Чем по мнению автора существенно определяется облик личности

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью Ч.Дарвина, исключительно богатую целым рядом даровитых людей. Однако когда из подобных фактов непосредственно заключают о наследовании способностей, относя их исключительно за счет наследственных особенностей организма, то допускают явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передает своим детям определенные гены, но и оказывает влияние на развитие детей.

Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности. Во-вторых, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития. Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.

Таким образом, врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.

Источник

Отлично!

Просматривать ответы и решения по тестам и заданиям!

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Подготовка к ЕГЭ Обществознание | Задание 11 из 438

Урок 4 >> Задание 4.1

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятель­ности личность и формируется, и проявляется. Будучи в каче­стве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вме­сте с тем и ее результатом. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психи­ческого облика. Некоторые акты в своем психическом содержа­нии характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь прихо­дящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и за­крепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются спо­собности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психичес­кий облик, личности.

1. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

2. Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение?

3. Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

4. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.

5. Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из текста две фразы, подтверждающие ваш ответ.

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Источник

Человек и общество. Задания ФИПИ 5 page

Идеальный образ результата деятельности – это
1)цель
2)мотив
3)объект
4)потребность
Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
1)аграрный тип общества
2)неразвитость институтов частной собственности
3)особая ценность человеческой индивидуальности
4)преобладание коллективистских форм сознания

Назовите любые два социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.

Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)способность к продолжению рода
2)умение защищаться от врагов
3)умение находить пропитание и обустраивать жилье
4)способность преобразовывать природную среду
5)забота о потомстве
6)способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов
Впишите слово, пропущенное в схеме.

Общественный прогресс

Чем по мнению автора существенно определяется облик личности. Смотреть фото Чем по мнению автора существенно определяется облик личности. Смотреть картинку Чем по мнению автора существенно определяется облик личности. Картинка про Чем по мнению автора существенно определяется облик личности. Фото Чем по мнению автора существенно определяется облик личности

Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятель­ности личность и формируется, и проявляется. Будучи в каче­стве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вме­сте с тем и ее результатом. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психи­ческого облика. Некоторые акты в своем психическом содержа­нии характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь прехо­дящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и за­крепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются спо­собности людей; в жизненных деяниях и поступках формирует­ся и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и вза­имопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психичес­кий облик, личности.

1. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.

1)Деятельность формирует и развивает личность 2)Деятельность выявляет психические свойства личности

2. Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из текста две фразы, подтверждающие ваш ответ.

Рубинштейн считает, что человек с рождения не является личностью. 1)«…личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности».2) «В деятельности личность и формируется, и проявляется».

3. Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

1)Объективные условия существования человека значительно воздействуют на его психический облик. 2)Сложившийся образ жизни и образ действий в работе, в учебе, в труде обуславливают образ мыслей и побуждений человека, весь строй, склад, психический облик этой личности. 3)военная служба и кочевой образ жизни сформировали в Г.Печорине натуру авантюриста: он любит испытывать свою судьбу, подвергать многие вещи сомнению, принимать оппозиционную роль в споре, дискуссии. Это обусловило и впоследствии сформировало в Печорине его психологический стержень – крайний индивидуализм, веру только в собственные силы и собственную власть.
Активный образ жизни Марии, привычка постоянно быть в движении, сделали ее весьма оптимистичной и жизнелюбивой. Из-за крайней впечатлительности многие называют ее эмпириком.

4. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

1)Способности личности.2)Характерные черты Способности личности складываются и формируются в процессе ее деятельности: в работе, в учении, в труде. Характер человека формируется засчет его деяний и поступков, его устойчивого отношения к ним и формы их восприятия.

Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий времени.
Б.Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А.Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений.
Б.Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Какая черта характеризует общество как динамическую систему?
1)наличие общественных отношений
2)обособление от природы
3)наличие социальных институтов
4)самоорганизация и саморазвитие
Динамизм общества как системы отражается в
1)наличии связи с природной средой
2)совокупности институтов и подсистем
3)способности к прогрессу
4)наличии общественных отношений
Какая черта характеризует общество как динамичную систему?
1)наличие общественных отношений
2)сохранение связи с природой
3)наличие социальных институтов
4)самоорганизация и саморазвитие
Под культурой в наиболее общем смысле понимается
1)уровень воспитанности
2)вся преобразовательная деятельность человека
3)производство материальных ценностей
4)художественное творчество
Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической подсистемы общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Производство товаров массового спроса
2)Потребление выращенных на огороде овощей
3)Домашнее исполнение русского романса
4)Принятие закона о политических партиях
5)Организация референдума о доверии президенту
6)Написание приключенческого романа
С помощью такого критерия общественного развития, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер
1)отмены крепостного права в России в 1861 г.
2)распространения информационных технологий в современном обществе
3)ликвидации сословных привилегий
4)договора о нераспространении ядерного оружия
Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1)социальной сущности
2)биологической природы
3)физических свойств
4)психических свойств
Что свойственно и человеку, и животному?
1)преобразование мира
2)самопознание
3)необходимость отдыха
4)свобода выбора цели
Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
1)организация новогоднего карнавала
2)посещение музея народной культуры
3)выразительное чтение стихотворения
4)создание микропроцессора
1)Образование 2)Соц.окружение 3)СМИ
И человек, и животное характеризуются
1)свободой выбора цели
2)индивидуальными интересами
3)самосознанием
4)зависимостью от природных условий

Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.

В современном обществе основное место занимают «средние слои». Именно они проявляют наибольшую активность в создании партий и движени отстаивают идеи контроля общества за деятельностью властей. Данный пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни
1)социальной и политической
2)духовной и политической
3)духовной и экономической
4)социальной и духовной
Результатом деятельности стало создание продукта, обладающего определёнными качествами. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что деятельность носила творческий характер?
1)субъектом деятельности выступила группа людей
2)в процессе деятельности применялись сложные орудия труда
3)в качестве объекта деятельности были использованы природные материалы
4)созданный в результате деятельности продукт не имеет аналогов

Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Какой признак свойственен искусству?
1)точность и достоверность отображения мира
2)обращение к сверхъестественным силам
3)формирование чувства прекрасного
4)формирование теоретических знаний о мире
Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Объектом этой деятельности являются
1)декорации
2)зрители
3)музыканты
4)исполнители

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Понятие «_____В_____(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие ______Ж____(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит _____А_____(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ______И____(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ___Д_______(5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка ____Г/______(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
А)выживание
Б)общественный
В)глобальные проблемы
Г)гонка вооружений
Д)неравномерность
Е)глобализация
Ж)общечеловеческий
З)динамичность
И)неразрывность

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

Творчество, образность, доказательность, яркость, эмоциональность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса.

1)Массовая культура может носить положительный социально-информационный характер. Она дает ребенку дополнительные социальный опыт и знания. 2)Массовая культура формирует схожие интересы у детей и способствует их сближению,объединению, коммуникативно-информационному обмену. 3)Телесериалы и мультфилы способствуют интеграции детей из разных стран, диалогу культур.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Источник

Чем по мнению автора существенно определяется облик личности

Какое условие успеха личности в информационном обществе назвал автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, поясните позицию автора (приведите три пояснения).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.

Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.

Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *