Чем подтирались в средневековье
Бумага терпит
В 2017-м в центре Москвы, на Биржевой площади, вели строительство фонтана. Сначала в котлован спустились археологи, которые изучали фундамент древних строений. А еще обнаружили следы нужника, как называли в средние века туалет. Младший научный сотрудник кафедры экологии и географии растений биофака МГУ Никита Лавренов тогда рассказывал:
По информации «Родины», образцы из выгребной ямы, обнаруженной в километре от Кремля, по-прежнему лежат в коробках в лаборатории. Анализ так и не провели, хотя в Столичном археологическом бюро обещали содействие. Нехорошо как-то получилось.
Примерно как с гигиеной в те времена. Крестьянин мог воспользоваться после посещения нужника лопушком (в летнее время) и пучком соломы (в зимнее). Горожане пользовались примерно тем же. Во всяком случае, сено, которым кормили лошадей, всегда было под рукой.
Баню люди посещали, как правило, раз в неделю. Элементарные для наших дней санитарные нормы часто не соблюдались. Во многом из-за этого в России периодически вспыхивали эпидемии.
В XIX веке это была чаще всего холера. Немногочисленные врачи, которые отправлялись в народ, пытались объяснить элементарные правила гигиены, но все равно сильнее были убеждения: «Завелись доктора у нас, так и холера пошла».
Про отхожее место в одной из деревень близ Владимира есть притча-шутка. Будто бы некий вельможа, впервые оказавшись в крестьянской избе и наблюдая за обедом, во время которого были поданы первое (щи) и второе (каша), спросил хозяев: «А где десерт?»
С тех пор изменилось не так много. Недавно «Новая газета» провела исследование, которое показывает, что и сейчас более 30 миллионов человек в России вместо туалетов используют выгребные ямы.
Максим Матвеев, сыгравший одну из ролей в фильме «Союз спасения», в эфире программы «Вечерний Ургант» сокрушался, что костюмеры не согласились с его предложением сделать на лосинах ширинку, так как в XIX веке ее быть не могло. Поэтому актеры на себе ощутили некоторые сложности, с которыми сталкивались их предки.
Канализация в городах Российской империи начала появляться ближе к концу XIX века.
В СССР тоже начинали с выпуска листов наподобие пипифакса. Например, их производство было налажено на Вельгийской бумажной фабрике в городе Боровичи.
Сейчас, когда на бумагу спрос возрос в разы, промышленники делают все, чтобы избежать дефицита.
В связи с увеличением производства, на комбинате даже возникла потребность в новых складах. Сейчас ускоренными темпами строят новые помещения.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Сейчас существует множество видов туалетной бумаги — разных цветов, разных размеров, в рулонах и стопках, отрывная и сплошной лентой, мягкой или более плотной текстуры. Это изобретение человечества кажется таким очевидным, будто оно существовало всегда.
Но чем же на самом деле пользовался человек до появления туалетной бумаги?
Обсуждать в приличном обществе любые вопросы, связанные с тулетом, кажется неприличным. Однако изобретение туалетной бумаги было действительно серьезным событием, которое существенно повлияло на уровень гигиены, а значит и здоровья общества в целом.
Первое письменное упоминание о туалетной бумаге относится аж к шестому веку нашей эры. Диплом из Ближнего Востока посещал Китай во время правления династии Танг и жаловался на их низкий уровень гигиены: «Они настолько пренебрежительно относятся к своей чистоте, что даже не подмываются после всех процедур в туалете, а просто вытираются бумагой».
Кусочки старой бумаги, сделанной из конопли. Китай.
В Древнем Риме, где повсеместно использовались общественные туалеты (некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня), использовали специальную палку с губкой на конце — некое подобие туалетного ершика, только помягче. После использования палку опускали губкой вниз в сильно концентрированную соленую воду или в уксус.
Останки древнеримских общественных туалетов.
В Дневней Греции также была похожая палка с губкой, однако у греков было также и другое, собственное, изобретение — керамические черепки, которыми полагалось соскребать остатки.
Реплика древнеримского инструмента для посещения туалета.
Интересно, что в это же время существовали туалеты с водой, но, конечно, такая роскошь была доступна только элите. Как пишет газета Times, на острове Крит нашли останки такого туалета (находке насчитывают около 4000 лет), который состоял из деревянного сидения поверх глиняной бочки, содержимое из которой выливалось в каменные желоба, служившие своеобразной канализацией.
В Японии раньше пользовались деревянными и металлическими плоскими палками. Главное, видимо, было не перепутать с какого конца палки надо браться руками. На Ближнем Востоке же, как мы упоминали выше, пользовались проточной водой — и это было на тот момент самым гигиеничным решением из всех существующих.
Предметы гигиены для туалета. Япония, ок. 750г. Рулоты туалетной бумаги для сравнения размера.
В Европе пользовались тряпчаными полотенцами, которые стирали и использовали снова и снова. Такие полотенца не раз находили при раскопках в сточных канавах, но узнать по этим почти окаменевшим артефактам сколько раз их использовали, прежде чем выбросили, конечно, не представляется возможным.
Реклама туалетной бумаги в женском журнале 1948 год.
В Америке использовали листья кукурузы, снятые с самого початка. Возможно, пользовались также и другими растениями, но кукурузу, по крайней мере, использовали в тех племенах, которые занимались ее выращиванием.
Интересно, что первые данные о туалетной бумаге — такой, какой мы знаем ее сегодня — относятся к 1857 году, что, в общем-то, не так уж и давно, учитывая известную нам историю человечества. К этому времени уже почти три сотни лет как был изобретен туалет со смывающим устройством. Изобретателем туалетной бумаги стал Джозеф Гайетти — он стал выпускать «лечебную бумагу», пропитанную соком алоэ специально для тех, кто страдал от геморроя.
Реклама лечебной бумаги Гайетти.
До этого люди использовали, в принципе, всё, что под руку попадалось — газеты, рекламные проспекты, каталогия, книги, мох, лапух, некоторые использовали морские и речные раковины — в общем, всё, что хоть как-то годилось для этой функции. Собственно, люди привыкли использовать всё, что только можно было — и бесплатно, поэтому уговорить людей платить за туалетную бумагу было не так-то легко. Затея Гайетти с его «лечебной бумагой» потерпела крах. Другие предприниматели тоже пытались так или иначе выпустить что-то похожее, но популярности это не завоевало.
Рулоны туалетной бумаги, выпущенной компанией Nokia в 1960-х.
И только десять лет спустя, когда три брата по фамилии Скотт решили выпускать просто обычную тонкую бумагу в рулонах, эта затея наконец-то стала более-менее популярной. Мягкую бумагу, состоящую из нескольких тончайших слоев, впервые представила публике британская компания Бумажная Фабрика святого Андрея. С тех пор никаких инноваций в этой индустрии особо не наблюдалось — компании соревнуются только в уровне мягкости и в эстетической привлекательности своей бумаги. Возможно, когда-нибудь в будущем мы даже узнаем, что делать с тремя ракушками, о которых упоминается в фильме «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне.
Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=19886.
Информация об этом журнале
Статья интересная, пока не дочитаешь до слова «лапух»
Edited at 2018-11-09 02:55 pm (UTC)
Edited at 2018-11-09 04:58 pm (UTC)
НАЗНАЧЕНИЕ, УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Туалетная бумага (арт. № 11315509651) в дальнейшем – ИЗДЕЛИЕ, предназначено для удаления процессов дефекации с внешнего края заднепроходного отверстия, прилегающих к нему участков кожи и локально концентрированного на данном участке тела волосяного покрова (в дальнейшем – место пользования).
1.Тщательно ознакомиться с настоящей инструкцией. Инструкция должна быть закреплена винтами М6 в легкодоступном и хорошо освещённом месте в зоне прямой видимости пользователя (пользователей).
2.Рулон изделия расположить на уровне груди пользователя в слегка горизонтальном положении.
3.Произвести акт дефекации.
4.Убедиться в успешном завершении акта и в отсутствии позывов к его продолжению (данный пункт важен для экономии и рационального пользования изделием).
5.Прямым поступательным движением правой руки вниз ухватить кончик изделия, а затем резким движением вверх и вправо приблизительно под углом в 60 градусов к линии горизонта дёрнуть (изделие), отмотав таким образом 700 мм изделия (для удобства пользователя каждые 100 мм изделия маркированы перфорацией).
7.Сложить отрез изделия в виде гармошки (баяна), последовательно сгибая его по участкам перфорации, получив при этом изделие № М6.1.
8.Переложить в руку, наиболее удобную для пользователя.
9.Приложить полученное в ходе предыдущих манипуляций изделие № М6.1 к месту использования и, плотно прижав рукой к кожному покрову, произвести подтирочные движения в межъягодичном пространстве.
10.Поместив использованное изделие в область зрения, в условиях хорошей освещённости осмотреть наличествующий на нём мазок на предмет обнаружения яйце глиста и/или признаков педикулёза. В случае обнаружения таковых набрать 03 и поставить в известность соответствующие медицинские учреждения по месту жительства. В противном случае повторить пункты 4-9 три-четыре раза.
11.Чистой сухой рукой проверить качество очистки (межъягодичное пространство на ощупь должно быть сухо, слегка шероховато, края заднепроходного отверстия хорошо протёрты, волосяной покров пушист и легко доступен для причёсывания). В случае наличия признаков некачественной подтирки (грязь под ногтями, резкий специфический запах при обонятельном контроле и др.) произвести манипуляции, описанные в пунктах 4-9 ещё три-четыре раза.
1.Не курить вблизи изделия.
2.Не оставлять использованное изделие в местах культуры, отдыха и приёма пищи.
3.Беречь от детей. Туалетная бумага – не игрушка, а средство гигиены!
4.Не рекомендуется многократное использование изделия.
Палки, мох и труды философов: чем подтиралось человечество от древности до наших дней
Во всей этой коронавирусной туалетно-бумажной истерии мы забыли про самое главное: рассказать историю этого изобретения, со всей ее дичью и перипетиями. Как римляне подтирались с помощью губки на палке, кто первым в мире использовал для этого бумагу, как этим занимались императоры Поднебесной и Генрих VIII. А главное: как технический прогресс и реклама, завязанная на страхе, привела к тому, что большая часть мира теперь подтирается китайским изобретением II века.
От мха до терсориумов: как это делали до изобретения туалетной бумаги
До изобретения туалетной бумаги человечество подтиралось с известной долей смелости и безрассудства. В ход шли камни, ракушки, сосновые шишки, трава, солома и даже собственная одежда. Верхом комфорта был подсушенный мох, собранный на экологически чистых болотах. Древние греки и македонцы, несмотря на всю прозорливость эллинского ума, использовали самые обычные деревянные палки, также, кстати, как и японцы — неожиданная деталь, которая роднит воинов Александра Македонского и самураев.
Древние римляне часто брали что-то греческое и доводили до совершенства. Так вышло и с подтирочными палками. Жители империи снабдили их мягкими губками и после использования полоскали в проточной воде; в лучшем случае — в ведре с уксусом. Такие палки назывались терсориумы и ксилоспонгиумы и были общественными — ни о какой гигиене можно было даже не мечтать. Сами по себе предметы была настолько распространенными, что о них упоминают даже античные философы. Например, Сенека в одном из писем рассказывает, как в середине I века некий германский гладиатор использовал терсориум, чтобы покончить с жизнью. Вместо того, чтобы идти на арену амфитеатра и сражаться там, он предпочел воспользоваться невнимательностью надзирателя и проткнул себе такой палкой горло.
Несколько ближе к концепции туалетной бумаги придвинулись средневековые монахи Ирландии и Норвегии: они использовали маленькие кусочки ткани. Наверняка в те времена это казалось изящным. Влажной тряпочкой подтирались и европейские монархи: Генрих VIII назначил специального человека, который следил за чистотой его задницы и тщательно чистил ее каждый раз после туалета. Человек этот считался привилегированной особой, был лордом, а по сути еще и особым советником. Не у каждого министра в Британии было столько власти и влияния.
Императорские листочки: китайцы изобретают туалетную бумагу
В 105 году китайский министр-советник по имени Цай Лунь по заданию императора изобрел новый писчий материал — бумагу. Точнее, он довел примитивную технологию до сносного уровня и организовал массовое производство. Уже в 589 году мы встречаем первое упоминание того, что образованные китайцы использовали бумагу для подтирки. Причем для этих целей не стеснялись брать даже книги и документы.
Придворный чиновник Ен Ши Ту в своем письме домой писал: «Я не решаюсь пользоваться для туалетных надобностей бумагой, на которой записаны цитаты из «Пяти классиков», названия их произведений или комментарии к ним». Настоящий интеллигент! Но сама постановка вопроса говорит о том, что бывали и те, кто не брезгует пускать на материал для подтирки труды философов.
Однако подтираться депешами и трудами конфуцианских мыслителей бесконечно было нельзя, и вскоре безымянный китайский гений изобрел настоящую туалетную бумагу, которая получила название «цао-чи» (tsaoh chih). Делалась она из рисовой соломы и с применением извести. К XIV веку индустрия развилась настолько, что вокруг района мануфактур, которые специализировались на производстве подтирочного материала, вырос гигантский холм отходов, получивший название «Слоновья гора».
Основным потребителем туалетной бумаги был императорский двор. В 1391 году дворец династии Мин заказал 720 тысяч специальных листов полметра на метр (уже потом по надобности они разрезались на нужные части). 15 тысяч листов особой, толстой, мягкой и ароматизированной бумаги предназначались для императора и его семьи. Причем цао-чи для повелителя Поднебесной делались светло-желтыми — это священный цвет августейших особ. Учитывая, что в иные времена даже за ношение желтой одежды любого, кроме правителя, ждала смертная казнь, можно представить, что случилось бы, подотрись простолюдин желтой туалетной бумагой.
Впрочем, не все тогда оценили передовое изобретение. Арабский путешественник и мыслитель Абу Зайд аль-Сирафи называл китайцев за привычку подтираться бумагой «негигиеничной» нацией. Ему, как человеку исламской культуры, был ближе ритуал подмывания, называемый «истинджа». Война двух этих фундаментальных принципов не закончилась и по сей день.
Туалетная бумага и человек эпохи модерна
Однако до туалетной бумаги привычного нам вида (в рулонах и с перфорацией) человечество шло почти две тысячи лет. В 1857 американский делец Джозеф Гайети придумал нечто такое, благодаря чему она стала по-настоящему массовым явлением. Он запустил в продажу туалетную бумагу в пачках — 50 центов за стопку (это целых 14 долларов в пересчете на нынешние деньги). Но основная его заслуга не в этом, Гайети использовал старый как мир рекламный трюк: запугать покупателя до смерти.
До этого изобретения почти вся Америка подтиралась газетами и бесплатными рекламными (а то и предвыборными) бюллетенями. Но Джозеф запустил утку о том, что чернила — главная причина возникновения геморроя, а свои туалетные листы он называл не иначе, как «целебно-оздоровительными». Позже его последователи подхватили идею и начали пугать обывателя раком прямой кишки, выкидышами, лихорадкой и вообще всем, чем угодно.
Бумага в рулонах появилась спустя 40 лет, в 1880-х, благодаря английскому изобретателю Оклоку, который назвал его «бумажные бигуди». В 1890-х рулоны уже наводнили США. А в 1928 году немец Ханс Кленк придумал перфорировать их — собственно говоря, так и появилась туалетная бумага современного образца. Далее дело оставалось за малым: сделать так, чтобы эта самая бумага была максимально мягкой и не раздирала задницы потребителей так, как это делали газеты из древесной пульпы или вышедшие из моды конфуцианские трактаты.
Выходит, что распространенности туалетной бумаги мы обязаны двум вещам: техническому прогрессу и агрессивной беспардонной рекламе, которая работала на запугивании обывателей.
Шокирующие факты о гигиене в Средние Века
До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда — она гораздо менее… хм… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.
Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна церковь. Католическая, в первую очередь.
Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.
К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. (На самом деле — не совсем так. «Сдвиг» на наготе произошел где-то в 18-19 вв, но действительно не мылись- П.Краснов). Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».
Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц и более — безобразно часто…
Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
В те смутные христианские времена уход за телом считался грехом.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя «святую» воду, к которой прикоснулся при крещении.
В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. (Не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. (Тоже не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)
Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…
Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.
Французский Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.
Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
Туалет в «продвинутом» Европейском замке — все вываливается под окна
С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!».
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.
Французский Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла …диарея (понос).
Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным.
Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью — чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.
Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью — венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием:
«Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».
Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо.
Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что дерьмо стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.
Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.
Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).
Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.
Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции.
Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.
Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. (Это далеко не всегда было так — при переходе обычно носили кольчуги, сплошные латы обычно одевали перед боем — слишком было в них тяжело. П.Краснов)
Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро — по запаху…
Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.
В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.
Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.
Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице.
И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы.
Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней. (примечание: это некоторое преувеличение Гезера, волосы на голове брили, чтобы не разводить вшей и блох — П.Краснов)
Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.
Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля.
Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.
Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.
Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов. (Раздавленных клопов — П.Краснов)
Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение.
Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами.
Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.
Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии.
Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит — получи огненный штырь в задницу — и свободен. Здоров.
Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло.
Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу». У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови». Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю.
Ну и немного от себя… как то очень давно, еще в свои школьные годы попалась мне книга (точного названия я сейчас не воспроизведу) в которой описывались воспоминания посла Персии о его поездках по той средневековой «посвященной» европе. Так вот, пригласил как то этого посла погостит пару дней в своем дворце один из тогдашних монархов франции, естественно, что посол отказать не мог и «с удовольствием» согласился.
Вся персидская делегация сославшись на «неотложные государственные дела» в срочном порядке ретировалась в первый же вечер, после того как высокопоставленный посол увидел свою опочивальню с «шевелящимся» от живности матрасом.
В итоге за половину суток прибывания «в гостях» персам пришлось сжечь ВСЮ одежду что была на них, при них и в повозках на постоялом дворе и были обриты на лысо практически ВСЕ.