Чем по мнению вл соловьева должна заниматься философия
6.3. Философия всеединства Владимира Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900 гг.). С него начинается важный период в истории русской философии. Родился в Москве, отец – ректор Московского университета, историк С. Соловьев. Дед его – Сковорода, украинский философ. С 13 лет увлекался философией материализма, поступил на факультет естествознания, много спорил с отцом, выкинул из своей комнаты все иконы.
В 21 год уже отрицает весь материализм. Считал, что такой этап должны пройти все, что истина – в религии. Защищает диссертацию на степень магистра. Увлекается мистикой, у него часто бывали видения, они направляли его философское развитие.
В 1881 г. выступает с лекцией против смертной казни. Это произошло после покушения на Александра II и перед судом над террористами. Этим он восстанавливает против себя правительство. Ему запрещено читать публичные лекции. Писательская работа и церковная деятельность становятся основными занятиями. Большое влияние на него оказали теории Канта, Гегеля и Платона. Основные работы: «История и будущность теократии», «Великий спор и христианская политика», «Оправдание добра», «Три разговора».
Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. Соловьев отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее обнаруживает, «вбирает в себя» низшее. Онтологической основой всеединства выступает у Соловьева Божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «особую организующую силу, действующую в мире».
Окружающий мир, по мнению Соловьева, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога мало признавать абсолютное существо. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. И непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьева «мировая душа». Основным признаком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Бог дает «мировой душе» идею всеединства как определенную форму всей ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии – мудрости.
Мир – это не только творение Бога. Основой и существом мира является «душа мира» – София, как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человеку.
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением Богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным Богом и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического процесса.
Целью всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение Богочеловечества. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельности знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала – Бога. Утверждение Соловьева об истинном знании как единстве эмпирического, рационального и мистического познания является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называет «свободной теософией», позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.
Основные идеи философии В. Соловьева.
Идеи поиска социальной правды. Утверждение веры в прогресс. Утверждение правды на земле. Попытка дать новое русло христианству. Увязать науку и религию. Поиски цельности человека, источника его целостности. Попытка дать человеку гармонию, единство между верой и поисками истины. Необходимость создания новой философии. Рассмотрение истории как прогрессивного развития человечества. Воссоединение истории Бога и человека. Идея Софии (мудрости). Это наивысшая форма бытия. Высшее качество – любовь. София – это женственность. Много образов Богородицы.
– интеллектуальная любовь (к родным, близким, человечеству, Богу);
– синтез первой и второй – абсолютная любовь. Любовь бестелесную Соловьев не признает.
Абсолют – это то, что свободно от всяких определений. Это ничто и все одновременно. Абсолют есть всегда. Он утверждается актом веры. Бог, который выражает сущность абсолюта, порождает триаду: дух, ум, душа.
Бытие – это единая природа. У каждого организма есть идея целостности.
Кроме того, имеется единство второго рода. Оно идет от Софии, представляет собой «мировую душу». «Душа мира» «отпала» от абсолюта. Стремление через Софию подойти к абсолюту. Когда на земле появился человек, в истории мира произошли глубокие перемены. Человек начинает новое действие. Человек способен познать мир.
Нравственность не зависит от религии. Прогресс должен вести к добру. Создавать новые вещи – это не идея прогресса.
В мир иногда приходит антихрист. Соловьев говорит, что антихрист очень красив, умен, изобретателен. Только за счет этого он может переманить к себе много народу, вместе с этим он уводит человечество от стремления к добру.
Три типа нравственности:
Вера в обязательность добра. Благоговение перед народом, перед обществом.
История проходит два этапа: движение человека к Христу; от Христа – к церкви.
На земле наступит теократия. Единство духовной, царской и внутренней (духовной) власти.
В истории много сил: 1. Восток; 2. Запад; 3. Славянский мир. И первая и вторая силы скоро исчерпают себя. Запад распыляет единое из-за развития эгоизма у людей. Славянский мир может объединить всех в единстве.
Соловьеву принадлежит универсальная формула «Благо – Истина – Красота», выражающая единство нравственности, науки и искусства.
Что есть Истина? То, что Благо и Красота. Что есть Благо? То, что Истина и Красота. Что есть Красота? То, что Благо и Истина.
Эта формула не утратила своей актуальности и сегодня, в период острого духовного кризиса.
85. Философия В. С. Соловьева
85. Философия В. С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – основоположник русской, христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д. Даже наша Вселенная, замечает В. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое.
Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, то есть стремиться к познанию «всего во всем».
«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового.
Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т. д. делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно, живет одной общей жизнью. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых его единство было бы пустым и мертвенным.
С точки зрения В. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании (экстенсивном и интенсивном) реальной – хотя не всегда осознаваемой – солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Очерк первый. БЛИЖАЙШИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Очерк первый. БЛИЖАЙШИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА Ближайшими последователями Соловьева были князья Сергей и Евгений Трубецкие. Впрочем, оба они отличались крупным философским дарованием, и их следование Соловьеву было отнюдь не слепым, а критическим. Тем не менее они
8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. М. Соловьева. Философское и поэтическое творчество Соловьева стало духовной основой последующей русской религиозной метафизики,
Основные черты философии «всеединства» Вл. Соловьева
Основные черты философии «всеединства» Вл. Соловьева Bл. C. Соловьев (1853–1900), сын историка С. С. Соловьева, получил блестящую домашнюю подготовку и воспитание в духе требований православной веры; окончил историко-филологический факультет Московского университета, где и
Смерть Соловьева
Смерть Соловьева Вскоре после того, как окончилось наше пребывание в горном монастыре, Соловьев присоединился к группе людей, посвятивших свою жизнь поискам истины, о которых я уже упоминал. Я конечно же дал ему необходимые рекомендации. Он стал полноправным членом этого
6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого
6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого Крупным представителем религиозной философии XIX в. является Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900). По словам С. Н. Булгакова, его философия – «самый полнозвучный аккорд» в истории отечественной философской мысли. Великолепный
Оправдание истины как философский замысел Вл. Соловьева
Оправдание истины как философский замысел Вл. Соловьева Принято считать, что Соловьев предполагал дополнить «Оправдание добра» работами «Оправдание красоты» (контуры которой были намечены в ряде его статей об искусстве и эстетике) и «Оправдание истины» (началом
Учение B.C. Соловьева о добродетелях
Учение B.C. Соловьева о добродетелях В новоевропейской философии роль добродетели как этической категории существенно снижается, она уступает место категориям свободы воли, долга и блага. Ситуация меняется со второй половины XIX в. Один из опытов переосмысления учения о
Глава 2. Словарь Владимира Соловьева
Глава 2. Словарь Владимира Соловьева Как я уже говорил в предыдущей главе, наши философы, пытаясь понять, что такое рассудок и разум, шли за умом не к собственному народу, а к западной философии, считая, что она больше об этом думала, а значит, и лучше знает. Поэтому они
§ 4. Идеал цельного знания у В.С. Соловьева
§ 4. Идеал цельного знания у В.С. Соловьева Идею целостного разума по-своему развивал в последней четверти XIX в. и В.С. Соловьев. У него она также в главном имеет характер критики, а именно критики отвлеченных начал (понимая под этим не только содержание докторской
Умозрение и Апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьева)
Умозрение и Апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьева) I Владимир Соловьев – один из самых обаятельных и самых даровитых русских людей последней четверти прошлого века. И вместе с тем – один из самых оригинальных. Правда, в первые годы своей литературной
Философия В.С.Соловьева.
Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности.
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Ис. Хр. открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.
Завершая разбор историософских построений В. Соловьева, можно сказать, что они представляют собой попытку создать цельное мировоззрение в виде органического синтеза науки, философии и религии. Благодаря Соловьеву этот синтез стал определяющим мотивом всей русской религиозной и философской мысли
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
“КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)” — магистерская диссертация Вл. С. Соловьева, защищенная 24 ноября 1874 в Петербургском университете. Опубликована в журнале “Православное обозрение” (1874, №1,3, 5, 9,10) и отдельным изданием (M., 1874; поледнее изд.: Соч., Т.2. M., 1988).
Согласно Соловьеву, западная философия, начавшись с раздвоения между личным мышлением и общенародной верой (схоластика) и реализуясь в противопоставлении самочинного разума внешнему бытию природы (Новое время), в качестве исключительно теоретического познания завершила свое развитие. Опираясь на идеи позднего Шеллинга, старших славянофилов, П. Д. Юркевича, Соловьев с небывалой для русской мысли силой, широтой, конкретностью и концептуальностью проинтерпретировал историю западной философии — от схоластики до Гегеля, Шопенгауэра, Э. Гартмана, позитивистов — как историю последовательной смены ряда гипостазированных отвлеченных начал (теоретический анализ этой проблематики дан в его работе “Критика отвлеченных начал”, 1880) и сформулировал принципиальное значение и последние результаты этой истории для метода познания, учения о сущем и этики.
Признание односторонности и потому неистинности как чисто рационалистического, так и чисто эмпирического направлений в западной мысли приводит, по Соловьеву, к требованию истинного метода, дающего цельное знание, а также к полаганию в качестве абсолютного первоначала вместо прежних абстрактных сущностей и ипостасей (рассудок, опыт, понятие, воля, бессознательное и т. п.) конкретного всеединого духа.
Последней же целью и высшим благом мирового развития предстает уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни и восстановление их как царства духов, объемлемых всеобщностью духа абсолютного. Подлинный (и неожиданный для западного сознания) смысл результатов западноевропейского философского развития, по Соловьеву, утверждает в форме рационального познания те самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания утверждались великими богословскими учениями древнего и в особенности христианского Востока. Исторически и логически неизбежно возникновение новой философии как синтеза религии, метафизики и положительной науки, который соединит с полнотой содержания духовных созерцаний Востока логическое совершенство западной формы. (В “Приложении” рассмотрена и принципиально отвергнута теория О. Конта, согласно которой два предварительных базиса в умственном развитии человечества, религия и метафизика, уступают место и преодолеваются третьим, окончательным — позитивной наукой).
Проблема сущего и бытия в философии Владимира Соловьева и в российском соловьевоведении
Различение сущего и бытия как фундаментальное метафизическое онтологическое различение, лежащее в основании философских построений В. Соловьева. Рассмотрение динамики взглядов философа на проблему преодоления отвлеченности в поздний период его творчества.
Рубрика | Философия |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.03.2018 |
Размер файла | 62,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Второй параграф второго раздела «Основные подходы исследователей к проблеме эволюции идей В. Соловьева» посвящен изложению взглядов исследователей философии В. Соловьева на проблему изменения взглядов русского мыслителя при различении сущего и бытия к последнему периоду его философского творчества
Идея о радикальном пересмотре Соловьевым в «поздний» период творчества своих «ранних» взглядов, концепций достаточно популярна в соловьевоведении.
А. Ф. Лосев в своей работе «Владимир Соловьев и его время» как раз и рассматривает вопрос о философских взглядах Соловьева и их изменении в последний период его творчества. Положение, которое разделяет Лосев: философские взгляды Соловьева не претерпели существенной эволюции к концу жизни.
Но есть и третий подход: некоторые авторитетные исследователи одновременно признают и изменение, и преемственность философских взглядов Вл. Соловьева в течение его жизни. Такую историко-философскую позицию защищает, например, В. В. Зеньковский.
В изложении философии Соловьева у Зеньковского особенно ценно то, что автор считает важным проследить эволюцию важнейших философских идей Соловьева.
Мы, в общем и целом, присоединяемся к позиции исследователей, которые признают и изменение, и преемственность философских взглядов Соловьева в течение жизни. Одновременно отметим, что осмысление в аспекте эволюции и преемственности именно подхода Соловьева к различию бытия и сущего, центрирования философии вокруг категории бытия и сущего в соловьевоведении фактически не проводилось. В данной диссертации делается попытка хотя бы в некоторой степени восполнить этот пробел.
В третьей главе диссертации «Различения бытия и сущего в работах Вл. Соловьева разных периодов», состоящей из пяти разделов, дан наш анализ работ, идей, методов исследования В. Соловьева, благодаря которым он вычленяет и решает проблему бытия и сущего; высказаны идеи и гипотезы относительно значения данного различения в составе совокупного учения Соловьева, а также прослежена эволюция этого учения в свете того, какие изменения оно внесло в трактовку проблемы сущего и его отличения от бытия. Мы считаем, что в сумме соловьевские разработки по данному вопросу могут быть оценены как попытка выдающегося философа осуществить «онтологическую реформу»; и сделано это было оригинально, не только, даже не столько с опорой на какие-либо отдельные традиции, правда, с учетом некоторых из них, сколько исходя из внутренних импульсов собственной философии, на пути необычной трактовки категории «бытия», «сущего», их связи и различий. В этом отношении Соловьев предвосхитил соответствующие тенденции философской мысли XX века, снова выдвинувшей в центр философии категорию «сущего».
В первом разделе третьей главы «Кризис западной философии» показано, что В. Соловьев уже в своей магистерской диссертации вплотную подходит к необходимости пересмотра оснований западноевропейской метафизики, которую он характеризует как «отвлеченную».
Соловьев на большом историко-философском материале показывает, что гипостазированные абстракты, не имеющие оправданного онтологического статуса (однако без права онтологизируемые и гипостазируемые), не могут быть без противоречия положены в основу философской системы. Он приходит к выводу: самобытную действительность имеет только носитель этих предикатов.
В магистерской диссертации Соловьев делает лишь первые шаги на пути к концепции действительно сущего. Он различает «самобытное бытие» от бытия для другого приблизительно в том же смысле и отношении, в каком позже будет отличать «сущее» от «явления». Соловьев в магистерской диссертации именует то «метафизическим существом», «самобытной действительностью», то «бытием в себе», «бытием о себе», «самобытным бытием» комплексное, весьма сложное философское содержание, которое впоследствии будет запечатлено в различении «сущего» и «бытия».
Мы видим: терминология еще не устоялась; проблема не выделена четко и ясно. Но различение сущего и бытия уже напрашивается. Само это различение будет введено и обосновано в работах «Философские начала цельного знания» и «Критика отвлеченных начал».
Таким образом, полагая предметом философии бытие и приписывая бытию субстанциальный статус, философские системы, согласно Вл. Соловьеву, приходят к абсурду. Предметом философии становится пустое, без всякого содержания, слово.
Положение дел в традиционной классической онтологии, говорит Вл. Соловьев, является следствием плохого осознания, во-первых, двух совершенно различных смыслов употребления понятия «бытие», и во-вторых, различий между сущим и бытием.
Третий раздел третьей главы «Оправдание Добра» посвящено анализу, с точки зрения темы диссертации, этого этического труда В. Соловьева. Показывается, что это различение, введенное Соловьевым в его ранних работах, модифицируется, но в принципе сохраняется и в поздний период его философского творчества.
Анализируя «Оправдание добра» в свете интересующей нас темы бытия и сущего, можно сделать два главных вывода.
Однако ряд исследователей Например, Хоружий С. С., Евлампиев И. И. придерживается точки зрения о том, что попытки Вл. Соловьева, поскольку не удалось выйти за пределы отвлеченности путем различения сущего и бытия, не заслуживают положительной оценки. Особенно решительно эта точка зрения проведена у С.С. Хоружего.
И эти основания, как мы могли убедиться, привел сам В. Соловьев, когда обосновывал, вслед за многими мыслителями, начиная с элеатов, саму необходимость различения сущего и бытия. Нам кажется, что В. Соловьеву удалось именно философски показать законность этого различения: «онтологически первичнее» бытия в действительном мире то, что философ именует сущим.
Из сказанного следует вывод: если В. Соловьеву не удалось преодолеть отвлеченности путем замены бытия сущим (а возможно ли вообще, в принципе, преодолеть отвлеченность в теоретических философских построениях? Может быть, отвлеченность есть вечная судьба философии?), то ему, по крайней мере, удалось значительно ближе подойти к конкретному существованию, а значит, и к новой философии жизни, чем это получалось в тех направлениях западноевропейской онтологии, которые не просто принимали в основание своих философских систем бытие, но натуралистически или идеалистически гипостазировали, превращали в само «существующее» эту абстрактную, самой высокой степени общности философскую категорию.
Пятый раздел третьей главы «Проблема абсолютно-сущего у Соловьева: сближение философско-метафизического и теологического аспектов» посвящена рассмотрению ряда трудностей, как философского, так и теологического характера, возникающих при онтологическом различении сущего и бытия Соловьевым и толковании им категорий «сущее» и «бытие».
Вторая трудность в толковании категорий «сущее» и «бытие», о которой высказывались, пожалуй, все исследователи философского творчества Соловьева, заключена в самой его концепции абсолютно-сущего.
Соловьев признает неполную истину апофатического или отрицательного богословия. Последователи этой древней традиции претендуют на логичный вывод из догмата творения Богом мира. Они исповедуют несоизмеримость Творца и творения, Бога и мира. Согласно логике апофатического богословия, Бог есть то, о чем все может быть отрицаемо и ничто не может утверждаемо. Поэтому к Богу в апофатическом богословии неприменимо ни одно определение, даже такие понятия как всемогущество и бесконечность.
В Заключении подводятся общие итоги диссертационного исследования и делаются выводы относительно значения онтологического различения категорий «сущего» и «бытия» В. Соловьевым для всех его философских построений; намечаются линии перехода от «философии сущего» Соловьева к его философско-антропологическим построениям и к проблематике нашего времени.
Основные идеи диссертации отражены в следующих публикациях автора