Чем питались татаро монголы
Кухня Чингисхана: чем питались монголо-татарские воины
История национальной кухни всегда перекликается с бытом и образом жизни каждого конкретного народа. На протяжении долгого времени различные исследователи пытались найти секрет военных успехов Чингисхана, и некоторые историки склонны были видеть его даже в гастрономических пристрастиях монголо-татарского войска. Впрочем, в трудах средневековых хронистов и путешественников содержатся весьма противоречивые сведения о кухне Чингисхана.
«Пили кровь, ели людей и собак»
В точности информации, указанной в некоторых источниках, можно усомниться. Так, весьма спорное утверждение высказал итальянский францисканец Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.), написавший работу «История Монгалов, именуемых нами Татарами» после посещения Монгольской империи с дипломатической миссией.
«Их пищу составляет всё, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы могут с трудом жить на это», – сообщил своим читателям автор.
Кроме того, по словам Карпини, у монголов не существовало никаких религиозных запретов, и они могли есть пищу, которую христиане или мусульмане, например, считали «нечистой». В том числе и (о, ужас!) внутренности животных. А в случае крайней нужды великие завоеватели даже пили кровь своих коней.
Страшные истории о каннибализме монголов пересказывали в своих работах многие средневековые авторы. Среди них и персидский ученый Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.), написавший «Сборник летописей», в котором отражена история Монгольской империи. По словам летописца, во время китайского похода Тулуя – одного из сыновей Чингисхана – с провиантом в войске было так плохо, что монголы ели трупы умерших людей, туши дохлых лошадей и даже сено. Впрочем, армия китайского императора все равно была разгромлена.
Известный историк Алексей Карпов в своей книге «Батый» (Москва, 2011 г.) отметил, что подобные истории о жестоких варварах-людоедах внушали их потенциальным противникам настоящий животный ужас.
Не исключено, что слухи о каннибализме монголов, передававшиеся из уст в уста, распространялись специально, чтобы напугать врага еще до битвы. По крайней мере, представители народов, долгое время соседствовавших с монголо-татарами и хорошо их знавших, не верят, что эти люди действительно могли питаться человеческим мясом.
А что касается питья крови и поедания собак – ради спасения от голодной смерти многое возможно.
Зайцы, олени и дикие кабаны
В 1221 году китайский дипломат Чжао Хун составил «Полное описание монголо-татар» (Мэн-да Бэй-лу) после своего визита к людям, населявшим степи к северу от Поднебесной.
«Когда при выездах в карательный поход в Срединное государство [татары] съедают [в пути] всех овец, то [они] стреляют зайцев, оленей и диких кабанов для пропитания. Поэтому, сосредоточивая войска [численностью даже] в несколько сот тысяч [человек], [они] не разводят дыма и огня», – так описал Чжао Хун питание монгольских воинов во время похода.
Действительно, будучи хорошими охотниками, завоеватели вполне могли прокормиться за счет подстреленной дичи, а костров не разводили только на подступах к врагу, чтобы не выдать своего местоположения еще до боевого столкновения.
Что касается растительной пищи, то китайский дипломат написал: «За последнее время [татары] захватывают людей Срединного государства и превращают [их] в рабов, [которые] бывают сыты, только [если] едят хлеб. Поэтому [татары] стали захватывать рис и пшеницу, и [теперь] в лагерях также варят кашицу и едят. В их государстве также в двух-трех местах родится клейкое черное просо. Они варят и из него кашицу».
То есть, захваченные в плен китайцы, привыкшие питаться почти исключительно рисом, страдали от излишне белковой пищи монголо-татар.
Питание зависело от времени года
Американский историк Гарольд Альберт Лэмб в книге «Чингисхан. Властелин мира» (Москва, 2007 г., перевод Л.А. Игоревского) отметил, что питание монголов существенно менялось в течение года. Весной и летом у скотоводов-кочевников не было никаких проблем: лошади и коровы давали молоко, овцы набирали вес на свежей зеленой травке, в окрестной степи водилось много дичи. А вот в зимнее время продовольствия не хватало, запасы истощались.
«Конец зимы был самым плохим временем для детей. Уже невозможно было выборочно забивать скот. Дети научились устраивать свою собственную охоту, гоняясь за собаками и крысами с дубинками или стреляя в них тупыми стрелами», – написал Гарольд Лэмб.
Будущий Чингисхан в детстве мог питаться собаками и крысами, по мнению американского историка.
С этой точкой зрения не согласен российский исследователь Андрей Шляхов. В своей книге «Нежная любовь главных злодеев истории» (Москва, 2010 г.) он отметил, что после смерти своего отца Есугей-багатура маленький Тэмуджин с братьями действительно в полной мере познал нужду. Ему приходилось есть растительную пищу, пойманную рыбу, подстреленную дичь, в том числе сурков и барсуков, что не могло считаться достойным пропитанием для монгола.
Не исключено, что Гарольд Лэмб позаимствовал историю о крысах и собаках, которых якобы ели монголы, у Джованни Плано Карпини.
Баранина и кумыс
Основу питания кочевников Центральной Азии, не только монголов, с древних времен составляло мясо и молочные продукты. Чаще всего это были баранина и кумыс.
Известный специалист по истории Средневековья Александр Доманин в книге «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» (Москва, 2010 год издания) отметил, что кочевники разводили не только овец, лошадей и коров. На их пастбищах паслись также козы и верблюды.
«Между прочим, вопреки мнению многих, включая даже специалистов, мясо не являлось основной пищей кочевников. Это мнение верно лишь отчасти. В действительности, основой питания мясо было у монголов лишь в зимний период. Однако большую часть года – весной, летом и осенью – монголы питались молочными продуктами, лишь иногда разнообразя свой стол охотничьей добычей или мясом павших животных», – утверждает А.А. Доманин.
То есть, российский исследователь не согласен с мнением своего коллеги Гарольда Лэмба, что наиболее постным рацион монголов был именно в зимний период. Видимо, американский историк просто не знаком с особенностями животноводства в Центральной Азии.
Почти не употребляя в пищу злаковые культуры и другую земледельческую продукцию, кочевники готовили множество разнообразных блюд из имеющихся у них припасов. Мясо варили, жарили на огне, коптили или вялили. Из него также делали колбасы, особо ценилась конская. А из молока готовили более 20 различных продуктов питания, в том числе и длительного хранения.
Монгольский воин мог, отправляясь в поход, захватить с собой не только полоски вяленого, сушеного мяса, но и масло, а также хурут – небольшие кусочки творога, высушенного до каменного состояния. Этот хурут, который монголы и представители некоторых других народов Центральной Азиии готовят и сейчас, может не портиться годами и он достаточно калориен, чтобы сбить ощущение голода, поэтому просто незаменим во время длительных походов.
Секрет выносливости и силы
Весьма поверхностное представление о питании монголов содержится в трудах многих средневековых авторов. Хронист из Далмации, архидиакон Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) в своей работе «История архиепископов Салоны и Сплита» восхитился выносливостью и неприхотливостью лошадей, на которых ездили завоеватели.
«Равным образом и люди почти не заботятся о запасах еды, кормясь исключительно грабежами. К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью», – сообщил Фома Сплитский.
Профессор антропологии из Macalester College (Миннесота, США) Джек Уэзерфорд считает, что именно белковая диета воинов была одной из причин успешных завоевательных походов. В своей книге «Чингисхан и рождение современного мира» (Москва, 2008 год издания, перевод Е.В. Лихтенштейна) исследователь написал: «Монголы постоянно питались мясом, молоком, творогом и другими молочными продуктами, а сражались они с людьми, которые ели зерновую кашу. Злаковая диета воинов-землепашцев замедляла рост костей и разлагала зубы, оставляя их уязвимыми для различных заболеваний. В то же время даже самый бедный монгольский солдат ел пищу богатую белком, которая укрепляла зубы и кости».
Поэтому крепкие и выносливые воины могли проводить в седле до 10 дней, останавливаясь лишь на ночлег. А во время пути они перебивались полосками сушеного мяса и хурутом.
О лошадях и людях: чем питались воины Чингисхана, если у них в походе якобы не было ничего, кроме коней
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как снабжалась монгольское войско
Сразу же сломаем шаблон: монгольская орда, представленная туменом, – это не просто неорганизованная волна людей. По сути, это спланированная миграция с военными целями. Организационный тумен составлял 10 тысяч воинов. Фактический тумен мог быть существенно больше, когда речь заходила об общем количестве людей в нем. Все потому, что вместе с воинами кочевало огромное количество людей, на первый взгляд, мало относящихся к войне. А это значит, что у всякой орды вопреки популярному заблуждению был нормальный обоз.
У самого воина-степняка действительно могло ничего не быть кроме пары лошадей (Чингисхан, кстати, завещал, чтобы каждый воин имел трех лошадей: две боевых и одну ездовую). Однако за монголами-завоевателями шли остальные жители орды – многочисленные родственники, в том числе женщины и дети. Во время войны они оставались в тылу и занимались кочевым хозяйством, организуя снабжение. Конечно же, монгольские воины грабили местность с целью банальной фуражировки. Однако в первую очередь еду с собой они все-таки везли. Самое интересное, что в туменах везли не только, еду для людей, но и для боевых лошадей. В составе обоза перегонялись стада скота, который также использовался для пропитания людей.
Что же ели монголы
Здесь все достаточно просто. Средневековые степняки питались главным образом тем же, что сегодня составляет традиционную кухню Монголии. В качестве сухого пайка выступал курут – небольшие шарики из загущенного козьего, овечьего, кобыльего или коровьего молока. В мешке это блюдо можно хранить до 1 месяца без холодильника. Большую часть рациона кочевников составляло мясо скота, в том числе лошадей. Его преимущественно сушили и вялили, делая мясные полоски под названием борц. Наконец, монголы ели обычный сыр, который называли бислаг. Кочевники прекрасно знали творог – арул, простоквашу – тарак, сливки – урук. Готовили монголы и несколько видев колбас в том числе вареную и ливер.
Во время стоянок кочевники тушили мясо – хорхог, делали чебуреки – хушур, готовили лепешки – бузы и даже делали макароны – цуйван. Запасы злаковых орда везла с собой в обозе. Предназначались они как для прокорма людей, так и для прокорма боевых лошадей, которые не могут нормально прожить на одной только степной траве и ягеле. Большая часть зерновых поставлялась в орду от покоренных народов, в первую очередь из Китая, а также с Кавказа.
По итогу, в военном походе рацион завоевателей мало чем отличался от рациона в условиях обычного кочевья. Безусловно, ни о каких сотнях тысяч монголов, вторгшихся в Китай, на Кавказ, на Русь и в Европе и речи не шло – подобные цифры являются страшнейшим преувеличением. Тем не менее, тот факт, что орда – это своего рода мобильный город со своим собственным хозяйством, долгое время гарантировал Чингисхану и его наследникам военные успехи против куда менее организованных народов и государств.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Питание
Во все времена существования Золотой Орды решающее значение в пищевом рационе татар, как и следовало ожидать, имела продукция животноводства. Особой популярностью пользовалось кобылье молоко, которое пили как в натуральном, так и в перебродившем виде (кумыс). Оно являлось национальным напитком монголов и имело в Кыпчаке такое же значение, как и в Иране.
Кумыс изготавливали в большом количестве и во время пирушек угощали им всех присутствовавших. В большие праздники угощение осуществлялось за государственный счет и кумыс предлагали отведать даже иностранным гостям. Однако иностранцы от него часто отказывались. Самое интересное заключалось в том, что татары никогда не испытывали при употреблении кумыса никаких религиозных трудностей.
Вильгельм фон Рубрук так описывает процесс изготовления кумыса. Кобыл доили так, чтобы не напугать их, поэтому для спокойствия лошади поблизости привязывали ее жеребенка. К особо строптивым кобылам его сначала подпускали, чтобы он начал сосать молоко, а уже потом доили сами. Получив большое количество молока, его сливали в бурдюк или другую емкость, по внешнему виду напоминавшую бутыль, и начинали взбивать утолщающейся книзу дубинкой до тех пор, пока не образовывалось масло, а само молоко не скисало. Затем его процеживали. В результате получалась сильно пьянящая и мочегонная жидкость.
Особенно ценился так называемый черный кумыс (кара кумыс), который изготавливали для вельмож. В этом случае молоко взбивали до тех пор, пока из него не выделятся все твердые частицы. Эти частицы являлись сильнодействующим снотворным и считались достойными только для раздачи рабам или слугам. Очищенной водянистой жидкости, похожей на сыворотку, давали перебродить и уже после этого пили.
Бату, там, где он становился военным лагерем, поблизости держал для нужд своего двора тридцать молочных ферм, в каждой из которых насчитывалось по сто кобыл.
Коровье и козье молоко тоже было в употреблении. Его приготовление не отличалось от способов, применявшихся в других странах, и поэтому иностранцы ничего примечательного в его вкусе не находили. Татары ели много простокваши, которую Вильгельм фон Рубрук находил достаточно кислой. Ее пили в чистом виде, но и использовали в качестве добавки к другим блюдам.
Татары изготавливали масло и пахту[488], которыми они запасались на зиму. В том, что они делали сыр, несмотря на отсутствие в источниках сведений об этом, тоже нет никакого сомнения. Ведь упоминание в русских летописях выражения о том, что татаро-монголы были «сыроядцами»[489], расценивать как подтверждение употребления ими сыра нельзя. Вполне возможно, что под этим словом подразумеваются не те люди, которые употребляют в пищу сыр, а те, кто ест сырое мясо, что, впрочем, не являлось для татар характерным.
Наряду с молочными продуктами основой питания татар являлось мясо. Особенно ценилась конина, которая становилась весьма дешевой, когда подходило время для массового забоя лошадей. Однако не все степные народы выставляли свежую конину на продажу. Некоторые предпочитали его вялить и хранить в таком виде. Мясо вялили без применения соли. По свидетельству Вильгельма фон Рубрука, его просто подвешивали, предоставляя солнцу и ветру делать свою работу. Причем при такой обработке неприятный запах у вяленого мяса отсутствовал.
Татары охотно употребляли в пищу и бычье, а также верблюжье мясо. Его также резали на длинные полосы, а затем высушивали. Во время раскопок среди мусора часто обнаруживались и свиные кости, а вот о том, что монголы ели верблюжье мясо, говорится только в источниках, относящихся к XV веку и позже.
При приеме гостей специально обученный человек, имевшийся у всех эмиров, разделял мясо так, чтобы каждому присутствующему достался кусок с косточкой, что у татар, по-видимому, являлось обязательным условием. Это подтверждает сообщение Вильгельма фон Рубрука о том, что когда ему принесли постную баранью лопатку, то к ней приложили ребро. Вместо специй подавали подсоленную воду.
Мясо было принято и варить. Вильгельм фон Рубрук настоятельно подчеркивает, что во время его путешествия из Сарая в Каракорум ему давали полусырое мясо только потому, что не хватало топлива, чтобы довести обед до полной готовности. Уже упоминавшийся нами Иоганн Шильтбергер также свидетельствует, что татары в 1410 году при длительных поездках верхом ели солонину только тогда, когда у них не было времени на то, чтобы мясо сварить.
В голодные времена татары не гнушались употреблять в пищу мелких полевых животных – мышей, сонь[490], сурков и кроликов, а также собак. Во время зимнего военного похода в Галицию в 1286–1287 годах татарское войско попало в такие условия, что воины наряду с собачатиной вынуждены были есть умерших от голода своих соплеменников. Они съели также всех больных и падших животных.
Менее любима у татар была птица, зато рыбу они ели с удовольствием. Сырая и соленая рыба являлась любимым кушаньем не только у татар, но и у русских. В частности, рыболовство получило весьма широкий размах на берегах Черного моря, и добытая рыба составляла немалую часть кыпчакского экспорта. В Сарае тоже археологи обнаружили рыболовецкие крючки в достаточно большом количестве, что подтверждает устные заверения о том, что татары любили есть не только морскую, но и речную рыбу.
Икра, которую собирали, а потом солили, стала немаловажной частью татарского рациона, особенно в XV веке, когда ее стали отправлять даже на экспорт.
Путем варки мяса с добавлением соли они получали мясной бульон, а давно осевшие народы, такие как башкиры, варили даже кости (якобы до семи раз).
Старинный монгольский обычай пить лошадиную кровь к началу XV столетия практически не сохранился. Ее пили в Кыпчаке только в голодные времена, и то сначала предпочитали сварить.
Выпечка не отодвинула мясо и рыбу в пищевом рационе татар на второй план. Европейские и восточные летописцы единодушно утверждают, что искусство приготовления хлеба было монголам неведомо. Среди круп наиболее потребляемым являлось пшено, из которого татары варили кашу. Ее они ели как в чистом виде, так и с добавлением простокваши. Пшено подмешивали также во время варки порезанного на мелкие кусочки мяса. Из него выпекали и своеобразные лепешки.
Ячмень, пшеница и некоторые другие виды зерновых в повседневном меню занимали лишь второстепенное место, но все же потреблялись. Об этом свидетельствуют не только различные письменные источники, но и результаты проведенных раскопок. Наиболее бедные слои населения зимой вынуждены были менять шкуры и овец на муку. Рис татары тоже потребляли, о чем свидетельствуют находки, полученные во время раскопок.
Во время зимы производство кумыса по вполне понятным причинам заметно снижалось, а так как его запасов не хватало, то зимой татары делали алкогольный напиток из пшена, который Ибн Баттута называл набид[491], подчеркивая, что для путешественников он являлся слишком крепким. Для татар, несмотря на то что они принадлежали к ханафитам, он не был запрещен. Конечно, обозначение напитка словом «набид» (финиковым вином) Ибн Баттутой сделано не случайно, а с намеком на запрещение Кораном употребления вина, чему следует и ханафитская правовая школа. Кроме пшеничного напитка изготавливалась также медовуха. О чрезмерном увлечении этими напитками сообщается редко. В источниках только подчеркивается, что чистую воду татары практически не употребляли.
Вино в первые десятилетия после обоснования татар в Кыпчаке ими конечно же употреблялось. Его пили по случаю праздников, требовали приносить в подарок и угощали им иностранцев. Во время пиршеств, чтобы пробудить жажду, они наливали полную чашу, подносили ее участнику застолья и тут же отнимали. Так продолжалось много раз, пока у человека не появлялась сухость во рту.
Однако суровый климат кыпчаковских степей не позволял разводить виноградники, за исключением местностей, прилегающих к Крыму, где погодные условия был такими же, как на Кавказе. Поэтому вино являлось редким, а следовательно, очень дорогим напитком. После исламизации Кыпчака упоминания об употреблении вина татарами еще некоторое время сохранялись. Но затем эта практика сошла на нет. Иоганн Шильтбергер настоятельно подчеркивает, что в начале XV века об употреблении вина во всей «Большой Татарии» (к которой он относил Сарай и Астрахань) никто ничего не слышал.
Однако еще при хане Узбеке распитие напитков, содержащих алкоголь, было в порядке вещей. Ибн Баттута, как уже отмечалось ранее, заметил, что правитель пришел на молитву (в 1333 г.) в состоянии сильного алкогольного опьянения, видимо выпив набид. Похоже, что Узбек не отказывался и от красного вина. А вот Тамерлан открыто упрекнул в 1376 году будущего хана Темур-Малика[492] в том, что тот принимает государственные решения под воздействием вина.
Во время раскопок были обнаружены также кофейные зерна, возможно завезенные в Кыпчак из Абиссинии через Египет. Однако утверждать, что кофе начиная с XV века являлся общеупотребительным напитком среди татар, нельзя. Вызывает большое сомнение, что подобные находки вообще относятся к временам Золотой Орды. Во избежание возможных ошибок следует подчеркнуть, что даже чай, являющийся сейчас любимым напитком у татар, в письменных источниках нигде не упоминается. Его не нашли и во время раскопок. К этому необходимо добавить, что вкус сладостей вызывал у монголов отрицательные эмоции и считался оскорбительным. На это обращал внимание еще Ибн Баттута.
Иностранцев угощали той же самой пищей, которую употребляли сами татары. Зарубежные дипломаты, как уже отмечалось, получали в Орде четко отмеренные порции верблюжьего мяса и рыбы, а также кумыс (вместо него по желанию выдавали вино), пшенную кашу и лошадей для забоя.
Во время званых обедов татары соблюдали особый ритуал. Церемония начиналась так: сначала с блюда с мясом брал себе кусок хан, если приглашенные соответствовали его рангу, затем он распределял порции среди гостей, которые обязательно должны были их попробовать. Если мяса человеку оказывалось много, то он мог забрать его с собой домой, положив в мешочек. Быть обслуженным самим ханом почиталось у татар за большую честь. На официальных приемах правитель через посыльных передавал со своего стола блюда присутствовавшим на нем вельможам. Званые обеды ханы организовывали и в государственные праздники, когда кушанья подавали на золотых и серебряных блюдах.
Церемония пития на таких официальных празднованиях также была подробно прописана в правилах придворного этикета. Выглядело это следующим образом: дочь правителя протягивала хану кубок с кумысом, который тот передавал своей главной жене. После нее одна за другой пили все остальные жены. Затем наступала очередь престолонаследника, который, прежде чем выпить самому, должен был предложить кубки правителю и его супругам. После него такую же церемонию совершали и остальные принцы, а также эмиры. Ритуал сопровождался пением.
Для священнослужителей поблизости ставилась специальная юрта. Гостей тоже обслуживали отдельно.
Правда ли, что татаро-монголы питались своими же лошадьми, и чем питались лошади
Огромная армия подошла к рубежам Руси. Еще несколько зимних деньков, и несметные полчища бросятся в атаку, уничтожат Рязань, выжгут сотни других населенных пунктов, отнимут жизни бессчетного числа наших далеких предков… Почему они были такими злыми? Где дипломатия и здравый смысл? Дело в том, что монголо-татары были полуголодными, от того и зверствовали, разграбляя все на своем пути. И это не совсем преувеличение – с провиантом в «великой армии» Батыя на границах Руси было туговато, хотя до наших земель они дошли без особых проблем.
Чем питались монголо-татары в походе
Судя по всему, обозов монголо-татары на момент Батыева нашествия на Русь познать так и не смогли. Отсюда происходит, что больших запасов провианта и корма для лошадей они иметь не могли. Питались тем, что имеется здесь и сейчас:
Некоторую часть рациона составляло то, что добывалось во время охоты и рыбалки.
Как и все другие кочевники, они любили рыбу и мясо в любом виде, в том числе, в сыром, хоть и предпочитали ему нечто вяленое или, как вариант, жареное на костре.
Однако, давайте пофантазируем. По самым скромным оценкам, численность войска монголо-татар составляла 30 тысяч человек, а, скорее всего, была и намного больше – как минимум, на треть. И где, спрашивается, взять столько речной рыбы и лесостепной дичи, чтобы прокормить такую ораву мужиков, привыкших плотно покушать?
Но зачем охотиться и рыбачить, если рядом всегда есть запас мяса, которое передвигается своим ходом? Речь идет о лошадях, которых монголы до сих пор боготворят и считают чуть ли не основой своей культуры. Кроме того, копытные давали своих хозяевам молоко и кумыс – очень питательно и, главное, доступно. И не нужно заблуждаться – монголо-татары никогда бы не прирезали своего любимого боевого коня; для гастрономических целей у них было 3-4 лошадки послабее и поупитаннее. Одну такую прибил, мясо завялил, и несколько недель можно ни в чем себе не отказывать.
Корм для лошадей
По некоторым оценкам, с войском Батыя шло порядка полумиллиона лошадей. Казалось бы, запас продовольствия для людей почти неисчерпаемый, но где взять корм для такого стада? Если бы в подобный поход пошли русские князья, то в степи их кони быстро бы загнулись – русские лошади были изнеженными, избалованными, что попало не ели. Монгольские же скакуны эволюционировали в степных условиях, где, несмотря на обилие полевой травы, присутствует жестокая конкуренция за корм. Если несколько сотен тысяч животных пройдет по полю, даже очень большому, то растительности на нем не останется вообще!
Монгольское войско в походе
Выход из сложной ситуации нашла, кажется, сама природа. Монгольские лошади:
С такими природными качествами довести огромный табун до Руси проблемы не было вообще никакой, следовательно, сами монголы были обеспечены кониной на многие годы вперед.
Но при подходе к границам Руси начались перебои – по каким-то причинам с провиантом возникли проблемы, возможно, произошел падеж скота, и много животных, служащих источником пищи, погибло. Уже на территории наших княжеств монголо-татары столкнулись с новой напастью. Они ожидали, что их кони будут есть запасы корма, заготовленного русскими крестьянами, однако, фуражом оказалась преимущественно рожь, и первое время лошадям захватчиков было голодновато. Потом научились есть и ее, есть захочешь – приспособишься!