Чем покрыты фарфоровые изделия ответ
Зачем фарфор покрывают глазурью?
В современном производстве существует такая технология как «глазурование фарфоровых изделий», которая появилась еще в древности и успешно используется мастерами и посей день.
Впервые посуду из фарфора стали покрывать глазурью китайцы ещё в VIII веке. Однако, несмотря на древность технологии, её суть по-прежнему остается не известной многим людям. Поэтому, постараемся ответить на вопрос, зачем фарфор покрывают лазурью.
Глазурь – что это?
Слово «глазурь» имеет немецкие корни, которое обозначает стекловидное покрытие на поверхности изделия из керамики. Ещё ей называют смесь материалов или исходный материал, нанесение которых на керамику и обжига дают особое покрытие, с характерным блеском.
В древнерусском государстве, как раз таки полива и называлась глазурью.
Нанесение глазури на фарфоровое покрытие – сложный процесс, который требует от мастера определенной сноровки, умений и знаний. Именно от правильности её нанесения будет зависеть эстетичный вид, качество и толщина керамического изделия.
Обычно, слой покрытия не превышает 300 микрон.
Преимущества обработки керамических изделий глазурью
Полученный стекловидный слой с особым блеском не только украшает посуду, но и защищает её от пыли, влажности и химических веществ. Кроме того, обработанные глазурью изделия после обжига можно раскрашивать узорами, причем палитра красок намного шире, чем у подглазурных красок.
Покрытые дополнительным слоем керамические изделия лучше поддаются уходу. Их даже можно мыть в воде не переживая за повреждение эстетичного вида.
Разнообразие глазури
Глазурь подразделяется на несколько видов, каждый из которых отличается по составу.
Тугоплавкие глазури применяются для глазурования фарфоровых изделий. Глазури бывают матовыми, блестящими, окрашенными, бесцветными, прозрачными и непрозрачными. В основу такой смехи входит полевой шпат, кварц, каолин.
В зависимости от того какой состав имеет фарфор для каждой мануфактуры может подбираться глазурь с определенным составом. К примеру, при обработке мягкого фарфора с целью снижения температуры плавления глазури, в состав добавляют поташ, фосфориты, карбонаты, сульфаты и другие вещества.
Для твердого классического фарфора используется глазурь тонкая, плотно сливающаяся с поверхностью и имеет в составе те же компоненты что и фарфор. Чтобы добиться ровного оттенка цвета в состав добавляют краситель на основе солей и оксидов металлов.
В заключение
В итоге мы выяснили, зачем фарфоровые изделия покрывают лазурью.
Ответ достаточно прост – чтобы сделать изделие более эстетически привлекательным и защищенным от внешних воздействий, различных загрязнений. К тому же за керамической посудой, покрытой глазурью легче ухаживать её даже можно мыть в теплой воде.
Понравилась запись? Поделись с друзьями и поддержи сайт:
Чем покрывать фарфоровые изделия?
Чем покрыты фарфоровые изделия, трудно определить на первый взгляд. Но именно от типа обработки поверхности зависит вид фигурки, долговечность экземпляров, практичность использования в быту. Если предстоит приобрести дорогой экземпляр коллекции, сервиз, статуэтку, постарайтесь понять по виду, чем покрашена фарфоровая тарелка, кружка.
Немного теории
Покрытию фарфора уделяют особое внимание. Прочный материал имеет мало пор, поэтому на его поверхность хорошо ложатся другие материалы. Необработанный фарфор называют бисквитом. Это уже обожженная при сверхвысоких температурах керамика, готовая к обработке. Фарфор — самый дорогой, благородный тип керамики. Готовые изделия безопасны для человека, не имеют опасных примесей. Благодаря характеристикам, гипоаллергенности, детский фарфор можно использовать для ежедневного кормления.
Глазурь
Эмаль
Полива
Люстры
Это особый вид защитного покрытия, который наносится очень тонким слоем, дает сверкающий металлический блеск. Эффект: красивые перламутровые переливы, которые меняют оттенок при естественном, искусственном освещении.
Люстровые краски используют для фарфора, фаянса. Они представляют собой органические соединения из смол и металлов, которые смешивают со специальным растворителем. Тончайшая пленка наносится чаще на уже глазурованные изделия, которые затем обжигаются при температуре 790-810°С. Результат: красивый радужный перелив оттенков, яркий блеск.
Чем покрывают другие типы керамики
Майолика — крупнозернистая цветная керамика из разноцветной обожженной глины, запекается при низких температурах. Непрочные изделия часто покрывают глазурью, так как она блокирует поры, не позволяет проникать влаге.
Фаянс — мелкозернистая керамика, которую часто пытаются выдать за благородный фарфор. Из-за своей структуры он менее прочный, со временем на поверхности появляются темные точки, куда проникает пыль. Обрабатывают поверхность разными типами глазури, чаще цветными люстровыми красками.
Опак — высший сорт фаянса, хороший показатели прочности, стойкости к сколам, появлению пятне, темной сетки.
Производитель качественного фарфора всегда указывает тип покрытия керамики. Это важно, если нужно выбрать безопасный сервиз, долговечные статуэтки, изделия, которые с годами не утратят своего великолепно блеска и ярких красок.
Какие способы покрытия фарфоровых изделий существуют
Каждый попадающий в руки коллекционера ценный предмет волнует своим очарованием. Красота этих предметов зовет нас к знаниям. Тайны былых времен возрождаются, захватывая наши мысли и чувства.
Сегодня, открыв книгу «Фарфор и фаянс частных заводов России» Ирины Красильниковой, нашла краткое описание способов покрытия изделий, которое хочу расширить своими дополнениями и комментариями по фарфоровым фабрикам.
Итак. Виды изделий и способы их покрытия можно разделить:
Майолика – названный в честь острова Майорка, вид крупнопористых керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытой глазурью. При низкой температуре обжига обладает и низкой прочностью. По форме изделия массивны и скорее предназначены для использования в декоре. Майолика привлекательна мягкими, округлыми формами и яркой разноцветной росписью. Впервые на российском рынке такую посуду начал выпускать завод Гребенщикова. Если заглянуть в каталоги, можно найти много интересных примеров майолики известных заводов, таких как завод Масленникова и заводы М.С. Кузнецова. Такие изделия высоко ценятся на рынке антиквариата и цена их высока. Так, например, ваза Масленникова может стоить в районе 5 000 долларов.
Фаянс – мелкозернистый однородный материал белого цвета. Поскольку он пористый, то в неглазурованном виде пропускает воду и газы. Из фаянса делают посуду, статуэтки, облицовочные плитки и многое другое. Изделия из фаянса легки и экономичны в производстве. Стоимость фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых. Многие наверно замечали, как фаянсовая посуда со временем покрывается кракелюром и точками, в которые попадает грязь. Кто-то любит фаянс за его теплоту, кто-то наоборот не берет в свою коллекцию из-за низкой прочности. Сейчас на рынке антиквариата можно встретить много кузнецовской фаянсовой посуды различной степени сохранности. Цена на фаянсовую тарелку М.С. Кузнецова начинается от 300 рублей, на особо красочные и хорошо сохранившиеся экземпляры, цены бывают и по 5000 рублей за штуку, на более редкие коллекционные экземпляры из фаянса цена определяется частным образом. Например, даже простенькую фаянсовую тарелку завода Иконникова в хорошем состоянии очень тяжело встретить на рынке, поэтому цена на нее может начинаться от 5000 тысяч и быть выше. Влияет, конечно, на цену и то, готов ли продавец ждать ценителя, или ему нужно быстро продать.
Опак – это фаянс высокого сорта, близкий к фарфору, но все же не фарфор. Сейчас в магазинах антиквариата можно встретить много изделий фабрики Гарднера с маркировкой опакъ. Они достаточно хорошо сохранились и имеют интересный разнообразный декор. Цены у фаянса и у опака почти одинаковые.
Фарфор – считается самым благородным видом керамики. Белый, тонкий и прозрачный фарфор любим за свои свойства и качества. Фарфор в отличие от фаянса пропускает свет, он более мелодичный и плотный. Фарфор так же хорош тем, что не пропускает воду и газы, а значит, в него не попадает грязь. Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Непокрытый фарфор называют бисквитом. Даже сейчас высококачественный фарфор ассоциируются с роскошью. А предметы антикварного русского фарфора в хорошем состоянии тяжелее встретить на рынке антиквариата чем их европейские аналоги, следовательно, цены на них в разы выше.
Глазурь – стекловидное защитное покрытие на керамике. Закрепляется обжигом. Глазури бывают цветные, кристаллические, с металлическим отблеском, восстановительного огня, самосветящиеся, потечные, кракле, эмаль. Делятся так же на прозрачнее и непрозрачные, легкоплавкие и тугоплавкие.
Полива — является синонимом глазури, обозначая всякое стекловидное покрытие.
Эмаль – тонкий, более или менее легкоплавкий и прозрачный слой стеклянного сплава. Наносится на поверхность изделия в порошковом виде.
Люстры – покрытие поверхности изделия тонким прозрачным слоем, который дает металлический отблеск. Смотрится красиво и напоминает перламутровые переливы. Иногда можно встретить кузнецовскую посуду с люстром. Ее не так много в общей массе кузнецовских изделий. Но она хорошо выделяется среди других предметов за счет своего перламутрового блеска.
Как отмечено выше, изделия выпускались разные, чтобы удовлетворить все вкусы и пожелания. Это и позволят нам современным коллекционерам выбирать среди всего разнообразия то, что нам ближе к сердцу и кошельку.
А еще, чтобы не пропустить новые заметки из серии #моифарфоровыеистории можно подписаться на нас в facebook или на сайте
Чем покрывают фарфоровые изделия?
У многих до сих пор стоят серванты, у меня на даче в одном апартаменте очень маленькая кухня, поэтому посуда стоит в шкафчике в гостиной. Смотрится не плохо, убедитесь сами.
В квартире у меня похожая история, посуда стоит в шкафчике за стеклом, занимает несколько полок. Просто у меня есть тарелки «парадные», для гостей, которые нельзя мыть в машинке, из-за узора. Если бы на кухне было достаточно места, то я держала бы их там.
Дулевский фарфоровый завод находится в г.Дулево Московской области.
Дулевский завод задумывался как производитель высокой, но менее пафосной посуды.
Отсюда и расцветка изделий более яркая, с народными русскими мотивами. В 70-х годах завод возглавил Н.Кузнецов, поэтому до революции изделия также назывались Кузнецовским фарфором.
В настоящий момент Дулевский завод выпускает разнообразную посуду. Чайные и столовые сервизы. Следует обратить внимание на форму чашек, которая традиционная и не меняется с середины 30-х годов 20 века.
Самым известным чайным сервизом является «Сирень»(первые выпуски этого сервиза сегодня считаются антикварными и стоят дорого).
Помимо посуды на заводе производят фарфоровые фигурки(скульптура малых форм), которые отличаются своим разнообразием и яркими красками. Сегодня эти изделия очень ценятся коллекционерами.
Изготовление фарфора
Производство фарфора – это тонкое искусство, химия, магия, не зря материал называют «белым золотом». Были времена, когда столовые сервизы из него ценились дороже драгоценных металлов, считались привилегией венценосных особ.
История появления
Секрет производства фарфоровой массы долгое время был тайной. Родиной материала считается Китай, где он появился в 620 году. Почти тысячу лет китайские мастера оставались монополистами, тщательно оберегали рецепт и секрет изготовления каолиновых изделий.
Тем временем европейские мастера экспериментировали, чтобы получить оптимальную формулу. В итоге в 1708 году это удалось двум немецким ученым – Беттгеру и Чирнгаузу. Им удалось получить качественное сырье для фарфора. Так началась его эра в Европе.
В том же 1708 году в Дрездене открылась первая мануфактура, занимавшаяся выпуском неглазурованных столовых приборов. Через два года мастера презентовали изделия немецкому королю – он их одобрил. А вскоре немецкие сервизы покорили другие страны.
Подробное описание сырья и технологии появилось позднее, через 20 лет. Постепенно производство освоили во Франции, Англии, России.
Описание
В классическом варианте это полупрозрачный материал, тонкая остекленная керамика. Его характерные признаки:
Состав и подготовка сырья
Для изготовления фарфора используется масса, в составе которой:
При таких пропорциях смесь получается белой, с необходимой степенью прозрачности, пластичной. Не каждая глина подходит – только определенные сорта.
Подготовка сырья необходима, чтобы разрушить природные твердые материалы до состояния мельчайших гранул и получить однородную массу. Для получения равномерного состава пластичный каолин распускают в воде, используя мешалки с лопастями.
Полевой шпат и кварц очищают от посторонних примесей, после чего обжигают в специальных печах. Температура обжига – 900-1000 градусов. В процессе термической обработки кварц растрескивается, его проще перемолоть и очистить от железных соединений.
Очистка от железа – обязательный этап, потому что если этого не сделать у готовых изделий будет грязный коричневый оттенок.
Для максимально тонкого помола в промышленные мельницы добавляют специальные добавки. Они поверхностные, на качество фарфоровых изделий не влияют.
Когда однородная масса получена, ее еще раз просеивают, затем обезвоживают в фильтр-прессах и отправляют на вылеживание. Вылеживается сырьевая масса во влажных помещениях в течение двух недель. За это время она разрыхляется, повышаются ее пластические свойства. Затем из сырья удаляют воздух в вакуумных прессах и отправляют для формирования заготовок.
Формование
Технология производства фарфора – сложный многоступенчатый процесс. Этим во многом объясняется высокая стоимость изделий. Для формования заготовок используются формы из гипса или ПВХ.
Формование проводится полуавтоматическим или автоматическим способом. Для раскатывания пласта одинаковой толщины используется специальный ролик и вращающаяся форма.
Вещи сложной формы, имеющие декоративно-художественную ценность и сложную конфигурацию, изготавливаются методом литья. Для заготовок используются гипсовые или разъемные формы.
Сушка
Когда будущая чашка, ваза, чайник, тарелка сформованы, их нужно высушить. Исходная влажность сырьевой массы – 22-24%, а после сушки показатель сокращается до 2-4%. Это необходимо для получения прочной продукции, без внутренних трещин и деформации.
Сушка состоит из двух этапов:
Обработка проводится в специальных сушилках, что значительно ускоряет процесс. Высушенные каолиновые изделия зачищают от швов, удаляют загрязнения, пыль и отправляют на обжиг.
Обжиг
Первый обжиг проводится при температуре 900 градусов и занимает около 12 часов. Затем изделие покрывают глазурью и снова обжигают.
Температура повторного обжига выше, стартует от 1000 градусов – точный показатель зависит от типа фарфора, техники его изготовления.
Типы фарфора
Материал классифицируется по технике изготовления как:
Твердый
В его составе от 47 до 66% каолина. Обжиг проходит при температуре 1400-1600 градусов. Изначально в таком сырье меньше влажности – заготовки практически не деформируются.
Костяной
Этот вид считается самым прочным, при этом ценится за тонкие, просвечивающиеся стенки. При кажущейся внешней хрупкости разбить его сложнее, чем классический.
Половину состава костяного фарфора занимает костяная мука – отсюда и название.
Бисквитный
У бисквитного фарфора пористая шероховатая структура, внешне похожая на мрамор. Эта особенность объясняется тем, что заготовки проходят только первичный обжиг при температуре от 800 до 1000 градусов.
Матовая фактура настолько эффектно смотрится, что ее обычно не покрывают глазурью. Эта техника используется для изготовления ваз, статуэток, других предметов интерьера. Посуду из бисквитного фарфора не делают.
Мягкий
В состав мягкого сырья входит меньше каолина – 25-40%. При этом количество полевого шпата и кварца увеличено – 45 и 30% соответственно. Каолиновая масса получается не такой прочной, зато очень пластичной.
Есть несколько разновидностей мягкого фарфора:
Мягкую каолиновую массу предпочитали мастера Древнего Китая, а твердую – европейские умельцы.
Роспись
Есть два вида росписи: подглазурная и надглазурная.
При подглазурной росписи сначала на изделие наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают глазурью. Глазурь прозрачная, придает элегантный блеск изделиям, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. Такую посуду можно мыть много раз без ущерба качеству.
Надглазурная техника выполняется в обратной последовательности: сначала изделие покрывают глазурью, а на нее уже наносят краску. Цвета получаются яркие, насыщенные, но со временем блекнут, тускнеют.
Для сервизов и аксессуаров массового производства рисунки наносят по технике деколи. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге, затем – наклеивают его на чашку, супницу, тарелку и обжигают. Бумага сгорает, а краски впечатываются в поверхность посуды.
Фарфоровые изделия премиум-класса – штучный товар, мастера расписывают его вручную, декорируют золотом и серебром. Стоимость работы высокая, зато получаются настоящие произведения искусства.