Чем покрыты фарфоровые изделия

Какие способы покрытия фарфоровых изделий существуют

Каждый попадающий в руки коллекционера ценный предмет волнует своим очарованием. Красота этих предметов зовет нас к знаниям. Тайны былых времен возрождаются, захватывая наши мысли и чувства.

Сегодня, открыв книгу «Фарфор и фаянс частных заводов России» Ирины Красильниковой, нашла краткое описание способов покрытия изделий, которое хочу расширить своими дополнениями и комментариями по фарфоровым фабрикам.

Итак. Виды изделий и способы их покрытия можно разделить:

Майолика – названный в честь острова Майорка, вид крупнопористых керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытой глазурью. При низкой температуре обжига обладает и низкой прочностью. По форме изделия массивны и скорее предназначены для использования в декоре. Майолика привлекательна мягкими, округлыми формами и яркой разноцветной росписью. Впервые на российском рынке такую посуду начал выпускать завод Гребенщикова. Если заглянуть в каталоги, можно найти много интересных примеров майолики известных заводов, таких как завод Масленникова и заводы М.С. Кузнецова. Такие изделия высоко ценятся на рынке антиквариата и цена их высока. Так, например, ваза Масленникова может стоить в районе 5 000 долларов.

Фаянс – мелкозернистый однородный материал белого цвета. Поскольку он пористый, то в неглазурованном виде пропускает воду и газы. Из фаянса делают посуду, статуэтки, облицовочные плитки и многое другое. Изделия из фаянса легки и экономичны в производстве. Стоимость фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых. Многие наверно замечали, как фаянсовая посуда со временем покрывается кракелюром и точками, в которые попадает грязь. Кто-то любит фаянс за его теплоту, кто-то наоборот не берет в свою коллекцию из-за низкой прочности. Сейчас на рынке антиквариата можно встретить много кузнецовской фаянсовой посуды различной степени сохранности. Цена на фаянсовую тарелку М.С. Кузнецова начинается от 300 рублей, на особо красочные и хорошо сохранившиеся экземпляры, цены бывают и по 5000 рублей за штуку, на более редкие коллекционные экземпляры из фаянса цена определяется частным образом. Например, даже простенькую фаянсовую тарелку завода Иконникова в хорошем состоянии очень тяжело встретить на рынке, поэтому цена на нее может начинаться от 5000 тысяч и быть выше. Влияет, конечно, на цену и то, готов ли продавец ждать ценителя, или ему нужно быстро продать.

Опак – это фаянс высокого сорта, близкий к фарфору, но все же не фарфор. Сейчас в магазинах антиквариата можно встретить много изделий фабрики Гарднера с маркировкой опакъ. Они достаточно хорошо сохранились и имеют интересный разнообразный декор. Цены у фаянса и у опака почти одинаковые.

Фарфор – считается самым благородным видом керамики. Белый, тонкий и прозрачный фарфор любим за свои свойства и качества. Фарфор в отличие от фаянса пропускает свет, он более мелодичный и плотный. Фарфор так же хорош тем, что не пропускает воду и газы, а значит, в него не попадает грязь. Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Непокрытый фарфор называют бисквитом. Даже сейчас высококачественный фарфор ассоциируются с роскошью. А предметы антикварного русского фарфора в хорошем состоянии тяжелее встретить на рынке антиквариата чем их европейские аналоги, следовательно, цены на них в разы выше.

Глазурь – стекловидное защитное покрытие на керамике. Закрепляется обжигом. Глазури бывают цветные, кристаллические, с металлическим отблеском, восстановительного огня, самосветящиеся, потечные, кракле, эмаль. Делятся так же на прозрачнее и непрозрачные, легкоплавкие и тугоплавкие.

Полива — является синонимом глазури, обозначая всякое стекловидное покрытие.

Эмаль – тонкий, более или менее легкоплавкий и прозрачный слой стеклянного сплава. Наносится на поверхность изделия в порошковом виде.

Люстры – покрытие поверхности изделия тонким прозрачным слоем, который дает металлический отблеск. Смотрится красиво и напоминает перламутровые переливы. Иногда можно встретить кузнецовскую посуду с люстром. Ее не так много в общей массе кузнецовских изделий. Но она хорошо выделяется среди других предметов за счет своего перламутрового блеска.

Как отмечено выше, изделия выпускались разные, чтобы удовлетворить все вкусы и пожелания. Это и позволят нам современным коллекционерам выбирать среди всего разнообразия то, что нам ближе к сердцу и кошельку.

А еще, чтобы не пропустить новые заметки из серии #моифарфоровыеистории можно подписаться на нас в facebook или на сайте

Источник

Чем покрывать фарфоровые изделия?

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Чем покрыты фарфоровые изделия, трудно определить на первый взгляд. Но именно от типа обработки поверхности зависит вид фигурки, долговечность экземпляров, практичность использования в быту. Если предстоит приобрести дорогой экземпляр коллекции, сервиз, статуэтку, постарайтесь понять по виду, чем покрашена фарфоровая тарелка, кружка.

Немного теории

Покрытию фарфора уделяют особое внимание. Прочный материал имеет мало пор, поэтому на его поверхность хорошо ложатся другие материалы. Необработанный фарфор называют бисквитом. Это уже обожженная при сверхвысоких температурах керамика, готовая к обработке. Фарфор — самый дорогой, благородный тип керамики. Готовые изделия безопасны для человека, не имеют опасных примесей. Благодаря характеристикам, гипоаллергенности, детский фарфор можно использовать для ежедневного кормления.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Глазурь

Эмаль

Полива

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Люстры

Это особый вид защитного покрытия, который наносится очень тонким слоем, дает сверкающий металлический блеск. Эффект: красивые перламутровые переливы, которые меняют оттенок при естественном, искусственном освещении.

Люстровые краски используют для фарфора, фаянса. Они представляют собой органические соединения из смол и металлов, которые смешивают со специальным растворителем. Тончайшая пленка наносится чаще на уже глазурованные изделия, которые затем обжигаются при температуре 790-810°С. Результат: красивый радужный перелив оттенков, яркий блеск.

Чем покрывают другие типы керамики

Майолика — крупнозернистая цветная керамика из разноцветной обожженной глины, запекается при низких температурах. Непрочные изделия часто покрывают глазурью, так как она блокирует поры, не позволяет проникать влаге.

Фаянс — мелкозернистая керамика, которую часто пытаются выдать за благородный фарфор. Из-за своей структуры он менее прочный, со временем на поверхности появляются темные точки, куда проникает пыль. Обрабатывают поверхность разными типами глазури, чаще цветными люстровыми красками.

Опак — высший сорт фаянса, хороший показатели прочности, стойкости к сколам, появлению пятне, темной сетки.

Производитель качественного фарфора всегда указывает тип покрытия керамики. Это важно, если нужно выбрать безопасный сервиз, долговечные статуэтки, изделия, которые с годами не утратят своего великолепно блеска и ярких красок.

Источник

Изготовление фарфора

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Производство фарфора – это тонкое искусство, химия, магия, не зря материал называют «белым золотом». Были времена, когда столовые сервизы из него ценились дороже драгоценных металлов, считались привилегией венценосных особ.

История появления

Секрет производства фарфоровой массы долгое время был тайной. Родиной материала считается Китай, где он появился в 620 году. Почти тысячу лет китайские мастера оставались монополистами, тщательно оберегали рецепт и секрет изготовления каолиновых изделий.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Тем временем европейские мастера экспериментировали, чтобы получить оптимальную формулу. В итоге в 1708 году это удалось двум немецким ученым – Беттгеру и Чирнгаузу. Им удалось получить качественное сырье для фарфора. Так началась его эра в Европе.

В том же 1708 году в Дрездене открылась первая мануфактура, занимавшаяся выпуском неглазурованных столовых приборов. Через два года мастера презентовали изделия немецкому королю – он их одобрил. А вскоре немецкие сервизы покорили другие страны.

Подробное описание сырья и технологии появилось позднее, через 20 лет. Постепенно производство освоили во Франции, Англии, России.

Описание

В классическом варианте это полупрозрачный материал, тонкая остекленная керамика. Его характерные признаки:

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Состав и подготовка сырья

Для изготовления фарфора используется масса, в составе которой:

При таких пропорциях смесь получается белой, с необходимой степенью прозрачности, пластичной. Не каждая глина подходит – только определенные сорта.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Подготовка сырья необходима, чтобы разрушить природные твердые материалы до состояния мельчайших гранул и получить однородную массу. Для получения равномерного состава пластичный каолин распускают в воде, используя мешалки с лопастями.

Полевой шпат и кварц очищают от посторонних примесей, после чего обжигают в специальных печах. Температура обжига – 900-1000 градусов. В процессе термической обработки кварц растрескивается, его проще перемолоть и очистить от железных соединений.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Очистка от железа – обязательный этап, потому что если этого не сделать у готовых изделий будет грязный коричневый оттенок.

Для максимально тонкого помола в промышленные мельницы добавляют специальные добавки. Они поверхностные, на качество фарфоровых изделий не влияют.

Когда однородная масса получена, ее еще раз просеивают, затем обезвоживают в фильтр-прессах и отправляют на вылеживание. Вылеживается сырьевая масса во влажных помещениях в течение двух недель. За это время она разрыхляется, повышаются ее пластические свойства. Затем из сырья удаляют воздух в вакуумных прессах и отправляют для формирования заготовок.

Формование

Технология производства фарфора – сложный многоступенчатый процесс. Этим во многом объясняется высокая стоимость изделий. Для формования заготовок используются формы из гипса или ПВХ.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Формование проводится полуавтоматическим или автоматическим способом. Для раскатывания пласта одинаковой толщины используется специальный ролик и вращающаяся форма.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Вещи сложной формы, имеющие декоративно-художественную ценность и сложную конфигурацию, изготавливаются методом литья. Для заготовок используются гипсовые или разъемные формы.

Сушка

Когда будущая чашка, ваза, чайник, тарелка сформованы, их нужно высушить. Исходная влажность сырьевой массы – 22-24%, а после сушки показатель сокращается до 2-4%. Это необходимо для получения прочной продукции, без внутренних трещин и деформации.

Сушка состоит из двух этапов:

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Обработка проводится в специальных сушилках, что значительно ускоряет процесс. Высушенные каолиновые изделия зачищают от швов, удаляют загрязнения, пыль и отправляют на обжиг.

Обжиг

Первый обжиг проводится при температуре 900 градусов и занимает около 12 часов. Затем изделие покрывают глазурью и снова обжигают.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Температура повторного обжига выше, стартует от 1000 градусов – точный показатель зависит от типа фарфора, техники его изготовления.

Типы фарфора

Материал классифицируется по технике изготовления как:

Твердый

В его составе от 47 до 66% каолина. Обжиг проходит при температуре 1400-1600 градусов. Изначально в таком сырье меньше влажности – заготовки практически не деформируются.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Костяной

Этот вид считается самым прочным, при этом ценится за тонкие, просвечивающиеся стенки. При кажущейся внешней хрупкости разбить его сложнее, чем классический.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Половину состава костяного фарфора занимает костяная мука – отсюда и название.

Бисквитный

У бисквитного фарфора пористая шероховатая структура, внешне похожая на мрамор. Эта особенность объясняется тем, что заготовки проходят только первичный обжиг при температуре от 800 до 1000 градусов.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Матовая фактура настолько эффектно смотрится, что ее обычно не покрывают глазурью. Эта техника используется для изготовления ваз, статуэток, других предметов интерьера. Посуду из бисквитного фарфора не делают.

Мягкий

В состав мягкого сырья входит меньше каолина – 25-40%. При этом количество полевого шпата и кварца увеличено – 45 и 30% соответственно. Каолиновая масса получается не такой прочной, зато очень пластичной.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Есть несколько разновидностей мягкого фарфора:

Мягкую каолиновую массу предпочитали мастера Древнего Китая, а твердую – европейские умельцы.

Роспись

Есть два вида росписи: подглазурная и надглазурная.

При подглазурной росписи сначала на изделие наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают глазурью. Глазурь прозрачная, придает элегантный блеск изделиям, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. Такую посуду можно мыть много раз без ущерба качеству.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Надглазурная техника выполняется в обратной последовательности: сначала изделие покрывают глазурью, а на нее уже наносят краску. Цвета получаются яркие, насыщенные, но со временем блекнут, тускнеют.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Для сервизов и аксессуаров массового производства рисунки наносят по технике деколи. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге, затем – наклеивают его на чашку, супницу, тарелку и обжигают. Бумага сгорает, а краски впечатываются в поверхность посуды.

Фарфоровые изделия премиум-класса – штучный товар, мастера расписывают его вручную, декорируют золотом и серебром. Стоимость работы высокая, зато получаются настоящие произведения искусства.

Источник

Глазурование фарфоровых изделий

Определение глазурования

Глазурование фарфоровых изделий – очень древняя технология. Она так же стара, как и сам фарфор. Самые первые керамические изделия, покрытые глазурью, были датированы 8 веком. Они принадлежали искусству Китая Династии Танг.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Не смотря на то, что эта технология такая древняя, она непонятна и неизвестна многим людям.

Слово «глазурь» происходит от немецкого слова „glasur” и обозначает стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В Древней Руси глазурь также называли поливой.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Процессу покрытия фарфорового изделия глазурью уделяют огромное внимание, поскольку толщина глазури определяет качество и эстетический вид получаемого изделия. В среднем она составляет 200-300 микрон. Этот блестящий стекловидный слой придает законченность изделию и защищает его от внешних воздействий – таких как влажность, пыль и разных химических веществ. Эстетически глазурованные изделия выглядят более привлекательными. А кроме этого после обжига такие изделия возможно расписывать красками, причем, палитра таких красок в разы богаче красок подглазурных. За такими предметами легче ухаживать, их можно даже мыть.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Разные типы глазурования изделий

Глазурование изделий осуществляют погружением, поливом и пульверизацией.

После первого утильного обжига изделия из фарфора уже достаточно прочные, но являются пористыми. Чем-то они напоминают губку с порами, которые практически невидимы невооруженным взглядом. Именно благодаря этим порам глазурь проникает в эти отверстия и таким образом закрепляется на поверхности фарфорового изделия.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Время, требуемое для глазурования, зависит от сложности и величины самого изделия. Этот процесс может занимать от 3 до 5 часов. В данном случае мы говорим о способе пульверизации. Некоторые особые изделия могут подвергаться этому процессу в течение нескольких дней.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Процесс покрытия глазурью сложных произведений искусства, с маленькими деталями, углублениями и мелкой пластикой, требуют особенного мастерства. И конечно, такое глазурование производят только вручную. Слой глазури должен быть ровным, гладким и правильной, одинаковой толщины на каждой части изделий.

Погружением глазуруют чаще всего плоские изделия (например, предметы сервизов).

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Виды глазури и её состав

Видов глазури существует огромное множество. Для глазурования фарфора используются тугоплавкие глазури. Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. То есть основной состав качественной глазури должен быть таким же, как у фарфора, просто в несколько иных пропорциях. В зависимости от состава фарфора у каждой мануфактуры может изменяться и состав глазури. Например, в некоторых случаях к каолину, полевому шпату и кварцу добавляются оксид цинка, сульфаты, карбонаты, фосфориты, поташ и другие вещества, чтобы снизить температуру плавления глазури для мягкого фарфора.

Мануфактуры Майсен и Херенд работают с твердым классическим фарфором, поэтому глазурь их изделий очень тонкая, прозрачная, плотно сливающаяся с черепком, и состоит только из тех же компонентов что и фарфор.

В глазурь может добавляться краситель в виде оксидов и солей металлов. В таком случае изделие получает ровный оттенок цвета. Так, например оксид кобальта придает глазури светло- или темно-синие цвета, оксид хрома – зелёный, свинец даёт розовый или более красный оттенок, оксид меди – изумрудно-зелёный или сине-зелёный цвет, соединения с марганцем придают коричневые оттенки, а оксид железа даёт вариации от желтого и красного до коричневого и чёрного. Такой способ окрашивания изделий используется на мануфактуре Lladro. Мануфактуры Херенд и Майсен по большей части используют прозрачную глазурь, поскольку она даёт возможность в дальнейшем декорировать белоснежный фарфор. Шелкообразная стеклянная глазурь цвета слоновой кости называется матовой глазурью. Для того, чтобы было видно, куда уже нанесена глазурь, а куда нет, её подкрашивают. Цвет пропадает после обжига при высоких температурах.

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Как происходит преобразование глазури в стекловидное покрытие

Политой обжиг изделия производится после нанесения глазури. Температура такого обжига составляет для твердого фарфора около 1380 – 1420 градусов по Цельсию.

В процессе обжига при термообработке глазурная масса расплавляется и на поверхности изделий при охлаждении образуется тонкий стекловидный слой.

При обжиге глазурованного изделия должны быть соблюдены и синхронизированы особенности физического состояния глазури и фарфорового черепка. В противном случае в процессе обжига изделие может треснуть. Это же несоблюдение может привести к дальнейшему процессу трескания глазури в процессе эксплуатации изделий.

У фарфорового изделия всегда на дне или на донном ободке нанесённая глазурь аккуратно счищается, чтобы во время обжига эта часть не приклеилась к постаменту, на которое устанавливается предмет в печи.

Глазурование и второй поливной обжиг окончательно формируют структуру фарфорового изделия и, таким образом, определяют все его физико-химические свойства. Изделия после этого обжига (если оно не расписано) называют «бельем».

Источник

Что такое фарфор

Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть фото Чем покрыты фарфоровые изделия. Смотреть картинку Чем покрыты фарфоровые изделия. Картинка про Чем покрыты фарфоровые изделия. Фото Чем покрыты фарфоровые изделия

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.

Разновидности фарфора

Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.

ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.

МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.

Бисквит

Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.

Два вида росписи фарфора

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.

НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.

История происхождения фарфора

Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.

Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.

Европа

Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.

В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.

Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.

В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.

Россия

Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.

Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.

Применение фарфора

Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.

Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:

Фарфор как объект коллекционирования

Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.

Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *