Чем полезен ssd в играх
Что даёт диск SSD в компьютерных играх – польза от перехода на SSD
Многие люди выбирают SSD в качестве системного диска, но всё чаще можно встретить компьютер, который оснащен только SSD. Стоит ли платить за SSD и устанавливать на нём игры? Какой диск будет лучше для игрока?
Что даст SSD в компьютерных играх
SSD-накопители имеют хорошую репутацию и по праву считаются быстрее жестких дисков (HDD), они также тише, и всё это из-за конструкции без вращающихся и механических движущихся частей. Однако, каким образом повлияет на игру установка диска SSD?
SSD повышает производительность системы, которая на нём установлена. Система запускается намного быстрее, вы также можете быстрее копировать данные и запускать программы. Поэтому многие люди задумываются над тем, что SSD даёт в играх, и, в частности, над следующими вопросами:
Итак, если SSD не ускоряет игры в значительной степени и не влияет существенно на количество FPS в играх, стоит ли его вообще использовать?
Что дает переход с HDD на SSD
Некоторые задумываются только над тем, что SSD ускоряет игры и увеличивает количество FPS в играх, а между тем различия между жестким диском HDD и SSD, в этом отношении небольшие. В таком случае, вообще стоит рассматривать его покупку под игры?
Давайте посмотрим, каковы основные преимущества SSD в играх, по сравнению с HDD.
Применение SSD в играх – стоит ли?
Неудивительно, что у многих есть сомнения относительно того, стоит ли покупать SSD под игры, – ведь это заметно дороже, чем HDD.
О покупке SSD стоит задуматься, если:
Какой SSD выбрать для игр и есть ли разница между дешевыми и дорогими накопителями
реклама
При обычном домашнем (не профессиональном) использовании компьютера разница между самым дешевым SSD и самым дорогим на глаз практически не заметна и при «слепом» тесте выявить её подавляющему большинству пользователей не под силу. При загрузке Windows разница между SSD разных категорий исчисляется парой секунд или её нет вовсе. Браузер и программы и на тех и на других открываются мгновенно. Общий отклик системы также одинаково высок. Существенные отличия становятся видимыми при тестировании накопителей в бенчмарках или при редко используемых большинством сценариев, таких как перекидывание файлов больших объёмов с одного SSD на другой, одновременное чтение и запись внутри накопителя (например, установка скачанной игры) и некоторых других. Единственным же реальным показателем надёжности SSD является его гарантийный срок и благонадежность магазина, в котором вы его купили. Выйти из строя в самый неподходящий момент или оказаться бракованным может хоть супербрендовый SSD, хоть ноунейм. Хотя и хочется верить, что в брендовых накопителях используются более качественные компоненты. Тем не менее, под установку операционной системы рекомендуется ставить более качественные «диски».
В прошлой моей статье «Выбираем SSD в 2021 году: стоит ли вообще менять HDD на SSD, и какую модель SSD выбрать» был рассмотрен вопрос, какой SSD выбрать в свой компьютер. Сегодня я хочу проверить, какие SSD лучше всего подходят для установки на них игр, и есть ли разница между дешевыми и дорогими SSD. Конечно, на Youtube полно тестов поведения SSD в играх, но почти все они выстроены по теме «SATA vs NVME». Я же буду учитывать разницу в контроллерах и в цене.
Так как я вновь был вынужден собрать системный блок ещё одному хорошему человеку, то в моём распоряжении оказался компьютер сразу с тремя разными SSD на борту. Это произошло потому, что кроме нового SSD, владелец попросил поставить в новую сборку ещё пару с его старой системы. С его разрешения я добавил в систему ещё парочку своих накопителей для проведения тестов. Таким образом, для тестов у меня оказались четыре твёрдотельных накопителя (пятый системный в тестах не участвует) с абсолютно разными контроллерами и из разных ценовых категорий. Их я опишу ниже.
реклама
Прежде всего, я хочу определить варианты установки SSD, на которые обычно планируется заливать игры.
Вариант первый.
реклама
Пользователь покупает один ёмкий накопитель под «всё». Это, как правило, «диски» от 500 Гб и до 2 Тб. Он ставится диском «С:» и потому на нём находится Windows, программы, игры и всё остальное. В этом случае производительность SSD в играх немного ограничивается операционной системой, поскольку она всегда что-то непрерывно читает с него или записывает на него. Но это влияние не существенное и такой вариант широко используется. Но я не стал использовать в тестах системный диск.
Вариант второй.
Пользователь покупает один SSD под систему, программы и прочее (например, SSD NVME 500 ГБ). Обычно это быстрый и менее ёмкий диск. А вторым диском под игры он покупает более вместительный накопитель (например, 1 ТБ SATA SSD). Такой вариант, скорее всего, даже наиболее оптимален. Он позволяет меньше «протирать» системный диск записью игр, которые с каждым годом всё объёмней и в случае выхода из строя одного накопителя пользователь не остаётся совсем без дисков. Ведь магазин может затянуть гарантийное обслуживание на месяц и более. Кроме того, на диске «С:» при этом варианте можно оставить больше свободного пространства, что полезно для всех SSD в принципе.
реклама
Итак, у меня четыре SSD для тестов:
1. Toshiba TR200 480 ГБ. Недорогой и неплохой накопитель на контроллере Phison PS3111-S11 с памятью 3 бит TLC. Это одноядерный двухканальный безбуферный контроллер. Он является одним из самых массовых среди бюджетных и используется в самых недорогих SSD. Работает этот диск через SATA интерфейс.
2. Plextor m8vc 512 ГБ. Это уже качественный SATA SSD на зарекомендовавшем себя четырехканальном контроллере Silicon Motion (SMI) SM2258 с DRAM-буфером и памятью 3 бит TLC. Такой же контроллер установлен в популярной у пользователей модели Crucial MX500. SSD с таким контроллером можно отнести к категории «качественный SATA SSD».
3. PNY CS3030 500 ГБ. Это уже M.2 NVME диск на широко распространённом на сегодня восьмиканальном контроллере Phison PS5012-E12 с памятью 3 бит TLC. Будет работать на стандартном драйвере Microsoft.
4. Samsung 970 EVO 500 ГБ. Популярный NVME диск на контроллере Samsung Phoenix с памятью 3 бит TLC. В представлении не нуждается. Назову его флагманом сегодняшнего теста. Будет работать на фирменном драйвере Samsung.
Все диски не новые, заполнены примерно на 70% всякими файлами, а потому их производительность максимально приближена к реальности. Показатели так называемого «здоровья» у всех участников 100%. «Затёртость» также, плюс-минус, одинаковая и составляет примерно 3-5 ТБ.
Система очень похожа на ту, что была в моей предыдущей статье, но всё отличается (другая «мать», «память» и остальное): Ryzen 3700Х, AMD B550, ОЗУ 32 ГБ, Windows 10 64 bit. Все диски подключались к чипсетным разъёмам, так как на линиях процессора стоял системный диск.
Я использую две игры:
— Shadow of the Tomb Raider;
— Battlefield V.
Затирать чужие диски на больший объём мне не позволяет совесть, а для демонстрации общей картины этого будет достаточно.
Итак, повторю мою цель – узнать есть ли разница в играх между дешевыми и дорогими SSD, с учётом разницы в контроллёрах. Конечно, разницу в производительности различных накопителей определяет не только контроллер, но и прошивка, тип флеш-памяти, тип подключения, софт и другие параметры.
И теперь возникает резонный вопрос – как проверить кто лучше? После записи игры на накопитель, непосредственно в самой игре, чаще всего используется режим чтения. Запись также идет, но её объём незначителен и не создаёт значимую нагрузку на SSD. Поэтому предлагаю оценить скорость загрузки самих игр и скорость загрузки её уровней. Я думаю, что такой значимый для многих показатель как «подгрузка уровней» примерно равен показателю «загрузка уровня». Приступим.
Shadow of the Tomb Raider
Эта игра «отъедает» в первом уровне примерно 6,2 ГБ оперативной памяти (вместе с ОС) и 5 ГБ видеопамяти. Все настройки в игре выкручены «вправо». Я делал по три «прогона» для каждого значения и брал средний результат. Итоги тестов таковы:
Shadow of the Tomb Raider
Это какой-то баг, давай вторую игру!
Даю! Battlefield V отличается более долгой загрузкой, как самой игры, так и уровней. Может это позволит ощутить разницу между дисками более наглядно.
Все настройки в игре также выкручены «вправо», а масштабирование разрешения выставлено на 200% при системном разрешении 1440p. Игра «отъедает» в первом уровне примерно 11,5 ГБ оперативной памяти (вместе с ОС) и 7,6 ГБ видеопамяти. Результаты:
Battlefield V
А вот и обещанный сюрприз! Мой фаворит и любимец Samsung 970 EVO оказался лишь вторым при загрузке игры, проиграв две секунды SATA-диску, и последним при загрузке уровня! И не просто последним, а проиграл от трех до двенадцати секунд всем другим дискам, включая Toshiba на откровенно «дохлом» контроллере! Отойдя от удивления, я решил подать Trim на все диски и дать им остыть и «отдохнуть» некоторое время, а потом повторил тесты. Ничего не изменилось! Следующие три прогона принесли примерно те же средние результаты.
Я стал искать причины такого поведения моего «чемпиона». Я переустановил игру на самсунге (благо он мой). Я исключил троттлинг на обоих NVME-дисках, так как в тестах они работали с установленным на них довольно массивным радиатором и их температурный режим был более, чем благоприятный. Да и игры в режиме чтения не создают существенной нагрузки. Я установил на него стандартный драйвер. Ничего не помогло! Результаты изменились в пределах погрешности, но общая картина осталась та же. Возможно всё дело в подключении к чипсетным линиям на материнской плате AMD (установлен последний драйвер чипсета). Но как тогда объяснить, что подключенный к ним же PNY CS3030 стал абсолютным лидером гонки в загрузке уровня? А может это просто такой большой разброс погрешности? Нет же, я ведь сделал много прогонов. Захотелось провести эти же тесты на платформе Intel, но её в наличии не оказалось, поскольку мой компьютер разобран под апгрейд. Полностью очищать диски через удаление я не стал, ведь мне нужны были тесты реального использования. Возможно, дело в том, как именно на текущий момент заполнено пространство диска. Уверен, что точное объяснение есть, просто я его сейчас не вижу или что-то упускаю.
У других пользователей результаты могут будут иными. Но лично мне, общий посыл ясен. И, ознакомившись с такими вот результатами тестов, в следующий раз я хорошо подумаю, стоит ли брать под так называемую «файлопомойку» (для игр и прочего) более дорогой диск или же ограничиться выбором «цена/объём» и взять самый дешевый и ёмкий SSD.
Почему игровому компьютеру обязательно нужен SSD?
В спорах между теми, кто считает SSD супер-дорогим излишеством и принципиальными ненавистниками жёстких дисков истина где-то посередине. Сегодня мы разберёмся, есть ли прок геймеру от твердотельных накопителей на самом деле.
Нельзя сказать, что SSD в 2017 году непопулярны – в любом новом компактном ноутбуке они входят в «заводскую» комплектацию и идеально вписываются в мир, где файл проще найти онлайн, чем на внутреннем накопителе.
Жёсткие диски – не очень быстрые, но привычные и ёмкие накопители
У геймеров реалии выглядят иначе – самые зрелищные и технически совершенные игры приходится запускать только с локальных дисков, а для апгрейда нужна серьёзная мотивация. «Уникальный пользовательский опыт», который нам обещают рекламные материалы, будем откровенны, дарят романтические свидания, а не установка нового «железа». Поэтому мы решили собрать воедино все плюсы SSD в реальной жизни, чтобы решить, в каком случае на такие накопители целесообразно тратить деньги. Причин, в действительности, предостаточно:
Быстрая загрузка уровней
Это первый и самый важный фактор, который отличает SSD от HDD. Игры не просто так весят 50 Гбайт – из этого массива данных они постоянно «забрасывают» необходимую информацию с накопителя в оперативную память. И с SSD загрузка уровней происходит быстрее. Причём, чем хуже оптимизирована игра – тем больше разница между жёстким диском и твердотельным накопителем.
BF 4 Load Time Chart
И не забывайте про моды, которые часто бывают «прикручены» к движку через сторонние библиотеки и скрипты. То есть, подгружаются в память сторонним, нештатным образом. Жёсткие диски очень не любят такую «спонтанную деятельность», а для твердотельных накопителей разницы нет.
Стабильный FPS даже на пределе возможностей компьютера
SSD очень полезен в играх с большим открытым миром – сколько бы ни было в ПК оперативной и видеопамяти, open-world время от времени отправляет в память новые участки карты и всего её наполнения. И твердотельный накопитель с минимальными задержками в этом деле гораздо более расторопен, чем механический жёсткий диск, в котором считывающая головка должна переместиться к необходимому «блину» и считать с него информацию. Это если HDD не будет «отвлекать» на себя бурная деятельность Windows 10 в фоне.
Вдобавок, SSD компенсирует недостачу оперативной памяти, если игра оказалась слишком прожорливый. Windows очень любит использовать файл подкачки по делу и без, причём многие игры даже отказываются работать без активации swap. А этот самый swap, напомню, отбирает себе гигабайты из накопителя, чтобы использовать эту память в качестве ОЗУ. По скорости доступа к информации жёсткие диски проигрывают SSD на порядки, поэтому, если с твердотельным накопителем компьютер сможет тянуть игру «через не могу», то с жёстким диском вас ждёт слайдшоу.
Операционная система без «лагов» медлительной механики
Когда объём SSD был на уровне флэшек, а цена – космической, энтузиасты использовали их сначала как кэш для ОС, а чуть позже – как отдельный носитель для системы (в случае с ПК-геймерами, Windows). И правильно делали.
Потому что с SSD Windows перестаёт «икать», если вы не закрыли перед игрой браузер и соцсети что-то там обновляют. ПК гораздо быстрее включится после того, как в синглплеере игры вы отправили компьютер (и себя) в режим сна. Не начнёт подёргиваться, пока у вас запущена игра в Steam, если Origin или UPlay начнут качать обновления и «патчить» установленные игры. Да и пресловутое
Bootrace boot times
Система на базе SSD не только быстрее стартует, но и стабильнее работает в играх
«Работа с обновлениями: Завершено 10%. Не выключайте компьютер»
заканчивается намного быстрее, чем на компьютере с жёстким диском. Да, это мелочи, но они действуют на нервы, а нервные клетки не восстанавливаются.
Тишина и надёжность
В SSD нет подвижных частей, поэтому компьютер с такими накопителями не потрескивает, не «хрустит» под нагрузкой и всегда ведёт себя тихо. С новыми техпроцессами видеокарт и процессоров появилась возможность собрать бесшумный игровой ПК, и в полной мере это возможно только с SSD.
Без подвижных частей SSD оказывается надёжнее, чем жёсткий диск
А ещё нужно учесть, что старые SSD сохранят информацию там, где HDD её потеряет. Ведь в старых жёстких дисках «умирают» секторы памяти, а в полностью изношенном SSD память остаётся «жить», просто переходит в режим «только для чтения». Это означает, что вы сможете перенести из накопителя на новый SSD игровой прогресс всех игр, которые не умеют складывать сохранения в «облако».
Какой SSD купить для игрового компьютера?
Производителей SSD сегодня огромное количество и, что забавно, среди них есть и производители жёстких дисков! Например, WesternDigital, они же WD, выпустили SSD различной степени «крутизны» как раз под нужды тех, кто решился на апгрейд после долгих лет использования компьютеров исключительно с жёсткими дисками.
Чудны дела твои, Господи! WD теперь выпускает SSD
Причём иерархия осталась такой же, как и в случае с механическими накопителями – «зелёные», «синие» и «чёрные» SSD под разные задачи.
Например, WDGreen – это недорогой вариант для «мне бы попробовать, нужен ли SSD после жёсткого диска вообще?». Прежде, чем отдавать в пользу SSD сотни гигабайт, есть смысл взять накопитель с 120 Гбайт памяти (WDS120G1G0A), получить с такой конфигурации быструю и «безглючную» Windows и отправить на оставшееся место игру, в которой очень хочется ускорить загрузку уровней.
Если вы всегда использовали жёсткий диск и не знаете, какой SSD взять – начните с базового варианта WDGreen
Для тех, кто уже наизусть знает, каков прок от SSD в игровом компьютере, и хочет заполучить «золотую середину» между производительностью и ценой (доплатить за красный корпус «игрового» SSD вы всегда успеете), есть смысл приобретать WDBlue с 250 Гбайт памяти. (WDS250G1B0A). Это ещё не тот объём, при котором можно без раздумий отправлять все купленные игры из Steam на SSD, но Windows с программами редко занимает свыше 30 Гбайт, поэтому самые требовательные к скорости накопителя игры с большим количеством «лагов» из-за дозагрузок WDBlue сможет заставить работать плавно.
wd blue 1tb ssd full2 800×533 c
WDBlueSSD – быстрый SSD без переплаты за «игровой шильдик»
Покупка SSD – это не «шик», а способ обойти «бутылочное горлышко» в виде механических жёстких дисков там, где вам действительно важна скорость загрузки и стабильные fpsв любых условиях работы.
Роль SSD в играх
SSD стали доступными, благодаря чему множество пользователей смогло приобрести себе эти типы накопителей с объемом памяти от 220 ГБ и более. Долгое время считалось, что эти устройства недолговечны за счет ограниченного количества циклов перезаписи, и поэтому помещали на ССД самое основное: операционную систему и часто используемые программы. Однако сейчас с улучшением технологий производства накопителей все больше юзеров задается вопросом, можно ли покупать и использовать SSD для игр? То, что SSD позволяет запускать ОС и программы быстрее, чем HDD, знают практически все продвинутые пользователи. Однако есть ли смысл покупать ССД в геймерский ПК? Не всем понятно, как это отразится на изнашивании устройства, скорости запуска и работы игр и будет ли какой-то прирост в производительности? Рассмотрим, как твердотельный накопитель влияет на геймплей, FPS, прогрузку участков игр и другие нюансы.
Читайте также: Выбор SSD для ноутбука / компьютера
Скорость запуска игры, загрузки текстур
Нет сомнений, что загрузка любой игры будет происходить существенно быстрее. Останавливаться на этом пункте отдельно мы не будем, так как игра — это та же программа, а значит, все общие преимущества по скорости в этом плане применимы и к ним.
Более интересно дела обстоят с другими параметрами, которые ускоряет ССД. Загрузка текстур всегда нагружает винчестер, что особенно заметно в онлайн-играх, где слишком детализированная и требовательная современная игра неуклонно снижает производительность на доли секунды. Это довольно неприятное явление, а где-то оно может не в лучшую сторону повлиять на положение игрока, не дав ему среагировать вовремя на врага или препятствие. При использовании SSD этот недостаток сводится к нулю: пока происходит загрузка текстур, основная производительность накопителя не снижается, в результате чего игрок не испытывает дискомфорта и микрофризов.
Игры, разбитые на несколько небольших файлов, так же являются еще одной трудностью для HDD, вынужденного при своей невысокой скорости работы обрабатывать их все. Особенно сильно снижение производительности отмечается среди пользователей онлайн-игр со старой архитектурой в моменты массовых сражений, когда на участке карты начинается массовая драка между командами. Из-за существенно повышенных скоростей чтения больших и маленьких файлов и усовершенствованной конструкции (отсутствия вращающихся частиц) для твердотельного устройства не будет проблемой ни то, как игра написана, ни сложность сцен. Даже динамичные игры не будут уступать в производительности, в то время как винчестер делал бы местами некомфортной требовательную игру и при топовых комплектующих ПК.
Прогрузка уровней
Выше вы уже узнали о скорости запуска уровней и загрузке текстур. Прогрузка уровней и различных перемещений в играх тоже относится к этой теме, однако мы хотим выделить ее в отдельный раздел, чтобы остановиться на этой теме более подробно, поскольку она имеет свои особенности. Начнем с того, что скорость перехода на новые уровни зависит от объема информации, которая записывается в оперативную память. Соответственно, SSD будет значительно быстрее передавать эти данные при первой же необходимости. В некоторых играх скорость может быть не очень заметной, если сравнивать с использованием жесткого диска, однако чем хуже у приложения оптимизация, тем больше эта разница видна. Это правило подходит как для одиночных офлайн-игр, так и для онлайн. Во втором же случае подобная скорость иногда даже дает свое преимущество, ведь вы часто оказываетесь на карте быстрее врагов и имеете возможность изучить местность или обсудить детали сражения со своими союзниками.
Стабильность количества кадров в секунду
Подведем итоги изложенной выше информации. Из нее вы должны были понять, что SSD полезен в играх, особенно для мощных игровых компьютеров, поскольку обеспечивает быструю загрузку самого приложения, переходов на уровни, текстур и остальных деталей. Часто это отражается на стабильности FPS, поскольку не возникает мелких тормозов из-за проблем с подкачкой важных файлов. Однако следует учесть, что SSD только влияет на стабильность, но никак не повышает количество кадров в секунду (или же иногда влияет на этот показатель, но совсем незначительно). Это следует запомнить, чтобы не думать о том, что после приобретения твердотельного накопителя производительность в играх повысится.
Комфорт во время использования
Последнее, на чем мы хотим остановиться в рамках сегодняшнего материала — комфорт во время использования SSD. При сборке игрового компьютера многие пользователи сталкиваются с излишним выделением шумов, от чего иногда не спасает даже продвинутый корпус. Дополнительные звуки издает и жесткий диск, особенно при сильных нагрузках в приложениях. Что касается твердотельного накопителя, то его особенности работы лишены подобных недостатков, поэтому стоит задуматься о приобретении комплектующего даже со стороны уменьшения шума от системного блока во время прохождения игр, когда все комплектующие работают на максимум.
Сегодня вы узнали о том, что SSD в играх выполняет незначительную роль, чаще всего лишь повышая загрузку уровней и стабильность кадров во время прохождения. Из этого можно сделать вывод, что при сборке игровой машины больше внимания следует уделить на другие комплектующие, мощность которых в играх задействована практически на 100%. О функциональном предназначении видеокарты и процессора в приложениях мы предлагаем узнать в отдельных материалах на нашем сайте, чтобы понять, какую роль они играют в программах и от чего зависит FPS.
Тем не менее не стоит бояться устанавливать игры на твердотельное устройство, боясь таким образом израсходовать его ресурс: современные накопители имеют внушительный лимит на циклы перезаписи, благодаря чему даже при ежедневном использовании о смене ССД не придется задумываться несколько лет.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12555 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.