Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Живая сила традиции

Содержание:

Характеристика основных видов учебной деятельности:

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыкальный материал:

Изобразительное искусство:

Литература:

Характеристика видов деятельности:

Планируемые результаты учебной деятельности:

Форма проведения занятия:

Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.

Виды деятельности учащихся:

И сокровенный изначальный миг,
Времён исток,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что моё рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений.
(Рабиндранат Тагор)

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.

Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.

Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи,- оно властвует над временем. И получается так, как будто прошлое, это далёкое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас снова и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.

Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?

И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?

Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные» люди встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых.

Художественный мир Мусоргского был заполнен непривычными героями и образами.

Беглые монахи, семинаристы, нищие, дети-сироты, как будто пришли на страницы его произведений из самой жизни. А вместе с ними пришли украинские хлопцы и дивчины, стрельцы, вольные люди. И музыка, их рисующая, была музыкой русского человека.

Пушкин, а за ним и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Димитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она была нужна обоим художникам, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, её причастность ко всему тёмному, недоброму, что совершается в мире. Общепринятая трактовка оперы – драма совести Бориса, драма народа. Главным в опере становится слово Совесть.

Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии. Мысль о решающей роли народа он особенно подчеркнул. Поэтому изменил конец. У поэта в конце трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная.

Работу над оперой М. Мусоргский начал в октябре 1868 г., используя для либретто текст трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и материалы «Истории государства Российского» Н. Карамзина. Сюжет повествует о периоде правления царя Бориса Годунова c 1598 по 1605 г. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.

Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869, 1872 гг.), две редакции Н. Римского-Корсакова (1896, 1908 гг.), редакция и оркестровка Д. Шостаковича (1940 г.).

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов»

Ночь. Келья в Чудовом монастыре, Пимен пишет перед лампадой. Молодой монах, Григорий, спит. Пимен (приостанавливается): «Ещё одно, последнее сказанье и летопись окончена моя. Окончен труд, завещанный от Бога мне, грешному». Музыка передаёт однообразный скрип пера в летописца в тишине уединённой кельи.

Слушание: М. Мусоргский. Хор, Григорий, Пимен из I действия оперы «Борис Годунов» (по желанию учителя).

За сценой слышен хор. Отшельники: «Боже, Боже мой, вскую оставил мя»? Пимен встаёт и благословляет: «Благослови тебя Господь и днесь, и присно и во веки?» Мерная и сурово-спокойная речь Пимена очерчивает строгий и величавый облик старца. Григорий просыпается. Он обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша. Григорий: «Ты всё писал и сном не позабылся. А мой покой бесовское мечтанье тревожило, и враг меня мутил». Григорий просит Пимена истолковать его сон.

Одеяние Нестора также стилизовано – на нём ряса с узнаваемыми чертами древних русских боярских одеяний и тёмный плащ с капюшоном. Благодаря использованию насыщенных цветов и чётко прописанной фигуре с выразительным лицом все внимание зрителя сосредоточено на личности летописца. Она кажется очень мудрым и знающим человеком, сознающим лежащую на нём ответственность перед потомками.

В облике сказителей и летописцев на картинах В. Васнецова, Н. Рериха, декорации И. Билибина учитель обращает внимание учеников на такие общие их черты, как зрелый возраст, мудрое, степенное и вдумчивое выражение лиц. В их изображениях ощущается строгость, неспешность, серьёзность.

Вопросы и задания:

Источник

3 занятие старшая группа

Живая сила традиции

И сокровенный изначальный миг, Времён исток, Открылся предо мной. И я постигнул, что моё рожденье Нанизано на нить рождений прежних; Так зрелище в одном себе хранит Поток других, невидимых творений.

Рабиндранат Тагор

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.

Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.

Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи, — оно властвует над временем. И получается так, как будто прошлое, это далёкое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас снова и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.

Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?

И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?

Вероятно, если мы обратимся к изучению определённой части традиции — например, темы или жанра, — нам удастся установить время её происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несёт в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный аналитический разбор, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовётся тайной искусства.

В. Васнецов. Нестор-летописец

Н. Рерих. Баян

Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные люди» встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности — они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.

Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы — всё это создавалось такими «старинными людьми», хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.

И. Билибин. Келья вЧудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем — и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.

Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого — памятью истории, культуры, национальных традиций — это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.

Вопросы и задания

1.Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?

2.Возможно ли, по-твоему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясни свой ответ.

3.Послушай(№3) Монолог Пимена из I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Каким предстаёт в музыке образ летописца-отшельника?

4.Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение.

Монолог Пимена

Ночь. Келья вЧудовом монастыре

П и м е н (пишет перед лампадой)

Ещё одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдёт мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомкам православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за тёмные деянья Спасителя смиренно умоляют. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною — Давно ль оно неслось, событий полно, Волнуяся, как море-окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно, Не много лиц мне память сохранила, Не много слов доходит до меня, А прочее погибло невозвратно. Но близок день, лампада догорает — Ещё одно, последнее сказанье.

5.Что отличает характер музыкального звучания — контрастность или выдержанность одного состояния? Объясни свой ответ.

6.Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов?

7.Внимательно рассмотри эскиз декорации «Келья вЧудовом монастыре» И. Билибина (с. 15). Известно ли тебе, кто из персонажей трагедии, помимо Пимена, изображён художником? Какова роль этого персонажа в дальнейшем развитии оперы Мусоргского?

8.Каких известных тебе героев художественных произведений можно назвать «старинными людьми» и почему? В чём заключается их особая мудрость? В «Дневнике музыкальных размышлений» запиши ответ на этот вопрос.

Просмотр содержимого документа
«3 занятие старшая группа»

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Тема Живая сила традиции

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

И сокровенный изначальный миг,

Открылся предо мной.

И я постигнул, что моё рожденье

Нанизано на нить рождений прежних;

Так зрелище в одном себе хранит

Поток других, невидимых творений.

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.

Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времен. Когда музыкальное произведения связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, она обретает свою подлинную силу. Музыкальное произведение не подвержено старению.

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Д.З написать сообщение об композиторе

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Послушать музыкальное произведение

М. Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Вопрос разобрать устно.

1. Как вы думаете, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Источник

Конспект урока музыки на тему «Живая сила традиции» (8 класс)

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.

Личностные:

— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.

Предметные:

— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Живая сила традиции» (8 класс)»

Урок 3. Живая сила традиции

Планируемые результаты учебной деятельности:

— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.

— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.

— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.

Изобразительное искусство: В. Васнецов. «Нестор-летописец»; Н. Рерих. «Баян»; И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре». Эскиз декорации к 1-й картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; В. Васильев. «Келья Пимена».

Литература: А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов».

Музыка: М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов» (№ 3 аудиоприложения).

Виды деятельности учащихся: Беседа о необходимости сохранений традиций в искусстве. Смысловое вдумчивое прослушивание монолога Пимена из оперы «Борис Годунов». Сравнительный анализ музыки монолога и картин с изображением летописцев, баянов, сказителей. Разучивание и исполнение песни.

Формы педагогического контроля. Контроль участия в беседе о традициях в искусстве, о связи искусства с историей, о развитии культуры человечества. Контроль выразительного чтения вслух и понимания смысла монолога Пимена. Контроль аналитических навыков при обсуждении текста монолога и после прослушивания фрагмента оперы Мусоргского. Контроль навыков сравнительного анализа слов, репродукций живописных картин и музыки. Контроль качества пения. Контроль знания истории создания и содержания оперы «Борис Годунов».

О традиции в музыке

И сокровенный изначальный миг,

Открылся предо мной.

И я постигнул, что моё рожденье

Нанизано на нить рождений прежних;

Так зрелище в одном себе хранит

Поток других, невидимых творений.

Р. Тагор (Фрагмент из стихотворения)

Учитель анализирует с учениками эти важные строки, выявляет их главную мысль — опору и жизненных процессов, и явлений искусства на вековые традиции, их связь с прошлым и настоящим, выстраивание единой цепи от прошлого к будущему.

— На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.

Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный (не подлежащий сомнению, неоспоримый) закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.

Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?

И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?

Хранители памяти, истории, традиций

Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные люди» встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности – они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы – всё это создавалось такими «старинными людьми», хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.

Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем – и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»

Работу над оперой «Борис Годунов» М. Мусоргский начал в октябре 1868 г., используя для либретто текст трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и материалы «Истории государства Российского» Н. Карамзина.

Сюжет повествует о периоде правления царя Бориса Годунова c 1598 по 1605 г. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Опера была завершена в конце 1869 г. и представлена в Дирекцию Императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке. Мусоргский внёс ряд изменений, в частности ввёл «польский» акт с новой героиней Мариной Мнишек, а также добавил финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя. Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.

Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869, 1872 гг.), две редакции Н. Римского-Корсакова (1896, 1908 гг.), редакция и оркестровка Д. Шостаковича (1940 г.).

Прослушайте монолог Пимена из 1-й картины I действия.

В сцене в келье зрители оперы постепенно замечают, что Пимен на сцене не один, через некоторое время после его монолога просыпается и даёт о себе знать молодой чернец Григорий Отрепьев. Их диалог построен на контрасте степенных интонаций Пимена и напряжённых, взвинченных фраз Григория. Если удел Пимена — ведение летописи из года в год, то Гришка стремится к быстрому достижению цели, он хочет стать знаменитым, богатым, мечтает о власти. Все попытки Пимена обуздать его темперамент ничего не дают. В голове у Гришки созревает дерзкий план — назваться царевичем Димитрием и завладеть русским троном.

5. Итог урока (Вывод)

Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого – памятью истории, культуры, национальных традиций – это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.

Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?

Возможно ли, по-твоему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясни свой ответ.

Послушай Монолог Пимена из 1-го действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Каким предстаёт в музыке образ летописца-отшельника?

Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение:

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пименаМонолог Пимена

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

(пишет перед лампадой)

Ещё одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомкам православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за тёмные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходит до меня,

А прочее погибло безвозвратно…

Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

Что отличает характер музыкального звучания – контрастность или выдержанность одного состояния? Объясни свой ответ.

Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов?

Внимательно рассмотри эскиз декорации «Келья в Чудовом монастыре» И. Билибина. Известно ли тебе, кто из персонажей трагедии, помимо Пимена, изображён художником? Какова роль этого персонажа в дальнейшем развитии оперы Мусоргского?

Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Смотреть картинку Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Картинка про Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена. Фото Что изображают вступительные звуки альтов в монологе пимена

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия

оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

Каких известных тебе героев художественных произведений можно назвать «старинными людьми» и почему? В чём заключается их особая мудрость? В «Дневнике музыкальных размышлений» запиши ответ на этот вопрос.

Краткое содержание оперы «Борис Годунов»

П р о л о г. 1-я картина происходит на заполненном народом дворе Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство. Вышедший к народу дьяк Щелкалов сообщает, что Борис и слышать не желает о троне. К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса.

2-я картина. Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ по приказу боярина Шуйского славит царя. Появляется Борис. Его гнетут зловещие предчувствия.

I д е й с т в и е. 1-я картина. В келье Чудова монастыря монах-летописец Пимен пишет летопись. Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем были бы ровесниками, рождает в голове Отрепьева дерзкий план назваться Димитрием.

2-я картина. Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни. Григорий спрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория». Григорий, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.

II д е й с т в и е. Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе, разговаривает с сыном Феодором. Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича. Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты ему мерещится призрак убитого младенца.

III д е й с т в и е. 1-я картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием.

2-я картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка Самозванец мечтает о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол. Звучат страстные любовные признания.

IV д е й с т в и е. 1-я картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз. Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню. Юродивый жалуется царю на мальчишек. Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит», — отвечает Юродивый.

2-я картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Появляется Борис. Приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь падает без чувств. Очнувшись, он зовёт сына Феодора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.

3-я картина. Народ на лесной дороге под Кромами, близ литовской границы, расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая ему шутовское «венчание на царство». Тут и Мисаил с Варлаамом. Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Хрущовым, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Лишь Юродивый остаётся, предрекая народу новые страшные невзгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *