Что случилось с супермаркетом
Почему Spar закрывают: по всей России стала исчезать известная сеть супермаркетов
В декабре 2019 года жители многих городов России стали задаваться вопросом о том, почему Spar закрывают. Эта торговая сеть завоевала очень большую популярность среди людей, проживающих в северной части страны. Но со временем стала появляться информация о том, что супермаркеты известной фирмы вскоре будут закрыты. И причиной этому стали достаточно серьёзные нарушения со стороны администрации.
Из-за чего Spar закрывают в России
Стало известно, что во второй половине 2019 года на официальный сайт «ТД Интерторг» поступило 7 заявлений о том, что торговая сеть Spar задолжала поставщикам товаров около 3 млрд. рублей. Операционная компания, занимающаяся всеми юридическими делами, смогла опровергнуть часть из исков, заявляя, что официального требования о возмещении долга не поступало.
Появилась информация, согласно которой в середине осени 2019 года компания, содержащая супермаркеты Spar, оказалась в такой долговой яме, из которой будет очень сложно вылезти. Многие поставщики заявили, что торговую сеть можно официально считать разорённой. Её ожидает полное банкротство, в связи с чем закрытие магазинов Spar по всей России скоро состоится.
Долгое время информация о том, что компания «ТД Интерторг» является должником, в Сети не появлялась. Тем не менее, в январе 2019 года стало известно, что на руководство магазинов Spar было подано в сумме 207 заявлений, согласно которым общая сумма долга компании составляет 2,9 млрд. рублей. Именно из-за этого супермаркеты будут закрыты.
Что будет происходить с супермаркетом Spar в дальнейшем
Известно, что компания, занимающаяся супермаркетами Spar, начала накапливать свой долг ещё в 2018 году. Тогда поставщики подали только 58 заявлений о том, что компания «ТД Интерторг» должна им крупную сумму денег. Тем не менее, на то время она составляла около 350 млн. рублей. Такой долг ещё можно было постараться погасить.
И-за большого количества долгов поставщики уже перестали предоставлять свою продукцию многим магазинам Spar в России. Уже закрыты многие торговые точки в Карелии, в Санкт-Петербурге, а также в Архангельске и Петрозаводске. Всего планируется закрытые около 40 супермаркетов, хотя эксперты сообщают, что исчезнет гораздо больше торговых точек.
Владельцы «ТД Интерторг» сообщают, что в 2020 году они будут менять структуру всех входящих в компанию элементов. При этом на севере России будут закрыты многие магазины Spar. Тем не менее, сообщается, что все проблемы с поставщиками будут решены, и компания постепенно выплатит весь свой долг.
Почему компания Spar оказалась должником
Эксперты в последние годы стали замечать, что в России начали закрываться многие торговые сети. Некоторые из них были переименованы и разделены, а такие, как Spar, вообще на грани исчезновения в России. Предполагается, что причиной всех финансовых проблем является то, что владельцы покупают слишком много земельных участков.
Многие магазины Spar, которые должны были открыться в городах России, так и не успели появиться. Владельцы некоторых отечественных супермаркетов уже стали замечать, что формат гипермаркета начинает терять свою актуальность. Связано это с тем, что в России уже есть лидирующие сети магазинов.
Специалисты отмечают, что владельцы магазинов в России в последнее время не находят для себя уникального ассортимента. Все торгуют в основном продуктами питания, а покупатели к ним не приходят из-за того, что они уже доверились другим, более влиятельным владельцам супермаркетов.
«СберМаркет» и «Самокат» принесли «Сберу» серьезные убытки
Потери «Сбера» от экосистемы выросли почти вчетверо, а наибольшие потери принес сегмент электронной коммерции, следует из отчета банка по МСФО.
Starikov Pavel / shutterstock
В 3,9 раз вырос убыток «Сбера» от экосистемы во II квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Убыток экосистемы за первое полугодие 2021 года вырос к аналогичному периоду 2020 года в 2,7 раза — до 19,2 млрд руб.
При этом, сегмент электронной коммерции экосистемы (в него входят «СберМаркет», «Самокат» и «Сбермегамаркет») понес наибольшие потери – 12,2 млрд руб. до вычета налогов, процентов по кредитам, амортизации и износа ( EBITDA ) в первом полугодии 2021 года.
На втором месте по убыткам оказалось направление FoodTech&Mobility (Delivery Club, «Ситимобил» и 2ГИС), которое «Сбер» развивает в рамках совместного предприятия с Mail.ru Group. FoodTech&Mobility принесло компании 5,3 млрд рублей убытка.
На третьем месте по убыткам в 2,7 млрд рублей оказался сегмент развлечений, в который входят онлайн-кинотеатр Okko и музыкальный сервис «Сберзвук».
В свою очередь, выручка экосистемы «Сбера» во II квартале выросла в 2,5 раза, до 41,1 млрд рублей, в первом полугодии 2021 года — втрое, до 74,7 млрд рублей.
Ранее «Сбер» сообщил о том, что столичные магазины переходят на платежи по QR-коду.
Кроме того, Kraft Heinz, «Самокат» и «Сбер» подписали меморандум о сотрудничестве.
Delivery Club — мобильная и десктопная платформа для доставки еды, принадлежащая Mail.r.
Сбермаркет — онлайн сервис доставки продуктов и товаров первой необходимости из су.
«Самокат» — это сервис доставки продуктов. «Самокат» был первым сервисом экспресс-дост.
В апреле 2021 года «Сбер» переименовал goods.ru в «Сбермегамаркет». Полный ребрен.
Потери «Сбера» от экосистемы выросли почти вчетверо, а наибольшие потери принес сегмент электронной коммерции, следует из отчета банка по МСФО.
Starikov Pavel / shutterstock
В 3,9 раз вырос убыток «Сбера» от экосистемы во II квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Убыток экосистемы за первое полугодие 2021 года вырос к аналогичному периоду 2020 года в 2,7 раза — до 19,2 млрд руб.
При этом, сегмент электронной коммерции экосистемы (в него входят «СберМаркет», «Самокат» и «Сбермегамаркет») понес наибольшие потери – 12,2 млрд руб. до вычета налогов, процентов по кредитам, амортизации и износа ( EBITDA ) в первом полугодии 2021 года.
На втором месте по убыткам оказалось направление FoodTech&Mobility (Delivery Club, «Ситимобил» и 2ГИС), которое «Сбер» развивает в рамках совместного предприятия с Mail.ru Group. FoodTech&Mobility принесло компании 5,3 млрд рублей убытка.
На третьем месте по убыткам в 2,7 млрд рублей оказался сегмент развлечений, в который входят онлайн-кинотеатр Okko и музыкальный сервис «Сберзвук».
В свою очередь, выручка экосистемы «Сбера» во II квартале выросла в 2,5 раза, до 41,1 млрд рублей, в первом полугодии 2021 года — втрое, до 74,7 млрд рублей.
Ранее «Сбер» сообщил о том, что столичные магазины переходят на платежи по QR-коду.
Кроме того, Kraft Heinz, «Самокат» и «Сбер» подписали меморандум о сотрудничестве.
«СберМаркет» и «Самокат» принесли «Сберу» серьезные убытки
«Во «ВкусВилл» теперь не будет ходить вообще никто»: бойкот сети набирает обороты
Представители общественности и бизнеса один за одним объявляют бойкот «ВкусВиллу» после рекламного поста с нетрадиционной семьёй в Instagram, а затем его удаления. Одни возмущены пропагандой гомосексуализма, другие напротив — признанием такого поста «ошибкой». В компании после принесения извинений хранят молчание в соцсетях. RB.ru попросил PR-специалистов оценить сложившуюся ситуацию.
«ВкусВиллу» надо теперь во второй раз извиниться»
В завершение «месяца гордости», во время которого по всему миру проходят мероприятия в поддержку ЛГБТ-сообщества, сеть супермаркетов здоровой еды «ВкусВилл» разместила у себя в Instagram рекламу с изображениями нескольких семей, а также интервью с ними на своем сайте.
Героями одной из историй стала однополая семья. Покупатели тут же разделились на два лагеря: одни публично заявили о бойкоте магазина, другие публикацию поддержали.
Но продержался пост недолго — четыре дня, в воскресенье вечером компания удалила публикацию, а на её месте появился пресс-релиз с извинениями.
«На этом месте была статья, которая больно задела чувства большого числа наших покупателей, сотрудников, партнеров и поставщиков. Мы сожалеем, что так получилось, и считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников», — сообщается на сайте «ВкусВилла».
После этого дискуссия в обществе и соцсетях разгорелась с новой силой. Так, главред Russia Today Маргарита Симоньян заявила, что больше не будет покупать в магазинах сети продукты. Журналистка пишет, что на Западе тоже всё начиналось с невинных высказываний за разнообразие.
«А закончилось родителем номер один и родителем номер два, человеческим молоком, гражданскими казнями смеющих шёпотом возразить и шизофренией новой этики», — заявила Симоньян, чьи слова приводятся на страницах редактора в социальных сетях, в том числе, на платформе «Дзен».
«Магазин «ВкусВилл» извинился за задетые чувства потребителя. Меня – потребителя – «ВкусВилл» задел дважды. Первый раз – когда полез ко мне учить меня толерантному отношению к меньшинствам. Сама знала задолго до этой рекламы с нетрадиционными семьями как к ним относиться. Вот еще магазин продуктов меня этому не учил. Второй раз – когда извинился и понудил меня читать торжествующие вопли тех, кто хотел бы зачистить землю от иных. «ВкусВиллу» надо теперь во второй раз извиниться – за то, что полез не в свое дело, нагадил и вообще посмел говорить с потребителем о ценностях, лежащими за пределами гастрономических», — категорично заявила в своём Telegram-канале журналист и общественный деятель Марина Ахмедова.
«Это был сильный и честный гражданский поступок»
Под постом с извинениями «ВкусВилла» в Facebook набралось уже почти 4 тысячи комментариев. Основатель «Андерсона» Анастасия Татулова вступилась за партнёров, но признала, что расстроилась из-за удаления публикации.
«Вот это да. Расстроилась очень. Как раз собиралась вас поддержать. Печально, что сделали такой редкий и толерантный для нашей страны шаг по признанию, что мы все разные, а не только по конституции, а потом вот так вот… Это был сильный и честный гражданский поступок. Не за что было извиняться, мне кажется», — пишет Татулова.
Тем не менее, она призналась, что поддержит любое решение «ВкусВилла». Однако, многие комментаторы были не столь толерантны, отметив, что после извинений удалят приложение сети и перестанут покупать в ней продукты.
«Приложение удалено. Без некоторых Ваших действительно хороший продуктов обойдусь. То есть ролик, который рассказывает о Ваших клиентов, будет не о всех? Часть просто вычеркиваете клиентов. Сливать сотрудников тоже очень слабая позиция. Если вас заставили, моргните, что ли», — написала Елена Алексеева.
«Какой ужас, ребята. Большего непрофессионализма в области репутации сложно придумать, извините. Вы сдали и героев своей публикации, и всех нормальных, а не отмороженных покупателей. И формулировка этого письма…. Зачем было лезть в эту тему, если нет силы воли идти до конца? Всем понятно, что происходит наверху, но вот этот конец это просто гимн гомофобии. И вы сделали не шаг вперед, а десять шагов назад для этой темы», — призналась бывший директор Hillel Елена Крулевич.
«Я очень надеюсь, что «отдельных сотрудников», вы назовёте поимённо, чтобы другие компании могли предложить им нормальную работу, а не этот цирк с конями, где на них вешают всю вину. Спасибо «отдельным сотрудникам» за эту кампанию, жаль, что ваши начальники оказались без хребта», — написала CFO в Decathlon Indonesia Людмила Руфицкая.
«Знаете, на самом деле к компании «ВкусВилл» у меня только один вопрос. Извинилась ли она перед семьей, которую «по ошибке» сняла в видео про любовь и принятие?», — написал в своём блоге на Сноб.ру журналист Ренат Давлетгильдеев.
«Абсолютно провальная история»
В другой ветке начали обсуждать правомерность перекладывания отвественности за такой пост на PR-специалиста. Многие убеждены, что решение о размещении рекламы было согласовано с руководством, но после общественного резонанса компания решила выдать обществу «козла отпущения».
«Да при чем тут SMM, это было согласовано всеми и заранее снято и размещено, это дело рук команды человек из 12, а именно — департамента маркетинга», — пишет Алина Локтева из компании We Love Cider.
Своеобразный вывод сделала на своей страничке аналитик и контент-маркетолог Анастасия Дюжарден:
«Есть подозрение, что во «ВкусВилл» теперь не будет ходить вообще никто».
Сооснователь PR-агентства Brut&Butter Юлия Масленникова в разговоре с RB.ru заявила, что с точки зрения PR — «это абсолютно провальная история».
«Во-первых, оказалось, что «ВкусВилл» ничего не знают про свою аудиторию — кто она, какие у неё ценности, что для неё важно. Во-вторых, как у многих компаний в России, у «ВкусВилл» всё довольно плохо с антикризисным пиаром — их решение написать пост с извинениями выглядит поспешным, непродуманным и истеричным. Самым логичным и правильным было бы идти до конца — иначе не стоило и начинать. Волна негатива улеглась бы довольно быстро, а значительных финансовых последствий, думаю, удалось бы избежать», — считает Масленникова.
Она уверена, что если бизнес решил пойти в коммуникациях в такую непростую для российского общества тему, нужно отдавать себе отчет, что части аудитории это не понравится, а значит нужно быть готовыми к хейту в соцсетях, к неоднозначной реакции.
«Поддерживая в публичном поле людей из ЛГБТ, нужно брать на себя риск потерять некоторых потребителей. Здесь или шашечки, или ехать — в смысле, или вы транслируете и отстаиваете публично свои ценности, или вообще о них не говорите в инфополе», — подчеркнула Масленникова.
Сейчас, по ее мнению, «ВкусВилл» оказался в жесткой ситуации, и сеть действительно может потерять значительную часть платежеспособной аудитории.
«Вся моя лента Facebook, состоящая из осознанных, современных предпринимателей, журналистов и пиарщиков, мягко говоря, негодует. Кто-то призывает поставить во всех соцсетях и в Яндекс.Картах низкий рейтинг магазинам сети, кто-то решил больше не покупать у «ВкусВилл» продукты. И хотя на основе этих данных нельзя сделать однозначные выводы, реакция очень показательная», — заключила специалист.
С коллегой согласна независимый PR-специалист Виктория Принь. В разговоре с RB.ru она назвала пост с извинениями «трусостью и непрофессинализомом».
«Такое чувство, что либо у «ВкусВилла» нет стратегии (в чем я очень сильно сомневаюсь), либо руководство решило резко изменить фокус (что тоже не всегда хорошо). Скидывать вину на сотрудников — это самое последнее, что можно было сделать. Правильнее бы было — опубликовать пост с извинениями перед покупателями и перед семьей, которая участвовала в качестве героев, и не делать акцент, что это вина сотрудников. Таким образом, компания лишь демонстрирует проблемы во внутренних коммуникациях», — считает Принь.
По её словам, тема ЛГБТ+ в России всегда воспринимается остро, и она очень сильно сомневается, что пост про нетрадиционную семью не был согласован с руководством.
«Вряд ли бы PR или SMM-отдел сам инициировал эту тему и, к тому же, подверг угрозам героев публикации. «ВкусВилл хотели устроить революцию — взамен получили огромное количество хейта со стороны покупателей и показали свой непрофессионализм в коммуникациях», — заключила Принь.
За кулисами скандала
По некоторой информации, появление рекламы с нетрадиционной семьёй связано с активной подготовкой к IPO «ВкусВилла» в США. Есть предположения, что компания пыталась привлечь инвесторов и играть по правилам западного мира, сообщают инсайдеры.
В пресс-службе «ВкусВилла» на запрос RB.ru ответили, что уже озвучили официальную позицию компании в соцсетях и больше не будут комментировать эту тему.
Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!
Sbermegamarket.ru не работает сегодня?
Узнайте, работает ли Sbermegamarket.ru в нормальном режиме или есть проблемы сегодня
Sbermegamarket.ru сбои за последние 24 часа
Не работает Sbermegamarket.ru?
Не открывается, не грузится, не доступен, лежит или глючит?
Что не работает?
Самые частые проблемы Sbermegamarket.ru
Что делать, если сайт SBERMEGAMARKET.RU недоступен?
Если SBERMEGAMARKET.RU работает, однако вы не можете получить доступ к сайту или отдельной его странице, попробуйте одно из возможных решений:
Кэш браузера.
Чтобы удалить кэш и получить актуальную версию страницы, обновите в браузере страницу с помощью комбинации клавиш Ctrl + F5.
Блокировка доступа к сайту.
Очистите файлы cookie браузера и смените IP-адрес компьютера.
VPN и альтернативные службы DNS.
VPN: например, мы рекомендуем NordVPN.
Альтернативные DNS: OpenDNS или Google Public DNS.
Плагины браузера.
Например, расширение AdBlock вместе с рекламой может блокировать содержимое сайта. Найдите и отключите похожие плагины для исследуемого вами сайта.
Сбой драйвера микрофона
Быстро проверить микрофон: Тест Микрофона.
Форум Sbermegamarket.ru
Admin • комментарий закреплен #
Возможно, на сайте sbermegamarket.ru некорректно настроено перенаправление с разных версий. В этом случае воспользуйтесь ссылками ниже:
Мимо проходила • 45 дней назад # 1 ноября 2021
Меняем кое-что на сайте. Скоро вернёмся
Ирина • 50 дней назад # 27 октября 2021
Не получается зайти в личный кабинет
анна • 50 дней назад # 27 октября 2021
Ошибка системы. Повторите запрос позже
Гость • 58 дней назад # 19 октября 2021
Не работает вкладка » обращения».
Slsj • 64 дней назад # 13 октября 2021
Опять не даёт войти по сбер id
Гость • 64 дней назад #
Не работает профиль
Гости • 64 дней назад #
Гость • 64 дней назад #
Роман • 64 дней назад #
Через браузер компьютера не заходит. Через приложение Андроид не заходит.
Анна • 64 дней назад #
Не дает зайти. Пишет неизвестная ошибка. Уже и перезагружала и приложение переустановила. все тоже самое..
Вячеслав • 64 дней назад #
Не могу войти, глючит
Алекс • 64 дней назад #
При попытке входа в аккаунт рядом с полем для ввода кода из смс появляется ошибка (красным шрифтом): SQLSTATE[HY000] [2006] MySQL server has gone away. Поле не активируется, код соответсвенно не приходит. Похоже на проблемы с какой-то базой данных MySQL, дело за сисадминами.
Юлия • 64 дней назад #
Вообще отклика на вход нет. Оператор написала- работаем над проблемой, а когда будет решена НЕ ИЗВЕСТНО
Гость • 64 дней назад #
Проблемы со входом!
Гость • 64 дней назад #
Я уже голову себе сломала, думала что у меня тупит вход, а оказывается сбой
Илья • 64 дней назад #
Максим • 64 дней назад #
На сайт не заходит по номеру телефона и белый экран в приложении
Гость01 • 64 дней назад #
Поддержка занимается просто отписками. Ничего не работает. Сделал первый и как я теперь думаю последний заказ на этом маркетплейсе. Озон и вайлдбериз рулят
Марина • 64 дней назад #
Пропал профиль, пишет что ошибка, пришло сообщение, что не оплатила, хотя оплата покупки прошла, есть чек по карте
Сергей • 64 дней назад #
Ничего не работает, телефон даже не отвечает, не возможно осуществить звонок(
TheDruft • 64 дней назад #
Проблема со входом как на сайте, так и в приложении
Гость • 64 дней назад #
Не работает, не войти
Lexx • 73 дней назад #
Доступ к сайту временно ограничен владельцем веб-ресурса.
Гость • 77 дней назад #
не могу даже зайти на сайт
Доступ к сайту временно ограничен владельцем веб-ресурса.
Маргарита • 77 дней назад #
Не выбирается пункт доставки из-за этого невозможно перейти к оплате. Уже неделю. Техподдержка предлагает только почистить кэш или переустановить приложение на телефоне. Это не помогает.
Роман • 81 дней назад #
Массовая отмена заказов со стороны маркетплейса. Не видят сделанные и оплаченные заказы
Ника • 84 дней назад #
Не работает на iPhone 12 Pro Max приложение, выбрасывает сразу. Уже несколько дней. А тех поддержка отвечает что такой проблемы нет, и никто кроме меня не обращался, типа я первая к кого приложение глючит
Ольга • 85 дней назад #
Не работает мобильное приложение sbermegamarket.просто вылетает
Гость • 85 дней назад #
Не могу ничего заказать на сайте сбермаркета. Нет возможности зайти на сайт. Приложение не открывается. В чем проблема? Больше нет такого магазина?
Инна • 85 дней назад #
Не могу войти в скачанное приложение на айфоне
Клиент • 86 дней назад #
Не работает,сбрасывает приложение
Гость • 87 дней назад #
Не открывается приложение
Фролова Татьяна • 88 дней назад #
Жжж • 88 дней назад #
Продолжает не работать
Дарьяна Стахова • 89 дней назад #
Гри • 89 дней назад #
Не работает приложение
Гость • 90 дней назад #
не открывается сайт уже неделю
Александра • 90 дней назад #
Не открывается приложение
Наталья • 90 дней назад #
Дарья • 90 дней назад #
Не открывается приложение
гость • 91 дней назад #
сайт не работает выкидывает все время
Елена • 91 дней назад #
Я тоже не могу войти в приложение
Жжж • 91 дней назад #
Выкидывает из приложения
Гость • 97 дней назад #
Не работает. Что то меняют на сайте и похоже в приложении
Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты
Автор — директор по стратегии X5 Retail Group
В конце сентября наблюдательный совет Х5 Retail Group решил начать трансформацию торговой сети «Карусель», состоящей из 91 гипермаркета в 56 городах и населенных пунктах России. Тридцать четыре «Карусели» оказались в локациях, подходящих под формат большого супермаркета. В них на сокращённых площадях торговых залов разместится успешно развивающийся «Перекресток». Двадцать гипермаркетов расположены в местах, где сохранять магазин бессмысленно. Многие из них — это локации за пределами городов, которые не попадают в зону шаговой доступности для покупателей. Остальные «Карусели» продолжат работать в прежнем формате. Решение по ним компания примет позже, после оценки результатов первого этапа трансформации.
Конечно, это не было спонтанно. Обсуждения будущего «Карусели» велись с 2018 года. Но тот факт, что она демонстрировала положительные финансовые результаты, несмотря на замедляющуюся динамику, а закрытие магазинов означало бы миллиардные списания с баланса компании, каждый раз останавливал в шаге от принятия решения. К настоящему же моменту картина окончательно прояснилась: гипермаркеты в их традиционном формате не имеют будущего. И, как и в любом процессе эволюции, преимущество получает тот, кто раньше других осознает неизбежность изменений и начинает адаптироваться к новой реальности.
Кстати, про реальность. Гипермаркеты во всем мире чувствуют себя плохо. Сокращением торговых площадей в этом сегменте занимаются большинство крупных ретейлеров, работающих в этом формате, включая Carrefour, Casino и крупнейшего игрока — Walmart. Российские сети не являются исключением. Причём в отличие от Европы и США, где гипермаркеты активно развивались с середины 60-х годов прошлого века, в России они появились лишь в конце 1990-х. Это событие было настолько ярким, что первый российский гипермаркет, тогда это был «Рамстор», приехал открывать лично премьер-министр Виктор Черномырдин, а неизбалованные российские покупатели воспринимали поход в такие магазины как своеобразную форму досуга и даже просвещения. В гипермаркеты приезжали всей семьей и проводили в торговых залах по несколько часов — никто не жалел о потраченном времени. Учитывая, что на рынке отсутствовала достойная альтернатива, гипермаркеты были обречены на сокрушительный успех.
«Золотой век» гипермаркетов продолжался в России почти 15 лет. Одним из наиболее значимых его этапов стало открытие первого магазина «Ашан», который появился в августе 2002 года в подмосковных Мытищах. Французская пресса восторженно писала об открытии магазина в 20 километрах от Кремля, предрекая «Ашану» огромный успех. Так и оно и случилось — через 10 лет российский рынок для «Ашана» стал вторым в мире, уступая только домашней Франции, а магазины демонстрировали фантастические показатели по трафику и плотности продаж. В гонку за покупателя, выбирающего большие магазины, включилась и X5, приобретя в 2008 году торговую сеть из 23 гипермаркетов, работающих под брендом «Карусель». Тогда это было очень своевременно и, как показало время, правильно. Впоследствии торговая сеть увеличилась в четыре раза, приобрела миллионы лояльных клиентов и оказала большое влияние на становление Х5 как крупнейшего мультиформатного ретейлера в стране.
В 2012 году аналитики писали, что гипермаркеты, занимая в России всего 10% рынка, сильно отстают по этому показателю от западных стран, а потому имеют огромный потенциал роста. Однако примерно в то же время окончательно сформировались тренды, которые всего за несколько лет лишат гипермаркеты перспективы успешного будущего.
Первый тревожный звонок для больших магазинов прозвучал в середине 2000-х, когда в мире начался быстрый рост электронной коммерции. Казалось, что концепция all-in-one, когда в одном магазине можно было купить все — от молока и хлеба до телевизора и автомобильных ковриков, — явное преимущество гипермаркетов. Но именно ассортимент non-food стал первым слабым звеном в некогда успешном торговом механизме. И если в России влияние онлайн-игроков на гипермаркеты начало ощущаться в 2014-2015 годах, европейские коллеги столкнулись с этой проблемой на пять лет раньше и уже в 2010 году признавали электронную коммерцию серьезной угрозой. Постепенно из гипермаркетов начала исчезать электроника, бытовая техника, одежда и другие непродуктовые категории.
Несмотря на развитие электронной коммерции, рост выручки российских больших магазинов еще продолжался. Гипермаркеты создавали новые удобные сервисы, вводили программы лояльности, расширяли ассортимент в категории «фреш». В общем, пытались учесть все передовые практики в ретейле, позволяющие привлекать и удерживать клиентов.
Однако главный тренд — бурное развитие магазинов «у дома» — создал для гипермаркетов угрозу, противостоять которой они уже не смогли. Если смотреть динамику только по четырем ведущим игрокам в формате proximity («Пятерочка», «Магнит» и «Дикси», «Красное и белое»), они в 2010 году насчитывали всего 6700 магазинов, а в 2015-м уже 21 000. К началу 2019 года они стали управлять 36 800 адресов.
Означает ли это, что формат магазинов «у дома» одержал окончательную победу и процесс эволюции на какое-то время остановится? И снова ответ «нет». Сегодня на рынке формируется новая, удобная для покупателя модель — экспресс-доставка. За 30, а иногда и за 15 минут курьер привезет продукты, выбранные в удобном приложении мобильного телефона. Да, дороже. Да, ассортимент ограничен. Но вспомните про ноутбуки… В прошлом году в России рынок доставки продуктов, еще его называют e-grocery, составил всего 23 млрд руб. В этом году аналитики INFOLine прогнозируют 35 млрд, далее до 2022 года среднегодовой рост составит около 85%. Совсем незначительный объем по сравнению с пятнадцатитриллионным offline-рынком продуктов. Возможно, так и будет. Но в сегодняшнем быстро меняющемся мире было бы очень опасно полагаться исключительно на этот сценарий. Ведь есть и другой вариант развития событий – через несколько лет темпы роста могут значительно ускориться, а значит, предпочтения покупателей снова изменятся.