Чем питаются афонские монахи

Кто такие афонские монахи? Как живут и чем питаются афонские монахи?

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Афонские монахи, а также монахи Святой Горы – служители самых древних монастырей в Греции у берегов Эгейского моря. Они ведут особый образ жизни, который помогает им поддерживать только духовность, но и здоровье.

Жизнь на горе Афон соответствует строгому расписанию. День начинается в полночь – подъём в 00:00. Сутки разделены на три части, из которых восемь часов отводится на сон, восемь – на работу и оставшиеся восемь – на отдых. Правда, и это время регламентировано. В течение дня афонские монахи молятся, служат Богу, едят, читают и отдыхают. Также все на Святой Горе трудятся. Обычно это занятия сельским хозяйством и виноделием.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Образ жизни афонских монахов признан учёными одним из наиболее здоровых. Благодаря этому жители Святой Горы не сталкиваются с такими страшными болезнями, как рак, диабет и сердечно-сосудистые заболевания.

Как едят на горе Афон?

Служители монастыря придерживаются строгой диеты. Приём пищи для них — это не культ, который превращается в чревоугодие, а способ поддержания физической силы. Монахи не едят ни мясо, ни рыбу (последнее только в дни великих праздников). Их рацион преимущественно состоит из хлеба, вина, оливок и овощей. Пищу готовят без использования масла – оливковое можно есть только по выходным.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Едят монахи часто, но небольшими порциями. Вот некоторые варианты блюд афонской кухни: фасолевый суп с апельсином, нут в томатном соусе, бамия (редкий, но очень вкусный и полезный овощ), картофельный суп с кунжутной пастой и перцем, постные котлеты из нута.

Можно сказать, что жители Святой Горы придерживаются почти вегетарианской диеты. Основные блюда, в большинстве своём, состоят из бобовых. Все овощи и фрукты, которые составляют большую часть рациона, священнослужители выращивают сами. Поэтому употребляют они только экологически чистые продукты.

Постные дни также помогают укрепить здоровье.

Чем занимаются афонские монахи?

Монахи проводят много времени на свежем чистом воздухе, не загрязненном внешними факторами. Горная местность, в которой они живут, это позволяет. В среднем, пять раз в неделю по два часа они посвящают себя физическому труду.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Сбалансированное дробное питание, много времени на природе и активный образ жизни – главные секреты здоровья афонских монахов. Они позволяют сократить риск опасных заболеваний и дожить до глубокой старости, а также в целом улучшают самочувствие.

Источник

Кухня Святой Горы Афон. Рецепты афонских монахов

К началу поста Agionoros.ru публикует несколько рецептов традиционной афонской кухни.

Салат из картофеля с чесноком

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

1 кг картофеля, 6-7 протёртых долек чеснока, 180-200 г раст. масла, 2-3 ст. ложки уксуса, соль, перец.

Картофель отвариваем, с горячего снимаем кожуру и делаем пюре. Помещаем его вместе с протёртым чесноком в чашку блендера и, взбивая, понемногу вливаем растительное масло, в конце добавляем уксус, затем перец, и салат готов. Если хотим, чтобы он получился не слишком плотным, добавляем немного горячей воды. Это нужно делать с осторожностью,чтобы не потеряли силы остальные ингредиенты. В противном случае нужно увеличить количество чеснока, уксуса и соли.

Чеснок можно при желании испечь в духовке (целыми неочищенными дольками). Когда он размягчится, достаём,сдавливаем дольки с одной стороны, чтобы вышла мякоть,кладём её в блендер, взбиваем с небольшим количеством масла и кладём в баночку. Используем эту чесночную массу по мере надобности в приготовлении различных блюд, она даёт отличный аромат.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

500 г чечевицы, 2 луковицы, 7 долек чеснока, 150-170 г. раст. масла, 4-5 лавровых листа, 2-3 стручка сладкого перца, душица, соль, чёрный молотый перец. При желании можно добавить несколько спелых помидоров (или 2-3 столовые ложки томатной пасты).

Чечевицу хорошо перебираем, промываем и ставим вариться, помешивая, чтобы не подгорело. Когда вода закипит, добавляем мелко порезанный лук, целые дольки чеснока и лавровый лист. Растительное масло вливаем за 10 минут до конца варки, также приправы и пропущенные через мясорубку помидоры (если суп готовится с ними).

По желанию суп можно приготовить без масла (постным). На стол подаётся с фруктовым уксусом.

1 кг. шпината, 2 луковицы, порезанные на мелкие дольки, 4 порезанные дольки чеснока, немного укропа, 150-160 г раст. масла, сок 2 лимонов, 1 чайная чашка риса, соль, чёрный молотый перец, красный сладкий перец, душистый перец и 4-5 стеблей зелёного лука. Если хотим получить красноватый, «подрумянившийся» оттенок блюда, вместо лимонного сока кладём 2 столовые ложки томатной пасты.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Шпинат чистим, хорошо промываем и отрезаем кочерыжки снизу. Наливаем в кастрюлю растительное масло, кладём порезанную луковицу, измельченный зелёный лук, крупно порезанный шпинат и начинаем тушить.

Кладём помидоры (или томатную пасту), если блюдо готовится с ними, если без них, то доливаем немного воды, добавляем порезанный укроп, соль, чёрный молотый перец, молотый душистый перец, накрываем крышкой и варим на среднем огне 5 минут. Затем добавляем рис, чеснок и лимонный сок (если блюдо готовится без помидоров). Варим ещё 15 минут и пробуем, готов ли рис. Если рис готов, а блюдо получилось слишком вязким, добавляем немного воды и снимаем с огня.

1,5 кг картофеля, 3-4 луковицы, 2 дольки чеснока, 2 стебля сельдерея, 3 лавровых листа, 1 стручок сладкого перца, 3 ст. ложки томатной пасты, соль, перец, корица, тмин.

Картофель чистим, моем, режем крупными кубиками, кладём в широкую кастрюлю. Добавляем мелко порезанные лук, чеснок, сладкий перец, зелень, лавровый лист, соль. Заправляем растительным маслом и, заполнив кастрюлю водой доверху, тушим при закрытой крышке 30 минут. Томатную пасту разводим в небольшом количестве воды, добавляем в неё специи, выливаем в готовящийся картофель и, убавив огонь, доводим до готовности. Сняв с огня, посыпаем молотым перцем и на 5 минут закрываем крышкой. Блюдо готово.

1,5 кг картофеля, 4 луковицы, 2 ст. ложки сухого розмарина, душистый перец, острый перец, соль, 250 г раст. масла, томатная паста.

Готовится так же, как и в первом варианте.

Рыба с лимоном по-святогорски

3 кг рыбы (каменного окуня, крупной трески), 8 средних луковиц, 15 долек чеснока, 2 стебля сельдерея, 2 средние картофелины, 1 стакан лимонного сока, соль, перец, 220-240 г. раст. масла.

Чистим рыбу, моем и режем на куски примерно 250-300 г (1 порция), головы можно использовать для приготовления супов. Посыпаем солью крупного помола и укладываем в дуршлаг на 6-8 часов, по истечении этого времени споласкиваем и кладём в широкую низкую кастрюлю (предпочтительно алюминиевую, т.к. в кастрюле из нержавеющей стали легко подгорает).

Укладываем куски рыбы вплотную друг к другу, сверху кладём нарезанный на 4-5 частей картофель, наливаем воды столько, чтоб её было на 1 см выше рыбы с картошкой, и ставим вариться. Когда закипит, половником удаляем появляющуюся пену. Удалив пену, добавляем протертый как можно мельче лук, целые дольки чеснока, на середину кладём целиком стебли сельдерея и вливаем растительное масло.

Закрываем крышкой, оставив небольшую щель, и варим 20 минут на сильном огне, изредка покачивая кастрюлю, чтобы не подгорело. Убавляем огонь, снимаем крышку, пробуем. Если понадобится, добавляем немного соли и варим ещё 10-15 минут. Когда бульон загустеет, добавляем лимонный сок, раскачиваем кастрюлю 1-2 минуты и снимаем с огня. Посыпаем по всей поверхности перцем и оставляем на 5 минут, затем накрываем крышкой и, подождан ещё 15 минут, раскладываем.

Никогда не перемешиваем эту рыбу половником, а только дервянной лопаткой.

Если используем каменного окуня, то, поскольку его мясо более жёсткое, чем у трески, воды добавляем на 2 см выше поверхности рыбы и варим на сильном огне 30 минут. Затем ещё 30 минут — на медленном. Тогда как треска через 30-45 минут обычно уже бывает готова.

Рыба с соусом по-святогорски

3 кг рыбы (каменный окунь, крупная треска), 8 луковиц, 15 долек чеснока, 2 стебля сельдерея, 2 картофелины, 230-250 г. раст.масла, соль, перец, тмин, корица, душица, красный сладкий перец, 3 ст. ложки томатной пасты.

Варим рыбу так же, как в предыдущем рецепте (вода должна покрывать рыбу и картофель). Кладём чеснок, лук, сельдерей, как и в вышеприведённом рецепте, накрываем крышкой, оставив небольшую щель, и варим на сильном огне 20 минут, регулярно покачивая кастрюлю. Затем убираем крышку и варим на медленном огне ещё минут 15.

В подходящей ёмкости разбавляем томатную пасту небольшим количеством воды, добавляем душицу, тмин, красный сладкий перец, всё перемешиваем. Поварёшкой разливаем соус по всей кастрюле с рыбой за 5 минут до того, как снимем её с огня, и покачиваем кастрюлю. Затем снимаем с огня, сверху посыпаем перцем и раскладываем по тарелкам.

Судак с помидорами

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

500 г филе судака, 2 средних помидора, порезанных дольками, 1 кружка молотых чёрных сухарей, 2 ст. ложки измельченной петрушки, душица, 2 ст. ложки раст. масла, сок 1 лимона, соль, перец.

Раскладываем рыбу на противне, сверху кладём порезанные на дольки помидоры, все остальные ингредиенты перемешиваем и раскладываем сверху помидоров и рыбы. Запекаем в духовке при температуре 200°С 20-25 минут.

Постная выпечка «Самали»

2 чайн. чашки мелкой манной крупы, 1 чайн. чашка крупной манной крупы, 2 чайн. ложки разрыхлителя для теста, 1 чайн. ложка пищевой соды, 2 чайн. ложки апельсиновой цедры, 2 пакетика (каждый прим. по 1 г) ванилина, 1 чайн. чашка сахара, растворённая в 1 чайн. чашке апельсинового сока.

Смешиваем манную крупу с разрыхлителем, затем добавляем все остальные ингредиенты. Хорошо всё перемешав, укладываем на противень слоем толщиной в 1 см и запекаем при температуре 180°С около 45 минут. Достаём и, когда остынет, поливаем горячим сиропом. Оставляем на некоторое время, чтобы впитался сироп и, когда остынет, режем и подаем на стол.

Эти и другие рецепты афонских блюд Вы найдёте в книге издательства «Орфограф»: «Афонские рецепты» М., 2012

Источник

Что едят монахи Святой Горы и доживают до глубокой старости: секреты Афона

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Питание монахов дает нам хороший пример диеты, которой мы должны следовать в нашей жизни. Монахи не едят мясо. Они едят много бобовых, а в некоторых случаях едят рыбу. Они едят два раза в день в определенное время и потребляют небольшие количества.

В летние месяцы питание – это два приема: один в 8 утра- завтрак и один в 18:00, ужин, без обеда или промежуточной еды.

В зимние месяцы часы меняются на один час.

Но почему вы получаете только завтрак и ужин?

Часы Горы Афон – солнечные, монахи их называют «византийским временем». В основе византийского времени лежит закат. С закатом солнца, день закончился, и этот момент совпадает со всеми монахами которые закончили свои дела.

Таким образом, они точно знают, когда они будут есть, и поэтому их тело приспособилось к сбалансированной диете и определенному расписанию.

Кроме того, мера удовлетворяет потреблению определенного количества еды. В частности, как только количество еды закончено, нет никакой возможности для добавки.

Уровень качества их продуктов очень высок, поскольку все продукты органичны и произрастают у них на грядках.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Поэтому они успешно выполняют свою работу.

Несмотря на отсутствие мяса в их рационе, у них нет проблем со здоровьем, напротив, они редко болеют, и даже если это происходит, как правило уже будучи старыми.

Стоит отметить, что монахи не курят.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Подытожим диету на Афоне и подчеркнем самые важные секреты:

Продукты без жира и специй,

Небольшие порции пищи в определенное время;

Воздержание от мяса,

Использование только оливкового масла в пищу-сливочное масло, маргарин, сливки, и другие сопутствующие продукты в приготовлении пищи исключены;

Оливки, овощи, хлеб и макаронные изделия;

Сыр, яйца и пироги (кроме постных дней )

Потребления моллюсков (кальмары, осьминоги, каракатицы),

Потребление без ограничений, трав, грибов и лесных ягод (земляника, клюква, черника, клюква, каштаны и т.д.);

Вино, раки, кофе, чай и халва

Потребление большого количества овощей и фруктов, богатых витаминами (A, C, E), фолиевой кислотой, микроэлементами, антиоксидантами и клетчаткой.

Их рацион «беден» только в насыщенных животных жирах. Бобовые, в свою очередь, являются «мясом» поста. Они содержат сложные углеводы и белковые жировые белки.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Если бобовые правильно сочетать со злаками (рис, кукуруза, хлеб), они дают нам белок, равный мясу.

Хлеб находится в основе монашеской питательной пирамиды и помимо сложных углеводов (основной источник энергии для нашего организма), он содержит клетчатку и витамины B и E.

Богатая диета с питательной ценностью, как и у монахов, образует природный щит для защиты сердечно-сосудистой системы и имеет следующие преимущества:

● Снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови

● Помогает регулировать уровень сахара в крови и артериальное давление

● Защищает кости от остеопороза и различных типов рака.

● Обладает антивозрастными свойствами.

● Способствует улучшению функции кишечника.

Для монахов основой всех добродетелей является голодание.

Пост – это уменьшение и замена пищи с осторожностью и соблюдением правил.

Закон поста, по-видимому, касается тела и, в частности, желудка, но на самом деле это касается души, и особенно ума.

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

На 7-м Конгрессе онкологической клиники в Западной Греции, состоявшемся 10 декабря 2011 года в Патрах, говорил монах Епифаний ср Святой Горы, старейшина Святого Евстафия (Милопотамос).

Я намеренно цитирую это из его речи: «Сегодня на горе Афон живет около двух тысяч монахов. Они обычно умирают от естественных причин, доживая до глубокой старости. Важная роль в физическом здоровье монахов – это неизбежный пост. Пост, как правило, не является наказанием. Это предложение о спасении. Монахи следуют правилам поста с удовольствием, потому что они испытывают преимущества. Пост очищает ум. Отражает мышление. Пост необходим, как дыхание ».

Источник

Особенности афонской трапезы

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахиЧем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахиЧем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахиЧем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахиЧем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахиЧем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахи

Афон — монашеское государство на севере Греции. Афонские монахи, очень внимательно относящиеся к своей духовной жизни, считают важным все ее элементы, быт в том числе. Поэтому афониты даже принятие пищи считают очень серьезным делом с духовной точки зрения.

Взять к примеру такой факт — в афонских монастырях пищу разрешается принимать только в трапезной и только в определенное время. Иметь еду в келье, то есть в комнате, где монах живет, категорически запрещено. Современному человеку это может показаться диким — как можно ограничивать человека в еде? Но Афон — место духовного совершенствования. Здесь человек учится руководить собой, быть умеренным — в еде в том числе. Поверьте — афонские монахи не голодают. Просто еда для них не удовольствие, а способ поддержать телесные силы. Обычно афонские монахи едят дважды в день. После утреннего богослужения они обедают, а после вечернего ужинают. Этого им вполне хватает для того, чтобы выдержать непростой монастырский график жизни — монахи обычно встают в два ночи, а ложатся в десять вечера. Днем у них около часа на отдых.

Афонские монахи не едят мяса. Не часто на монашеском столе можно увидеть молочные продукты и рыбу. Причина все та же — еда просто средство для поддержания сил, хлеба и фасоли для такой задачи хватит вполне. Сдержанное отношение к пище выражается и в том, что в афонских монастырях еда подается в металлической посуде. Она практичнее керамической. Если упадет, не разобьется. В трапезных, где афонские монахи едят, столы обычно каменные. По двум причинам. Камень надежнее дерева и практичнее. А еще эти столы материалом и формой похожи на надгробия — своеобразное напоминание афонскому монаху, что еда не самый лучший повод, чтобы тратить на нее жизненное время.

Ну и напоследок еще одна особенность афонских трапез. Если вы приедете на Афон и окажетесь на трапезе в каком-то из его монастырей, то обязательно увидите такую картину. По окончании обеда или ужина у выхода из трапезной встает игумен, начальник монастыря, который благословляет всех проходящих мимо него людей, напротив игумена в поясном поклоне застывают два монаха. Братья и паломники, выходя из трапезной, проходят между игуменом и кланяющимися монахами. Те продолжают стоять в таком положении вплоть до того момента, как трапезную покинет последний человек.

Так вот, два кланяющихся монаха — это повар и дежурный по трапезной. Кланяясь, они испрашивают прощения у всех, бывших на трапезе за возможные свои ошибки. Повар за то, что где-то недосолил или пересолил, или может быть, что-то недоварил или пережарил. А трапезник — за то, что кого-то усадил на неудобное место или забыл вовремя принести ложку или вилку. Хотя… сколько раз я ел в трапезных афонских обителей — всегда все было вкусно и отношение ко мне было только доброжелательным.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Чем питаются монахи? Полное меню

Картошку «в мундире» в монастыре шутя называют «в подряснике» — ведь монахи не носят мундиров

С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…

Чем питаются афонские монахи. Смотреть фото Чем питаются афонские монахи. Смотреть картинку Чем питаются афонские монахи. Картинка про Чем питаются афонские монахи. Фото Чем питаются афонские монахиНаблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?

За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.

Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.

В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.

AIF.RU: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?

О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.

В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян – почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.

Большинство продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.

— С чего началось возрождение монастырского хозяйства?

Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только идем.

До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.

Мед такой продукт — Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.

Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.

У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!

Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.

— И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?

Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»…

Далеко не все знают, как много трудов приходится приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.

— Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?

Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.

Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.

За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству — послушание.

Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.

У нас есть отец Гермоген – он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…

Сейчас у меня послушание — предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.

А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

— Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *