Чем подводили глаза в древнем египте
Контурный карандаш для глаз в истории косметики
Кайал (мягкий контурный карандаш для подводки глаз) – одно из древнейших косметических средств. Мода подводить глаза и красить брови появилась еще во времена Древнего Египта. И, возможно, если бы не древние египтяне и их любовь к подводке глаз, сегодня мы бы и вовсе не красили глаза.
Макияж глаз в Древнем Египте
В Древнем Египте подводкой пользовались все – и женщины, и мужчины, и фараоны, и простые люди. Цвет подводки и краски для бровей чаще всего был черным. Однако встречались и зеленая и синяя краски.
Кайал в Древнем Египте делался из смесей свинца, жженого миндаля, оксида меди, золы, сурьмы (металлоподобный материал серебристо-серого цвета), хризоколлы (медная руда сине-зеленого цвета), малахита (зеленый пигмент из оксида серы).
Краска для глаз зеленого цвета в Древнем Египте называлась «уджу». В ее основе был зеленый малахит, который добывался на Синае. Считалось, что Синаю покровительствовала древнеегипетская богиня Хатхор – богиня красоты и любви. Богиню Хатхор также называли «хозяйкой малахита».
Краска для глаз темно-серого цвета называлась «медсмет». Ее делали из сульфита сурьмы – стибнита или же из сульфида свинца – ядовитого галенита, который добывали на побережье Красного моря.
В период Древнего царства (около 2686 – 2181 гг. до н.э.) в древнеегипетском макияже преобладала зеленая краска для глаз. В Новое царство (около 1550-1070 гг. до н.э.) глаза в Древнем Египте в основном подводили черной краской.
В 1922 году, когда была раскопана не тронутая и не разграбленная гробница фараона Тутанхамона, были обнаружены изображения фараона с темной подводкой глаз.
Именно в 1920-е годы и в связи с раскопками гробницы Тутанхамона, и в связи с демонстрацией в 1924 году широкой публике бюста Нефертити начинается период огромного интереса среди европейцев к наследию Древнего Египта. И именно в 1920-е годы в Европе зарождается мода на кайал – контурный карандаш, который используется для подводки глаз.
Второй всплеск моды на макияж в древнеегипетском стиле в Европе произойдет в 1960-е годы, после выхода на экраны фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли.
В самом же Древнем Египте мода на подводку глаз зародилась в связи с вполне практическими целями. Краска, которую наносили по контуру глаз, защищала глаза от мошкары и инфекций.
В 2010 году французские ученые совместно с лабораторией Loreal Recherche et Innovation провели ряд исследований древнеегипетской косметики из хранилищ Лувра. И в итоге пришли к выводу о том, что в косметике из Древнего Египта есть четыре вещества на основе свинца, которые способствуют увеличению в три раза производства оксида азота в клетках кожи. Что, в свою очередь, приводит к устойчивости организма против глазных инфекций.
Еще одна функция макияжа глаз в Древнем Египте – религиозная. Египтяне верили, что через глаза в тело человека могут проникнуть злые духи и завладеть им. Подводка глаз должна была защитить человека от злых духов.
К слову, древнеегипетский защитный талисман глаз Гора был жирно очерчен по контуру, то есть все та же подводка для глаз.
А вот представления о том, что красить глаза и брови можно просто для красоты, в Древнем Египте еще не существовало.
Древняя Греция и мода на сросшиеся брови
Косметика для красоты появится лишь во времена Древней Греции. И в Древней Греции, и в Древнем Риме использовали подводку для глаз, а также красили брови. Причем брови жительницами древних Афин красились в одну линию, то есть соединялись вместе. А в Древнем Риме среди знатных дам был популярен макияж глаз в египетском стиле. Для его нанесения даже покупались рабыни-египтянки.
Впрочем, и в Древней Греции, и в Древнем Риме яркий макияж глаз осуждался. Ярко окрашенные глаза во времена Античности считались признаком женщин легкого поведения.
В качестве красителей в Древней Греции и в Древнем Риме использовали золу, жженую пробку, минерал антимонит (он же сурьма).
После распада Римской Империи в Европе глаза и брови не красили. В Средние века косметика вообще была признана «красками дьявола». А от бровей и ресниц даже и вовсе пытались избавиться, выбривая и выщипывая их. В те времена гладкий лоб считался прекрасным. В период Возрождения (XV-XVI вв.) красивыми также считались практически незаметные, не накрашенные ресницы, брови и глаза.
И только в макияже XVII-XVIII веков вновь появляется черная краска – пока только для бровей. Черные брови, как и яркие алые румяна и алая помада на полностью покрытом белилами лице, в макияже стиля рококо (XVIII в.) должны были выделить и подчеркнуть неестественную бледность лица.
В XIX веке в Европе вновь время бледности – косметику не жалуют и пользуются ей только актрисы и певицы. А вот в ХХ веке с интересом к древнеегипетскому наследию мода на подводку глаз возникает вновь. Теперь в классическом макияже акцент делается либо на губы, либо на глаза.
Макияж глаз на Востоке
Но были и страны, где подводка глаз никогда не выходила из моды. Это страны Ближнего Востока, а также Индия.
Помимо Древнего Египта, родиной кайала также можно считать и Персию. Сегодня данную территорию называют Ираном.
В Персии кайал считался одним из древнейших косметических средств. Как и в Древнем Египте, изначально он использовался для целебных и ритуальных целей. Однако затем стал незаменимой частью макияжа в восточном стиле.
В древней Персии в качестве красителя для подводки глаз использовали стертую в порошок железную руду или все ту же сурьму. Сурьму получали из минерала антимонита, который истирался в порошок на подобии золы.
Персидский макияж позаимствовали арабы. И даже сегодня трудно представить ближневосточную невесту без насурьмленных глаз. На арабском языке сурьма называется kuhl (кохль). Порошок кохль и сегодня можно купить на Востоке, а также в интернет-магазинах.
В Индии кохль называют каджал. Преимущество такой краски для глаз в ее натуральности и отсутствии срока годности. Кохль можно хранить вечно, не боясь того, что он испортится. Также кохль укрепляет ресницы и брови, защищает глаза. Как и в Древнем Египте, от глазных инфекций.
Кохль могут смешивать с камфорой, которая также является лекарственным средством растительного происхождения и обладает антисептическими свойствами.
Сегодня кохль может быть как в виде карандашей, так и, как во времена древности, хранится в баночках и наноситься с помощью специальной палочки.
Но стоит учитывать и то, что кохль, который производят и продают на Востоке, может быть не безопасен, так как он по-прежнему чаще всего в своем составе будет содержать свинец.
Контурный карандаш для глаз в Европе
В состав контурных карандашей для глаз, которые в ХХ веке производились в Европе и Америке, входили древесный уголь, сажа (аморфный углерод), растительные масла, масла семян, смолы, которые служили в качестве связующего элемента.
Сегодня в Европе и Америке при производстве контурных карандашей, которые маркируются как kohl, и также кайала, мягких контурных карандашей для глаз, в качестве красителя используют сажу, а в их состав входят растительные масла и минеральные компоненты, но при этом никакого свинца. Однако такие кайалы по своим свойства сходны с восточными.
В состав современных контурных твердых карандашей для глаз могут входить такие вещества, как:
Помимо кайала (мягкого контурного карандаша для глаз) и более твердых контурных карандашей, сегодня также существуют карандаши-тени (их отличие мягкая текстура и яркий краситель), лайнеры (жидкая подводка, которая может наноситься кисточкой или же аппликатором).
А древнеегипетский кайал стал прообразом не только современных контурных карандашей для глаз, но и теней, а также предвестником появления в макияже глаз туши.
Яркий макияж Клеопатры имел медицинское назначение
Французские ученые выяснили, что яркий макияж, который в Древнем Египте использовали и женщины, и мужчины – вспомните древние рисунки и фильмы о Клеопатре, – не был чисто декоративным. Черная краска, наносимая на лицо, выполняла медицинские функции, говорится в работе, опубликованной в Analytical Chemistry.
Наносимая на лицо черная краска на основе солей свинца (лаурионита Pb(OH)Cl и фосгенита Pb2Cl2CO3) изначально считалась ядовитой – именно из-за содержания свинцовых производных. Однако древним египтянам она помогала защититься от глазных и кожных болезней, а вреда не наносила из-за малого содержания свинца.
В очень низких концентрациях соли инициируют возникновение монооксида азота, который стимулирует иммунную систему. После такой «профилактики» иммунитет более эффективно справляется с бактериями, которые являются возбудителями заболеваний глаз и кожи.
Исследователи из музея Лувра, проводившие работу, отметили, что
идея о медицинском значении египетского макияжа принадлежит еще древним грекам и римлянам.
Однако подтверждения этой гипотезы с точки зрения современной науки до сих пор не было найдено. Более того, она рассматривалась скорее в порядке бреда – ядовитость солей свинца давно стала азбучной истиной и известна, наверное, каждому обывателю (вспомним запрет на повышение октанового числа бензина с помощью этилирования тетраэтилсвинцом). Однако результаты аналитических и биохимических экспериментов заставили медиков частично пересмотреть свое мнение.
Первоначально состав красок, обнаруженных в египетских гробницах и хранящихся сейчас в музеях Лувра, был определен с помощью электронной микроскопии и рентгеновской дифракции. Выяснилось, что в краске содержится четыре основных компонента – галенит (свинцовый блеск) PbS, церуссит PbCO3, лаурионит Pb(OH)Cl и фосгенит Pb2Cl2CO3. При похоронах богатого египтянина, согласно обычаям, его снабжали всеми атрибутами, которые могут понадобиться ему в загробной жизни, и черная краска была среди них. Позже химики искусственно получили аналоги этих красок, пользуясь рецептами, записанными в римских и греческих источниках.
В России PbS — вещество черного цвета — часто путают с сурьмой. Русское слово, обозначающее переходный металл Sb, произошло от аналогичного турецкого слова, которым обозначался именно PbS. Так или иначе, в этом случае речь идет не о сурьме как химическом веществе, а именно о черном минерале галите.
Хлориды свинца в качестве полезных ископаемых не встречаются в Египте и на близлежащих территориях, то есть древние египтяне получали их искусственно, придавая этому определенное значение. На это указывают и античные авторы – Плиний и Диоскорид пишут, что эти вещества хорошо подходили для глазных капель, для заживления гноящихся шрамов, а также угрей на лице.
Механизм синтеза хлоридов (основного и углекислого) весьма прост и отсылает нас к учебнику неорганической химии за 8 класс (см. схему реакций). Их получают из оксида свинца (PbO), воды (H2O), поваренной соли (NaCl) и кальцинированной соды (Na2CO3). Единственная сложность заключается в том, что рН среды постоянно должен поддерживаться на уровне 7 (то есть быть нейтральным). В кислой среде реакция не пойдет, а в избытке щелочи образуется малорастворимый и нежелательный гидроксид свинца Pb(OH)2. По этой причине щелочь (NaOH), образующуюся в ходе реакции, было необходимо непрерывно отводить из реакционной среды.
Чтобы понять, как ионы двухвалентного свинца действуют на клетку, химики-аналитики воспользовались тончайшим электродом – толщиной в 1/10 человеческого волоса. Так они выяснили, что соль свинца вызывает в клетке иммунный ответ, который позволяет более успешно бороться с болезнетворными организмами. Из-за весьма ограниченной растворимости концентрация двухвалентного свинца в клетке очень мала. Однако этого достаточно, чтобы вызвать реакцию на окислительный стресс у особых клеток – кератиноцитов. Эта реакция приводит к активации фермента NO-синтазы, избыточному синтезу в клетке монооксида азота (NO), биологическая роль которого состоит в стимулировании неспецифической иммунной защиты организма. Это было особенно актуально во время активного земледелия на плодородных заливных землях после разлива Нила. Воды реки несли с собой опасные бактерии, которые могли попасть на лицо и глаза с капельками влаги с земли. Однако защищенные «магической» подводкой глаза не боялись инфекции.
Таким образом, известная во всем мире подводка глаз древних египтян была не предметом эстетики, но одним из первых в мире искусственных лекарств и, возможно, первым иммуномодулятором.
Конечно, сами древние египтяне по-другому объясняли лечебное воздействие макияжа. Помимо эстетической функции главным его значением было исполнение ритуала поклонения богам. Нанося на лицо краску и исполняя другие требования культа, люди просили защиты своей жизни и здоровья у Гора и Ра, богов неба и солнца. Именно боги, а не иммунная система, считали египтяне, защищали их от болезней после нанесения ритуального макияжа.
Как раньше красились мужчины (да, они это делали!)
Хотя общество постепенно меняет отношение к макияжу у мужчин, им всё ещё приходится сталкиваться с критикой. В 2019 году представительство косметического бренда NYX в РФ вырезало бьюти-блогера Уэсли Бенджамина Картера с рекламного постера для российской аудитории. А в сентябре этого года под критику попал журналист Юрий Дудь. Некоторые подписчики обвинили его в чрезмерной женственности из-за сделанного маникюра. Но история показывает: косметика не всегда была в статусе «только для девочек».
Древний Египет
В Древнем Египте мужчины пользовались косметикой наравне с женщинами. Она считалась не столько средством украшения, сколько способом показать свой статус и защититься от злых духов.
Косметика была доступна представителям разных сословий, но больше продуктов и более высокое качество могли себе позволить аристократы, жрецы и фараоны. Например, они использовали кремы и пудру, чтобы отбелить кожу. Светлый тон кожи подчёркивал высокий статус, так как означал, что человеку не приходится работать под открытым небом, в отличие от простолюдинов.
В Древнем Египте делали акцент на глазах. Их обводили зелёной или чёрной краской для глаз. Зелёную делали из смеси толчёного малахита и воды. Чёрную изготавливали из минерала галенита. Считалось, что она также защищала глаза от инфекций, вызванных ярким солнечным светом, пылью или насекомыми. Но в первую очередь египтяне подводили глаза для того, чтобы отпугнуть злых духов. Они верили, что духи могут пробраться в душу через глаза.
Фараон и аристократы также нанимали мастеров по маникюру, чтобы ухаживать за ногтями на руках и ногах. Чистоплотность была в почёте у египтян. И мужчины и женщины использовали кремы и увлажняющие масла, часто принимали ванну и пользовались парфюмом.
Египтяне густо обводили верхнее и нижнее веко, добиваясь формы кошачьего глаза
Древний Китай
В этой стране косметикой пользовались в основном женщины, зато маникюр имел большое значение для обоих полов.
Примерно в 3000 году до нашей эры в Древнем Китае создали лак для ногтей. Его делали из пчелиного воска, яичных белков, желатина и натуральных красителей. Измельчённые лепестки орхидеи и роз придавали ногтям цвет от розового до красного. Раствор нужно было держать на ногтях в течение нескольких часов. Накрашенные ногти говорили о статусе как мужчины, так и женщины. Высшим почётом считалось разрешение красить ногти в цвет правящей династии.
А в 600 году до нашей эры в моду вошли длинные ногти. Так аристократы показывали, что им не нужно выполнять тяжёлую работу. Ногти отращивали очень длинными, и чтобы они не ломались, на пальцы надевали защитные накладки, выполненные из золота, серебра и драгоценностей. Длинные ногти были символом богатства и статуса, людям низших сословий было запрещено их отращивать.
Период правления Елизаветы I в Англии
Королева Елизавета правила Англией в 16‑м веке. При её дворе ценилась чистая, доведённая до белизны кожа. Сама Елизавета I отбеливала лицо с помощью пасты, известной как «венецианские белила». За ней повторяли придворные, чтобы таким образом (снова) отделить себя от представителей других сословий.
Белила были также своего рода корректором. В те времена мало кто мог похвастаться идеальной кожей из-за многочисленных болезней и сомнительной гигиены. С помощью белил скрывали родинки, веснушки, следы от оспы. Бледная кожа была составляющей и мужской привлекательности, поэтому никто не считал мужчин с выбеленным лицом странными.
Любимые аристократами «венецианские белила» делали из белого свинца и уксуса. Эта смесь вызывала серьёзные повреждения кожи, а также приводила к медленной и мучительной смерти из-за отравления свинцом.
Королева Елизавета славилась своей красотой, но быстро её потеряла из-за частого использования свинцовых белил. Чем плачевнее становилась внешность, тем более толстый слой белил наносила королева. Ведь, конечно, тогда никто не связывал плохое самочувствие с составом косметики. Свинец приводил к выпадению зубов, волос, а иногда и к потере зрения. Эти белила обезображивали лица не только королевы и придворных дам, но и мужчин.
Франция и Англия 18-го века
Во Франции 18-го века декоративная косметика стала ещё более популярной. Она была предназначена не для того, чтобы подчёркивать собственные черты лица, но чтобы создать универсальный идеальный облик. В почёте оставалось выбеленное лицо, но кроме него также в моде были красные или розовые губы и густые румяна. Как у женщин, так и у мужчин. Эту моду быстро переняли молодые люди из Англии (что им потом неприятно аукнулось).
Мужчины из высших сословий наносили на лицо густые румяна круглой или треугольной формы и красили губы розовой или красной помадой. Также нередко выщипывали брови и выделяли их углём, чтобы кожа казалась ещё белее.
Помимо косметики мужчины носили напудренные парики и туфли на каблуке. А ещё искусственные родинки. Их изготавливали из кусочков тафты. Такие мушки предназначались для того, чтобы придать пикантную деталь образу (а дамы с помощью них даже общались с кавалерами). Но было и второе, чисто практическое предназначение: с помощью таких фальшивых родинок маскировали недостатки кожи.
Примерно вот так выглядел идеал мужской красоты в Европе 18-го века
Так почему макияж в итоге стал считаться естественным только для женщин?
Отношение к мужскому макияжу стало меняться во второй половине 18-го века. В Англии выходцы из молодой британской элиты стали слишком много внимания уделять внешнему виду. Они носили огромные напудренные парики и очень густо красились. Их обвиняли в женственности и подозревали в гомосексуальных связях за чрезмерную жеманность. В обществе их прозвали «макарони» — это была более оскорбительная форма названия «щёголь».
На макарони часто рисовали карикатурные гравюры и высмеивали в театральных постановках. Их изображали как непатриотичных молодых людей, которые думают только о нарядах и собственных удовольствиях.
На отношение к косметике повлияла и церковь. Макияж стал ассоциироваться с тщеславием и притворством. А британская королева Виктория считала косметику вульгарной, и многие её в этом поддержали. Так макияж постепенно вышел из мужской моды. В 19‑м веке косметикой пользовались только женщины и только в умеренных количествах. Чаще всего обходились румянами, с помощью которых освежали лицо.
Но на этом история макияжа для мужчин не закончилась. В 20‑м веке косметика стала постепенно возвращаться в статус унисекс. Например, голливудские актёры часто прибегали к услугам визажиста, чтобы выделить черты лица. Косметикой пользовались артисты 80‑х. Среди них Дэвид Боуи и Принс. Очень может быть, что через несколько лет вид накрашенного мужчины станет для нас таким же привычным, каким это было несколько веков назад.
💄Вот эти ребята научат делать классный макияж
Контурный карандаш для глаз в истории косметики
Кайал (мягкий контурный карандаш для подводки глаз) – одно из древнейших косметических средств. Мода подводить глаза и красить брови появилась еще во времена Древнего Египта. И, возможно, если бы не древние египтяне и их любовь к подводке глаз, сегодня мы бы и вовсе не красили глаза.
Макияж глаз в Древнем Египте
В Древнем Египте подводкой пользовались все – и женщины, и мужчины, и фараоны, и простые люди. Цвет подводки и краски для бровей чаще всего был черным. Однако встречались и зеленая и синяя краски.
Кайал в Древнем Египте делался из смесей свинца, жженого миндаля, оксида меди, золы, сурьмы (металлоподобный материал серебристо-серого цвета), хризоколлы (медная руда сине-зеленого цвета), малахита (зеленый пигмент из оксида серы).
Краска для глаз зеленого цвета в Древнем Египте называлась «уджу». В ее основе был зеленый малахит, который добывался на Синае. Считалось, что Синаю покровительствовала древнеегипетская богиня Хатхор – богиня красоты и любви. Богиню Хатхор также называли «хозяйкой малахита».
называлась «медсмет». Ее делали из сульфита сурьмы – стибнита или же из сульфида свинца – ядовитого галенита, который добывали на побережье Красного моря.
В период Древнего царства (около 2686 – 2181 гг. до н.э.) в древнеегипетском макияже преобладала зеленая краска для глаз. В Новое царство (около 1550-1070 гг. до н.э.) глаза в Древнем Египте в основном подводили черной краской.
В 1922 году, когда была раскопана не тронутая и не разграбленная гробница фараона Тутанхамона, были обнаружены изображения фараона с темной подводкой глаз.
Именно в 1920-е годы и в связи с раскопками гробницы Тутанхамона, и в связи с демонстрацией в 1924 году широкой публике бюста Нефертити начинается период огромного интереса среди европейцев к наследию Древнего Египта. И именно в 1920-е годы в Европе зарождается мода на кайал – контурный карандаш, который используется для подводки глаз.
Второй всплеск моды на макияж в древнеегипетском стиле в Европе произойдет в 1960-е годы, после выхода на экраны фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли.
В самом же Древнем Египте мода на подводку глаз зародилась в связи с вполне практическими целями. Краска, которую наносили по контуру глаз, защищала глаза от мошкары и инфекций.
В 2010 году французские ученые совместно с лабораторией L’Or?al-Recherche провели ряд исследований древнеегипетской косметики из хранилищ Лувра. И в итоге пришли к выводу о том, что в косметике из Древнего Египта есть четыре вещества на основе свинца, которые способствуют увеличению в три раза производства оксида азота в клетках кожи. Что, в свою очередь, приводит к устойчивости организма против глазных инфекций.
Еще одна функция макияжа глаз в Древнем Египте – религиозная. Египтяне верили, что через глаза в тело человека могут проникнуть злые духи и завладеть им. Подводка глаз должна была защитить человека от злых духов.
К слову, древнеегипетский защитный талисман глаз Гора был жирно очерчен по контуру, то есть все та же подводка для глаз.
А вот представления о том, что красить глаза и брови можно просто для красоты, в Древнем Египте еще не существовало.
Древняя Греция и мода на сросшиеся брови
Косметика для красоты появится лишь во времена Древней Греции. И в Древней Греции, и в Древнем Риме использовали подводку для глаз, а также красили брови. Причем брови жительницами древних Афин красились в одну линию, то есть соединялись вместе. А в Древнем Риме среди знатных дам был популярен макияж глаз в египетском стиле. Для его нанесения даже покупались рабыни-египтянки.
Впрочем, и в Древней Греции, и в Древнем Риме яркий макияж глаз осуждался. Ярко окрашенные глаза во времена Античности считались признаком женщин легкого поведения.
В качестве красителей в Древней Греции и в Древнем Риме использовали золу, жженую пробку, минерал антимонит (он же сурьма).
После распада Римской Империи в Европе глаза и брови не красили. В Средние века косметика вообще была признана «красками дьявола». А от бровей и ресниц даже и вовсе пытались избавиться, выбривая и выщипывая их. В те времена гладкий лоб считался прекрасным. В период Возрождения (XV-XVI вв.) красивыми также считались практически незаметные, не накрашенные ресницы, брови и глаза.
И только в макияже XVII-XVIII веков вновь появляется черная краска – пока только для бровей. Черные брови, как и яркие алые румяна и алая помада на полностью покрытом белилами лице, в макияже стиля рококо (XVIII в.) должны были выделить и подчеркнуть неестественную бледность лица.
В XIX веке в Европе вновь время бледности – косметику не жалуют и пользуются ей только актрисы и певицы. А вот в ХХ веке с интересом к древнеегипетскому наследию мода на подводку глаз возникает вновь. Теперь в классическом макияже акцент делается либо на губы, либо на глаза.
Макияж глаз на Востоке
Но были и страны, где подводка глаз никогда не выходила из моды. Это страны Ближнего Востока, а также Индия.
Помимо Древнего Египта, родиной кайала также можно считать и Персию. Сегодня данную территорию называют Ираном.
В Персии кайал считался одним из древнейших косметических средств. Как и в Древнем Египте, изначально он использовался для целебных и ритуальных целей. Однако затем стал незаменимой частью макияжа в восточном стиле.
В древней Персии в качестве красителя для подводки глаз использовали стертую в порошок железную руду или все ту же сурьму. Сурьму получали из минерала антимонита, который истирался в порошок на подобии золы.
Персидский макияж позаимствовали арабы. И даже сегодня трудно представить ближневосточную невесту без насурьмленных глаз. На арабском языке сурьма называется kuhl (кохль). Порошок кохль и сегодня можно купить на Востоке, а также в интернет-магазинах.
В Индии кохль называют каджал. Преимущество такой краски для глаз в ее натуральности и отсутствии срока годности. Кохль можно хранить вечно, не боясь того, что он испортится. Также кохль укрепляет ресницы и брови, защищает глаза. Как и в Древнем Египте, от глазных инфекций.
Кохль могут смешивать с камфорой, которая также является лекарственным средством растительного происхождения и обладает антисептическими свойствами.
Сегодня кохль может быть как в виде карандашей, так и, как во времена древности, хранится в баночках и наноситься с помощью специальной палочки.
Но стоит учитывать и то, что кохль, который производят и продают на Востоке, может быть не безопасен, так как он по-прежнему чаще всего в своем составе будет содержать свинец.
Контурный карандаш для глаз в Европе
В состав контурных карандашей для глаз, которые в ХХ веке производились в Европе и Америке, входили древесный уголь, сажа (аморфный углерод), растительные масла, масла семян, смолы, которые служили в качестве связующего элемента.
Сегодня в Европе и Америке при производстве контурных карандашей, которые маркируются как kohl, и также кайала, мягких контурных карандашей для глаз, в качестве красителя используют сажу, а в их состав входят растительные масла и минеральные компоненты, но при этом никакого свинца. Однако такие кайалы по своим свойства сходны с восточными.
В состав современных контурных твердых карандашей для глаз могут входить такие вещества, как:
Помимо кайала (мягкого контурного карандаша для глаз) и более твердых контурных карандашей, сегодня также существуют карандаши-тени (их отличие мягкая текстура и яркий краситель), лайнеры (жидкая подводка, которая может наноситься кисточкой или же аппликатором).
А древнеегипетский кайал стал прообразом не только современных контурных карандашей для глаз, но и теней, а также предвестником появления в макияже глаз туши.