Чем питаются организмы биология 6 класс пасечник
§ 28. Гетеротрофное питание
1. Каковы особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных? 2. Чем питаются организмы?
Процесс переработки пищи называют пищеварением.
Одноклеточные животные (например, амёба) и кишечнополостные (медузы, гидры, актинии, коралловые полипы) захватывают пищевые частички целиком. Добыча у этих животных переваривается внутри организма.
Иначе переваривают пищу пауки. Паук прокалывает покров жертвы (мухи, тли) и впрыскивает в неё слюну с пищеварительными соками. Добыча переваривается впе организма паука. Через некоторое время паук высасывает жидкое содержимое жертвы, как сырое яйцо. А от жертвы остаётся только твёрдый паружный покров.
У большинства животных есть специальные органы пищеварения, способные заглатывать, размельчать и переваривать пищу (ротовая полость, пищевод, желудок и др.). Быстрое и эффективное переваривание пищи характерно для птиц.
По способам добывания пищи животных можно условно разделить на растительноядных, плотоядных и всеядных.
Растения служат пищей для большой группы растительноядных животных (рис. 66, а). Одни животпые кормятся ягодами, сочными плодами и семенами растений. Другие питаются зелёными частями растений, обгрызая почки, листья, молодые побеги. Это многие звери, птицы, моллюски, насекомые. Ряд животных питается подземными частями растений, повреждая корни, луковицы, клубни. Растительноядными являются многие рыбы, моллюски, членистоногие, водные звери, употребляющие в пищу водные растения.
Плотоядные животные, или хищники, питаются другими животными (рис. 66, б). Например, основной пищей хищника рыси служат зайцы. Обычно хищник вначале убивает свою добычу (жертву), а затем поедает её. Но прежде он должен жертву поймать. Для этого у хищника есть специальные приспособления: острые когти, зубы и т. д. Однако и у жертв исторически вырабатываются защитные особенности: шипы, панцири, защитная окраска, ядовитые железы, способность быстро прятаться, зарываться в рыхлый грунт, строить недоступные хищникам убежища.
До недавнего времени считалось, что все хищники — вредные животные. Это представление ошибочно. Уничтожение хищников часто приводит к нежелательным последствиям и наносит большой ущерб и природе, и человеку. Жертвами хищников обычно становятся больные и ослабленные животные. Уничтожение хищниками таких животных сдерживает распрострапепие болезней.
Всеядные животные питаются как растительной, так и животной пищей, а также останками погибших животных (рис. бб, в). Всеядным является, например, бурый медведь. Этот могучий зверь питается преимущественно ягодами, орехами, зелёными частями растений, а также насекомыми и их личинками, рыбой, падалью. Охотится бурый медведь и на крупных животных — лосей, кабанов.
Съеденную пищу животные переваривают и усваивают. Усвоенная часть пищи расходуется на прирост собственной массы и жизнедеятельность организма, например для дыхания, сопровождающегося выделением тепла. При дыхании питательные вещества взаимодействуют с кислородом и превращаются в углекислый газ и воду. Непереваренные остатки пищи удаляются из организмов животных.
Отметим, что гетеротрофное питание присуще и некоторым хищным растениям. Многие из них способны захватывать мелких животных видоизменёнными листьями. Наиболее известны насекомоядные растения с листьями-ловушками, листьями-липучками и листьями-кувшинчиками (рис. 67).
Двустворчатые листья-ловушки с зубцами есть у растения венерина мухоловка (рис. 67, б). Как только насекомое прикоснётся к чувствительным волоскам листа, его створки стремительно захлопываются. Зубцы по краям створок листа смыкаются, и выход жертве закрыт. Чем отчаянней бьётся добыча в западне, тем крепче сжимаются створки листа. Они всё сильнее прилегают одна к другой и сдавливают добычу. Верхняя поверхность листа усеяна мелкими красными желёзками. Они выделяют жидкость с пищеварительными веществами. Жертва переваривается и служит источником дополнительного питания для венериной мухоловки.
Среди хищных растений много водных. В болотистых водоёмах средней полосы России встречается водное растение-хищник — пузырчатка обыкновенная (рис. 68). У неё на размещённых в воде побегах много ловчих пузырьков с клапанами. Каждый пузырёк наполнен воздухом. Стенки клапана выделяют вещества, привлекающие мелких водных животных: дафний, циклопов, инфузорий. Клапан остаётся закрытым, пока его никто не задел. Как только животное затронуло клапан — он открывается. При этом с током воды животное засасывается в ловчий пузырёк, а выход плотно закрывается. Изнутри его не открыть. Вода выжимается из пузырька, оставляя лишь добычу. Внутренняя поверхность пузырька выделяет вещества, переваривающие жертву. Так, хищные растения, помимо питательных веществ, вырабатываемых в процессе фотосинтеза, используют для питания мелких животных.
Гетеротрофное питание. Пищеварение. Животные: растительноядные, плотоядные, всеядные. Хищные растения
Ответьте на вопросы
1. Что такое гетеротрофное питание?
2. Каких животных называют растительноядными?
3. Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных?
4. Назовите известных вам всеядных животных.
1. Используя интернет-источники, научно- популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными».
2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного.
3. Рассмотрите рисунки 67. 68, прочитайте текст параграфа и подготовьте план рассказа о хищных растениях.
Почему всеядные животные более приспособлены к условиям обитания, чем растительноядные?
Биология. 6 класс
Конспект урока
Урок 4. Питание бактерий и грибов
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Паразит (от др.-греч. parasitos – «нахлебник») – организм, использующий другой организм (хозяина) как источник пищи и среду обитания.
Сапротрофы – это группа микроорганизмов, которые питаются отмершими остатками живых существ, и разлагают органические вещества до неорганических.
Цианобактерии (от др.-греч. cyanos – «сине-зелёный» и бактерия) – группа бактерий, осуществляющих фотосинтез с выделением молекулярного кислорода.
Мицелий, или грибница (от др.-греч. mykos – «гриб») – вегетативное тело грибов, состоящее из тончайших клеточных ветвящихся нитей – гиф. Частями мицелия осуществляется вегетативное размножение грибов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы определим особенности питания бактерий и грибов и объясним роль бактерий в природе и жизни человека. Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Разлагая их, они строят свои клетки. Такие бактерии называют гетеротрофами. Некоторые гетеротрофные бактерии питаются органическими веществами, содержащимися в мертвых телах, выделениях растений и животных. Такие бактерии обитают в воде, почве, на коже, в кишечнике животных. Разлагая органические вещества, они возвращают в почву минеральные соли, а в атмосферу углекислый газ, необходимый для фотосинтеза.
Бактерии – паразиты поселяются в тканях человека, животных, растений и вызывают различные бактериальные болезни. К ним относятся туберкулезная палочка, дизентерийная палочка, возбудители ангины, пневмонии.
На корнях фасоли, бобов, люпина. можно увидеть маленькие клубеньки, размером чуть больше булавочной головки. В них находятся очень полезные для растений клубеньковые бактерии. Они поглощают азот из воздуха и преобразуют его в доступные для растений азотные соединения. Клубеньковые бактерии снабжают растение-хозяина азотом, а сами извлекают из корней растения необходимые для жизнедеятельности вещества удобрением. Когда растение отмирает, соединения азота остаются в почве и повышают ее плодородие. Подобные взаимовыгодные отношения между различными организмами называют симбиозом (от греч. «symbosis» – совместная жизнь).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Зачеркните неверные предложения в тексте.
Грибы – паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет, принося им пользу.
Грибы – паразиты, поселяющиеся на культурных растениях, наносят большой вред сельскому хозяйству, снижая урожаи и делая продукты непригодными в пищу.
На растениях паразитирует около 10 тысяч видов грибов, на животных и человеке – около 300 видов.
Правильный вариант ответа:
Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет, принося им пользу.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Роль бактерий в жизни человека.
Использовать _____ люди начали еще до их открытия. С древности люди изготавливали _____, заквашивали овощи, готовили _______, простоквашу и кумыс, ______ и сыры. Значительно позднее, было установлено, что во всех этих процессах участвуют бактерии. Люди постоянно расширяют их сферу применения – их «обучили» бороться с вредителями растений и обогащать почву _____, силосовать зелёные корма и очищать сточные ____, в которых они буквально пожирают различные органические остатки. Сейчас ученые планируют создать светочувствительные бактерии и их применять для производства биологической _______.
Использовать бактерии люди начали еще до их открытия. С древности люди изготавливали вино, заквашивали овощи, готовили кефир, простоквашу и кумыс, творог и сыры. Значительно позднее, было установлено, что во всех этих процессах участвуют бактерии. Люди постоянно расширяют их сферу применения – их «обучили» бороться с вредителями растений и обогащать почву азотом, силосовать зелёные корма и очищать сточные воды, в которых они буквально пожирают различные органические остатки. Сейчас ученые планируют создать светочувствительные бактерии и их применять для производства биологической целлюлозы.
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 29 Питание бактерий, грибов и животных
Стр. 122. Вспомните
№ 1. Чем питаются организмы?
Питание – это поддержание здоровья и жизни любого живого организма (поддержание оптимального течения физиологических процессов жизнедеятельности, восполнения запасов энергии, реализации процессов роста и развития, обмена веществ) при помощи поглощения пищи.
По способу питания выделяют два типа живых организмов: автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы используют в качестве источников углерода углекислый газ. Это растения и некоторые виды бактерий, которые могут создавать из неорганических веществ (минеральные соли, вода, углекислый газ) органическое соединения. В зависимости от источников энергии автотрофы делятся на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов. Фототрофы используют для биосинтеза световую энергию (цианобактерии, растения), а хемотрофы энергию химических реакций окисления неорганических соединений (серобактерии, водородные бактерии).
№ 2. Какую роль играет пища в живом организме?
Основным предназначением пищи в живом организме является поставка энергии, возобновляемых материалов (жиров, углевода, белков), которые нужны для роста имеющихся и создания новых клеток, а также регуляции всех процессов, происходящих в его тканях и органах.
Стр. 126. Моя лаборатория
Обследуйте растения, растущие в районе школы, дома, на даче. Если обнаружите растения, пораженные болезнетворными бактериями или грибами, зарисуйте или сфотографируйте их. Сравните увиденное с рисунком 80.
Пользуясь атласами-определителями и материалами Интернета, укажите названия растений и болезней, их поразивших.
Около дома я увидел яблоню, листья которой были поражены разными бактериальными болезными: бурая пятнистость или филлостикоз и бурый ожог. Бурую пятнистость вызывает грибок, который может зимовать в опавших листьях и распространяется только весной. Симптомы поражения листьев заметны уже в мае, когда на листьях дерева становятся видны мелкие бурые пятна с ободком более темного оттенка. Способствует развитию бактерий высокая влажность воздуха в сочетании с достаточным количеством тепла.
Еще одна болезнь, поразившая листья яблони, это бактериальный ожог. Ее бактерии весной могут переносить птицы, насекомые, ветер и даже вода при поливе или во время дождя. Признаки поражения становятся видны летом. Тогда листья и плодоножки начинают активно усыхать, скручиваться и опадать. При сильном поражении дерево спасти невозможно.
Стр. 127. Задание
Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Выращивание грибов».
При выращивании грибов очень важно, чтобы были соблюдены такие условия, как:
Хорошая система вентиляции в помещении;
Температура воздуха от + 8℃ до + 20℃;
Постоянная чистота, отсутствие паразитов в виде плесени и вредителей;
Влажность в пределах 80 – 90 %;
Герметичность в помещении, однако, при необходимости его требуется регулярно проветривать;
Наличие системы отопления для поддержания необходимой температуры
Грибные блоки должны помещаться в помещение, в котором около двух недель будет проходить инкубационный период. В это время важно, чтобы температура воздуха составляла не менее +20℃, но не более 28℃. При выращивании грибов летом температуру в помещении требуется снижать, используя для этого, например, вентилятор, струя воздуха которого направляется непосредственно на мешки с субстратом.
После завершения периода инкубации наступает период плодоношения. В этот промежуток времени важно снизить температуру воздуха до 12℃ – 15℃, обеспечить грибам минимальный 8 часовой световой день при помощи лампы дневного света, повысить влажность до 95% и проветривать помещение не менее 3 – 4 раз в сутки.
Если все условия выполнены, а последовательность соблюдена, то через несколько дней должны появиться первые плодовые тела грибов. Срок плодоношения в среднем составляет от 1,5 до 2 недель. Интересно, что в последние 2 – 3 дня темп роста шляпок у грибов вешенок будут максимальными. Этот момент и считается оптимальным для их сбора.
Стр. 127. Вопросы после параграфа
№ 1. Что общего в питании большинства бактерий и грибов??
Большинство бактерий и грибов схожи по типу питания. Они не могут образовывать органические вещества из неорганических, а потому используют уже готовые органические соединения для своего питания, из-за чего являются консументами или гетеротрофами.
№ 2. В чём особенность питания грибов?
Главная особенность питания грибов в том, что питаются они исключительно готовыми органическими веществами. Соответственно, по типу питания они являются гетеротрофами.
Рацион их достаточно разнообразен, а источника питания всего два: минералы и органические соединения. Минеральные вещества усваиваются преимущественно из влаги, а органика – из других живых, либо мертвых организмов (гниющие корни, трупы животных, растительные останки)
Еще одна особенность питания грибов – способ всасывания растворенных в воде питательных веществ, потому что они не могут усваивать крупные частички пищи. Все они поглощаются мицелием путем осмоса, поэтому такой способ питания называется диффузно-осмотическим. Соответственно, большая площадь поверхности мицелия для них очень выгодна.
№ 3. Что такое гетеротрофное питание?
Гетеротрофное питание – это способ питания живых организмов, источником энергии при котором являются готовые органические вещества (как правило, ткани растений или животных)
№ 4. Каких животных называют растительноядными?
Растительноядными называют животных, которые совсем не употребляют «животную» пищу, то есть, других животных. Это многие насекомые, птицы, парнокопытные, моллюски и т.д. К ним относится и большое количество млекопитающих, которые проживают в разных уголках нашей планеты. Растительноядные животные питаются семенами и сочными плодами, ягодами, зелеными частями растений – листьями, молодыми побегами, почками.
№ 5. Назовите известных вам всеядных животных.
Всеядные животные – это животные, которые могут питаться не только растительной и животной пищей, но и останками погибших организмов. Из млекопитающих животных, которые относятся к этой группе, мне известны такие: свинья, белка, енот, бурундук, скунс, шимпанзе, медведь, мышь. Из птиц всеядными являются: страус, ворона, сорока.
Стр. 127. Задание
№ 1. Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными».
За много лет существования разные виды животных приспособились не только к выживанию в определенных условиях окружающей их среды, но и к добыче для себя пищи. С научной точки зрения принято выделять несколько способов получения пищи животными. Среди них:
Простое получение пищи;
К способу простого получения пищи относится обычное поглощение животными либо растений, либо других животных. Особенно распространен он среди травоядных животных (лошади, жирафы, кролики, коровы, слоны, бобры), потому что именно они могут питаться готовой травой и корневищами, листвой и стеблями. Также они могут потреблять семена, фрукты и овощи. Основное преимущество такого способа поглощения кроется в минимальных затратах энергии, которые могут расходоваться животными на непосредственную добычу пищи. Другими животными питаются хищники – норки, волки, рыси, тигры, коршуны, львы, у которых, в отличие от травоядных, хорошо развиты когти, клыки и зубы, чтобы разрывать мясо и грызть кости.
Комменсализм подразумевает добывание пищи одним животным, находящимся под защитой у другого. Другими словами, это союз, который устанавливается между животными, когда слабые особи питаются пищей, добытой сильными особями. Яркий пример такого союза – травяные вши, которые селятся в муравейниках и кормят муравьев сладкой жидкостью.
Симбиоз как способ добычи пищи животными является разновидностью комменсализма. Но, в отличие от комменсализма, при котором пищу добывает только одно животное, при симбиозе два животных обитают как единый организм и пищу добывают тоже вдвоем. Пример такого способа – союз рака-отшельника и актинии. Рак-отшельник перемещает актинию в места, где есть больше всего добычи, на своей раковине. Актиния же выполняет функцию защиты рака-отшельника от хищников. Таким образом, выгоду получают два животных.
Паразитизм представляет собой добычу пищи одним организмом за счет другого. Например, мошки или клещи и теплокровное животное. Паразиты питаются кровью животных, нанося им вред.
№ 2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного.
Исходя из того, что животных мир разнообразен, разнообразны и пищевые цепи, в которых они являются активными участниками, а значит, отличаются и поведенческие особенности, и навыки разных групп животных – растительноядных и хищников.
Растительноядные или травоядные животные более спокойные, у них хорошо развиты мышцы головы для длительного пережевывания пищи и передние и задние, благодаря которым они могут быстро убегать в случае опасности. Поведение хищников более агрессивное, если они охотятся за добычей. Они очень хитрые, бдительные, способны долго следить за жертвой и при наступлении подходящего момента просто нападают на нее. Так как добывать пищу им сложнее, то у них лучше развит мозг и конечности, на которых есть острые и цепкие когти.
Стр. 127. Подумайте
Представители царства животных могут иметь не только одноклеточное, но и многоклеточное строение. Клетки животных имеют и свои отличительные особенности от клеток других живых организмов: отсутствие плотной клеточной стенки и вакуолей. У них есть клеточный центр, а в качестве запасной питательной субстанции собирается и накапливается гликоген.
Грибы также отличаются от растений и от животных. Например, в их клеточной стенке содержится хитин, в котором копится гликоген. А у некоторых представителей царства в клетках может содержаться сразу несколько ядер.
Таким образом, можно сделать вывод, что у представителей каждого царства отличаются внешнее и внутреннее строение, рост и развитие, дыхание и питание, размножение и выделение.
Питание животных. 6-й класс
Разделы: Биология
Класс: 6
Цель: предоставить возможность учащимся 6 класса усовершенствовать свои знания по теме: “Питание животных”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
2. Опрос прошлой темы
1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.
2. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза.
3. Газ, выделяемый растениями в процессе питания.
4. Процесс поглощения пищи, в процессе чего организм получает питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы), необходимых для поддержания жизни.
5. Органическое вещество – продукт фотосинтеза.
6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.
7. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода.
8. Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.
1. хлоропласты 2. углекислый 3. кислород 4. питание 5. глюкоза 6. лист 7 крахмал 8. фотосинтез
0 «5», 1-2 «4», 3-4 « 3» 5 и более «2» (Запись на доске, для взаимооценки)
3. Прежде чем, объявить вам тему и цели урока, хочу прочитать вам стишок
Мышки – серые воришки.
Сыр нашли в кладовке мышки.
Но не спит хозяин кот,
Кот кладовку стережет.
Вопрос к учащимся: О чем этот стишок? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– О питании животных
На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.
Постановка целей урока для учащихся
– Мы должны узнать, как питаются разные животные.
– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.
– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.
4. Изучение нового материала:
– Учащимся задаются вопросы:(
А) Что такое процесс питания?
Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?
– Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.
А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.
Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.
В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.
2 Плотоядные, хищники.
3 Трупоеды – питаются остатками организмов.
4 Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
5 Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
6 Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Г) Запись групп животных в тетради в виде схемы:
Учитель называет животных, если это растительноядное, то дети должны хлопнуть в ладоши, если хищник – топнуть ногами, если всеядное –хлопаем глазами.
Д) Питание животных сильно отличается от питания растений, и включает в совокупность иных процессов (Записываем в тетради)
Питание животных
↓
Поступление питательных веществ
↓
Переваривание
↓
Всасывание
↓
Усвоение↓
В учебнике найдите определение « пищеварения» и запишите в тетрадь.
5. Закрепление изученного материала:
А) Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема:
Каждый ученик составляет группу из пяти животных, так чтобы один из них был лишним по причине питания.
Затем объяснить классу свою работу.
Вопрос детям: при входе в одного из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ней такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зеркалом, следовательно, самый опасный зверь на земле – … (человек).
Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?
Ответ: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.
6. Общий вывод по уроку:
Учащиеся делают вывод по уроку:
Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета:
Выставление оценок, их аргументация. Выставление отметок по карточкам возможно на следующем уроке.
8. Домашнее задание. Стр. 60–62. Вопросы на стр. 66–67.
Написать сочинение с элементами исследования « Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.