Чем по сравнению с другими профессиями условия труда педагога хуже
города Севастополя
Профессиограмма
Учитель
1. Презентация профессии
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. Вместе с тем, педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Выражаясь точно, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки по определенному предмету. Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
Учитель – одна из тех профессий, в которой редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников.
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению.
Ограничения профессии: значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на ноги.
2. Тип и класс профессии
Профессия учителя относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Знак», поскольку учитель работает со знаковой информацией (цифрами, формулами, текстами, таблицами, схемами). Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, точность и аккуратность.
Профессия учителя относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, связанную с планированием процесса обучения, управлением другими людьми. Она предъявляет высокие требования к эрудиции специалиста, к гибкости и оригинальности мышления. В этой профессии очень ярко выражено стремление к развитию и постоянному обучению.
Вместе с тем, в профессии учителя есть и алгоритмические элементы, связанные с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием ведомственным инструкциям Министерства образования, что требует также высокой организованности и исполнительности.
3. Содержание деятельности
Преподаватель отвечает за образовательный процесс, он обучает, передает учащимся знания по определенному предмету в разных форматах (уроки, лекции, семинары, тренинги).Учитель способствует тому, чтобы учащиеся стремились к освоению новых знаний, он помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, создавая для учащихся «зону развития». Он участвует в разработке и внедрении образовательных учебных программ, составляет тематические и урочные планы.
При этом он строит программу обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для возраста и индивидуальных особенностей учащихся средствами, разбирает примеры на закрепление материала, контролирует его усвоение учащимися.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель оформляет документацию (журналы посещаемости, успеваемости, отчеты). Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и при необходимости оказывает на них воспитательное, психолого-педагогическое влияние, проводит разъяснительную работу. Также он организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
4. Условия труда
Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу, в режиме интенсивного общения с учениками.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки.
При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный учитель должен знать:
8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в учреждениях высшего профессионального образования. В то же время, учителей младших классов выпускают учреждения среднего профессионального образования.
Дипломированных учителей средних и старших классов готовят профильные учреждения высшего профессионального образования.
Порой в преподавание приходят взрослые люди, уже имеющие за плечами определенный наработанный жизненный опыт в специальной области (художники, менеджеры, спортсмены и т.д.). Так, бывшие спортсмены выбирают профессию тренера-преподавателя по спорту.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Большинство учителей трудится непосредственно в сфере образования. Часть высококвалифицированных преподавателей трудится в Российской академии образования. Учителя востребованы в социальных организациях и в правоохранительных органах. Рабочим местом учителя могут являться:
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития для учителя.
Повышение квалификации
Начальная ступень учителя – это преподаватель-стажер. Оставаясь преподавателем-предметником, учитель может год от года не просто нарабатывать преподавательский стаж, но также совершенствовать свои знания, умения, навыки в рамках конкретной предметной области, тем самым повышая свой тарифный разряд и заработную плату.
Административный, управленческий путь
При выборе данного направления профессиональной карьеры в школе со временем можно стать завучем или даже директором школы, отвечая за образовательный процесс уже в рамках всего учебного заведения. В вузе в перспективе можно стать старшим преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета или даже ректором.
Научная карьера
Занимаясь преподаванием, можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора наук (педагогических, биологических, т.д.).
Освоение родственных профессий
Имея профессию учителя, можно переучиться на родственные профессии типа «Человек-Человек». Например, во времена перестройки в нашей стране резко увеличился спрос на работников сферы услуг. В результате часть учителей переквалифицировалась в продавцов непродовольственных товаров, умело пользуясь наработанными навыками уверенного поведения, эффективно взаимодействуя с потенциальными клиентами и с удовольствием делясь с ними знаниями о качествах заинтересовавшего их товара.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий учитель может решить работать на себя. Например, за последние годы некоторые преподаватели сами открыли частные образовательные учреждения. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.
11. Родственные профессии
Преподаватель в ВУЗе, воспитатель.
Чем по сравнению с другими профессиями условия труда педагога хуже
Инспектор по работе с трудными подростками; воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях; учитель младших классов; гувернер; няня.
Сферы профессиональной деятельности
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Описание профессии
Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:
Индивидуальные особенности
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества:
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:
Профессиональная подготовка
Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.
Воспитатель детского сада должен уметь:
Область применения
Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.
Условия труда
Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.
В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.
Профессиональные риски
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Образовательные учреждения
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Образовательные организации высшего образования:
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
Красноярского края
Профессиограмма
Учитель
Презентация профессии
Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь…
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Согласно словарю Ожегова, учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
В средней школе ребенка сначала (первые 4 года) сопровождает учитель начальных классов, а затем классный руководитель и множество учителей, ведущих отдельные предметы (учителей-предметников). И если учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы – няни, то классный руководитель это уже наставник, направляющий и организовывающий, но обязательно оставляющий своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому от него требуется не только безупречное знания того учебного материала, который он преподает, но и умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их потенциал (выражаясь педагогическим языком, видеть зону их ближайшего развития).
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда. В ней редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению
Ограничения профессии: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.
Содержание деятельности
Учитель обучает, передает учащимся знания по определенному предмету, используя разные формы (групповые и индивидуальные) и способы руководства познавательной деятельностью учеников (семинары, тренинги, лекции и др.).
Учитель содействует стремлению у учеников к освоению новых знаний, создает условия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, способностей и возможностей.
Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для данного возраста средствами, включает в процесс обучения примеры для закрепления материала, осуществляет контроль за успешным усвоением нового.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и, при необходимости, оказывает воспитательное психолого-педагогическое влияние, проводит со своими воспитанниками разъяснительную работу.
Учитель организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
Учитель строит образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся (например, стиля познавательной деятельности).
Учитель разрабатывает и внедряет образовательные учебные программы, составляет тематические и урочные планы.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный учитель должен знать:
Условия труда
Обычно учитель работает в помещении. Большую часть рабочего дня он проводит в режиме интенсивного общения с учениками, двигаясь при этом по учебному классу, стоя у доски или сидя за рабочим столом. Другая часть его рабочего времени в той или иной степени бывает посвящена заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для учителя:
Базовое образование
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в организациях высшего образования.
Учителей младших классов выпускают организации среднего профессионального образования (техникум, колледж).
Пути получения профессии
В городе Красноярске дипломированных учителей средних и старших классов готовят организации высшего образования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовит Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «СФУ».
В городе Красноярске дипломированных учителей выпускают организации среднего профессионального образования КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М.А. Горького», КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовят следующие организации среднего профессионального образования:
Учитель: минусы и плюсы профессии, борьба с выгоранием
Светлана Лаврентьева
Готовя этот обзор советов, которые в последний месяц давали опытные педагоги на Педсовете, я решила обратить внимание на те, которые напрямую касаются учительской профессии. Итак, что в работе педагога самое плохое, стоит или не стоит выбирать профессию учителя и как справляться с психологическим выгоранием?
Обратная сторона учительской профессии
Среди множества вопросов о том, как воспитывать, обучать ребенка, справляться с проблемами, которые возникают у современных детей, встречаются и вопросы, связанные с учительской профессией. Например, недавно членов сообщества Педсовета попросили перечислить плохие стороны учительской профессии помимо небольшой зарплаты. В ответах лидирует «необходимость заполнять множество отчетов». Хотя и других «темных» аспектов учительской профессии педагоги назвали немало.
«Раньше я учила детей, а сейчас оказываю услуги».
«Если дети не признают тебя учителем и как человека».
«Трудно объяснить родителям, что проблемы их детей в учебе никогда не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов».
«Учитель никак не защищён. Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет».
«Безысходность и горькая доля, когда с возрастом наступает понимание, что после ухода на пенсию тебя забывают твои коллеги, с которыми ты бок о бок проработал многие годы и часто поддерживал в трудных жизненных ситуациях. Еще угнетает неблагодарное отношение руководства к простому учителю».
«И отсутствие уважения, со стороны родителей, а потом и со стороны учеников. Излишняя бюрократия. Отсутствие на данный момент понимания, что успешным ученик может стать, только если будет тесная взаимосвязь учителя, родителей, а если нужно и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Чудес не бывает, всем нужно трудиться и приучать к этому детей».
«Кто придумал аттестацию для учителя? Так унижать учителя нельзя!»
Я задала этот же вопрос лично знакомым мне учителям. Они не только упомянули те недостатки педагогического труда, которые перечислены выше, но и добавили еще:
«Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются. Даже самые безумные и нелепые, а то и просто вредные. Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет рот открыть при чиновниках, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело».
«Много лишней работы, которая к профессии не имеет отношения: то на выборах работаем, а потом с недосыпом на уроки, то на митинг нас гонят, то на какой-нибудь встрече с главой управы мы собой зал заполняем, то еще куда засунут. И чувствуешь себя не человечком, а так, человечишкой. Ну и какой после этого из меня учитель?»
«Бич каждого учителя – профдеформация. Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим. Дети-то привычные, терпят, а вот взрослые начинают от нас шарахаться».
Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Но в Советах зашла речь и о преимуществах профессии.
Стоит ли идти в учителя?
К нашим экспертам обратилась выпускница этого года: «Я учусь в 11 классе. Когда я говорю, что хочу в пед, мне делают круглые глаза. Некоторые выражаются прямо, тупая что ли? А вы посоветовали бы мне пойти в педагоги?»
Члены нашего сообщества дали несколько разумных советов:
«Конечно, если есть желание. Слушайте свое сердце, оно подскажет правильный ответ».
«Чтобы выбрать профессию, надо спросить себя: «А чем бы я хотела заниматься 24 часа? Что мне не надоест? От чего я получаю удовольствие?» В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы. Небольшая (гарантированная) зарплата, но большой летний отдых, много отчетности, но живое общение с детьми, сложности новых требований к профессии, но непрерывный внутренний рост учителя. Что будет важно для Вас? С чем вы согласитесь мириться? Это и определит Ваш выбор».
«Есть такое понятие «призвание», звучит, может быть, и старомодно. Вам нравится «возиться» с детьми? Вы общительный человек? Вы оптимист? Вам не хочется уходить из школы? Вы учитесь хорошо? Тогда удачи!»
«Стоит! Это хорошая профессия, одна из самых нужных. Будете делать благородное дело, за которое не будет стыдно!»
«Как-то уже давно я встретил на улице взрослую дочку своей одноклассницы. Спросил её: «Как дела, где учишься?» Она отвечает: «В педухе». Я не сразу понял, переспросил. Оказалось, что это пединститут.
Поступая в университет, изучая там педагогику, я и не помышлял работать в школе. Два месяца вузовской практики в школе и месяц вынужденного школьного учительства в армии заставили меня выбрать педагогику.
Мне никогда не нравилась наша школа. Но только «встав к доске», я увидел и понял, почему. Я пришёл в школу, чтобы поменять её и сделать настоящей.
А зачем Вы собираетесь в «пед»?»
«Быть педагогом трудно, я бы сказала очень трудно. Постоянно меняются требования к качеству образования, нововведения, критерии оценки. При этом необходимо быть в всегда в тонусе, постоянно усовершенствоваться, иметь мощное терпение и учиться УВАЖАТЬ детей. Прежде чем втянуться во все это, советую ХОРОШО подумать. »
«Да отличная работа».
Справиться с эмоциональным выгоранием
Но даже от самой отличной работы можно устать. И учителя устают чаще, чем представители иных профессий. А иногда устают настолько, что работать получается только через силу, со стиснутыми зубами. Психологи называют это состояние выгоранием. В Советах наши педагоги делились своими методами борьбы с этой напастью.
«Для того что бы снять эмоциональное выгорание и помочь себе, вы можете:
— Сменить обстановку(поездка куда-нибудь).
— Сходить в кино.
— Отдохнуть с друзьями.
— Взять отпуск.
— Заняться любим делом».
«Чтобы снять напряжение, советую посетить мастер-классы по рукоделию, обучающие вебинары, после них хочется что-то новое применить в работе, поднимает интерес».
«Посещаю психологические тренинги, очень помогает».
«Нужно просто любить свою работу и людей со всеми их достоинствами и недостатками, а на занятиях использовать новые педтехнологии: деловая игра, симуляционное обучение, сотрудничество с обучающимися, и тогда будет интересно и вам, и детям и никакого профессионального выгорания. Я в профессии 42 года и по-прежнему с удовольствием иду на работу!»
«Ещё Сухомлинский сказал, что успешность педагога определяется количеством свободного времени. Чтобы не было выгорания, нужно это время провести качественно, ни в коем случае не на диване, наедине со своими мыслями! Здесь все способы хороши! Но главное, по-моему, нужно занять себя тем, что очень нравится! Прогулки, чтение хорошей книги, рукоделие, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, йогой и др. Ну и, конечно же, общение с позитивно настроенными, интересными людьми!»
«Обязательно приведите себя в порядок. Это отдых, релаксация, заняться любимым занятием. И распорядок дня. Сон поможет восстановить силы».
«У любви выгорания не бывает, усталость снимает классическая музыка, живопись и путешествия, прогулки, наслаждения в доступной форме: чтение, плавание и др. Замечательно расслабляет встреча с друзьями в непривычной обстановке. Выгорать можно только от бюрократизма и глупости, но и их надо воспринимать философски».
«Для того, чтобы справиться с синдромом выгорания на работе используйте следующие приемы:
1) обратите внимание на домашнюю обстановку, может нужно что-то изменить (мелкий ремонт, перестановка мебели, разведение оригинальных комнатных растений и т.д.)
2) Хорошо отвлекает от напряжения шитье (иду в магазин тканей, выбираю что нравится, и сама шью комплект постельного белья, юбку или платье).
3) Можно с помощью информации в интернете научиться готовить какое-либо блюдо, которое хотелось бы попробовать и устроить семье обед или ужин.
4) Заведите собаку, кошку или аквариумных рыбок. Заботы о питомцах отвлекают от проблем на работе. »
Мои друзья-учителя тоже дали советы по борьбе с выгоранием:
«Выгорание наступает, в первую очередь, от стрессов. У учителей они постоянно. Психика наша с ними не справляется. Несколько лет назад я нашла способ легче и быстрее переживать любой стресс: я иду в туалет и там расческой расчесываю волосы, закрыв глаза. Проведешь расческой по волосам сто раз – чувствуешь, что нервы в норме, от стресса и следа не осталось».
«Стараюсь гулять каждый день. Очень помогает снять усталость, переключиться. Главное – во время прогулки не думать о работе, а внимательно смотреть по сторонам, замечая всякие мелочи. Если привыкнуть каждый вечер гулять, хотя бы полчаса, по утрам просыпаешься в хорошем настроении, в нем же идешь на работу».
«Чтобы не забывать о том, что я – неплохой учитель, общаюсь в социальных сетях со своими бывшими учениками. Когда узнаешь, что вот Вова стал архитектором, а Петя – врачом, что у них семьи, дети, все хорошо, то как-то осознаешь смысл и пользу своей работы, появляется желание жить и работать дальше».