Что и как отвечает сусанин полякам
Сусанин не заводил поляков в дебри. Как все было на самом деле
Большинство, несомненно, уверено в том подвиге Ивана Сусанина, о котором слышали с детства. Как во времена Смутного времени костромской герой завёл поляков в лесные дебри, чтобы не дать им добраться до выбранного Земским собором юного русского царя Михаила Романова.
Но правда в том, почти всё сказанное о нём неправда.
Смутное время – период в истории России, продолжавшийся с 1598 года (год гибели Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследников) по 1613 (год избрания на московский престол Михаила Романова). На русский престол претендовал и Сигизмунд III, польский король. Именно его отряд, по легенде, должен был провести после многочисленных пыток к Михаилу Фёдоровичу простой русский крестьянин Иван Сусанин. Молодой царь, которому на тот момент было 16 лет, скрывался в Ипатьевском монастыре.
Но Сусанин вместо того, чтобы указать полякам дорогу, повёл их в совершенно противоположном направлении. Вражеский отряд был заведён в дремучие лесные чащи. Как только обман раскрылся, крестьянин был зарублен, а поляки так и не смогли выбраться из леса.
Скорее всего, вы слышали именно эту версию популярной легенды. Вот только в единственном источнике, который повествует о подвиге Сусанина, нет ни слова о лесе и гибели польского отряда.
Откуда взялась легенда?
Встаёт вопрос, откуда в таком случае взялась знакомая нам версия подвига Сусанина? Как из истории крестьянина, «не сдавшего» местоположение царя, вышла легенда о мужике, который завёл польский отряд в непроходимые дебри?
Интересно, но вплоть до начала XIX в. никто толком и не слыхивал об Иване Сусанине. Лишь в 1792-м году он появился на страницах «Собраний исторических известий, относящихся до Костромы» за авторством полковника Ивана Васькова. Затем Афанасий Щекатов, российский учёный-географ, отразил подвиг Сусанина в «Географическом словаре» 1804-го года. Но больше всего его популяризации способствовали поэма Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» 1822 года (которая до сих пор есть в школьной программе) и опера Михаила Глинки 1836 года – «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». В обоих этих произведениях фигурируют знакомые нам события из легенды.
««Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их. Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло…
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила. »
Сусанин не заводил поляков в дебри. В чём заключался его настоящий подвиг?
Многие, наверное, слышали о подвиге Ивана Сусанина, который во время Смутного времени завёл поляков в лесные дебри
Чтобы не дать им добраться до выбранного Земским собором юного русского царя Михаила Романова. Правда, почти всё сказанное о нём неправда.
Легенда
Смутное время – период в истории России, продолжавшийся с 1598 года (год гибели Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследников) по 1613 (год избрания на московский престол Михаила Романова). На русский престол претендовал и Сигизмунд III, польский король. Именно его отряд, по легенде, должен был провести после многочисленных пыток к Михаилу Фёдоровичу простой русский крестьянин Иван Сусанин. Молодой царь, которому на тот момент было 16 лет, скрывался в Ипатьевском монастыре.
Но Сусанин вместо того, чтобы указать полякам дорогу, повёл их в совершенно противоположном направлении. Вражеский отряд был заведён в дремучие лесные чащи. Как только обман раскрылся, крестьянин был зарублен, а поляки так и не смогли выбраться из леса.
Максим Фаюстов. «Иван Сусанин»
Скорее всего, вы слышали именно эту версию популярной легенды. Вот только в единственном источнике, который повествует о подвиге Сусанина, нет ни слова о лесе и гибели польского отряда.
Жалованная грамота
Копия Жалованной грамоты
Откуда взялась легенда?
Встаёт вопрос, откуда в таком случае взялась знакомая нам версия подвига Сусанина? Как из истории крестьянина, «не сдавшего» местоположение царя, вышла легенда о мужике, который завёл польский отряд в непроходимые дебри?
Николай Дмитриев-Оренбургский. Подвиг Сусанина. Гравюра, конец XIX века
Интересно, но вплоть до начала XIX в. никто толком и не слыхивал о Иване Сусанине. Лишь в 1792-м году он появился на страницах «Собраний исторических известий, относящихся до Костромы» за авторством полковника Ивана Васькова. Затем Афанасий Щекатов, российский учёный-географ, отразил подвиг Сусанина в «Географическом словаре» 1804-го года. Но больше всего его популяризации способствовали поэма Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» 1822 года (которая до сих пор есть в школьной программе) и опера Михаила Глинки 1836 года – «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». В обоих этих произведениях фигурируют знакомые нам события из легенды.
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
В лес темный вступают окольной тропой.
И солнце сквозь ветви в лесу засияло…
Фёдор Шаляпин в роли Сусанина
Пожалуйста подпишись, поделись с друзьями, поддержи сайт!
Конспект урока по музыке. Тема: «За Русь мы все стеной стоим». 4-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 4
Цель урока: закрепление представлений о музыкально-сценическом жанре – опере.
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей посредством пластического интонирования и ритмической импровизации.
2. Развивать умение определять в опере музыкальные темы, слышать их образное содержание;
1. Способствовать становлению позитивного отношения к искусству опера.
2. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус на примере классических образцов оперы.
1. Различать оперу как жанр.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, портрет композитора, фрагмент видеофильма из оперы “ Иван Сусанин” М.И.Глинки, аудиозапись “Сцены прихода поляков в дом Сусанина” из оперы М.И.Глинки “ Иван Сусанин”.
Звучит полонез из 2 действия оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”. Под музыку дети входят в класс.
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие “Добрый день” на мелодию “Родина моя” М.Глинки.
Дети садятся на свои места.
Сегодня на уроке мы продолжим музыкальное путешествие в оперу М.И.Глинки “Иван Сусанин”. Тема нашего урока “За Русь мы все стеной стоим”. Мы познакомимся с событиями, которые будут разворачиваться в III действии. Постараемся войти в роль Сусанина и в содержание действия оперы. Конечно же, в этом нам поможет музыка.
Учитель: Какая музыка сегодня вас встретила в классе?
Дети: Полонез из оперы “Иван Сусанин” М. И. Глинки.
Учитель: Под какую мелодию мы с вами поприветствовали друг друга?
Дети: “Родина моя” из оперы “Иван Сусанин” М. И. Глинки.
Учитель: К этим мелодиям мы еще сегодня вернемся.
III действие оперы возвращает нас в село Домнино, где Иван Сусанин живет со своими детьми – Антонидой и Ваней. Заканчивается приготовление к приему гостей, они беседуют между собой.
Учитель: Послушайте, как звучит речь Сусанина?
Учитель исполняет фрагмент “Ну вот, и дожил, слава Богу”.
Дети: Напевно, задушевно, мягко.
Учитель: Давайте исполним этот фрагмент.
Дети исполняют фрагмент
Учитель: Еще раз исполните этот фрагмент и руками подчеркните напевность, протяжность мелодии.
Учитель: Какие отцовские чувства передает музыка?
Дети: Любовь, спокойную радость, тихое переживание.
Учитель: Послушайте этот фрагмент в исполнении оркестра и ответьте на вопрос:
— Какие инструменты помогают нашему герою передать эти чувства?
Дети: Сусанин беседует с детьми под сопровождение струнных инструментов.
Учитель: Как звучат скрипки?
Учитель: Кто внезапно нарушил покой в семье Сусанина? Чья эта интонация с таким ритмическим рисунком? (Ритмический рисунок на доске). (Если дети не ответят сыграть на фортепиано этот фрагмент)
Дети: Это интонация полонеза.
Учитель: Случайно ли здесь эти интонации? О чем хочет предупредить нас музыка.
Дети: Где-то рядом поляки.
Учитель: Послушайте этот фрагмент и постарайтесь услышать сколько раз музыка предупредила нас о появлении поляков?
Дети: Эти интонации повторяются 3 раза.
Учитель: Как прозвучали эти интонации?
Дети: Вначале тихо, еле слышно. Затем громче и в конце воинственно, грозно.
Учитель: Почему у этой интонации динамика нарастала?
Дети: Чтобы показать движение в музыке, приближение.
Учитель: Можем мы только по музыке, не видя сцены определить в какой момент поляки входят в дом Сусанина?
Дети: Да, когда полонез зазвучал полностью на форте.
Давайте сейчас с помощью ритмического рисунка покажет приближение поляков.
Дети исполняют ритмический рисунок. (Учитель исполняет на инструменте, дети прохлопывают ритм)
Учитель: На фоне полонеза поет мужской хор: “Эй, кто тут?” Чей дом здесь? Здорово, хозяин. Где стан? Где войска? Где обоз их? Где Минин. Где он станом стоит. ”
Учитель: Как звучит речь поляков?
Звучит фрагмент оперы.
Дети: Гневно, раздраженно.
Учитель: Сравните речь Сусанина и речь поляков. (У Сусанина мелодия раздольная, у поляков короткие фразы. Можно показать руками фразы)
Дети пропевают. (Исполняют ритм полонеза)
Учитель: Что и как отвечает Сусанин полякам. Давайте проследим за развитием действия дальше.
Учитель: С каким тоном Сусанин разговаривает с поляками?
Дети: Спокойным, неспешным, разыгрывает радушного хозяина. Приглашает поляков быть гостями на свадьбе. Он размышляет, оттягивая время.
Учитель: Что же происходит в оркестре во время этой сцены.
Дети: Русские мелодии противостоят польским: полонезу и мазурке.
Учитель: Как звучит речь шляхтичей?
Дети: Настойчиво, требовательно.
Учитель: Какие события разворачиваются в опере дальше?
Дети слушают ответ Сусанина “Велик и свят наш край родной”.
Дети: Ответ Сусанина полякам “Велик и свят наш край родной”.
Учитель: Как звучит ответ?
Дети: Распевно, широко, неспешно, с полным внутренним достоинством, торжественно, по-богатырски.
Учитель: Что чувства лежат в основе этого ответа?
Дети: Любовь к Родине, к родной земле.
Учитель: В своем ответе он выразил только свои чувства или чувства всего народа?
Учитель: Давайте исполним эту мелодию и движениями рук передадим характер этой музыки.
Учитель играет, дети исполняют.
Учитель: Взбешенные таким ответом шляхтичи обнажают сабли.
“Ты долго нам головы будешь морочить…
Тут же на месте тебя мы убьем”.
Дети слушают фрагмент.
Учитель: Как прозвучали голоса поляков?
Дети: С гневом, с раздражением, с возмущением.
Учитель: Что отвечает Сусанин полякам и на какую музыку?
Учитель играет мелодию.
Дети: Это мелодия из интродукции оперы “Родина моя”.
Учитель: Послушайте ответ Сусанина. Как отвечает он на запугивание врагов.
Дети: Он отвечает как настоящий герой, бесстрашный, мужественный. “Страха не боюсь. Смерти не страшусь. Лягу за родную Русь”.
Учитель: Откройте учебник на странице 96 и послушайте еще раз этот ответ.
Учитель играет и поет.
Дети повторяют мелодию. Учитель обращает внимание на раздольную, широкую, истинно русскую мелодию.
Учитель: Почему Глинка повторяет одну и ту же музыкальную тему в разных действиях оперы. В начале оперы эту тему исполняет хор, а в 3 действии эту тему исполняет Сусанин.
Необходимо детей подвести к выводу, что хор – это образ народа. В данном случае образ Сусанина Глинка хотел объединить с образом народа.
Учитель: Вспомните, какие еще музыкальные темы Глинка повторил в опере.
(Если не вспомнят учитель должен наиграть: “Велик и свят наш край родной”, “Славься”)
Учитель: В этом неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты развития образов, особенности музыкальной драматургии.
Учитель: Как будут разворачиваться действия в опере, мы с вами узнаем на следующем уроке. А сейчас мы с вами попробуем свои силы в исполнении небольшой, но настоящей оперной сцены, например в постановке “ Сцены прихода поляков в дом Сусанина”. Чтобы ярче представить сценическую ситуацию, что нам для этого необходимо?
Дети: Исполнители: на роль Сусанина, Антониды, Вани, поляков. Декорации, костюмы.
Учитель выбирает действующих лиц: Сусанина, Антониду, Ивана, поляков. Герои надевают костюмы. Расставляется декорация.
Исполняется сцена из оперы.
Учитель: Сейчас мне хочется вам предложить посмотреть этот фрагмент в исполнении профессиональных оперный солистов.
Дети смотрят фрагмент оперы.
Учитель: Какая главная идея этого фрагмента, да и всей оперы?
Дети: Подвиг во имя спасения родины, любовь к Отечеству. Через подвиг Сусанина – к победе и всенародному торжеству.
Учитель: Можем ли мы сказать, что тема нашего урока “За Русь мы все стеной стоим” раскрыта.
— “С чего начинается Родина?” В. Баснер, М. Матусовский, в которой главная идея песни очень созвучна идеи оперы.
Учитель подводит итог урока.
Дети выходят из класса под хор “Славься” из оперы Глинки “Иван Сусанин”.
Краткое содержание оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки
Опера «Иван Сусанин» Глинки описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ивана Сусанина» по действиям. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем вскоре было переименовано на «Жизнь за царя». В пересказе опера «Иван Сусанин» для детей даже будет понятна.
Основные персонажи оперы
«Иван Сусанин» очень краткое содержание
М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» для детей, краткое содержание для читательского дневника:
Бушует непогода, повсюду лежат высокие сугробы. Отряд польских солдат ведет поиск Михаила Романова – законного наследника российского престола. Их проводник, крестьянин Иван Сусанин, приводит поляков к себе в дом, чтобы переночевать. Он накрывает щедрый стол, а когда солдаты засыпают, молится о спасении молодого царя.
Ночью у Сусанина появляется его сын, который хочет укрыть отца в безопасном месте. Он напоминает Ивану, что жизнь его дорога жене и детям. Старик отказывается от спасения, и умоляет сына предупредить царевича Михаила о грозящей опасности.
К утру буря стихает, и поляки вновь собираются в путь. Сусанин ведет их через лес, и заводит в непроходимую чащу, где деревья стоят сплошной стеной. Солдаты идут вслед за проводником целый день. В итоге они понимают, что Сусанин заманил их в ловушку. Они требуют, чтобы он немедленно вывел их из леса. Солдаты угрожают старику страшной расправой, но Сусанин спокоен. Его совесть чиста – он сделал все, чтобы уберечь юного наследника от страшной участи.
Вывод:
Опера учит истинному патриотизму, выражающемуся в приверженности родной земле и непримиримости к её захватчикам. Силу русский мужик и воин черпают в семейственных узах, которые крепки так же, как неразрывна связь русской души с Родиной.
Интересно: Опера «Кармен» Бизе была написана в 1875 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Кармен». Либретто к музыкальному произведению было написано по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме, в центре которой была страстная, полная драматизма любовь Хосе к прекрасной цыганке.
Короткий пересказ «Иван Сусанин»
Краткое содержание «Иван Сусанин» опера Глинки:
Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно.
Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.
Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.
В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.
После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…
Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.
Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.
Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.
Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…
А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.
Сюжет оперы «Иван Сусанин» по действиям
«Иван Сусанин» опера краткое содержание произведения по действиям:
Действие первое
Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков. Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».
Действие второе
Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.
Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.
Действие третье
Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.
Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.
Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.
Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.
Действие четвертое
Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход. Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.
Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.
Эпилог
Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца.
Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин». Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.
Заключение
В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.
Интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы «Тоска» и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.
Видео о подвиге Ивана Сусанина
Опера по тексту С. Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. Польский король Сигизмунд в бешенстве и отправляет поляков на Москву, которые берут себе в провожатые Ивана Сусанина, но он завёл их в лесную глушь, обрекая себя и врагов на верную гибель.
Иван Сусанин. Подвиг и легенда
Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Официальная версия
Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.
В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…
Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.
Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
История символическая, притчевая, таинственная.
Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?
Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.
Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.
Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…
Михаил Федорович Романов
В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.
Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже
Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.
Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.