Чем по мнению зубатова опасна антиправительственная пропаганда что должно противопоставить
Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство?
По мнению начальника Московского охранного отделения Зубатова, который контролировал рабочее движение, антиправительственная пропаганда опасна прежде всего тем, что незамедлительно последуют репрессивные меры. А потом, он пытался убедить рабочих, что правительство может улучшить их положение. Он боялся революционных настроений среди рабочих и девизом его внутренней политики было поддержание равновесия среди классов.
Она была героической девушкой ей не исполнилось и 18 лет как она уже стояла во Французком войске.Она писала Англии письмо с угрозами.После её появления Французы одерживали победы над Англией,но ошибка короля Франции была в том что он не помог ей в спасении от смертной казни
1945-1953гг.
Послевоенный период. Страна понесла большие убытки, экономика находилась в «разрухе». Основная цель этого периода: восстановить довоенный уровень промышленности и с/х. Мероприятия: четвёртая пятилетка (восстановлены и построены такие крупные предприятия как Днепрогэс, Запорожсталь, Донецкий угольный бассейн, Азовсталь, Коломенский завод тяжелого машиностроения, Калужский турбинный завод и др. ), денежная реформа (отменена карточная система).
Итог: удалось достигнуть довоенного уровня промышленного производства, но все же сохранилось серьезное отставание в сельском хозяйстве.
1954-1965гг.
Децентрализация управления экономики и перестройка руководства промышленности с отраслевого принципа на территориальный.
Мероприятия (реформы Хрущёва): освоение целены, «кукурузная эпопея», денежная реформа, ликвидация МТС.
Итог: политика в сельском хозяйстве была непродуманной, не учитывались условия страны + реформы проводились в командной экономике. Всё это привело к значительному снижению показателей.
Вторая половина 1960-х.
Попытка реформации в экономике: реформы Косыгина (твёрдый гос.план, снижены налоги, стабильные денежные оклады, отмена запрета на ведение подсобного хозяйства, хозрасчёт).
Итог: появилась заинтересованность предприятий в результатах труда. Однако все изменения проводились в рамках командно-административной системы, поэтому концу деятельности Брежнева показатели резко упали.
1970-е.
В экономике «застой».
Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство?
По мнению начальника Московского охранного отделения Зубатова, который контролировал рабочее движение, антиправительственная пропаганда опасна прежде всего тем, что незамедлительно последуют репрессивные меры. А потом, он пытался убедить рабочих, что правительство может улучшить их положение. Он боялся революционных настроений среди рабочих и девизом его внутренней политики было поддержание равновесия среди классов.
Ответ:
Специфика Гражданской войны в России заключается в присутствии на ее территории большой интервенционистской группировки войск, которая привела к значительному затягиванию войны и существенно увеличила человеческие жертвы.
Военная интервенция стран Антанты также была вызвана рядом факторов, среди которых значимое место занимало непризнание капиталистическими государствами новой формы политической власти, которая сложилась в России. Неприятие большевистского лозунга мировой революции и как следствие этого возникло стремление оказать помочь свергнутым классам. Но эта помощь не была бескорыстной. Кроме того, сильное недовольство было вызвано нарушением Россией союзнических обязательств и выходом ее из войны.
Так же одной из причин интервенция стран Антанты стал протест против национализации иностранной собственности и отказа от выплаты иностранных долгов. Страны Антанты подталкивали к интервенции и собственные экономические и геополитические интересы. Кроме того, составной частью интервенции явилась военно-экономическая блокада России, которая была установлена Антантой после перемирия в ноябре 1918 года.
Ожесточенная борьба за власть продолжалась в России на протяжении пяти лет. В этой ожесточенной вооруженной борьбе большевикам удалось удержать власть в своих руках. В этот период были ликвидированы все государственные формирования, которые сформировались после распада Российской империи, за исключением Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Бессарабии.
Партия большевиков, провозгласила установление диктатуры пролетариата. По факту же большевистская власть установила свою диктатуру. Руководство большевистской партии решало все наиболее значимые вопросы государственной, экономической, военной и культурной жизни. Формально после провозглашения пролетарской демократии, большевики начали вести непримиримую борьбу со своими идейными противниками. Большевики проводили радикальную национализацию промышленности и банков, так же они запретили торговлю, ввели продразверстку и трудовую повинность.
Сторону противников большевиков поддержали страны Антанты. Именно это привело к затягиванию войны. Эта борьба характеризовалась бескомпромиссностью и ожесточенностью борющихся сторон. Общая сумма ущерба России составила 50 млрд. золотых рублей. Кроме того война принесла огромные человеческие жертвы. Всего с учетом погибших от голода и эпидемий они составили 13 млн. человек.
Чем по мнению зубатова опасна антиправительственная. Вопрос: Чем, по мнению Зубатова С., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство? Из записки С.В. Зубатова
Вопрос:
Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство?
Ответы:
По мнению начальника Московского охранного отделения Зубатова, который контролировал рабочее движение, антиправительственная пропаганда опасна прежде всего тем, что незамедлительно последуют репрессивные меры. А потом, он пытался убедить рабочих, что правительство может улучшить их положение. Он боялся революционных настроений среди рабочих и девизом его внутренней политики было поддержание равновесия среди классов.
Цели: выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.
Задачи: ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?
УМК: атласы, карта «Революция 1905-1907гг»,тестовые задания, раздаточный материал «Из петиции», портреты Николай II, Зубатова.
Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь.
Тип урока: комбинированный
Ход урока Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учащихся
I.Организацион-ный момент
(2-3 мин.) Учитель приветствует учащихся:
-Здравствуйте, ребята!
Учитель отмечает отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя стоя.
Дежурный ученик называет фамилия отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
(4 мин.) Учитель:
— Ребята. Сейчас, для проверки своих знаний по пройденному материалу, проделаете тестовые задания
(см. Приложение 1). Задание 1(выполняют тестовые задания).
III. Изучение нового материала
(25 мин.)
Зафиксируем результаты работы в схеме (запись на доске и в тетрадях) Приложение 2.
2. «Зубатовский социализм»
— Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)
— Далее поработаем с документом: Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
Что должно противопоставить ей правительство?
Резюме:
— Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом. Задание 2.
Учащиеся работают с текстом параграфа и по заданию учителя самос-тоятельно определяют причины первой россий-ской революции:
— Первыми подали голос студенты, потребовав-шие восстановления университетской автономии.
-Возобновились забастовки рабочих.
— В массовую борьбу стало вступать крестьянство.
-После начала русско-японской войны прокатились волны выступлений в армии и на флоте.
Задание 3.
Учащиеся работают со схемой.
Задание 5.
Учащиеся работают с документом на стр. 42:
«Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г»
Задание 6.
Работа по карте и атласам.
Задание 7.
Учащиеся выписывают в тетрадь главные понятия; работа с учебником (стр. 40-41) и в тетради.
IV. Закрепление
(8 мин.)
V. Выставление оценок.
(3 мин.)
VI. Домашнее задание
(2 мин) 4. Заключительная беседа по вопросам:
— Когда произошла первая русская революция?
-Что послужило поводом к революции?
-Назовите причины революции.
-Какие социальные слои участвовали в ней?
-Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
-Какой главный итог революции?
Подведём итоги:
— Что изменилось в России после революции?
Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.
— Можно ли было избежать революции?
Прочитать параграф 6,
ответить на вопросы 1,2,5,6 на стр. 42
По желанию учащиеся могут написать доклад на темы:
а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI века.»
б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»
5. Учащиеся отвечают на вопрос, подводят итог.
Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы малоземелья крестьян.
Учащиеся ставят в дневник оценки, записывают домашнее задание.
Учитель истории и обществознания: Ахметова А.З.
Тестовые задания для проверки домашнего задания.
1.Соотнесите события и даты:
а)1896г.
б)1898г.
в)1899г.
г)1904-1905гг.
д)1907г.
1)Гаагская международная конференция по разоружению;
2)китайско-русское соглашение о строительстве КВЖД;
3)русско-японская война;
4)англо-русские соглашения о разделе сфер влияния в Персии, Афганистане, неприкосновенности территории Тибета;
5)китайско-русское соглашение об аренде Ляодунского полуострова.
2. Кто здесь лишний и почему?
а) С.Ю. Витте.
б) А.Н. Куропаткин
в) С.О. Макаров
г) З.П. Рожественский
3. Что здесь лишнее и почему?
а) Мугден
б) Ляоян
в) Порт-Артур
г) Цусима
4. Главный итог российской внешней политики в 1894-1904 гг.?
а) достижение всеобщего разоружения в Европе.
б) установление преобладающего влияния в Китае.
в) война с Японией.
г) вступление России в Тройственный союз.
5. Не относится к причинам поражения России в войне с Японией:
а) отдаленность от театра военных действий баз русской армии и флота.
б) отсутствие боевого опыта у русской армии и флота.
в) отсутствие у России бронированного парового флота.
г) революция в России.
6. Что здесь лишнее и почему?
а) Корея.
б) Южный Сахалин.
в) Порт-Артур.
г) Персия.
7. Расшифруйте аббревиатуру КВЖД.
Из записки С.В. Зубатова
За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…
Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.
1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
2. Что должно противопоставить ей правительство?
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Урок истории в 9-м классе по теме «Первая Российская революция 1905–1907
На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)
Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.
Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?
Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.
— Какая задача стояла перед правительством?
Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.
20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты ) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.
Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».
Найдите в учебнике:
Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?
На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.
После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.
Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)
Работа с документом.
Из записки С.В. Зубатова
За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…
Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.
1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
2. Что должно противопоставить ей правительство?
По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.
С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.
В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.
Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».
3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвями, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.
— Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?
Работа с документом.
(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)
1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
4. Ответственность министров перед народом.
5. Равенство перед законом всех без исключения…
1. Каков характер приведённых требований?
2. О чём просят рабочие царя?
3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?
5. Какой современный документ она вам напоминает?
Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?
Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».
Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.
По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.
Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.
Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.
— В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.
— Это был повод или причина революции?
— Какие причины толкнули народ к революции?
Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.
Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.
Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.
В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Работа с документом.
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
1. Какие права получило российское население?
2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
3. Какими полномочиями он наделялся?
4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.
Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?
(учащиеся выписывают в тетрадь)
Работа с учебником и в тетради.
Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогомреволюции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.
В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».
В современном мире есть такое государство?
1. Когда произошла первая русская революция?
2. Что послужило поводом к революции?
3. Назовите причины революции.
4. Какие социальные слои участвовали в ней?
5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
6. Какой главный итог революции?
— Что изменилось в России после революции?
Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.
— Можно ли было избежать революции?
Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.
В истории развития социал-демократического движения в России очень важную роль сыграла «зубатовщина». Что это такое? Как она появилась? Долго ли просуществовала? Это три главных вопроса, повлиявших на дальнейшее развитие революционных настроений в тогдашнем монархическом государстве.
Само понятие «зубатовщина» кратко определяется как действие царского режима по отношению к рабочему вопросу, возникшему в Она была направлена на то, чтобы отвлечь огромные массы людей от политической борьбы с монархической властью и преобразовать это движение в вынесение только лишь экономических требований к правительству. Откуда же появилась «зубатовщина», что это такое и каковы ее предпосылки? Об этом вы сможете узнать из нашей статьи.
Определение
Обнаружение
В самом начале ХХ века главой охранного отделения города Москвы был некий Именно благодаря ему были раскрыты и уничтожены многие из существующих в то время революционных организаций. В 1896 году сотрудники обнаружили одно из первых обществ социал-демократического толка, называемое «Московским рабочим союзом», который был создан путем объединения нескольких политических кружков.
Начало социал-демократического движения
Разобраться во всем Зубатову помогла специальная литература. Можно сказать, что в этот момент он впервые обнаружил существование социал-демократического течения. Он выяснил, что, начиная уже с 1890 годов, многие организации стали брать на вооружение принципы немецких заговорщиков.
Германские социал-демократы сумели объединить в одно целое политические составляющие революции с экономическими потребностями рабочих. Их учение состояло в том, что добиться выполнения своих требований они смогут лишь путем проведения социальной революции. Они вели умелую пропаганду в рабочей среде. Цель социал-демократов состояла в том, чтобы привлечь в свои ряды из числа городского пролетариата как можно больше людей, которые впоследствии превратились бы в мощную революционную армию.
Идея Зубатова
Поэтому в апреле 1898 года самим Зубатовым была составлена и тут же представлена обер-полицмейстеру Д. Ф. Трепову некая записка. В ней была довольно подробно описана программа мер по улучшению положения рабочих.
Далее записка попала в виде доклада на стол генерал-губернатора города Москвы, коим являлся Великий князь Сергей Александрович. Замысел Зубатова ему понравился, и он дал разрешение на проведение разъяснительных занятий для рабочих.
Суть идеи
В то время как проводились допросы задержанных, Зубатов пытался доказать, что власть сама по себе не является для них врагом, что даже при монархическом строе можно добиться удовлетворения всех своих экономических требований. Но для этого нужно уяснить разницу между революционным и рабочим движениями. Если в первом случае присутствуют идеологические интересы, то во втором целью являются деньги.
Такое разъяснение Зубатова возымело успех. Убежденные его словами, люди начали проводить агитацию в своей среде, и через какое-то время поступило первое прошение о создании общества рабочих.
Основные положения
Таким образом, Российская империя начала бороться с социал-демократическими организациями на своей территории методом, который впоследствии получил название «зубатовщина». Кратко его можно изложить в нескольких пунктах.
● Замена революционного на эволюционное учение. Если первое предполагает вооруженное свержение власти, то второе не приемлет насилия ни в одной из его форм или видов.
● Пропаганда всех преимуществ самодержавия, касающихся социальных отношений. Главным критерием выдвигалось то, что монархия сама по себе склонна к справедливости, ей чужды все насильственные действия.
● Твердое убеждение в том, что самодеятельность полностью заканчивается там, где вступают в силу права власти, т. е. переход за эту черту является недопустимым своеволием. Все изменения в стране должны исходить от правительства и исключительно через него.
Развитие движения
Весной 1901 года с разрешения обер-полицмейстера Трепова группа московских активистов создала «Общество взаимопомощи рабочих механического производства». Зубатов снабдил их специальными брошюрами. В них говорилось о профессиональном рабочем движении.
Кроме того, в этом же году в Москве начали проводить лекции для народа, которые пользовались большой популярностью. Все собрания проходили под присмотром агентов Зубатова, которые были в курсе всех событий, происходящих в городе.
В это время был создан специальный Совет рабочих, который принимал жалобы от людей, а также защищал их интересы в случаях каких-либо попыток притеснения со стороны фабрикантов. Таким образом, Трепов с Зубатовым оказывали поддержку Совету. Кроме того, они также производили давление на фабрикантов. Результатом их работы стала организованная на шелковой мануфактуре забастовка, длившаяся в течение целого месяца.
Такой ошеломительный успех Общества, которое отстаивает интересы рабочих, начал приобретать поистине легендарные черты. После этого зубатовское движение сделало практически невозможным существование какой-либо социал-демократической пропаганды в Москве.
Ликвидация
Пропаганда социал-демократов оказалась весьма действенной, и новое Общество было дискредитировано. Теперь профессора отказывались читать лекции на собраниях, так как их предупредили, что в случае согласия они будут пригвождены к позорному столбу.
Весной 1903 года начались массовые забастовки на юге страны, сопровождавшиеся политическими демонстрациями. Влияние социал-демократов стало стремительно укрепляться. Летом того же года волна демонстраций дошла и до Одессы. В волнениях приняли участие и «зубатовцы».
На фоне всевозрастающих забастовок и недовольства фабрикантов вмешательством властей в их отношения с рабочими, правительство приняло решение отказаться от проводимой им политики. В результате этого летом 1903 года все зубатовские организации прекратили свое существование. Сам движения был отстранен от работы и вскоре отправлен в ссылку.
На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)
Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.
Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?
Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I . Организационный момент.
II . Изучение нового материала.
Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.
— Какая задача стояла перед правительством?
Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.
20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты ) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.
Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».
Найдите в учебнике:
Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?
На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.
После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.
Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)
Работа с документом.
Из записки С.В. Зубатова
За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…
Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.
По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.
С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.
В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.
Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».
3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.
— Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?
Работа с документом.
(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)
Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?
Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».
Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.
По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.
Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.
Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.
— В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.
— Это был повод или причина революции?
— Какие причины толкнули народ к революции?
Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.
Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.
Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.
В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Работа с документом.
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.
Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?
(учащиеся выписывают в тетрадь)
Работа с учебником и в тетради.
Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогомреволюции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.
В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».
В современном мире есть такое государство?
III . Закрепление.
— Что изменилось в России после революции?
Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.
— Можно ли было избежать революции?
Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.