Чем питались русские крестьяне
Как питались русские крестьяне?
Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870-1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например, как они питались.
А это, в свою очередь, помогает понять и некоторые особенности сегодняшней народной жизни. Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это – не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью.
Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было – накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.
Что обеспечивало сытность – «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка – с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом – в день постный.
Другой главный овощ, столп крестьянской кухни – капуста. Щи из серой капусты – с такой же приправой, как и похлебка. И все это – под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.
Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще – если хозяйке было не до изысков – просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой.
И, конечно же, чай. Чай – как молитва, дважды в день крестьянин пил чай – «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли – варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай – «для колера».
В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» – смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли. С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты – рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами.
Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» – черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка». В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.
Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты – весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» – груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара.
Нет, лакомились – пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой – и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода. Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.
Мясо русские крестьяне – подневольные вегетарианцы – ели в большие праздники – на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» – пироги и ситные из белой пшеничной муки. Особый стол был и в иных «особых» случаях.
«До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, – во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь.
Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа. Праздники эти длились нередко от 2-3 (по весне) до 7-10 дней (осенью).
Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей – родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми – кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.
Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся – «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей – да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем. ».
Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту – с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего – и это досталось нам в наследство от предков.
Щи да каша – пища наша: чем питались русские крестьяне
Рацион сельского жителя состоял из натуральных продуктов преимущественно растительного происхождения. Пищевой достаток носил сезонный характер. Осенне-зимний период был относительно сытным, в отличие от весны и лета. Состав блюд строго соответствовал требованиям церковного календаря.
Особенности русской крестьянской кухни
Характерной чертой обыденной крестьянской пищи была простота и быстрота приготовления. Это обусловлено большой занятостью деревенских хозяек. Суровый крестьянский быт требовал от людей огромных временных и физических затрат. Нужно было работать на земле, ухаживать за скотом, вести домашнее хозяйство. Поэтому и пища была без изысков, но достаточно сытная и полезная.
Состав блюд определялся продуктами натурального хозяйства, покупные кушанья были редкостью и роскошью. Русские стряпухи были консервативны в рецептуре и всяческие эксперименты воспринимали как баловство.
В целом русские крестьяне придерживались весьма рационального типа питания. Суровые природные условия определяли весь уклад жизни населения Великороссии, который можно охарактеризовать как «кризисно-мобилизационный». Возможные неурожаи и последующий за ними голод выработал у русского крестьянства привычку запасать продукты впрок. Для деревенской кухни характерны такие способы обработки, как соление, квашение, сушение, вяление.
В отсутствие холодильников быстро портящиеся продукты хранили в специальных ледниках и погребах. Мясо, например, обваливали в толченом древесном угле или заворачивали в листья крапивы.
Зерновые культуры
Известная русская пословица «Хлеб всему голова» как нельзя лучше отражает роль этого продукта на столе крестьянина. Хлеб являлся основой трапезы, ее незаменимым компонентом. Однако он был не просто пищей, но элементом русской культуры. При встрече дорогих гостей им традиционно преподносили хлеб-соль, как и молодым после обряда венчания. Хлеб был символом благополучной жизни и гармонии в семье. В былые времена хлеб доставался людям великим трудом, поэтому его высоко чтили.
В обычные дни крестьяне употребляли в пищу кислый ржаной хлеб (черный). Рожь имела непревзойденные экономические достоинства: надежную урожайность и простоту возделывания. Пекли хлеб один, от силы два раза в неделю. Опару делали на закваске бездрожжевым способом. Интересно, что свежеиспеченный хлеб считался «тяжелым» и вредным для желудка продуктом. В голодные времена, чтобы хоть как-то выжить, в хлебное тесто добавляли лебеду, а иногда и высушенный корень растения вехка.
На основе ржаной муки варили кисель, для этого блюда использовали также овсяное толокно или горох. Из черного хлеба делали квас и алкогольные напитки.
В книге «Домострой», датированной XVI столетием, упоминаются оладьи, лепешки, шаньги из ржаной и пшеничной муки, бублики, баранки, сушки, кренделя, калачи и белый хлеб. На праздничный стол подавали пироги со всевозможными начинками.
Наряду с хлебом на столе у русского крестьянина не переводились каши. Их готовили из гречихи, ячменя, полбы, овса и проса. По консистенции каши делись на «размазни» и густые. К примеру, на Тамбовщине традиционным блюдом была «сливуха» и кулеш, сдобренные свиным салом. По праздникам каши варили на молоке и приправляли сливочным маслом.
Шти и варево
Щи или «шти», как их называли в некоторых регионах, — одно из традиционных блюд на Руси. Их готовили из квашеной капусты, которую солили в дубовых бочках или кадках. Рубленую капусту укладывали слоями, пересыпая солью и ржаной мукой: получали капустные лепешки-полуфабрикаты, которые и шли на изготовление щей. В постные дни блюдо приправляли конопляным маслом, в скоромные – салом, сметаной или молоком. На Руси готовили щи с грибами, рыбой, крупами. Мясо дозволялось только по большим праздникам.
Крестьяне Орловской губернии готовили на обед варево (что-то наподобие борща) и ели его с хреном, редькой или острым перцем. По постным дням на деревенском столе появлялась тюря или мура, состоящая из воды, хлеба и масла.
Русские крестьяне любили готовить и холодные супы, особенно в жаркую погоду. Окрошки и ботвиньи вносили разнообразие их в повседневный рацион.
Овощи
Кроме упомянутой выше капусты, русские крестьяне повсеместно выращивали бобовые культуры: горох, фасоль, бобы, чечевицу. Ну и конечно репу – она была самой востребованной культурой до появления на Руси картофеля, огурцов и томатов. Русские крестьяне любили и редьку: ее резали кусочками, посыпали измельченным луком и заправляли конопляным маслом. Кстати говоря, лук и чеснок присутствовали в крестьянском рационе почти каждый день. Регулярное употребление их в пищу укрепляло иммунитет и служило хорошей профилактикой от простудных заболеваний.
Картошка пришла на русский стол во времена правления Петра Великого. Царь-новатор отведал картофель, будучи в Голландии, и отправил мешок экзотического овоща графу Шереметеву на развод. Однако на русские поля корнеплод продвигался весьма медленно. Крестьяне упорно продолжали питаться репой и редькой, а сажать картошку стали лишь во второй половине XVIII века и то только в нескольких регионах России. Старообрядцы называли картофель «чертовым яблоком» и «плодом блудницы». Своим единоверцам они запрещали сажать и употреблять в пищу сей заморский продукт.
Однако когда русский народ картошку распробовал, она стала неотъемлемой частью крестьянского рациона. Ее варили, жарили на масле или сале, пекли в печи. Некоторые хозяйки добавляли тертый картофель в тесто для хлеба. Выпечка получалась сытной, но черствела быстрее обычного хлеба.
Свекла, морковь и прочие корнеплоды в дореволюционный период выращивали редко. Огурцы стали появляться в крестьянских огородах лишь в советские годы, томаты – после войны.
Рыба и мясо
Рыба занимала на русском столе особое место. По возможности ее ловили сами, но чаще покупали на рыбных рынках, найти которые в городе не составляло труда: настолько тяжелый запах исходил от лотков. Рыбу (плотву, снетков) добавляли в щи, если это не противоречило соблюдению поста.
Соленая рыба была дорогим удовольствием, поскольку добыча соли была тяжелым и долгим процессом, из-за чего и специя ценилась высоко. На Русском Севере, Поморье и Кольском полуострове придумали наиболее дешевый способ консервации рыбы – квашение. Рыбу заливали слабосоленым рассолом и оставляли, пока не завершится процесс ферментации. Вкус и аромат оставлял желать лучшего, но, тем не менее, квашение позволяло продлить срок годности такого быстро портящегося продукта.
Мясо для подавляющего большинства русского крестьянства было непозволительной роскошью. Его употребляли лишь по важным церковным праздникам, готовили на свадьбу и подобные торжества. Интересно, что даже зажиточная крестьянская семья не могла себе позволить мясные блюда хотя бы раз в неделю. Для этого было необходимо резать по барану в неделю, то есть 30-40 голов в год. Ни одно хозяйство не выдержало бы такого расточительства.
Крестьяне со средствами разводили домашнюю птицу. Это было хорошим подспорьем: в доме водились яйца и мясо, на столе частенько была яичница или дрочена. Находчивый русский народ приловчился делать дупла в деревьях для гнездования диких птиц, из которых потом собирали яйца.
Недостаток белковой пищи был не так заметен в семьях охотников. Русские леса были полны куропаток, уток, тетеревов, вальдшнепов. Часто с силком ходили на зайцев, дома же разводили кроликов. Однако во многих регионах лесные угодья были собственностью помещиков, и охота, особенно на крупного зверя, была строго регламентирована или вовсе запрещена.
Праздничные дни
Праздничный стол в корне отличался от обыденной деревенской трапезы. Готовили гусей, кур, подавали ветчину, солонину, яичницу с колбасой, жареную картошку. Щи варили на баранине, лапшу – на курином бульоне. Русское застолье нельзя было представить без холодца или студня из потрохов, который традиционно употребляли с тертым хреном.
В праздник варили молочные каши со сливочным маслом, пекли блины, пироги с мясом, рыбой и другими начинками, подавали калачи и сдобные коржики.
Правила поведения за столом
Прием пищи в русской семье был целым ритуалом. Обеденный стол ставили к лавкам, где у каждого было строго определенное место. В начале стола под образами сидел хозяин дома. По его правую руку садился младший брат или старший сын. Чем дальше место находилось от главы дома, тем менее престижным оно было.
В праздники, когда собиралось много гостей, женщины за общий стол не садились. Их обязанностью было подавать яства, а сами они трапезничали позже. Ходить в гости без приглашения считалось дурным тоном, как и принимать его с первого раза.
Никто не начинал есть, пока ложку не брал хозяин дома, иначе этой самой ложкой можно было схлопотать по лбу. Перед приемом пищи в обязательном порядке мыли руки и произносили молитву. Вставать из-за стола разрешалось лишь после того, как закончат трапезу старшие. По окончании также творили молитву.
Питание в кризис
Мы живем в очень нестабильное время. Непостоянны все сферы нашей жизни, начиная от политической и заканчивая экономической. Слово «кризис» стало очень популярным в России. По крайней мере, в последние 7 лет оно постоянно у нас на слуху. Особенно тяжелым становится наступивший 2015 год. Мы слышим, что пик инфляции придется на июнь-месяц, хотя продукты в среднем подорожали уже на 20% и более. И это всего за 2 месяца (с начала декабря 2014 по конец января 2015 года). Опросы, проведенные среди населения, показали, что экономить на продуктах питания стараются почти 60% опрошенных респондентов.
Что же делать в такой ситуации? Поддаться всеобщей панике в связи с подорожанием продуктов питания и жизни в целом? Или же хорошенько подумать, какую пользу можно извлечь из этого? Можно ли экономить на еде, при этом сохраняя разнообразие и полезность в рационе питания?
Но для начала давайте мысленно перенесёмся во времени в конец 19 века и посмотрим, чем питались наши с вами деды и прадеды в губерниях России.
Как питались русские крестьяне во второй половине 19 века
Рацион питания крестьян второй половины 19 века естественно зависел от того, был ли период поста. Интересным фактом является то, что до середины 19 века крестьяне недолюбливали картофель, а вот ближе к концу столетия картошка в рационе питания стала “вторым хлебом”. До этого периода вместо картошки русские крестьяне кушали очень полезный, исконно русский продукт — репу. Недаром Сказка про репку — одна из первых народных сказок.
Хлеб на столах наших прадедов в основном был ржаной, приготовленный на закваске, дрожжами практически не пользовались. Вообще необходимо сказать, что хлеб был основным блюдом.
Крестьянам того времени было не до изысков в питании. Основной целью приготовления пищи было обеспечение домочадцев сытной и простой едой, чтобы они могли трудиться и в поле, и в доме, и на скотном дворе (можно представить, насколько тяжёл был труд человека того времени). Пищу нужно было приготовить достаточно быстро и максимально просто, т.к. хозяйку ждали другие, не менее важные дела. Разнообразием продуктов рацион крестьянской семьи не отличался.
Питались люди того времени около 4 раз в сутки: завтрак, обед, полдник и ужин. Набор “блюд” был примерно одинаковым в завтрак и полдник, а также в обед и ужин.
Завтрак и полдник заключался в ржаном хлебе с вареным картофелем, либо (если у хозяйки было время на приготовление) ржаном пироге с творогом, картофелем или репой.
Обед и ужин обеспечивали пустые щи из серой капусты с чёрным хлебом, либо картофельная похлёбка с подсолнечным маслом в пост и с молоком в дни скоромные. Щи и супы приправляли молоком или маслом также в зависимости от того, есть пост или нет. Картошка, кроме приготовления картофельной похлёбки, шла на варку и жарение.
Мясо в рационе простых людей того времени было на столах весьма редко — на большие церковные или личные праздники.
Чаепитие у русских крестьян 19 века происходило дважды в день (вспомним, сколько чашечек чая/кофе за день выпивает современный человек. ) Если бы люди того времени попробовали наши сладости, то скорее всего поморщились бы от приторности. Сладостями русским крестьянам служили сушеные ягоды, яблоки, а также пареная репа. Пряники, конфеты, варенье и печенье были слишком дорогим удовольствием для простого люда.
В период постов крестьяне питались квашеной капустой, овощными крупнорубленными винегретами с квасом, тюрями. Особенностью рациона того времени было обильное употребление в пищу хрена, лука, чеснока. Интересным блюдом являлась “мура”(тюря) — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука, хрена, растительного масла с солью.
Примерно такой нехитрый рацион питания имели наши соотечественники всего полтора века назад. В выходные и небольшие праздники были и творожники, и пироги из пшеничной муки. Но в основном питание было очень простым и незатейливым.
Так тепло на душе, когда представляешь умелые, натруженные руки деревенской хозяйки, стряпающие домашний хлеб и самую простую в приготовлении пищу для своей семьи. Хоть и не сильно хочется, но пришло время вернуться в нашу “кризисную” реальность. К сожалению, большинство из нас живёт не в деревне, и огороды есть не у всех. Поэтому мы очень нуждаемся в некоторых советах о том, как питаться в кризис.
Есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть
Кризис можно назвать золотым временем для изменения пищевых привычек. Сколько времени мы боремся с чревоугодием, стараемся ограничивать употребление мяса, сладостей, деликатесов, неполезных снеков, уменьшать порции. И вот свершилось! Теперь есть вынужденная причина ограничивать себя и отказываться от вредного: цены растут, как на дрожжах.
Еда является, прежде всего, средством для поддержания в нас жизненных сил. Еды, как и всего прочего, нужно в меру. Нехватка ее, как и избыток, может привести к определенным нарушениям в организме. Поэтому не нужно голодать, но и переедать тоже ни к чему.
Продукты, которые не подлежат долгому хранению, можно покупать по мере необходимости, а то, что можно сложить, к примеру, в морозилку полезно в наше время закупать впрок.
Составляйте примерный план меню на каждую неделю и придерживайтесь его. Ведите дневник учёта денежных средств, потраченных на продукты питания. При соблюдении этих условий ваши затраты на еду уменьшатся. Также уменьшится количество того, что нам на самом деле не нужно.
Исключите из рациона продукты, вредные для здоровья (копченые мясо и рыбу, чипсы, соки в коробках, соусы, фаст-фуд, сладости и т.д.). Избавьтесь от перекусов. Еда должна быть разнообразной и питательной.
Кушайте 4–5 раз в день небольшими порциями. Не забывайте и о том, что выходить из-за стола лучше с легким чувством голода. Употребляйте больше жидкости (лучше простой воды).
Приучите свой организм к этим несложным правилам. Тогда никакой кризис ни вам, ни вашему желудку страшен не будет.
Хорошая традиция – запасать продукты к зиме
Подойдем к домашним заготовкам с экономической точки зрения. Чего обычно так сильно хочется в холодное время года и что в это время продается по баснословным ценам? Конечно же, ягоды. Если летом вы можете купить килограмм клубники за 200 рублей, то зимой за эти деньги вы купите грамм 400 в лучшем случае. Что нам мешает купить клубнику летом, заморозить ее до зимы? Конечно, вкус ее будет отличаться от свежей, но ведь существует множество блюд с добавлением клубники, да и в протертом виде можно заготовить, с сахаром или без.
Домашние заготовки в виде закатанных банок с соленьями и вареньями, засушенных сезонных яблок и груш, замороженной зелени и другие – умение всё это готовить весьма полезно в кризис.
Вспомним пословицу: “летний день год кормит”.
Современные технологии позволяют нам наслаждаться свежими овощами и фруктами круглогодично, так как они выращиваются в теплицах, и могут давать по 3–4 урожая в год. Но во-первых, теплицы – это дополнительные затраты для агропроизводителя, а значит дополнительные издержки. Во-вторых, как правило, тепличным урожаям требуется большее количество различного рода дополнительных стимуляторов роста, начиная от подкормок и заканчивая системами искусственного освещения и полива. Это тоже относится к дополнительным издержкам.
Поэтому тепличные овощи и фрукты, как правило, дороже своих «товарищей», выращенных в открытом грунте. Так что дешевле покупать эти сезонные продукты во время их сезона, т.е. когда на прилавках мы видим овощи и фрукты открытого грунта.
Летом и осенью проведём разведку на просторах интернета. Будет полезно опросить знакомых, родственников, соседей по дому, коллег по работе, соседей по даче (у кого есть дача). По теории вероятности мы должны найти из этого списка тех людей, которые знают хорошие грибные и ягодные места, а также места для рыбалки. Да, затраты на транспорт, средства от комаров и т.п. Но зато какие приобретения и впечатления от такого активного отдыха на природе. Собранные собственными руками дары природы принесут двойное удовольствие при их потреблении.
Изучаем и сопоставляем цены
Читать ценник в магазине – весьма полезное занятие. Благодаря этому мы можем составить карту магазинов района, где наиболее выгодно покупать определенные наборы продуктов. Попробуйте уделить немного времени отслеживанию акций в магазинах, которые находятся в шаговой доступности или до которых вы можете добраться с наименьшими затратами.
Найдя пару-тройку магазинов, в которых могут совершаться покупки, переходим к следующему этапу — отслеживаем на ценниках объем (вес) товара. Уловка состоит в том, что цена товара может быть снижена за счет снижения объема (веса) товара. Приводим простой пример: 2 упаковки гречневой крупы. Одна стоит 70 рублей и в ней 1000 грамм крупы, другая – 65 рублей, но в ней такой же крупы 900 грамм. В первом случае каждые 100 грамм крупы обойдутся нам в 7 рублей, а во втором случае – в 7 рублей 20 копеек. Получается, что если бы вторая упаковка весила 1000 грамм, ее стоимость составила бы 72 рубля. Конечно, 2 рубля экономии сначала может показаться смешным, но ведь это только разовая покупка одного из многих продуктов, необходимых в нашем рационе.
Мы видим, что это полезно не только для нашего кошелька. Математичекая “зарядка” мозга — это ещё один плюс подобных расчётов.
Есть ещё одна хитрость у магазинов. Она состоит в том, что свежие продукты гораздо дороже замороженных, хотя далеко не всегда и не все замороженные продукты уступают по качеству и полезным свойствам их свежим собратьям. Например, в от замороженной рыбы меньше шансов заразиться паразитами, чем от свежей.
Рассчитывайте скидки. Часто, гоняясь за скидками, мы приобретаем бесполезный набор продуктов. Будьте осмотрительны. Мелким оптом стоит брать лишь тот товар, который имеет длительный срок хранения. Тогда и вправду экономия «на лицо».
Выгодные приобретения нужно совмещать с качеством товара
Проанализируем то, что мы хотим получить на своем столе, а также что нам для этого нужно. К примеру, мы решили приготовить курицу и сварить суп. Можно сделать из одного продукта 2 блюда: купить целую курицу, разделив ее на части. Голени и филе, к примеру, оставим для тушения, а все остальное отправляем в суп. Если же покупать упаковки с определенным набором куриных частей, выходит дороже. Опытные хозяйки давно пользуются этим.
Совет: мясо и рыбу лучше брать на рынке у «своего» продавца, причем вы можете закупить сразу несколько видов этих продуктов, а дома разделить, к примеру, один большой кусок мякоти свинины на 3 части, распределив их по нескольким пакетам или контейнерам и убрать в морозилку. Сразу отделяйте мясо на кости (для супа). Так вам надолго хватит этих продуктов, а блюда будут разнообразными.
Некоторые продукты можно приготовить самим
Начнем с простого. Для начала можно изучить статьи в Сети для сбора рецептов приготовления всего того, что мы привыкли приобретать в магазинах. После этого изучим, запишем их и составим список ингредиентов, необходимых для того или иного продукта. Разница в стоимости и вкусе домашнего продукта часто не в пользу магазинного.
Во многих случаях полезнее и выгоднее приготовить что-то самим.
Рецепт домашней брынзы: нужны 400 грамм сметаны, 4 яйца, 1 литр
молока и 1 ст.л. соли. Когда молоко с солью закипит, нужно добавить сметану с яйцами и, помешивая довести до кипения. А затем вылить на дуршлаг, выстланный марлей, и поставить в прохладное место под пресс на 3–4 часа. Кстати, оставшуюся сыворотку можно использовать для блинов. В итоге получится мягкий сыр, вес которого составит около 450 грамм.
В домашних условиях также можно приготовить мясной фарш, сало, тесто, творог, мороженое и др. Экспериментируйте, сохраняйте и передавайте свой опыт. Согласитесь, что лучше один раз потратиться на хорошую мясорубку или даже мороженицу и кушать домашнюю «вкуснятину», нежели приобретать дорогие, зачастую сомнительного качества, товары.
Общество необдуманного потребления обречено на гибель. Кризис на самом деле может оказать нам неоценимую помощь в борьбе с чревоугодием и заболеваниями, связанными с ним. Это отличный шанс научиться брать и потреблять столько, сколько действительно необходимо. Проблема заключается ещё и в том, что мы стали есть больше, а работать и двигаться меньше. Кризис для нас — это исключительная возможность изменить к лучшему наш образ жизни.