Чем писали в ссср
Когда и как шариковые ручки появились в СССР
Когда и как шариковые ручки появились в СССР и когда ими стали массово писать в школах.
Немного ностальгии о СССР.
Отлично помню. когда начали массово писать шариковыми ручками в школах СССР, сам был участником данного процесса. Все происходило на моих глазах и при моем участии. Помню даже, когда в нашем районном центре Свердловской области их впервые начали продавать
Но в той, четвертой четверти, весной 1970 года шариковые ручки в нашем классе были у немногих, приблизительно у 20%. Но в начале нового учебного года года, в сентябре шариковые ручки были уже почти у всех, с начала второй четверти у каждого, как в нашем классе, так и в школе. С начала 1971 года чернильницы в нашей школе больше не использовали, со временем их списали. Хоть мне больше нравилось писать чернилами, но не макать в них, а писать наливной перьевой ручкой, в которую чернила набираются.
Больше всего мне нравилось писать наливной авторучкой. Почерк получался каллиграфический и это меняло отношение к заданию, влияло на результат труда. Жидкие чернила в нее набирались и их хватало на несколько дней.
И еще один нюанс характерный для СССР, когда ручки стоили 2 руб., то в начале 1970 года свободно лежали во всех книжных магазинах и в канцтоварах, а когда стали стоить 1 рубль, то на полгода-год исчезли из продажи во многих городах. Особенно в небольших, в том числе и в нашем. Несмотря на то, что их выпуск в СССР значительно вырос. Но длилось это недолго. Дефицит авторучек сравнительно быстро исчез. Исключение только отдаленные, глухие районы страны.
А с 1971 или 1972 года, точно не помню шариковые ручки уже стоили 70 копеек (затем 35 копеек) и стержни с 1971 или 1972 года свободно везде продавались по 15 копеек за штуку, потом они подешевели до 8 копеек. А 3 руб. стоила ручка с четырьмя стержнями: синим, красным, зеленым и черным, такая считалась крутизной. Подобную мне отец купил в Волгограде весной 1972 года, летали туда в гости к бабушке на весенние каникулы. И я очень гордился данной ручкой.
Кратко об истории производства шариковых авторучек в СССР.
Идея организовать в Советском Союзе собственное производство шариковых ручек возникла в 1949 году. Изготовлением шариковых ручек занимались предприятия местной промышленности и промкооперации. Качество продукта получилось крайне низким, первое появление шариковых ручек в СССР «вышло комом», так как на отечественном оборудовании невозможно было обеспечить надлежащее качество микрошариков для пишущего узла. Оставляло желать лучшего и качество чернил, для производства которых использовали смесь касторки и канифоли. Кстати, раньше этой смесью в СССР травили мух.
Так что можно смело сказать, что впервые в СССР производство шариковых ручек было запущено в 1965 году на Куйбышевском шарикоподшипниковом заводе. Тогда было закуплено швейцарское оборудование для производства пишущих узлов и удалось добыть рецептуру паркеровских чернил. Хоть стержни, как я уже писал выше, до 1971-1972 годов оставались дефицитом, а в отдаленных районах и дольше.
В Западной Европе и США шариковые ручки поступили в продажу в 1945 году и вызвали бешеный ажиотаж, но первые конструкции были неудачными из-за низкого качества стержней и чернил, хоть стоили запредельно дорого. В итоге в начале 50-х годов они значительно уступали по количеству продаж перьевым ручкам. И лишь в 1955 году Марсель Биш создал знаменитые шариковые ручки «Бик», качественные и дешевые, чем прославил свое имя и обеспечил победу нового над анахронизмом.
На фото: образец шариковой ручки, какие выпускали на заводе в Куйбышеве в 1965 году. Такую мне купили во втором классе. Она стоила в 1.5 раза дороже обычных ручек, считалась более престижной.
Почему до середины 1970-х в СССР действовал запрет на шариковую ручку
В советское время, как известно, лимонад был вкуснее, колбаса — дешевле, а трава — зеленее. При всех неоспоримых достоинствах, этих и подобных, существовали в стране и ограничения. Удивительно, но некоторые из них касались детей, а уж суть запрета современного школьника изумит донельзя.
Так, в школах Страны Советов несколько лет не разрешалось использовать. простую шариковую ручку. Дети писали исключительно чернилами и пером.
Почему педагоги были так строги?
Особое внимание — каллиграфии
Некоторое время, преимущественно в XIX столетии, каллиграфия была одним из основных предметов, изучаемых в церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях. С ранних лет учителя старались выработать у детей красивый почерк. Каждую неделю ученики проводили целые часы за занятиями по чистописанию. Но уже в конце того же столетия каллиграфия отошла на второй план, а педагоги рьяно взялись за иностранные языки, да и другие предметы.
В советскую эпоху педагоги уделяли большое внимание такому предмету, как каллиграфия.
С момента создания Советского государства вопросам образования уделялось просто-таки первостепенное внимание. По всей огромной стране выросли новые школы, где любой ребенок мог бесплатно учиться.
Первое время такого предмета, как каллиграфия, не было в школьной программе. Однако позже педагоги решили вернуть чистописание в учебный план, дабы выработать идеальный почерк у детей.
Считалось, что только используя перо, можно правильно поставить руку при письме.
Перо с чернилами вместо шариковых ручек
Сначала предмет назывался «Каллиграфия», затем его переименовали в «Чистописание», но задача оставалась прежней — научить ребенка красивому почерку. Занятиям уделялось максимум внимания. Уже в начальных классах дети выводили в прописях целые предложения, стараясь довести до совершенства навык письма. И действительно, у советских школьников был очень красивый почерк. Это можно заметить, взглянув в любую старую ученическую тетрадь.
Почерк у советских школьников был действительно красивым и разборчивым.
Что интересно, каллиграфии учились, используя исключительно перьевые ручки и чернила. Не каждый современный школьник сможет написать ими даже одно слово без помарок. По мнению советских педагогов, только с помощью пера можно было выработать правильную постановку руки при письме, а использование шариковой ручки только ухудшало почерк.
Последние, кстати, появились в СССР только во второй половине 1960-х годов. Однако во многих школах еще несколько лет действовал запрет на их использование. Так, вплоть до середины 1970-х в учебных заведениях массово писали перьями с чернилами. Если педагог замечал, что ученик написал текст шариковой ручкой, то только за это ребенок уже мог получить неудовлетворительную оценку за сданную работу.
За текст, написанный шариковой ручкой, могли снизить оценку.
Сегодня у многих почерк оставляет желать лучшего. В современном мире мы стали чаще набирать текст на компьютере, нежели писать его рукой. Может быть, такой предмет, как каллиграфия, стоило бы вернуть в школьные программы? Вообще в советское время было много традиций, которые не помешало бы вернуть и в наше время.
Музей СССР «20-й век»
Ретро, воспоминания, ностальгия.
Перышки для письма
«Мама мыла раму» — в бытность СССР старательно выводили первоклашки в своих тетрадях. В букваре, по которому они учились, эти слова были написаны очень красиво. Хотелось, чтобы и у тебя из-под пера выходили такие же. Для этого важны были все слагаемые: старание, качественная бумага, хорошие чернила и удобная ручка. Когда в школе учились наши дедушки и бабушки, еще не было гелевых, шариковых ручек и фломастеров. Первые самостоятельно написанные предложения они выводили перьевыми ручками – на деревянную палочку надевалось стальное перышко. Помните, еще в начале девяностых годов прошлого века их можно было встретить на почте? Как непривычно было заполнять такой ручкой бланк телеграммы…
Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности. Ее непременными спутниками были чернильница, кляксы, промокашки. Осторожно макнул ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу. Нажим при письме должен быть не очень сильный и одинаковый – только тогда перо оставляет тонкую красивую линию. Нажмешь очень сильно – испортишь перышко. Две его половинки разойдутся, и перо можно только выбросить. Поэтому сходить «купить перышки» для школьников в 50-60- годы XX века было обычным делом. За один раз удавалось написать одно-два слова, потом снова надо макать ручку в чернильницу. Неудобно? Зато использование таких письменных принадлежностей делало возможным знакомство с основами каллиграфии с самого начала обучения письму, а далее — совершенствовать навыки.
Это уже потом изобрели «вечное» перо. Его не надо было макать в чернильницу: в корпусе такой ручки находилась небольшая емкость с чернилами. Затем для удобства стали делать такие перьевые ручки, где чернила находились в легкозаменяемых баллонах-капсулах. Риск испачкаться чернилами сводился к минимуму. В восьмидесятые годы некоторые педагоги строго рекомендовали младшеклассникам писать шариковыми ручками, но некоторым за успехи в письме разрешали пользоваться современными перьевыми ручками. За это право даже начиналось в классе негласное соревновании.
Еще относительно недавно именно перьевой ручкой было положено заполнять некоторые документы, например, расписываться в паспорте при его получении. Ныне чернильная ручка с золотым пером – статусный атрибут руководителя высокого уровня, хороший подарок деловому человеку. Вот какая связь времен и традиций!
Каллиграфия – искусство письма. В дореволюционной России чистописание входило в программу гимназии. В советской школе как отдельный предмет со временем исчезло из программы обучения. Ныне при обучении родному языку первоклассники осваивают только основы каллиграфии. Между тем, в арабских и некоторых восточных странах каллиграфию до сих пор считают непременной составляющей хорошего образования. Каллиграфией люди занимаются там «для души» и в зрелые годы. Но у нас так не принято…
Давно ли вы с пристрастием просматривали школьные тетради своего ребенка? Обратите внимание на почерк. Зачастую у дедушек и бабушек, которым «ставили почерк» педагоги советской школы, он лучше, чем у нынешних школьников. Не будем спорить о преимуществах и недостатках приемов и методик обучения, которыми пользовались в школах СССР и применяют сейчас. Лучше вспомните о перышках для письма. Легко ли было младшеклассникам управляться с ними? Посмотрите, чем сейчас пишет ваш ребенок. Может быть, часть проблем будет решена, если ему просто дать несколько разных ручек (гелевых, шариковых, с корпусом потолще, потоньше) и спросить, какой именно писать удобнее?
Школьные принадлежности в СССР
Карандаши «Полицвет», металлические линейки и транспортиры, деревянные пеналы и знаменитые карандаши «Кохинор» — давайте вместе вспомним, чем пользовались советские школьники на уроках рисования, геометрии и других предметов.
Пролетели три месяца беспечного отдыха и веселья, и снова начинается учебный год. Зайдите в любой канцелярский магазин — чего там только нет! Но вспомните, как обстояли дела со школьными принадлежностями в советские времена? Чем писали и рисовали наши родители или мы сами? Сегодня мы совершим ностальгическое путешествие по миру школьных принадлежностей, которые были у каждого ребенка в СССР.
Автоматические карандаши со сменными грифелями, но не тонкими, как сейчас, вполне обычными. Некоторые школьники даже добывали для них грифели из расколотых пополам обычных карандашей.
Дешевенький пластмассовый пенал-футляр для ручек или карандашей, который открывался со звонким звуком «чпок».
Хотя с помощью крышки из тонкого пластика (которым также обклеивали парты) можно было чертить прямые линии, если линейки под рукой не оказалось.
Забыли счетные палочки, а автоматические цветные карандаши были у двоюродной сестры, очень хотела такие. Пенал вот такой был
А как же это? Держатель для книги. Удобная штука.
Ножницы до сих пор в строю! Пользуюсь!
Спасибо за ностальгический пост. Помимо сине-белого ластика, был ещё красно-белый с какими то вкраплениями, и был ещё огромный ластик за 40 коп. «Архитектор». Пенал помню ещё был пластмассовый там внутри на крышке были часы со стрелками и счеты. Циркулем особо не пользовались, покупали козью ножку.
А у меня что-то типа такого пенал был)
Насчет редкого использования лекал- не согласна. На уроках труда при построении выкроек мы этими вещами активно пользовались
Ножницы, кстати, вообще огонь. До сих пор у меня аж двое таких, и хоть бы что, краска зелёная только местами отвалилась.
А дымовухи хорошие были из лекал желтого, бардового и оранжевого цвета и еще та что с кругами, самая левая на картинке
Там где фото с «неавтоматическими ручками», которые можно грызть, есть белая ручка, с надеваемыми кольцами в виде корон. Как сейчас помню «Сакко и Ванцетти» сбоку написано было.
Вот не надо на цанговые карандаши гнать. Отличного качества были. Пользуюсь ими каждый день.
Кох-и-нуровский карандаш купил потому что проебал все кимековские со специальным точилом (на фото слева, крепится в навершии), стержни тоже всегда были (родной кимековский тубус для стержней на фото, стержни, правда, уже кохинуровские, кажется, судя по толщине: они чуть тоньше).
Офицерская линейка уже российского производства а не СССР.
На старой был логотип в виде птички и 47 коп. ЕМНИП цена.
Был такой пенальчик деревянный в 1 классе ).
Кстати, кто в курсе, где купить такой циркуль, чтоб фиксировался верхней крутилкой нужный радиус.
А то какие то детские во всех канцтоварах продают 🙁
почему рейсшина лежит рядом с логарифмической линейкой и о ней ни слова?
Налетай, не скупись,
нужен вам «Полицвет».
Обойдёшься без спальни,
но не без готовальни!
AutoCad 0.74 with Crack.
Собирались выкидывать в одном гос учреждении, урвал нахаляву.
Готовальня У32-П. 74 год выпуска, почти полный комплект.
Лол. Наливная ручка = рапитограф
И линейка не тактическая, а офицерская. Соответственно так же использовалась и в армии, что бы пометки на картах делать.
«Пролетели три месяца беспечного отдыха и веселья, и снова начинается учебный год. «
У тебя машина времени поломалась.
было все из перечисленного..
Трафареты, помню сколько ненависти к нему было, когда букву нужную пропустил. А ватман последний
Мы как то дымовуху из офицерской линейки в лифте подожгли, ну и поехали на нем. Это была ОЧЕНЬ глупая затея. Еле выбрались.
Покупал готовальню за 40 руб. в советское время. Чертил рейсфедерами тушью курсачи в институте. Забавный опыт был 😂 А логарифмическими линейками нас в 8 классе на математике учили пользоваться
Родилась в 90-х. Читала пост без особых чувств. Что-то из этого мне незнакомо, что-то активно продается и сейчас, например, я люблю карандаши «конструктор», они мне по руке.
Но потом
я увидела
Ножницы!
Те самые зеленые НоЖнИцЫ.
Аааааа.
В готовальне поролон слипся в кашу(
Немного застал такие принадлежности. Ножницы такие реально были в каждой квартире, по моему)))
Очень много сохранилось от отца, особенно трафареты запомнил и пенал с линейкой логарифмической. Лежат теперь у меня.
А вот с картинкой треугольника 60-90-30 градусов промашка. Этот деревянный треугольник был дефицитом. Его постоянно и везде искали чертёжники. В свободной продаже был деревянный треугольник 45-90-45 градусов.
Офицерскую линейку у меня старшаки отобрали,потом правда понял зачем,но батя вторую не дал! Вместо готовальни была козья лапка,ножка х/з как правильно, только круги без конкретного диаметра рисовал просто рукой,»ИЗОшница» охреневала! И я был самым крутым когда классе в 5-6 привез с летних каникул калькулятор-визитку,и старшакам моякнул мол у меня дед полковник милиции- сосите пятки дохлой обезьяны что б не отобрали! Это были 90е мы учились как могли!
Готовальню и «ящичек» для черчения мне передал по наследству старший брат. Я, помню, даже хвастал перед всеми, типа смари какой у меня антиквариат.
папками для бумаг никогда не пользовался. как и тушью. очень смутно припоминаю что то про счеты.
калькулятор у меня был «электроника бз-30».
по поводу калькуляторов и «школьных поборов». у нас, не помню уж точно, в классе 5 наверное приобретение калькулятора было настоятельно рекомендовано, практически в обязаловку. а стоили калькуляторы не сказать что дешево. если сравнивать с нынешней з/п, то вполне как годный телефон нынче. поблажки делались многодетным и ну и некоторым у кого очевидно финансовое положение было не ахти какое.
А еще из нее получалась отличная «дымовуха»
Враньё, обычные линейки не подходят.
Всё прекрасно. Да вот только иностранной канцелярии в 80-е годы я не встречала совсем.
Про фирму Koh-i-nоor мы узнали у же в 90-е, когда рухнул железный занавес, и из-за границы что-то стало поступать к нам на прилавки.
А так, да, окунули в прошлое, поностальгировала.
Выпускники, 1977 год
Средняя школа города Приозёрска, Казахская ССР.
К сожалению, мне не удалось выяснить номер школы.
Может, кто-нибудь подскажет, где именно были сделаны снимки, в Приозёрске их три, но точно привязать не удалось ни к одной.
Источник изображений: скан негатива из личного собрания, автор неизвестен.
01. На пороге школы
02. В классе («сшил» снимок из двух)
05. Отличницы, но, какие-то не весёлые.
Немного хорошего о людях хороших,…
… а конкретно – об учителях. Тут как-то был пост с обидой на учителя, и пост этот вызвал много откликов, комментаторы вспоминали, как их незаслуженно обижали учителя, и эти обиды сохранились до сих пор, хотя прошло уже много лет. Я в обсуждении не участвовал, поскольку не мог вспомнить какой-либо случай, когда меня обидел учитель. Но зато помню двух учителей, к которым у меня до сих пор чувство благодарности. О них и хочу рассказать.
Моей первой учительницей была Александра Яковлевна. Учила она меня в 1954-1958 г.г. Пожалуй, это был классический тип учителя: высокая, сухощавая, прямая, лет сорока (по нашим детским понятиям – старая, моей матери, например, в 1954 г. было 27), говорила четким, ровным голосом (не помню, чтобы она на что-то или на кого-то раздражалась и повышала голос). Конфликтов между ней и каким-либо учеником на уроке не было, хотя мы не были ангелами во плоти. Но и время, в отличие от нынешнего, было иным: авторитет учителей в глазах наших родителей был высок, и в нашей плохой успеваемости родители винили нас, а не учителей.
Александра Яковлевна именно обучала, а не оказывала услугу по обучению, как это можно слышать от многих нынешних учителей. Терпеливо объясняла, оставалась после уроков с отстающими для дополнительных занятий. Был у нее один недостаток, связанный, думаю, с возрастом: она иногда уроки физкультуры заменяла занятиями в классе, говоря, что мы вместо зарядки для тела займемся зарядкой для ума, и мы занимались устным счетом – в уме складывали, вычитали, умножали и делили числа, задаваемые ею, а хотелось побегать, попрыгать, побеситься. Пользу практики считать в уме я оценил позже, во взрослой профессиональной жизни. А когда появились и стали обыденными карманные калькуляторы, меня удивляли ситуации, в которых молодые люди, вчерашние школьники, простые арифметические действия выполняли не в уме, а на калькуляторе, причем медленнее, чем я просчитывал в уме.
За четыре года начальной школы никто из учеников не отсеялся по неуспеваемости, да и вообще понятие «двоечник» в классе применить было не к кому. Заложенный в нас базис знаний, умений и отношения к учебе в дальнейшем помогал и в школе, и в вузах, куда многие из нас поступили после школы. Спасибо Вам, Александра Яковлевна!
А в середине 80-х позвонила мне бывшая одноклассница, сообщила, что Александре Яковлевне на днях исполнится 70 лет, и она (одноклассница) собирается послать ей поздравительную телеграмму, и не буду ли я против, если в телеграмме напишет и мою фамилию. Я был против, поскольку посчитал, что две телеграммы с одной подписью лучше, чем одна с двумя. В юбилейный день сходил на почту, написал поздравление и подписался «Ваш ученик 1954-1958 г.г. ». Когда отдавал телеграмму приемщице, женщине пенсионного возраста, она прочитала текст и аж засветилась. Сказала, что она бывшая учительница, и такая телеграмма дорогого стоит. А когда приехал погостить в родительский дом, мать рассказала, что Александра Яковлевна, получив две телеграммы, была весьма обрадована и тронута и восприняла это как свидетельство, что не зря прожила свою жизнь. Не зря, Александра Яковлевна, не зря!
Вторым учителем, которого я вспоминаю с благодарностью до сих пор, был Андрей Петрович, математик и наш классный руководитель в 5-8 классах (школа была восьмилеткой). Он бывший фронтовик, командовал артиллерийской батареей, награжден орденом Красной Звезды, был серьезно контужен. Контузия на умственных способностях не сказалась, но вспыльчивость у него была несколько повышенной, хотя и успокаивался он быстро. Как-то один из моих соучеников во время урока вертелся и разговаривал, не реагируя на замечания учителя, и рассерженный Андрей Петрович взял его за шкирку и понес к вешалке, чтобы подвесить на крючок. Пока нес, оба передумали: ученик – шкодить, а Андрей Петрович – вешать (хотя, конечно же, не подвесил бы).
Андрей Петрович любил и нас, и свой предмет. Наш класс ему пришелся по душе, как-то в минуту откровенности он сказал нам, что у него был только один такой же класс – первый в его учительской работе класс, который он вел, вернувшись с фронта. Андрей Петрович, по его словам, тогда не сильно отличался от своих учеников: и сам был молод, и ученики тяжелых военных лет взрослели быстро. Он не только их обучал, но и проводил с ними свободное время – играл в прятки и прочие игры, каковых в наше время было немало.
А как преподавателю математики Андрею Петровичу равных я не встречал. Объяснял он просто и наглядно, особенно по геометрии. Он разработал массу наглядных пособий на основе складных картонных плакатов. Доказательство теоремы, например, теоремы о равенстве треугольников, наглядно сводилось к тому, что Андрей Петрович показывал нам плакат с двумя треугольниками, у которых что-то было одинаковым (какие-то стороны или углы), потом складывал плакат, и треугольники накладывались друг на друга, полностью совпадая (уже во взрослой жизни я прочитал, как Пифагор обучал геометрии своих учеников, рисуя им картинки, и увидел некоторые параллели с методом Андрея Петровича). Андрей Петрович к изготовлению этих пособий привлек девчонок нашего класса, и как-то однажды я в передаче местного радио услышал рассказ и о нем, и его пособиях, и фамилии девчонок, которые ему помогали рисовать и клеить пособия.
Мы попали под хрущевскую реорганизацию школьного образования, когда ввели производственное обучение, 11-й класс, а неполное образование из семилетнего стало восьмилетним. В восьмом классе у нас добавилось учеников из школ (в основном сельских), которые не успели стать восьмилетками. И вот тогда мы увидели разницу в математической подготовке нас и новых учеников. Андрей Петрович для начального знакомства вызвал к доске новую ученицу с отличной оценкой за седьмой класс, выделил ей половину доски, а ко второй половине поставил нашего троечника, Стал давать им одинаковые задания, и оказалось, что уровень знаний у них примерно равный.
Андрей Петрович хорошо знал наших родителей, и нас воспитывали совместными усилиями. Уже много позже, когда мы вошли во взрослую жизнь, а Андрей Петрович ушел на пенсию, он, встречая мою мать, всегда интересовался моей жизнью и радовался моим успехам. И, по словам бывших одноклассников, я не был исключением.
Иногда мы обижались и ворчали по поводу строгостей Андрея Петровича, а он действительно бывал и строг, и требователен. Он, видя это, говорил нам неоднократно: «Вы сейчас обижаетесь, но станете взрослыми и не раз вспомните меня добрым словом». И действительно, учась в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности я не раз добрым словом поминал Андрея Петровича. Вспомнил и сейчас благодарной памятью.
Про гуманитария, математику и репетитора
Довелось учиться в позднем СССР/перестройку. В школе отставала по математике.
С ней была просто беда. Так, как по остальным предметам училась хорошо, математику мне «натягивали». Но в выпускном классе математику стала вести молодая амбициозная преподавательница, которая ставила то, что заслужил.
Итог: мне грозила двойка по математике и справка вместо аттестата.
Моя мать подсуетилась и наняла мне преподавательницу из технического ВУЗа. Очень приятную женщину в возрасте, еврейку. Таких мягких и очаровательных людей я редко встречала в жизни. С первого же урока я начала что-то понимать. Каждый урок шел буквально за год. Встречи были как праздник.
Контрольную годовую я написала на 5, и, одна единственная в классе, верно решила дополнительное задание. Учителя не понимали: я у кого-то списала? Но у кого, ведь никто не решил дополнительное задание!
Много лет мучительных страданий и всего несколько уроков у талантливого педагога.
«Неуместная фантазия»
Наша кадровичка рассказывала.