Чем покрыть керамику в домашних условиях
О росписи и декоре керамики, красках, грунтах прочих материалах
Эта статья была в блоге моего старого магазина, который сечас уже не актуален, а вот информация видимо актуальной осталась, так как многие мастера спрашивают. Потому переношу текст сюда в немного дополненном виде.
Мастера часто задают мне в личных сообщениях вопросы о том, какие краски лучше использовать для росписи керамики, как они контактируют с керамической поверхностью, надо ли грунтовать, и вообще, что со всем этим делать)
Решила, что это повод написать пост на тему.
Прежде всего АКРИЛ. Любой. Можно специальный, для стекла и керамики, витражка, можно просто художественный акрил в тюбиках.
Когда используете акрил для керамики, он дает глянцевое похожее на глазурь покрытие в толстом слое и поблескивающее в тонком. Эти краски полупрозрачные, не очень укрывистые и через них просвечивает черепок, т.е. керамическая поверхность. Под них можно грунтовать и делать это можно двумя способами:
Или покрыть все изделие белым грунтом (акриловыми белилами, например) и по этому покрытию наносить роспись.
Или нанести первый слой росписи тюбиковым акрилом, он закроет черепок, а второй, третий и так далее слои – акрилом по керамике.
А можно и совсем не грунтовать, тогда получаются приглушенные неяркие цвета в рыже-буро-коричневой гамме, что тоже интересно, смотря какая у вас изначально была задумка. Я, когда расписывала акрилом, всегда наносила роспись на негрунтованную поверхность. Получалось так:
Или вот, например, работа Ольги Родионовой (Бутылочного Маньяка), это моя ваза-шар, глазурованная снаружи и расписанная витражными красками без грунта:
Акрил для керамики рекомендуется обжигать в духовке при небольшой температуре – 160С, но по опыту, этого можно и не делать, краска не облезает. А если и облезает на острых углах, то независимо от того, обжигали вы или нет.
Хорош также художественный акрил в тюбиках, особенно Ладога. Здесь все прекрасно – краски яркие, укрывистые, пигменты сильные. Можно не грунтовать. При высыхании краски становятся абсолютно матовыми и смотрятся без лака как-то не очень (хотя, смотря какая у вас была задумка), потому лучше лакировать. Лак, пять же, акриловый, любой фирмы, какая вам нравится.
роспись по керамике без грунта, художественным акрилом, с лакировкой:
Можно даже использовать белый строительный водостойкий акрил с добавлением в него колеров нужного цвета и в нужном количестве. Так работает художница-керамистка Юлия Мацигор (роспись строительным акрилом без лака):
Масло. Под масло (мастера знают) нужна невпитывающая поверхность, поэтому грунт или глазурь обязательны. Есть опять же несколько вариантов.
Первый – вы грунтуете или лакируете поверхность сами, любым грунтом. Можно тем же акрилом, на него масло ложится отлично.
Второй – вы заказываете мне уже грунтованные заготовки. Я покрываю их нужным вам цветом и/или лаком. Так я работаю с мастерами, расписывающими кулоны. Стоить это будет дороже.
И третий вариант – я делаю под ваш заказ заготовки глазурованные не только изнутри, но и снаружи нужным вам цветом. Керамическая глазурь – это то же стекло, так что поверхность заготовок будет идеально гладкой и водонепроницаемой. Цена в этом случае так же оговаривается отдельно.
Роспись Юралги Норд по моим грунтованным заготовкам (масло):
Ну, это Юралга, что тут говорить!
Гаушь. Под нее обычно сначала покрывают жидким клеем ПВА или грунтуют белилами. Сама гуашью керамику не расписывала (может быть только на заре туманной юности в детской художественной школе). Как расписывают другие, видела, и, честно говоря, получается аляповастенько. Для детских мастер-классов пойдет, для чего-то более серьезного – не уверена. Хотя, конечно, зависит от мастера.
Акварель. Да, как ни странно, и акварель пойдет. Для росписи или тонирования белой глины. Акварель расплывается на белом глиняном черепке, благодаря чему можно получать интересные эффекты, но это уже для мастеров с большой буквы М и художников с большой буквы Х.
Для тех кто делает заказ в первый раз и раньше с керамикой не работал, могу по вашему желанию отправить вам бонусом несколько керамических плакеток, чтобы вы попробовали на них разные материалы, клеи, краски и лаки, а потом уже бесстаршно переходили к декору заготовок.
Такой получился обзор. Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях. Скорее всего ответ будет интересен многим читателям.
Молочение керамики
Молочение (молочный обжиг) — один из древних способов обработки керамики для придания ей декоративности и улучшения водонепроницаемости.
Суть заключается в следующем – спеченный черепок (прошедший утельный обжиг) помещают в молоко, а затем запекают снова на более низкую температуру (около 300 °C).
Поры «закрываются», изделие приобретает водоотталкивающие свойства и красивый темно-коричневый оттенок.
1. Функциональную керамику (чашки, миски, тарелки) не молочат внутри.
Только снаружи полностью или выборочно, для декорирования поверхности. В далекие бородатые времена действительно молочили посуду полностью со всех сторон. Но только потому, что с глазурями была напряженка, особенно на Руси, как и с санитарными нормами.
2. Молочение не гарантирует 100% плотного покрытия.
В зависимости от выбранной массы и размера зерна (шамот), может пропускать воду, частички пищи застревать и гнить в раскрытых порах глины. Очень часто внутри молоченой посуды образуется плесень.
3. После молочения, по-хорошему нужно обработать черепок ганозисом (смесь пчелиного воска, льняного масла и других природных ингредиентов).
4. Со временем эффект молочения исчезает.
От длительного пребывания под прямыми солнечными лучами, посудомойки, средств для мытья посуды и т.д. В этом случае можно замолочить заново.
5. На терракотовые гончарные глины молочение ложится идеально.
Для поклонников ручной лепки я рекомендую использовать массу МКФ-2.
6. Температурный режим – min 220 °C, оптимально 300-340 °C.
Выше 400 °C молоко начинает выгорать с поверхности и эффект пропадает полностью.
7. Молочить можно не только молоком.
Кефир, сыворотка, сливки и другие молочные продукты. В зависимости от состава, % жирности, температуры обжига эффект может быть совершенно разным. Были случаи, когда молоко неизвестных марок давало совершенно неубедительный результат. Поэтому последние годы мы стабильно используем проверенный «Домик в деревне» 3,2%. При добавлении сахара получаются красноватые оттенки (2-3 ст.л. на 1 литр молока).
8. Молочение очень часто используют в нижней части изделия, чтобы предотвратить стекание потечной глазури на лещадку.
Экспериментируйте!
Пошаговая инструкция по молочению
Шаг 1. Протираем изделие от пыли и возможных загрязнений. Наливаем молоко в заранее подготовленную емкость и «купаем» керамику в молоке. Задача номер один – позволить молоку равномерно впитаться в глиняный черепок. Полностью покрыть изделие со всех сторон. Достаточно подержать в молоке 2-3 минуты. Чем меньше вы держите керамику в молоке, тем более прозрачным будет покрытие после обжига. Если купать черепок слишком долго, покрытие может отслоиться. Два – аккуратно достать из молочной ванны и поставить на сухую чистую поверхность.
Шаг 2. Просушите изделие. Лучше – несколько часов, пока молоко полностью не высохнет. Если вы поставите в печь влажное изделие, большая вероятность, что молочный налет потрескается и отшелушится с поверхности.
Шаг 3. Обжиг. Выкупанную в молоке и высохшую керамику ставим в печь. Для обжига в мастерской используют муфельную печь, в домашних условиях – духовой шкаф. Керамика, как и стекло, не любит резких перепадов температур. Загружаем изделия в холодную печь и только после этого выставляем температурный режим. Нагрев 20 минут, выдержка 20-30 минут, медленное остывание.
220-250 °C – слабый золотистый цвет.
250-300 °C – коричневый, как у хлебной корочки.
выше 300 °C – цвет горького шоколада. При использовании жирного молока или сливок можно получить насыщенный чёрный цвет.
Рекомендации по уходу
Керамическую посуду, прошедшую молочный обжиг, моют мягкими губками и обязательно вытирают насухо. Хранить такую посуду лучше в сухом, проветриваемом месте, чтобы не завелась плесень.
Молочение. Как сделать декорирование керамики в домашних условиях
Если вы решились на молочение значит вы тяготеете душой к традиционному стилю, или же просто нет возможности обжигать глазурованные изделия. В любом случае важно понимать для чего вы собираетесь молочить керамику и как потом пользоваться этой посудой.
Для использования керамического изделия необходимо, чтобы оно было функционально, не пропускало влагу и не впитывало запахи и жиры, а ещё хорошо мылось. Самый лучший вариант- глазурь, оно создаёт стекловидное водонепроницаемое покрытие. Молоко действует иначе. Оно забивает поры на поверхности изделия, в процессе выгорания. Однако стоит помнить, что молочное покрытие ненадёжное. Такие изделия стоит мыть только вручную, без грубых чистящих средств и обязательно высушивать, ведь молоко это органика, во влажной среде легко могут завестись плесень или грибок.
Автор работы Наталья Корнеева
Однако безусловно в молоченой посуде чай имеет особый вкус, а молоко долго будет сохранять свежесть. Цвет у такой посуды так же вызывает приятные эмоции: натуральные оттенки от бежевых, зеленоватых, до тёмно-коричневый и почти черных. Цвет зависит от жирности, всевозможных добавок и от температуры на которую был сделан молоченый обжиг.
Молочение можно делать дома в духовке, если она достаточно нагревается, но лучше использовать для этого муфельную печь.
Автор работы Наталья Корнеева
Берём изделие, которое уже прошло первый (утильный) обжиг и окунаем его в молоко полностью. Способов несколько, можно покрывать из пульверизатора или наносить молоко губкой. Требуется полностью покрыть изделие со всех сторон. Достаточно подержать в молоке 2-3 минуты. Чем меньше вы держите керамику в молоке, тем более прозрачным будет покрытие после обжига. Если купать черепок слишком долго, покрытие может отслоиться. И когда изделие напитается жидкостью, его стоит оставить и просушить. Помните, что если на этом этапе сушки, вы будете дотрагиваться до поверхности, то после выгорания вас ждут неприятные сюрпризы в виде отпечатков пальцев на изделии.
Далее идёт обжиг. Покрытую молоком и высохшую керамику ставим в печь или духовку. Для обжига в мастерской используют муфельную печь, в домашних условиях – духовой шкаф. Керамика, как и стекло, не любит резких перепадов температур. Загружаем изделия в холодную печь и только после этого выставляем температурный режим. Нагрев 20 минут, выдержка 20-30 минут, медленное остывание.
220-250 °C – слабый золотистый цвет.
250-300 °C – коричневый, как у хлебной корочки.
выше 300 °C – цвет горького шоколада. При использовании жирного молока или сливок можно получить насыщенный чёрный цвет.
Автор работы Наталья Корнеева
После молочения, по-хорошему нужно обработать черепок ганозисом (смесь пчелиного воска, льняного масла и других природных ингредиентов). Масляная пленка служит защитным барьером и придает изделию благородный блеск. При наливании кипятка в молоченую чашку, воск будет таять, попадать в напиток, поры раскрываться и забиваться налетом. Все еще хотите молочить внутри? 😉 Поэтому молочение используется в основном для декорирования поверхности снаружи, отдавая дань традиционной традиционной керамике.
Эмоции человека в скульптурах керамических животных
Глазурь для керамики
Что представляет собой глазурь для керамики?
Под глазурью понимают тонкий слой стекловидного покрытия, которое наносится на поверхность глиняного изделия. Данная отделка образовывается при проведении процедуры политого обжига.
Глазурь можно разделить на две большие группы, которые состоят из сырых и нефриттованных и сплавленных фриттованных (спеченных) видов глазури:
Глазурь первой группы используют при процедуре политого обжига фарфоровых изделий, иногда полуфарфорового предмета и тонкокаменных товаров. Глазурь, относящаяся ко второй группе, используется при политом обжиге фаянса, мягкого фарфора, майолики и других гончарных предметов.
Фритта – это основная составляющая для изготовления глазури. Чтобы произвести глазурь необходимо взять немного кварцевого песка (расплавленного) или битого стекла, которое сливают в емкость с холодной водой. После этого, нужно перемолоть эту массу и размешать тщательно с водой.
Если более детально рассмотреть формулу глазури, она может выглядеть так:
Глазурь для керамики может быть прозрачной или глухой (непрозрачной).
Непрозрачная глазурь или эмаль получается в результате смешивания прозрачной глазури с нерастворимыми или полурастворимыми соединениями, или же путем развития в самой глазури (при определено температурном показателе) тонкодисперсных, кристаллических или газовых фаз.
Глазурь также может быть блестящей или матовой, бесцветной или цветной.
Процесс глазурования производится путем окунания предмета окраски в емкость в глазурью (так называемый «глазурный шликер»), или же путем полива изделий глазурью. Также можно распылять глазурь на поверхность чашки или тарелки.
Как освоить гончарное ремесло в домашних условиях
Задумываясь об изготовлении керамики, вполне вероятно у вас может не быть ни времени, ни ресурсов, чтобы начать заниматься этим в профессиональной студии. Если вы тот, кто проводит много времени дома, присматриваете за детьми или тому подобное, то зачастую дом — это действительно лучший и единственный вариант. Если это так, вам следует задуматься об изготовлении керамики дома, и эта статья расскажет, как в этом разобраться, а также даст советы и рекомендации, которые позволят вам подготовиться быстро и эффективно.
Преимущества изготовления глиняных изделий в домашних условиях
Есть несколько плюсов изготовления керамики в домашних условиях, определяющих популярность этого ремесла:
Также есть несколько недостатков занятия этим дома:
Если вы только учитесь изготавливать керамику, прежде всего нужно работать над техникой, и делать это дома — это хороший способ создать комфортное пространство и изучить основы ремесла. Но если у вас нет домашней студии, то стоит также попробовать поработать в специализированной студии, особенно если у вас нет своих материалов. Это позволит вам быстрее изучить основы техники и проверить, сможете ли вы создать более комфортные условия для изготовления глиняных изделий у себя дома.
Как выбрать глину для керамики?
Одна деталь, в которой вы захотите разобраться точно, это виды глины. Если бы вы работали в студии, мы бы сказали, просто возьмите обычную глину, которая используется для обжига в зависимости от температуры вашей печи, вы даже можете работать с фарфором.
Глина и керамика — это разные материалы, которые широко используются в гончарном деле. Тем не менее, основное различие между этими двумя материалами заключается в том, что глина является природным материалом, который естественным образом добывается. С другой стороны, керамика — это различные группы веществ, которые добавляются в глину для ее затвердевания при нагревании.
Поскольку керамика содержит оксиды металлов, при нагревании она меняет молекулярную структуру глины. Следовательно, все глины могут рассматриваться как керамика, но не вся керамика считается глиной. В то время как есть различные типы керамических глин, в основном в гончарном ремесле используется фарфор, горшечная и каменная глины.
Горшечная глина
Горшечная глина имеет низкую температуру обжига и состоит из мелкозернистых частиц. Изделия из такой глины могут служить годами. Этот вид глины легко обрабатывается, он липкий и очень пластичный по своей природе. Обжигается при 1100°C. В результате получается твердый, но хрупкий материал пористой структуры. Для того, чтобы сделать изделие непористым, на керамику наносят глазурь, а затем обжигают во второй раз.
Фарфор
Фарфоровая глина — это мелкозернистая глина белого цвета, используемая для изготовления керамики. Она очень прочная и дает белый цвет благодаря более высоким уровням концентрации каолина. Фарфор можно обжигать при очень высокой температуре – от 1200 до 1450°С. В результате получаются очень твердые, белые, полупрозрачные, блестящие изделия.
Каменная глина
Цвет такой керамики варьируется от темно-коричневого до баффового. Разница в цвете возникает из-за наличия примесей и содержания железа в глине. Каменная глина имеет крупнозернистые частицы, которые обжигаются при 1200°C. В результате получается более плотный, долговечный материал, который по своей природе является водонепроницаемым. Такая глина не требует нанесения глазури.
Хотя это лучшие керамические глины, которые используются для гончарных работ, если вы новичок и только присматриваетесь к гончарному делу, то можно начать с самозастывающей глины. Она очень пластична, что позволяет создавать самые разнообразные гончарные изделия. Дополнительно про материалы для керамики вы можете прочитать в нашей отдельной статье.
Как выбрать глину для работы на дому?
1. Однако в домашних условиях всё может быть немного по-другому. Вы выбираете один из трех различных типов глины:
2. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. У обжигаемой есть несколько преимуществ и недостатков, которые вам необходимо учитывать:
3. У высушиваемой на воздухе глины также есть свои преимущества и недостатки, а именно:
Такой вариант, как правило, менее похож на настоящий процесс изготовления глиняных изделий, но он иногда используется, когда вы просто хотите что-нибудь сделать самым простым способом.
4. Наконец, есть полимерная глина, которая имеет преимущества и недостатки, аналогичные второму варианту:
Идеальная ситуация была бы, если бы у вас была печь для обжига и специализированная для нее глина, но если вы ограничены в средствах и пока не хотите вкладывать много денег в дорогое оборудование, то это ваши варианты.
Обжиг керамики в домашних условиях
Обжиг в духовке – вариант, если вы работаете с обжигаемой глиной. Но, если вы готовы потратить немного больше денег, вы можете купить недорогую печь.
Преимущества обжига в духовке:
Но если вы хотите подойти к процессу более серьезно, то вам нужна печь, потому что ваша домашняя духовка не даст желаемой температуры. У нее есть много преимуществ перед духовкой:
Духовка – это хорошее начало, если вы собираетесь учиться заниматься этим дома. Но советуем вам, как только вы немного научитесь, подумайте о покупке печи или обжигайте ее в студии поблизости.
Как сделать керамику в домашних условиях
Как работать с керамикой в таком ограниченном пространстве? На самом деле это довольно просто, и мы поговорим о том, как вы можете использовать различные техники в зависимости от среды, в которой вы работаете.
Сначала поговорим о создании глиняной формы, для этого начнем со следующего:
Если вы создаете керамику без гончарного круга, то это ручная лепка. Ручная лепка, на наш взгляд, является лучшим способом изготовления керамики, поскольку она проста и требует меньше материалов.
Рассмотрим три техники ручной лепки:
Вы можете начать с лепки из глиняных пластин. Для этого:
Для спиральной лепки из жгутов вы делаете что-то похожее в начале, но процесс включает в себя гораздо больше деталей:
Когда дело доходит до глиняной посуды, удобно использовать кольцевую лепку для изготовления мисок, чашек и тому подобного и, если вы работаете с обжигаемой глиной, это отличный вариант, поскольку с ней легко работать и вы сможете сделать очень многое.
И наконец, лепка из целого куска глины, которая, возможно, самая простая для новичка, но изделия могут получаться более неровными в сравнении с другими видами лепки.
Всё это можно сделать дома с помощью собственных простых материалов, так что в конечном итоге вы получите потрясающее изделие, которым уже можно пользоваться.
Как насчет гончарного круга?
Да, вы можете создавать керамику дома с помощью гончарного круга, но, если у вас его нет или вы никогда раньше не занимались гончарным ремеслом, советуем сначала пойти по пути ручной лепки. Тому есть несколько причин:
Использование гончарного круга в домашних условиях
Вы можете использовать гончарный круг, хотя и не рекомендуем начинать именно с этого. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с гончарным кругом:
В конечном итоге это всё, что вам нужно сделать, чтобы слепить изделие из глины на гончарном круге.
Можно ли добавить декор на глиняные изделия?
Да, можно! Есть несколько способов декорирования глиняных изделий:
Художественное оформление действительно выглядит хорошо, и если вы не создаете керамику, которая требует глазурирования, то эти небольшие украшения, сделают вашу керамику еще более привлекательной.
Как сушить глину?
Если вы не работаете с печью, то скорее всего, вы собираетесь сушить глину воздушной сушкой или выпеканием в духовке. Есть несколько способов для каждого из них.
Для запекания в духовке:
Это просто, но опять же, нагрев недостаточно сильный для фарфора или фаянса.
Для воздушной сушки:
Сушка глиняной посуды требует времени, но правильная техника сушки, поможет вам избежать неудач.
Покраска глиняных изделий
Вы можете покрасить глину акриловой или латексной краской, если она высушивается на воздухе. Важно, чтобы и здесь вы соблюдали определенные правила.
Несколько советов по покраске:
Покраска добавит уникальности вашим произведениям, и хотя на первых шагах это может быть необязательным, вы сможете по-настоящему извлечь из этого пользу, если у вас есть интересные идеи для росписи. Некоторые также предпочитают красить изделия уже после запекания в духовке, это вы решайте для себя, как вам больше нравится.
Меры предосторожности при работе с глиной
Не забывайте проявлять некоторые меры предосторожности:
Многие люди получают огромное удовольствие от изготовления керамики в домашних условиях, и в этой статье мы постарались рассказать, как это сделать. Если вы хотите заняться гончарным делом и беспокоитесь о том, произведет ли то, что вы делаете должное впечатление на кого-то, то просто не думайте об этом. Совершенствуйте свою технику и всегда творите на максимуме своих возможностей, и у вас получатся уникальные глиняные изделия, которые создадут уют и комфорт в Вашем доме, добавят красок и праздничности в повседневную домашнюю обстановку, подчеркнут вашу индивидуальность.