Чем питаются люди на чукотке
Деликатесы не для всех
Еда чукчей и эскимосов
Традиционная кухня народов Чукотского полуострова держится на трех столпах. Это оленина, рыба и кит, а вместе с ним и другие морские млекопитающие – моржи, нерпы, тюлени. Пожалуй, это самый необычный на территории всей Арктики рацион. Давайте попробуем…
Содержание
Оленина
Главные факторы, повлиявшие на кухню коренных жителей Чукотки полуострова – чукчей и эскимосов, – сравнительно небольшой выбор исходных продуктов и суровый арктический климат, требующий высоких энергозатрат. Вот почему главная задача любого местного блюда – дать жизненные силы человеку.
Блюда чукотской кухни, как правило, жирные и калорийные, долгой зимой иначе не выжить.
Как вам, например, каныга – полупереваренное содержимое желудка северного оленя, смешанное с ягодой – голубикой, шикшей, брусникой? Между тем это блюдо у коренных жителей Чукотки считается деликатесным и очень полезным, ведь северный олень питается листвой кустарников, травами, грибами, а все это – источник белков, жиров, витаминов, микроэлементов.
Коронные блюда
Мантак – одно из любимейших кушаний морских охотников Чукотки. Это кожа кита с салом, которые после охоты пластуют большими кусками, а уже дома разрезают на небольшие прямоугольники и морозят. Перед употреблением режут на мелкие ломтики, иначе сало не разжуешь. Обычно мантак едят сырым, но в наше время нередко варят или обжаривают. Мантак – отличный источник аминокислот и витаминов C и D.
Съесть за день 2 кг мяса и полкило нерпичьего жира – самое то для чукотского морского охотника, который постоянно находится в движении.
Пожалуй, самое «пугающее» блюдо Чукотки – копальхен, или кымгыт. Мясо кита, оленя, тюленя, моржа набивают в шкуры этих же животных и закапывают на несколько месяцев. Эскимосские варианты этого деликатеса – праздничные блюда кивиак (около 400 птиц чистиков, набитых в тюленью шкуру, запечатанных салом и закопанных примерно на полгода) и игунак (туша моржа или оленя, надолго помещенная в болото). За время, проведенное в земле или болоте, мясо ферментируется и заквашивается. Затем его достают и едят без какого-либо дополнительного приготовления, просто нарезая ножом.
Традиции по вкусу
Но, конечно, у чукчей и эскимосов есть блюда, которые с большей вероятностью понравятся приезжим гостям. Кроме оленины с брусничным соусом, популярностью пользуются строганина и долбанина из мяса и рыбы, юкола – сухая несоленая рыба, опанэ – суп из оленины с кровью, кергипат – недоваренная оленина в собственном соку, пререм – отварные куски оленины с пряностями и костным жиром, которые подают в мороженом виде.
Всем путешественникам по Чукотке местные советуют попробовать акутак – «эскимосское мороженое». Это взбитый жир оленей или морских животных с добавлением ягод и сахара. В акутак чего только не кладут. Из ягод – малину, морошку, клюкву, водянику. Добавляют и листья и коренья местных растений, и кусочки рыбы и оленины.
7 неожиданных фактов о жителях Чукотки
Чукчи — народ с очень необычной культурой, о которой можно говорить часами
Как чукчи выживают на холоде?
Главная особенность коренных жителей Чукотки заключается в том, что они не боятся холода. Посетители Севера много раз наблюдали за тем, как чукотские дети выбегали из жилищ в 50-градусный мороз и играли со снегом. Женщины могут выйти наружу с непокрытой головой и спокойно заниматься шитьем. Иногда люди настолько заняты работой, что им становится жарко и они сбрасывают с себя часть одежды. Ученым до сих пор неизвестно, с чем связана их удивительная способность легко переносить даже сильные морозы. Но однажды американские ученые обнаружили у них гены, которые позволяют клеткам выделять дополнительное тепло. Если вкратце, сначала организмы жителей Чукотки перерабатывают жирную пищу. Этот жир преобразуется в тепло, после чего организм сужает сосуды, чтобы сохранить эту энергию как можно дольше.
Чукотские дети не боятся холода так же, как и взрослые
Что едят чукчи?
У каждого народа есть причудливые особенности национальной кухни. Во Франции едят блюда из лягушек, скандинавы совершенно не прочь перекусить тухлой рыбой, а жители азиатских стран любят насекомых. У жителей Чукотки тоже есть похожие особенностью. Они не особо любят соленую пищу, а привычный для нас хлеб кажется им кислым на вкус. Зато у них есть необычный деликатес, который представляет собой похлебку из наполовину переварившегося мха, извлеченного из желудка оленя. Также в их рационе питания можно найти кашу из щавеля, корни различных растений и внутренности животных. И это совершенно нормально, потому что, как мы уже выяснили, кулинарные причуды есть во всех культурах.
Кухня чукчей полна необычных блюд
Почему чукчи считаются свингерами?
Свингом называется взаимный обмен постоянными половыми партнерами для получения дополнительного сексуального удовлетворения. Прозвучит неожиданно, но чукчи часто это практикуют. Считается, что меняясь женами, мужчины укрепляют между собой дружбу. На их языке ритуал называется «нгэвтумгын», что можно перевести как «дружба по жене». Также, по брачным обычаям, при смерти главы семейства, один из его братьев обязан жениться на овдовевшей женщине. Благодаря этому, семьи не остаются в затруднительном положении.
Обмен женами на Чукотке — это норма
Что означают чукотские имена?
Чукчи очень верят в злых духов, поэтому используют разные способы обмануть их. Раньше девочкам часто давали мужские имена, а мальчикам — женские. Обычно чукотские имена означали природные явления или указывали на место, в котором родился ребенок. Типичные мужские имена чукчей это Алелекэ, Имрын, Атч-ытагын, Аляпэнрын и так далее. А среди женских можно выделить Ив-нэвыт, Пэнр-ына и Тына-твал. Но все это — традиционные имена, которые сегодня даются редко. Сейчас жители Чукотки чаще всего берут русские имена.
Почему чукчи не пахнут?
В середине XX жителей Чукотки вряд ли можно было назвать чистюлями. Если верить историческим документам тех времен, чукчи жили в грязи и часто страдали от вшей. Но сегодня обитатели Чукотского автономного округа уже соблюдают правила личной гигиены. Но они не пользуются дезодорантами, потому что они им попросту не нужны. Так уж вышло, что чукчи не потеют. Дело в том, что они натираются жиром и тем самым блокируют потовые железы. При этом они не наносят вреда своему здоровью, потому что их организмы хорошо приспособлены к внутреннему водообмену.
Факт: чукчи не пахнут потом
Правда ли, что чукчи не спасают тонущих?
В Интернете можно найти весьма занимательный факт о том, что чукчи ни за что не будут спасать тонущего человека и позволят ему умереть. Это чистая правда, только сегодня такое поведение уже не актуально и тонущего человека обязательно должны спасти. А вот в начале XX века жители Чукотки считали, что вода является порталом между миром живых и мертвых. И если спасти тонущего человека, можно разозлить злых духов. А допускать этого никто не хотел.
Некоторые чукчи верят в злых духов до сих пор
Как здороваются чукчи?
Для нас это может показаться диким явлением, но при встрече некоторые чукчи часто обнюхивают друг друга. Этот ритуал нередко заменяет им объятия и является доказательством того, что у представителей этого народа хорошо развито чувство обоняния. Например для мужчин нормально прийти домой и прижаться к своей жене и детям, чтобы вдохнуть запах их одежды. Считается, что в военные времена чукчи могли по запаху костей узнать, чьи останки они нашли — своего человека или врага.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!
Если вам интересно узнать подробности о жизни представителей других народов, рекомендую почитать материал о 100 неконтактных племенах мира. В нем моя коллега Любовь Соковикова рассказала об особенностях жизни аборигенов, которые отказываются подпускать к себе чужаков.
Пищевые предпочтения оленеводов Чукотки
Чукотка. Оленье стадо. Фотография Владимира Филиппова, отсюда.
Дневники В.Г. Кузнецовой дают достаточно полную картину о диете амгуэмских оленеводов в середине XX в., когда коллективизация хозяйств едва начиналась. Этнограф непрерывно находилась в тундре на протяжении нескольких лет, погрузившись в различные виды деятельности, составлявшие повседневную жизнь оленных чукчей, и неизбежно была включена в пищевые практики. В.Г. Кузнецова проявляла также исследовательский интерес к питанию местных жителей. Как отметила в своей работе Е.А. Михайлова (Михайлова 2015: 106), «вряд ли где ещё можно найти более полное описание чукотских блюд, системы питания, распределения еды, принятых в этой сфере представлений, норм и запретов».
В.Г. Богораз писал в своё время, что «чукотское меню не очень разнообразно» (Bogoras 1904: 199). Однако записи В.Г. Кузнецовой, а также современные этнографические исследования (Афанасьева, Симченко 1993: 56-100; Голбцева 2018: 249-270; Давыдова 2019: 143-161), напротив, говорят об обилии блюд, приготовлявшихся оленеводами. Действительно, несмотря на то что большинство из них делалось из частей туши оленя, применявшиеся технологии приготовления пищи в сочетании с использованием продуктов морского зверобойного промысла, собирательства, рыболовства и охоты, то есть местных ресурсов, позволяли создать диету разнообразную по вкусу и обладающую высокопитательными качествами.
Все части туши оленя употреблялись в пищу. В.Г. Богораз отмечал, что «чукчи извлекают из оленьей туши больше питательных веществ, чем все соседние племена» (Богораз 1901: 1). Например, долбление и варка костей для вытапливания из них жира до сих пор рассматривается некоторыми местными жителями, как знак умения хозяйки сохранять пищевой ресурс. Мясо оленя употребляли в варёном, вяленом, копчёном, мороженом, ферментированном виде. Отдельные части туши оленя ели сырыми сразу после убоя, например, глаза, печень, ножные сухожилия, костный мозг, хрящи. Вообще, в пищу шли все субпродукты: сердце, печень, почки, желудок, кишки. Например, нанувъе – вывернутую наизнанку, промытую сушёную прямую кишку оленя – ели, прожарив на костре; э’легъи – двенадцатиперстная кишка оленя – употреблялась в сушёном виде.
Из э’легъи, а также тонких кишок, делали жидкую кашу-похлёбку – питийигрилк’ырил. Отжатое содержимое кишок, вылитое в мешки из желудков оленя, летом подвергалось ферментации, а зимой замораживалось. В данной жидкости, иногда смешанной с водой, варили высушенные и порезанные кишки. Доведя их почти до полной готовности, в блюдо добавляли кровь, вливая её тонкой струйкой. Питийигрилк’ырил считался одной из самых питательных каш-похлёбок, существовавших у чукчей. Но наиболее часто употребляемой кашей, особенно в зимний период, являлась ямгарилк’арил. Она была не такая сытная и представляла собой сваренное содержимое желудка оленя, очищенное от крупных остатков листьев, иногда с добавлением крови и жира.
Праздничной пищей являлись вытрилк’ырил (зелёная каша, приготовляемая из листьев щавеля) и кивлет (кровяная похлебка с добавлением жира, кишок и съедобных корней растений). Для приготовления вытрилк’ырил в начале лета собирали молодые листья щавеля. Зелень варили в больших котлах до полной готовности около трёх-четырёх часов. Остывший щавель отжимали от воды и далее растирали руками на кэмэны (деревянное блюдо – Е. Д.), превращая его в месиво-тесто. Растёртую зелёную массу складывали в нерпичий мешок, тщательно утрамбовывая руками. В течение лета приготовленный щавель ферментировался, а с наступлением морозов замораживался. Данную смесь, по-чукотски называемую вытвыт, могли подавать с мясом, печенью, кровью. В канун праздника её тщательно измельчали рукой, затем добавляли кровь и жир, доведя до жидкого состояния.
Приготовление кивлета В. Г. Кузнецова описала следующим образом:
Для приготовления вышеописанных каш необходима была оленья кровь, которую заготавливали во время убоя оленей. Её собирали в оленьи желудки, в которых она ферментировалась и/или замораживалась. Квашеную мёрзлую кровь (вилмутлын) употребляли в качестве дополнения к другой пище: мясу, нерпичьему жиру, кэмэйырын (см. описание данного блюда ниже). Кроме того, кровь использовалась в качестве консерванта, обеспечивающего сохранность продуктов, при этом дающего совершенно иной вкус, нежели ферментация в земле или на свежем воздухе. Так, для приготовления блюда натъёт в мешки с кровью складывали обжаренные на костре копыта и губы оленя, также иногда печень, собранные корешки, ягоду шикши.
Приведённые рецепты блюд показывают, что использование растений для приготовления пищи делало существенно более разнообразным питание людей. Летом женщины собирали листья ивы, золотого корня, дикий лук, листья пырея, корни и листья щавеля, кляйтонии. Собранные растения, в свежем или заготовленном виде, служили добавкой к мясной пище.
Практически ежедневно употребляемым блюдом в осенне-зимне-весенний период был кэмэйъырын. Для его приготовления в начале лета в тундре собирали молодые листья ивы, а также дикий лук, молодой щавель, листья пырея. Собранную зелень сушили или замачивали в воде. Содержимое желудка оленя тщательно обрабатывали, выбрасывая непереваренную пищу, после чего смешивали с сухими или замоченными листьями. Данную смесь убирали в специально приготовленный мешок из нерпичьей шкуры, тщательно закрывали и хранили до наступления морозов в специально выкопанной яме или просто в яранге.
Однако самыми лакомыми считались, как правило, наиболее сытные блюда. Их подавали старикам, главам семейств, почётным гостям. Из отварного перетёртого мяса с жиром делали прэрэм – мясные замороженные лепешки, а также рорат – начинённый этой массой отдел желудка оленя. Тыргыпат готовился из порезанного небольшими кусками мяса, смешанного с жиром и сваренного в воде. Деликатесом считался яракай – детское место теленка, начинённое рубленым мясом и жиром. Данное блюдо варили в котле вместе с мясом, причем его не перевязывали туго, а продергивали широкими стежками стволинку от веточки, чтобы в послед проникал жирный бульон из котла.
Оленеводы в основном употребляли оленину, но они также любили мясо и жир морских животных, поэтому они всегда стремились получить продукцию морской охоты путём обмена с береговыми жителями, прежде всего, мыткамыт – нерпичий жир, и копалгын – моржовое мясо.Морские охотники получали от тундровиков мясо и шкуры оленя. Раньше вся торговля шла через побережье, поэтому у береговых были привозные (русские, американские) продукты и вещи. Даже семьи, которые не выходили по каким-то причинам к побережью, старались перехватить в тундре возвращающихся с берега оленеводов, чтобы перекупить у них морские продукты, а также чай, табак, иногда сахар и муку.
В середине XX в. за русскими товарами можно было также отправиться в посёлок Дорожный, созданный советской властью и расположенный на 87-м километре Иультинской трассы, построенной силами Чукотлага в 1946-1951 гг. Следует отметить, что даже хозяйства, настойчиво уклонявшиеся от коллективизации, искали торговых отношений с государством в лице магазинов и торгово-заготовительных баз.
Рыболовство от хозяйства к хозяйству могло занимать разное место в питании людей. Но все семьи в большей или меньшей степени употребляли рыбную пищу. При случае оленеводы охотились на дикого зверя и птицу: например, бурого и белого медведя, снежного барана, дикого оленя, гусей. Мясо добытых животных также шло в пищу.
Таким образом, основой питания местных жителей составляли блюда, приготовлявшиеся из оленины. Упомянутые хозяйственные и обменные практики способствовали расширению диеты местных жителей и мобилизации пищевых ресурсов через включение продуктов, получаемых в море, тундре или в ходе торговли. Кроме того, сочетание использования всех имеющихся у людей продуктов с комбинированием различных технологий обработки пищи позволяло создать широкий спектр вкусовых ощущений и большое количество блюд.
Автор: Давыдова Елена Андреевна, кандидат истор. наук, научный сотрудник Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Российской академии наук (Кунсткамера).
Работа выполнена за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 19-78-10002).
Bogoras, W. The Chukchee. Material culture. New York, Leiden, G.E. Stechert, E.J.Brill Ltd, 1904.
Афанасьева Г.И., Симченко Ю.Б. Традиционная пища береговых и оленных чукчей // Сибирский этнографический сборник – 6. Кн. 1. Народы Сибири. Вып. XXIV. М., 1993. С. 56–100
Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей // Сборник музея по антропологии и этнографии при императорской академии наук. СПб.: Типография Императорской Академии Наук. С. 5-67.
Голбцева В.В. Праздничные и жертвенные блюда у чукчей и эскимосов // Праздничная и обрядовая пища народов мира. М., 2017. С. 249-270.
Давыдова Е. А. Холодильник, соль и сахар: добыча и технологии обработки пищи на Чукотке // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 143-161.
Михайлова Е.А. Скитания Варвары Кузнецовой: Чукотская экспедиция Варвары Григорьевны Кузнецовой. 1948-1951 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2015.
24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир
Эскимосы, олени, чумы — так примерно мы представляем себе Чукотку. И зря, потому что на оленях там уже мало кто передвигается, эскимосы лишь один из многих народов этой земли, да и в чумах они не живут.
А еще мы узнали, как на Чукотке определяют температуру без термометра, — вы тоже узнаете это в конце статьи.
«Начну с того, что Север может принять человека или же оттолкнуть от себя. Думаю, все северяне это подтвердят. Человек, которому здесь не понравится, надолго не задержится — проверенный временем факт. Тот, кого примет, — полюбит регион навсегда. У нас здесь говорят: „Север притягивает“».
Если вы не являетесь высококлассным специалистом и сам работодатель не приглашает вас, приехать на Крайний Север для работы очень затруднительно. Компаниям нужны компетентные люди с опытом работы по специальности (а это чаще всего добыча полезных ископаемых или лесозаготовка), физически и морально подготовленные к тяжелым северным условиям.
Одно из популярных туристических мест здесь — Китовая аллея, на которой несколько сотен лет назад проводились магические обряды. Несмотря на романтическое название, выглядит аллея довольно кровожадно: полкилометра гигантских китовых костей.
Местные жители, дома которых располагаются близ Китовой аллеи, говорят, что сотни лет назад это место было ареной для соревнования шаманов, которые умели летать. Ритуальные обряды проводились на территории аллеи примерно 200 лет подряд. В 16 веке здесь начались сильнейшие заморозки, из-за чего племена перестали посещать священное некогда место, которое в результате на долгие годы ушло в тень. Однако на сегодняшний день Китовая аллея стала одним из популярнейших мест для путешественников со всего мира, гоняющихся за мистикой.
Китовая аллея не всегда обладала такой бешеной популярностью, как в наше время. Это место, священное для эскимосов, расположившееся на острове Итыгран, было обнаружено относительно недавно, в 70-х годах прошлого столетия, учеными, которых курировал Михаил Анатольевич Членов, российский этнограф.
Аллея состоит из двух рядов костей гренландских китов, которые наполовину погружены в землю. Первый ряд протяженностью 500 метров — кости, а второй ряд — многочисленные черепа китов, которые достигают огромных размеров: длина каждого варьируется от двух до трех метров в ширину. Археологический комплекс расположен на побережье, при «строительстве» аллеи были использованы останки около 60-70 взрослых китовых особей. Удивительно то, что под слоем гальки, которая лежит между рядами, находится огромное количество других китовых костей, что означает, что до момента обнаружения аллея была еще больше.
Сейчас любой турист, желающий увидеть это мистическое место, может оформить путевку, в программу которой будет входить маршрут-путешествие по Китовой аллее.
Хотя Чукотка и США находятся рядом, попасть из одной точки в другую крайне затруднительно. Поэтому, если у чукотского жителя возникнет желание слетать в Америку, ему проще будет сделать это из Москвы: то есть добираться через всю страну и по возможности с заездом во Владивосток (там находится ближайшая к Чукотскому автономному округу точка выдачи виз).
А еще на Чукотке находится крайняя восточная точка России — остров Рaтманова. Но там никто не живет.
Попасть из Анадыря, столицы автономного округа, в аэропорт — увлекательное приключение: для этого нужно пересечь залив. Летом это можно сделать на катере или барже, весной и осенью — на вертолете. Зимой все проще: традиционно залив переезжают по толстому льду.
Чукотка — единственное место в России, где мужчин больше, чем женщин. Связано это с тем, что в регион со всей страны съезжаются на заработки, а большинство предлагаемых профессий традиционно мужские.
Овощи и фрукты здесь очень дорогие из-за высокой стоимости доставки. Зачастую в магазинах люди просят их у продавца поштучно: например 3 картофелины для супа.
С яйцами, да и другими продуктами с Большой земли та же история. Причем, к сожалению, до пункта назначения продукты часто доходят уже испорченными.
Еще одна сложность с покупкой продуктов: многие магазины работают с обеденными перерывами и только до 8 вечера.
Интернет здесь тоже дорогой: приходится платить 2 рубля за мегабайт. То есть просмотр фильма онлайн обойдется примерно в 3 тыс. рублей.
Зато города радуют жителей бесплатным общественным транспортом, а села — бесплатными детскими садиками. Кроме того, очередей в них не бывает. Как правило, если на Чукотку приезжает семья с маленьким ребенком, его сразу же зачисляют в детсадовскую группу.
По чукотским улицам, бывает, разгуливают медведи, поэтому самим жителям в темное время суток рекомендуется особо не ходить. К слову, местные знают: от медведей нельзя убегать и тем более кричать на них при встрече — можно отпугнуть зверя шипением.
Во время белых ночей — с конца мая по июнь — солнце светит почти круглосуточно, лишь на пару часов скрываясь за горизонтом. Поэтому в выходные довольно много людей гуляет по так называемым ночам, больше похожим на привычный нам ранний вечер.
А полярная ночь знаменита северным сиянием. Впрочем, у некоторых оно не вызывает такого восхищения, как у приезжих: для коренных жителей это обычное дело.
На Чукотке едят консервы из мяса кита. Они полезные: продукт богат белком, витаминами и фосфором.
Один из самых узнаваемых символов Чукотки — Пеликен, хранитель домашнего очага. По легенде, он поедает человеческую зависть, злобу, проблемы и плохие мысли, переваривает их в своем огромном животе и излучает взамен добро и счастье. В селе Лаврентьево установлен памятник Пеликену, и, говорят, если потереть его пупок, можно стать удачливым и неуязвимым для злых сил.
Сравнительно недавно жители Чукотки пересели с оленьих упряжек на личные автомобили. Но и до этого в городах были сотрудники ГИБДД, которые, чтобы хоть как-то работать, для порядка останавливали и упряжки.
Но еще удобнее передвигаться на собачьей упряжке. Собаки более выносливые и могут спокойно пройти там, где олени провалятся в снег. Для упряжки их тренируют с самого раннего возраста: например отучают от охотничьих инстинктов.
Здесь существует такое опасное явление, как южак — внезапный ветер, сильные порывы которого сносят с земли снег и могут даже разрушать дома.
Иногда в городах наметает такие сугробы, что приходится прорывать настоящий тоннель, чтобы выйти из дома.
Некоторые коренные чукотские народы живут в ярангах — жилищах из деревянных шестов и шкур животных, — а вовсе не в чумах, как мы привыкли слышать в анекдотах.
У чукчей в ходу двадцатеричная система счисления вместо привычной нам десятеричной. В ее основе лежит счет на пальцах, который раньше был удобен для торговли. Так, слова «пять» и «десять» в чукотском языке образованы от слова «рука», а «двадцать» имеет тот же корень, что и слово «мужчина».
Здесь чтят обычаи предков: во многих домах можно увидеть передающиеся по наследству родовые талисманы и обереги. А живущие здесь малые народы изо всех сил стремятся передать свои языки подрастающему поколению.
У чукчей есть традиция при рождении не только давать имя ребенку, но и сочинять для него песню.
Бонус: чукотский способ определения температуры
Если в доме нет термометра, некоторые пользуются этим проверенным поколениями способом определения температуры. Каждое утро просыпаться и смотреть в окно: если идет снег — тепло, если нет снега — холодно, если на улице туман — очень холодно, ниже минус 40 °С, при этом чем сильнее туман — тем холоднее. © В самой крайней точке бытия / Telegram
А вам доводилось бывать на Крайнем Севере? Смогли бы вы остаться там жить?
Вернулся из командировки в пятницу. Интересное место, конечно, но я привык к мегаполису. Хотя природа там особенная, впечатляет
Я 2 года в этой жопе мира прожил, вспоминаю с ужасом.
«Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался. Вас
ожидает прохладный и влажный воздух, черный и желтый пейзаж, если вы
прилетели летом, и некая суровая снежная обнаженность, которую трудно
передать словами, если вас затащило туда зимой. Нет тут берез, кленов,
ясеней, сосен, лиственниц. Есть сопки и тундра, чудовищно, даже как-то
среди мягких пейзажей европейской России.» ( О. М. Куваев Территория )
Родственница прожила там много лет. Каждый год на несколько месяцев уезжала туда работать. На мой вопрос: «не мёрзнете там?», ответила: «я только там согрелась». Сами мы из Краснодарского края. )))
Оч классный рассказ, спасибо вам за него)
Последнее фото напомнило:
Еще способы: при 40 и ниже при вдохе через нос прихватывает морозом слизистую,как бы в носу слипается), при ниже 50 плевок замерзает на лету. В детстве я развлекался так,через форточку с третьего этажа выплескивал кружку горячей воды, которая сначала превращалась в тучку пара,а затем на землю падали уже льдинки. При ниже 40 в школах объявляли актированный день,родители шли на работу,а мы шли играть в хоккей во дворе.
с. Лаврентия Чукотского района ЧАО, а не Лаврентьево.
Остров Ратманова одновременно и самая восточная, и самая западная точка России)
Гренландские киты находятся под угрозой исчезновения. Спасибо всем охотникам.
если на Чукотку приезжает семья с маленьким ребенком
Пьянству бой
Канал автора в ТТ yurikskh
Индусам показали кино про «приморских людей»
Четыре года снимал режиссер Иван Головнев свой фильм «Земля кереков» (несколько лет съемочная группа потратила только на изучение архивов). Теперь его показывают на фестивале FOLKLORE в индийском тричуре.
Кереки — самый малочисленный северный народ России. В 2010-м году во время переписи было зарегистрировано только четыре представителя этой загадочной национальности. Этнографы и лингвисты с трудом набирают сегодня и 5 тысяч слов уже забытого керекского языка. Еще в 1991 году его носителей оставалось всего три человека. Фильм «Земля кереков» построен вокруг историй современных наследников керекской культуры. Много материала посвящено мировоззрению анкалгакку — «приморских людей», как называли себя сами чукотские аборигены.
Бесценные собаки Крайнего Севера
Собачья упряжка на Чукотке. Снимок сделан на тренировке упряжки.
Езда на собаках в течение многих веков была важнейшей частью традиционного образа жизни северных народов. Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях. Еще в эпоху неолита на побережье Северо-Восточной Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки, собак начали использовать для езды. Это объясняется тем, что в тундровом и прибрежном Заполярье часто не было других животных, пригодных для перевозки грузов, но зато существовала возможность добыть и заготовить корм собакам на долгую зиму.
Хозяин будущей упряжки демонстрирует своего щенка:
Чукотские дети катаются на собачьей самодельной упряжке:
Снимки сделаны в окрестностях сел Инчоун и Нешкан на Чукотке.
Не Исландия, но Чукотка. Эгвекинот.
Тихий, спокойный посёлок с размеренной жизнью, именуемый местными не иначе как «Чукотский Сочи».
Расположен он на берегу Залива креста Берингова моря в 32 километрах южнее Полярного круга. Посёлок окружён кольцом гор (здесь их называют сопками), высшей из которых является гора Большой Матачингай (1468,4 м).
Есть своя горнолыжка.
Храм. Говорят на открытии был сам патриарх.
Залив ещё покрыт льдом, который может стоять до июня.
Памятник строителям автодороги Эгвекинот — Иультин.
Немного портят вид аварийные дома.
Согласно википедии, к этому году население Эгвекинота составляет 3189 человек.
И напоследок собака с ботинком)
Цены на дизельное топливо и бензина в Чукотском АО
Два прошлых поста о ценах на Чукотке набрали по 2000 плюсов, решил еще запилить пост о ценах.
Я уже писал серию постов про цены на продукты и их качество на Крайнем Севере. Ссылки на них будут в конце статьи.
Сегодня поговорим о ценах на ГСМ (горюче-смазочный материал). Для примера я взял только бензин и дизельное топливо. Масла, смазки, ГСМ для авиации брать не стал.
Здесь топливо низкого качества. Топливо нефтяных-гигантов стоило бы в разы больше.
Именно поэтому, у нас нет пробок, чистый воздух, а люди ездят на такси. Всем добра. Радуйтесь вашим ценам на бензин.
Другие статьи на тему цен и качества на Чукотке:
Самый дорогой авиаперелет по России в эконом-классе стоит более 50 тысяч рублей
Но тут все достаточно не просто. Задумывались ли Вы о том, сколько стоит билет на самолет из вашего города в Сочи? Хотя бы в Сочи. Я уже не говорю о других странах. Дорого? Не думаю. Давайте посмотрим сколько стоит билет на самолет в обычное время года С Анадыря в Москву и с Москвы в Анадырь.
Билет в обычное время года (с сентября по май) стоит стандартно от 22985 рублей. Заметьте, что это без багажа. За него еще придется заплатить 1000 рублей.
А вот в период отпусков (с июня по сентябрь) здесь творится нечто, билеты колоссально поднимаются в цене.
Да, еще есть билеты, которые стоят чуть больше 40 тысяч рублей. Но они на середину июля примерно. А у жителей Севера отпуск 52 дня. А, если еще и вредность есть, то все 59 дней. У врачей и других служащих еще больше. Поэтому улететь им надо именно в начале лета.
Кроме того, стоит обратить внимание, что цены действительны сейчас, к концу мая они вырастут еще в три раза. В прошлом году стоимость билета в эконом классе доходила до 180 тысяч рублей!
В продолжении истории о том, как я в 20 лет улетел на вахту, пилю новый пост. Данный текст будет о том, как я собираюсь на вахту и добираюсь до рабочего места Ссылки на первую и вторую часть:
Собираемся на вахту:
Встреча в аэропорту
Прилетают все в разное время. Кто-то задолго до вылета, кто-то прям под самолет. Смотря у кого какие были борты. Я стараюсь прилетать часа за четыре до вылета. Так спокойнее. Садимся обычно на втором этаже, и ждем, когда соберется вся команда. В это время можем выпить по бокалу пива, сходить в Макдональдс. Часто бываю задержки рейсов, особенно весной. При чем задержки могут быть свыше 6 часов. В этом случае берем карты и идем в кафе. Играем под облепиховый чай и сладости.
Прямой рейс в Анадырь совершает авиакомпания Ютейр. Летают из Москвы в воскресенье и четверг. Обратно в понедельник и пятницу соответственно. Это фото из аэропорта Анадыря, в Москве как-то не приходилось фотографировать самолет. Летает боинг 767-200. Я стараюсь не есть, питание у Ютейра мне совершенно не нравится. Беру с собой что-нибудь в аэропорту.
Прилет в город Анадырь и дорога на месторождение
По прилету в Анадырь, нас встречают в аэропорту. В зависимости от времени года дорога с аэропорта бывает нескольких видов:
1. По зимнику, если дорога по нему разрешена.
2. На вертолете, если зимника еще нет, а лед уже начал образовываться
3. На катере, если это лето и хорошая погода
Данному передвижению могу тоже посвятить целую статью, если интересно пишите в комментарии. В общем, когда в город худо-бедно добрались, то идем в офис поздороваться с постоянным персоналом, забрать вещи, обменяться документами с отделом кадрами, бухгалтерией и так далее. К вечеру запланирован выезд на промысел.
Продолжение будет, если будет активность. Могу запилить прям посты с дорогой летом, зимой, с фото и видео. Даже прям могу спросить: стоил ли делать пост с 10-15 фото с дорогой по тундре?
Не забывайте подписываться на мой Дзен:
Там пилю чуть больше постов. И больше фото.