Чем плох профицит бюджета
Профицит бюджета — это, простыми словами, превышение доходов над затратами. Это редкое явление, которое может свидетельствовать как об улучшении работы экономии, так и о других факторах, в том числе неправильном управлении. В чем особенности профицита бюджета? Что это такое? Рассмотрим эти вопросы, а также поговорим о видах и причинах такого явления, выделим плюсы и минусы.
Что это такое
Профицит государственного бюджета — это положительное сальдо, а именно превышение получаемой прибыли над бюджетными затратами. Условно он делится на первичный и вторичный. Первый рассчитывается без учета расходов на покрытие задолженности, а второй учитывает действующие кредиты.
Рассмотрим, что такое профицит бюджета простым языком и выделим его особенности. Понятие применяется при оценке возможностей для снижения размера задолженности государства перед кредиторами. Простыми словами, первичный профицит — показатель, подразумевающий следующее: разница между доходами бюджета и размером кредитов больше, чем между расходами и суммой обслуживания госдолга.
Появление такой ситуации требует оперативных действий, а именно:
Профицит бюджета — это, простыми словами, дополнительный ресурс, который можно использовать для покрытия долговых обязательств. Но важно учесть, что при неправильном распределении он может принести много проблем.
Причины
Выше мы рассмотрели значение «профицита бюджета», и что это означает. Но возникает другой вопрос — в чем причины его появления. Их несколько:
Понятие профицита бюджета очень широкое, что обуславливает множество причин для его возникновения. Лучше всего, если такая ситуация возникла в следствии экономического роста и увеличения продаж. Повышения уровня прибыли со стороны граждан влечет за собой лучший сбор налогов и получение чистого дохода. Простыми словами, правильное использование этих денег имеет позитивное влияние на экономику страны и ее развитие. Задача правительства в том, чтобы правильно распорядиться имеющимися деньгами.
Рассматривая вопрос, что значит профицит бюджета, важно охватить еще один важный момент — разновидности такого понятия. Как отмечалось, профицит бывает первичным и вторичным. Простыми словами, первый не учитывает обязательства перед кредиторами, а второй берет их во внимание.
Но существуют и другие виды профицита бюджета, подразумевающие деление на уровни.
Профицит может быть:
Рассматривая виды, нельзя не отметить профицит бюджета при полной занятости. Эта ситуация возникает в случае, когда экономика страны находится в состоянии занятости.
Существует также другая классификация. Профицит может быть:
Если говорить простыми словами, профицит бюджета России классифицируется только по двум категориям — первичный и вторичный. Остальные разделения созданы в большей степени для удобства, а также быстрой оценки распределения прибыли и учета затрат.
Это хорошо или плохо
Многие эксперты до сих пор спорят по поводу сущности такого явления, как профицит бюджета — хорошо или плохо. Здесь мнения разделяются. Одни утверждают, что такое явление дает дополнительный импульс для развития страны, а другие уверены в обратном.
Если говорить простыми словами, такая ситуация имеет следующие плюсы:
Несмотря на явные преимущества, существуют и минусы профицита бюджета. Многие экономисты утверждают, что появление такого фактора свидетельствует о жесткой государственной политике и дефиците денег в экономике.
Здесь узнайте, что значит стагнация, какие она имеет последствия.
При рассмотрении последствий профицита нужно понимать порядок его использования. Простыми словами, государство должно правильно применить имеющиеся деньги, ведь только в этом случае можно получить чистый доход и использовать его на реализацию полезных замыслов. В остальных случаях профицит бюджета может свидетельство об экономическом спаде и даже кризисе. Вот почем эксперты активно рассматривают, чем плох денежный профит на уровне государства, и какими могут быть последствия.
Ситуация в России: цифры и факты
Теперь вы знаете понятие и особенности слова «профицит» применительно к бюджету. Анализ этого параметра крайне важен для экономистов, которые должны понимать причины явления. Им важно знать, куда идет страна, и нужно ли предпринимать дополнительные меры.
К примеру, в России профицит федерального бюджета за 2018 год равен около 3 миллиардов долларов, а это более 3 % от ВВП. Наибольший объем доходов поступил от ФНС (более 10 млрд рублей), что почти на 93% выше плана. Дополнительные начисления поступают от таможни (около 5,5 млрд рублей) и других федеральных структур. Причиной стало увеличение доходов от продажи нефтепродуктов. Первоначально правительство закладывало меньшую стоимость нефти, которая впоследствии пошла в рост. Не удивительно, что профицит бюджета значительно вырос.
По прогнозам экспертов, умеренный профицит бюджет РФ сохраняется и в 2019 году. Изменения в худшую сторону могут возникнуть только при уменьшении стоимости нефти или введении дополнительных санкций.
Что касается мировой практики, профицит бюджета характерен для многих экспортеров сырье. К примеру, у Брунея он достигает 40%, у Кувейта — 22-25%, у Макау — 15-20% и т. д. В странах без природных ресурсов такая ситуация является более редким явлением.
Итоги
Выше мы разобрали значение слова «профицит» простыми словами, изучили особенности и виды этого термина. Важно понимать, что превышение доходов над расходами — не всегда позитив. Такая ситуация может свидетельствовать о жесткой экономической политике, а также неправильном распределении средств. Если дополнительные средства в бюджете появляются на фоне экономического роста, задача правительства — правильно распределить полученные резервы. Здесь поделимся инструкцией, как в киви перевести из долларов в рубли.
Бюджет богатеет, страна беднеет. Как такое возможно?
Минфин России повысил прогноз по профициту бюджета в 2018 году. Вместо 481,74 млрд рублей федеральная казна получит теперь 2,138 трлн рублей. Однако радоваться этому факту рано
Сегодня Минфин России выступил с громкой новостью. Бюджет страны в 2018 году получит в 4,4 раза больше «лишних» средств, чем прогнозировалось ранее. В то же время новость эта подается сухо, в дежурном порядке, хотя по идее об этом следовало сказать как можно громче. С каких это пор народные деньги полюбили тишину?
Профицит мы получаем впервые с 2011 года. Согласитесь, это повод заявлять об этом так, чтобы услышали и поняли все. Но министерство Антона Силуанова в этом объявлении явно тушуется и стремится заявить о проблемах. Например, росте расходов, инфляции.
Почему же это делается? Потому что страна реально ничего не получит из тех колоссальных сумм, о которых говорит Минфин, предусмотрительно помещая огромную ложку дегтя в сравнительно небольшую бочку меда.
Антон Силуанов. Фото: ID1974 / Shutterstock.com
Хотели как лучше, а получилось еще лучше
Столь позитивный прогноз опубликован в виде проекта поправок в бюджет на официальном портале проектов нормативных правовых актов. В проекте изменена главная цифра по профициту, который должен составить 2,139 трлн рублей, тогда как в действующем законе «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» заложена сумма в 481,741 млрд рублей.
При этом параметр бюджетного профицита – не единственный, который подвергся пересмотру. В документе Минфин предлагает утвердить основные характеристики бюджета на основе объема ВВП, который ожидается на уровне 101,16 трлн рублей, тогда как ранее он прогнозировался в размере 98,234 трлн рублей. Кроме этого, был пересмотрен прогноз по инфляции. Минфин полагает, что она составит 3,4%, а не 2,8%, как записано в законе.
По минфиновскому прогнозу, рост доходов бюджета составит 18,94 трлн рублей, а расходы – 16,8 трлн рублей. Сейчас же бюджет пока ожидает доходов в размере 17,07 трлн рублей и расходов в 16,59 трлн рублей.
Иными словами – ситуация стала заметно лучше. Эксперты, да и сами законодатели уже говорили, что бюджет будет сведен с профицитом, однако его размеры оставались предметом оценок. Теперь, за два с половиной месяца до конца года, появилась более-менее реалистичная цифра.
В последний раз повторимся: профицит бюджета был зафиксирован аж в 2011 году, причем превалирование доходов над расходами составляло всего 0,8% ВВП, или 428 млрд рублей. В последующие годы о прибыли пришлось забыть – дефицит только рос год от года, достигнув в 2016 году максимальной планки в 2,97 трлн рублей, или 3,5% ВВП страны.
Затем, в 2017 году, дефицит пошел вниз, но не переродился в профицит. По данным Минфина, он сократился до 1,6% ВВП, или до 1,5 трлн рублей.
В чем же основная причина такого бурного роста профицита бюджета? Естественно, в высоких ценах на нефть, из-за которых у государства образовались сверхдоходы. Минфин отмечает, что нефтегазовые доходы должны увеличиться с 2,739 трлн рублей до совершенно космических 4,093 трлн рублей, то есть более чем на 1,3 трлн рублей. А это и есть львиная доля тех самых излишков в 1,6 трлн профицита, который ожидается теперь.
То есть мы смело можем говорить, что «кассу» бюджету сегодня сделала вовсе не его прибыльность в смысле отдачи потенциала от экономики, а всего лишь внешний фактор. В связи с этим не будем вновь подробно останавливаться на вопросе о том, что экономика России по-прежнему остается сырьевой. По-прежнему сама экономика без экспорта сырья заработать не может.
Праздник ФНБ
На самом деле жителям России, российскому бизнесу, реальному сектору экономики страны от вестей о новом прогнозе по бюджетному профициту ни холодно, ни жарко. Дело в том, что образовавшийся излишек в 1,6 трлн рублей профицита не будет направлен в экономику, не станет кредитами или инвестициями для предприятий, а будет вложен в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Кстати, при этих условиях в 2019 году фонд распухнет до 7% ВВП. Однако будут ли эти деньги просто там лежать на черный день, как это предусматривается старой кудринской политикой и нынешним курсом Антона Силуанова? Ответ – нет.
Эти средства Минфин предлагает с 2020 года начать вкладывать. Но не внутри России, а за границей. Звучит это как вложение в зарубежные проекты с участием российских компаний. Отметим, что в этом Минфин уже со своей стороны (и подкрепив эти сентенции цифрами прогноза) поддерживает по сути то же самое, о чем ранее говорил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, предложивший направить средства ФНБ за рубеж.
Максим Орешкин. Фото: www.globallookpress.com
Напомним, господин Орешкин еще в августе представил соответствующее предложение президенту Владимиру Путину. Отправной точкой инициативы главы Минэкономразвития стало положение Бюджетного кодекса, которое допускает инвестирование средств ФНБ, если они превышают 7% ВВП страны.
Этой планки при нынешнем раскладе фонд достигнет как раз в следующем, 2019 году. Звенья одной цепи сомкнулись. При этом Минфин даже не стесняется признавать тот факт, что деньги эти будут фактически изъяты из российской экономики. Потому что так и называет этот вариант «альтернативой вложению этих средств внутри России».
Итак, новые поправки Минфина в бюджет будут в оставшиеся дни этой недели внесены в правительство, сказал Антон Силуанов. Если с нефтегазовыми доходами государства все в целом понятно, то остальные доходы первый вице-премьер оценил в 286 млрд рублей. То есть 2,7 трлн рублей мы получили от нефти и газа и всего 286 млрд рублей – это то, что реально заработала экономика. Разница более чем впечатляющая.
Силуанов также отметил, что бюджет при этом не намерен разбрасываться деньгами (да и куда там, если профицит пойдет в ФНБ), поэтому к нему был применен принцип «экономии». Она оценивается в 130 млрд рублей, на которые прохудятся различные проекты трат бюджета. Такая вот экономия на России в условиях огромных сырьевых доходов.
Тем несерьезнее выглядят пересмотренные Минфином новые, дополнительные бюджетные траты. В регионы будет направлено 93 млрд рублей в качестве компенсации по отменяемому в 2019 году налогу на движимое имущество. Промышленность России получит всего 30 млрд рублей, а 37 млрд отпишут бюджету Белоруссии. Эти деньги должны перекрыть потери из-за схемы «перетаможки». Наконец, 7,8 млрд новых трат отойдут к «Дом.рф» на поддержку СУ-155, а еще 5 млрд – Фонду защиты прав граждан-участников долевого строительства.
Что с этим делать?
Конечно, все происходящее с бюджетом и его профицитом четко укладывается в конструкцию принятого ранее бюджетного правила, которое учитывало малую вероятность заметного роста цен на нефть. Но случилось иначе, и нефть оказалась в два раза дороже, чем обозначено в правиле. Экономисты уверены, что при нынешней конъюнктуре цен точка отсечения по нефти все же будет пересмотрена в следующем бюджете с нынешних 40 долларов хотя бы до 50.
Иначе для России официально нефть по-прежнему и дальше будет стоить 40 долларов, а все излишки будут идти мимо экономики. И как мы теперь видим, вообще уходить в какие-то альтернативы их вложения в российскую экономику.
Фото: zhengzaishuru / Shutterstock.com
В беседе с Царьградом экономист и академик РАН Сергей Глазьев отметил, что продолжение нынешнего курса финансово-экономического блока правительства будет и дальше порождать дефицит денег в стране. И это при небывалом профиците бюджета.
У нас одно только искусственно созданное ограничение – это дефицит денег и дефицит компетентных кадров, которые могут брать на себя ответственность за принятие решений по управлению деньгами. Понятно, что оппоненты, пытаясь нас выдать за дураков, говорят, что мы предлагаем «напечатать деньги». Нет, так никто не предлагает. Деньги в наших проектировках используются как инструмент, который государством создается для связывания простаивающих свободных ресурсов. Это полностью соответствует традициям и экономической мысли, и передовой практики,
– отметил господин Глазьев.
По его словам, при избытке ресурсов государству необходимо не изымать средства из экономики, а создавать кредитные деньги, чтобы ресурсы были связаны в конкурентоспособных производствах. Предприятия бы получили оборотный капитал, долгосрочные кредиты и инвестиции. Это сразу же положительно отразилось бы и на благосостоянии граждан. Глазьев также напомнил, что президент ставил перед страной задачу обеспечить прорывной рост экономики, который вряд ли достижим при такой политике финансовых властей. Задача была возложена на министров.
Если он не может справиться с решением этой задачи, значит, это плохой министр, плохой руководитель. Потому что мы в Академии наук умеем считать, в отличие от чиновников, которые не имеют того образования, которое есть у людей в РАН. И мы точно знаем, что экономика России может расти с темпом не менее 8% в год. У нас нет ограничений. Ни по сырью, ни по труду, ни по производственным фондам, ни по мозгам,
– уверен господин Глазьев.
Итогом этого обзора новых поправок Минфина к бюджету может стать лишь вопрос о том, что если уж у экономики России и без того имеются проблемы, то почему бы не использовать по максимуму тот шанс, который сегодня появляется из-за сверхдоходов? Скорее всего, Минфин и Минэкономразвития ограничатся победными реляциями о профиците. Ведь эти слова будут восприниматься как синонимы заявлений о повышении роста экономики и уровня жизни в России, тогда как на самом деле это совершенно не так.
Эксперт: преимущества и недостатки профицита бюджета
Наличие положительного сальдо в бюджете России с одновременным накоплением дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, безусловно, будут способствовать повышению бюджетной стабильности и, как следствие, суверенного кредитного рейтинга РФ. В условиях увеличения объемов госзаймов и повышения процентных ставок в мировой экономике это является значимым преимуществом. Одновременно за счет накопленных резервов создается возможность бюджетного маневрирования в условиях возрастающих глобальных рисков. Бюджетные маневры могут быть использованы как для защиты российской экономики и социальной сферы от последствий замедления мирового и национального экономического роста, высокой инфляции, безработицы и девальвации национальной валюты, так и для стимулирования ускоренного развития экономики. С этих позиций наличие профицита федерального бюджета обеспечивает определенный запас прочности финансовой системы в условиях конъюнктурных колебаний и иных внутренних и внешних шоков для российской экономики.
С другой стороны, формирование бюджета с профицитом, как правило, означает возможность сохранения (не повышения) налоговой нагрузки на бизнес и население для стимулирования их хозяйственной активности с одновременным расширением некоторых инвестиционных налоговых льгот. Однако намерения сохранить или снизить налоговую нагрузку за счет избыточных доходов в законе о бюджете на 2019-2021 годы не просматривается. Более того, исходя из предпринимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в наступившем бюджетном цикле будет возрастать. Это будет происходить как за счет роста ставок отдельных налогов (повышения НДС с 18 до 20%, ставки НДПИ на нефть, индексации ставок некоторых акцизов и водного налога) и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования.
Формирование дополнительных доходов бюджета ненефтегазового характера за счет усиления фискальных мер в условиях наметившегося неустойчивого роста российской экономики снижает потенциал ее роста. Политика минфина, направленная на приспособление расходования средств к колебаниям мировой цены на нефть в рамках бюджетного правила, создает запас резервов, но также способствует низкому инвестиционному и потребительскому спросу и замедлению экономики. В связи с этим, несмотря на финансовую сбалансированность бюджетной системы России с минимальными дефицитами бюджетов на всех уровнях и профицитом на федеральном уровне, она остается существенно зависимой от экономической динамики, особенно внешней.
Попытка активизации в 2019–2021 годах стимулирующей функции федерального бюджета посредством реализации национальных проектов в приоритетных сферах экономики призвана ускорить экономический рост в России. Взвешенная бюджетная политика в области наращивания расходов казны по тем направлениям, которые дают положительный мультипликативный эффект роста, способна обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета независимо от колебания цен на углеводороды. Если же по итогам его исполнения накопленные в нем избыточные доходы по решению парламента будут использованы на непроизводительные нужды с низким или отрицательным мультипликативным эффектом, ожидания возобновления роста экономики при сбалансированном бюджете могут не оправдаться».
Профицит бюджета
Добавлено в закладки: 0
Что такое профицит бюджета? Описание и определение понятия.
Профицит бюджета — это понятие предполагает превышение уровня доходов над расходами. Данное экономическое понятие подразумевает, что доходная составляющая часть бюджета в значительной мере превышает расходную часть.
Один из наиболее главных составляющих оформления госплана прибыли и расходов – это сбалансированность бюджета. Если рассматривать экономические ситуации в их идеальном виде то суммы затрат, а также прибыли должны быть равны между собой. Однако в реальности эти показатели очень редко бывают полностью одинаковыми. Именно из-за этого возникают два понятия такие как дефицит и профицит бюджета, эти понятия характеризуют собой сложившуюся экономическую ситуацию в деятельности государства, однако каждое из этих понятий можно рассматривать двояко, поскольку долги не всегда могут повлиять негативно на ситуацию в стране, а выгоды зачастую достигаются не самым лучшим путем. Именно поэтому самый лучший залог успеха – это полная сбалансированность. Но для того, чтобы хорошо понять, а также осмыслить всю общую картину экономического положения страны, нужно рассмотреть эти два понятия: дефицит бюджета, его расходы, доходы, а также профицит.
Рассмотрим более детально, что значит профицит бюджета.
Характеристика бюджетной системы и основные статьи расходов
Если рассмотреть само понятие бюджетной системы, то мы увидим что это совокупность определенных частей и его составляющих. Если рассматривать бюджет страны, то стоит задуматься над тем, какие субъекты играют роль в его формировании, а также в его использовании. Самая маленькая единица рассматривая в системе – это местное финансирование средств, которые уходят в этот бюджет, и используется только в одном городе, в районе или в посёлке. Кроме всего этого, консолидация бюджета может в значительной степени отличаются от этих показателей, которые дают отдельные субъекты. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.
Расход – это общая сумма всех затрат, которые нужно осуществлять для того, чтобы получить определенные блага. Каждый из нас знаком с таким понятием. Однако, на государственном уровне масштаб расходов огромен, экономисты конечно со своей стороны проделывают всю необходимую работу для того, чтобы рассчитать все статьи возможных расходов и самым лучшим образом составить план и добиться сбалансированности, а также избежать в следствии этого дефицита или профицита бюджета. Рассмотрим расходы страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы:
В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды, если рассмотреть высказывания Вагнера то можно согласиться с сделанным и выводом он сказал: «в странах где развита экономическая промышленность, расходы образуются намного быстрее, чем национальный доход».
Вся проблема в росте материальной прибыли государства скрывается в том, что основная часть уходит на налоговые сборы, 84% от общей величины федерального бюджета составляют как раз такие обязательные платежи со стороны граждан и юридических лиц, вся оставшаяся часть составляет прибыль от внешнеэкономической деятельности или собственности, которая остается в аренду.
Дефицит и профицит госбюджета целиком и полностью зависит от того, насколько своевременно поступают налоги, а также выплачена ли их полная сумма.
Понятие дефицита
Дефицит, как многие из нас знают — это отрицательная разница выявленная в сравнении между доходами и убытками. Современные государства в наше время существуют в условиях сумм, которые в значительной степени превышают затраты. Несмотря на то, что дефицит имеет явные недостатки в бюджете, очень многие экономисты считают его лекарством. Как они это объясняют? А объясняют таким образом, что недостаток средств является хорошим стимулом для правительства для того, чтобы пересмотреть планы развития. Именно это дает толчок для развития сельского хозяйства, промышленности, а также для увеличения объемов экспорта. Однако, нельзя забывать о том, что быстрый рост внешних долгов никогда не сможет превысить графу доходов и выгод в самой стране. Огромная разница и величина обязательств по сравнению со всеми доходами поражает объем уровня инфляции и часто такое явление считается следствием дефолта. Причины образования дефицита кроются во множестве факторов и чаще всего превышение доходов над расходами является следствием следующих ситуаций:
Стоит помнить, что не во всех случаях возникновения дефицита связано с отсутствием не проницательности или плохого планирования.
Экономическая система и ее положение в государстве
Часто причиной таких ситуаций являются военные действия или же природные катаклизмы, которые не всегда можно предвидеть и учесть. А ведь именно важно обратить внимание на то, куда тратятся средства. Рассмотрим способы для покрытия расходов в случаях, когда происходит чрезвычайные ситуации. Правительство должно правильно и безболезненно решать подобные проблемы. Однако, из-за того, что местные органы управления не имеют контроля, это приводит к тому, что возникает дефицит бюджета, который в следствии имеет отображение на всех показателях.
Рассмотрим что такое консолидация бюджета. Если посмотреть на мировую практику, то существуют сразу несколько методов для борьбы с кризисными ситуациями:
Каждый из этих способов имеет конечно же своей как преимущества так и недостатки. Последние два метода упомянутые выше вызывают недовольство граждан, а также конфликты внутри государства и могут только на короткое время улучшить положение в стране. Способ поднятия налогов обычно приводит к тому, что растет уровень безработицы и граждане уходят в тень от выполнения обязательств перед государством. В конечном итоге всё заканчивается тем, что страна рискуют получить еще меньше средств, чем поступало до этого в основной бюджет. Заем материальных средств у других государств чаще всего наиболее подходящее решение для того, чтобы выйти из трудных ситуаций. Особенно это является хорошим способом, если трудности возникли из-за чрезвычайных происшествий и в скором времени баланс будет восстановлен.
Рассмотрим влияние профицита государства на бюджет. Мы рассмотрели как влияет дефицит средств на государство. Однако, что происходит в случаях, когда разница между доходами и расходами установится в плюсе. Можно ли говорить об остатке средств как о прибыли? Конечно, личные деньги это лучше чем растущие долги – подумает каждый гражданин. Однако, экономисты придерживаются другого мнения.
Профицит бюджета – это сэкономленные средства и они направляются в основном для погашения государственных долгов. Однако, при этом нельзя забывать о том, с помощью каких методов образовывается такой накопленный остаток. Если это является следствием того, что уменьшается отсутствие финансирования отдельных субъектов в экономике страны, то ничего хорошего в итоге это не принесет, ведь из-за этого начинает хромать отрасль, на которую было потрачено и вложено меньше денег, чем было необходимо. Однако, если средства были направлены на все отрасли и использовались в нужном объеме и суммах, то тогда сэкономленная часть не принесет ущерба деятельности и в тоже время принесет дополнительную пользу, результатом этого будет положительное влияние на бюджет страны.
Бездефицитность разных уровней
Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако, в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика. Для того, чтобы провести качественный анализ, нужно рассмотреть показатели местного и регионального, а также Федерального и консолидированного бюджета. Полученная разница всех конечных результатов будет зависит от некоторых факторов: достаточное финансирование, рациональное использование, а также фактор коррупции. Как показывает реальность – в последнее время самые острые проблемы сбалансированности бюджета состоят именно в региональном и местном уровне. Возможность достигнуть сбалансированности и процветания является следствием соблюдения принципа сбалансированности бюджета.
Если происходит грамотное распределение средств, тогда удается не только избежать дефицита и профицита, но и даже исправить неудачные ситуации прошлого периода.
Тогда сбалансированность экономики будет приносить успех стране, для этого необходим четкий взгляд на следующие понятия: нельзя заранее завышать, а также занижать планку в местах, которые касаются экономики. Допущение фактора дефицита противоречит идеям хорошего планирования. Зная то, что профицит бюджета это тоже не самый лучший показатель, лучше и его обойти вовсе. Самая лучшая и единственная цель, к которой нужно стремиться для правильного распределения бюджета – это баланс.
Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается каждое государство, и которого еще никто не смог избежать. Исключительно только самый лучший и качественный анализ всех ситуаций, а также строгий контроль и регулирование местных, а также региональных органов в подтверждении с законодательными актами, могут уравновесить два противоположных друг другу состояния экономического развития. Немаловажно при этом и хорошо развитая налоговая система, которая не давала бы причин гражданам страны избегать уплаты налогов.
Профицит также является следствием товарного излишка, то есть превышение объема предложений над величиной спроса на товар со стороны граждан. В производстве профицит является превышением экспорта над импортом, поэтому важно рассмотреть вопрос о платежном балансе или превышении поступлений материальных средств над их расходами. Иначе говоря, это называется активным платежным балансом. Профицит также является следствием избытка какого-то одного ресурса или же фактора производства, когда обнаруживается фактор присутствия профицита, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи государственных запасов или ресурсов. Другой способ состоит в том, что средства могут направляться на погашение долгов или денежные средства могут частично направляться на другие уровни.
Отличия профицита и дефицита
Можно отдельно отметить отличия профицита и дефицита. Эти понятия абсолютно противоположны друг друга и возникают вследствие разных и совершенно противоположных причин. Единственное что их связывает, так это то, что они оба говорят о том, что внутри экономической политики отсутствует баланс. При этом дефицит может возникать в следующих случаях:
На первый взгляд кому-то может показаться, что ситуация, в следствии которой расходы значительной степени превышают доходы, не является катастрофической и гораздо лучше когда денежных средств больше. Но на самом деле профицит, как мы уже коснулись этой темы выше, оказывает не менее пагубное влияние, чем дефицит. Кроме того, многие страны существуют и функционируют при самой острой сбалансированности доходов и расходов, и расходы при всем при этом, могут в значительно большей степени превышать доходы, поэтому государства имеют несбалансированный бюджет.
Профицит имеет разные виды. Если переводить этот термин с латинского языка, то он будет означать «рост» и «повышение», а повышаться в стране может что угодно. Особенно это касается бюджета страны, поскольку бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств и фирм, а также муниципальных образований утверждённый на 2 года. Профицит бюджета – это превышение доходов над затратами государства. Если посмотреть на это со стороны государственного бюджета, то это баланс доходов и затрат за определенный ограниченный период времени, чаще всего за год. Основной финансовый план страны, который был принят законодательным органом, и денежные потоки на территории государства, могут разделяться на 3 уровня:
Доходы и издержки это две главных части любого бюджета, каждое правительство хочет достигнуть того, чтобы обе части были в полном равновесии между собой, что является на языке экономистов – балансом. На самом деле, как показала история, баланса достичь практически невозможно. Именно поэтому важно знать, что означают оба понятия и знать обо всех их плюсах и минусах.
Бюджетный профицит и его последствия за счёт дополнительной прибыли, полученной в условиях наиболее высоких экспортных цен, формируется изолированной частью федерального бюджета. Такая часть финансовых ресурсов называется – финансовый резерв. Источником его образования принято считать свободные остатки денежных средств федерального бюджета. Вследствие увеличения доходов и расходов госбюджета растут и количественные показатели общей денежной массы, которые повышают уровень жизни граждан, в результате чего хорошо развивается инфраструктура. Вследствие этого появляется ревальвация, или повышение курса национальной валюты в стране, а также дефляция. Также как и в случае, когда увеличение денежной массы происходит по причине притока национальной валюты, государство сталкивается с девальвацией, и соответственно этому инфляция с неизменным ростом стоимости цен на товары расчёт, а также анализ макроэкономических показателей в стране определяется профицитным платежом баланса, как значительной степени преобладания потока любых денежных средств с заграницы. Остаток с доходной части платежного баланса в стране является следствием, прежде всего, товарообмена в стране услугами, а также капитала между определённой страной и другими странами в мире.
По сути, это выглядит как балансовый отчет, в котором зафиксированы с одной стороны – внешней поступления, с другой стороны – отображаются платежи, производимые за границу. В течение определенного периода времени, структура платежного баланса – это своего рода показатель, который отображает существующую ситуацию и суммарные части всех валютных поступлений в страну, которые сами по себе превышают общий отток денежных средств за пределы страны.
Последствия профицита платежного баланса
Профицит платежного баланса вызывают следующие факторы:
Также необходимо отметить, что рост доходной части профицита торгового баланса в стране – это разница между ценой на экспорт и ценой на импорт за определенный отрезок времени.
Способов избавиться от ненужных товаров или излишков материальных средств достаточно много. Однако, их нужно направить в необходимое русло и сделать это необходимо, потому что избыточный товарный запас, например, требует значительных ресурсов компании, таких как хранения на складе, замороженные средства, инвентаризация, учет и анализ и так далее. Наибольшую опасность избыток товара предоставляет для компании в случае, когда она находится на стадии внедрения на рынок или же на той стадии, когда компания переживает периоды выживания, то есть в моменты, когда больше всего необходимы ресурсы и средства. Если для компании внешняя система менее важна, чем решение проблем внутри, то излишки могут быть смертельно опасными для всей компании.
Мы коротко рассмотрели что такое профицит бюджета, его особенности и отличия от дефицита, влияние на экономическую ситуацию в государстве и роль фактора сбалансированности бюджета. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.