Чем писали в двуречье
Чем писали в двуречье
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шумерская клинопись
Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия).
Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом.
Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины – вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.
Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.
В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды. Писали тоже на глиняных табличках.
Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.
Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.
Первоначально это были простые рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография.
Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.
Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.
А вот и наши «шумерские записи»:
Клинопись – письменность Двуречья (3 фото)
Двуречье или Междуречье – это исторически устоявшийся регион, расположенный между реками Тигр и Евфрат. Существовавшее в Двуречье письмо называют клинописью. Как зародилась такая манера письма, и почему она носит это название?
На территории этого региона существовали древние города, где царили особые законы, удивительные обычаи, была своя религия и видение мира. Именно здесь более 6000 лет тому назад возникла особенная система письма, которая известна современникам как клинопись Двуречья. На протяжении всей истории существования человечества людям приходилось приспосабливаться к сложным условиям мира, учиться брать от него все, что нужно для выживания, а впоследствии и для комфортной жизни.
Если у египтян не было проблем с папирусом и камнями, на которых можно было фиксировать свои иероглифы, то у жителей Месопотамии с этим были проблемы. Но зато в избытке была глина. Из этого доступного материала возводили жилища, изготавливали посуду. Люди отмечали, что на мокрой глине легко отпечатываются следы людей и животных. И они решили попытаться использовать ее для фиксации записей. Но наносить на сырую глину сложные знаки было трудно. Значительно легче дело пошло при использовании заостренной палочки с треугольным основанием. Эта идея и стала отправной точкой появления знаменитой клинописи Двуречья, благодаря которой до нас дошли сведения об этом интересном и удивительном регионе и его жителях.
Естественно, так называемые книги отличались друг от друга. Блинчики, на которых упражнялись в чистописании школяры древности, не сушили. По окончании урока нанесенные знаки просто стирались, и табличка использовалась повторно. Но при высушивании на солнце важные данные сохранялись гораздо дольше. Ценную информацию, зафиксированную таким способом, хранили довольно долго, обжигая таблички на открытом огне.
Желающим освоить грамоту сначала предстояло изучить матчасть, то есть научиться изготавливать сами таблички. Задача эта была довольно сложная, поскольку глина была не особенно чистой и содержала массу примесей, от которых нужно было избавиться. Затем на поверхность будущей заготовки наносились линии, чтобы знаки и направление написания не искривлялись. И только после этого ученик приступал непосредственно к выдавливанию букв.
Особенностью распространения письменности в этом регионе являлась ее доступность для широких слоев населения. Писать умели не только богатые и знатные люди, но и простолюдины. Возможно, что именно в связи с этим в обществе активно развивалось устное творчество: люди сочиняли поэмы, стихи и не только.
Таким образом, созданное в Двуречье письмо носит название клинописи по той причине, что для выдавливания знаков использовались доступные для этой территории материалы – таблички из сырой глины и клинообразные заостренные палочки. Спецификой такого письма было нанесение знаков налево столбиками в виде пиктограмм. То есть каждому значку соответствовало определенное понятие либо значение.
на чём писали двуречье индии и китае
Письменность в Двуречье
Для деловой переписки нужен был простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Евфрата и Тигра не рос. Жители Двуречья научились писать острой палочкой на маленьких табличках из сырой глины. Если документ был важным, таблицу высушивали на солнце или обжигали. После этогоее можно было хранить очень долго. Много таких табличек сохранилось до нашихдней.
Письменность в Китае
Письменность в Китае возникла еще в древности (III тыс. до н. э.) Археологи нашли много старинных предметов с надписями: это посуда, кости для гадания, панцири черепах. В период правления династии Циньбыло введено единое для всей страны письмо. Оно дошло до наших дней почти без изменений.
Знаками в китайском письме есть иероглифы. Каждый иероглиф означал отдельное слово. В древнекитайского письме использовалосьоколо 10 тыс. иероглифов. Знаков препинания не существовало. Поэтому обучение грамоты требовало много времени и усилий. Сначала китайцы писали на панцирях черепах, костях животных и на бронзовом сосуде.
В I тыс. до н. э. китайцы писали кисточкой на дощечках из бамбука. Кисть макали в лак, изготовленный из сока дерева. Попомощью кожаного или шелкового шнурка бамбуковые дощечки соединяли в особую книгу. Подобная книга могла занимать целый воз, а то и больше.
Впоследствии китайцы начали использовать для письма шелковые ленты.
На них было удобно писать, но шелк в то время был очень дорогим материалом.
В конце I тыс. до н. э. начали писать на бумаге. Бумага былазначительно дешевле шелк и удобнее, чем бамбуковые дощечки. Иероглифы писали столбцами сверху вниз.
Письменность древней Индии
Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не
осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние
средневековые хроники.
Письменность Древней Месопотамии – кратко
14-09-2015, 11:01 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (7 819)
Письменность Древней Месопотамии – кратко
Шумеро-вавилонская письменность
Используемая в Древней Месопотамии аккадско-вавилонская система письма базировалась на шумерской. Она восприняла от нее принцип огласовки, чуждый другим семитским письменностям (например, финикийско-еврейской), в которых передавались графически лишь согласные звуки, а гласные добавлялись читателем произвольно (в зависимости от местного диалекта и иногда ошибочно).
Твердая фиксация в письменности основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и семиты-вавилоняне были обязаны этим достижением своим учителям – не относившемуся к семитской семье народу шумеров.
Система письма, употреблявшаяся народами Древней Месопотамии и распространившаяся впоследствии за её пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.
Однако своеобразная графическая шумеро-вавилонская система, резко отличающаяся от египетской или китайской иероглифики (и других видов письменности), не была изначальной.
Древнейшее письмо в Месопотамии, как и всюду, было рисуночным. При этом очень часто один и тот же рисунок (логограмма, или, как говорили прежде, идеограмма) имел целый ряд различных значений.
Например, изображение глаза означало в древней месопотамской письменности не только этот орган, но и производные понятия («лицо», «перед», «передний», «прежний»). Два вертикальных штриха (позднее три вертикальных клина – один большой, а два маленьких), символизирующие струйки воды, обозначали не только «вода», но и «сын». На этом дело не остановилось. Поскольку слово «вода» по-шумерски звучало «а», данный знак стал передавать эту гласную в словах, не имеющих никакого отношения к воде, и превратился в обыкновенную букву – точнее, в слоговой знак, состоящий из одной гласной с придыханием. Большинство письменных знаков превратилось в слоги из двух (согласного и гласного) или трех звуков.
Однако в одном и том же тексте этот простейший знак употреблялся то как буква «а», то как слово «вода» (по-аккадски «му»), то как слово «сын». А ведь это один из самых легких знаков. Бывали случаи, когда один и тот же письменный знак имел до десяти и более значений.
Развитие клинописных знаков в Древней Месопотамии
Такая многозначность вызывала огромные затруднения. Чтение текста превращалось иной раз в настоящее решение ребусов, и только опытный и внимательный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Представим себе, что перед нами надпись, в которой после буквы «о» стоит крестик, а затем написано «ность». Мы прочтем «окрестность», а между двумя цифрами тот же крестик прочтем как «плюс». А что если таким способом будут написаны тысячи слов?
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
По мнению одних учёных, грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Однако другие полагают, что в Древнем Шумере, зная всего 70-80 слоговых знаков, можно было неплохо читать, и подобная «начальная письменная грамотность» была широко распространена.
Глиняная табличка из Шуруппака с образцом древней месопотамской письменности. Ок. 2600 до Р. Х.
Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств требовались грамотные люди. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель – «владеющий хлыстом».
До нас дошли сотни тысяч месопотамских клинописных текстов, главным образом на глиняных пластинках (таблетках), но отчасти вырезанных на каменных плитах и металлических предметах. Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с литературным и научным творчеством народов Древней Месопотамии.
Как и в других древних странах, это творчество носит на себе отпечаток религиозно-мифологического мышления, которое лишь медленно и постепенно преодолевалось, и притом далеко не окончательно.
Урок по истории «Древнее Двуречье»
Выбранный для просмотра документ ур Двуречье.doc
Урок в 5 классе на тему: « Древнее Двуречье ».
Тип урока: введение нового материала.
сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;
ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья.
познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира;
воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;
формировать навыки самоконтроля;
развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;
развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.
компьютер, экран, мультимедиа, презентация, карта «Египет и Передняя Азия в древности», ТПО по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира.
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
Вся презентация состоит из 17 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.
План урока: 1. Географическое положение Двуречья.
2. Древнейшие города и занятия древних шумеров.
3. Занятия и быт жителей Двуречья.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Актуализация знаний. Формирование мотивации.
Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование, целеполагание.
Есть у меня шестёрка слуг,
И всё, что вижу я вокруг
Они по знаку моему
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Учитель: Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.
Вопрос: С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет).
Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.
Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества? (Наличие письменности, городов, государств).
Недалеко от Египта, на территории раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.
Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам Западной Азии можно д остичь границ какого-то государства, которое называется Двуречье.
Как вы думаете, почему, она получила такое название?
Какие крупные реки находятся в этой стране?
Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Еще ее называют Междуречьем или Месопотамия. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.
Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.
Знакомство с текстом Геродота. Определение темы, главной мысли.
Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.
Работа с историческим источником: Геродот.
… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).
… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.
Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Плодородная).
Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).
Образ жизни жителей Двуречья похож на образ жизни египтян? Чем?
Без какого растения не мог прожить простой египтянин? Почему?
(из папируса делали бумагу, лодки, сандалии, плели циновки, канаты, паруса, сетки, корни использовали в качестве топлива и т.д)
Учитель: Значит, самым распространенным материалом в Египте был папирус.
Учитель: Как вы думаете, какой материал будет наиболее распространен в Двуречье?
(Работа с презентацией)
Учитель: Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?
(
Общее: в Двуречье, как и в Египте происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. В одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
Различие: Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая всё на своём пути).
Учитель: Что же оставалось после такого разлива?
Учитель: Можно ли использовать ил в строительстве, для изготовления каких-либо изделий, в письменности?
-А рос ли папирус вдоль Тигра и Евфрата?
Тогда что они будут использовать? Что это за материал?
Да, не смотря на то, что строительного материала было мало, в городах строились, дома, дворцы, храмы. (слайд)
Работа с иллюстрацией: стр. 63.
Как назывались самые крупные города? (Ур и Урук).
Посмотрите на слайд. Здесь изображены стены города Урук. Почему такие широкие стены?
Посмотрите стр. 65, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм). Что такое храм? (Жилище богов).
В Месопотамии они назывались зиккуратами.
— Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).
— Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).
— Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов).
Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню, посвященную древнешумерской богине плодородия И штар, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.
Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем «фонарики».
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:
И ШТАР – богиня плодородия и любви.
Посмотрите на таблички, на которых изображены боги. Из какого материала они сделаны?
Найдите в тексте, как называлось такое письмо и перечислите его особенности.
Работа с текстом учебника: стр. 65 – 66, п. 4.
На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).
На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).
Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот).
Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).
Где было легче учиться в Египте или Двуречье?
IV . Закрепление знаний, полученных на уроке.
Самостоятельная и коллективная работа.
Задание 1: игра «Да» или «Нет».
Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).
2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).
4. Бога солнца звали Ш а маш. (Да).
5. К богине И штар ходили за урожаем и детьми. (Да).
8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).
9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).
Задание 2: р ешите задачу.
В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья.
Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте своё мнение. ( Ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, т.к. вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, конюхов, музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, т.к. из двух тысяч гробниц всего лишь несколько отличались от других (золотыми украшениями, нахождением слуг, конюхов).
Задание 3: работа с историческим документом «Миф о потопе» стр. 65 учебника.
Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей).
Какому человеку бог Э а сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнап и шти).
Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат).
Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований).
Задание 4. В рубрике «Подумайте»: Объясните, почему в Двуречье богатые люди в завещании среди прочего имущества указывали деревянную табуретку и дверь?
На какой вопрос мы должны найти ответ в конце урока?
(какой материал наиболее распространен в Двуречье?)
(Работа с презентацией)
-Где использовали глину?
Строительство ремесло письменность
Домашнее задание: пересказ § 13 и ответить на вопросы к тексту. Рабочая тетрадь: задания к теме «Древнее Двуречье» № 45
Список использованной литературы и Интернет-источников:
Всеобщая история: Учебное электронное издание. История Древнего мира. М.: ООО «Кордис & Медиа», 2014 г.
Школьная энциклопедия. История Древнего мира. М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2013 г.
- Чем писали в греции
- Чем писали в древней греции