Чем по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний ответ
Чем, по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний?
Чем, по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний?
ПОМОГИТЕ?
Задание 1 Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным?
Истина — соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Истина — незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
Истина — это те выводы, с которыми все согласны.
Истина — это то, во что человек верит.
Универсальный критерий истинности знаний что это?
Универсальный критерий истинности знаний что это.
Какое знание считается истинной?
Какое знание считается истинной?
В чём заключается спор между эмпириками и агностиками?
В чём заключается спор между эмпириками и агностиками.
Полное исчерпывающее знание называется а) относительной истиной б) обсолютной истиной в) объективной истиной г)теорией?
Полное исчерпывающее знание называется а) относительной истиной б) обсолютной истиной в) объективной истиной г)теорией.
Докончите утверждение?
Возможность достижения истины отрицается… эмпириками.
Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют : 1?
Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют : 1.
Верны ли следующие суждения об истине?
Верны ли следующие суждения об истине?
1истинные знания отражают субьективное отношение к миру 2 истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.
Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?
Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?
Установите соответствие между характеристиками истины и её видом?
Установите соответствие между характеристиками истины и её видом.
1) абсолютная истина 2) относительная истина А) знание об изучаемом предмете, обоснованное существующими теориями Б) исчерпывающее достоверное знание о предмете изучения В) знание о предмете изучения, проверенное с помощью современной техники Г) вывод, подтверждённый авторитетными мнениями Д) знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.
Обществознание, 10, профильный класс. Истина и её критерии
Презентация по обществознанию «Истина и её критерии» предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.
Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Истина и её критерии»
Обществознание, профильный уровень
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Универсальные учебные действия
Изучение нового материала
Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?
Человеку важно, «чтобы предмет его воли. был объективным благом. предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
(В.С.Соловьев, русский философ)
— Какое знание следует считать истинным? — В какой мере оно доступно познающему человеку? -Какими способами достигается?
важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Какие трактовки истины дают философы?
«истина есть тождество вещи и представления»
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Работа с учебником (стр. 227)
«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»
« Что каждому кажется, то и достоверно».
На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!
Критика позиции Протагора Аристотелем
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Работа с учебником (стр. 228-230)
Постарайтесь во время изучения составить системную таблицу-опору, которая наглядно сохранит в памяти отличительные черты каждого направления
Критика позиции эмпириков
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре )
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
Критерий истины – практика:
практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины
Критерий истинности — теория
Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от человека,
ни от человечества
от места, времени и
других условий её получения
Причины относительности истины
Мир бесконечно изменчив
Познавательные возможности человека ограничены
Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности человека
Причины заблуждений – в особенностях сознания
«Идолы сознания» Р. Бэкона
Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.
Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.
Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.
Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.
1) Каково классическое определение истины как философского понятия?
2) В чём выражается объективность истины?
3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
6) В чём недостатки этого подхода?
7) Что включает в себя практика как критерий истины?
8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».
10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?
11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?
а) истиной; б) догмой; в) понятием;
а) эмпиризм; б) рационализм;
в) агностицизм; г) алогизм.
3. Критерий истины для рационалистов:
а) опыт; б) разум; в) эксперимент;
4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:
А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:
А) объективными; б) абсолютными;
в) относительными; г) абстрактными.
7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.
8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:
А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.
А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.
10. Вставьте пропущенное слово:
«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»
Докончите утверждение?
Возможность достижения истины отрицается… эмпириками.
Возможность достижения истины отрицается…агностиками.
Чем, по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний?
Чем, по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний?
Решающую роль в познании отводили мышлению : 1)эмпирики 2)рационалисты 3)агностики 4)идеалисты Поясните выбор ответа пожалуйста?
Решающую роль в познании отводили мышлению : 1)эмпирики 2)рационалисты 3)агностики 4)идеалисты Поясните выбор ответа пожалуйста!
Далеко не все учёные признают, что мир познаваем?
Далеко не все учёные признают, что мир познаваем.
Тех, кто отрицает саму возможность знать истину, называют агностиками.
Выскажите ваши представления об агностиках : в чем они правы, в чем с ними трудно согласиться.
Какие значения слова «знание» вам известны?
Какие значения слова «знание» вам известны?
В чем близость этих значений?
Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?
Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
В чем особенности рационального познания?
В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
В чем состоят особенности научного познания?
Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?
Кто такие агностики в чем суть их взглядов на познание?
Кто такие агностики в чем суть их взглядов на познание.
В чём заключается спор между эмпириками и агностиками?
В чём заключается спор между эмпириками и агностиками.
Далеко не все ученые признают, что мир познаваем?
Далеко не все ученые признают, что мир познаваем.
Тех, кто отрицает саму возможность знать истину, называют агностиками.
Выскажите ваши представления обагностиках : в чём они правы, в чём с ними трудно согласится.
Доктрина отрицающая возможность получения истинного знания?
Доктрина отрицающая возможность получения истинного знания.
Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют : 1?
Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют : 1.
Для рационалистов критерием истины является :а) практика ; б) результат опыта ; в) теоретическое доказательство ; г) материальное производство?
Для рационалистов критерием истины является :
а) практика ; б) результат опыта ; в) теоретическое доказательство ; г) материальное производство.
Чем по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний ответ
Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите еще любые два критерия истинности научного знания.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Государство и право, их многоплановое и активное функционирование – суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причём это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка – вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.
Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.
И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно-
правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи о содержании и формах государства и права.
В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории», – гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.
Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность. своего мышления».
Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют : 1?
Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют : 1.
Чем, по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний?
Чем, по мнению эмпириков обеспечивается истинность наших знаний?
Каково соотношение познания и знания?
Каково соотношение познания и знания?
Эмпирический и теоретический уровни знания присущи 1?
Эмпирический и теоретический уровни знания присущи 1.
Рациональному познанию 2.
Обыденному познанию 3.
Любому виду познания 4.
Эмпирический и теоретический уровни знания присущи A)рациональному познанию B)обыденному познанию C)любому виду познания D)научному познанию?
Эмпирический и теоретический уровни знания присущи A)рациональному познанию B)обыденному познанию C)любому виду познания D)научному познанию.
Решающую роль в познании отводили мышлению : 1)эмпирики 2)рационалисты 3)агностики 4)идеалисты Поясните выбор ответа пожалуйста?
Решающую роль в познании отводили мышлению : 1)эмпирики 2)рационалисты 3)агностики 4)идеалисты Поясните выбор ответа пожалуйста!
Помогите, срочно?
Какие значения слова «знание» вам известны?
Какие значения слова «знание» вам известны?
В чем близость этих значений?
Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?
Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
В чем особенности рационального познания?
В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
В чем состоят особенности научного познания?
Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?
Целенаправленно организуемая деятельность по получению нового знания называется?
Целенаправленно организуемая деятельность по получению нового знания называется.
Чем знание отличается от познания?
Чем знание отличается от познания.
Докончите утверждение?
Возможность достижения истины отрицается… эмпириками.