Чем покрыть эпоксидную смолу для блеска
Шлифовка и полировка эпоксидной смолы: чем и как обрабатывать изделие
В большинстве случаев эпоксидная смола в творчестве применяется для достижения главного эффекта – оптической прозрачности для визуализации сюжета в заливке. Выбор подходящей по характеристикам эпоксидной смолы и правильная ее заливка позволит получить однородную заливку, либо создать равномерную структуру с заданной неоднородностью.
Но этого недостаточно для получения по-настоящему хорошего внешнего вида изделия, правильная шлифовка и полировка эпоксидной смолы позволит раскрыть все лучшие стороны материала.
Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой
На всех этапах работы с эпоксидной смолой необходимо использовать: защитную одежду, защитные очки, респиратор, перчатки. Работать только в хорошо проветриваемых помещениях. Не пренебрегайте этими правилами, так как эпоксидная смола — сложный полимерный материал, который может привести к отравлению парами или пылью, раздражению или аллергическим реакциям.
Обработка эпоксидной смолы после заливки
При обработке эпоксидной смолы можно использовать инструменты и оборудование, предназначенное для работы с твердыми породами дерева или негнущимися пластиками. Обработка изделий производится как простым ручным инструментом (стамеска, напильник и надфили, шлифовальный брусок или блок со сменными наждачными насадками) так и электроинструментами (фрезер, рейсмус, токарный станок, циркулярная пила).
После заливки эпоксидной смолы и ее полного застывания от изделия отделяют все элементы опалубки. При неправильно выбранном материалы опалубки эпоксидная смола может хорошо приклеить к себе такие фрагменты, которые придется удалять механическим способом.
Излишки заливки обрезают ручным лобзиком либо на станке.
Грани шлифуют либо наждачным бруском (блоком) либо фрезером. Небольшие неровности счищаются даже лезвием канцелярского ножа.
Обработка грани заливки из эпоксидной смолы
Плоскость можно выровнять до идеала с помощью рейсмуса. Вручную плоскость выравнивается при помощи крупнозернистых наждачных насадок и уровня (для проверки плоскости).
Шлифовка
Шлифовка эпоксидной смолы позволяет избавиться от внешних дефектов заливки: потеки, выступившие пузырьки, мелких объектов, пыли и мусора на поверхности заливки.
В качестве абразива для шлифовки эпоксидки в основном используют наждачную бумагу, зернистость которой снижается по мере работы: от P320 (для самых неровных поверхностей) и повышаем значение с минимальным шагом до P1500.
При работе необходимо регулярно смачивать поверхность, смывая основную массу пыли и прочищая наждачную поверхность.
Наждачные круги или просто бумагу необходимо использовать только высокого качества. Предназначенная для работы по дереву, самая дешевая «наждачка» может испортить весь процесс.
Если украшение из эпоксидной смолы можно отшлифовать при помощи фрезера для маникюрных работ, то столешницу лучше обрабатывать шлифмашиной по дереву.
Важно: При шлифовке не перегреть эпоксидную смолу! При температуре 40°C эпоксидная смола начинает становится пластичной в месте нагрева и может трескаться и крошиться. Дешевая эпоксидная смола хуже переносит механическую обработку, чаще подвергается деформации от нагрева. Работа электроинструментами для шлифовки производится только на низких и средних оборотах с контролем температуры поверхности шлифуемого изделия (тактильно).
Полировка
Переход от шлифовки к полировке эпоксидной смолы можно отметить на этапе перехода к наждачному кругу P1500 и P2000. С этих значений у поверхности начинают проявляться свойства гладкости и прозрачности.
В самых простых условиях на финишные слои наждачной обработки наносят полировочные пасты. Вкупе с тканью используют даже зубную пасту. Как специальный товар паста для полировки эпоксидной смолы в продаже практически не встречается. Чаще всего речь идет о полировальных составах для схожих с эпоксидкой по характеристикам поверхностей.
Полировка столешницы из эпоксидной смолы и слэбов.
Из полировочных составов используются автомобильные полировальные пасты (например, 5041-3М) или пасты ГОИ. Тут стоит отметить, что автомобильные пасты более удобны в работе, так как предназначены для полировки лаковых покрытий — похожих по свойствам с эпоксидной смолой. Паста ГОИ более универсальная, поэтому более сложная в работе при полировке поверхностей из эпоксидной смолы.
Полировка эпоксидной смолы также предусматривает повторяющийся процесс смачивания поверхности с смыванием пыли и добавлением паст. Эксцентриковые шлифовальные машины используют на малых оборотах с равномерным перемещением по поверхности, чтобы избежать лишнего нагрева.
ВАЖНО: Шлифовка и полировка украшений из эпоксидной смолы подразумевают большее количество ручной работы и использование более мелких абразивов. Необходимость максимальной оптической прозрачности требует использования дорогих полировальных паст. Чаще всего — профессиональных автомобильных паст для автомобильных лаков.
Чем лучше покрывать эпоксидную смолу?
Талантливые дизайнеры и законодатели мировой моды все чаще отказываются от использования дорогостоящих ювелирных украшений для создания образа подиумных моделей. Разноплановая бижутерия стремительно завоевывает сердца представительниц прекрасного пола из разных уголков земного шара. Многие частные предприниматели делают создание интересных аксессуаров прибыльным делом своей жизни, уделяют этому хобби много времени и сил. Разнообразие материалов поражает: тут встречаются и каменные варианты, и модели из полимерной глины, и переплетение настоящего серебра с плотным пластиком. Не менее популярными и востребованными по праву считаются изделия из эпоксидки. Они отличаются привлекательным внешним видом, долгим сроком эксплуатации и неординарными формами. Как продлить жизнь подобной бижутерии и надолго сохранить ее презентабельность? Нанести финишное покрытие, о чем мы и поговорим в этой статье.
Ключевые особенности
Лак или краска, нанесенные поверх смолы, предназначены не только для декоративной цели, но и для защиты основы от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей. Прямое попадание солнечного света ухудшает внешний вид изделия, а также разрушительно сказывается на поверхности. Для своевременной и долгосрочной защиты следует выбирать покрытие, которое не боится УИ и эффективно сопротивляется его пагубному влиянию. В этом плане больше преимуществ остается у глянцевых вариантов: за счет особенностей структуры они мгновенно отражают свет, и позволяют сохранить пигментацию в первозданном состоянии надолго. Матовый слой хуже справляется с данными обязанности, поэтому используется гораздо реже, и требует хранения в затемненных местах.
Совместимость
Эпоксидная смола представляет собой затвердевший, жесткий пластик, который достаточно проблематично растворить или поломать. Благодаря данному свойству, его можно покрывать разнообразными химическими составами и даже растворителями, которые не способны размягчить материал и вступить в реакцию с его составляющими элементами. Однако не следует рисковать: если вы решили приобрести незнакомую краску, лучше предварительно протестировать ее на небольшом участке, который не жалко выбросить в случае повреждения и порчи.
Многие покрытия полностью совместимы с вышеуказанным продуктом, поскольку он не взаимодействует с химическими соединениями. Полиуретаны и полиэфирный иногда значительно повреждаются природными аминами, и, если применяются, должны быть нанесены на полностью окаменевшую смолу – в среднем – две недели в комнатной обстановке. Для ускорения процесса отвердения можно использовать повышение температуры: например, оставить готовое изделие рядом с горячей батареей или отправить на непродолжительный промежуток времени в духовой шкаф при 60 градусах по Цельсию. Применять такой метод лучше всего при использовании темных оттенков.
Типы покрытий
Подведем итоги
Бижутерия из эпоксидки понравится любителям оригинальных, эксклюзивных изделий, которые отличаются хорошей износостойкостью и очаровательностью. Твердость материала и его естественный, ровный блеск теоретически дают возможность отказаться от дополнительного использования средств для создания защитного слоя. Однако следует учитывать, что срок эксплуатации в таком случае существенно снижается. Если вы не планируете наносить покрытие, рекомендуется хранить аксессуары исключительно в темных, хорошо проветриваемых помещениях, подальше от вредного солнечного облучения. Кроме того, не следует оставлять рядом острые, колюще-режущие предметы, которые могут стать причиной нежелательного образования потертостей. Ухаживайте за ожерельями, бусами, кольцами, браслетами, и тогда вы сможете дольше восторгаться их изумительным блеском и превосходной игривостью.
Шлифовка ваших поделок из эпоксидной смолы
Предыдущую статью, я посвятил теме борьбы с назойливыми пузырьками воздуха в эпоксидной смоле при смешивании, если ваше изделие затвердело и вы готовитесь его извлечь и рады, что не видите визуально не видите пузырьков. Не надейтесь, с большой степенью вероятности вы с ними в вашем изделии еще встретитесь.
Шлифовка.
Будьте готовы, что шлифовки вашего изделия вам не избежать, дело нудное, но в определенной степени медитативное, дает время задуматься и перебрать список своих грехов и неоконченных дел.
Для задания базы, вы можете выбрать лист шлифовальной бумаги на ровной поверхности, либо шлифовальный станок, как тарельчатый, плоскостной или гриндер, для более крупных изделий уместен и будет фрезерный станок, как стационарный, так и ЧПУ, так и на базе ручного фрезера.
Вот пример на фото, заготовки под кулоны, база задана, на ней контуры будущих изделий прорисованы.
ото готового кулона, из одной из заготовок на фото выше, форма в готовом отличается от контура на заготовке, что обычное дело, в ходе обработки порой напрашивается другая форма.
Задав контур кулона, вы можете отпилить излишки, как лобзиком, так и ленточным станком, дремелем (гравером), либо шлиф станком. В общем тем, к чему у вас есть доступ. Вполне уместен и напильник с тисками, тиски желательно с поворотным механизмом, что бы поворачивать губки тисков с зажатой заготовкой, под нужным вам углом.
Шлифовка эпоксидной смолы делается на «мокрую», так как пыль от смолы сильно забивает шлиф. материал, да и зачем вам дышать этой пылью? Соответственно шлифовальную бумагу выбираем, водостойкую.
Так что вам прямой путь в магазин авто красок, эмалей и сопутствующих товаров, дорогу туда не забывайте вам еще пригодится в дальнейшем. Шлифовка кузовов машин делается по этой же схеме, «на мокрую», так что нужный ряд шлифовальной водостойкой бумаги там представлен. Мое предпочтение шлифовальная водостойкая бумага финской фирмы «Мирка».
На этапе шлифования 400 или 600, многие мастера прекращают шлифование и используют технику «обливания», то есть покрытия той же эпоксидной смолой, эпоксидной смолой ультрафиолетового отверждения, различного рода гелькоатами, лаками, высокопрочными средствами защиты покраски автомашин. Способ хорош, тем что значительно ускоряет придание окончательного вида изделию, покрытие дает дополнительную защиту от царапин и ультрафиолета. Но вы должны заранее продумать крепление изделия для последующего покрытия. Скажем в кулон в форме шара закрепить штифт. Нужно убедиться в том что, это покрытие не вступит в реакцию со смолой или красителями в смоле, что оно прозрачное, не даст не нужного вам оттенка. А также в том, что вы сможете покрыть заготовку без подтеков и эффекта «шагреневой кожи».
А мы вернемся к шлифовке вручную, при шлифовке могут обнаружиться пузырьки воздуха, они любят прилипать к поверхности молда, или быть где то рядом с поверхностью, и при шлифовании вскрываются и образуют каверну, срежьте острые края каверны сверлом, или фрезой от гравера. Заполните небольшим количеством смолы, дайте затвердеть и продолжайте шлифование. Вы дошли до этапа шлифования зерном 2000 и 2500. Поверхность вашего изделия будет выглядеть примерно так:
На близком расстоянии, видны риски от шлиф. материала, разводы и голограммы, нет нужной прозрачности и глянца.
По моему мнению, схема полировки по 3 номерам хороша для бюджета компании 3М, или ей подобным. А я использую такую схему полировки — 3М 50417, финишная DEERFOS FINISH ANTIHOLOGRAMM. Салфетка из микрофибры без ворса, 3М 50417 в ходе полировки можно смачивать небольшим количеством воды. В итоге получаем нечто вроде:
Прозрачность и глянец поверхности хороши, перламутровый пигмент при ярком освещении просто «горит».
Сравним теперь их вместе шлифовка 2500 зерном, и финишная полировка:
Глянец наведен, смола приручена, мерзкие пузырьки изгнаны, либо загнаны под коврик, победа за нами!
Каким лаком можно покрыть эпоксидную смолу
В последние годы украшения, отлитые из эпоксидной смолы, находят себе все больше поклонников. Застывая, схватываясь под воздействием отвердителя, любой вид эпоксидной смолы ведет себя одинаково: из жидкой фазы он переходит сначала в желеобразную, а потом по твердости и другим эксплуатационным качествам начинает походить на оргстекло. Только зачастую еще красивее, из-за введенных в него красителей, окрашивающих изделия в массе или локально или от зафиксированных в нем предметов вроде веточек, камешков, цветов, насекомых.
Резонно встает вопрос о сохранности сделанной из эпоксидки бижутерии. Да, изделия прочные, но у них есть некоторые особенности:
Простое решение
Все вышеперечисленные трудности диктуют необходимость каким-то образом изолировать поверхность изделий из эпоксидки от контактов с окружающей средой, и выходом может стать использование лаков, наносимых поверх застывшей эпоксидной поверхности. К этим лакам предъявляются некоторые требования, не выполнить которые означает обречь изделия если не на порчу, то на ухудшение вешнего вида и эксплуатационных качеств.
Для всех случаев применения лаков, призванных защитить внешнюю поверхность изготовленной из эпоксидки бижутерии или предметов быта, будет полезно заранее, еще во время отливки изделий, сделать несколько лишних мини-отливок (пусть даже это будут бесформенные кляксы) для опробования на них свойств тех или иных лаков.
Дело в том, что указанные растворители могут действовать на некоторые эпоксидные составы по-разному в период начала или середины процесса полимеризации и в то время, когда процесс уже закончен и отливка приобрела свои окончательные свойства. В последнем случае эти растворители, входящие в состав лаков, уже никак не могут воздействовать на концы застывших полимерных цепочек в том пластике, в который превратилась соединенная с отвердителем эпоксидная смола.
Хотя срок затвердевания при комнатной температуре обычно указывается до 48 часов, в случае дальнейшего покрытия изделий лаком на полиуретане или полиэфире такое покрытие нужно делать не ранее, чем через 2 недели после отливки изделий. Только в этом случае будет полностью завершен процесс окончательного формирования полимерных цепочек в смоле под воздействием отвердителя, и растворитель лака ничего не сможет повредить в концах этих цепочек.
Какие бывают лакокрасочные покрытия
Рассмотрим возможные варианты на предмет их использования в нашем случае.
Но какой бы тип предохранительного покрытия не был бы выбран, при его нанесении нужно руководствоваться рекомендациям производителей эпоксидных составов, где случаи несовместимости того или иного лака или красителя обычно расписаны во всех подробностях.
Какое покрытие для эпоксидных изделий выбрать, чаще всего под рукой оказывается та же основа, что и применяется для отливок, но с добавлением растворителей. Нужно только следить, чтобы соотношение жпоксидная смола и растворитель, добавляемый в смолу для того, чтобы она была пожиже, было не более 1 часть растворителя на 12-15 частей смолы. Если растворителя будет больше, то полученный таким образом лак не будет обладать достаточной механической прочностью, особенно в плане защиты от царапин. Хотя в целом держаться будет надежно, без отслаивания в виде чешуек.
Если лаковое покрытие из эпоксидки готовится самостоятельно, то нужно помнить также, что отвердитель в смолу вводится только после разжижения смолы растворителем, а никак не наоборот.
Если отливка из эпоксидной смолы уже была покрыта полиэфирным или полиуретановым лаком, нанесение на него эпоксидного защитного состава безнадежно испортит вещь. Полиэфиры и полиуретаны можно наносить поверх эпоксидки. Наоборот же ни в коем случае нельзя. В этом случае между ними образуется желеобразный пограничный слой, который никогда не застынет.
Так как смола ЭД-20 и ЭД-22 обычно имеет высокую стоимость, для изготовления лака можно применить более дешевую, например, ЭД-16. Правда, она гораздо гуще смол с более высоким числовым индексом, но при разбавлении органическим растворителями все равно становится более жидкой.
Да и густота может сыграть положительную роль, если покрываются округлые изделия, с которых толстый слой жидкого лака неминуемо стечет. В таких случаях делают двух-трехслойную пленку поверх готовых изделий, каждый раз дожидаясь застывания предыдущей в течение 2-3 дней, но это касается только эпоксидных лаков. Если применяются полиэфирные, скорость полного испарения растворимого компонента может быть и дольше.
Защитный лак для эпоксидной смолы
Нанесение защитного слоя
В качестве защитного слоя может использоваться лакокрасочное покрытие, которым покрывают законченное изделие, что обычно используется как декоративный элемент. Защитный слой взаимодействует с внешним покрытием изделия, что, не только формирует надежную основу, но и увеличивает надежность внешнего покрытия, продлевая его жизнь. В результате такой синергии, они представляют собой единую защитную систему, которая намного надежнее любого из возможных, отдельно взятых вариантов.
При выборе покрытия для защитного слоя необходимо отдельно обращать внимание на защиту от солнца, потому как время жизни барьерного слоя напрямую зависит от эффективности, с которой внешнее покрытие сопротивляется ультрафиолетовому излучению, следовательно, сохраняет цвет и нейтрализующее ультрафиолет вещество на поверхности барьерного эпоксидного слоя. Следует также отметить, что, по сравнению с матовыми, глянцевые покрытия гораздо лучше нейтрализуют влияние солнечных лучей на покрытое ими изделие, и позволяют сохранить гораздо большее количество пигментов в первозданном виде надолго. Матовый слой немного хуже выполняет данные функции, поэтому такой вариант используют намного реже, так как для эффективного действия он требует хранения в затемненных местах.
Поэтому, идеальный вариант – белое глянцевое покрытие или бесцветный лак для изделия.
Совместимость
По определению эпоксидная смола являет собой плотный, твердый пластик, который очень сложно чем-либо растворить или деформировать. С учетом этого свойства, для эпоксидной смолы может применяться обработка различными химическими составами, а также растворителями, которые не способны размягчить материал и деформировать его составляющие элементы. Тем не менее всегда нужно быть предельно осторожными: при покупке незнакомой краски, следует заранее опробовать ее действие на отдельном участке схожего с покрываемым материала, который не жалко будет утилизировать в случае неудачи.
Варианты лакокрасочных покрытий
При использовании любого типа покрытия руководствуйтесь инструкциями производителя. Однако, как было указано ранее, рекомендуется дополнительно проверять действие лакокрасочного средства на отдельном участке материала для наглядной оценки необходимых характеристик покрываемого произведения, совместимости материалов и рабочих параметров защитного слоя.