором: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жив не будешь…» И герой в раздумьях не сразу принимает судьбоносное решение. Именно такой момент изобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине «Витязь на распутье». Художник работал над ней более десяти лет, изменяя ракурс, с которого зритель видит героя, обогащая композицию новыми деталями. Картина была завершена в 1882 году и подарена Васнецовым Савве Мамонтову.
Перед зрителями усеянное округлыми валунами поле, освещаемое последними лучами заходящего солнца. Редкий степной ковыль серебрится на фоне темно-зелёной травы. Вдали холмы, на склонах которых уже угасли лучи заката.
Реющий над полем коршун и вороны, слетевшиеся на камни, словно ожидают добычу, и их появление предвещает что-то недоброе. Еще одной страшной деталью являются кости человека и коня на переднем плане, прямо перед всадником. Кто знает, когда и от чьей руки нашел свою погибель тот, чьи останки лежат теперь на самой дороге…
Даже небо, окрашенное в золотистые закатные тона, с протянувшимся по нему узким лиловым облаком, кажется тревожным, не предвещающим ничего хорошего. Ведь неизвестно, что может случиться в степи, когда догорит заря и ночная мгла преградит путь воину.
Центральная фигура полотна – древнерусский витязь на красивом белом коне. Закатное солнце бросает золотистые отсветы на пышную гриву и бока коня. Всадник в шлеме, кольчуге, полном боевом облачении, остановился у придорожного камня с предсказаниями. За его плечами кованый металлический щит, у пояса колчан, полный стрел, у седла – тяжелая палица. В левой руке витязь сжимает лук, а в правой – острое копье. Кажется, он готов сразиться с любым врагом.
Васнецов использует необычный прием: главный герой картины, единственный человек на полотне, изображен сбоку, спиной к зрителю. Мы не видим лица всадника, только положение тела, неподвижность, опущенные плечи должны рассказать зрителю о его душевном состоянии.
Нелегко сделать выбор, ступить на верный путь. Гнетущая тишина степи, одиночество, недобрые предчувствия томят сердце витязя.
Эта тревожность передается и зрителю. Глядя на картину Васнецова, мы еще раз задумаемся не только о грядущей судьбе витязя, но и о сложности выбора своего пути в жизни каждого человека.
Витязь на распутье
Популярные сочинения
Творчество Млады Финогеновой нередко характеризуют как «жанровую живопись». Работы художницы имеют свой, своеобразный и уникальный стиль написания, а также некую изюминку
Ссылки
История[ | ]
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии. |
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Варианты[ | ]
Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины[1].
Год | Илл. | Название | Размер, техника | Местонахождение | Примечание |
1877 (?) | Витязь на распутье | Холст, масло. 99х160 | неизвестно | Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой «вариант». Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года | |
Витязь на распутье | Холст, масло | Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых — нахождение неизвестно | |||
Витязь на распутье (эскиз) | Холст, масло | неизвестно | Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале «Мир искусства», т. 1, 1899, стр. 3[2]. | ||
1878 | Витязь на распутье | Холст, масло 79 × 147 | Серпуховский историко-художественный музей | Отсутствует в списке Моргуновых | |
1882 | Витязь на распутье | Холст, масло. 167, 299 | ГРМ | ||
Витязь на распутье | Холст, масло. 87х150 | Коллекция профессора П.М. Горшкова, Ленинград (на 1961 год) | Эскиз или повторение итоговой картины | ||
1882 | Витязь на распутье (эскиз) | Холст, масло. 69х106 | Дом-музей В.М. Васнецова | ||
1919 | Витязь на распутье | Холст, масло. 85х146 | Собрание И.И. Дедова, Москва (по данным на 1961 год) | Повторение итоговой картины, но в ином колорите. Внизу справа подпись «В. Васнецовъ 1919» | |
1919 | Витязь на распутье | Холст, масло. 98х176,5 | Екатеринбургский музей изобразительных искусств | Авторское повторение[3] | |
1920 | Витязь на распутье | Холст, масло. 58,5х106 | Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси | Внизу справа подпись: В. Васнецов 1920 |
Мрачное раздумье
Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»
«Витязь на распутье» знаменитая картина не просто открывает нам очередную историю, поведанную ценителем русского фольклора Виктором Васнецовым, но и становится своего рода итогом многолетних трудов художника, демонстрацией его высочайшего мастерства.
Виктора Михайловича Васнецова я бы назвала не просто великим русским живописцем, но и поистине “сказочным” художником. Его кисти принадлежит множество картин, открывающих нам сюжеты народных сказок и былин, например картина «Богатыри». Они настолько реалистичны и притягательны, что зритель буквально погружается в атмосферу шедевра. Что же можно увидеть в «Витязе на распутье»? Какие символы и скрытые образы использует живописец?
Создание картины «Витязь на распутье»
Для Виктора Михайловича Васнецова 70-е годы XIX века стали знаковым, даже переломным моментом в творчестве. Если прежде он использовал для своих картин реалистические сюжеты и образы, то в этот период решает перейти к совершенно новому направлению. Живописец стремился отразить в своих работах русских фольклор, знаменитые былины и сказки, известных всем героев и сюжеты.
В это время художник начинает работу над эскизами к «Витязю на распутье». Первые наброски появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Натурщиком для образа воина послужил младший брат живописца. В этот же период был закончен первый вариант картины.
Черновые наброски Виктора Васнецова к картине «Витязь на распутье»
Варианты картины
В 1878 году «Витязь на распутье» уже появляется на передвижной выставке. Но, как истинный творец, Васнецов видел в своей работе не только особенности, но и немало недостатков. Он постоянно добавлял некоторые детали, совершенствуя полотно, а окончательный вариант «Витязя на распутье» появился в 1882 году.
Русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов дал высокую оценку творению Васнецова. Художник в письме к нему отмечал, что использовал классическую былинную надпись на камне.
Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье», 1882 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Правда, она видна не полностью, однако живописец в своём послании раскрывает всю её суть:
“На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии”.
Меня заинтересовало преображение самой картины по мере создания новых её вариантов. В первоначальных версиях витязь повёрнут лицом к зрителю. Последующие варианты демонстрируют нам упрощение композиции. Сама фигура воина приобретает некую монументальность, становится более значимой. Элементом, который показался Васнецову лишним, стала дорога, что появляется лишь в первых версиях творения.
Изначальный вариант картины «Витязь на распутье»
«Витязь на распутье» — 6 класс (описание)
Вариант 1
В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны. Сказочные образы могучих славянских богатырей, особо удачно выходили из-под его кисти.
Передо мной картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит непростая дилемма – выбрать свой, путь свою судьбу. Блестит кольчуга и шлем в заходящих лучах солнца, опущено мощное острое копье, каленый щит с луком и стрелами висят за спиной силача, да тяжелая булава заткнута за пояс.
Огромный каменный валун, поросший густым зеленым мхом, испещренный старославянскими письменами, указывает путнику дорогу, да только не сулит не этот путь путешественнику добра – предвещает страшную гибель, осмелившемуся двинутся этой дорогой.
Скакун богатыря, трясет гривой, тревожно фыркает, словно отговаривает своего хозяина от гиблой затеи.
Атмосфера вокруг настораживающая, подернутая беспокойством и тревогой.
В вечернем небе плывут темно-синие грозовые облака, сгущаются сумерки. В чистом поле не зверя ни дома доброго человека. Лишь черные вороны-стервятники вьются над камнем и белыми костями человека и лошади. Омытые дождями, скалятся черепа и смотрят пустыми глазницами в сумеречное темнеющее небо.
Темнеет горизонт, на многие мили раскинулось мрачное, безмолвное широкое поле. Тянутся минуты, приближая неизбежное. И вот уже воображение рисует, как бесстрашный витязь, дернув своего верного коня за поводья, направит его навстречу злому року.
Живописный сюжет творения Васнецова завораживает своей сказочностью, трагизмом, верой в торжество добра над злом и тьмой.
Вариант 2 (подробно)
Виктор Михайлович Васнецов всем известен не только как сказочный живописец, но и былинный сказитель, который передает нам не словом, а с помощью художественных образов предания старины глубокой, дошедшие до нас через века.
Теме былин и легенд художник посвятил много полотен. Среди них наиболее известная — «Богатыри». А открывает этот богатырский цикл картина «Витязь на распутье», которую Васнецов писал на протяжении пятнадцати лет. Это одна из философских работ живописца, которая призывает зрителя не только к созерцанию, но и размышлению. Причем к размышлению не только о судьбе героя, но и о более глубинных, вечных проблемах добра и зла, справедливости и коварства, проблеме выбора дальнейшего жизненного пути, которые тревожат, наверное, каждого человека.
На переднем плане изображен древнерусский витязь на белом коне, который остановился в поле у огромного камня с высеченной на нем надписью. Всадник повернут к нам спиной, поэтому мы не видим его лица. Богатырь одет в боевые доспехи. Он готов даже к неожиданной встрече с противником. На нем блестящий железный шлем, длинная кольчуга, усиленная металлическими пластинами на спине и, должно быть, на груди.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
За спиной — большой тяжелый круглый щит. На поясе на широком ремне прикреплен кожаный коричневый колчан, украшенный металлическими декоративными накладками. Колчан полон стрел. С боку висит массивная булава. В правой руке витязь держит длинное острое копье на красном древке. Оно опущено острием вниз, слегка согнутая рука богатыря слабо его сжимает — воин спокоен и уверен в себе. На ногах у него высокие светло-зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища.
Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Всадник не торопил своего коня по широкому полю: в стремена вставлены лишь кончики его сапог. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке. Искал ли он этот указатель или нет — не известно. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Вслед за хозяином свою голову опустил и белый скакун, словно и он принимает непростое решение. Его длинная лохматая грива свисает почти до земли.
Богатырский конь под стать самому витязю: крепкий, холеный, с густой гривой, шелковистым хвостом, с мощными ногами, которые твёрдо ступают по земле, а в случае необходимости быстро домчат седока туда, куда тот прикажет. А сейчас он покорно и терпеливо стоит, ждёт решения своего хозяина.
Поле, по которому едет былинный герой, — не возделанная плодородная нива, радующая глаз. Это зловещее безжизненное пространство, на котором растет небольшими островками горькая полынь-трава. Поле усыпано большими серыми валунами. Один из таких валунов,
вырастающих из-под земли, — вещий камень, перед которым и остановился витязь. На его плоской стороне выбиты слова-предсказания для всех, кто решит продолжить свой путь дальше. Он настолько древний, что потемнел от времени и покрылся мхом, который скрыл часть слов.
В сказках и былинах обычно говорится о трех дорогах, которые предлагаются на выбор путнику. Однако на своем полотне художник решил отступить от этого важного момента. Этим приемом он зрительно усилил тревожный сюжет картины, оставил былинного героя без альтернативы выбора пути, ведь на камне можно различить лишь эти слова:
«Как прямо ехать — живу не бывати.
Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».
Значит, других дорог здесь нет. Что ищет витязь в этом заброшенном краю? Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад? Если вперед, то что его там ждет? Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву. В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами. Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется. Про неё ничего не говорит вещий камень. Третьей дороги, как положено в сказках, нет.
Гнетущее ощущение складывается от местности, в которую заехал богатырь. По полю разбросаны кости людей и животных. А прямо перед камнем мы видим черепа человека и лошади. Видимо, немало было смельчаков, решившихся в свое время переступить рубеж, на котором стоит камень-вещун, но предсказание для них сбылось слишком быстро. Вот и кружат над полем черные вороны в ожидании новой добычи.
На поле ложится вечерняя мгла. Тревожное желтоватое небо темнеет. Узкая темная свинцовая туча растянулась вдоль линии горизонта. Солнце уже почти село. Его последние отблески, как зарево, полыхают вдали над одним из высоких мрачных холмов.
По своему эмоциональному настрою эта картина производит тягостное, безрадостное впечатление. Наверное, в жизни каждого человека бывают такие непростые моменты, когда нужно решиться на определенный выбор дальнейшего пути. Кто-то принимает решение двигаться вперед, несмотря ни на что. А кто-то повернет назад, испугавшись неизвестности.
Описание картины Васнецова
Глядя на картину «Витязь на распутье», сразу же обращаешь внимания на фигуру воина. Перед нами – богатырь, восседающий на чудесном белом коне, что, несомненно, является его верным товарищем в странствиях и сражениях.
Вся фигура всадника выражает задумчивость. Это неудивительно, ведь он остановился перед камнем-указателем, на котором написан старинный фольклорный текст.
Видно, что камень этот старый, уже очень давно стоит в этих местах. На нём ясно сказано, что тот, кто будет и далее придерживаться прямого направления, живым не останется.
“Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”, – гласит надпись на камне.
Надпись на камне, фрагмент картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Без сомнения, витязь прекрасно понимает всю серьёзность такого предупреждения, однако вынужден продолжит свой путь. Кажется, что через мгновение белоснежный конь тряхнёт гривой, а всадник выпрямится в седле. Тем не менее, поза богатыря говорит о его усталости. Вероятно, именно поэтому он задумался и несколько медлит, собираясь с силами.
Впрочем, это же заметно и его коню. Его грива и хвост не развеваются, а само животное выглядит не менее уставшим, чем его хозяин. Но, несмотря на это, в их измученных силуэтах чувствуется некая внутренняя решимость – их дух не знает усталости и упадка.
Я же хочу отметить некое душевное единство коня и всадника. Прекрасное животное при необходимости домчит воина в любое место, но сейчас конь полностью разделяет настроение своего хозяина.
Витязь и его конь, фрагмент картины «Витязь на распутье»
Детали картины
Можно отметить, что витязь прекрасно подготовлен – он в полном боевом облачении За его спиной висит щит, к поясу прикреплён колчан, украшенный декоративными элементами. Видно, что он полон стрел, а значит, воин знает, что предстоит нелёгкий и долгий бой.
Витязь на коне, фрагмент картины
Виктор Васнецов – мастер “картин настроения”, и в «Витязе на распутье» это особенно чувствуется. Вокруг главного героя полотна виднеются человеческие останки, над которыми кружат вороны. Над ним – грозное закатное небо, что тоже не предвещает радостных событий.
Без сомнения, витязь направляется в крайне опасный путь. Художник мастерски создаёт мрачную гнетущую атмосферу того места, где находится его персонаж.
Фрагмент картины «Витязь на распутье»
«Витязь на распутье» – картина Виктора Васнецова, что по праву приобрела известность. В ней отображён один из типичных былинных и сказочных сюжетов, однако это – не просто эпизод из славянского фольклора.
Живописец в своём творении воспевает силу и доблесть русских богатырей, готовых идти на бой с неизвестным и смертельно опасным противником. Его витязь не стремится к войне, однако для защиты родной земли он готов идти вперёд, невзирая на гибельные препятствия и предупреждения.
Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»
Вариант 1
Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.
Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.
Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.
Вариант 2
Художник В.М. Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!
Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть. Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.
Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.
Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.
Вариант 3
Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.
Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.
Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.
Вариант 4
Виктор Михайлович Васнецов не раз обращался в своем творчестве к произведениям фольклора: сказкам, былинам. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути. Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А создал он свое творение в 1882 году. По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей.
Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Задумался он над своею долей. Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Значит, одна ему дорога — туда, где не быть живому.
Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец и разбойники», которой и был навеян сюжет картины Васнецова. Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу. Думается, и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.