Что издает звуки в природе

5 необычных звуковых сигналов живой природы

Сохранить и прочитать потом —

Недавно мы писали о необычной акустике созданных человеком пространств и природных локаций. Сегодня публикуем интересные звуки живой природы, обнаруженные учёными.

Кто из животных звучит как джазовая музыка, а кто может имитировать человеческий голос — расскажем в нашей подборке.

Что издает звуки в природе. Смотреть фото Что издает звуки в природе. Смотреть картинку Что издает звуки в природе. Картинка про Что издает звуки в природе. Фото Что издает звуки в природе
Фото DickDaniels CC BY-SA

Самцы колибри управляют звуком своего полёта

Птицы в процессе эволюции развили необычное поведение для привлечения своих брачных партнёров: птицы-шалашники вьют замысловатые гнёзда, а цвет крыльев у некоторых райских птичек настолько тёмный, что напоминает природный vantablack. Изменения коснулись и вокализации птиц — мужские особи колибри вида Калипта Коста (лат. Calypte costae) манипулируют звуком своего полёта для привлечения самки.

«Людям нравятся колибри, их представления всегда захватывающие и привлекательные, но мы мало что о них знаем» — говорит Кристофер Кларк (Christofer Clark) исследователь из Калифорнийского университета в Риверсайде.

Учёные изучили поведение колибри во время танца для самки. В исследовании измерялся звук и направление полёта, использовались микрофоны и устройства, которые могут отображать звук, его интенсивность и источник, и даже аэродинамическая труба. В результате эксперимента оказалось, что мужские особи пикируют в сторону, вместо того чтобы «танцевать» прямо перед самкой — они хотят продемонстрировать свою физическую силу, показывая, насколько они быстры.

Самцы «настраивают» звук пикирования: закручивают часть оперения и изменяют траекторию полета. Все это помогает им минимизировать эффект Доплера для наблюдателя (самки) — и таким образом не позволить ей точнее определить скорость полета. Кроме того, самец колибри двигает рулевые перья по направлению к самке, что также влияет на громкость. Однако пока остаётся неизвестным, как женские особи колибри на самом деле реагируют на различные комбинации громкости и высоты тона — измеряют ли они их, и какому варианту отдают предпочтение. Оценка реакции женской особи — следующий шаг в изучении полового отбора и коммуникации этих птиц.

Звуки роя мошек

Чувствительность мошек к звуку была обнаружена ещё в 1960-х годах и исследуется до сих пор. Рои полностью состоят из мошек-самцов. Мужские особи имеют длинные усики и машут крылышками в два раза чаще самок. Привлекаемые высокими звуками, самки летят к рою в надежде на воспроизведение потомства, что делает рой сложным ритуалом, связанным с размножением.

Что издает звуки в природе. Смотреть фото Что издает звуки в природе. Смотреть картинку Что издает звуки в природе. Картинка про Что издает звуки в природе. Фото Что издает звуки в природе
Фото michael clarke stuff CC BY-SA

Учёные Николя Уэлет (Nicholas T. Ouelette) и Руи Ни (Rui Ni) в одном из своих опытов записывали звук жужжания роя, а потом проигрывали его перед мошками. Записанный звук влиял на них необычно. Со сменой громкости звука (громкий, тихий, громкий, тихий) область наибольшей плотности мошек также смещалась. Когда через динамик воспроизводили только звук самки (их можно легко отличить по отсутствию усиков), весь рой из мошек-самцов прилетел и сел на звуковое устройство. Учёные продолжают исследовать природу и механизм такого коллективного поведения.

Поведение насекомых и животных в сложных группах (роение, движение косяков рыб и стай перелетных птиц) десятилетиями привлекало ученых. Однако только в 1980-х годах специалист по компьютерной графике Крейг Рейнольдс (Craig Reynolds) разработал программу boids, моделирующую коллективное поведение в животном мире. Программа, кстати, пользовалась популярностью не только у ученых, но и в Голливуде — например, Тим Бёртон в «Бэтмен возвращается» использовал её для моделирования групп компьютерных летучих мышей.

Гренландские киты — универсальные виртуозы Арктики

Гренландские киты имеют удивительно разнообразный и постоянно меняющийся вокальный репертуар. «Если песни горбатых китов напоминают классическую музыку, то гренландские киты — это джаз», — говорит Кейт Стэффорд (Kate Stafford) океанограф лаборатории прикладной физики Университета Вашингтона. «В их звуках больше импровизации. Судя по акустическим данным, в каждом сезоне у них свой набор песен». Гренландские киты поют громко, 24 часа в сутки с ноября по апрель. Исследование проводилось при помощи гидрофонов — подводных микрофонов.

Что издает звуки в природе. Смотреть фото Что издает звуки в природе. Смотреть картинку Что издает звуки в природе. Картинка про Что издает звуки в природе. Фото Что издает звуки в природе
Фото Olga Spak CC BY-SA

Песни животных — не то же самое, что зов или отдельные звуки. Структура песен более сложная — она состоит из различных музыкальных фраз, требующих пристального изучения. Многие птицы и млекопитающие используют песни, чтобы идентифицировать себя с группой или, наоборот, выделиться. «Люди по большей части — визуалы, но морские млекопитающие живут в трёхмерной среде обитания, где звук и акустическая информация — это то, что помогает им ориентироваться, находить пищу и общаться», — добавляет Стэффорд.

В настоящий момент о пении гренландских китов известно мало: издают ли звуки только самцы, могут ли отдельные особи делиться песнями и, главное, почему их мелодия всё время меняется — на все эти вопросы учёным предстоит ответить в будущих исследованиях.

Мелодичные мыши

Маленькая коричневая мышь, найденная в лесах Центральной Америки, так же как и другие грызуны, общается с помощью писка, который часто не слышен человеческому уху. Мужские особи мышей вида Scotinomys teguina поют очень громко и делают это с целью привлечь самку.

Учёные задались вопросом, почему некоторые самцы вида вкладывают в пение больше усилий, чем другие. Исследовательница из Техасского университета Трейси Берхард (Tracy Burkhard) и её команда следили за песнопеньями мышей, а затем сравнили уровень определённых гормонов и питательных веществ в крови грызунов. Мужские особи, которые пели сильнее и чаще, имели более высокую концентрацию лептина, выделяющегося в пропорции к количеству жировых отложений животного.

Исследование показало, что мужские особи могут прикладывать большее усилие в пении, если чувствуют в себе достаточное количество энергии, сохраняя при этом силы на борьбу и бегство в случае опасности.

Поющая мышь издаёт длинные трели — что-то между звуком сверчка и маленькой птички. Песня может длиться до 20 секунд, в то время как обычные мыши издают звуки не длиннее трёх секунд. Самки этого вида тоже поют, но самцы делают это чаще и громче.

Косатки говорят hello и bye-bye

Имитировать человеческую речь могут не только попугаи, но и косатки — к такому выводу пришли учёные. В процессе исследования 14-летняя косатка смогла сказать такие слова, как Amy, bye-bye, hello, подражая тренеру. Предварительно она была обучена подчиняться ручному сигналу «скопируй это», который вначале давался ей как указание сымитировать другую косатку, пускающую струю воды в воздух. Затем учёные включили ей звуки, которые она никогда не слышала — 5 звуков других косаток и 6 фраз, произносимых тренерами, — и попросили их повторить. Косатка ответила на команду и воспроизвела похожие звуки.

У косаток есть групповые дифференцированные вокальные диалекты, которые предположительно приобретаются не генетически, а путем приобщения к «традиции». Учёные считают, что способность косаток к имитации различных звуков может быть ключом к изучению их общения и взаимодействия друг с другом.

Изучение вокальной имитации, диалектов, звуковых сигналов и вокализаций помогают учёным лучше понять слуховое восприятие, время реакции и познавательные способности животных, а в некоторых случаях и сравнить их развитие с эволюцией человека.

Дополнительное чтение — материалы из нашего «Мира Hi-Fi»:

Источник

Звуки природы

30.05.2006 15:00

Атмосферная акустика изучает особенности распространения и слышимости звуков в атмосфере. Звуком называется колебательное движение частиц упругой среды с частотами от 16-20 до 20 000 Гц, воспринимаемыми нашим органом слуха. Вокруг источника звука возникает замкнутая волна, которая распространяется во все стороны. Отдельная звуковая волна представляет собой сжатие и последующие распространение воздуха, возникающие вследствие колебательных движений молекул газа вдоль пути распространения волны.

Несмотря на большую силу источника звука, дальность слышимости грома редко превышает 20-25 км. Происходит это потому, что, во-первых, гром возникает при всем извилистом пути молнии и его энергия рассеивается по этому пути; во-вторых, гром всегда возникает при метеорологических условиях, неблагоприятных для слышимости.

По промежутку времени между вспышкой молнии и громом можно определить расстояние от наблюдателя до места удара молнии. Для этого следует этот промежуток времени умножить на среднюю скорость звука, равную 332 м/с.

Скрип снега при значительных морозах объясняется тем, что снежинки под давлением ноги человека, полозьев саней или колес машины не плавятся, как при более высоких температурах, а разламываются и перемещаются. И чем ниже температура, тем сильнее скрипит снег.

Распространение звуковых волн (скорость и направление) определяются свойствами и состоянием среды, в которой распространяется звук. Атмосфера является акустически неоднородной средой, поэтому акустические волны, т.е звук, испытывают в ней ослабление, отражение и преломление, причем все эти процессы тесно связаны с ее физическими состоянием. Поэтому изучение особенностей распространения звука в атмосфере имеет практическое значение как один из косвенных методов исследования ее свойств для звуковой сигнализации и определения ее местонахождения источника звука (звуковой разведки).

Источник

5 необычных звуковых сигналов живой природы

Недавно мы писали о необычной акустике созданных человеком пространств и природных локаций. Сегодня публикуем интересные звуки живой природы, обнаруженные учёными.

Кто из животных звучит как джазовая музыка, а кто может имитировать человеческий голос — расскажем в нашей подборке.

Самцы колибри управляют звуком своего полёта

Птицы в процессе эволюции развили необычное поведение для привлечения своих брачных партнёров: птицы-шалашники вьют замысловатые гнёзда, а цвет крыльев у некоторых райских птичек настолько тёмный, что напоминает природный vantablack. Изменения коснулись и вокализации птиц — мужские особи колибри вида Калипта Коста (лат. Calypte costae) манипулируют звуком своего полёта для привлечения самки.

«Людям нравятся колибри, их представления всегда захватывающие и привлекательные, но мы мало что о них знаем» — говорит Кристофер Кларк (Christofer Clark) исследователь из Калифорнийского университета в Риверсайде.

Учёные изучили поведение колибри во время танца для самки. В исследовании измерялся звук и направление полёта, использовались микрофоны и устройства, которые могут отображать звук, его интенсивность и источник, и даже аэродинамическая труба. В результате эксперимента оказалось, что мужские особи пикируют в сторону, вместо того чтобы «танцевать» прямо перед самкой — они хотят продемонстрировать свою физическую силу, показывая, насколько они быстры.

Самцы «настраивают» звук пикирования: закручивают часть оперения и изменяют траекторию полета. Все это помогает им минимизировать эффект Доплера для наблюдателя (самки) — и таким образом не позволить ей точнее определить скорость полета. Кроме того, самец колибри двигает рулевые перья по направлению к самке, что также влияет на громкость. Однако пока остаётся неизвестным, как женские особи колибри на самом деле реагируют на различные комбинации громкости и высоты тона — измеряют ли они их, и какому варианту отдают предпочтение. Оценка реакции женской особи — следующий шаг в изучении полового отбора и коммуникации этих птиц.

Звуки роя мошек

Чувствительность мошек к звуку была обнаружена ещё в 1960-х годах и исследуется до сих пор. Рои полностью состоят из мошек-самцов. Мужские особи имеют длинные усики и машут крылышками в два раза чаще самок. Привлекаемые высокими звуками, самки летят к рою в надежде на воспроизведение потомства, что делает рой сложным ритуалом, связанным с размножением.

Что издает звуки в природе. Смотреть фото Что издает звуки в природе. Смотреть картинку Что издает звуки в природе. Картинка про Что издает звуки в природе. Фото Что издает звуки в природе
Фото michael clarke stuff CC BY-SA

Учёные Николя Уэлет (Nicholas T. Ouelette) и Руи Ни (Rui Ni) в одном из своих опытов записывали звук жужжания роя, а потом проигрывали его перед мошками. Записанный звук влиял на них необычно. Со сменой громкости звука (громкий, тихий, громкий, тихий) область наибольшей плотности мошек также смещалась. Когда через динамик воспроизводили только звук самки (их можно легко отличить по отсутствию усиков), весь рой из мошек-самцов прилетел и сел на звуковое устройство. Учёные продолжают исследовать природу и механизм такого коллективного поведения.

Поведение насекомых и животных в сложных группах (роение, движение косяков рыб и стай перелетных птиц) десятилетиями привлекало ученых. Однако только в 1980-х годах специалист по компьютерной графике Крейг Рейнольдс (Craig Reynolds) разработал программу boids, моделирующую коллективное поведение в животном мире. Программа, кстати, пользовалась популярностью не только у ученых, но и в Голливуде — например, Тим Бёртон в «Бэтмен возвращается» использовал её для моделирования групп компьютерных летучих мышей.

Гренландские киты — универсальные виртуозы Арктики

Гренландские киты имеют удивительно разнообразный и постоянно меняющийся вокальный репертуар. «Если песни горбатых китов напоминают классическую музыку, то гренландские киты — это джаз», — говорит Кейт Стэффорд (Kate Stafford) океанограф лаборатории прикладной физики Университета Вашингтона. «В их звуках больше импровизации. Судя по акустическим данным, в каждом сезоне у них свой набор песен». Гренландские киты поют громко, 24 часа в сутки с ноября по апрель. Исследование проводилось при помощи гидрофонов — подводных микрофонов.

Что издает звуки в природе. Смотреть фото Что издает звуки в природе. Смотреть картинку Что издает звуки в природе. Картинка про Что издает звуки в природе. Фото Что издает звуки в природе
Фото Olga Spak CC BY-SA

Песни животных — не то же самое, что зов или отдельные звуки. Структура песен более сложная — она состоит из различных музыкальных фраз, требующих пристального изучения. Многие птицы и млекопитающие используют песни, чтобы идентифицировать себя с группой или, наоборот, выделиться. «Люди по большей части — визуалы, но морские млекопитающие живут в трёхмерной среде обитания, где звук и акустическая информация — это то, что помогает им ориентироваться, находить пищу и общаться», — добавляет Стэффорд.

В настоящий момент о пении гренландских китов известно мало: издают ли звуки только самцы, могут ли отдельные особи делиться песнями и, главное, почему их мелодия всё время меняется — на все эти вопросы учёным предстоит ответить в будущих исследованиях.

Мелодичные мыши

Маленькая коричневая мышь, найденная в лесах Центральной Америки, так же как и другие грызуны, общается с помощью писка, который часто не слышен человеческому уху. Мужские особи мышей вида Scotinomys teguina поют очень громко и делают это с целью привлечь самку.

Учёные задались вопросом, почему некоторые самцы вида вкладывают в пение больше усилий, чем другие. Исследовательница из Техасского университета Трейси Берхард (Tracy Burkhard) и её команда следили за песнопеньями мышей, а затем сравнили уровень определённых гормонов и питательных веществ в крови грызунов. Мужские особи, которые пели сильнее и чаще, имели более высокую концентрацию лептина, выделяющегося в пропорции к количеству жировых отложений животного.

Исследование показало, что мужские особи могут прикладывать большее усилие в пении, если чувствуют в себе достаточное количество энергии, сохраняя при этом силы на борьбу и бегство в случае опасности.

Поющая мышь издаёт длинные трели — что-то между звуком сверчка и маленькой птички. Песня может длиться до 20 секунд, в то время как обычные мыши издают звуки не длиннее трёх секунд. Самки этого вида тоже поют, но самцы делают это чаще и громче.

Косатки говорят hello и bye-bye

Имитировать человеческую речь могут не только попугаи, но и косатки — к такому выводу пришли учёные. В процессе исследования 14-летняя косатка смогла сказать такие слова, как Amy, bye-bye, hello, подражая тренеру. Предварительно она была обучена подчиняться ручному сигналу «скопируй это», который вначале давался ей как указание сымитировать другую косатку, пускающую струю воды в воздух. Затем учёные включили ей звуки, которые она никогда не слышала — 5 звуков других косаток и 6 фраз, произносимых тренерами, — и попросили их повторить. Косатка ответила на команду и воспроизвела похожие звуки.

У косаток есть групповые дифференцированные вокальные диалекты, которые предположительно приобретаются не генетически, а путем приобщения к «традиции». Учёные считают, что способность косаток к имитации различных звуков может быть ключом к изучению их общения и взаимодействия друг с другом.

Изучение вокальной имитации, диалектов, звуковых сигналов и вокализаций помогают учёным лучше понять слуховое восприятие, время реакции и познавательные способности животных, а в некоторых случаях и сравнить их развитие с эволюцией человека.

Дополнительное чтение — материалы из нашего «Мира Hi-Fi»:

Источник

Изучение звуков окружающей среды

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Изучение звуков окружающей среды

Одним из значимых факторов среды обита- ния живых организмов, в том числе и челове- ка, являются звуки. Звуки — важнейший пос- ле зрительного ряда источник информации об окружающем мире. Звуки окружающей при- роды привычны и знакомы живым организ- мам, они помогают в борьбе за существование, способствуют регулированию жизненных процессов. Звуковые сигналы относятся к особому роду информационных взаимоотно- шений в мире природы. Животные звуками оповещают друг друга о своем приближении, о занятости данной территории. Рычанием хищники сигнализируют о предотвращении стычки. Взволнованная трескотня сороки — сигнал для всего живого мира об опасности.

Естественные природные шумы — ше- лест листвы, капли дождя, рокот морского прибоя, журчание весеннего ручейка — бла- готворно влияют на человеческий орга- низм. Приятные звуки нас радуют, волну- ют, поднимают настроение, напоминают о радостных минутах нашей жизни, повыша- ют работоспособность. Человек нуждается в естественном звуковом фоне. В литерату- ре описывается такой случай.

При проектировании конструкторского бюро в Ганновере архитекторы предусмот-

рели все меры, чтобы ни один посторонний звук с улицы не проникал в здание: рамы с тройным остекленением, звукоизоляцион- ные панели, гасящие звуки обои. Буквально через неделю сотрудники стали жаловаться на болезненное состояние, повышенную нервозность, усталость. Администрации пришлось купить магнитофон, который время от времени автоматически включал- ся и создавал эффект «тихого уличного шу- ма». Рабочая атмосфера восстановилась.

Человек всегда жил в мире звуков, и аб- солютная тишина его настораживает, угне- тает. Однако превышение естественного уровня шума или неприятные звуки (скре- жет, лязг, скрип, визг) имеют негативный эффект. Ученые определяют подобные яв- ления как шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение — это практичес- ки любые звуки, выходящие за рамки зву- кового комфорта. Длительные звуки высо- ких тонов приводят к болезни и гибели растений и животных. Такой шум мешает людям работать, отдыхать, снижает произ- водительность труда, сокращает продол- жительность жизни. Как показывают ис- следования медиков, повышенные уровни шумов способ-ствуют развитию нервно-

психических заболеваний, гипертони- ческих болезней, возникает бессонница, утомляемость. Многие даже приятные зву- ки, например музыки, если они громкие и длительные, также утомляют и раздражают человека. Физически к шуму привыкнуть невозможно. Если мы его и не замечаем, опасность ухудшения слуха и самочув- ствия остается.

Каждый человек воспринимает шум по- своему. Многое зависит от возраста, тем- перамента, состояния здоровья, окружаю- щих условий. Установлено, что наиболее чувствительны к действиям шума пожилые люди. Очевидно, это связано с возрастны- ми особенностями состояния организма. Беспокоящее действие шума сказывается на людях, занятых умственным трудом, больше, чем на людях, работающих физи- чески, что объясняется большим утомле- нием их нервной системы. Шумовое заг- рязнение, являющееся серьезной пробле- мой городской среды, в современной жиз- ни не менее опасно, чем загрязнение воздуха и воды.

Бьют по нервам будильники. Верещат телефоны, Громыхают лифты,

Трамваи скрежещут прямо по мне. Тормоза и моторы,

Холодильники и клаксоны, Транзисторы, отбойные молотки. Вертолеты, соседи, вагоны

Нас пытают мучительной пыткой, По какой не знаю винe.

Перевод В. Солоухина Л. Стефанова

К основным источникам шума в городe можно отнести транспорт и промышленные предприятия. Много источников шума в са- мих квартирах: стиральные машины, ку- хонные комбайны, телевизоры, музыкаль- ные установки, холодильники, водопровод- ные трубы. Кроме того, поведение самих людей нередко превышает уровень комфорт- ного звукового фона.

Для защиты человека от вредного влия- ния шумового загрязнения разработаны са- нитарные нормы допустимого шума в зда- ниях и на улицах, внедряются шумозащит- ные технологии, нейтрализуются источни- ки шума.

Важнейшим средством борьбы с шумом является повышение экологической гра- мотности населения. С раннего детства важно учить детей слушать, понимать и це- нить извечные мудрые звуки природы. Вспомните строки стихотворения Н. Ры3 ленкова:

. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в сердце созвучья Нахлынули дружно.

В начальной школе курс «Окружающий мир» является наиболее приемлемым для решения поставленной задачи. О звуковой среде в действующих учебниках данной дисциплины упоминается при изучении способов познания окружающего мира («При помощи органа слуха ориентируем- ся в мире звуков»), правил поведения в природе («Не шумите в весеннем лесу, так как посторонние и сильные звуки могут спугнуть птиц с гнездовий»). В виде от- дельных тем сведения о звуковой среде из- лагаются, например, в учебниках А.А. Вах3 рушева и др. («Звуки зимы», I класс; «Зву- ки — колебания среды», IV класс), А.А. Пле3 шакова («Звуки окружающего мира», I класс), Г.Г. Ивченковой и И.В. Потапова («В мире звука», III класс).

Методические рекомендации и материа- лы к беседе о звуковом фоне природы при- водятся на страницах замечательной книги Л.П. Симоновой «Экологическое образова- ние младших школьников» (с. 67–78). С целью пробуждения у учащихся интереса к миру звуков автор предлагает использовать аудиокассеты и диски с записями богатств звуков окружающей среды, загадки и пос- ловицы о проявлениях звуков в неживой и живой природе, приводит примеры исполь- зования игровых приемов.

Однако для учителей эта тема остается все еще, образно говоря, «экзотической» и, по мнению некоторых, не заслуживающей серьезного внимания.

С учетом значимости указанной пробле- мы предлагаем дидактические задания по изучению в начальной школе звуков окру- жающей среды. Заинтересованные учителя могут использовать их как на уроках, так и во внеклассной работе.

Мир вокруг нас всегда полон звуков. Прислушайтесь к ним. Это могут быть зву- ки радио, телевидения, голоса людей, скрип открывающейся двери, тиканье часов, шум текущей из крана воды, шаги на лестнице, пение птиц за окном, мяуканье кошки, шо- рох листвы, стук падающей ветки, звон ве- сеннего ручейка.

Звуки бывают разные. Они помогают нам познавать окружающий мир. По харак- теру звука можно определить его источник и те или иные особенности. Например, ка- кая птица сидит на дереве: слышим только ее пение, но не видим; какой вид транспорта проехал за окном — снегоочиститель, легко- вая машина или мотоцикл. По звуку, кото- рый издает ваша любимица кошка, можно узнать о ее настроении, не голодна ли.

Потренируйтесь определять источники звука; с какой стороны и как далеко они рас3 полагаются, каковы их особенности.

Очень важно научиться слушать приро- ду. Известный русский художник И.И. Ле3 витан однажды сказал: «Надо иметь не только глаза, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и прони- каться ее тишиной».

Что, по3вашему, значит проникнуться тишиной природы, слышать ее музыку?

Послушайте звуки природы — лесные, речные, луговые, звуки весенней природы. Опишите устно услышанное. С какими дру3 гими звуками их можно сравнить? Исполь3 зуя разнообразный подручный материал — бумагу, маленькие колокольчики, воду в ста3 кане, а также свои ладошки, дыхание, сопе3 ние, шепот и т.п., — воспроизведите услы3 шанные звуки природы. Попробуйте воспро3 извести звуки, которые издают комар, шмель, лягушка; гнущееся под ветром дере3 во, барабанящий по стеклу дождь.

Поиграйте в игру «Угадайте звуки».

Подберите загадки, в которых отобра3 жаются звуки природы; составьте из них альбом «Мир звуков вокруг нас».

В каких музыкальных произведениях глав3 ным «героем» являются звуки природы? (Ро-

манс «Соловей» А.А. Алябьева, «Полет шме- ля» из оперы Н.А. Римского3Корсакова «Сказ- ка о царе Салтане», «Песня жаворонка» из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Вре- мена года» и др.). Прослушайте на уроках му3 зыки эти произведения. Обсудите их.

Не заняться ли вам заготовкой звуков птичьих песен? Оказывается, можно. Представьте себе — зима, за окном морозы, а вы в теплой комнате под завывание вьюги слушаете трели соловья. Поможет вам за- писать птичьи песни в летнем лесу магни- тофон, работающий от батареек, и микро- фон. Затаившись под деревом, не выдавая своего присутствия, можно услышать и за- писать и трели соловья, и сладкий голос ма- линовки, и барабанную дробь дятла.

Более подробно об этом удивительном и интересном виде охоты можете прочитать в книге Е.В. Карева «Занимательная орнито- логия» (Уфа: Китап, 1995).

Человек живет в мире звуков и не мо- жет жить в абсолютной тишине. Она угне- тающе действует на его нервную систему. Вы, наверное, слышали о сурдокамере. Сурдокамера представляет собой помеще- ние для проведения исследований и трени- ровок в абсолютной тишине. По мнению космонавтов, это одно из труднейших ис- пытаний. А в старинных тюрьмах-крепос- тях узников каменных мешков подвергали пытке тишиной.

Это с одной стороны. А с другой — каж- дый знает, какая это мука: слышать упраж- нения трубача за стеной, как трудно учить уроки у окна, открытого на улицу, по кото- рой проносятся потоки автомашин.

Проведите эксперимент «Звуки леса и большого города». С этой целью прослушай3 те аудиозаписи лесных звуков, закройте глаза и представьте себя в лесу.

Тишина, тишиной, тишины. Тихо все в это тихое утро.

Из сердца, из мышц, из виска,

. в синем небе бесшумно плывут облака.

Перевод В. Солоухина Л. Стефанова

Затем прослушайте запись уличного шу3 ма и представьте себя в центре города. Срав3 ните ощущения, полученные в первом и вто3 ром случаях. Сделайте вывод о значении зву3 ков природы, тишины и покоя для человека.

Познакомьтесь с таблицей, в которой приведены сведения о силе звуков, издавае- мых различными источниками. Сила звука измеряется в децибелах. Один децибел — минимальный уровень звука, который мо- жет различить человеческое ухо. Более под- робно об этом вы узнаете в старших классах.

Источник звука Сила звука, в децибелах

Шелест листьев на ветру 10

Нормальный разговор 60

Спортивный автомобиль 90 — опасный уровень

Громкая музыка 110

Реактивный самолет 150

Познакомьте с таблицей своих родите3 лей, соседей, родственников. Определите примерный уровень шума у них на работе и дома, сопоставляя с приведенными данны3 ми. Если сила шума превышает 70–80 деци3 бел и не умолкает в течение всего дня, по3 просите этого человека описать свое состо3 яние и самочувствие. Сделайте вывод о зна3 чении повышенного шума для человека.

Шум вредно действует не только на че- ловека, но и на животных и растения. От колебания воздуха, вызываемого громкой музыкой, не могут взлететь шмели, жуки и другие насекомые: от гула сверхзвукового самолета пчелы теряют ориентировку и прекращают полеты; в гнездах птиц лопа- ются яйца. Болезненно переносят шум ры- бы, особенно в период метания икры. У подвергшихся шумовому воздействию жи-

вотных наблюдается преждевременная линька, а у некоторых зверей (песцов, но- рок) — преждевременные роды. Птицы и звери, напуганные не только постоянным, но и случайным шумом, покидают укром- ные территории, при этом детеныши часто теряются и впоследствии погибают.

Приведите примеры реакции на шум ва3 ших любимцев домашних животных — ко3 шек, собак, рыбок, хомячков.

Да, звуки бывают добрые и злые. В ле- су еще можно услышать выстрел браконь- ера, стук топора. А громкая музыка, разго3 воры и песни в весеннем лесу — добрые или злые звуки?

Рассмотрите рисунок. Как бы вы реаги- ровали на поведение этого мальчика, встре- тившись с ним? Попробуйте разыграть в классе эту ситуацию.

Перечислите источники шума, с которы- ми вам приходится сталкиваться в течение суток, а также выскажите свои предположе- ния об их причинах. Заполните таблицу:

Источник шума Причины шума

Еще две тысячи лет назад Юлий Цезарь запретил повозкам разъезжать ночью по улицам Древнего Рима. Мудрое решение, правда? Однако в наше время обойтись

только подобной мерой по снижению шу- ма — невозможно.

Ниже перечисляются некоторые меры борьбы с шумом. Прочитав, попробуйте объяснить действие каждого из них:

— размещение населенных пунктов на больших расстояниях от мощных источни- ков шума;

— использование звукопоглощающих материалов в строительстве;

— создание более совершенных машин, рабочих станков с низким уровнем издавае- мого шума;

— озеленение городов и поселков;

— пропаганда среди населения правил тишины;

— приведите конкретные примеры борь- бы с промышленным и бытовым шумом, которые вы наблюдали в окружающей вас жизни.

Раннее воскресное утро. Зазвенел будиль- ник. Алеша вскочил с постели. Сегодня с друзь- ями он едет в лес. Настроение бодрое и радост- ное. Собираясь, Алеша включил магнитофон. Но вот беда — из ванны, где он чистит зубы, не слышно музыки. Алеша включает магнитофон на всю мощь — теперь все в порядке. Даже шум воды не заглушает голос любимого певца. Со двора раздается свист. Это друзья потораплива- ют. Выглянув в окно, Алеша крикнул ребятам, что уже готов и спускается. Хлопнув дверью, весело посвистывая, он сбегает по ступенькам вниз.

Воскресный день для Алеши начался, как вы поняли, чудесно. А для его соседей и других жильцов дома?

Отметьте, что могло нарушить покой жителей. Дайте Алеше совет, как он дол3 жен был вести себя в это раннее утро.

Придумайте знаки, запрещающие шу3 меть в жилом доме, школе, лесу.

Итак, вы прекрасно понимаете, насколь- ко важна для здоровья человека, его настро- ения и работоспособности спокойная обс- тановка. А что, если каждому стать храни- телем тишины и покоя в своей квартире, в школе — мудрым Антишумом?

Продумайте план действий против громких или неприятных звуков вокруг вас. Составьте правила тишины, которые соб3 людайте сами и напоминайте о них другим. Тексты правил, красочно оформив иллюст3 рациями, можно разместить на оборотной стороне календарика, на первой странице книжки для повседневных записей, на за3 кладках для книг, на этикетках для кухон3 ных банок.

Успехов вам, хранители тишины и покоя!

Миронов А.В. Преподавание экологии в на- чальной школе. М.: Владос, 2004.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Сло- варь-справ. М.: Мысль, 1990.

Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М.: Академия, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *