Что изображено на картине васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — основатель сказочно-былинного жанра
Виктор Михайлович Васнецов (Viktor Mikhailovich Vasnetsov; родился 15 мая 1848 г. — умер 23 июля 1926 г.) — русский живописец и архитектор XIX-XX веков, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий, сказок и былин. Творчество художника прошло масштабную эволюцию от академизма и реализма в ранних работах до модерна начала XX века, который виден в поздних произведениях автора.
Биография Виктора Васнецова
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.
В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.
В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.
Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.
Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.
Самые известные картины Виктора Васнецова
Картины Виктора Васнецова развиваются от бытописательства в реалистичном ключе к сказочно-былинному жанру и стилю модерн. Именно работы на фольклорные темы стали визитной карточкой мастера. Вот несколько наиболее знаменитых из них:
Если вы любите старинные произведения искусства, обратите внимание на аукционы, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Это удобная возможность пополнить коллекцию ценным антиквариатом. Также здесь можно купить картины у современных художников.
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 — 1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
«Аленушка» и «Три богатыря»: о чем расскажут картины Виктора Васнецова
«Аленушка», «Три Богатыря», «Иван-царевич на Сером Волке» – в России эти картины известны каждому буквально со школьной скамьи. Вообще можно сказать, что работы Виктора Васнецова – это квинтэссенция живописи русского модерна, в котором изысканность и утонченность языка сплелись с мотивами народной культуры. Сюжеты его картин широко используются для оформления книг, открыток, плакатов и даже марок или конфетных коробок.
В Международный День музеев портал Москва 24 решил вспомнить истории самых известных работ живописца, со дня рождения которого 15 мая прошло 170-лет.
«Аленушка» (1881, Государственная Третьяковская галерея)
Эта картина была признана критиками одним из лучших произведений русской школы живописи. Работу Васнецов начал с пейзажных зарисовок: сохранилось несколько этюдов. Художник говорил, что «Аленушка» как будто давно жила в его голове, но реально он увидел ее в Ахтырке на Украине. Там он встретил одну простоволосую девушку, поразившую его воображение. Впоследствии он вспоминал, что столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что от нее веяло каким-то особым русским духом.
Он закончил картину зимой 1881 года и отправил ее на выставку Передвижников. И хотя в Аленушке совсем нет ничего сказочного, а скорее напротив, она невероятно реалистична и по-взрослому грустна, со временем в восприятии зрителей этот образ переплелся со сказкой про сестрицу Аленушку и брата Иванушку.
Росписи Владимирского собора в Киеве
Фото: ТАСС/Александр Сенцов
Васнецов посвятил работе над росписями собора десять лет. Одной из главных целей он видел преодоление раскола между народом и интеллигенцией в отношении к традиционной русской иконописи. Он стремился создавать искусство «большого стиля», вернувшегося в народ из замкнутого мира частных коллекций. Основной идеей внутренней росписи Владимирского собора, возведенного к 900-летней годовщине крещения Руси, было осмысление истории русской веры.
Виктор Васнецов расписывал центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Росписи были завершены в августе 1896 года и на рубеже веков были скопированы во многих храмах на территории России, а Васнецова стали называть «гениальным провозвестником нового направления в peлигиозной живописи».
«Иван-царевич на Сером Волке» (1889, Государственная Третьяковская галерея)
Эта картина несомненно входит в число самых любимых иллюстраций к русским народным сказкам. Пожалуй, сложно найти человека, который бы не знал ее с детства. За основу сюжета картины был взят отрывок сказки «Иван-Царевич и Серый Волк»: Иван-царевич с похищенной Еленой Прекрасной спасаются от погони на верном Сером Волке.
Вся картина наполнена каким-то загадочным мерцанием. Васнецов работал над ней параллельно с созданием росписей Владимирского собора в Киеве. В 1889-м она была представлена на Передвижной художественной выставке, а сегодня находится в Третьяковке.
«Гамаюн, птица вещая» (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала)
Композиция подчеркнуто декоративна и изыскана: на тонкой ветви сидит фантастическая птица с женским ликом. По мнению критиков, картина получилась не совсем «васнецовской»: слишком фантастической и символистской, по стилю близкой к работам современников Виктора Васнецова, например, Михаила Врубеля или даже иностранных мастеров – Густава Климта и Альфонса Мухи.
Картина соответствовала своему времени, наполненному тревожными предчувствиями, и приобрела широкую известность с момента написания. В оперении птицы сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь (а вообще, использование багряно-красного цвета характерно для более поздних работ Васнецова).
Сейчас «Гамаюн, птица вещая» хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале.
«Богатыри» (1898, Государственная Третьяковская галерея)
Картина «Богатыри» считается народным достоянием и символом русского искусства. Работа над ней с момента рождения идеи до завершения полотна заняла в общей сложности почти 30 лет. Первый карандашный набросок картины появился еще в 1871 году: Васнецов подарил его своему близкому другу, художнику Василию Поленову. Но тот отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.
23 апреля 1898 года она была завершена и вскоре куплена Третьяковым для своей коллекции (собственно, с тех пор она и украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве). На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – герои народных былин. Сам Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Их исполинские фигуры символизируют силу и мощь всего русского народа. Впечатление производят и внушительные размеры картины – 295х446 сантиметров.
В центре изображен Илья Муромец. Будучи реальным историческим персонажем, он в действительности совершил множество ратных подвигов. Слева от него – Добрыня Никитич. По народным преданиям, он был очень образованным и благородным воином. Предание одарило его заговоренной броней и волшебным мечом-кладенцом (по мнению некоторых исследователей, чертами лица Добрыня напоминает самого художника).
Ну а справа на коне сидит совсем молодой богатырь, Алеша Попович. Помимо лука и стрел, у него есть гусли, что говорит о том, что он не только бесстрашный воин, но и музыкант-песенник. Кстати, в картине присутствует множество мелких деталей, взятых Васнецовым из исторических источников, которые и дополняют образы.