Что символизирует матрица в русской избе
Матица в деревянном доме
Матица – это конструктивный элемент в виде бревна или бруса, который располагается горизонтально под потолком перпендикулярно основным балкам. При этом, в отличие от этих самых балок, она остается видимой после отделки потолка.
Функции
Сегодня на матицу возлагается всего одна простая функция. С ее помощью значительно усиливается несущая способность потолочных балок, так как в средней их части появляется дополнительная, третья точка опоры. За счет наличия такого элемента получается в разы снизить вероятность того, что со временем потолки просядут в самой слабой точке – как раз по линии, где и проходит матица.
Применение данного элемента с точки зрения его функциональности является целесообразным далеко не всегда. Матица нужна по большому счету только в тех случаях, когда в проекте планировкой предусмотрены широкие помещения, вдоль которых приходится укладывать слишком длинные основные балки.
Достаточно часто встречается ошибочное мнение, что матица как бы стягивает противоположные стены, на которых она закреплена. Теоретически это так и есть, но как показывает практика, что с матицей, что без нее – деревянные стены если и расходятся, то по совсем другим причинам. Спасти от возникновения такого дефекта не способна никакая дополнительная стяжка, какая бы массивная она не была.
Особенности и способы обустройства матицы в деревянных домах
В деревянных домах этот элемент встречается в виде:
В первом случае используется бревно большого сечения. При этом, современное оцилиндрованное бревно применяется достаточно редко, так как оно практически все состоит из сердцевины ствола дерева, которая не отличается высокой прочностью на сгибание. Для этих случаев больше подходит бревно, которое очищено только от верхних слоев – пробки и луба. Кроме того, бревенчатая матица используется, как правило, только в домах из бревна, так как она более гармонично вписывается в их интерьер.
Матица из одного бруса применяется достаточно редко, так как пиломатериал с сечением в виде квадрата обладает меньшей прочностью на сгибание, чем бревно. Такой «усилитель» целесообразно использовать только в тех случаях, когда нагрузка на него будет совсем незначительной.
Существенно увеличить несущую способность матицы позволяет ее изготовление из двух брусьев, уложенных друг на друга. В такой конфигурации балка получается намного более прочной, надежной и долговечной.
Соответственно, брусовые матицы более выгодно смотрятся только в домах из профилированного бруса.
Монтаж матицы может выполняться тоже несколькими способами. Сначала рассмотрим монтаж бревенчатой ее разновидности. Самым простым способом считается укладка матицы на третий или второй венец сверху в таком виде, как есть. Далее сруб завершается верхними венцами, и матица оказывается «замурована» в стену. Установить это бревно можно и на верхний ряд сруба. Однако тогда необходимо сделать соответствующие пропилы в самой балке, и в точках верхнего ряда, где будут расположены края матицы.
По сути, брусовая матица монтируется аналогично – либо укладывается на предпоследние венцы, либо в специальные пропилы после полного монтажа сруба.
Матица и дизайн интерьера
Следует отметить, что матица, как функциональный несущий элемент, встречается далеко не только в деревянных домах. Однако именно в брусовых и бревенчатых постройках этот элемент может быть не только опорным, но и декоративным.
В своих проектах матицу нередко используют дизайнеры, работающие над оригинальными и нестандартными дизайнами интерьеров. В том числе, для условного и визуального разделения помещений на функциональные зоны, распределения точечных источников света, установки массивных люстр и так далее.
Матица и символика
Несмотря на часто встречающееся слово «matica», которое даже не английское, и означает на словацком – гайка, название матица – является исконно русским. Походит оно от слова мать, что в древности интерпретировалось не только, как мама, а также, как начало, основание, опора.
Раньше в деревянных избах с матицей было связано много суеверий и даже специальных обрядов. В частности, считалось, что этот элемент является условной линией, разделяющей дом на две части. Одна для тех, кто живет в нем, другая – для приходящих. Так, в древности, если вы вошли в дом с матицей, то без особого приглашения хозяина за ее черту вы заходить не имели права.
Вот еще несколько интересных фактов о матице:
Матица сегодня – несущий элемент потолочной системы, который усиливает основные балки, если они чрезмерно длинные из-за планировки. Раньше этому элементу деревянного дома предавалось намного большее значение.
Что такое матица
Деревянное зодчество зародилось в далекие времена и, соответственно, использует терминологию, зачастую далекую от современности. Точнее, заменить пришедшие от предков слова на современные эквиваленты, безусловно, можно, однако останутся они именно эквивалентами, не до конца и не полностью отражающими суть понятия. А, впрочем, ничего особенного в использовании каких-то специальных терминов нет, тем более, что мы постоянно используем какие-то термины в рамках своих профессией либо же увлечений.
Возьмем, к примеру, такой специальная термин, как матица. Матица в деревянном доме – что это такое?
Это потолочная балка, сделанная их бревна-кругляка или же из пары брусьев для того, чтобы она была достаточно массивной. Ее основная роль сводится к тому, что она поддерживает потолок, служит поперечной опорой для потолочных балок.
То есть матицу укладывают вдоль дома и врубают во внешние его стены. Точнее, так делали раньше, когда и кошелек, и наличие стройматериалов не позволяли излишествовать. Сейчас же матицы – или то, что современные строители ими называют – могут располагаться в любом направлении. Да и количество их может быть любым. Более того, сейчас некий аналог матицы используется и при укладке пола.
Изначально матица удерживала потолок в дома, где печь топили «по белому». Если же печь топилась «по черному», то и нужды в потолке не было – достаточно было кровли. Впрочем, русская изба топилась чаще всего как раз «по белому», потому потолок в ней был и матица тоже – без никак было не обойтись.
Более того, в русской традиции матице уделяли и эзотерическое значение, сакральное. Она, в частности, делила пространство дома на две части – внешнюю, общедоступную, и внутреннюю, более интимную. Получается, что матица отделяла интимный мир семьи от общественной жизни. И во внутреннюю часть избы допускались лишь близкие люди. Или же, кого семья хорошо знала и уважала. Переход из внутренней части избы во внешнюю часто сопровождался определенными ритуалами, например, прикоснуться к матице считалось ритуалом на удачу. Особенно, если планировалась дальняя или важная поездка.
Установка сруба сопровождалась тоже особыми ритуалами, в том числе отдельные обряды проводились при установке матицы. К примеру, к бревну, которому еще только предстояло стать матицей, привязывали связку продуктов, и вместе с ними его водружали на положенное место. Затем продукты снимали – и организовывали трапезу.
Где используется матица
Кратко о том, какую функцию выполняет матица, мы уже указали. Но только ли в качестве опоры она используется?
Безусловно, ее первейшая функция – поддерживать потолок и кровлю. Ее потому и делают массивной, прочной, чтобы свою «работу» она выполняла на отлично. К ней прикреплялись балки «помладше», то есть обычные потолочные балки, для того, чтобы со временем они не прогнулись.
Еще одна функция матицы – декоративная. Прямоугольная балка, сделанная из бруса, прибавляет срубу изящества – точнее, его внутреннему интерьеру. Если же матица сделана из оцилиндрованного бревна, то интерьер, в котором она присутствует, будет довольно оригинальным.
Если же матица используется для устройства пола, то, безусловно, роль ее сводится лишь к приданию полу дополнительной прочности. Ибо красоты там никакой, так как матица спрятана под половыми досками. Впрочем, помимо прочности такая матица препятствует скрипу и смещению элементов пола.
Какие бывают матицы
Несущая балка делается определенной длины в зависимости от того, каков пролет. В иных случаях такая матица может доходить до 12 метров в длину. Впрочем, идеальной считается матица, имеющая длину в районе четырех метров, но не менее, а диаметр – не менее 28-30 сантиметров.
Для того, чтобы матица не прогибалась – а длина позволяет делать это с лихвой – можно установить опорные столбы, хотя бы один. Устанавливается такой столб либо в месте соединения балок (если таковое имеет место быть), либо по центре матицы.
Конечно же, все материалы – и матицы, и вспомогательных элементов вроде опорного столба – нужно обработать соответствующими защитными составами – антисептиками и антипиренами. Они позволят сохранить древесину от гнили, плесени, бактерий, грибков и насекомых, а также огня соответственно.
Матица располагается в срубе приблизительно на высоте трех венцов – если считать, конечно, сверху. И если раньше она выступала за пределы дома так, что ее концы было видно снаружи, то впоследствии – и до нашего времени, конечно – ее делают «впотай», то есть за пределами дома матица не видна.
Укладывают матицу в первую очередь – перед тем, как над ней расположить потолочные балки.
Деревянные дома нередко строят так, что матица вовсе не видна – она скрыта за облицовкой, но вариант с нею видимой все же является единственно классическим. И нередко в качестве оригинального решения строители и дизайнеры интерьера даже устанавливают фальш-матицу, то есть сугубо декоративный элемент, который не несет никакой нагрузки. Делается сугубо для красоты – и это не просто слова.
Матица: куда не пускали чужих в русской избе
В традиционной русской избе, строившейся по определённым канонам, центральная горизонтальная балка, поверх которой прибивались остальные потолочные доски, называлась матицей.
Она была наделена сакральным смыслом и делила внутреннее пространство жилища на две равные части, обозначая условную границу за которую посторонним вход был запрещён.
Матерь-матица
Филолог и фольклорист Неонила Криничная, изучая культовую роль матицы в крестьянском срубе, определила, что данный конструктивный элемент ассоциировался у людей с образом матери, которая собирает под одной крышей всех членов семьи.
Сделав лингвистический анализ, она пришла к выводу, что в древнерусском языке лексема матица происходит от номинации мать и весьма часто оба эти слова назывались ещё и «маткой», то есть женщиной, самкой, матушкой.
Обозначая в переносном смысле первопричину, основу, начало, источник чего-либо, термин матица в XIV веке в словаре Памвы Берынды определялся как роженица (породеля, пороженица).
По данным «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля в народных диалектах матица идентична по значению словам место рождения, центр, остов, середина, корень.
Являясь опорой для верхнего яруса избы, матица символизировала небеса домашнего микрокосма или череп (голову) жилища. По сведениям этнографа Дмитрия Зеленина именно поэтому при монтаже матицы, плотникам строго-настрого запрещалось бить по ней обухом топора, поскольку впоследствии обитателей дома могла постоянно преследовать головная боль.
Матичное угощение
Установка матицы на собранном срубе сопровождалась старинными ритуалами, позволявшими будущим жильцам предугадать, какая жизнь им уготована в новом доме. В ходе строительно-мантических обрядов принято было выяснять ряд предзнаменований связанных с разными жизненными циклами людей.
Этнограф Евгения Бомквист писала, что совершая самый распространённый ритуал, люди пытались узнать череду деторождений после новоселья. Для этого к лежавшей на земле матице привязывался вывернутый наизнанку полушубок, куда помещался каравай. После укрепления балки в положенном месте, этот груз перерезался и если хлеб падал на основание, это предвещало рождение в семье мальчиков, а если он лежал перевёрнутый на верхнюю корку, то ожидать следовало только девочек.
Чтобы привлечь в дом удачу и благополучие, хозяева после установки центральной балки ставили на стол только что сброшенный с неё хлеб, а также другие яства, называвшиеся «матичным угощением». Они предназначались для рабочих, занимавшихся монтажом жилища. Экономить на этом застолье было не принято, поскольку строители должны были покинуть стройку довольными.
Помимо каравая, сверху для достатка в доме, могли кидать хмель или зёрна пшеницы, при этом читая определённую молитву.
Перед тем как прибить матицу на неё надевалось прочное кольцо, в которое продевался шест –оцеп, предназначенный для закрепления младенческой колыбели. Таким образом, на Руси матери-матице крестьяне доверяли самое ценное, что у них было – жизнь своих детей.
Символика
В жилых помещениях матице обычно придавали четырёхгранную форму, путём строгания бревна, а в нежилых, будь то хлев или сарай, её оставляли круглой.
При монтаже центральной балки в сруб под её основанием клали обереги и деньги, чтобы будущие жильцы не испытывали материальных проблем. А ища защиту небесных покровителей, люди украшали «тело» матицы геометрическими орнаментами, среди которых встречались как христианские распятья, так и языческий солярный символ — «колесо Юпитера».
Приметы
В прежние времена с матицей было связано много суеверий. Согласно поверью, за условную линию матицы могли заходить только домочадцы или знакомые семьи, кого хозяева лично приглашали пройти в дом. Незнакомцы или люди, не получившие соответствующего разрешения от главы дома, были обязаны сидеть на лавке, расположенной по другую сторону от центрального бруса.
В любой старинной избе обеденный стол непременно ставился перпендикулярно осевому бревну.
Большую роль оно играло в свадебном ритуале. По обычаю, если кто-то из гостей садился под матицу, это означало, что пришли они в этот дом не просто за угощеньем, а, чтобы посватать девицу. На Псковской земле в день свадьбы именно под матицей в последний раз в отчем доме причёсывали волосы дочери. Здесь же существовало поверье, по которому если невеста при входе в избу свекра первым делом смотрела на матицу, ей были обеспечены в новой семье любовь, уважение и забота.
Перед отправкой в долгую дорогу, путник обязательно должен был дотронуться до матицы, чтобы его путешествие увенчалось успехом, и он целый и невредимый вернулся в родные пенаты.
Обеспечивая безопасность новокупленного домашнего скота, крестьяне прибегали к магическим манипуляциям: выстригали клочок шерсти или выдерживали пару перьев у животных, которые подтыкали под матицу. Туда же вешался зуб от старой бороны, предохранявший дом от блох и клопов, а также лекарственные растения-обереги.
Главная потолочная балка избы служила препятствием для ходячих мертвецов и всякой нечистой силы, поскольку именно в ней обитал древесный дух, защищавший жилище от неприятностей и мифических существ.
Символизм в русской избе
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.
На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.
Дом снаружи делился на три яруса:
Каждый ярус украшался по определённым правилам.
Крыша, как небесный свод
Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).
Подробнее в статье Окна русской избы
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как еврейские пираты в Карибском море бушевали
Добывать деньги и мстить испанцам за инквизицию можно разными способами, и один из них – пиратство. В 17-м в. еврейские пираты бушевали в Карибском море.
Нелегко пришлось сынам Израиля в европейских странах в Средние века. Христиане то относились к ним со снисходительной терпимостью, то начинали преследования «еретиков» и принуждали их креститься. Особенно остро эта проблема встала в Испании, где в борьбе с ересью инквизиция сжигала непокорных на кострах, а сотни тысяч евреев вели двойную жизнь — днём изображали христиан, а по ночам встречались в подпольных синагогах.
Чтобы выявлять таких людей, католики предлагали заподозренным в ереси евреям отведать свинину. В конце 15-го века король Фердинанд и королева Изабелла поставили вопрос ребром. В 1492 г. они издали Альгамбрский эдикт, согласно которому все евреи, не принявшие христианство до 31 июля, подлежали изгнанию из королевства.
Множество беженцев из Испании переселилось в Голландию, Османскую империю, Португалию, а затем и в Новый Свет — по иронии судьбы, в день издания Альгамбрского эдикта Христофор Колумб получил от короля и королевы приказ готовить свою легендарную экспедицию в Вест-Индию. В 16−17 вв. еврейские изгнанники и их потомки селились на Барбадосе, в Перу, Боливии, Бразилии, Мексике и на Ямайке.
Часто они отправлялись туда под видом христиан и в основном занимались там торговлей, производством сахара, кофе, табака и других товаров. Их торговую сеть того времени сложно переоценить. Известный историк Фернан Бродель даже называл 17-й век «эпохой великих еврейских купцов». Разумеется, промышляли евреи и пиратством — благодаря связям купцов они знали маршруты испанских кораблей и при поддержке их врагов (англичан и голландцев) совершали нападения.
Изгнание евреев из Испании. Источник: Wikimedia Commons
Пиратством промышляли евреи и в древности — уже со 2-го в. до н. э., когда появились еврейские порты Иоппия (Яффа), Ашдод и Газа. По сообщению античного историка Иосифа Флавия, «они построили огромное число разбойничьих судов и грабили на пути между Сирией, Финикией и Египтом, и таким образом сделали эти моря опасными для плавания». Позднее еврейские и арабские пираты обосновались и в Леванте. Когда Гней Помпей Великий боролся с пиратством на Средиземном море, среди его противников были и еврейские мореходы. Императору Веспасиану, чтобы покончить с пиратами Иоппии, вообще пришлось в 67 г. разрушить этот порт («…море было окрашено кровью на далёком расстоянии и берег был усеян множеством трупов»).
Еврейские пираты не только искали богатства, но и мстили за инквизицию
Самая крупная еврейская община и пиратская база сложились на Ямайке, которой владели с 1537 г. наследники Колумба; хотя остров оставался в составе Испанской империи, инквизиции там не было, а после того, как Ямайку в 1655 г. при помощи евреев захватили англичане, они покровительствовали еврейской общине. Ямайские пиратские корабли с еврейскими командами и названиями («Пророк Самуил», «Щит Авраама», «Иерусалим»…) не давали покоя испанцам. В конечном итоге они способствовали тому, что во второй половине 17-го в. Испания перестала претендовать на монопольное право освоения Нового Света, и евреи в Америке смогли открыто исповедовать свою религию.
Некоторые из еврейских пиратов превратились в злейших врагов Испании, и не только в Новом Свете. «Великий еврей» Синан Райс стал капером Османской империи. Отличный мореход, он получил команду в несколько тысяч человек (в том числе множество таких же изгнанников, как сам Синан). Райс участвовал в морском сражении у Превезы в 1538 г. (неудачном для Испании), захватил с сотней кораблей порт Тунис и удерживал его несколько месяцев от имени султана Сулеймана, а в 1551 г. захватил Триполи.
«Великий еврей» Синан. Источник: Wikimedia Commons
Но больше всего бед еврейские пираты принесли Испании в Карибском море. Яков Куриэль, один из беглецов 1492 г., командовал тремя кораблями и много лет грабил галеоны. Давид Абарбанель на корабле «Иерусалим» десять лет пиратствовал в Карибском море при поддержке англичан — мстил за гибель своей семьи по вине инквизиторов. Подобных им людей было немало. Но, пожалуй, самый известный пират-иудей той эпохи — Мозес Коэн Энрикес.
В 1628 г. молодой, но уже бывалый пират Энрикес стал одним организаторов экспедиции голландского адмирала Пита Хайна. 9 сентября 1628 г. голландская флотилия из 25 кораблей атаковала «Серебряный флот» Испании в бухте города Матансас (Куба). В ходе сражения не погиб ни один голландец. Испанцы в панике бросали гружёные золотом и серебром корабли. Один из участников битвы писал: «Как только мы поднялись на палубу, испанцы ударились в бегство, попрыгали за борт и вплавь попытались добраться до берега.
Через несколько минут на месте флага со львами и замками развевалось знамя Соединённых Провинций». На двенадцати грузовых судах каперы захватили 92 тонны серебра, 150 фунтов золота, тысячу жемчужин, рубины, меха, сахар и другие сокровища. Весь груз испанцы оценивали в 16 млн гульденов, что эквивалентно примерно 1 млрд сегодняшних долларов. Кроме того, адмирал Хайн увёл четыре галеона, а остальные испанские корабли сжёг. Так свершилось самое крупное ограбления в истории испанского флота.
Мозес Энрикес помог голландцам ограбить Испанию на 16 млн гульденов
Сражение у Матансаса. Источник: Wikimedia Commons
Этим грандиозным успехом адмирал Хайн во многом был обязан именно Мозесу Энрикесу, который как-то сумел узнать даты отплытия испанских кораблей (которые, конечно, держались в тайне). До этого голландцы пытались перехватить «Серебряный флот» десятки раз, но безуспешно. Позднее Мозес был одним из руководителей захвата Пернамбуко и Ресифи (Бразилия), под его началось стояло 3 тыс. солдат; а после он купил корабли, нанял команду еврейских пиратов и стал голландским капером. Сколько судов захватил именно Энрикес, неизвестно, но вообще пираты действовали очень успешно: Испания потеряла в 1623 — 1636 гг. 547 кораблей в Карибском море.
Так инквизиция сделала из «еретиков» опасных врагов Испании, помешавших ей сохранить власть в Новом Свете.